Five Tribes. Обзор игры

Издательство Days of Wonder, известное своими семейными хитами, представило в этом году новинку под названием Five Tribes. Эта игрушка представляет собой евростратегию достаточно высокого уровня сложности, с описанием которой предлагаю познакомиться. Оригинальный материал опубликован на сайте Opinionated Games. На русский язык текст перевёл Сергей Фалинский

Five Tribes — это новая игра за авторством Бруно Катала, изданная Days of Wonder. Эту игру можно отнести к разряду игр для продвинутых игроков, а не к семейным играм, которые зачастую выпускает компания Days of Wonder.

Как играть

Город состоит из 30 тайлов, которые выкладываются случайным образом в форме поля 5х6. На каждый тайл рандомно выставляется по 3 мипла (из 5 возможных цветов), а колода карт ресурсов перемешиваются, и из нее достается 9 карт, которые кладутся возле игрового поля (всего в игре 9 разных видов ресурсов (36 карт), и 18 карт рабов). В игре Five Tribes также есть колода карт Джинов, состоящая из 22 карт, три из которых выкладываются рубашкой вниз в начале игры. Карты Джинов имеют особые свойства, которыми может воспользоваться купивший их игрок. Каждый игрок начинает игру с 50 золотыми монетами (одна монета приносит одно победное очко).

Игра разделена на раунды и заканчивается, если будет выполнено один из двух победных условий. В начале игры определяется порядок хода, путем случайного расположения маркеров очередности хода на треке очередности ставок. Это позволяет определить, в каком порядке игроки будут осуществлять ставки на очередность хода в первом раунде. У каждой позиции на треке очередности хода есть стоимость: 18, 12, 8, 5, 3, 1, 0, 0, 0. Только один игрок может занять конкретную позицию на треке, оплатив ее стоимость. Если игрок выбирает одну из позиций с нулевой стоимостью на треке очередности хода, то он занимает первую из них (ближайшую к 1). Следующий игрок, решивший занять бесплатную позицию, отодвигает назад фишку предыдущего игрока, а сам приближает свою фишку ближе к позиции с ценой в одну монету.

В Five Tribes каждый игрок в свой ход:

1. Перемещает маркер очередности хода

Игрок, чей маркер очередности хода находится на первой позиции трека очередности ставок, начинает первым и объявляет, на какое место трека очередности хода он хочет поставить свой маркер. Затем он выплачивает необходимую суму и выставляет свой маркер очередности хода на эту позицию.

2. Перемещает миплов

Игрок забирает всех миплов с одного любого тайла и перераспределяет их на свое усмотрение. Можно переместить только одного человечка и только на следующий смежный тайл, запрещено возвращать мипла на тайл, с которого его сняли. Последнего цветного мипла можно выставлять только на тайл с миплом такого же цвета.

Когда игрок закончил перемещение, он забирает себе последнего мипла и всех других миплов того же цвета с финального тайла (их должно быть как минимум два, ведь последний мипл ставится на тайл, где уже есть человечек такого же цвета!).

3. Берет под свой контроль свободный тайл

Если игрок забрал всех миплов с тайла, то он может взять его под свой контоль (стать владельцем), выложив на тайл фишку верблюда. Фишка верблюда не убирается до конца игры, и в финале игрок получает победные очки, указанные в нарисованных на тайле красных и синих кругах.

4. Выполняет действия миплов

Цвет мипла обозначает его принадлежность к какому-то племени, у каждого из которых есть особое свойство. Игрок может задействовать миплов в своей руке таким путем:

— Зеленый — верните миплов в мешок и возьмите такое же количество карт ресурсов/рабов с начала рынка (обратите внимание – вы не выбираете карты, а просто берете X карт с начала линии).

— Синий — посчитайте количество тайлов с синими кружками победных очков, окружающих тайл, на котором вы закончили ход (включая и этот финальный тайл!), и умножьте это число на количество синих миплов в вашей руке, а затем верните их в мешок и получите количество золота, равное получившемуся числу. Вы также можете скинуть любое количество карт рабов и прибавить их к количеству ваших миплов.

— Желтый — поставьте перед собой всех человечков этого цвета, которых вы собрали за раунд. В конце игры они приносят очки.

— Белый — поставьте перед собой всех человечков этого цвета, которых вы собрали за раунд. Их можно использовать во время игры для получения различных бонусов.

— Красный — вы можете убить любого мипла, лежащего перед другим участником. Также можно убить человечка, находящего на игровом поле, но на расстоянии не большем, чем количество красных миплов, которых вы вернули в мешок. Расстояние атаки можно увеличить за счет скидывания карт рабов. Убив мипла, игрок может освободить тайл и взять его под контроль (поставить фишку верблюда).

5. Выполняет действие тайла

Завершив действия миплов, игрок выполняет действие, нарисованное на финальном тайле:

— Пальма — поставьте фигуру пальмы на тайл. Владелец тайла получит по 3 очка за каждую пальму на тайле.

— Поселение — поместите фигурку дворца на тайл. Владелец тайла получит по 5 очков за каждый дворец на тайле.

