Эволюция. Климат. Впечатления от игры

«Эволюция» – достаточно известное название в мире настольных игр. Десять лет назад вышла самая первая версия этой игры. Потом она обрастала дополнениями, прорвалась на зарубежные рынки и, наконец, доросла до переиздания. Вторая редакция впервые была издана в Америке, а после её реэкспортировали в Россию. Сперва это был базовый набор «Эволюция. Естественный отбор». Затем к нему вышло дополнение «Полёт», а позднее появилось ещё одно дополнение «Климат». В ближайшее время оно также будет издано на русском языке, но благодаря компании «Правильные игры» мы уже успели его опробовать, и нам есть о чём рассказать. 

Климат – это колода новых свойств, новый планшет для еды (на замену «водопоя») с новой шкалой климата, дополнительная колода климатических событий, а также набор промо-карт с новыми свойствами животных.

Когда мы говорим о дополнении, всегда стоит ровно один вопрос. Стоящее? Надо ли брать? В случае с «Климатом» ответ однозначный – дополнение очень годное. И вот почему.

Главная фишка дополнения – система климата. Раньше было как, у каждого игрока есть животные, они пересекаются друг с другом в двух плоскостях. Первое – это общая еда на водопое, кому не досталось, тот голодает. Второе – это взаимоотношения «хищник-жертва». Если еды недостаточно кто-то мог превратиться в плотоядного и начать питаться животными конкурентов. Теперь в игру добавлен целый новый слой – климатические условия, которые влияют на всех игроков.

Каждый ход теперь может немного поменяться климат. Изменения происходят по шкале «тепло-холодно» и, если погода выходит за нормальные пределы, это сказывается на всех игроках. В мороз становится меньше доступной еды, плюс мелкие животные начинают замерзать (читай — вымирать). В жару еды, наоборот, прибавляется, а неудобство начинают ощущать крупные животные, им слишком жарко. Сами изменения определяются действиями игроков. Когда все сбрасывают карты в общий запас еды, теперь помимо количества доступной пищи на карточках есть ещё «снежинки» и «солнышки». Каких символов окажется больше, в ту сторону сдвигается погода.

Климат – это не новый слой развития животных и новый слой взаимодействия игроков. В комплекте дополнения есть новые свойства, позволяющие легче переносить жару или холод. Соответственно, прокачивая, например, морозоустойчивых животных, игрок получает стимул двигать погоду в «свою» сторону. Его-то виды холода не боятся, а вот всем остальным придётся несладко!

Ещё одно отличное побочное явление климата – это уменьшение запаса еды. Помнится, что в базовом наборе, что в «Полёте», часто бывало так, что пищи – просто завались. Она не заканчивается, всю не съедают, а в следующий ход прибавляется ещё и ещё. Теперь в морозное время еда – в дефиците. Её ощутимо не хватает, и угроза погибнуть от голода как никогда реальна.

Дополнительную важность теперь приобретает размер тела существ. Если раньше он был в основном нужен для хищников, которые могли кушать только более мелких зверьков, то теперь величина животных напрямую увязана с погодой. Наступают холода – мелкие существа автоматически умирают каждый ход (у них убавляется «зелёный кубик»). Стало слишком жарко – мрут крупные создания.

Нельзя не отметить и новые свойства. Их аж 12 штук. Из них 6 заявлены как стандартные и ещё 6 как промо, но сути это не меняет, дюжина новых карт, с помощью которых своих существ можно наделять невиданными доселе свойствами. Большая их часть связана с погодными факторами и помогают выжить в тепле или холоде. Причём, обновляются даже некоторые карты из базы (например, «Норное» теперь немного спасает от холода). Некоторые новые свойства помогают эффективнее добывать еду, которой, как уже было отмечено, периодически будет очень не хватать.

Приятное новшество – теперь на один вид можно навесить аж 4 новых свойства! Это, пожалуй, очень существенное нововведение. Ведь чем больше свойств, тем разнообразнее получаются существа. Тут как, хочешь, живи как раньше, делай более мощного хищника. Хочешь – обложись защитой. А хочешь – создай абсолютно морозовоустойчивое существо, или животное, которому нипочём жара.

