Настолкэмп-17. Антикоронавирусный отпуск в Пошехонье

Увы, но «Настолкэмп-2020» уже закончился. Это было прекрасное мероприятие, которое хотя и длится неделю, по факту пролетает как один миг. Теперь остаётся только разбирать фотографии и перебирать приятные воспоминания. Как раз на этот случай подготовлен обширный отчёт. Его можно пересказать в двух словах: было круто. А можно прочитать и изучить в подробностях. Но предупреждаю сразу – читать придётся долго!

Текущий год подбросил немало сюрпризов. Главный, безусловно, КОВИД-19. Новая коронавирусная инфекция буквально пропитала собой все сферы жизни и дотянулась до каждого. Всё внимание приковано к счётчику заболевших и количеству погибших. Объявили нерабочие дни, закрыли рестораны и театры, прекратились массовые мероприятия и прочая, и прочая. В таких условиях, увы, отменился и «Настолкэмп – 2020», недельный слёт любителей настольных игр.

Традиционно кэмп проводится в середине июля. Об этом все заранее знают, даты следующего кэмпа объявляются сразу после завершения текущего, многие заблаговременно планируют отпуска. Короче говоря, это традиция, отличное мероприятие, к которому все привыкли. Но не в этот раз. В 2020 году в марте зародились подозрения, которые к маю переросли в уверенность: кэмпа не будет. Ситуация непонятная, слишком велики риски.

Территория турбазы «Чудной двор»

Но вот наступает лето, и начинаются подвижки. Ограничения постепенно смягчаются. Вроде как достигается то самое «плато», рост заболеваемости если не прекращается, то стабилизируется. И появляется осторожная надежда: а, может, всё-таки, кэмп? И, да! Есть возможность собраться в августе!

И, вот, как год, два, три назад, начинается отпуск. Отпуск, из которого надо 3-4 дня провести за рулём, чтобы добраться до Рыбинского водохранилища, чтобы ещё 5 дней, целиком и полностью посвятить настольным играм. Наверное, со стороны это выглядит странно и непонятно, но это очень классно: погрузиться в атмосферу любимого хобби в обществе людей, увлечённых тем же самым. Чувствуешь себя со всеми на одной волне, целыми днями предаёшься любимым занятиям. И всё это – лишь с перерывами на сон и еду. Если не это рай для настольщика, то тогда что?

Пошехонье встречает котиками!

Как всегда, собираясь на кэмп, сталкиваешься с вопросом, что с собой взять. Год за годом повторяется одна и та же ситуация: складываешь десяток настолок, играешь из них в лучшем случае в две-три, осознаёшь, что остальные были не нужны, но в следующий раз опять на всякий случай, игр с запасом. Вот и в этот раз получилась здоровенная сумка из «Икеи», куда вошли три коробки с «Генералами», Formula De, «Криминалист», самая новая «Эволюция» (которая «Новый мир») и «Капитан Сонар», а также по мелочи: «Экипаж», The Game и «Инновация». Разумеется, не все эти коробки оказались востребованными. Конечно же, можно было брать с собой минимум вдвое меньше игр 🙂


Конечно же можно было обойтись меньшей сумкой

Почему взял именно это? В «Генералов» готов играть сколько угодно в любой компании. Предпочитаю «Вторую мировую», неплохо идёт «Холодная война», на худой конец можно и в 1914 (хотя «Генералы» про Первую мировую менее предпочтительны, т.к. могут тянуться больше 2 часов, что многовато для игры на пятерых). «Эволюция. Новый мир» – это, прям, новинка. Мы пока пробовали дуэльный формат, но интересно было бы сесть за неё втроём или вчетвером. Без «Формулы» никуда, каждый год на кэмпе устраиваем заезд на десятерых. «Капитан Сонар» – жест отчаяния. В обычной жизни собрать на него 8 человек не получается, поэтому таскаю с собой в Пошехонье. В прошлом году — безрезультатно, даже на кэмпе не набралось желающих. Посмотрим, получится ли в этом. Ну и The Game и «Экипаж» с «Инновацией» – это беспроигрышные варианты, быстрые карточные игрушки, годящиеся на роль филлеров. Ах, да, ещё взял «Криминалиста», на него тоже нужна большая компания, которую в обычных условиях сейчас не соберёшь.

Вид на Волгу в Рыбинске

Так как кэмп проходит недалеко от Рыбинска, в этом году по пути заглянули туда ненадолго. Хотели глянуть на туристический центр, славящийся своими вывесками в дореволюционном стиле. И, знаете, да, впечатляет. Улицы прилизаны, здания приведены в порядок, а привычные вывески выполнены объемными буквами с «ятями» и «ижицами».

