Настолкэмп-16. Вновь пять дней в Пошехонье

Что будет, если собрать в одном месте людей, глубоко увлекающихся одним и тем же хобби? Если дать им целую неделю свободного времени, чтобы у них была возможность заниматься тем, что нравится? Если вдобавок обеспечить постоянное питание, дать доступ к мангалам, пляжному волейболу и речке? 

Подумать только, это уже в 16-й раз. «Настолкэмп», слёт любителей настольных игр, зародившийся в Архангельске благодаря Алексею и Анне Юшиным. Однажды кому-то в голову пришла отличная идея: почему бы не собраться вместе с единомышленниками по хобби, с которыми ты знаком только через интернет? Восемь лет назад попробовали, съехались порядка десяти человек, и так и повелось. Теперь дважды в год проводятся «Настолкэмпы», крупные сборища настольщиков. И участвует уже в них не десять человек, а в несколько раз больше. Наверное, на самом деле компания могла бы быть ещё более масштабная, но тут вступают в дело объективные обстоятельства. Слёт проводится на турбазе, а она может разместить ограниченное число людей. Где-то 70, плюс-минус.


На дорогу из разных точек уходит от 6 до 18 часов

Место проведения кэмпа определилось не сразу. Вариант с турбазой вырисовался изначально, но конкретные турбазы пробовались разные. Искали где-то на середине между Москвой, Питером и Архангельском. В результате самая лучшая нашлась в местечке под названием Пошехонье в Ярославской области. Название известное, оно дало имя одному из сортов сыра. Правда, это уже история, никакими пошехонскими сырами там и не пахнет.


По пути на кэмп можно посмотреть всякие достопримечательности

Сама турбаза – выше всяких похвал. Тут есть уютные домики и комфортные гостиничные номера. Цивилизация полнейшая, горячая вода, душ, вот это всё. На территории своя столовая, трижды в день отличная кормёжка. Если вдруг кому-то не хочется местной еды, можно готовить самому. Да что там, имеются мангалы, хочешь – жарь шашлык. Не очень далеко от турбазы есть продуктовые магазины, полчаса пешком или пять минут на машине, и вот ты в современной «Пятёрочке» или «Магните», где можно затариваться снеками, вкусняшками и прочими съестными припасами.


Гостеприимный Юшин высматривает прибывающих

Ну и на самой турбазе есть варианты с посторонними развлечениями. Она располагается прямо на берегу реки, тут есть песчаный пляж, а в воде огромный надувной батут. Можно брать на прокат лодки и катамараны. Сдаются в аренду велосипеды. А ещё на территории водится разнообразная живность. Кошки с котятами, собака, куры и кролики.


Самый смелый из местных кроликов

Кошка с котёнком


И корова с телёнком

Правда, в этом году кроликов было как-то мало. Если раньше в клетке их бегало около десятка, в этом году мы видели всего двоих. Зато собака! Здоровенная, с телёнка (заподозрили даже, что она может быть причиной нехватки кроликов). Да ещё и глодает громадные кости. Корову, что ли зажевала?


Давид против Голиафа

Вот в таких условиях и проходит «Настолкэмп». Люди съезжаются на неделю, заселяются, и играют, играют и играют. Хотя на самом деле не все. Например, сам Юшин может пересчитать свои партии по пальцам одной руки. А иногда, как, например, в этом году, он и вовсе не садился за настолки. Отдыхал, курил кальян, ел шашлык. Но не играл вообще ни разу, ни с кем.


«Чудной двор» встречает гостей

Для любителей настольных игр важная составляющая отдыха – это столы. И тут они есть. К услугам игроков кафе, где можно проводить порядка 10 сеансов одновременных игр. Но сидеть в закрытом помещении неделю напролёт не самый лучший вариант, поэтому в дело вступает шатёр! Огромная палатка вместимостью до 50 человек с брезентовыми стенками и крышей. Зашёл внутрь, откинул полог, чтобы задувал свежий воздух, присел за любой стол, да и раскладывай что душа пожелает!


Тот самый шатёр


Типичная картина «Внутри шатра»

Впервые на кэмпе я побывал три года назад. Тогда мне всё понравилось: речка, солнце, отличная еда, куча свободного времени и настольных игр. Лишь одна вещь пришлась не по душе, многие приезжали и даже не вылезали из своих домиков, играя там в одной и той же компании. Получилось, как бы люди на кэмпе, но их как бы и нет. Тогда родилась логичная мысль – нужны какие-то общие мероприятия, собирающие в одном месте кэмповцев.

Подвижки в этом направлении были давно. Это как минимум массовые партии в City of Horror и командная игра «Угадай мелодию». Но этого было мало. После первого же раза я решил, что буду проводить массовые гонки в Formula D, плюс вечерние игры в «Что? Где? Когда?». И с тех пор на каждом кэмпе были и «гоночки», и «ЧГК». Причём, в этот раз ЧГК победило окончательно. В Formula D не играли вообще, а вот интеллектуальные игры проходили каждый вечер. Вот оно, то, чего мне хотелось, когда все собираются вместе и занимаются одним делом. И ничего страшного, что это – не настолки! Потому что всякие викторины и интеллектуальные игры – это тоже круто. У нас, например, сформировалась устойчивая команда «Доппельхирш», показавшая вполне достойные результаты.


Одна из вечерних интеллектуальных игр

Благодарить за обновлённый формат кэмпа надо Юру Мальцева, известного в узких кругах питерца, который помимо подобных мероприятий активно участвует в работе группы компаний «Лавка игр», а также Никиту Тхоржевского, который не только настольщик, но ещё и создатель квест-комнат, ну и плюс популяризатор «Мозгобойни» в массах. В четыре из пяти дней кэмпа ребята обеспечили вечерние развлечения. Ну и ещё один день было моё «ЧГК», которое, как обычно, вызвало положительные отклики. В этот раз появился ещё дополнительный вид вечерних посиделок – коллективный просмотр сериал Stranger Things, тут аккурат третий сезон подоспел.


На экране – Stranger Things 3

Но, разумеется, вечерними посиделками всё не ограничивалось. Были и настолки, и немало! Вообще, в этот раз, собираясь на кэмп, я впервые задумался во что и с кем буду там играть. Идея не новая, постоянные «кэмповцы» в курсе о «лойко-планах», плотных графиках, которые составляет Михаил Лойко, едва выкраивая себе несколько часов на сон. В этом году дела не позволили Михаилу приехать в Пошехонье, так что его метод подхватил я. Забацал небольшую табличку, ежедневно выделил по три «слота» и стал их заполнять, запрашивая в специальном чатике кто за что готов садиться играть.


Столовая, шатёр, пляж. Почти вся турбаза в одном кадре

Всех кэмповцев условно можно разделить на две категории. Первая – это те, кто приезжает уже сбитыми компаниями. Такие люди зачастую играют только друг с другом и иногда даже не покидают пределы своих домиков. Наиболее яркий пример – это приверженцы ричи-маджонга, как я это для себя называю, «японского домино». Во главе с Нюсечкой они год за годом проводят на кэмпе турниры, только где и как они играют, почти никто не видит. Иногда только, в столовой, в уголке появляется специальный стол, где гремят гостяшками. Вторая категория – это люди без такой прочной компании, «хаоситы» наподобие Михаила Соколова, увлекаемые течением событий и готовые к любым вариантам и играм. Именно на эту категорию и я ориентировался, составляя свой план.


В этот раз был турнир по Keyforge

Получилось так, что почти каждый день с утра была какая-то большая и сложная, зачастую новая игра. После обеда – что-то попроще, а вечером – несложные и пати-игры. Как показала практика, метод вполне оправдан, хотя на 100% планы и не реализуются. Скажем, почти все вечерние задумки сорвались. Правда, по уважительной причине – мы играли в уже упомянутые мозгобойни и прочие викторины. А вот утренние и дневные сеансы состоялись практически все. Оно и неудивительно, с утра дисциплинировать всех значительно проще. Люди только что встали, позавтракали и с новыми силами готовы садиться за что угодно. Особенно если ты с вечера всех предупредил – завтра раскладываем вот это вот. В общем, планы – штука действенная. На будущее беру на вооружение.

Составление плана, кстати, заставило задуматься, а, во что, вообще, стоит играть на кэмпе. Вопрос это неоднозначный, каждый отвечает на него по-своему, плюс сами ответы могут со временем меняться. Например, кто-то может ездить ради длительных сессий в масштабные стратегии, как, например, «Сумерки Империи». Кто-то хочет попробовать какие-то недоступные в обычной жизни новинки. А кому-то охота сыграть в привычную, хорошо знакомую игру, только в новом, соревновательном турниром формате. Есть и такие люди, кто не гоняется за соревновательностью и сложностью, а просто получает удовольствие от чего-нибудь не очень тяжёлого. Чего и говорить, у многих наиболее яркие впечатления остались не от каких-то больших и сложных игр, а от «Декодера». Просто потому, что в нём все старались перехитрить друг друга как могли!


