Lords of Waterdeep. Обзор игры

Читатель по имени Sid поделился собственным обзором Lords of Waterdeep, в котором говорится, что это прекрасная настолка для начинающих, уже освоивших Каркассон, но не готовых перейти к более серьёзным играм. Помимо базы обзор затрагивает также и дополнения. 

Компоненты

Первое, что бросается в глаза новоиспечённому обладателю "Лордов Вотердипа" — удивительная коробка нестандартного размера. Красивое оформление не может скрыть тот факт, что крышка от коробки неглубокая, и не доходит ей даже до середины, если смотреть на коробку сбоку. Впрочем, если вы не собираетесь ежедневно таскать игру с места на место, эта крышка не вызовет у вас каких-либо неудобств. Под крышкой находится книга правил, складное поле, зип-локи с деревянными компонентами и картонные листы с жетонами. Выдавливание жетонов заняло у меня неприлично много времени, поскольку жетоны выдавливались неохотно и иногда оставляли заусенцы. Особенно порадовали картонные монеты необычной формы (квадратные единички и пятёрки в форме полумесяца) с дырочками посередине. То есть сначала надо выдавить монету, а потом — из каждой монеты дырочку. Под всё это добро в коробке предусмотрен шикарный органайзер, позволяющий быстро рассортировать игровые компоненты. С этим органайзером связано моё самое большое разочарование в "Лордах Вотердипа" — секции для карт настолько малы, что не вмещают карты в протекторах. Чтож, как бы ни был хорош органайзер, пришлось заменить его на собственную поделку из модного нынче пенокартона. Замечу только, что карты выполнены из плотного картона и в протекторах особо не нуждаются, так что это, скорее, вопрос эстетики.

Игровой процесс

Подготовка к игре не требует много времени. Каждый игрок выбирает себе фракцию (которая ни на что не влияет, кроме цвета компонентов) и тянет себе карту лорда из общей колоды (которая, в отличие от фракции, влияет на финальный подсчёт очков). Карты лордов надлежит держать в секрете от других игроков, чтобы до последнего сохранить интригу в партии — в конце игры игроки вскрывают карты и добавляют к своим очкам бонусы, определяемые этими самыми лордами. Кроме карты лорда, игроки получают несколько миплов-агентов (в зависимости от количества игроков), пару карт квестов и интриг и небольшой капитал в виде золотых монет. Остаётся лишь разложить на поле стартовые жетоны — и можно начинать борьбу за власть в большом городе.

С точки зрения игрового процесса "Лорды Вотерипа" — это донельзя упрощённый worker placement. Игроки по очереди отправляют своих миплов-агентов в игровые локации. Некоторые локации способны вместить больше одного агента, но большинство из них работает по принципу "кто первый встал, того и тапки". Заняв своим агентом локацию, игрок получает какой-нибудь ресурс: дополнительные карты или искателей приключений. Так, в трущобах можно нанять пару-тройку разбойников, на арене — разжиться воинами, а в таверне — получить какое-нибудь задание, чтобы эти разбойники и воины не слонялись без дела. Всего в игре четыре типа "приключенцев", которых вы можете привлечь на свою сторону: разбойники, воины, клерики и волшебники. Несмотря на фентезийный антураж, выглядят они как чёрные, оранжевые, белые и сиреневые кубики соответственно. Кроме того, в игре есть такой важный ресурс как золото. Цитируя книгу правил, "ни одно серьёзное дело в Вотердипе не обходится без звона золотых монет". Забегая вперёд, скажу: обходится.

Разноцветные кубики необходимы игрокам для выполнения квестов. Квесты — это карточки, на которых написаны требования (по количеству и цвету кубиков, которые надо собрать) и награда, которую игрок получает после выполнения квеста. Как правило, это победные очки, золото или какие-нибудь перманентные бонусы, облегчающие прохождение дальнейших квестов. Часто, выполнение квеста позволяет получить дополнительные кубики искателей приключений, которые тут же отправляются на следующий квест и т.д. Никаких наказаний за невыполнение нет: вы можете набрать себе столько карт квестов, сколько влезет, однако ваши более прозорливые соперники займутся не набором квестов, а их выполнением и в конечном итоге обойдут вас при финальном подсчёте.

Несколько суховатый процесс обмена цветных кубиков на победные очки разнообразится в "Лордах Вотердипа" с помощью двух механик. Первая — это строительство зданий. Вражеские агенты расхватали все лакомые места на поле? Не беда — отправьте вашего агента в гильдию строителей и возведите себе дополнительную локацию. За постройку локации придётся заплатить звонкой монетой (кубики не потребуются), но вы получите некоторую компенсацию в виде победных очков. Самое главное — зданием могут пользоваться как вы, так и ваши соперники, при этом если другой игрок ставит своего агента в ваше здание, то вы получаете за это какой-нибудь бонус (как правило, кубик определённого цвета, указанного на самом здании. Иногда золото или сразу победные очки). Построив востребованное здание, вы получите стабильный приток ресурсов, который может переломить ход партии.

