Младший брат «Магорыцаря». Обзор игры «Руины острова Арнак»

Прямо сейчас издательство GaGa Games собирает предзаказы на «Руины острова Арнак», локализацию Lost Ruins of Arnak. Это евроигра про исследование острова, основанная на механиках колодостроения и выставления рабочих. Вроде бы очередное евро? Возможно не совсем. Из одного воодушевляющего обзора на Board Game Geek следует, что это почти Mage Knight, только она попроще и побыстрее «Магорыцаря».

Для многих 2020 год стал годом соло-игр. И внезапно по мере того, как сокращались возможности поиграть с другими людьми, игры, которые раньше всегда казались не к месту и не ко времени, оказались самыми востребованными. Именно так я и начал играть в Mage Knight.

«Магорыцарь» — это эпичная фентезийная игра о завоевании и исследовании. Она одновременно и стратегическая, и тактическая, т.к. тут есть глобальная цель (завоевание городов на поле) и множество способов её достичь. Каждый ход подбрасывает новую тактическую головоломку из вашей колоды карт. И так как время игры ограничено, ты понимаешь, что возможности дождаться когда придёт идеальная комбинация карт нет. Нужно действовать прямо сейчас. Но как? Каждую карту можно использовать несколькими способами и тут нет «правильного» и «неправильного» варианта: вы просто прокладываете свой путь через королевство, собираете армию, которая, как хочется надеяться, поможет завоевать города.

«Магорыцарь» – феноменальная игра. В ней вы растёте от бойца-новичка до мощного война в условиях абсолютной свободы. Ещё в ней есть объёмнейшая книга правил, соло-партии на два-три часа, а также горы компонентов, способные занять самый большой кухонный стол. Другими словами, каждая партия в «Магорыцаря», даже сольная (а другие варианты я категорически отвергаю) – это событие с большой буквы.

Возможно предыдущие несколько параграфов заставили вас задаваться вопросом, не ошиблись ли вы с рецензией. Если вы ждёте обзор на «Руины острова Арнак», это была преамбула. Потому как я считаю, что «Арнак» — это более доступный, более еврогеймовый «Магорыцарь», и раскладывать его можно не исключительно по особым случаям, а практически каждый день.

Как и уже неоднократно упомянутый «Магорыцарь», «Руины острова Арнак» – это игра об исследовании. Да, тематика исследования территории есть и в «Арнаке», тут нужно отправляться в неизвестные места, что-то там находить и использовать находки в своих интересах.

Механически всё это устроено следующим образом. Во-первых, в начале партии на поле доступно несколько мест для размещения рабочих, и по ходу игры игроки будут находить новые места для выставления рабочих, с более мощными эффектами. Дело в том, что когда вы обнаруживаете такое новое место, заранее неизвестно, что именно там найдётся. Да, известно, что это новое место будет лучше стартовых, но, если, например, вам нужен какой-то конкретный ресурс, совсем не обязательно, что вы найдёте именно его. Напротив, вы должны изворачиваться и придумывать как использовать находки с максимальной выгодой.

Также ещё в игре есть карты предметов и артефактов. В каждой колоде все карты уникальны, так что тут нет возможности заранее спланировать некую стратегию, ожидая, что вам придут подходящие для её реализации карты. Не придут. И даже если нужная карта и появится, не факт, что она достанется именно вам, вполне возможно её успеет перехватить другой игрок.

Карты предметов обычно становятся доступны только на следующий ход после покупки, т.к. поступают под низ вашей колоды. Карты артефактов несколько более удобны, их можно использовать сразу же после приобретения (но позднее за их использование придётся ещё доплатить). Таким образом, играя в «Арнак», вы открываете некие новые инструменты, которые могут привести вас к победе, и должны использовать те возможности, что даёт вам игра.

В «Арнаке» вы словно всегда действуете немного наощупь. Вам придётся готовиться к возможным результатам, но тактическая составляющая никуда не денется. Это как в «Магорыцаре» зайти ночью в башню магов: в целом вы ко всему готовы, но в зависимости от того, что именно попадётся, можете получить больше или меньше ранений.

В «Арнаке» используется колодостроительная механика точно также, как в «Магорыцаре»: каждый раунд – это небольшая тактическая головоломка. Это не похоже ни на «Доминион», ни на Ascension, так что любители этих игр необязательно станут фанатами «Арнака». Здесь каждая карта – это некая возможность, а новые карты могут добавляться в вашу колоду по самым разным причинам (ради нового свойства, перемещения, очков). И как и в случае с «Магорыцарем», тут нет «правильного» и «неправильного» варианта.