Небольшая часть привезённых игр

Тем не менее, лично у меня в плане тяжёлые игры присутствовали. И новые игры были. И новые тяжёлые игры тоже. Правда, новые, это весьма условно. Для меня – новые, а так – не особо. Например, в первый же день хотел сыграть в Kemet и Automobile (и сыграл!). Вот только Kemet вышел в 2012-м, то есть 7 лет назад, Automobile – в 2009-м, то есть ему уже 10 лет. И, главное, обе эти игры лежат на полке, уже порядка 5 лет ждут своей очереди. Но всё никак. В обычной жизни собрать на них компанию не получается, руки не доходят изучить правила, народ не набирается, да и, честно говоря, есть более востребованные настолки. А на кэмпе ситуация крайне удобная. Тут можно попросить, чтобы опытные товарищи рассказали правила, показали как и что, научили. И компания замотированная есть, всегда найдутся желающие поиграть во что-то новое.

Любопытный факт – количество игр, которые я с собой беру, год от года уменьшается. Раньше было десятка два. Потом – полтора. В этот раз, кажется, уместился в 10 коробок. Вот: «Капитан Сонар», City of Horror, Formula D, Room 25, Quartermaster General, Quartermaster General: 1914, Quartermaster General: The Cold War, Mini WWII и After the Virus. И из этого-то половина не понадобилась. Пожалуй, так можно сократить список и до 5 игр!


Kemet. Красивая игра о Древнем Египте

Возвращаясь к упомянутым играм, в Kemet и Automobile, как и было запланировано, мы сыграли. Kemet более-менее норм. Красивая игрушка с приятным полем, кучей солдатиков, про сражения в Древнем Египте. У меня к ней ровно одна претензия, не нравится, что поле тут есть, но его как бы и нет. Практически из любой точки можно попасть куда угодно за один ход. Отсюда и вопрос – зачем нужно такое поле, когда нет смысла по нему идти, ты всегда (ну, почти всегда) попадаешь туда, куда хочешь?


Огромное и почти ненужное поле в Kemet

Мне больше нравятся всякие игры как в Nexus Ops, или даже в «Генералах», где есть логистика, когда ты строишь войска на базе и ползешь в сторону противника. Зато огромный плюс Kemet – богатая система улучшений, все начинают безо всяких особых свойств, но приобретая улучшения, можно прокачать нужные сферы, экономику, атаку или защиту. Что-то наподобие конструктора кораблей и исследований в Eclipse, только немного на другой лад. В общем, в целом игра хорошая, как-нибудь готов повторить.

А вот в Automobile повторить не готов. Финансовая игра с расчетами, планированием, прибылями и убытками очень сильно пахнет бухгалтерией. Под стать и оформление, серенькое, невзрачное, совсем непривлекательное. И если на внешний вид ещё можно махнуть рукой, в конце концов, ничего страшного в нём нет, то игровой процесс, он весьма специфичен.


Automobile. Игра про производство и продажу автомашин

Сильно напоминает Power Grid, где желательно просчитывать всё до мелочей и может потребоваться калькулятор. Ожидал, что это будет экономическая стратегия, которая понравится. Увы, этого не произошло. Да, это игра про экономику, тут нет никаких победных очков, только деньги. Но, нет, это всё равно очень похоже на типичное сухое евро. Теоретически могут представить, что сажусь за эту игру снова, но найти в обычной жизни ещё 3-4 человека, которые смогут составить мне компанию – это крайне маловероятно. Вон, Иван Лашин продаёт свою коробку «Автомобилия», и неудивительно. У него самого вышла более интересная экономическая игра, заинтересовать которой игроков куда проще (если что, это я про «Смартфон»).


Иван Лашин показывает свой «Смартфон»

Хотя ни Kemet, ни Automobile не вызвали особых восторгов, всё равно я доволен, что получилось с ними ознакомиться. Особая благодарность Андрею Аганову и Славе Юмину, которые подробно и в деталях рассказали про правила Kemet и даже продемонстрировали аж два дополнения к нему. Хотя к такому может оказаться готов не каждый. Представьте, что вас сажают за новую игру и тут же начинают раскладывать полсотни каких-то карточек, объясняя, что это разнообразные улучшения. Они все изначально доступны для покупки, смотри, запоминай, выбирай. Как будто новичок готов вот так быстро в подобном изобилии сориентироваться! Так Слава с Андреем были настолько уверены в своих товарищах, что разложили перед нами не 50, а сразу 70 таких тайлов! Ещё 20 – из дополнений! 🙂 Но ничего, как-то получилось всё это добро переварить. Вот так я не только попробовал поиграть в базу Kemet, но и пощупал один из допчиков и узнал, что во втором появляется полукооперативный режим, в котором все игроки сражаются против одного босса-злодея.


Те самые 70 карточек с улучшениями в Kemet

Кстати, со Славой «Зордоком» мы в итоге играли довольно много. Слава – активный игрок, который по собственному признанию переходит на кэмпе в более спокойную фазу. Если раньше 20 минут без настолок считались чуть ли не катастрофой, сейчас уже есть понимание, что если ты не играешь, ты всё равно общаешься с приятными людьми и получаешь удовольствие. Тем не менее, нельзя не отметить готовность Славы садиться за любые, даже самые сложные игры. Переиграли с ним в кучу всего, начиная с уже упомянутого Кемета и заканчивая «Проектом «Гайя».

Начал-то я рассказ с плана, но на самом деле все знают, что кэмп – это люди. Те единомышленники, разделяющие твоё хобби, с которыми ты встречаешься, общаешься и, конечно, играешь. Для меня главными сокэмповцами в этот раз стали как раз Слава Зордок, да ещё Михаил Соколов. Именно с этими ребятами мы пересекались за столами чаще всего. Ещё был Андрей Аганов, который продемонстрировал различные стратегии в Kemet и даже немного наговорил про кэмп для подкаста, Роман Шамолин, зазывавший всех пробовать разные настольные «огни» различной степени «огненности», Николай Пегасов, с которым в этот раз мы не только играли в настолки, но как-то даже разок попали в одну команду по «Мозгобойне», Андрей Ковалёв, периодически присоединявшийся к нам на что-то большое и громоздкое, а также Олег Мелешин, для которого этот кэмп был первым, всё было в новинку, и мы периодически обнаруживали себя за одним столом, играющими, например, в какой-нибудь Factory Funner или даже в «Подводные города».


Андрей Аганов в футболке с Марио-Зангиевым

К сожалению, в этом году на кэмп не приехали несколько завсегдатаев. Например, не было уже упомянутого Михаила Лойко, который наверняка бы предлагал разложить какую-нибудь мощную военную стратегию про древние сражения, наподобие Hands in the Sea или Time of Crisis. И, вообще, практика показала, что есть Михаил Лойко – есть массовая партия в City of Horror на 18 человек. Нет Михаила Лойко – нет партии в City of Horror. Не было в этот раз Станиславаса Пликшниса, с его юмором, любовью к приключениям и азартным партиям. Не приехал Иван Попов, с которым мы, кажется, ни разу не играли во что-то большое и сложное, но прекрасно проводили время за маленькими несложными играми. Надеюсь, всех ещё увидим в следующем году!

Возвращаясь к плану, в неё были ещё «Комната 25», Thunder Alley, проект «Гайя», Space Alert, «Шерлок Холмс», «Капитан Сонар», City of Horror и Formula D. Сыграть удалось только в «Комнату 25» и «Проект «Гайя». Space Alert, «Шерлока» и Thunder Alley никто не привёз. «Капитан Сонар», City of Horror и Formula D стояли в планах на вечернее время, но оно всё время было занято интеллектуальными играми и викторинами. И, честно говоря, даже ни капли и не жалею, что променял на них потенциальные несколько партий в настолки. Их и так было достаточно.

А вот в «Комнату 25» сыграли. Сергей Ярушок напомнил всем правила, и вот мы уже впятером выбираемся из странного лабиринта с потенциально смертельными ловушками. Причём, среди пятерых выживших затесался предатель, чья задача – погубить остальных, не дать им выбраться. Планируя эту партию, я ожидал, что она будет напряжённой, захватывающей, с взаимными подозрениями.