Вторая игровая механика — карты интриг. Игрок может послать своего агента в специальную локацию, чтобы разыграть карту интриги. Интриги бывают вспомогательными (единовременно помогают вам: например, позволяют использовать уже занятое здание) и атакующими (вредят соперникам: например, заставляют их сбросить кубик определённого цвета). Особый тип интриг — обязательные квесты. Игрок, получивший обязательное задание, должен выполнить его перед тем как он сможет получить очки за свои основные квесты. Карты интриг часто игнорируются новичками, однако именно они добавляют игре прямое взаимодействие — вы можете не просто догонять особо удачливого игрока, но и предметно забомбить его интригами, после чего у него отпадёт желание опережать вас по победным очкам. Однако, чересчур увлекаться интригами не стоит, в конце-концов они отнимают время, которое зачастую можно с большей пользой потратить на выполнение квестов. Интересная особенность: в конце раунда, когда все игроки уже закончили расставлять своих агентов, агенты, которые использовались для розыгрыша интриг, в порядке живой очереди могут быть переставлены на другие свободные локации. С одной стороны, получается, что агент используется дважды (и это здорово!), но с другой стороны, переиспользовать его можно только в конце раунда, когда все хорошие места, вероятно, уже заняты.

Дополнения

Так уж получилось, что "Лорды" достались мне сразу с дополнением: Scoundrels of Skullport. Дополнение состоит из двух отдельных модулей: Undermountain и Scullport, каждый из которых вводит в игру новые карты лордов, квестов, интриг и зданий. Кроме того, в дополнении вы можете найти набор компонентов для шестого игрока (база поддерживает только пять игроков). А ещё, в дополнение входит пять миплов агентов, по одному для каждого цвета из базовой игры. Они необходимы тем весьма странным игрокам, которые считают базовую игру слишком скоротечной и хотели бы играть с одним дополнительным агентом. Должен признаться, я нахожу эти компоненты излишними — играть в Лордов Вотердипа вшестером будет скучновато. На мой взгляд оптимальное количество игроков находится где-то между тремя и четырьмя.

Первый модуль (Undermountain) не привносит каких-либо оригинальных элементов. Новые локации на поле, чуть более эффективные, чем базовые. Новые здания, которые увеличивают количество доступных кубиков на поле. Эпичные квесты, выполнение которых требует сбора большой комбинации кубиков, зато позволяет одним махом сократить отставание от лидера и вырваться вперёд. На мой взгляд, этот модуль никак не усложняет игру, и вы вполне можете использовать его сразу после того, как освоили правила. Сойдёт даже для первой партии с новичками.

Второй модуль (Scullport) более интересен тем, что добавляет в игру новый ресурс — жетоны коррупции. Вернее будет назвать их антиресурсом, поскольку при финальном подсчёте очков игрок получает минус за набранные им жетоны коррупции. Насколько большой минус? Это главная особенность ресурса — чем больше жетонов разберут игроки, тем больше будет стоимость каждого жетона в потерянных очках. Весьма заманчиво взять жетон коррупции и получить к нему солидный бонус золотом или кубиками приключенцев, однако всегда следует опасаться, что потери от этого жетона могут со временем перевесить полученную сиюминутную выгоду. Многие здания и карты модуля предназначены для манипуляции этими жетонами, что добавляет игре совершенно новый тактический аспект. Подводя итог, коррупция — это отличная находка авторов игры, и я советую добавлять модуль Scullport тогда, когда базовая игра начнёт вам немного надоедать.

Вы можете использовать модули как по отдельности (тогда вы просто смешиваете компоненты базы и модуля), так и оба сразу. Я не рекомендую второй вариант по двум причинам. Первая — более долгая подготовка к игре. Вам нужно будет убрать из игры некоторое количество базовых квестов и интриг, перед тем, как вы подмешаете к ним квесты и интриги сразу двух модулей. После игры колоды придётся сортировать по модулям. Вторая — каждый модуль добавляет несколько локаций для ваших агентов и с двумя модулями на поле становится значительно просторней. Это, в свою очередь, сокращает ценность постройки зданий, которые могут остаться невостребованными у остальных игроков.

