Age of Steam – история или реальность?

Железнодорожные детища Мартина Уоллеса заслуживают определённый интерес. С одной стороны, они похожи друг на друга, как братья (пусть и не близнецы). Но с другой стороны имеют свою и очень приличную аудиторию. Шутка ли, но Age of Steam, Steam и Railways of The World практически с самого выпуска обитают в первой сотне BGG и не особо собираются её покидать. В связи с этим интересен данный обзор, раскрывающий историю создания Age of Steam и причины того, что игра актуальна и сегодня. 

История игры

Разработчиком игры Age of Steam является легендарный Мартин Уоллес. Уоллес, рождённый в Великобритании, начал разрабатывать игры ещё в 90-х годах. На сегодняшний день он широко известен своими творениями, которые достигли высот на BGG. При этом он трижды завоёвывал почётную награду International Gamers Awards.

Данная награда присуждается ежегодно коллегией наиболее известных игроков по всему миру. Её заявленной целью является «Обнаружение выдающихся игр и разработчиков, а также компаний, издающих их».

Первым опытом Уоллеса в играх «про поезда» была Lancashire Railways, изданная в 1998 году. А уже в 2000 году, после знакомства с играми серии 18хх, у него зарождается идея создания Age of Steam. «Меня осенила возможность совмещения идей перевозки грузов (Lancashire) и системы тайлоукладства игр 18хх», — признаётся он. «Результатом этого объединения является Age of Steam».

Сразу же после этого Уоллес приступил к реализации своей идеи, и первый прототип был готов в 2000 году. Хоть, по его словам, базовые механизмы товародвижения и тайлоукладства остались неизменными, он внёс в них несколько исправлений. Дополнительные возможности, ранее представленные картами, стали ячейками действий, кроме этого, были изменены тайлы железных дорог. В конце концов он упростил места соединений железнодорожных путей, ограничив их только городами.

В итоге, игра была выпущена в 2002 году, как раз к выставке в Эссене. Уоллес вспоминает интересный случай: «В день вылета в Эссен я никак не мог найти паспорт, и в результате остался дома. Остальные члены команды по прибытии на выставку доложили мне об ошибке в тираже (на Денвере было неверное число). Поэтому у меня появилась возможность изготовить стикеры на замену, так что возможно мне сильно повезло, что я не полетел с остальными».

Age of Steam сразу же начала пользоваться успехом. Все ранние обзоры наполнены исключительно позитивными эмоциями, поэтому в 2002 году игра завоевала Meeple’s Choice Award, а уже в 2003 – International Gamers Award.

Что и говорить, игра популярна и по сей день. Она до сих пор в первой сотне BGG, и за это время переведена на множество языков. Выпущена куча дополнительных карт в качестве дополнений, которые покрывают каждый уголок земного шара (и даже Луну). С 2008 года и по сей день игра выпускается под логотипом Eagle Games.

В 2009 году в издательстве Mayfair было выпущено ответвление, известное нам, как Steam.

Геймплей

Каждая из карт-дополнений к Age of Steam имеет свои особенности геймплея, но в целом все дополнения похожи друг на друга.

Каждому игроку выдаётся по 10$ в виде 2 акций, а также по 5 дисков, определяющих:

  1. уровень локомотива (определят дистанцию перевозки товаров);
  2. уровень дохода (сколько денег игрок получает каждый ход);
  3. порядок хода;
  4. количество выпущенных акций;
  5. выбранное игроком действие.

Кроме этого игрок получает маркеры собственных дорог, которые в более поздних редакциях игры были представлены маленькими локомотивами.

Каждый ход состоит из 10 фаз, а количество ходов определяется картой и количеством игроков

В первой фазе все занимаются выпуском акций. Игроки получают деньги при выпуске акций и от собственного уровня доходов. Каждая акция принесёт игроку 5$, но выпускать их следует аккуратно, так как в конце каждого хода придётся выплачивать дивиденды по 1$ за акцию.

Во второй фазе проходит аукцион за право ходить первым. Игроки делают ставки, повышают или выбывают с аукциона, при этом первый выбывший забирает свою ставку себе, следующие должны вернуть в банк половину ставки, а два финалиста отдадут полную сумму.

Третья фаза представляет собой выбор действий, предоставляющих игрокам специальные возможности. В порядке очерёдности участники выбирают из следующих доступных действий:

  1. Первая доставка, позволяющая первым перевозить товары;
  2. Первое строительство, благодаря которому игрок получает право на прокладку железнодорожного пути первым;
  3. Инженер, позволяющий выложить 4 тайла железных дорог вместо максимальных 3-х;
  4. Улучшение локомотива – продвижение по специальному треку локомотивов;
  5. Урбанизация – возможность положить тайл увеличения города перед постройкой железнодорожного пути;
  6. Производство, позволяющее игроку доставать кубики товаров из мешка и выкладывать их на пустые ячейки товаров;
  7. Очерёдность хода, позволяющая в следующем аукционе один раз спасовать, не выходя из аукциона.