Не оправдавшая надежд «Комната 25»

На деле, к сожалению, всё было совсем не так. Сперва все вели себя примерно, потом начались некоторые догадки насчёт того, кто предатель, но это были лишь неопределённые косые взгляды. Каждый действовал крайне осторожно, сам по себе, аккуратно подглядывал в соседнюю комнату, перед тем как в неё перейти, чтобы не шагать в неизвестность. Предатель себя ничем не выдавал, никак не вредил команде и раскрылся только в самом-самом конце, так толком ничего и не напортачив. Тем не менее, из-за моей глупой ошибки условие победы мы не выполнили, комната 25 покинула лабиринт, но в ней было всего 3 человека при минимуме в 4 (хотя мой-то персонаж спасся 🙂 ).

Ощущения от игры совсем не те, что ждал. И не знаю даже, как их улучшить. То ли игроки должны быть все очень-очень опытными, чтобы предатель как-то более вредительски (но незаметно!) действовал.  Или же, вообще, нужна специфическая компания, более ориентированная не просто на игру, но на болтовню за столом, параноидальные разговоры, взаимные подозрения, обвинения и упрёки. Не знаю, в общем, хотелось бы, чтобы партии были именно такими, наполненными паранойей, но что-то не получается.

В планах также была партия в «Проект «Гайю». Рассказывать про неё не очень почётно. Разложили игру вчетвером в компании со Славой Зордоком, Михаилом Соколовым и Андреем Ковалёвым. Длительные объяснения правил, и вот оно, первое решение – куда выставить свои первые домики. И сразу сложно, потому что надо понимать в какую сторону потом развиваться, а ответа на этот вопрос нет. Наверное стоило бы использовать какую-то рекомендуемую расстановку, это ещё с самых первых «Колонизаторов» практикуется, но мы по этому пути не пошли. В результате изначально моя пангалактическая империя существовала где-то на задворках космоса.


Вот как тут с ходу понять откуда выгоднее начинать игру?

Дальше – больше. По правилам ПГ в целом схожа с немного знакомой мне «Терра Мистикой», но местами несколько перекручена. Например, к сожалению, до конца партии я точно так и не уяснил как высчитывается допустимое расстояние «перелёта» до ближайших планет. Понял только, что зелёные кубики местного «спайса» позволяют его увеличивать. Как результат – слабое развитие, небольшая сеть построек и финальный результат почти на круг ниже среднего на счётчике очков. При том, что тот же Михаил Соколов, почти такой же новичок как и я, чувствовал себя куда более уверенно, да ещё и с самого начала выбрал определённую стратегию и, кажется, вполне успешно её реализовал.

На партию у нас ушло часов пять, и это при том, что даунтайма не было. Ничего плохого об игре сказать не могу, это большое, комплексное евро с длиннющей аркой развития и множественными путями к победе. Но для меня это слишком тяжёлая игра. На три часа я, ещё, пожалуй, согласен. Пять – уже нет.

К слову, «Проект «Гайя» при всей своей монстроузности была далеко не самой сложной игрой, среди представленных на кэмпе. Традиционно год от года тут собирается секта культ сообщество любителей Kingdom Death: Monster, ярким представителем которого выступает Никита Тхоржевский. Что такое Kingdom Death: Monster я не знаю, так что объяснить это затруднительно, но точно могу сказать, как это воспринимается глазами человека со стороны. Есть некое рудиментальное игровое поле, просто территория, разлинованная то ли в клеточку, но ли на гексы. На неё выставляется фигурка какого-нибудь чудища, а вокруг ставятся фиругки приключенцев. И затем – айда набрасывать кубики, чуть ли не десятками. Это отыгрывается бой. И, главное, все так азартно сидят, покрикивают. Если победили, за боем есть продолжение, фаза производства. Сперва герои детально распиливают побеждённого монстра и сооружают из каждой его части оружие, шмот или некие полезные предметы, а после ещё развивают и прокачивают свою деревню. В общем, такой симулятор жизни первобытного племени, в котором охотники периодически ходят биться с чудищами.

Вот только есть нюансы. Начиная с космического ценника за игру и заканчивая неохватным временем на одну партию. Да в ней ещё и случайность здорово влияет на результаты. Чем там занимаются игроки, какие нужно принимать значимые решения, и почему у этой игры есть устойчивая фан-база – непонятно. Но факт. Народ собирается, садится кружком и раскладывает вот это непонятно что. Вообще, это же представить себе невозможно, что группа людей регулярно играет в одну и ту же игру, несколько лет подряд, набивая сто партий, двести… Oh, wait! 🙂

В какой-то момент на кэмпе появился Роман Шамолин, предводитель группы компаний «Лавка игр». Роман привёз прототип новинки Artbox, или, если по-русски, «Прорисунки». Это компанейская игра, где нужно рисовать всякое, а потом угадывать – а что это вообще. Как бы не самый распространённый тип настолок, все к такой идее отнеслись довольно насторожено, но Роман заверил всех, что перед нами «Огонь огненный огненного огня». Услышав такой убедительный аргумент мы, конечно же, решились попробовать.


Под характерную музыку из «Терминатора» появляется Роман!

Идея игры очень проста. Тут есть несколько кубиков, у них на гранях нанесены некие фигуры: квадрат, треугольник, окружность, линия. В ходе игры эти кубики будут бросаться, на них будет выпадать некий набор фигур, и каждый игрок из этого набора должен будет что-то нарисовать. Что именно? В начале хода каждый получает 2 карточки со словами, это – потенциальные задания на рисунок. Одну надо оставить, одну скинуть. Затем смотрим, что выпало на кубиках и за ширмой в секрете от других игроков пытаемся изобразить своё задание. Скажем, вам надо нарисовать телефон, а выпало две линии, треугольник и круг. Вот и дерзайте!

Изобразите заданный предмет двумя квадратами, треугольником и линией

Готовые рисунки втёмную перемешиваются и раскладываются на столе под номерами. Затем игроки также втёмную сдают свои задания, к ним подкладываются ещё 2 неизвестные карты из колоды, всё это перемешивается и также раскладывается на столе. Теперь каждый должен угадать, что на каком рисунке изображено. Скажем, вы видите открытые задания «телефон», «корабль», «дом» и должны найти эти объекты среди нескольких не очень понятных рисунков. В специальном блокнотике за ширмами все делают записи, а потом проверяют, кто что угадал. Игрок, который опознал больше всех рисунков, получает очки. Тот, чей рисунок угадали больше всех, тоже получает очки. И так далее.


Опознайте мясорубку и цветок

Игрушка понравилась основной механикой. Рисовать и так сложно, а тут ещё жёсткое требование, сложить изображение из таких-то заданных фигур. Известно, что ничто не стимулирует творчество так, как ограничения, так что фантазия у всех буквально закипает. Рисовать непонятное – понравилось. Думаю, игрушка найдёт свою аудиторию как весёлый пати-гейм.

Artbox была не единственной новинкой, которую можно было посмотреть на кэмпе. Возможность приобщиться к чему-то новому стала уже традицией. Наиболее яркий случай – это когда в ХХХХ (вымарано) году ХХХХ (вымарано) привёз ХХХХ (вымарано) редакцию ХХХХ (вымарано). Ещё именно на кэмпе я впервые попробовал поиграть в «Смартфон», экономическую стратегию Ивана Лашина. Вот и в этот раз Иван не только играл в чужие игры, но и показывал свои наработки, а именно – «Акватику».


Буквально из ничего появляется «Акватика»

Возвращаясь к разговору о тяжёлых играх, нельзя не упомянуть Exit. На кэмпе было две свежие коробочки, обе – нелокализованные, их привёз Михаил Соколов. Одна маленькая, Exit: Sinister Mansion, вторая побольше, Exit: Catacombs of Horror. Если кто не знает, Exit – это симулятор квест-комнат. По сюжету игроки (их может быть практически сколько угодно) оказываются в запертом помещении и должны оттуда выбраться, разгадывая различные головоломки. А они, как в реальных квестах, могут быть самыми разнообразными, требующими крайне нестандартного творческого мышления. Настолько творческого, что решить их под силу далеко не каждому. У нас, например, не получилось.


Квесты серии Exit. Игры-головоломки,
требующие крайне нестандартного мышления

Мы прошли обе коробки, но использовали кучу подсказок. Не могу сказать, что доволен игрой. Слишком она на мой вкус переусложнена. Хотя и решаема. Вон, хозяин коробки с товарищами прошли обе без единой подсказки. Всё своими силами. Сумели.

Немного даже жалею, что не получилось сыграть в Exit именно с Михаилом Соколовым. Или хотя бы посмотреть, как он играет, чтобы приобщиться к методу решения головоломок. Вообще, с Михаилом играли немало, но как-то именно за Exit не пересеклись.


