Какой год можно считать годом Дракона?


Среди множества настольных игр встречаются такие яркие звёздочки, которые настолько радуют участников, что те невольно увлекаются темой, выбранной автором. При этом весьма возможно, что до знакомства с игрой никто не испытывал ни малейшего интереса к событиям того времени, в которое она нас переносит.

В качестве примера такой игры безусловно подходит «В год дракона» Штефана Фельда, выпущенная в 2007 году. И очень приятно, что издательство не превращает подобные игры в раритет, а делает специальные юбилейные издания, например, в честь десятилетия, чтобы современный настольщик мог с головой окунуться в суровый, но интересный мир древнего Китая. Ниже представлен подробный обзор данной игры в переводе читателя по имени Александр (оригинал обзор расположен тут). 

Краткий экскурс в историю игры

Игра In the Year of the Dragon (далее: «В год Дракона»): 10th Anniversary – это юбилейное издание одноимённой игры 2007 года. Первое издание напечатано в виде совместного продукта Alea и Rio Grande Games. Это третья игра Штефана Фельда, изданная Alea.

Вначале был Notre Dame, за ним последовал Macao, а «В год Дракона» — это 12-я игра в серии Alea Big Box. Эта серия включает и другие хиты, такие как Замки Бургундии и Пуэрто-Рико.

Юбилейное издание сразу включает в себя 2 дополнения: The Great Wall of China и the Super Events. Оба дополнения были включены в выпуск Alea Treasure Chest 2009 года, который содержал также дополнение и для других игр серии Alea Big Box.

Почему я без ума от Дальнего Востока

Я всегда питал склонность к истории и культуре Дальнего Востока. Можно оправдать подобный интерес моим частичным корейским происхождением. Хотя я кореец только на четверть, но до сих пор не оставляю усилий по поиску друзей в Корее, изучению культуры, семейных ценностей, военных традиций и научных открытий. Конечно, также я устремлён и в сторону познания совершенно потрясающей восточной кухни, которую я так сильно люблю.


В один прекрасный момент я осознал, что разница между Кореей и Китаем просто огромна. Как и я когда-то давно, так и многие сейчас предполагают, что обычаи и жизненный уклад этих стран во многом схож, но это очень далеко от истины. Даже в отдельно взятой стране есть совершенно различные системы мировоззрения, которые зависят от территориального расположения региона. Поэтому история городов и народов просто захватывающе интересна.


Ранее, я уже делал обзор на игру Three Kingdoms Redux, сюжет которой базируется на одноимённом литературном произведении. Только благодаря писателям Древнего Китая мы можем узнать о событиях, случившихся много-много лет назад. С таким же чувством восхищения мы открываем сегодня «В год Дракона».

Введение в игру

События в игре протекают в течение одного игрового года (как ясно из названия) и базируются на различных фактах древнекитайской истории времён ранее, чем 1000 лет до н.э. Я выяснил, что наиболее значительные события того времени были протяжёнными во времени, а не «точечными». Например, династия Сонг занималась строительством школ по всей стране в течение 1020 г. до н.э., изобретение компаса датировано 1119 годом до н.э. Поэтому мне кажется, что события, протекающие за 12 месяцев игры «В год Дракона», могли исторически произойти в разные года. В игре просто взяты наиболее значимые и известные события того времени и использованы в качестве сеттинга.


Игроки выступают в роли различных представителей китайской знати, управляющих целыми дворцами и множеством придворных. Победит в игре тот, кто наиболее тщательно и качественно проведёт 12 игровых месяцев и подготовится к концу года. В помощь игрокам даётся календарь, предвещающий наиболее ужасные события в игре. Аккуратное планирование ресурсов, взвешивание рисков и потерь являются основой в нелёгком соревновании и позволяют подняться над остальными придворными и зарекомендовать себя как наиболее выдающийся правитель.

Игроки с помощью драфта выбирают двух стартовых персонажей. Все придворные предоставляют различные бонусы и усиливают действия тайлов. Каждый персонаж занимает этаж во дворце игрока. Сборщики налогов, монахи, фермеры и учёные – всего лишь часть из тех, кого можно нанять для своего двора. Фермеры усиливают действия, связанные с рисом, придворные дамы дают дополнительные победные очки каждый ход, доктора защищают придворных от смерти в периоды болезней. Каждый персонаж может сыграть ключевую роль в обеспечении успеха той части королевства, на которую они работают.