В свой ход в «Арнаке» вы просто совершаете действие. Это может быть розыгрыш карты (чтобы сработал её эффект), это может быть покупка новой карты в колоду. Или это может быть перемещение по треку исследования или исследование участка на игровом поле. Большинство действий требуют разыграть карту с руки.

Стартовая рука в основном состоит из карт, на розыгрыш которых действие не тратится. Эти карты приносят один из двух основных ресурсов, деньги либо компасы. Также любую карту (включая так называемые карты «страха», засоряющие колоду подобно картам ранений из «Магорыцаря») можно разыграть для оплаты перемещения, чтобы встать на любое место для выставления рабочих на игровом поле. Перед каждым раундом положено добирать до 5 карт в руку, и как в любой хорошей игре с механикой менеджмента руки, вы должны прикинуть, как сделать всё что нужно, с помощью имеющихся карт.

У вас два исследователя, что, вероятно, означает, что две карты надо будет использовать, чтобы выставить их на поле. Также скорее всего вам захочется докупить какие-то карты, а это означает, что… В общем, пробежаться таким образом по всем 5 картам получается очень быстро. Кроме того, нужно учитывать какие действия выполняют соперники (возможно что-то, что вы хотели сделать будет недоступно) и при необходимости искать альтернативные варианты действий.

К счастью, в игре есть множество мелких нюансов, позволяющих тем или иным образом сделать то, что вам хочется. Когда вы продвигаетесь по шкале исследования, вы получаете различные ресурсы, а если первым достигаете определённой точки, вам полагается бонус. Вы можете нанимать помощников, дающих бонусные действия или ресурсы. Каждый побежденный вами страж даёт разовый бонус.

То есть игра позволяет использовать кучу возможностей для достижения цели. Вам может помешать соперник, но это не приводит к тому, что вы целиком отказываетесь от своего плана. Вы просто придумываете, как бы его провернуть каким-то другим образом. Вообще, я не имею ничего против, если игра целиком рушит мои планы, но я жду от настольных игр не этого. Я играю в настолки, чтобы почувствовать себя умным и изобретательным, и в «Арнаке» эти чувства приходят каждый ход – вместе с головоломкой насчёт того, как ловчее разыграть карты с руки.

Как я уже сказал, «Арнак» очень похожа на «Магорыцаря». Тут тоже есть некое общее направление стратегии (как и в любом евро мы должны заработать как можно больше очков), но каждый ход подбрасывает вам новую тактическую головоломку, требующую найти самое эффективное или самое интересное решение. «Магорыцарь» великолепна, она эпична и масштабна, в ней вы становитесь сильнее и сильнее, собирая армии. «Арнак» совсем не эпична, и, хотя вы тоже набираете силу, получая всё более и более мощные карты, масштаб здесь совершенно не тот. Зато у «Арнака» очень хорошее оформление (все компоненты в коробке сделаны с очень большим вниманием и старанием), и, несмотря на то, что тут нет эпичности «Магорыцаря», зато в «Арнак» можно: а) играть чаще и б) играть с другими людьми. «Магорыцарь» — игра отличная, но она рассчитана на одного человека. Правила крайне сложны, да и времени на неё нужно столько, что я не решаюсь приглашать за свой стол сыграть в неё кого-нибудь ещё. «Арнак» же хорошо работает как соло-режиме, так и с другими людьми.

Позвольте мне немного отвлечься на несколько слов об издателе Czech Games Edition. Компания CGE известна продуманными евроиграми с ярко выраженной тематикой. И «Арнак» – не исключение. Мне нравится все игры CGE, но зачастую усадить играть за них других людей не так-то просто. В результате в моей коллекции не так много игр от CGE, как хотелось бы. В «Арнаке» же найден верный баланс между доступностью и увлекательностью, в отличие, скажем, от Dungeon Lords, «Сквозь века» или «Алхимиков». Правила просты и понятны, но при этом заставляют игроков принимать сложные решения. Рассчитываю, что как только ситуация позволит снова встречаться и играть с другими людьми, «Арнак» будет регулярно появляться на нашем столе.