Михаил Соколов собственной персоной.
На футболке – потенциальный альтернативный внешний вид

К слову, Михаил – современный кочевник, попавший на кэмп через две страны с минимумом багажа и даже без тапочек. Их покупка – это локальный мем и отдельная история о том, как вместо резиновых «кроксов» Михаил обзавёлся комфортными тряпочными домашними тапочками под предлогом «пацаны не поймут». Хаотичен в своих устремлениях, готов играть и пробовать всякое. И, да, это тот самый обладатель динамично изменяющейся внешности, только в этом году он ещё и носил футболки с различными вариациями собственных образов.


Тапочки. Sapienti Sat

Но вернёмся к нашим баранам настолкам. Куда больше квестов с их полностью абстрактными, ни к чему не привязанными головоломками, мне нравятся детективные игры, где есть история, персонажи и можно задаваться вопросами об их поступках, мотивах и поведении. И тут было чем поживиться. На кэмп привезли несколько экземпляров свежого выпуска «Элементарно», и в один из дней мы залпом проглотили все три коробочки.

  
«Пропавший без вести» с участием Киану Ривза

Сперва были «13 заложников». Тут мы долго обсуждали преступление, а в итоге немного промахнулись. В целом всё поняли верно, но упустили одну побочную ветвь и не смогли ответить на все вопросы в конце. Затем сыграли в «Киану Ривза». Вообще-то этот набор называется «Пропавший без вести», но там на заглавной карточке изображён герой, крайне похожий на Киану. Это дело не очень понравилось. Показалось слишком лёгким, основная версия вырисовывалась почти сразу же и до конца партии никаких отклонений от неё так и не увидели. Решили легко. А потом приступили в «Пожару в лаборатории».

Дело с самой сложной и самой интересной сюжетной линией

Если бы сложность определял я, поставил бы ей «сложно», а не «средне». Потому что тут куча нюансов, куча моментов, а главная линия вообще еле-еле видна, её прям надо специально нащупывать. Карты, на которых она основывается, запросто сбрасываются в тёмную, настолько они кажутся не имеющими отношение к делу. В общем, думали мы долго, ответов дали серединка-на-половинку. Кое до чего дошли, кое что совершенно упустили. Но это дело мне понравилось больше всего. Его, кстати, на кэмпе, кажется, вообще никто полностью не раскрыл.

Пасхалка на одной из карт «Элементарно»

Если говорить о детективных играх, на кэмпе была ещё одна. Zendo, которую я хотел попробовать ещё с прошлого кэмпа. Мы её охарактеризовали, как «Место преступления» без графики». Состоит она из набора каких-то цветных кубиков и пирамидок, и заключается в следующем. Один игрок становится ведущим, он придумывает некое правило, касающееся взаимного расположения фигур (или тянет карту с таким правилом из колоды). Например, правило может быть таким «рядом с синим кубиком должна быть красная пирамида». Затем ведущий выставляет перед собой два набор фигурок, один – соответствующий правилу, другой – его нарушающий. Остальные игроки должны угадать правило. Для этого они по очереди собирают из фигур некую композицию, а ведущий им говорит, правильная она или нет.


Zendo. Белым отмечены верные комбинации, чёрным – неверные

Со стороны это выглядит похоже на игру в кубики, только игроки всё время расстраиваются, потому что по большей части собирают всё неправильно. И даже когда и если им удаётся собрать правильную комбинацию, очень сложно понять, что именно в ней правильно и собрать ещё одну верную. Я попробовал себя и в роли ведущего, и в роли отгадывающего, и могу сказать, что загадывать тут весело. А отгадывать – не очень. Ощущения очень похожи на Exit: что-то делаешь, тыкаешься наугад, чувствуешь, что решение какое-то есть, а нащупать никак не можешь. По крайней мере, у нас даже самые простые правила требовали какого-то очень существенного времени, чтобы их «расколоть».


Войны Ктулху. На заднем плане чайная чашка для масштаба

Ну и чтобы закрыть тему сложных игр, поговорим ещё о двух настолках, «Войны Ктулху» и Underwater Cities. Сразу говорю, обе не понравились, но не потому, что это плохие игры, а по субъективным причинам. «Войны Ктулху» – это большая, физически большая стратегия про контроль территорий и сражения с «чувачками на поле». Игра привлекает внимание гигантскими миниатюрами, изображающими неописуемых лавкрафтовских монстров и предлагает окунуться в схватку четырёх ассиметричных сторон.


Оцените размер

Правда, это не ассиметрия типа Root, где каждая сторона играет по своим правилам, а, скорее, что-то более близкое к Kemet, где в целом черты похожие, но у каждой фракции есть куча своих специфических свойств и возможностей. Вот в них-то я и утонул. Чтобы осознанно в такое играть желательно минимум четыре партии, попробовать за каждую сторону, осознать что они могут, и как это в игре реализуется, и только потом будешь получать удовольствие. К сожалению, стимулов погружаться в игру так глубоко не вижу. К тому же тут боёвка построена на бросках горсти кубиков, попадания засчитываются только на «шестёрках», а мне обычно на такое никак не везёт.

 
Те самые кубики из «Войн Ктулху»

«Подводные города» оказались куда проще, но не понравились по другой причине – даунтайм. Наша пробная партия на троих с изучением правил заняла три часа, причём примерно треть этого времени я провёл за соседним столом, наблюдая как там играют в Pandemic: Rising Tide. Изредка только подбегал к столу с «Городами» уточнить, уже мой ход или всё ещё нет. В таком формате я занял второе место из трёх, но удовольствия не получил. Слишком долгие для меня паузы между ходами. Но в целом игра неплохая. Это действительно годная альтернатива «Покорению Марса», с небольшими отличиями. Тут нужно застраивать личный планшет, а не действовать на общем поле.

Личный планшет игрока в «Подводных городах» (на старте)

Тут тоже есть много карт, только их приход в руку упорядочен, структурирован и организован по возрастанию их мощности (как в 7 Wonders есть карты трёх эпох, постепенно входящие в игру). И тут можно строить всякие комбинации. Хотя основная механика – внезапно – размещение рабочих. В ближайшее время появится локализация Underwater Cities от «Мир Хобби». Своего покупателя она точно найдёт.

Финал партии в «Подводные города»
(почему-то всё время хочется назвать их «Подземными»)

За знакомство с «Подводными городами», кстати, не знаю даже кого благодарить. Дело в том, что на эту игру наткнуться мог далеко не каждый, да и мы, можно сказать, поиграли в неё случайно. В один из первых дней моё внимание в заваленном настолками углу шатра привлекла коробка с дополнением к «Терра Мистике». Она выглядела странно, тем более, что базового набора нигде не было. Открываю крышку, ба, да там внутри никакой «Террой Мистикой» и не пахнет! На самом деле там пресловутые «Подводные города». Вот так я и узнал, что эта игрушка была на кэмпе.


Партия в Root в самом разгаре

Мы тут упомянули про Root. На кэмп в этот раз попал Олег Мелешин («Марафон настольных игр»), так он привёз с собой специальный самарский экземпляр, улучшенный с помощью 3D-печати. В коробке с игрой вместо картонных жетончиков были всамделишные трёхмерные фигурки. Башенки, замки, лесопилки и прочее. Всё это добро немедленно вызвало интерес публики: с фигурками получается куда круче, чем с плоскими картонками.


Крутые трёхмерные фигурки в Root

Думаю, мы ещё увидим, как трёхмерная печать станет очень-очень дешёвой и возможно доживём до тех пор, когда подобная практика будет в порядке вещей, чтобы вместо картонок были напечатанные фишки, фигурки, миниатюры. Знаю, что этот экземпляр игры был востребован на кэмпе, но сам за него не садился. С Root я уже немного знаком, тяги к игре не испытываю. Да и другие настолки хотелось пощупать.

Вот, например, Deadline. Не особо известная игра в жанре детектива. Тут всё как во всяких «Шерлоках», «Местах преступления» и прочих подобных настолках. Есть 10 дел, они одноразовые, их надо решить. Только механизм решения необычный. В начале партии зачитывается вводная составляющая сюжета, а потом у игроков есть несколько вариантов, куда можно пойти, с кем можно поговорить. В пользу одного из них нужно сделать выбор, а затем… внезапно сыграть в Grizzled.

Несколько сюжетных веток на выбор в Deadline

Ну, не прям в Grizzled, а в нечто подобное. Чтобы «опросить» подозреваемого или, например, исследовать место преступления, игроки коллективными усилиями должны собрать на столе нужную комбинацию из карт с символами. Собрали – зачитываем следующую порцию детективной истории. И так – пока не пройдём дело до конца, после чего в лучших традициях жанра нужно ответить на ряд вопросов.