Игроки также должны чётко балансировать при выборе возраста придворных. Более взрослые дают улучшенные бонусы, когда выбрано соответствующее им действие. Более молодые придворные дают сравнительно меньшие бонусы, но позволяют выше продвинуться на треке персонажей, что определяет порядок хода в игре. Это можно сравнить с влиянием, за счёт которого и достигается первенство. Но при этом логично предположить, что более взрослые персонажи обладают большим влиянием и заслуживают большее доверие, так что нет уверенности в правильной тематической трактовке данного трека. Было бы правильнее, если бы года вместе с накопленным опытом имели больший вес.

Протекание фаз

Каждый раунд состоит из следующих фаз:
— 1-я фаза: Действие (игроки размещают жетон дракона на группу действий, выполняя одно из них).
— 2-я фаза: Персонаж (игроки выбирают 1 тайл персонажа и добавляют его в состав своего двора).
— 3-я фаза: Событие (игроки выполняют событие раунда).
— 4-я фаза: Подсчет очков (Игроки получают очки за дворцы, придворных дам и жетоны привилегий).

Фаза действий в игре исключительно важна, потому что за всю игру каждый игрок может выбрать максимум 12 действий. В дополнение к этому, в зависимости от числа игроков, действия перемешиваются и разделяются на группы. Игрок выбирает группу и действие из этой группы, которое он будет выполнять, и те, кто также собирается выполнить действие из данной группы, должны раскошелиться на 3 юаня (монеты). Деньги в игре заработать особенно сложно, так что, если игрок не может позволить себе выполнение действий, он может выбрать получение 3-х юаней из запаса.

Действия предоставляют множество вариантов, таких, как продвижение трека персонажей, получение дополнительных победных очков, построение дополнительных этажей дворца, получение фейерверков и др. Вот здесь и вступают в игру тайлы персонажей, потому что добавление их к своему дворцу или потеря влияют на выполняемые действия. Становится необходимым долгосрочное планирование, ведь сложно понять, как лучше поступить: оставить сборщика налогов и пожертвовать доктора или наоборот. Не стоит также забывать о необходимости оплаты дани королю во время фазы событий. Но это мелочи, а вот когда этот подлый игрок перед тобой хватает действие из единственной нужной тебе группы – тут уже начинаются проблемы. Остаётся только одно – занимать верхние позиции в очереди действий, надеясь на лучший исход.

Фаза персонажей очень похожа на начало игры, но теперь игрокам придётся выбирать только одного персонажа из ряда более молодых или более взрослых. Эти тайлы выбираются с помощью розыгрыша соответствующего персонажа из своей руки.

После розыгрыша персонажей следует фаза событий, где испытывается характер, и слабые правители безжалостно уничтожаются.

В течение года происходят различные события. Иногда бушует чума, вызывая болезни и убивая до 3 персонажей, и тут самое время вспомнить про своих докторов с их снадобьями. Иногда нападают монголы и дают победные очки каждому игроку в зависимости от их военной мощи. А слабейший игрок теряет одного персонажа. В первые два месяца года на земле царит мир, но начиная с третьего месяца события выходят в случайном порядке. После завершения фазы событий игроки получают победные очки в зависимости от своих достижений, и начинается следующий раунд.

В конце 12 месяцев игроки подсчитывают дополнительные победные очки за тайлы персонажей, преобразую оставшееся золото и имущество в победные очки, и могут получить ещё сверху от Будды в одном из их дворцов.

Point Salad или победные очки за каждый ход?

В обычной манере Штефана Фельда, игроки должны сосредотачивать своё внимание в нескольких различных областях, чтобы преуспеть в игре. Но не стоит концентрироваться на стремлении к превосходству только в одном направлении. Делая упор на расширение дворца, можно оказаться захваченным врасплох засухой, которая заставит усиленно запасаться рисом. Поэтому нужно разумно балансировать: хочешь больше персонажей – расширяй дворец, большой дворец требует больше запасов риса, которые, в свою очередь, требуют выполнять больше строительных действий и т.д. Поэтому каждое действие имеет огромное значение, и тратить его попусту нельзя, иначе в конце игры это больно аукнется.

Я уже упоминал, что получение юаней – нелёгкая задача. Денег постоянно не хватает, а император требует по 4 юаня каждый месяц, поэтому нельзя сказать, что пропуск действия за 3 юаня – это чересчур расточительно. Кроме императора, деньги пригодятся и для вступления в королевскую семью для приобретения тайлов привилегий. Большие тайлы привилегий дают по 2 очка за ход, но за них придётся выложить 7 юаней. Меньшие тайлы привилегий дают по 1 очку за ход, но и стоят только 2 юаня. Купленные на ранней стадии, большие тайлы привилегий принесут 22-24 победных очка в конце игры, что очень неплохо. Поэтому встречаются тактики, при которых игроки умышленно страдают от последствий катастроф каждого месяца, тратя при этом свои деньги на покупку привилегий, дающих им влияние и власть, несмотря на ужасные последствия.

