Battle for Stalingrad. Мнение об игре

На «Тесере» опубликован обзор малоизвестной карточной игры Battle for Stalingrad. Вроде бы ничего такого, просто небольшая военная настолка. Но, во-первых, написано интересно, во-вторых, игра ассиметричная, в-третьих, ещё и с первого взгляда кажется несбалансированной, но если копнуть поглубже, оказывается всё нормально. В общем, заинтересовался. Сыграл бы при случае. 

В этом обзоре речь пойдёт про карточный варгейм от Дэна Верссена Battle for Stalingrad. В своё время, как только была запущена кикстартерная кампания по ней, в рунете немалое количество человек вложились в проект. Через некоторое время после того, как игра пришла, некоторыми игроками при отыгрыше нескольких партий было отмечено, что она несбалансирована, немцы побеждают практически всегда из-за особенности одной из своих карт. К сожалению, сыграв 2 партии, я «убедился» в этом, и отличная нестандартная игра была подвергнута незаслуженному забвению…

…Пока в этом году я неожиданно не вспомнил о ней. Итак, представляю вам Battle for Stalingrad!

Жетоны с символикой отмечают героические подразделения, которые одержали победу, заняв локацию с боем, либо отстояли её, не дрогнув и не отступив. Дивизии с таким жетоном атакуют с модификатором +1 к силе и при отступлении могут затерпеть на хит больше.

Правила игры

Посмотрим на содержимое коробки: правила, карты и горсть жетонов трёх видов. И никаких, упаси боги, модных миниатюр (а что, судя по состоянию дел сегодняшнего «Кикстартера», если бы игра издавалась сейчас — за двойную цену туда бы впихнули десяток минек). Карты делятся на немецкую колоду воинских частей и карт действий, соответствующие советские, и колоду локаций. Их десять штук, это знаковые места Битвы за Сталинград (Мамаев курган, Элеватор, Дом Павлова, Тракторный завод и т.д.), в партии используется 5, выбираемых случайным образом. У каждой локации есть особое свойство и количество припасов, которое получает то подразделение, которое контролирует данную местность. Также есть предел разрушения, для каждой локации свой, достигнув которого, местность теряет все свойства и превращается в сплошные руины.

Все локации игры. На партию выбираются случайным образом 5 штук.

Одни жетоны показывают, насколько сильна та или иная часть (они накладываются на карты и обозначают снабжение и укомплектованность подразделений), соответственно чем больше жетонов снабжения на части — тем она сильнее и может вынести больше потерь. Вторые накладываются на локации, когда там происходит бой или бомбёжка, и показывают уровень разрушения местности. Третьим видом жетонов отмечают выжившие и победившие части, таким образом прокачивая их.

Плавно переходим к правилам. Верссен постарался сделать стороны асимметричными, и, несмотря на похожие карты действий, ему это удалось. У каждой стороны разное количество карт (у немцев 63, у русских 68), события по большей части одинаковы, но есть и совершенно разные. Для немцев, например, это карты авиационного снабжения, а для русских карты операции «Уран» (о них ниже). Но даже одинаковые карты чуть-чуть, но отличаются. Во-первых, их может быть разное количество в колодах. Во-вторых, карты действия можно разыграть и другими способами, не только как событие, в лучших традициях card driven games; у каждой карты есть особый модификатор, применяемый непосредственно в бою — так вот, карты с одинаковым событием могут отличаться модификатором. И уж поверьте, это довольно сильно влияет на способ розыгрыша карты.

2 карты с одинаковым эффектом, но, как мы видим в верхнем правом углу, советская карта в бою даёт сопернику модификатор -2 к боевой мощи, а немецкая -3. Обратите внимание, в тексте событий указано, когда карту можно сыграть.

Игровой процесс начинается с того, что каждый игрок набирает себе карты войск на заданное число очков — за немцев на 9, за русских на 11. Выкладываются 5 случайных локаций, советский игрок выставляет свои войска первым, занимая столько локаций, сколько он хочет, хоть все. Но, как правило, это нецелесообразно, оборона получается слишком тонкая, и немец может соблазниться атаковать везде и везде же преуспеть. Лучше выбрать 3 локации и постараться там закрепиться. Но это зависит от вышедших локаций, ведь у каждой есть уникальное свойство. Также игрок за Советы набирает 10 карт действий из своей колоды.