Далее идут необязательные действия:

— Малый рынок — заплатите 3 монеты и возьмите одну любую карту ресурсов на свой выбор из первых трех карт с начала ряда.

— Большой рынок — заплатите 6 золотых и возьмите две любые карты ресурсов на свой выбор из первых шести карт с начала ряда

— Священное место — заплатите либо 2 белых мипла, либо 1 белого человечка + 1 карту раба, чтобы взять любую из 3 открытых карт Джинов. Эти карты приносят победные очки в конце игры, и предоставляет специальные возможности (для активации некоторых из них нужны дополнительные белые миплы).

6. Продает товары

Если игрок захочет (это опциональное действие), то он может продать товары в любом количестве. Деньги выплачивают за собирание наборов карт товаров, причем все карты в каждом наборе должны быть разными. 1 — 3 — 7 — 13 — 21 — 30 — 40 — 50 — 60 — столько монет получит участник, собрав от 1 до 9 разных карт.

После того, как последний игрок сделал свой ход, начинается очистка, необходимо пополнить ряд карт ресурсов и карт Джинов.

Конец игры

Игра заканчивается, когда будут выполнено одно из двух победных условий:

А) У игрока нет возможности переместить миплов

Б) Игрок поставил на тайл своего последнего верблюда

Потом происходит финальный подсчет очков.

Впечатления

Five Tribes — это комплексная игра. После трех партий, я хотел бы сыграть игру с автором, чтобы увидеть, сможет ли он успеть сыграть партию за указанные на коробке 80 минут. Я не жалуюсь на продолжительность игры, но нам пришлось потратить немало времени, чтобы завершить партию.

Во время торгов за очередность хода необходимо тщательно анализировать ситуацию. Так как вы тратите собственные победные очки (монеты) на этих торгах, то в идеале, вы не хотите тратить больше, чем способны заработать в свой ход. Для этого необходимо проанализировать поле и доступные ходы, чтобы понять, сколько очков они принесут. Также можно проанализировать ситуацию с позиции минимальных и максимальных затрат. Например, вы могли бы закончить партию с лучшим результатом за счет обычного и не самого продуманного хода, но не потратив при этом ни монеты на аукционе за очередность хода, а не выполнять максимальный ход и тратить 12 или 18 монет, чтобы сделать его. Принятие таких решений занимает много времени, ведь вы должны решить, сколько вы готовы потратить, чтобы рискнуть и получить желаемый результат.

Каждый игрок может потратить несколько минут на анализ ситуации на поле. После того, как первый игрок выбрал позицию на треке очередности хода, следующему участнику потребуется немного времени, чтобы пересмотреть ситуацию на поле, ведь размер ставки первого игрока дает определенную информацию к размышлению. И эта задержка возникнет у всех участников партии, ведь каждый должен решить, на что он готов потратить монеты.

Как правило, первый игрок в каждом раунде способен быстро делать свой ход, потому что он уже просчитал в уме все доступные действия, а на поле ничего не изменилось. Тем не менее, после того, как первый игрок совершил игровые действия, возникает небольшая задержка, потому что все оставшиеся игроки анализируют изменения на поле, ведь на нем открываются новые возможности для получения большего количества очков, меняются карты ресурсов и карты Джинов. Все это сводит на нет предыдущие расчеты участников и заставляет их по-новому просчитывать свои ходы. В моей игровой компании ход игрока занимает от 10 до 15 минут, а мы вроде как довольно быстрые игроки.

В Five Tribes игроки принимают множество решений, многие из них — только в свой ход. Мы мирно беседуем, пока активный игрок совершает свой ход. Это хорошо работает в нашей группе, ведь нам всегда есть о чем поболтать, в противном случае – будьте готовы к неприятному даунтайму между вашими ходами.

Большинство действий достаточно прямолинейны, они не требуют сложного анализа. Как я упоминал ранее, игроки должны уметь анализировать большое количество вариантов, доступных им в их ход и пытаться выяснить, какое действие принесет больше очков. Загвоздка в том, на поле может быть больше 100 разных хороших ходов (это конечно не точное число, но вариантов действительно много!)

После трех игр я могу сказать, что не стоит недооценивать силу карт Джинов. Я не думаю, что они обязательно должны были подвергнуться тщательному балансу, далее постараюсь пояснить почему. Торги за очередность хода являются важной составляющей этой игры и возможность первым купить ценную карту Джина —  это один из факторов, которые вы должны учитывать в процессе планирования своего хода.

Например, одна карта Джина позволяет взять под свой контроль любой пустой, ранее не занятый жетоном верблюда тайл. Потенциально это может приносить от 4 до 15 очков каждый ход, в зависимости от ситуации на поле на начало вашего хода. Эта карта позволяет получить много очков, потому что это она одна из самых прибыльных карт Джинов. Разве справедливо, что только один человек получит эту карту? Конечно, ведь у всех был шанс стать первым в торгах за очередность хода и получить эту ценную карту. Стоит помнить, что игрок, который был первым в предыдущий ход, начинает новые торги тоже первым, и он может запросто заплатить 18 монет, чтобы уж точно быть первым и в новом раунде! Но это становиться стимулом для других игроков бороться за право ходить в первую очередь!

