Игра года – 2020

Уже далеко не в первый, не в пятый и не в десятый раз под Новый год я называю лучшие игры уходящего года. Это не обязательно новинки, не обязательно настолки, в которые в уходящем году я поиграл впервые. Это просто хорошие игры, в которые мы играли в уходящем году. И неважно, когда они вышли, и когда мы с ними познакомились. И сегодня – очередной такой день. Перед вами список лучших настольных игр 2020 года, удостоенных премии «Игра года» от BoardGamer.ru.

Во многом уходящий 2020 год оказался особенным, непривычным и необычным. Это наложило определённый отпечаток и на перечень номинаций. Он немного изменился, парочка привычных позиций в нём исчезла, зато взамен появились несколько новых. Как и ранее, игры я отбираю исключительно по своим внутренним ощущениям. Нет никакой привязки ни к году издания, ни к количеству сыгранных партий, ни даже к тому, попадала ли та или иная игра в победители премии в предыдущие годы.

Ну, поехали!

Лучшие настольные игры 2020 года по версии BoardGamer.ru!

Первой номинацией традиционно идёт «Лучшая семейная игра».  В эту категорию попадают настолки невысокого уровня сложности, пригодные для того, чтобы разложить их в любом составе, даже с людьми, практически незнакомыми с миром настольных игр. Такие игры, очень желательно, чтобы были довольно простыми в освоении, не содержали много правил и позволяли бы максимально быстро приступить к самому процессу, но при этом были бы достаточно интересны и увлекательны и для опытных настольщиков.

В уходящем году таких игр было немало. Это и «Сабурбия», в которую мы активно играли в ещё доковидный период, и «Хадара», оказавшаяся приятной вариацией на тему карточной цивилизации, и даже усечённый вариант Ticket to Ride про автобусные маршруты в Лондоне. Но лучшая игра всё это «В поисках Эльдорадо», колодостроительная гонка, выпущенная на русском языке «Лавкой игр». Очень красивая, очень динамичная, очень несложная и очень вариативная. Мы сыграли в неё буквально пару партий на кэмпе, но остались очень довольны. Любителям семейных игр – крайне рекомендую!

В следующей номинации – «Лучшая игра для двух игроков» – в этом году, пожалуй, конкуренция на высочайшем уровне. Опять же, всё дело в особенностях жизни в условиях пандемии. Большой компанией собираться возможности нет, всё чаще и чаще игры получается раскладывать исключительно на двоих.

Отсюда и достаточно большое количество претендентов на победу в номинации среди игр совершенно разного уровня, начиная от маленьких карточных проектов наподобие Air & Land & Sea и заканчивая такими необычными проектами, как «Инновация» и концентрированным евро, как «Каверна. Пещера на пещеру» и такие классные настолки про сражения, как «Неустрашимые: Нормандия» и «Сундук войны».

Но есть одно «но». Пандемия заставила пересмотреть привычные взгляды на некоторые игры и сыграть вдвоём в такое, во что в обычных условиях мы садимся компанией от 4 до 6 человек. Это, конечно же, «Генералы», которые, как оказалось, отлично работают и в формате двух игроков. Казалось бы, рассчитана она на шестерых, как в такое играть вдвоём? Это, что, каждый должен играть аж за троих? Да, именно так, и, нет, в этом нет ничего страшного.

Единственное, что очень требуется, это подставки под карты, чтобы перед глазами всегда были три «руки». Так играть совершенно несложно. И именно эта игра и становится победителем в номинации «Лучшая игра для двух игроков». Да, это уже не первый раз, когда «Генералы» упоминаются в списках лучших игр года, да, это произвол, но, нет, лучше игры на двоих в этом году не было! И в очередной раз спасибо издательству Hobby World за выпуск «Генералов» на русском языке.

Очередная номинация – «Лучшая игра для компании». И в ней тоже приятно высокий уровень конкуренции. Наряду с проверенными временем хитами, такими как «Кодовые имена» и «Декодер» появляются и новые варианты хорошо провести время за столом с настольными играми. Скажем, в этом году мы познакомились с «Тропами Туканы», прекрасным представителем жанра roll’n’write. Играли в преотличнейшую настолку «Криминалист. Убийство в Гонконге», после появления которой классическая «Мафия» просто не имеет права на существование.