Каждая часть имеет свою стоимость в очках и стартовое количество припасов снабжения (которые как раз и показывают истинную силу подразделения). В каждой локации может поместиться 3 части.

Вверху посередине указано название подразделения, справа опять же вверху «стоимость» ввода в игру, посередине внизу сила, особые свойства, если есть, и стартовое снабжение, с которым часть входит в игру. Снабжение нужно для «оплаты» действий — то есть ни двигаться, ни атаковать часть не сможет, если не может на это потратить припасы. 

Немецкий игрок выставляет в «тылу», напротив интересующих его локаций, свои набранные части, пополняет их стартовыми жетонами, набирает карты действий — 5 штук, и он готов атаковать!

Тут мы немного расскажем о механике передвижений и атаки. Как упоминалось выше, в каждой локации помещается 3 части с каждой стороны. Есть ещё понятие «тыл» — зона за локациями, куда изначально прибывают новые части. В тылу за каждой локацией также может поместиться 3 дивизии. Чтобы переместиться из тыла в локацию, нужно потратить каждой части 1 жетон снабжения; если они хотят атаковать в этот же ход, также нужно потратить жетон снабжения. Таким образом, становится понятно, что жетоны — это общее снабжение дивизий и горючкой, и питанием, и боеприпасами, и людьми.

Немецкие карты действий и дивизии. 16-я танковая считалась поломом и читом из-за того, что НЕ тратит жетоны припасов на перемещение, а с базовой силой 5 при атаке нужно действительно поломать голову, как ей противодействовать.

Ограничений на количество действий в ход нет, игрок волен хоть ничего не делать, либо ходить до тех пор, пока не исчерпает все жетоны снабжения. Карты действий — это сердце» игры: от грамотного использования карт зависит общий итог. Они используются тремя способами: 1) сыграть как событие; 2) сыграть как модификатор атаки (используется цифра вверху, может быть плюсовой, добавляя силу атаки, либо минусовой, уменьшая атаку соперника; 3) сыграть как оплату ввода подкрепления. Кстати, система ввода подкреплений довольна необычна. Колода дивизий лежит отдельно, верхняя карта открыта, то есть игрок видит, какая часть ему доступна на данный момент и сколько нужно скинуть карт, чтобы ввести подразделение в игру. Да-да, цифры в верхнем правом углу — это количество карт, которые нужно скинуть, чтобы ввести подкрепление в игру! Сто раз поломаешь голову, прежде чем скинешь с руки карты на новую часть… Ведь они всегда в таком дефиците!

Кстати, также весьма интересен момент, сколько карт ты можешь набрать на руку в конце хода. Каждый игрок берёт 5 карт плюс столько, сколько локаций контролирует. А на начало хода приходит снабжение — во-первых, столько жетонов, сколько указано в контролируемой локации, и во-вторых, по жетону снабжения на каждую тыловую часть. Вот и стимул выбивать врага из как можно большего количества локаций. Выигрывает тот, кто на конец своего хода контролирует все 5.

Советские подразделения и карты действий. У русских есть карты операции «Уран», которые, будучи сыграны, каждый ход либо добавляют плюшек советураскому игроку, либо делают больно всяческими способами немецкому. Скинуть их возможно, но «дорого». Таким образом Верссен сам подталкивает игроков играть исторично — то есть за немцев нужно постараться как можно быстрее выбивать русских и не давать закрепляться в локациях, а за Советы нужно цепляться за каждый дом и постепенно истощать фашистов.

Перейдём к механике боя. После того, как части вошли в локацию и атаковали противника, на локацию кладётся жетон руин, постепенно разрушая местность. Руины важны тем, что влияют и на приход ресурсов (из разрушенной локации нечего добыть), и на количество нанесённого урона. Некоторые карты действий прямо завязаны на количество руин в локации. После подсчитывается общая сумма атаковавших частей и обороняющихся. Далее по очереди игроки играют события, если есть, и могут накидывать столько модификаторов из руки, сколько хотят, пока поочерёдно не спасуют. Затем втёмную вскрывается верхняя карта из колоды действий, и её модификатор добавляется к общему итогу (знающие читатели наверняка заметили, что механика боя очень похожа на бой из игры Strike of the Eagle, и будут совершенно правы).