Впечатления

"Лорды" заняли в моей коллекции важную нишу — нишу добротных гейтвейных игр. Можно сказать, игра номер два (после какого-нибудь средневекового Каркассона) для тех кто хочет приобщиться к миру настолок, но при этом недостаточно бородат, чтобы резаться в "Эклипс" или "Цивиллизацию Сида Мейера". Подготовиться к игре и объяснить правила можно за десять минут, что немаловажно, если среди ваших друзей преобладают настроения "давайте снова в Каркассон". Игра протекает в хорошем темпе, структура хода такова, что все игроки ставят одного агента за раз и круг проходит очень быстро, если только вы не играете вшестером или намеренно затягиваете партию. "Лорды Вотердипа" просты, но не тривиальны. Иногда решения очевидны, а иногда приходится поломать голову — как выполнить квесты максимально эффективно. Наконец, время игры как нельзя лучше подходит для небольшой компании — партия на четверых длится около часа, может быть чуть больше, и игрокам не потребуется засиживаться до глубокой ночи (с ужасом вспоминаю свою первую "Игру Престолов" полным составом).

По моим личным ощущениям, Лорды прекрасно подойдут для начинающих настольщиков и игроков, предпочитающих семейные посиделки. Любители хардкора, да и просто видавшие виды игроки, будут, вероятно, более придирчивы и смогут найти в этой игре пару недостатков. Например, удивительно, но при всём своём великолепном оформлении, в "Лордах Вотердипа" совершенно отсутствует атмосфера. Вроде бы всё на месте: карты прекрасно иллюстрированы и снабжены художественным текстом. Все квесты и интриги имеют названия и в общем-то логичные, соответствующие названиям, эффекты. Нужно очистить от нечисти заброшенный храм? Отправьте туда несколько воинов и пару священников. Резонно. Подкупить какого-нибудь члена гильдии? Не вопрос, готовьте монеты и получите жетон коррупции. Вполне оправданно. Но почему-то процесс игры совершенно не воспринимается как борьба за власть в городе. Далеко не все игроки, с которыми мне довелось играть, заметили наличие текста на картах (слегка преувеличиваю). Обсуждения проходят в терминах кубиков и очков — получил три таких кубика, два этаких и ещё пять монет — сдал всё это в обмен на 15 победных очков, продолжаем разговор. Ах, это было очищение храма от нежити? Ну-ну. В этом плане уместно сравнить "Лордов" с другой игрой со схожей тематикой, а именно с "Плоским миром" (Который Анк-Морпорк, разумеется). Игры, конечно, совершенно разные, но в плане атмосферы коварства и интриг Анк-Морпорк обставит "Лордов Вотердипа" с большим отрывом, особенно, если вы неравнодушны к творчеству Терри Пратчета.

Еще одна претензия к "Лордам" — не слишком большое разнообразие карт. Самих-то карт много, но вот отличаются друг от друга они лишь цветом. Например, большинство карт лордов, получаемых игроками в начале партии, имеют совершенно одинаковые бонусы — дополнительные очки за определённые типы выполненных квестов. Точно не помню, но кажется лишь один лорд из одиннадцати базовых получает бонусы не за квесты, а за построенные здания. Сами квесты тоже не блещут разнообразием, в большинстве своём это обмен пригоршни кубиков на победные очки. Механизмы игры просто не предполагают наличия головокружительных комбинаций, когда сложные эффекты карт позволяют вам провести что-то действительно запоминающееся. Напротив, вы будете методично, шаг за шагом продвигаться к концу игры, стараясь выжать из каждого поставленного мипла как можно больше пользы в пересчёте на победные очки. Все партии будут похожи одна на другую ровно до тех пор, пока вы не решите воспользоваться модулями из дополнения. Ради справедливости, надо сказать, что дополнение исправляет ситуацию и позволяет вдохнуть в игру новую жизнь, когда вы посчитаете, что возможности базовой версии полностью исчерпаны.

В заключение, хочу привести неожиданную аналогию. По ощущениям, "Лорды" неуловимо напоминают мне "Билет на поезд". Да-да, тот самый, где требуется набирать разноцветные вагоны (читай, кубики) и прокладывать за них маршруты (читай, квесты), а в конечном итоге всё это выливается в гонку по периметру игрового поля, по которому пролегает трек победных очков. Если бы в "Билете" были карты железнодорожных интриг, аналогия была бы полной, но и без этого сложно отрицать определённое сходство.

Изображения взяты с сайта boardgamegeek.com.

Lords of Waterdeep, Обзоры



Похожие записи
  • No related posts
    1. _ГрАнд_
      22 Июн 2015 из 21:06 | #1

      Лорды только визуально напоминают Анк-Морпорк, по сути же — ничего общего.

      Фраза «прекрасная настолка для начинающих, уже освоивших Каркассон, но не готовых перейти к более серьёзным играм» в начале просто убила. И это с лордовской-то языкозависимостью? Или среди сонастольщиков автора все до одного читают на английском средне-настольного уровня, или это перевод статьи с английского.