Но больше всего удовольствия принесла, конечно же, Telestrations, издававшаяся в России «Мосигрой». Если честно, это не совсем игра в классическом смысле этого слова, т.к. тут фактически нет ни победителей, ни проигравших, но зато она обеспечивает главное, что нужно от игр для компании – с ним всегда весело!

Следующая номинация – это «Лучшая карточная игра». И тут всё ещё сложнее. Карточных игр в уходящем году было немало, но есть две, между которыми выбрать очень сложно, если не невозможно. Поэтому победителей в этой номинации будет два! Первый – это «Инновация». Невероятно классная и при этом невероятно сложная в освоении карточная игра о развитии цивилизации от Карла Чудыка.

«Инновация» пролежала на полке почти 10 лет, дожидаясь своего часа. Когда-то мы её попробовали, ничего не поняли и отложили. А она на самом деле, почти как «Борьба за галактику»: сперва ничего непонятно, но если продраться сквозь дебри – очень круто. А, ведь, к ней ещё и дополнения выходили… Если кто пропустил – рекомендую! Очень даже! Жаль, что Hobby World толком не смогло реализовать тираж и до локализации дополнений дело так и не дошло.

А победитель номер два – это The Game. Игра под названием «Игра», в которой всего лишь карточки, пронумерованные от 1 до 100, и их нужно командной раскладывать по номерам в несколько стопок. Звучит как обычный пасьянс, по сути им и является, но совершенно неожиданно дарит кучу классных эмоций. Это настолько хорошая игра, что мы её неоднократно раскладывали в совершенно разных компаниях, и все всегда оставались довольны. Спасибо GaGa Games за такую классную настолку!

 

Двигаемся дальше в поисках «Лучшего филлера»! Это могла бы быть Ticket to Ride: London, представляющая собой уменьшенную версию Ticket to Ride с менее габаритным полем, половинчатого размера картами, меньшим количеством вагончиков автобусов, не такими длинными маршрутами и короткими партиями. Это могли бы быть «Пиратские карты», вариация на тему «Уно» с дополнительными правилами, или даже Jump Drive, в которую мы играем уже не первый год (и очень ждём анонсированного на 2021 год дополнения!).

Но, всё же, лучший филлер уходящего года – это «Экипаж» от «Звезды». Маленькая карточная игра с классической механикой «взяток» и очень классными наворотами в виде заданий игрокам и командного режима в целом. Это одна из игр, за которую можно сажать почти кого угодно. Правила объясняются на раз-два, партии иногда укладываются буквально в 5 минут, а за столом за «Экипажем» можно провести и час, и два. Очень хорошая игра, и здорово, что уже анонсировано выпуск продолжения, тоже на русском, тоже от «Звезды».

Есть ещё некая «блуждающая» номинация «Распечатай-и-играй». В ней отмечаются игры, распространяемые в формате, предполагающем самостоятельное изготовление. Год от года причин для появления таких игр становится всё меньше: кучу всего издают на русском, да и изобилие игр в целом не стимулирует к охоте за какими-то редкими новинками.

Тем не менее, именно в период пандемии ряд издателей выпустили свои проекты именно в таком формате, и к одному из них мы присмотрелись. Air & Land & Sea, маленькая карточная игрушка. Всего 23 карты, а в них – целая стратегия про несколько боевых столкновений. Это как «Баталия», только меньше, интереснее. Отличный кандидат на локализацию!

А ещё по причине той же пандемии, в этом году было немало сольных партий. В условиях, когда играть не с кем, а хочется – это вполне себе, оказывается, вариант. Соответственно, отсюда и новая номинация – лучшая соло-игра. И претендентов тут тоже немало! Напряжённые одиночные партии были и в «Каверну. Пещера на пещеру», и в «Хадару», и в «Пэчворк». Доводилось играть в Onirim и Sprawlopolis.