И, главное, все эти новшества встроены в игру очень органично. Новые правила – совсем несложные, усваиваются сразу и, вообще, воспринимаются так, словно изначально «Эволюция» такой и была задумана, с климатом.

Есть в «Климате» ещё и опциональный модуль – колода климатический событий. Это карты с дополнительными эффектами, которые срабатывают в ту или иную фазу погоды. Суть этих событий – более резкие изменения погодных условий. Правила игры рекомендуют не использовать эту колоду с новичками, чтобы партия была более предсказуемой. А коли захочется пощекотать нервишки, можно сыграть и с погодными событиями. Только не жалуйтесь, если вдруг тепличные условия вдруг сменятся резким похолоданием 🙂

Вывод из обзора прозвучал уже в самом начале – дополнение очень годное. «Эволюция» и раньше-то была хороша, но отдельные замечания к ней были. Такое впечатление, что при работе над «Климатом» их все учли. Не нравилось ограничение на 3 карты на вид – лимит подняли до 4. Хотелось больше свойств – вот вам больше десятка. Чувствовался избыток еды – попробуйте-ка прокормить свою популяцию в холода. Не знали зачем качать размер тела? Теперь узнаете! Казалось, что если никто не идёт в хищников, то каждый игрок копается в своём огороде? Теперь климат один, общий на всех.

И ещё по сравнению с «Полётом», «Климат» получился очень несложным, гармоническим, доступным и хорошим. Птицы тоже были неплохи, но они выглядят как посторонний модуль, пернатые жили по каким-то своим правилам, добывали еду из отдельного места и для них были свои карты свойств. В «Климате» ничего подобного нет, это дополнение глубоко интегрировано в базовый набор и как нельзя лучше с ним сочетается.

Повторюсь, дополнение очень годное. Любителям «Эволюции» обязательно к приобретению. А если кому-то что-то в игре не нравилось, при случае попробуйте её с «Климатом», дайте ей ещё один шанс. Возможно это дополнение заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Обзоры, Эволюция. Естественный отбор, Эволюция. Климат



Похожие записи
  • Реклама «Civilization: The Board Game»
  • Кэмп окончен
  • Видео-обзор игры «Майя»
  • Лекция о современных настольных играх
  • Нужны знатоки правил «Guardians of Graxia»
    1. antiche
      31 Окт 2018 из 15:47 | #1

      с допом Полет совместим?


    2. Аноним
      01 Ноя 2018 из 14:12 | #2

      @antiche

      Нет.


    3. Сергей
      02 Ноя 2018 из 5:59 | #3

      Каждый раз когда читаю про это дополнение коробит от того что холод убивает маленьких, а жара — больших. Хочется спросить у авторов, как много больших животных они видели на севере. Были мамонты, ну и где они сейчас? А в Африке огромные слоны с жирафами живут припеваючи.


    4. Ильшат
      03 Ноя 2018 из 20:47 | #4

      наконец то услышал нормальный отзыв про птиц. Я просто в них не играл. Теперь точно знаю что их брать не стоит.


    5. Vol
      09 Янв 2019 из 12:51 | #5

      ПРАВИЛО БЕРГМАНА

      в пределах вида или достаточно однородной группы близких видов животные (теплокровные) с более крупными размерами тела встречаются в более холодных областях (подтверждается у позвоночных животных в 50% случаев, из которых 75—90% — птицы). Правило отражает адаптацию животных к поддержанию постоянной температуры тела в различных климатических условиях: у более крупных животных отношение площади поверхности тела к его объему меньше, чем у мелких, поэтому меньше расход энергии для поддержания той же температуры, что особенно важно при низких температурах. Чем крупнее животное и чем компактнее форма тела, тем легче ему поддерживать постоянную температуру; чем мельче животное, тем выше уровень его основного обмена. По мнению некоторых авторов, человек также подчиняется правилу бергмана. Сформулировано К. Бергманом (1847). Является следствием правила поверхностей.


    1. Трекбеков пока нет.