Собираем комбинацию для одного из направлений расследования

Увы, не впечатлился. Как мне кажется, тут смешали ужа с ежом. Слишком далёкие друг от друга вещи. Это как мобильные игры про что угодно, основанные на механике «собери 3 в ряд». Детективная составляющая не сказать, чтобы сильная. Собирать комбинации – это, вообще мимо. В общем, мне показалось, что интереснее отдельно сыграть в какой-нибудь детектив и в тот же Grizzled. Считаю, попытка совместить эти элементы в Deadline не особо удалась.

Space Base или «Мачи Коро» в космосе

Ещё одна новинка – Space Base. Про эту игру вообще не слышал до кэмпа и не планировал в неё играть, но она почему-то была повсюду. Такое впечатление, что в неё сыграли все. Подумал, что надо тоже попробовать. И попробовал. Оказывается, это «Мачи коро». Только про космос и с персональными планшетами, где удобно раскладываются карты, отмечаются деньги, очки и доход. В целом всё то же самое, кидаем кубики, получаем деньги, покупаем новую карту и передаём ход. Отличие от «Мачи Коро» — тут у тебя может быть только одна активная карта на каждый результат броска. Скажем, если ты купил карту с «шестёркой», а потом – ещё одну, предыдущая переворачивается на другую сторону и теперь приносит деньги в ход других игроков.


Карты кораблей выглядят примерно так

Space Base очень захватывает с самого начала. Тут и красивые компоненты, пластиковые кубики на счётчике (как болезни в свежих изданиях «Пандемии), и приятные иллюстрации на картах, и азартный процесс. Вот только уже на второй половине первой же партии приходит понимание, что ты просто бросаешь кубики и смотришь на результат. Да, есть всякие вероятности, но по большому счёту тут только броски, броски и броски. Слишком просто, прям появляется ощущение, что ты прошёл игру и больше возвращаться к ней причин нет. Интересно, многие ли сыграли в неё по второму разу?

Из того, во что не планировал играть, но поиграл – настолка Factory Funner. Даже не смотрел в её сторону, но услышал, что её очень любит Нюсечка, и решил – надо пощупать. Об игре не имел никакого представления. Оказалось, тут нужно сооружать фабрики по производству красок.

 
Выглядит это как-то так

Тебе дают площадь, на которой необходимо размещать чаны с краской, перерабатывающие модули и ёмкости для отходов. Причём, каждый ход приходят новые и новые модули, так что всё постоянно приходится перепланировать, перестраивать, тянуть куда-то какие-то трубы, чтобы всё это работало. Вот, понравилось!

Вот чего нагородил!

Сама по себе головоломка с построением рабочей схемы на планшете хороша. Плюс приятный твист в виде разбора новых тайлов в реальном времени, когда кто первый схватит, тот и молодец. Ну и механика, позволяющая лить краску по цепочке, когда ты сперва делаешь из красной и синей фиолетовую, а потом из фиолетовой и ещё какой-нибудь ещё совсем другой цвет. Хорошая игра. Понравилась. Прям неожиданно!

Планшеты игроков в Factory Funner в конце игры

Ещё одна игрушка, на которую я давно посматривал, но смог осилить только на кэмпе – это Gans Shon Clever. Жанр Roll’n’Write, премия Spiel des Jahres прошлого года, отличные рекомендации. Простенький игровой процесс и минимальный набор компонентов. У игрока есть листочек и маркер, бросаем цветные кубики, выбираем один результат и отмечаем его на листочке. И так – трижды за ход с возможностью переброса, после чего неиспользованные кубы расходятся по соперникам.


Gans Shon Clever. Бросаем кубики, зачёркиваем клеточки, получаем бонусы.

Фишка игры в том, что в какой-то момент ты не просто зачёркиваешь очередную клеточку на листе, но собираешь комбинацию, которая позволяет тебе зачеркнуть ещё что-то. Новый результат даёт ещё что-то, и так далее. Знаете, как в пинболе или арканоиде, когда один удачный удар набирает кучу очков. Понимаю, почему игрушка многим нравится. Сам на неё не подсел, но при случае сыграл бы.

Среди несложных новинок нельзя не отметить Trapwords, игру на объяснение слов от чешского издательства CGE. И это совсем не «Кодовые имена». Вообще, «объяснялки» — это конёк кэмпа. Вон, в прошлом году «Декодер» тут прям выстрелил. Так что у Trapwords были все шансы повторить успех. И в какой-то степени так и вышло. Базовая идея игры – есть две команды, в команде все по очереди объясняют друг другу какие-то слова. Только дело в том, что слово, которое ты будешь объяснять, знают соперники. И они заранее выписывают на листок некие запретные слова, слова-мины, те, что нельзя называть при объяснении. Но какие именно слова они написали ты не знаешь (хотя можешь догадаться). Отсюда задача – нужны максимально нестандартные объяснения. Например, у нас кто-то объяснял яблоко как «разрежешь – желтеет» (при том, что мы заминировали «Еву», «дерево» и «грушу»).


Ширмой в Trapwords служит коробка от Starcraft

На эту базовую механику наворочено ещё много всего. У игры неожиданно есть сюжет, две команды приключенцев идут по подземелью, ищут босса и должны его убить. Каждый успешный раунд – это продвижение фигурки группы на одну локацию вперёд. В подземелье встречаются проклятья, усложняющие объяснение. Например, одно из них запрещает ведущему открывать глаза, объясняться приходится вслепую, без зрительного контакта получается сложнее. Босс – это тоже некие усложнения. Но самое тяжёлое – это правило «смысла». Как следует из правил, команды запрещают не просто слова, но смыслы. Например, если вы написали «собака», а соперник называет любую породу – он «подрывается». А ещё «подрыв» происходит при однокоренных словах, из-за чего у нас товарищи чуть не подрались насмерть, выясняя считать ли таковыми слова «учитель» и «изучать». Формально, пожалуй, да. Но у нас же с вами игра на объяснение слов, тут должно быть весело, зачем доводить до крайностей, словно играем на последнюю корову? Тем смешнее было, когда мы внимательно прочли все правила и нашли в них такую рекомендацию: если у вас кто-то в компании докапывается до таких нюансов, гоните его из-за стола, с такими людьми играть в это нельзя.

В целом Trapwords игрушка неплохая. На кэмпе она пользовалась популярностью, мы даже играли параллельно двумя компаниями, хотя коробка была всего одна. Во второй использовались слова из «Кодовых имён» и в роли ширмы выступала коробка «Старкрафта». На мой вкус «Декодер» и «Кодовые имена», всё-таки, будут пободрее и повеселее, но Trapwords – тоже очень даже неплоха. Кстати, она уже будет издана на русском («Опасные слова» от GaGa Games). Надо будет присмотреться. Как минимум из соображений новинзны. Вон, в «Кодовые имена» тоже пару раз сыграли, но как-то совсем не запомнилось. А Trapwords всё же в памяти отложилась. Даже по возвращении уже играли в неё с товарищами также позаимствовав необходимые компоненты из коробок с другими играми.

Рассказ про пати-игры на кэмпе был бы неполным без Red Lights, небольшой карточной игры, привезённой Юрой Мальцевым. В первый же день Юра небрежно положил эту небольшую коробочку на один из центральных столов в шатре, после чего многие проходя мимо на неё косились, а нет-нет, да и брали, открывали, да просматривали карты. Но до игры дело не доходило. Всё потому, что это игра «про красные фонари», где нужно набирать актёров и актрис и снимать с ними кино с пометкой «18+», а, возможно, и «21+». Иллюстрации соответствующие, поэтому многим было достаточно лишь полистать карты и всё.


Та самая коробочка Юры Мальцева

Но это неправильный подход 🙂 Надо же и попробовать, что это такое вообще. Вот мы и попробовали. И не впечатлились. Короче, тянем карты из колоды. В ней есть персонажи и события. Персонажи сразу идут на стол, события – в руку. Задача – собирать на столе комбинации из необходимых персонажей и снимать с ними фильмы. Фильмы бывают обычные и сложные. Когда снимаешь обычный, его карта прикрепляется к актрисе/актеру и увеличивает его параметры. Сложные фильмы (точнее это не фильмы, а награды) – это цель игры. Набрал их сколько-то штук и победил.


Карты из Red Lights с наиболее безобидными иллюстрациями

Плюс у нас есть события. Они позволяют вредить соперникам, воровать чужих актёров, фильмы и т.п. И ещё сами актёры могут «атаковать» чужих. Всё это плохо просчитывается, не прогнозируется и постоянно вываливается из колоды. Короче, смесь из «Манчкина» и Take That!. Играть в это, безусловно, можно, но всё-таки механика здесь вторична. Вот, знаете, на «Кикстартере», бывает, продают игры. Гора там миниатюр красивых, и какие-то правила тихонечко в коробку вложены. Хочешь – используй их, не хочешь – просто в солдатики играй. Так и тут, только вместо миниатюр – карты эротического содержания.