Я также слышал некоторые жалобы об аукционе за очередность хода, но я не думаю, что это большая проблема. Проигрывает только тот игрок, который делает плохие ходы, а не тот, который ходит последним.

Игровые компоненты великолепны, чего и следовало ожидать от Days of Wonders. Рисунки очень тематичны, а иконки можно легко понять и запомнить. У каждого игрока есть свой листок-подсказка со структурой хода и описанием карт Джинов (кстати, информация по этим картам описана только на подсказках, ее нет в книге правил). У меня есть незначительная жалоба на отсутствие в рулбуке краткой информации по всем победным очкам, которая представлена в блокноте для подсчета очков. Мы храним ранее использованные листы из этого блокнота в коробке, чтобы они могли быть повторно использованы в качестве подсказок по победным очкам.

Подсчет очков довольно прост, если смотреть на лист блокнота, но очки очень тяжело считать во время игры. Мне кажется, что лучше всего просто остановить игру после первых 10 минут и подсчитать очки всех игроков. Кстати, в нашу первую игру мы с удивлением обнаружили, что игрок, который, как мы думали, лидирует в партии, в итоге оказался третьим или четвертым!

В целом, я получил удовольствие от своих трех партий в Five Tribes. Я хотел бы, чтобы партии были немного короче, но с ростом опыта наверняка удастся уменьшиться их продолжительность. Все-таки это очень занятно – планировать свой следующий шаг и постоянно сканировать игровое поле в поисках лучших возможностей, которые я, возможно, ранее упустил из виду.

Five Tribes, Обзоры



Похожие записи
  • Mottainai — распечатай и играй
  • Master Merchant — распечатай и играй
  • Lost Legacy — распечатай и играй
  • ПНП: настольная головоломка «Машинки»
  • «В путь, друзья!» — распечатай и играй
    1. Магистр винду
      03 Дек 2014 из 15:00 | #1

      «Джинн» с двумя «Н» пишется


    2. Serfalinskiy
      03 Дек 2014 из 15:04 | #2

      Магистр винду — точно, извините за ошибку!) получается не дух, а напиток)


    3. Ort
      03 Дек 2014 из 15:26 | #3

      Изначально казалось, что это какая-то семейная настолка. Вроде Каркассона, только миплов надо не выкладывать, а по полю гонять. А теперь вот кажется, что это хардкорное евро, где надо и товары в сеты собирать, и джиннов прикармливать, и верблюдов/пальмы/дворцы расставлять, и за ход торговаться, и бог его знает что ещё. Декбилдинга не хватает. Жаль. Такое у нас не приживётся.


      Сдаётся мне, эту механику манкалы мы ещё увидим. Новый тренд будет. Уже вон какой-то аэропорт появился, скоро и другие подтянутся. Может, появится чего-нибудь менее комплексное…


    4. Serega
      05 Дек 2014 из 12:50 | #4

      «ход игрока занимает от 10 до 15 минут»


      «Загвоздка в том, на поле может быть больше 100 разных хороших ходов»


      «остановить игру после первых 10 минут и подсчитать очки»


      Ну тупые 🙂 (с)


      100 возможных вариантов только в первые пару ходов. Осмысленных — меньше на порядок.


      Как они, интересно, в шахматы играют? )


    5. Serfalinskiy
      05 Дек 2014 из 15:39 | #5

      @Serega у них там просто паралич анализа поголовный) просто, наверное, люди не ожидали, что такая милая внешне игра окажется сложной)


    6. Suzume
      05 Дек 2014 из 17:15 | #6

      Ну, параличу анализа игра, конечно, подвержена, если игроки к нему склонны и ещё не умеют играть. Кстати, при игре вчетвером я заметила меньше паралича, чем при дуэлях. Но обычно после нескольких партий увидеть что-то хорошее на поле особого труда не представляет любому игроку. А если есть опыт в других настолках, это может случиться и раньше.


      10-15 минут на одного человека это смертоубийство да и просто жуть, это ж каким тугодумом надо быть ему и каким терпеливым остальным 🙂 Но для таких случаев я ввела в игру песочные часы — начинаешь тупить, получи ограничение по времени.


      Игра классная, играю каждую неделю уже два месяца, не надоедает совсем, каждый раз хорошие эмоции.


    7. Suzume
      05 Дек 2014 из 17:17 | #7

      @Ort

      Она точно более тяжёлая, чем другие игры от Days of Wonder, но я бы ей дала шанс 🙂


    8. MisteriG
      15 Дек 2014 из 15:08 | #8

      Пинцет, я думаю что Агрикола где-то даже проще, судя по её правилам)


    9. SGames
      19 Мар 2015 из 15:34 | #9

      Игра шикарная. Играем в семье. Сыну 10 лет — справляется отлично. Вариантов ходов не так много как кажется.


    1. Трекбеков пока нет.