Победитель должен чётко оценивать свои потери. Хоть это иногда и выглядит деструктивно, временами выгодно терять людей из-за бедствий, но только если грамотно рассчитать, кто умирает и когда это случается. Лично мне больше нравится к концу игры собрать огромное королевство, хоть это и выглядит довольно прямолинейно, поэтому я стараюсь изо всех сил уменьшить последствия от разрушений. Я предпочитаю выбирать более молодых персонажей, чтобы начинать ходы и иметь более широкий выбор доступных действий. Игра более требовательна в отношении взаимодействия между участниками, чем большинство игр Штефана Фельда, в которые я играл. Например, в Замках Бургундии я более сосредоточен на создании собственной вотчины и лишь изредка поглядываю на то, чем занимаются остальные. В Бора-Бора я испытываю массу недовольства, когда теряю действия из-за неудачного броска кубиков. И хоть я и пытаюсь выиграть, но делаю это с помощью собственных улучшений, а не в результате прямого конфликта с соперниками.

При всей «фельдовости» игры, «В год дракона» — это не типичный Point Salad, скорее, он включён в игру для облегчения жизни отстающим.

Основная цель игры – выживание в непростых условиях. Одним тяжело справляться с болезнями из-за нехватки докторов, другие погрязают в нищете, но императору на это плевать, и он нападает, безжалостно убивая до 4 ваших придворных. Календарь, предвещающий бедствия, служит напоминанием о надвигающихся угрозах и даёт лишь небольшие передышки во время празднования фестивалей дракона.

Но они мимолётны и скоротечны, и вскоре вы вновь будете ввергнуты в хаос, как бы вы ни трудились для добычи еды и укрепления военной мощи. Это грязная игра, оставляющая игроков изрядно помятыми и избитыми, еле сдерживающими рыдания от потерь и утрат, бродящими среди упадка и разложения по своим опустевшим дворцам. Всего лишь несколько неверных ходов, и потери могут стать непоправимыми, а оставшуюся часть игры придётся провести в отчаянных попытках зализать кровоточащие раны. После этого останется лелеять мечту, как лучше спланировать следующую игру, чтобы хоть немного улучшить своё плачевное состояние.

Иллюстрации и качество компонентов

Alea и Ravensburger подходят единообразно и стандартно к компонентам и оформлению своих игр. Мой первый опыт игр серии Big Box заключался в постройке замечательных поместий и городов в Замках Бургундии. И меня не оттолкнул безликий дизайн, как раз наоборот, он дал волю силе воображения в процессе быстрого возведения большого и полноценного средневекового замка.

«В год дракона» выполнена в той же цветовой палитре, хоть коробка и окрашена в красно-бурый цвет. Члены двора выглядят по-человечески и внушают уважение. И я питаю слабость к придворным дамам, которые кажутся не слишком весомым источником победных очков и изображены в стиле иллюстраций к мультфильму Мулан. В игре большое количество жетонов, фишек и прочего картона. Владелец коробки, скорее всего, проведёт предостаточно времени только за выдавливанием этажей дворца и любуясь на то, как компоненты дворцов стыкуются друг с другом.

Некоторых неброские цвета бренда Big Box могут ввести в замешательство, но для меня это придаёт знакомую атмосферу и чувство домашнего уюта. Как и все игры Фельда, «В год Дракона» предоставляет массу различных стратегий и подходов, поэтому я был счастлив, узнав о юбилейном выпуске данной игры. Возможно, всё дело в глубине таких игр или непередаваемом ощущении от её дизайна. Такие игры всегда глубоко поражают меня, когда я ухитряюсь изобретать различные способы связать множество механик в единое целое. При этом я тщательно продумываю новую стратегию, исследуя все изменения, а потом делюсь впечатлениями со своей женой о том, как близки оказываются наши результаты.

Конечно, у реализации игры есть некоторые проблемы, например, несколько жетонов выдавились с заусенцами, думаю, из-за недостаточного качества вырубки. Анализируя исходную версию 2007 года, я обнаружил, что в ней были вложены карты-памятки для каждого игрока. И я думаю, что стоило бы их включить и в юбилейное издание, чтобы новички могли легко ориентироваться, что им можно делать каждый ход.