Но больше всего впечатлений оставила Cuba Libre, игра, на которую, казалось бы, уже нет никаких надежд. Слишком она казалась сложной, неподъёмной, случайной, да ещё и со смазанной концовкой в стиле «Манчкина». Всё изменил неофициальный сокращённый сценарий, где из 4 противоборствующих сторон остаются только 2. Именно в этот сценарий и наигран почти десяток сольных партий. Cuba Libre – хорошая игра, хотя и очень сложная и, определённо, не для каждого. В следующем году обязательно буду пробовать в соло-режиме её полную версию. Cuba Libre, кстати, до сих пор не локализована и, честно говоря, её перспективы в этом плане неясны.

Ежегодно также я называю лучшую отечественную игру. В уходящем году не сказать, что на столе было много настолок родом из нашей страны. Мы играли в «Одним словом. Огненную», «Поделим», «Арктику», «Свинтус зомби», «Пандорум», «Русский Манчкин» и «Сквайр». Но ни одна из этих игр не претендует в моих глазах на звание лучшей отечественной игры года, хотя каждая по-своему неплоха. Награда же уходит «Эволюции» от «Правильных игр», новое издание которой с подзаголовком «Новый мир» вышло аккурат в 2020-м. Это переработанная версия той самой, оригинальной «Эволюции», с новым оформлением, новациями в игровом процессе и, что самое главное, с новыми интересными свойствами.

Далее идёт номинация «Лучшая локализация». Наверное тут тоже можно назвать немало претендентов на победу, т.к. игр на русском языке сейчас выходит море. Но если говорить о личном опыте, вот прямо-таки локализованных новинок в уходящем году было не особо много. Но среди них попадались достойные вещи и самая лучшая, это, пожалуй, «Сундук войны» от Crowd Games.

Мы сыграли в неё буквально пару партий, но и этого достаточно, чтобы понять: перед нами очень классная, динамичная тактика, позволяющая разыгрывать сражения на арене в формате дуэли, а также «двое-на-двое». Да ещё и движок тот же самый, что и в «Неудержимых: Нормандия», только менее тематичный (это минус, но небольшой) и элемент случайности играет не такую большую роль (это для меня огромный плюс). Посмотрим, весьма вероятно, что в «Сундук войны» мы ещё не раз будем играть в 2021 году и, кто знает, может быть эта игра ещё всплывёт при подведении итогов следующего года.

Ещё я периодически называю самую инновационную игру. Не всегда находятся претенденты на это звание, но в этот раз их аж трое. Это «Каттерланд», в которой в процессе игры нужно резать компоненты ножницами. Это Zombie ’15, в которой с помощью звуковой дорожки удаётся отлично передать напряжение и атмосферу зомби-ужастика. И это Soviet Kitchen Unleashed, в которой нужно готовить блюда, будто бы засовывая карточки в смартфон или планшет (на самом деле их сканирует и распознаёт камера). Вот это я понимаю – инновация!

Разочарования в этом году как такового не было. Можно припомнить несколько игр, не оправдавших ожидания, но ничего особенного от них и не ожидалось. Это «Арктика» с очень приятными компонентами, но не захватывающим игровым процессом. Это чудовищно медленная и затянутая, да ещё и переливающаяся всеми оттенками серого, Eschaton. Это Pandemic. Hot Zone, которую создавали как урезанную версию «Пандемии» и по ощущениям как-то отрезали слишком много. Это и «Пандорум», заявленный как прорывной проект Cosmodrome Games на «Кикстартере», а по факту совсем не впечатливший. Это и бесплатный Starcraft Roll’n’Write, где игры, вообще не обнаружилось, и P.I., игра про частного детектива, оказавшаяся настольным «Сапёром». Но – никаких крупных разочарований.

Ещё есть интересная номинация – «Сюрприз года». Это игра, от которой ничего не ожидалось, а она оказалась очень классной (хотя, казалось бы, ничто не предвещало). В этом году такая настолка есть! Это The Game, уже упомянутый выше карточно-цифровой пасьянс. По описанию игры никогда не скажешь, что складывать карточки с цифрами по порядку может быть не только интересно, но ещё и весело. На деле же оказывается именно так. Игра максимально широкого охвата благодаря своей доступности, максимально пригодная для любой ситуации благодаря недолгим партиям. Игра, про которую никто ни разу не сказал «не нравится».

