Аналитика настольных игр. Выпуск 1. Почему вымерли CMG?

Как иногда говорится: “Что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно”. Данное высказывание довольно хорошо подходит для большинства сфер в нашей жизни, в том числе и настольных игр. Ко второй категории относится жанр CMG, коллекционных игр с миниатюрами, которые уже вышли из моды, и, скорее всего, к нам уже не вернутся. Подробнее рассказывает читатель по имени Завен.

Collectible Miniatures Game (CMG) – это особый поджанр скирмишей и варгеймов, в котором, как правило, довольно большое количество уникальных миниатюр, и распространяются они при помощи бустеров.

В конце 90х годов – 2000х, это было одно из наиболее востребованных и популярнейших направлений. Но где-то начиная с 2010х, данные игры окончательно сошли со сцены, оставив пару представителей, которые уже не отражают былого размаха данного поджанра.

Причины появления.

Причин появления и развития данного поджанра было две, но главная была – высокая популярность жанра CCG (Collectible Card Game), конкуренцию которому пытались создать при помощи миниатюр. В те годы, бешеная популярность таких игр как Magic The Gathering, Star Wars CCG и Pokemon CCG, вынуждали конкурентов придумывать новые способы заработать, и одним из них стал как раз таки CMG.

Второй причиной стало – востребованность игр с миниатюрами на рынке. Но, по тем временам, выпускать игру с высококачественными миниатюрами (как в CMG), было очень накладно, и такая игра своими продажами, скорее всего не покрыла бы затраты на производство.

История

Первопроходцем в жанре CMG стала игра японская Yu-Gi-Oh! Dungeon Dice Monster, вышедшая в 1996 году, однако до американских и европейских игроков она добралась только в 2002 году в урезанном виде.

Не смотря на то, что в конце 90х появилось несколько CMG, реально достойные представители жанра стали появляться в 2000х. В 2000 и 2002 годах появились две версии игры Mage Knight от Wizkids. Также этой же компанией, в 2002 году была запущена Mechwarrior, ставшая одной из самых долгоиграющих игр в жанре. В 2002 году также состоялся единственной CMG, которая до сих пор существует практически в том же виде – Heroclix.

2003й год стал одним из самых урожайных годов для CMG. Во-первых, была выпущена D&D miniatures game, которая со временем стала самой популярной игрой в данном жанре. Во-вторых, стартовала Lord of the rings Combat Hex. И в-третьих, компанией Wizkids выпустила на рынок три игры, две из которых распространялись в блистерах – Shadowrun Duels, Crimson Skies. Игрой в бустерах была – Creepy Freaks.

2004й год запомнился паразитированием на старых идеях. Sabertoth совместно с Mattel загубила свою систему Combat Hex, выпустив провальную Shaman King. D&D miniatures game обзавелась братом-близнецом во вселенной Star Wars, а Wizkids продолжала клепать свою систему Clix. С этими крупными релизами, практически незамеченным прошел релиз абстрактной стратегии Navia Dratp, которая, на мой взгляд, является одним из самых необычных представителей жанра.

В 2005 году не вышло ничего интересного, кроме провальных попыток привнести что-то новое, вроде Zypods, и абсолютно отвратительной Attactix. А вот 2006 год, можно смело назвать самым богатым годом, на новые игры, правда, большинство из них пережило всего 1 сет, но все же. Wizards of the coast, почувствовав,  что рынок прогибается под них выпустила сразу две игры – Dreamblade и Star Wars Starship Battles; Wizkids запустила HorrorClix, также на рынок ворвалась коллекционная игра с покемонами, с на мой взгляд, самым красивыми миниатюрами на рынке.

2007-2008 года стали последними годами, когда активно выходили новые игры, далее ранее запущенные по большей части закрывались. В основном это были новые виды системы Clix, которая полностью оккупировала  рынок. Но помимо этого были запущены две игры по Axis and Allies, вторая редакция D&D Miniatures, полюбившаяся большому количеству игроков World of Warcraft Miniature game и эксплуатирующая треш-тематику Monsterpocalypse.

В 2009 году после более 5 лет существования закрылась Star Wars Miniature, затем практически сразу после релиза второго сета был закрыт World of Warcraft, не смотря на то, что третий сет и новый режим игры были уже готовы к релизу. Недолго просуществовал и Monsterpocalypse также закрывшийся в 2009 году, выдержав только 5 сетов. А спустя пару лет закончилась полноценная поддержка D&D miniatures game, и на рынке осталась одна Wizkids с их Heroclix и его различными вариациями.