«История игрушек 4». Крошечная коробочка размером с колоду карт

Ещё из простеньких настолок играли в «Историю игрушек 4». Несколько неожиданный вариант, но зато с типичным ответом на вопрос «Откуда эта игра вообще?». Кажется уже далеко не в первый раз на кэмпах мы садимся во что-нибудь несложное с Николаем Пегасовым. В прошлом году, например, пробовали его викторину «Ноль-Семь». В этот раз погоняли с ним в «Корову 006», в Mind, и, вот, в «Историю игрушек».

Вот из таких примерно карт и состоит «История игрушек 4»

Это лёгкий драфт, тянем карты и собираем комбинации из трёх цветов, формируем у себя три ряда карт, три полки с игрушками. В зависимости от типа и расположения игрушек друг относительно друга получаем очки. Ничего выдающегося, но и плохого тоже ничего нет. Годный середнячок по лицензии.

  

«История игрушек» была не единственной новинкой, которую показал нам Пегасов. Опробовали ещё новую вариацию «Соображария» – «Соображарий. Картинки». Что такое «Соображарий»? Это две колоды, в одной есть некие условия, в другой – буквы. Вскрывается по одной карте из каждой колоды и в реальном времени нужно называть что-то, соответствующее условию, и начинающееся на вскрытую букву.


Новый «Соображарий». Их уже внезапно семь штук в серии!

Например, открываются карты «Это лежит в холодильнике» и «В». Кричишь – «вобла» и зарабатываешь очко. В «Картинках» систему чуть усложнили, тут вместо букв теперь рисунки. Которые нужно расшифровать, извлечь из них нужную букву. Например, вскрываются карточки «Это лежит в холодильнике» и изображения статуи мужика с мечом. Можно по-прежнему кричать «вобла» (потому что воин), а можно – «масло» (потому что меч) или даже «дрожжи» (потому что доспехи).

«Зонт» потому что «звонок»!

Мелкие игрушки, это, конечно, здорово, но, вообще-то Николай Пегасов на каждом кэмпе проводит ролевую сессию по миру Ктулху. В специальной беседке люди закрываются на целый день, перевоплощаются в ФБР-овцев 1930-х годов и отправляются расследовать таинственные нечеловеческие происшествия. Подобный формат досуга признают не все, но те, кто проникается подобным ответвлением хобби рассказывают только хорошее. Ведущий из Николая выше всяких похвал. Сам я, подобными развлечениями не интересуюсь, но товарищи оставались очень довольны.


Та самая беседка для ролевых сессий

Ну и, конечно же, нельзя не рассказать про «Генералов». С собой вёз, считай, 4 коробки. Вторую мировую, Первую мировую, Холодную войну, и «Мини-генерала» (как мы называем Mini WWII). Против ожидаемого, партий в них было совсем немного. К «Первой мировой» вообще не притрагивались, остальные разложили по одному разу. Причём, в Mini WWII не доиграли до конца, потому что товарищи заявили о проблемах с балансом, когда кому-то приходят карты с 6 очками действия, а кому-то с 3. Такое, конечно, возможно, но на протяжении всей игры случайность размазывается и нивелируется, а в самом начале есть варианты, что можно сделать даже с самыми плохими картами. Как бы то ни было, игрушку считаю неплохой.


Оптимистическое начало Второй мировой

Единственная партия в «Генерала» про Вторую мировую закончилась победой Оси и деморализацией Юли Колесниковой. Вообще, на Юлю я возлагал большие надежды как на ярую приверженцу «Генералов» и рассчитывал, что сыграем с ней не один раз, повторив серию военных действий, как это было на прошлых кэмпах. Однако в этот раз что-то пошло не так, найти компанию из шести человек было крайне тяжело. А когда мы всё-таки собрались, сели и поиграли, вышло так, что в команду Юли попали новички, чьи действия не позволили войскам Британии, СССР и США сообща сокрушить врага. В общем, Юля настолько расстроилась, что чтобы её обрадовать, надо было найти опытных военноначальников, но собрать их так и не удалось. Итого – всего одна партия.

…и её пессимистическое завершение

Ну и «Холодная война». В неё была просто шикарная партия, искупившая все «генеральские» неудачи. За столом мы собрались с Михаилом Соколовым и Романом Шамолиным. Михаил, как новичок, получил под командование наиболее простую в управлении страну – СССР, Роман, как наиболее хитрый, взялся играть за Китайско-Индийско-повстанческий блок, а мне остались Соединённые штаты. До товарищей удалось донести основной сценарий игры с неопытными людьми, когда Советы и Америка сцепляются насмерть в Европе, уничтожают друг друга и побеждает третья сторона, и предупредить, что это неправильное развитие событий.

  
Начинаем «Холодную войну»

В результате начало партии было довольно мирным, все развивались как могли, не ущемляя друг друга. Но, разумеется, зная колоду Советского Союза, я понимал, что так долго продолжаться не могло. Вскоре Михаил Соколов не смог удержаться от того, чтобы подползти к границам США и напасть на Вашингтон. Чуть позже к нему присоединился и Роман Шамолин, запустивший ядерную ракету по Японии. В общем, американцы немного просели по очкам и утратили некоторые позиции на поле, в Японии и США прописались советские войска. Но ещё не всё было потеряно! Вскоре на столе появились статусы «НАТО» и «СЕАТО», с которыми противостоять США очень сложно. Постепенно я начал восстанавливаться, а тут ещё удачно между собой сцепились Россия и Китай по какому-то пустяковому поводу. Китайская бронетехника по желанию Ромы немного поездила по Сибири, а Михаил не смог этого стерпеть и не только дал отпор китайским агрессорам, но и начал давить их военной силой, жестоко наказывая на нарушение суверенных границ Советского Союза.

Советские солдаты окунули ноги в Японское море

Как только начались эти стычки, я тут же воспользовался моментом и пошёл в атаку в Европе, выбивая Советский Союз откуда только мог. Более того, родную территорию я тоже отвоевал и даже вновь появился вблизи Японского моря, правда, не в Японии, а на Тайване. Но главное – удалось выставить почти все танки на поле в сектора со звёздами, что давало большой потенциал в плане заработка победных очков.

В итоге к финалу я пришёл первым. Роману удалось обойти Михаила традиционным для Нейтрального блока способом, заработав дополнительные очки несколькими картами шпионажа, для которых важно размещение повстанцев в ключевых секторах. А Советский Союз увы, от наступления в Европе не оправился и сполз на третье место. Партия очень понравилась, в ней были «качели», когда в лидеры выбивалась то одна, то другая, то третья сторона, а победитель определился только на финальной стадии, да и участники остались довольны. Отличный вышел «Генерал». Как сказал Михаил Соколов, «Холодная война» — это лучшее, что было в «Генералах», с дополнительными приятными наворотами.

На поле – наш исход Холодной войны

Эта партия запомнилась не только запоминающимися событиями на игровом поле, но и аварией, произошедшей в шатре, где мы играли. В этом году в Пошехонье не всё было ладно с погодой, часто капал дождик, но в целом было терпимо. Особенно по сравнению с 2017-м, когда постоянно лило как из ведра, и даже нельзя было добежать до столовой, не промокнув. Но именно когда мы «генералили», стихия разыгралась не на шутку. Дождь хлестал, ветер гнул деревья и хлопал стенками шатра. А в какой-то момент раздались крики, мы обернулись и увидели, что над углом, где были сложены около сотни настолок, порывом ветра сорвало крышу.

Ну, «сорвало», может и громко сказано, но крыша, крепившаяся к стене мощной липучкой, частично отошла и в образовавшуюся щель тут же хлынула вода. С криками «Заливает!» туда тут же в едином порыве бросились немногочисленные обитали шатра и стали растаскивать коробки из зоны поражения на безопасные сухие участки. Мы мгновенно запросили подкрепления через локальный чат, пояснив для ускорения процесса, что шатёр лишился крыши и улетел в речку. Через минуту под проливным дождём к нам пробилось человек двадцать. Не жалея себя, люди побросали партии и помчались под дождём спасать самое ценное. Кто-то даже рисковал получить сердечный приступ, когда выбежал из-за угла дома и как-то случайно, не туда бросив взгляд, не увидел шатер, и принял наши панические сообщения за чистую монету.


Эвакуация настольных игр из зоны затопления.
Видите небольшую щель между крышей и стеной? Лило из неё будь здоров!