Есть ещё номинация «Лучшая игра для опытных игроков». И в ней тоже хватает претендентов. Та же «Инновация», которую новичок вряд ли сможет осилить. Или Cuba Libre, которую в полном формате я до конца ещё так и не освоил. Или Pax Pamir, с её сложными и неочевидными ходами и достаточно абстрактным процессом. И глобальные космические стратегии, такие как Eclipse во второй редакции и «Сумерки империи» – четвёртой. И те же «Великий западный путь» и «Маракайбо». Но лучшей игрой я, всё же, назову именно «Инновацию». Она – сложная. Она – не для каждого. Но она – классная!

Ну и лучшая игра вообще. Который год подряд в этой номинации нет никаких сюрпризов. Мы продолжаем играть в «Генералов», давно перешагнули планку в 250 партий и подбираемся к трём сотням. Играем в различные версии, с дополнениями и без, в новые редакции и в старые, вживую и по сети. В этом году, вот, открыли для себя режим для двух игроков. И – всё ещё нравится! Это действительно классная игра, и я даже не знаю, что должно случиться, чтобы на смену ей пришла другая.

Но в этом году есть ещё одна настолка, не отметить которую просто нельзя в силу ряда факторов. Это «Пандемия», название которой теперь понятно для каждого. Это первая игра в которой максимально популяризировалась система «Наследия», и в этом году она доросла уже до третьего (нулевого) сезона. Мы, правда, отстаём, только приступили ко второму – и надо же! – пандемия помешала пройти «Пандемию». А ещё в этом году мы пробовали всякие неофициальные сценарии (включая ковидный) и отыграли классную неофициальную кампанию для самой первой базовой коробки. Сколько лет прошло, а игра ни капельки не стала хуже. Поэтому в этот раз звание «Игра года» достаётся сразу двум настолкам: «Генералам» и «Пандемии»!

 

* * *

Список победителей предыдущих лет:

Игра года – 2019

Игра года – 2018

Игра года – 2017

Игра года – 2016

Игра года – 2015

Игра года – 2014

Игра года – 2013

Игра года – 2012

Игра года – 2011

Игра года – 2010

Игра года – 2009

Игра года – 2008

Игра года – 2007

Air Land & Sea, Cuba Libre, Innovation, Pandemic, Quartermaster General, Soviet Kitchen, Telestrations, The Crew: Quest for the Planet 9, The Game, The Quest for El Dorado, War Chest, Эволюция. Новый мир



Похожие записи
  • Игра года — 2007
  • Правила «Ticket to Ride: Europe» на русском языке
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
    1. Pard
      30 Дек 2020 из 8:53 | #1

      Мой Топ-2020, с оригинальными названиями игр, и моим вариантом перевода названия (или редизайна).


      High Frontier 4 All (Лу4шее далёко) — игра года и лучшая стратегия


      Bomb Squad (Сапёры) — самая увлекательная кампания


      Reigns: The Council (Царство. Бояре) — игра для вечеринок


      Blue Skies (Компании) — про и для настольщиков всей России


      The Great Race (Автопробег Ленинград-Тифлис) — лучшая гонка


      Decipher (Расшифровка) — лучшая игра со словами


    2. Барон
      30 Дек 2020 из 16:00 | #2

      АхАХхАхАха

      Я даже не сомневался в игре года 2020!

      Чтож…

      «ДАВАЙДОСВИДАНИЯ!» (С)


    3. Аноним
      31 Дек 2020 из 18:10 | #3

      Это уже перестало быть смешным, Генералы конечно one love?но хотелось бы игру 2020 года видеть.


    4. Kariotip
      01 Янв 2021 из 11:40 | #4

      Да ладно вам. Я уже смирился с тем, что ТОП настолок отражает в первую очередь личные предпочтения его автора, а не какие-то объективные причины. Только в других блогах и ютуб-каналах премию «игра года» обычно присуждают новой игре, в которую автор ТОПа сыграл. А в этом блоге — стабильность. Во что автор играет — то и ставит на первое место.