Такую красоту можно увидеть в центре Рыбинска

Консультант Плюс и трикотажный магазин

Привычный «Магнит» с непривычной вывеской

А ещё в центре города используются уменьшенные дорожные знаки, которые раньше вживую мы не встречали. Неожиданно также увидели на одном из домов памятную табличку о том, что здесь лечили раненых в Бородинском сражении. Вот так-то!

Красивая кафешка

Что ещё? В Рыбинске обнаружился магазин игрушек, где, в том числе, продавались настольные игры. Среди них обнаружилось несколько неожиданных экземпляров, например, новые издания «Чудовища Джио-Джанга» и голицынских «Пиратов», а также пиратские копии «Барабашки» и «Нет, спасибо».

Неавторизированный аналог «Барабашки»

Запомнилась рыбинская набережная, красивая, с коронавирусной разметкой: гуляйте, но ближе 1,5 м друг к другу не подходите.

Набережная в Рыбинске

Нельзя не отметить дорогу от Рыбинска до Пошехонья. Стиральная доска, многократно латанная-перелатанная ямочным ремонтом. Такое впечатление, что по этому участку практически никто не ездит, она совершенно не востребована, вот и руки до неё у дорожников никак не дотянутся. Два дня почти ехали в одну сторону, всё нормально было, но буквально последний участок дал жару!


Прибыли!!!

Bот мы приехали и буквально через несколько минут прибывает Алексей Юшин, буквально пару дней назад отметивший день рождения. И прямо с колес получает небольшой сувенир от самарских гостей!

Довольный Юшин!

Вот уже лет пять как кэмп проводится на турбазе «Чудной двор». После нескольких пробных заездов в разные места именно здесь всё оказалось как нельзя лучше и удобнее. Достаточно много номеров, комфортные условия проживания, есть пляж, много столов для игр. Есть где в них играть. Хорошее питание. И, наконец, что немаловажно, готовая идти навстречу гостям администрация.

Живность на кэмпе

В этом году почти всё было как всегда. Деревянные домики, где-то с гостиничными номерами, где-то целыми коттеджами. Тут же рядом пляж, речка, волейбольная площадка, кафе и сосредоточение настольного угара – большой шатёр, наполненный столами. Но кое-что изменилось. Август в местных краях не самое тёплое время года. Вечерами уже достаточно прохладно, так что игровая зона переместилась на второй этаж кафе.

В этот раз играли в кафе на 2 этаже

Там, честно говоря, даже удобнее: места больше, плюс можно открыть окна, которых шатёр лишён (там максимум можно откинуть занавес на входе, но с окнами свежего воздуха явно больше!). Заодно на втором этаже обнаружилась целая куча артефактов советской эпохи.

Транспарант к XXI съезду КПСС, всякие старые самовары, бублики, какие-то образовательные плакаты 1959 года издания, деревянные игрушки, медвежья шкура, оленьи рога, и прочая, и прочая. Словом, в паузах между играми можно было просто побродить и поглядеть на всякие диковинки.

Лестница на 2 этаж кафе

Ещё из нововведений: для второго этажа кафе потребовалась сменная обувь. Об этом не все подумали заранее, так что кто-то скакал босиком, кто-то использовал гостиничные тапочки, а кто-то, памятуя о прошлогодних приключениях Михаила Соколова, отправился в рейд по близлежащим магазинам. Тапки нашлись в обувном, внешне напоминающем магазин ритуальных услуг. Несмотря на брутальный внешний вид, они оказались достаточно удобными и практичными. Но до тех самых тапок им, конечно же, бесконечно далеко!

«Загробный мир обуви»


Слева — жалкая пародия. Справа — неповторимый оригинал!

Не очень приятный сюрприз подкинула столовая. Ценник на обеды и ужины с прошлого года не изменился (или изменился, но не сильно заметно), а вот сама еда стала какой-то не такой. Раньше, помню, можно было периодически брать один обед на двоих, настолько щедро кормили. В этот раз порции, пожалуй, были отмерены куда строже, исключительно на одного человека. Да ещё и, кажется, на второй день в гороховом супе отчётливо чувствовалась вода вместо бульона. Видать, от души разбавили.

Интерьер кафе после реновации

Решение напрашивалось само. В шаговой доступности есть мангалы, а неподалёку – сетевые продуктовые магазины. И вот уже вечером того же дня на ужин были жареные колбаски и домашняя шаурма, сдобренная вкуснейшим кировским кетчупом. Кстати, рекомендую!