Потом наступает фаза подсчёта потерь. Сперва обороняющийся применяет хиты, затем атакующий. За каждый хит нужно снять один жетон снабжения. Если отступить из локации, то таким образом можно «поглотить» 2 хита. Если после этого остаются «лишние» хиты, то дивизия разбита и убирается из игры. Забавно, что уходит она не навсегда, а под низ колоды подкреплений, то есть теоретически может вернуться переформированной, но на практике пока такого не было. Затем атакующий точно так же поступает со своими частями.

Советская 196-я дивизия совершенно обескровлена, бессмысленно сразу кидать её на передовую. Танковые части, и советские, и немецкие, как правило, имеют бонус в атаке. Как вы видите, немецкие егеря тоже могут передвигаться, не тратя на это снабжение, но их сила невелика. Что, впрочем, всё равно позволяет им быть чертовски полезными при захвате пустых локаций. 45-я дивизия русских — полнокровная дивизия, имеющая отличные плюсы в обороне. Но и в атаке стоит многого. Ну и стоимость в 3 карты как бы намекает. 

Общие впечатления

В целом по правилам всё, до нюансов рассказывать не люблю. Итак, главный вопрос — почему игру посчитали «сломанной»? Вы знаете, у меня нет чёткого ответа. Да, действительно, 16-я танковая дивизия немцев поначалу просто ломит и нагибает. Но стоит помнить, что у советского игрока на старте 10 карт, и неосторожно атакующий немец может серьёзно нарваться, либо понеся большие потери, либо вовсе отступив с передовой зализывать раны. Это отнюдь не имба, как считалось ранее! Да, игроку за русских поначалу очень тяжело, но стоит стараться играть «Уран» при любой возможности. Даже если немецкий игрок её сбросит, он потратит немало ресурсов, а значит, что на передовой давление чуть ослабнет. Конечно, так как это карточная игра, бывают перекосы как в одну, так и в другую сторону. Бывает, что юнкерсы просто утюжат всё на передовой, а подоспевшие танки подавляют остатки сопротивления, но бывает и так, что гвардия засела в доме Павлова, и ну никак ты её не выбьешь без огромных потерь — и для юнкерсов нелётная погода, и корректировщики твои молчат, и для снайперов неудачный день…

От везения тоже кое-что зависит. Если нужные в данный момент карты хоть убей не идут, а сопернику наоборот, как на заказ, то конец немного предсказуем. И немцы в затяжной партии выигрывали, да-да, несмотря на все ухищрения советского игрока. Просто игрок за немцев контролировал аэродромы и мог получать дополнительное снабжение.

Атмосфера у игры определённо есть. Когда сотая егерская в третий раз штурмует высоту 102… Когда 45-я стрелковая выбивает немцев из Красного октября… Когда артиллерия и танки превращают в руины вокзал… Когда «Уран» раскручивается вовсю, и немцы исступлённо держатся за Питомник…

Удивительно, как при помощи только карт можно добиться такого эффекта. События на них позволяют полней окунуться в атмосферу. Например, послать разведчиков перерезать снабжение. Или когда снайперы срывают атаку противника. И то и дело в разрушенных домах Сталинграда вспыхивают яростные рукопашные схватки…

И ведь их нужно правильно разыграть! В этом весь смысл игры — как грамотно сбалансировать те ресурсы, которые тебе на данный момент доступны, ведь некоторые карты позволяют, например, совершить до 4 передвижений, не тратя ресурсов, или неожиданно с соседней локации прийти на помощь соседней дивизии.

Не обошлось без ложки дёгтя. На некоторых картах (их немного, 2–3 штуки) перепутаны фото (например, на немецкой карте Victory советские лётчики рисуют очередную звёздочку, а на карте Artillery Barrage, если я не ошибаюсь, изображена советская зенитка). Не очень понятно, как редакторы кикстартерной игры могли такое пропустить. Впрочем, это единичный ляп, не мешающий наслаждаться игровым процессом.

Фото не получилось, но понять можно, что несоответствие есть

Вот такая необычная игра получилась. Буду рад, если этот небольшой обзор подвигнет кого-то достать коробку с полки и разыграть городские бои в Сталинграде 1942 года… Хороших партий!

Battle for Stalingrad., Обзоры



Похожие записи
  • Inis – распечатай и играй
  • Sushi Go – распечатай и играй
  • Взрывающиеся котята – теперь и в России
  • Какую игру вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
  • Колодостроительные схватки боевых магов [18+]
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.