Компоненты в игре превосходного качества. Даже если бы ресурсы были обычными кубиками, если бы художники использовали одни и те же иллюстрации, или если бы игровое поле не было бы столь красочным и двухсторонним, это всё ещё была бы прекрасная игра. Но издатель положил в коробку с игрой столько всего, что некоторые настольные проекты с «Кикстартера» могли бы ей позавидовать. Более того, CGE до сих пор выпускает всякие бесплатные расширения для «Арнака», которые можно было бы выпустить в виде дополнения, и я бы его с удовольствием купил (например, «Храм змеи» полностью меняет ощущения от игры). Однако же всё это входит в базовую коробку к великому удовольствию игроков. Ресурсы очень красивы, и даже на каждом жетоне храма, которые просто приносят очки, есть уникальная иллюстрация. Для меня в играх всегда важна механика, но «Арнак» словно вернул меня в мою настольную юность, когда каждая коробка была чудом и чем-то удивляла.

В общем, игра «Руины острова Арнак» мне очень нравится, ни капли не жалею о покупке (хотя до сих пор играл только в одиночном режиме). После первых пары партий моё отношение к игре было несколько прохладным, я даже готов был согласиться с критикой в её адрес, мол, ничего нового тут нет. В чём-то это справедливо: даже я сам, рассказывая об «Арнаке», постоянно делаю отсылки к «Магорыцарю», плюс тут есть элементы и из других игр. Но чем больше играешь в «Арнак», тем сильнее начинаешь ощущать разницу. То, что артефакты срабатывают сразу после покупки. То, что предметы уходят под низ колоды и, скорее всего, придут в руку в следующем ходу. То, что рынок немного обновляется каждый ход, на нём появляются новые артефакты, а предметы, наоборот, исчезают. То, что места для размещения рабочих не заданы раз и навсегда, а всё время появляются новые. То, что каждая карта в игре – уникальна. Из всего этого и получается такая интересная игра.

Конечно, «Арнак» всё же скорее игра тактическая, нежели стратегическая, поэтому, вполне допускаю, что она понравится не всем. Также на компонентах довольно много текста, а это не всем приходится по душе. В игре довольно ощутима роль случайностей, и, хотя её почти всегда можно контролировать (например, заранее известно, что локации 1 уровня точно лучше базовых), всё же иногда может сложиться ситуация, когда вам просто не везёт, а кому-то из соперников, наоборот. Если всё это вас раздражает, скорее всего вам лучше играть во что-нибудь другое.

Соло-партия в «Арнак» занимает порядка 50 минут, и в это время входит и подготовка партии, и уборка игры в коробку. Обычно я играю не меньше двух партий подряд, что позволяет сэкономить немного времени на раскладке компонентов (за 2 часа можно сыграть трижды). Мне нравятся органайзеры для игр, которые обычно выпускают сторонние производители и, как мне кажется, именно «Арнаку» такой органайзер бы очень пригодился.

«Руины острова Арнак» оставляет те же ощущения, что и «Магорыцарь». Она не столь эпична, да и в соло-режим играть в «Магорыцаря» интереснее, но зато «Арнак» проще, легче и доступнее для других игроков, и при этом достаточно привлекательный, чтобы их завлечь. Если у меня есть три часа свободного времени, я, вероятно, предпочту разложить в соло-режиме «Магорыцаря». Но в «Арнак» я буду играть намного чаще, и в одиночку, и с другими людьми.

Lost Ruins of Arnak, Обзоры



Похожие записи
  • «Давай ходи!». Подкаст 184. Новогодние каникулы, Арнак и Рес Аркана
  • «Давай ходи!». Подкаст 279. Арнак, очереди и дефицит
  • Ждём второе дополнение к «Арнаку»
  • «Дюна. Империя». Видео-обзор второго дополнения
  • Отчёт № 806. 28 августа – 3 сентября 2023. Арнак, Splendor, The Game Extreme
    1. Nelud
      23 Фев 2021 из 22:59 | #1

      Я чуть чаем не подавился, увидев статью! Вначале подумал, что это просто такой вирусный заголовок. Оказывается, нет, есть такой чудак на BGG, который, видимо, действительно так думает.

      Арнак — это классическая евро-семейка с выставлением рабочих и колодостроем. Магорыцарь — полноценное приключение с прокачкой героев и битвами. Общие элементы в Рыцаре-Маге — это разве что салат из победных очков, который я считаю нелепым чужеродным элементом, впихнутым лишь из-за ярой симпатии автора к евро; да ещё некое псевдо-колодостроение, которое ощущается вообще не как обычный колодострой.

      Конечно, если вы любитель евро, то Арнак — отличная игра, почти must-have. Но не ждите, что это даже близко будет Mage-Knight.


    1. Трекбеков пока нет.