Хвалёный кировский кетчуп (и майонез тоже)

Через день появилась информация о том, что столовая пошла на уступки и увеличила порции. После такого известия приток людей в кафе в обед и на ужин несколько возрос, но полностью не восстановился. Часть гостей всё равно питалась где-то ещё. Кто-то доедал вчерашний шашлык, кто-то дожаривал закупленные порции.

Михаил Парийчук зачитывает с лаваша список бойкотирующих ужин

Ужин под открытым небом

В общем-то, это даже хорошо, потому что на природе за столом вдесятером всяко веселее, чем просто стучать ложками и вилками в столовой. И, вообще, шашлык на кэмпе был и раньше, только начинался он примерно в четверг, а в этот раз из-за сбоев в системе питания начался во вторник.

Вот такой ужин на кэмпе — вполне реально

Погода в этот раз была самая что ни на есть настольная. Почти всё время шёл дождь, было пасмурно, лишний раз на улицу высовывать нос неохота. День или два были солнечными, когда кто-то даже загорал, а некоторые осмелились и окунуться в холодную воду. Но в целом в этот раз уличные развлечения были явно не в фаворе. Ни одной партии по волейболу, никакого петанка, девушки в купальниках – редкость.

Раз или два солнце всё-таки светило

И ещё в этот раз ощутимо атаковали комары. Как-то это совсем непривычно. То ли в июле их не бывает, то ли раньше их травили, но в этом году они, прям, лютовали. Особенно это ощущалось у костра. Пока жаришь шашлыки, всего искусают!

Комариный зерг-раш на втором этаже кафе

В остальном же турбаза осталась всё те же привычным «Чудным двором». В клетках по-прежнему жили кролики, синхронно жующие траву в огромных количествах. Причём, в этом году их кажется, было больше обычного раза, примерно, в два. Помимо кроликов из живности были ещё индюки и гуси (которые почему-то пропали с территории турбазы после первого дня). Ну и супер-собака, про которую отдельный разговор.

Гуси, пропавшие в первый день (до того, как начались шашлыки!)

Возможно, не все посетители кэмпа знают, что если выйти за пределы домиков и углубиться в заросли, за ними есть ещё большая клетка (несколько лет назад именно там содержали кроликов). Потом там поселили громадную собаку неопределённой породы, массивную, габаритами как здоровенный кавказец. Вот её мы и отправились проведать.

Подходим к клетке, а там пусто, тишина, никого нет. И вдруг, откуда ни возьмись, из-за угла (лежала она там, что ли, за что-то спрятавшись) вылетает нечто огромное и мохнатое, с громким лаем и бросается в нашу сторону. Еле успели отбежать и хорошо, что это, с позволения сказать, создание, оказалось на привязи. В противном случае с кэмпа, возможно, уехало бы на пару настольщиков меньше.

Свинособака, снятая на бегу с безопасного расстояния

Кстати, о количестве. Нормальная наполняемость турбазы – порядка 55 человек. Уплотнившись, можно заселить чуть больше, где-то 75. В среднем же на кэмп приезжает 60-65 настольщиков. В этом году было 55. Как говорят организаторы, это очень неплохой результат, особенно учитывая, что запись длилась всего 1 час. Фактически, по человеку в минуту. Из-за смены дат не все постоянные участники смогли принять участие.

Более того, кто-то ответственно отказался от поездки буквально в последнюю минуту из-за подозрения на коронавирусную инфекцию. Образовались свободные места, и на них пригласили новичков, кого-то из проверенных настольщиков, кто раньше на кэмпе не был. И таких вот новых людей было прилично. Даже главный завсегдатай Алексей Юшин признавался, что буквально половина лиц для него новые.

Шатёр, где все обычно играют (но не в этом году)

Вообще, что такое кэмп? Кто-то говорит, что это пионерлагерь для взрослых. Кто-то рассматривает это как возможность поиграть в игры, недоступные в обычной жизни. Кто-то рассчитывает разложить что-то большое и мощное, наподобие тех же «Сумерек империи», на что в ежедневном режиме сложно собрать людей. Кто-то, как тот же Юшин, просто отдыхает, отсыпается, да ест и пьёт от пуза, практически принципиально не притрагиваясь к настолкам (представляете, вы приехали в отпуск, а там станки, станки, станки…). Но, будем откровенны, большинство, всё-таки, проводит на кэмпе время за игровыми столами.