Обзор дополнений

Юбилейное издание сразу включает в себя 2 дополнения. Первое из них – The Great Wall of China, и я его считаю обязательным. В нём добавлено новое восьмое действие, которое позволяет строить участок Великой Китайской стены. Как только фрагмент стены добавлен, игроку предлагается на выбор 1 из 6 различных бонусов: продвинуться по треку персонажей, получить рис, победные очки или даже построить новый этаж дворца. Это просто чудесно, потому что не только облегчает участь каждого игрока, но и придаёт вариативности каждому ходу, добавляя при этом дополнительные очки при каждом событии вторжения монголов. Игроки получают очки за свои армии, но если к наступлению нашествия стена построена, каждый дополнительно получает очки за построенный им участок. А если на момент вторжения стену построить ещё не удалось, игрок, приложивший меньше всего усилий к постройке, теряет одного придворного. Так что в дополнении есть не только светлая сторона, будьте готовы.


Второе дополнение (Super Events) добавляет игре вариативности за счёт появления одного из сверхмощных событий на календаре. Один маленький жетончик выбирается случайно и сработает после седьмого месяца. Это может привести к сумасшедшим последствиям, таким как обнуление трека персонажей, повторному выполнению основного события, полной потере еды, денег и фейерверков, и другим не менее интересным вещам. Изначально мы неверно толковали правила и выкладывали такое чрезвычайное событие взакрытую. Это не по правилам, но никто не запрещает пользоваться и таким вариантом, а совсем бесстрашным игрокам можно даже рискнуть сыграть с двумя подобными событиями. Лично мне оба дополнения нравятся, и я их считаю необходимыми для получения полноценного опыта.

Окончательные мысли

Помимо изначального выдавливания компонентов к юбилейному изданию у меня нет претензий. Возможно, некоторых поклонников игры взволнует увеличение стоимости больших жетонов привилегий с 6 до 7 юаней. Может быть, кто-то найдёт арт и правила не очень привлекательными (подсказка: мне очень нравится и то, и другое). Кроме этого, в юбилейном издании совсем нет органайзера, в то время как в оригинальной игре были отсеки для карт и жетонов.
Подготовка к игре не выглядит сильно мучительной и зависит от вашего мастерства в искусстве сортировки вещей. Лично я сортирую отдельно карты каждого игрока с их маркерами и драконами. Самое сложно в этом – различать тайлы персонажей по цветам и возрастам. Это, конечно, слегка нудноватый процесс, но всё же лучше так, чем перед каждой игрой заниматься сортировкой всех жетонов.

Думаю, что буду не слишком наглым, если попрошу издателей в следующий тираж юбилейного издания добавить органайзер. Но при цене 30$ за великолепную игру, согласитесь, грех жаловаться.

«В год Дракона» — это игра, в которой игрокам придётся ориентироваться на стратегии оппонентов для победы, хотя в ней отсутствует прямой конфликт. Она заставляет вас глубоко размышлять, делая свой выбор, потому что каждый ход – на вес золота, и мне это нравится!

Не могу удержать себя от рекомендации попробовать эту игру каждому. Alea, молодцы!

Положительные моменты

+ Большой размах для стратегии, выиграет тот, кто умеет мыслить как на несколько ходов вперёд, так и хорошо ориентируется в текущей обстановке.
+ Очень приятное, знакомое и дружественное оформление и компоненты.
+ Несложная в обучении.
+ Поставляется сразу с 2-мя интересными и важными дополнениями.
+ Высокий уровень реиграбельности и небольшая цена.

Отрицательные моменты

— Сравнительно долгий сетап и отсутствие органайзера.
— Для юбилейного издания слегка вызывает недоумение отсутствие памяток и не самая идеальная вырубка компонентов.

Итог

Юбилейное издание «В год Дракона» — превосходная игра с потрясающей реиграбельностью, отличной темой и жёсткостью в принятии решений. Хоть к самому изданию есть некоторые замечания, вы всё равно будете в восторге от самой игры и 2-х замечательных дополнений.

In the Year of the Dragon, Обзоры



Похожие записи
  • Описание бесплатной игры «Сталкер»
  • Мини-обзор игры «Путь» (The Way)
  • Обзор игры «Robobattle Pigs» (Боевые свиньи-роботы)
  • Обзор игры «Tannhaiser»
  • Переиздание настольной игры «Талисман»
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.