    5. Иван
      01 Янв 2021 из 15:00 | #5

      Выборы в России менее предсказуемы, чем игра года по версии boardgamer.ru


    6. Аноним
      05 Янв 2021 из 10:20 | #6

      Удивлен, что генералы не выиграли в других номинациях. Уж больно хороша игра


    7. hk
      11 Янв 2021 из 22:55 | #7


      Аноним :


      Удивлен, что генералы не выиграли в других номинациях. Уж больно хороша игра



      Никак не перестану удивляться возмущению, как, мол, так, ему может нравится игра?! Нельзя! Запретить! Обязать играть во что-нибудь другое! Ау, товарищи, у нас тут хобби, вообще-то! На вкус и цвет все фломастеры разные.


    8. hk
      11 Янв 2021 из 22:56 | #8


      Kariotip :



      Да ладно вам. Я уже смирился с тем, что ТОП настолок отражает в первую очередь личные предпочтения его автора, а не какие-то объективные причины. Только в других блогах и ютуб-каналах премию «игра года» обычно присуждают новой игре, в которую автор ТОПа сыграл. А в этом блоге — стабильность. Во что автор играет — то и ставит на первое место.






      Слова не мальчика, но мужа!


    9. hk
      11 Янв 2021 из 22:58 | #9

      @Аноним


      Попытайтесь воспринять мысль о том, что не обязательно всё время гнаться за новыми играми. Возможно выпущенные ранее ничем не хуже. Попробовали? Как, получается?


    10. hk
      11 Янв 2021 из 22:58 | #10

      @Pard


      Bobm Squad при случае глянул бы.


    11. Pard
      13 Янв 2021 из 8:12 | #11

      @hk

      Пнп и задания готовы, правила перевожу, обновляю.


    12. Аноним
      14 Янв 2021 из 17:16 | #12

      Автору:

      4 года подряд — Генералы лучшая игра года. Предлагаю заранее назначить Генералов игрой 2021 года и заодно ИГРОЙ ПЯТИЛЕТКИ! )

      И переименовать номинацию в «Моя любимая игра»


      Всем:

      По версии БГГ, Генералы игра то и не особо выдающаяся, и далеко не шедевр.

      Rank: Overall 865 War 106 Strategy 485

      Тогда не понятно, или автору изрядно платят который год, или автор застрял в 2014-м. Игры давно нет на прилавках магазинов, и даже если найдётся человек, который задумается:

      — А что ж это за чудо игра, пойду куплю… А вот шиш, нет её нигде.


      Снова Автору:

      Я периодически почитываю сайт. Ведь были за этот год сыграны и описаны действительно достойные игры, почему их нет здесь? Так же, я как человек чуть менее 10 лет в увлечении, хочу зайти и сравнить свой условный топ с автором, как с человеком имеющим больший опыт в настольных играх.

      Может я что то упустил в этом году, может что то не разглядел.

      А тут … Генералы… Грусть-печаль.


    13. hk
      16 Янв 2021 из 0:16 | #13

      @Pard


      Буду иметь в виду, но своим ходом доберусь, скорее всего не скоро. Пока что запаса новинок хватит на ближайшие полгода минимум.


    14. hk
      16 Янв 2021 из 0:17 | #14

      @Аноним


      Правильно ли удалось понять вашу мысль: нужно давать премию не тем играм, которые нравятся автору, а каким-то другим? Каким именно?


    15. Pard
      16 Янв 2021 из 11:55 | #15


      hk :

      @Pard

      Буду иметь в виду, но своим ходом доберусь, скорее всего не скоро. Пока что запаса новинок хватит на ближайшие полгода минимум.


      Раз в вашей компании хорошо пошёл «Экипаж», то эта тем более будет интересна. Мы в первый вечер сразу одолели около десятка заданий (пропуская некоторые совсем простые), а теперь, добравшись до заданий третьего десятка, просто получаем удовольствие от каждого. Реально интересно и заковыристо.


      Посмотрим, какое наше издательство окажется самым расторопным и возьмёт игру в свой портфель. Она того стоит.


    1. Трекбеков пока нет.