Четвёртая фаза позволяет прокладывать железнодорожные пути на карте. Каждый игрок может выложить до 3-х участков железных дорог (выбравший инженера может выложить до 4-х участков). Железнодорожный путь должен соединяться с уже существующими участками и не может уходить за карту. Также он не может соединяться с путями другого игрока. Участники отмечают свои участки маркерами соответствующих цветов. Прокладка путей на равнине стоит 2$, переход через реку обойдётся в 3$, а туннели в горах потребуют затрат в 4$. Есть и дополнительные затраты на прокладку путей, если необходимо их проложить через города или через уже проложенные другими игроками пути. Можно в текущем ходу не закончить путь, но будьте осторожны: такой путь считается незанятым, и его в следующем раунде могут присвоить себе конкуренты.

Пятая фаза посвящена перевозке грузов, представленных кубиками. Игроки перевозят грузы из города в город, при этом количество встреченных по пути городов определяется текущим уровнем локомотива. Как только цвет груза соответствует цвету города, в который он попадает, он прибывает в место назначения. Каждый пройденный таким образом город увеличивает уровень дохода игрока, так что иногда выгодно умышленно избегать слишком быструю доставку товаров и выполнять её по замысловатой цепочке. Для перевозки можно использовать пути других игроков, но при этом придётся повысить им уровень дохода. В одном раунде можно 2 раза заниматься перевозкой, но вместо одной перевозки можно выбрать улучшение локомотива.

В шестой фазе игроки получают доходы в соответствии с их размером.

В седьмой фазе приходится рассчитываться с долгами, которые составляют 1$ за каждую акцию и за каждый уровень локомотива. Долги нужно выплатить наличными, а если их недостаточно, придётся понизить текущий уровень дохода. А если доходы падают ниже нуля, то такие горе-железнодорожники выбывают из игры.

В восьмой фазе доходы игроков падают на заранее предопределённое количество позиций в соответствии с текущим уровнем дохода.

В девятой фазе происходит пополнение товаров. Бросаются кубики (по 1 на игрока) и на выпавшие номера городов кладётся по 1 товару.

В последней десятой фазе просто продвигается маркер раундов.

По завершении финального раунда происходит подсчёт победных очков. Каждый получает по 3 очка за каждый доллар дохода на треке доходов плюс по 1 очку за каждый выложенный тайл путей. За каждую выпущенную акцию вычитается по 3 очка. Деньги не имеют значения при подсчёте.

Выдержала ли игра проверку временем?

В одной из моих компаний Age of Steam является любимой игрой, в которую рубятся по несколько раз за год. Когда я впервые сыграл в неё меня предупредили: главное – не достигни финансового дна раньше времени. Поэтому я всеми силами старался избежать банкротства. Внезапно я осознал, как же тщательно нужно планировать свои действия и какая щедрая награда будет за проявленный разум. И тогда я понял, что это – лучшая для меня игра из категории доставки грузов.

В игре постоянно ощущается напряжение из-за непрерывной конкуренции за прокладку путей и доставку товаров. В течение игры перед каждым участником лежит множество путей развития, например, для меня извечной дилеммой является оптимальное количество выпущенных акций. Игра не прощает ошибок, но в этом и её изюминка – это мощная схватка настоящих интеллектуалов.

Age of Steam довольно глубока по геймплею. При этом с учётом множества дополнительных карт существенно повышается вариативность.

Но несмотря на эту глубину, научиться играть совсем не сложно – всё просто и понятно, я неоднократно обучал новичков, и это было весьма быстро.

Если говорить об арте, то он скорее функционален, чем привлекателен. Но некоторые дополнения выполнены в более красочном стиле, а в последних редакциях игры качество компонентов выели на очень достойный уровень.

Исходя из вышеперечисленного, становится понятно, за счёт чего игра завоевала свои награды и до сих пор держится в топе 100 на BGG. Не так много игр столь обладают такой глубиной, имеют высокий уровень напряжённости и предоставляют такое многообразие стратегий, так что я надеюсь, что Age of Steam останется актуальной ещё десятки лет.

Age of Steam, Обзоры



Похожие записи
  • Золото премии Tric Traс досталось Five Tribes
  • Мягкие миплы – каждому дому
  • Мартин Уоллес упрощает A Study In Emerald
  • Памятка по игре «Steam»
  • Путешествия во времени от Дональда Ваккарино
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.