На данный момент, в 2015 году, существуют только 1,5 игры, которые распространяются через бустеры – это Heroclix (и все его производные)  и Krosmaster Arena (которая не полностью в закрытом формате). Но не смотря на это, данные игры слабо похожи на CMG 2000х годов, в бустерах которых шло от 3 до 7 миниатюр. В бустерах данных игр идут только по одной миниатюре. Также компания Wizkids выпускает Pathfinder Battles и D&D, фигурки из которых используются для визуализации основных игр.

Причины вымирания

Уже практически со сто процентной вероятностью можно сказать, что жанр CMG в прежнем виде существовать не будет. К этому были определенные предпосылки и причины. Но давайте, попробуем в них разобраться:

  • 1 причина – экономическая ситуация в мире. В 2008-2009 годах, произошел печально известный мировой финансовый кризис, который повлек за собой рост цен у производителей, в том числе и миниатюр. Производство в Китае стало гораздо дороже, что неминуемо повлекло бы за собой рост цен на бустеры и как следствие снижение на них спроса.
     
  • 2 причина – дорогой запуск. Запуск любой CMG оказывался довольно накладным для издателей. Поскольку помимо так называемого стартового набора, было необходимо обеспечить рынок достаточным количеством бустеров. Что само по себе стоило издателям много миллионов долларов. Не говоря уже о довольно дорогой стоимости разработки и дизайна миниатюр. По сравнению с запуском прямого конкурента в лице CCG, разница могла быть в два, а то и в три раза больше.
     
  • 3 причина — провал или небольшой успех последних игр. Большинство игр, которые были запущены в 2005-2008 годах довольно быстро закрывались, успевая обрасти небольшим количеством сетов и, не принося издателям большую финансовую выгоду.
     
  • 4 причина – снижение интереса со стороны крупных издателей. Даже такие мастодонты как Wizard of the Coast перестали вкладывать в свои игры, предпочитая направлять свои усилия в другие направления. Так мир потерял Dreamblade и Star Wars, которые ушли на покой в 2007 и 2009 годах соответственно.
     
  • 5 причина – самокопирование. Большинство игр представляли собой копирование механика ранее вышедших успешных игр. Были, правда и новаторские игру наподобие Navia Dratp и Monsterpocalypse, которые не имеют аналогов, копирующих их механику, и при этом являются единственными подобными проектами издательств.
     
  • 6 причина – большое распространение игр в блистерах. На тот момент, игроки уже малость устали от того, что покупают кучу бустеров, а коллекцию собрать так и не получается и переключились к более простому в этом плане варианту – к играм в блистерах.
     
  • 7 причина – изменение модели распространения крупными издателями. В один момент, крупные издатель в лице Wizkids решил обезопасить себя от тонн, не купленных бустеров сделав их гораздо более ограниченными. На данный момент все игры Wizkids распространяются в бустерах, в каждом из которых содержится только по одной фигурке. Это позволило им существенно увеличить продажи бустеров, при этом снизив их стоимость. Но, имелся и обратный эффект – игроки которые раньше покупали CMG восприняли данную модель в штыки, мотивируя это тем, что раньше купив 10 бустеров можно было составить две большие армии, а при нынешней модели приходится брать 2 дисплея чтобы это сделать.

Резюмирование и перспективы

Сама задумка CMG была неплохая – составить конкуренцию CCG и при этом добавить хорошую визуализацию в лице миниатюр. Однако по большей части, недальновидность издателей привела к тому, что игроки быстро отвернулись от этого жанра. На данный момент, как было сказано выше, осталось только две подобные игры – Heroclix и Krosmaster Arena. Первая, по большей части существует за счет детской аудитории и фанатов супергеройских комиксов (Основной уклон в игре сделан на супергероев), а вторая пошла по более сложному пути. Изначально Krosmaster Arena распространялась в бустерах только на территории Франции, а в остальном мире – в блистерах. Второй сезон игры в этом плане стал гибридным её можно было купить и в блистерах и в бустерах. Начиная с 3его сезона – игра полностью переходит в закрытый формат. Однако, это локальный успех, который, скорее всего не позволит говорить о полном возрождении жанра. Более того, скорее всего жанр уже умер, и для его полноценного возрождения, нет никаких предпосылок.

Статьи



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.