Вопрос только в том, кто во что играет. Это тоже, практически, если не философия, то определённое мировоззрение. Скажем, в первые приезды чуть ли не физически чувствуешь зуд, если некоторое время ни во что не поиграл, кажется, оно пропало зря. Надо немедленно что-то раскладывать, желательно мощное, новое, масштабное! Сейчас же это отношение несколько поменялось и, как мне кажется, на этом кэмпе мы открыли формулу идеального времяпрепровождения.

Примерно 1/3 игровой библиотеки кэмпа

Всё просто: утром, после завтрака, на свежую голову, хорошо сыграть во что-нибудь более-менее тяжёлое. Это может быть старая добрая проверенная игра, как тот же «Контейнер», или же какая-то новинка, как «Поселенцы. Северные империи». Суть в том, что нагружать мозги имеет смысл именно в первой половине дня. Теоретическим пределом видятся три, максимум четыре партии. Нет, наверное можно играть и больше, и, в принципе, в ночное время тоже, но вот эти три-четыре игры в утренне-дневное время – они оптимальны. Потому что вечер уходит на более лёгкие игры, игры для компании, которые не требуют сложных решений, а порождают бурное веселье, хохот и внутренние мемы.

Зарождение наших вечерних посиделок

Такой подход сложился буквально в первый же день, когда мы вечером сели сперва за «Экипаж», а потом разложили «Ханаби». Обе эти игры требуют командного взаимодействия и специфического мышления, надо стараться угадывать у кого какие карты на руках. Только в «Экипаже» предметом интереса выступают чужие, а в «Ханаби» свои собственные карточки. И так эти игры задорно зашли, что даже несмотря на многочисленные ошибки и неверные ходы, вечер прошёл очень весело.

Более того, благодаря тем самым неправильным действиям был провозглашён лозунг, что на ночь глядя нужно играть именно в игры для тупых, который многократно себя оправдал на протяжении всего кэмпа. Фактически, внутри кэмпа был образован клуб любителей интеллектуально-оральных развлечений (потому что как орать приходилось знатно!).

Правда, этот клуб по интересам существенно уступал другому, сформировавшемуся в одном из домиков. Там засела компания хардкорщиков, выдвинувшая лозунг «Camp Games Matter», что означает «На кэмпе важно — играть!».

В домике любителей хардкора!

Такое ощущение, что ребята играли там сутками напролёт. То в Ключекуй, то в ричи-маджонг, Battlestar Galactica, то в Secret Hitler, то в какие-то прототипы Ивана Лашина. Факт в том, что домик существовал как вещь в себе, люди из него выбирались наружу нерегулярно (такой сплочённости можно только завидовать белой завистью!). Исключения составляли разве что квизы.

Как же кэмп и без маджонга?

Это, кстати, ещё одна приятная штука, уже оформившаяся в добрую традицию. Почти каждый вечер в клубе на кэмпе проводились интеллектуальные игры. Это известный формат спортивного «Что? Где? Когда?» (несколько команд отвечают на вопросы ведущего), а также так называемая «Мозгобойня», где тоже есть несколько команд, но вместо ведущего вопросы задаёт компьютерная программа. Только в отличие от ЧГК в «Мозгобойне» не так важна логика, что-то надо просто знать, где-то угадывать и так далее. В этом году всё это дело состоялось в полном объёме.


Играем в ЧГК

Один вечер был посвящён ЧГК, и в этот раз так вышло, что из набора командам выпали самые сложные вопросы. Это закономерно породило некоторую фрустрацию, когда команды раунд за раундом проваливали вопросы, а если ответ кто-то и давал, то максимум 1-2 стола из 6. Плюс был ещё эпизод с интересным вопросом, на который несколько команд дали правильный по сути, но не по форме ответ. Вот этот вопрос:

Вес — 3000 тонн, площадь — 12 кв. км. Требует пропитания 4000 тонн в день (для сравнения — столько съедает в день миллион человек). Некоторые народы поэтично называют это «Зубы ветра». Ответьте, пожалуйста, через минуту, что это.

Возможно, ведущий не дословно его зачитал, либо не все правильно зафиксировали формулировку вопроса, либо кто-то просто поленился чуть-чуть додумать. Как бы то ни было, абсолютно верный ответ дала лишь одна команда, и он был засчитан только ей (правильный ответ: ичнарас яатс, незачёт: ачнарас). Это обстоятельство взбудоражило умы знатоков и, заодно, породило новый локальный мем кэмпа, который, вероятно, будет вспоминаться ещё не один год. По крайней мере, на следующем ЧГК его наверняка припомнят!