Уже через несколько минут первичные меры по ликвидации аварии были приняты, все настолки из активной зоны затопления переместились на незатронутые водой участки в глубь шатра. Кажется, опасность прошла стороной. Ни раритетный «Старкрфат», ни другие большие и дорогие коробки не пострадали. Сиюминутная угроза оказалась позади, но борьба со стихией на этом не остановилась. Её возглавил лично Юшин, вскарабкавшийся на стремянку и пытающийся под проливным дождём вернуть крышу в её изначальное положение. Через некоторое время у него всё получилось. С последствиями аварии в настольном шатре справились, и все, кто принимал в этом участие, теперь могли гордо про себя говорить мы, мол, ликвидаторы.


Увы, «Генералам» оставалось лишь скромно лежать в уголке

Несмотря на то, что на кэмпе мало играли в «Генералов», я всё равно остался им очень доволен. И главную роль в этом сыграли три настолки: Pandemic: Rising Tide, Railways of the World и «Декодер».

Начнём с Railways of the World. С этой игры для меня начался кэмп. Вот, буквально, только приехали, вещи разложили, поужинали, со всеми поздоровались – и уже зовут играть. Согласился сразу же, потому что Railways очень люблю. Игра крайне проста, доступна и понятна: нужно возить цветные кубики в цветные города. А для этого надо прокладывать железные дороги. Микродействия, без даунтайма, с конкуренцией, да ещё и про экономику. Всё как доктор прописал. И, ничего, что за столом были и новички. Игра объясняется на «ура», потому что тут всё логично и понятно. Единственное, убрали карты действий. С ними сложновато, да и партия затягивается. И, тем более, они были без перевода. И – всё получилось. Прям, красота. Строим дороги, возим грузы, иногда прокачиваем паровозы. И всё так приятно, ненапряжно. Каждый ход – небольшое понятное действие. Есть развитие с самого начала и до конца партии. И ощущается конкуренция, место на поле не резиновое, соперники так и норовят утянуть из-под носа ценный груз.


Неожиданные кубики из Roll for the Galaxy отмечают
откуда и куда нужно построить маршруты на поле

Вот, прям, очень остался доволен игрой. По итогам не победил и даже близко к первому месту не подобрался, но это и неважно. Сам процесс – выше всяких похвал. Очень, очень хорошая игрушка. Пожалуй, мы незаслуженно редко её раскладываем. Она очень классная. Вот в такие игры и надо играть на кэмпе. И, вообще, в такие игры и надо играть.

Вторая игра, которая оставила очень хорошие впечатления, это Pandemic: Rising Tide. «Пандемия» про наводнения в Голландии, где треть территории страны располагается ниже уровня моря. Чтобы избежать затопления игроки должны будут осушать территории и возводить дамбы, предотвращающие дальнейшие наводнения. И параллельно строить гидротехнические сооружения, собирая для этого комбинации карт. В целом это всё та же «Пандемия», только вместо лекарств у нас постройки, а кубики – только одного цвета (вода). «Пандемия» мне нравится, поэтому неудивительно, что и от Rising Tide впечатления остались хорошие. Но одна вещь понравилась прям очень-очень сильно, это механика затопления.


Pandemic. Rising Tide. «Пандемия» о наводнениях

Вот что у нас было в обычно «Пандемии»? Болели примерно одни и те же города, и иногда были «вспышки инфекции», когда вирусы распространяются по соседству. Это вроде и тематично, но и некий уровень абстракции был, тем более, что болезни разные, разноцветные. Теперь же враг – это вода, которая всё время поступает из моря. Её уровень отмечается красивыми прозрачными голубыми кубами. В каждом регионе их может быть несколько, и, вот оно, то самое, что понравилось больше всего – в конце хода вода всегда разливается. Проще всего объяснить это так: если в регионе есть N кубов, в каждом соседнем регионе должно стать минимум N-1 кубов.

Даже кубики воды, и те – прекрасны!

Но эта формула вряд ли способна передать всю ту красоту, которую ощущаешь, глядя как это работает на поле. Как укрепленные на начало партии дамбы постепенно размывает, а потом в какой-то особо неудачный момент вода просто устремляется вглубь страны, подтапливая сразу кучу территорий. И как её постепенно приходится окачивать, перекрывая ключевые участки с одной лишь мыслью – чтобы не пролилось.

«Пандемий» было много, но понравилась именно Rising Tide

Rising Tide понравилась мне настолько, что после ознакомительной партии, во второй день кэмпа, точнее, уже ночью, я разложил её ещё раз, уже в соло-режиме, чтобы просто насладиться этой механикой и посмотреть, какие она может создавать игровые ситуации. Казалось бы, это же кэмп, десятки людей, играй во что-нибудь компанией. Ан, нет. Настолько увлекли эти наводнения, что готов был знакомиться с ними в одно лицо. А ещё тут есть какие-то задания! Не пробовал их, но, так понимаю, необязательно именно постройки (лекарства) создавать в каждой партии. И ещё какие-то кубики населения… В общем, отличная игрушка! А ведь, мог бы и не познакомиться с ней! Спасибо, Паша Медведев привёз.

Ну и «Декодер». Удивительная вещь, но именно в него на кэмпе играли чаще всего. Это даже может вызвать непонимание. Как это так? Собрались опытнейшие игроки, под рукой куча всяких навороченных настолок, а они садятся за патигейм? Зачем? Почему?


«Декодер». Неожиданно самая популярная игра кэмпа

Ответ один – потому что это очень весело! Забавно загадывать ассоциации самому и угадывать то, что подбрасывают товарищи. Особенно когда за столом только хардкорщики. Потому что в этот момент уровень сложности «Декодера» уходит в красную зону. Ассоциации получаются не просто сложными, а очень сложными. Некоторым даже не помешала бы кнопка «Аз-5», когда, например, ассоциация «три цифры» обозначает «карту». Потому что «ну очевидно же, на любой кредитной карте, есть CVC-код из трёх цифр». Периодически доходило до споров на тему «ты неправильно загадываешь» и «можно ли загадывать ассоциации к ассоциациям» (это когда, например, перед тобой слово «помидор», а ты пишешь к нему ассоциацию «Китай», потому что и помидор и Китай – красные). Вот так именно «Декодер» оказался наиболее популярной игрушкой кэмпа. В обычной жизни у нас чаще на столе появляются «Кодовые имена», а с опытнейшими настольщиками хорошо заходит именно он.


Рома замышляет ультра-хардкорную задумку в «Декодер»

Наряду с «Декодером» крайне популярным развлечением на кэмпе стала «Мозгобойня». Сыграли в неё то ли четыре, то ли пять раз, причём охват был огромный. В кафе набивалось где-то по 5-6 команд, а затем шло жёсткое месилово. Причём, интересен сам подход к организации. Отыгрываются 4 раунда. В первых двух идут типичные вопросы на логику и знания. Какие-то брались с ходу, над какими-то приходилось думать. Затем третий раунд – музыкальный. Тут у многих команд случались провалы, но обычно кто-то один выручал товарищей неожиданными музыкальными познаниями (как, например, Юрий Мальцев, внезапно оказавшийся знатоком, кажется, «Монеточки»). А в четвёртом раунде можно было делать ставки на вопросы, что позволяло вырваться вперёд отстающим командам (разумеется, если ответы были верными), и, наоборот, провалиться командам, ушедшим вперёд (если ставка сделана, а ответ оказался неверным, баллы отнимаются).

Наша команда проявила себя более, чем достойно. И во многом благодаря Вике. За столами с настолками с ней практически не пересекались, а вот на теме викторин сошлись. Высокие места нашей команды – во многом её заслуга. Очень мало людей готовы выдавать правильные версии, едва только заслышав вопрос. Вика – из таких. И даже если готовой версии нет, её получается «докрутить» в ходе обсуждения.


Вика (на фото справа)

Ну и ещё запомнилось моё «Что? Где? Когда?». Ей был посвящён целый вечер. Всем так понравилось, что за первой игрой сразу же последовала вторая. Примерно то же самое: куча команд, вопросы зачитываются вслух, ответы даются на листочках, плюс музыкальное сопровождение: волчок, гонг, минута, вот это всё. Все, вроде бы, остались довольны. Несколько раз даже услышал лестную похвалу, что интонации хорошо выдерживаю, что шоу, прям, получилось, и что вопросы были хорошие подобраны. В следующем году обязательно повторим!

Вот, если интересно, в качестве примера один из вопросов:

В годы Первой мировой войны некоторые генералы итальянской армии носили на левом рукаве и полевых, и парадных мундиров черную повязку. Не все из них отличались полководческими талантами, имели боевые ранения или были известны особой заботой о подчиненных. И тем не менее, именно они пользовались исключительным уважением со стороны солдат и младших офицеров. Что же означали эти повязки?