    2. Ort
      23 Июн 2015 из 13:50 | #2

      @_ГрАнд_

      Ну, спасибо! Я этот опус две недели сочинял, а вы — «перевод с английского». Нет уж. Эксклюзивный материал. Насчёт языка как-то даже и не задумывался, у нас тут айтишная тусовка — английский сам собой разумеется. Да и из текста там преимущественно карты интриг — недолго перевод под протекторы запихать. Было бы желание.


      Про Анк-Морпорк согласен. Схожи визуальный стиль и тематика — лорды инкогнито борятся за контроль над большим городом. Примерно такими словами, кажется, в статье и написано.


    3. _ГрАнд_
      23 Июн 2015 из 20:05 | #3

      @Ort

      Значит, я угадал по поводу вашего окружения. Я бы отметил как раз уровень языкозависимости, у вас об этом ни слова. Ну и ещё нет ни слова о сеттинге, что для многих немаловажно. Я в этом мире ничего не знаю, но знающие могут немало рассказать о нем.


    4. SSS
      24 Июн 2015 из 9:06 | #4

      Хорошая игра для средней аудитории. А по обзору реально получается Тикет. It’s a shame…


    5. Random_Phobosis
      25 Июн 2015 из 12:09 | #5

      Хорошее правило, чтобы компенсировать скучность карт лордов:


      — Перед началом игры на центр стола выкладываются квесты, которые дают пассивный бонус (лейтенант, дополнительные очки за квесты, деньги за воров и прочее), карт нужно на 1 больше, чем игроков.

      — Игроки драфтят квесты из общего пула, по одному начиная с первого игрока. Когда каждый возьмёт по одному, драфтят в обратном порядке. У каждого будет два квеста в результате.

      — Оба квеста автоматически выполнены. Игроки получают их VP и способности.

      — Карты лордов в игре не участвуют.

      — В остальном как обычно.


      Отличие от стандартных правил в том, что можно играть более гибко и проше переключаться между разными цветами квестов, начало партии динамичнее и силы сразу же ассимметричны.


    6. Ort
      25 Июн 2015 из 14:24 | #6

      @Random_Phobosis

      Недурно. Но тогда получается, что нет финальной интриги с подсчётом очков. В конце последнего хода положение на треке очков уже определяет победителя. А по обычным правилам до последнего непонятно кто победил. Я опережаю всех на 6 очков, и мой лорд даст мне ещё 12. Ну что, настрелял соперник 18 очков своим лордом или нет? По-моему, это важный момент в игре.


      Кстати, вам не показалось что карта с лейтенантом — это перебор? Так-то надо пол-игры потратить, чтобы выполнить этот квест, а если его можно первым пиком на драфте взять забесплатно, то это слишком большое преимущество.


    7. Random_Phobosis
      25 Июн 2015 из 14:52 | #7

      @Ort

      По мне так лучше интрига всю игру, чем сюрприз в конце :]. Как правило, всегда и так очевидно, кто был каким лородом, куда больше убивают интригу ситуации, когда нужные кому-то цвета упорно не выходят.


      Сила лейтенанта очень зависит от количества игроков и темпов покупки зданий. На двоих лейтенант не особенно силён, так как увеличивает пул работников на 25%, но на четверых — на целых 50%. Если здания застопорились каким-нибудь отстоем и никто их не берёт, тогда лейтенанту остаются малополезные действия, если же здания раскупают охотно, тогда крутые действия в конце раунда остаются, и лейтенант решает.


      В целом он мощен, но вполне сопоставим с «возьми любого героя в начале раунда», «верни любого героя после квеста» (по сути сходная скорость получения одного героя за ход), а на много человек — и с «можешь встать на занятое врагом действие». Да и по базовым правилам лейтенанта у нас никто брать не хотел, так что хоть играем с ним теперь :}


    8. Евгений
      26 Июн 2015 из 9:24 | #8

      «которые тут же отправляются на следующий квест и т.д.» К сожалению не сразу. Вроде бы нельзя больше одного квеста за круг выполнять.



      «Интересная особенность: в конце раунда…» Из текста не понятно, что это делается только из Порта.



      «кажется лишь один лорд из одиннадцати базовых получает бонусы не за квесты» Есть еще странный Ксанатар 🙂



      «на поле становится значительно просторней» — может тогда и нужно поиграть с большим числом миплов?…



      Вообще лично для меня Вотердип входит в тройку любимых игр. Хорошо масштабируемый, отличный баланс между самостоятельной игрой и взаимодействием с другими игроками. Да, в него нужно играть с допом, без него получается скучовато и излишне математично.


    9. SSS
      26 Июн 2015 из 11:53 | #9

      @Евгений

      Доп, по мне, вносит чересчур многое (коррупция, слишком много странных карт действий и тд). База лаконичней и стройней.


    10. Random_Phobosis
      27 Июн 2015 из 1:50 | #10

      @Евгений

      Поправка: с одним допом :]


    1. Трекбеков пока нет.