Ещё из памятных моментов отмечу шашлык от Михаила Акулова. Глава издательство «Мир Хобби», по совместительству по особым случаям готовит отличные жареные сосиски с жареной курицей. Как обычно, привозит коробки с новиками «МХ». Плотный график позволяет вырваться на кэмп только на пару дней, зато с его появлением происходит чудо: повсюду кэмп, а рядом с Михаилом – Акулов-пати! В конце концов, когда ещё тебе пожарит мясо лично глава крупнейшего российского настольного издательства?


Михаил Акулов за необычной работой

Вот, знаете, вроде длился кэмп целую неделю. А пролетел – как одно мгновенье. Хотя если задуматься и начать перебирать в памяти события, понимаешь, что их было немало. Вот мы каждый вечер сражаемся в интеллектуальные викторины. Вот идём в город в магазин, попутно встречая свежие памятники павшим в Великой Отечественной войне. Вот отправляемся за грибами и находим здоровенный подосиновик и россыпь маслят. Вот у шатра срывает крышу, и мы спасаем настолки от затопления. И, конечно же, последний вечер. Вот мы выигрываем две игры подряд в «Мозгобойню», а потом ещё полируем стремительными победами в «Декодер» («темно», «тяжело», «далеко», как вам, мистер Роман?! 🙂  И, кстати, что там насчёт локализаци дополнения?) Вот в последнюю ночь пишем прямо на улице подкаст.

Не всё, конечно же, из запланированного удалось сделать. Например, уже после отъезда вспомнил, что так и не попробовал V-Commandos, кооперативную настолку по мотивам тех самых компьютерных «Коммандосов», её специально привёз Андрей Аганов по моей просьбе. Ни одним глазом не глянул на турнир по Keyforge. Впрочем, вот это особо и не планировал. Знаем мы этих кки-шников, года два-три назад носились со Star Wars: Destiny, пропагандировали её как могли, а сейчас все переобулись и пересели на Keyforge. Эдак через пару лет мы увидим ещё какую-нибудь инновационную игру, ведь всё течёт, всё меняется. Любопытно только, а куда деваются невостребованные уже карточки из той же SW: Destiny?


Самая лучшая и интересная (на текущий момент) коллекционная игра

Так и не решился попробовать и приобщиться к ричи-маджонгу, или как там он правильно называется. Каждый год смотрю как Нюся сотоварищи азартно раскладывают на зелёной материи иероглифические доминошки, но рука так и не поднимается. Не знаю, много ли теряю, но тут, хотя бы, в отличие от тех же ККИ, прослеживается явная приверженность одной игре, что как минимум заслуживает уважения. Да и, вообще, с Нюсей вместе Pandemic: Rising Tide так и не разложили!


А вот Паша Медведев – приобщился. И, судя по всему, в восторге 🙂


А Нюсе (на фото слева) – норм! 🙂

Что ещё? Не покупался в этот раз и не попрыгал на батуте. Погода как-то не располагала. Конечно, лезть в речку можно и под дождём, но всё-таки, хотелось бы, чтобы было немного теплее. В будущем как-то хотелось бы равняться не на 2017-й и 2019-й, а на какие-нибудь более тёплые годы. Оно, конечно, ничему не мешает, но в тепле как-то комфортнее.


Один из самых тёплых дней

Поскольку нет-нет, да и капало с неба, была была мысль сходить за грибами. Прямо в окрестностях турбазы нашли несколько приятных экземпляров, но территории там не так много. По-хорошему надо было выехать куда-нибудь в окрестные леса и походить там, но что-то так и не собрались. Может быть, в следующий раз…


Вот такие попадались красавцы!

Ну и всё равно, хоть и неделя времени есть, всё охватить не получается. Людей много, играют во всякое. Тут и хардкор наподобие «Старкрафта» и длиннюшей цивилизации «Сквозь века», и тяжелейшая экономическая стратегия Food Chain Magnate, и всякие другие игры. Вот только несколько примеров во что всё время играли где-то за соседним столом.

 
Starcraft. The Board Game


«Пандемия. Падение Рима»


Food Chain Magnate


«Свозь века» да ещё и на четверых. Это часов пять, наверное.

А кто-то просто выпивает за любовь настолки

Вот такой получился кэмп. Насыщенный, плотный и разнообразный. Отдых, где каждый мог занять себя тем, что нравится. Хочешь – играй в настолки, хочешь – общайся с товарищами. Хочешь – купайся, хочешь – корми кроликов, хочешь – просто гуляй под открытым небом. Он, как обычно, пролетел очень стремительно. Вроде, вот, только приехали, а уже среда. А вот, уже, и пора собираться в обратную дорогу. Чудной двор и Пошехонье остаются позади, но сюда обязательно хочется вернуться.


Юшин в последний день кэмпа

Обратно помимо радости от отличного отпуска и грусти от того, что он закончился привез свежий магнитик со свежего кэмпа, а также отличный набор пластиковых органайзеров от Meeple House. Кому как, а мне пластик нравится куда больше этой грубой жжёной фанеры. Он приятнее на ощупь, не царапает компоненты, да и банально легче и удобнее упаковывается в коробки!


Вот они, эти клёвые органайзеры


И магнитик!

Как-то была мысль, что в среде настольных игр фестиваль «Игрокон» воспринимается как такой большой настольный Новый год, когда собираются в одном месте все представители хобби и на два дня окунаются в атмосферу настолок. Пожалуй, с этим можно поспорить. На настольный Новый год куда больше похож Настолкэмп. Более того, он даже круче «Игрокона», потому что длится целых пять дней, проходит летом в теплое время года (пусть даже иногда и дождит), а ещё тут собираются не тысячи людей со всей столицы, а узкая, но тщательно, поштучно подобранная компания любителей настольных игр. Наверное поэтому и получается так классно. И именно поэтому год делится не на «до Игрокона» и «после Игрокона», а «до кэмпа» и «после кэмпа».

Что будет, если собрать в одном месте людей, глубоко увлекающихся одним и тем же хобби? Если дать им целую неделю свободного времени, чтобы у них была возможность заниматься тем, что нравится? Если вдобавок обеспечить постоянное питание, дать доступ к мангалам, пляжному волейболу и речке?

Получится очень круто.

Получится настолкэмп.


А какие там закаты

PS: «Вперёд «Доппельхирш» – мечта всех кассирш»!

PPS: На кэмпе было опробовало специальное темпоральное устройство, позволившее получить фотографии из будущего, с «Настокэмпа-56». Вы только посмотрите на эти лица!

  

PPPS: Роли исполняли:

Павел Медведев – Стив Бушеми

Анатолий Нувель – Джейк Джилленхолл

Юрий Мальцев – Иван Турист

А также Джонни Депп в роли Михаила Соколова

PPPPS: Ответ на вопрос из «Что? Где? Когда?» – Чёрные повязки на рукавах носили генералы, у которых дети погибли на фронте.

Репортаж



Похожие записи
  • Съедобные настольные игры
  • Весёлые картинки, № 36 — «Комикс-обзор игры «Ужас Аркхэма»
  • Весёлые картинки, № 152 — «Pussy Riot»
  • Весёлые картинки, № 43 – «Комикс-обзор игры «Tobago»
  • Весёлые картинки, № 38 – «Комикс-обзор игры «Fluxx»
    1. ivan111
      14 Авг 2019 из 7:28 | #1

      Юра, спасибо за отличный отчёт — прочитал на одном дыхании, отметил для себя пару игр!


    2. wil_low
      14 Авг 2019 из 7:37 | #2

      Отличный репортаж!


    3. Njuse4ka
      14 Авг 2019 из 9:31 | #3

      Юра, ахренительный отчет! Взахлеб прочитала) Спасибо огромное!


    4. Денис II
      14 Авг 2019 из 13:34 | #4


      А ещё «подрыв» происходит при однокоренных словах, из-за чего у нас товарищи чуть не подрались насмерть, выясняя считать ли таковыми слова «учитель» и «изучать».


      Ну вы, блин, даёте. (ц)

      Так и хочется спросить, а эти товарищи вообще в курсе, что такое однокоренные слова? 🙄


    5. Biodji
      16 Авг 2019 из 7:07 | #5

      Как будто на полчаса вернулся обратно…


    6. Ильшат
      20 Авг 2019 из 11:52 | #6

      жаль таких отчетов с каждым годом становится все меньше


    7. Мишаня Питерский
      21 Авг 2019 из 9:52 | #7

      @Ильшат

      Почему же меньше? Конкретно про этот кемп я прочитал кучу отчетов. и на Тесере писали, и в блогах… Чуть ли не все, кто там был отметились.


    1. Трекбеков пока нет.