Грядёт очередная «Мозгобойня»!

Что касается «Мозгобойни», образованная в прошлом году и практически сразу ставшая фаворитом команда «Доппельхирш» проявила себя не с лучшей стороны. Из 4 игр 3 позорно проиграны, трижды второе место с небольшим (где-то в буквально 1 очко) отрывом от победителя – это очень обидно. Но разок, всё-таки, выиграли.

К «Мозгобойне» готовы!

И всё за счёт Вики, абсолютного знатока музыки, способной угадать певца, композитора и исполнителя буквально с трёх нот. Третий раунд, посвящённый музыкальным вопросам, неизменно выводил команду вперёд, и всё благодаря викиным феноменальным способностям! Кажется, если бы в этот раз, как несколько лет назад, устраивали бы «Угадай мелодию», победитель был бы несколько предсказуем… Ну и на будущее хочется пожелать успехов гендерной команде «Щель!».

Также в этот раз состоялись традиционные многопользовательские игры в Formula De (вдесятером!) и в City of Horror, причём в этот раз в партии участвовали рекордные 21 человек! Из них даже шестеро выжили к прилёту вертолёта и смогли предъявить вакцину от коронавируса, дабы получить пропуск на борт. А ещё по вечерам устраивали коллективный просмотр сериалов. В прошлом году это были Stranger Things, в этом — «Десятое королевство».

Культурная программа на день

Да, ещё на кэмпе всегда устраиваются какие-нибудь турниры, о которых не всегда всем известно. Чаще всего это соревнования по Риичи, в последние годы ещё и по Keyforge. В этом году турнир по «Ключу» тоже был, победил в нём Алексей Бабайцев. Может быть, ещё во что-то играли на соревновательной основе, что прошло совершенно мимо нас.

Если приглядеться, можно увидеть будущее Keyforge

Всем этим замечательным занятиям мы предавались в компании прекрасных людей. И пусть, как уже было отмечено, на кэмп прибыли не все привычные обитатели, интересных настольщиков собралось немало!

Михаил Парийчук, изучает правила новой игры

Больше всего времени, конечно же, провели с Михаилом Парийчуком. Миша в этот раз на кэмп попал чуть ли не силком, практически до последнего раздумывал, всё ли сложится и получится ли уехать. И таки-поехал. И, как мне кажется, не пожалел. Очень уж здорово прошли все эти дни! Собственно, с Мишей мы провели большинство партий и стали сооснователями того самого специфического вечернего клуба. Думаю, он ещё расскажет о своих впечатлениях от кэмпа в отдельной публикации или, как минимум, в подкасте!

Олег даёт ценные указания в «Ханаби»

Ещё в Пошехонье приехал Олег Мелешин (сайт «Марафон настольных игр»), для которого этот визит стал вторым по счёту. Побывав на кэмпе в прошлом году, Олег сказал: «Куплю машину и приеду сам», и так и сделал. Что любопытно, ехали мы разными дорогами отдельно друг от друга, и встретились прямо на въезде на турбазу. К сожалению, в дороге у Олега что-то забарахлило в движке, но, к счастью, поломка оказалась недостаточно серьёзной, чтобы помешать вернуться домой своим ходом.

Константин Масленников, придумывает новый органайзер

Также мы немало времени провели вместе с Костей Масленниковым, руководителем проекта Meeple House. Это, если кто не знает, такие классные удобные органайзеры для компонентов настольных игр. Год назад Костя показал на кэмпе свою первую версию органайзеров, серых контейнеров разного калибра с прозрачными крышками. В этом году была представлена вторая редакция из чёрного глянцевого пластика. Он прочнее и долговечнее предыдущего (хотя и тот был хоть куда), плюс габариты коробок стали ещё более богатыми на выбор. В частности, очень удобно играть с такими штуками в «Хадару». Выкладываешь на стол пяток коробочек, и всё! Ждём, что Костя покажет в следующем году!

Хадара с удобными органайзерами для карт

Собственно, помимо совместных игр, удалось вызнать про технологию изготовления всех этих органайзеров, а также про самый новый продукт Meeple House – бомбические коробочки для карт. Небольшие, удобные, компактно укладывающиеся в коробку с игрой, разноцветные, да ещё и разного размера для 20-40 карточек – это просто что-то с чем-то. И, главное, обещается цена, напрочь убивающая всякие традиционные «декбоксы». Ждём! Очень ждём! Как минимум 6 штук надо для «Генералов»!!!


Вот они, эти суперудобные коробочки для карт


Наглядно…

…и в коробке с игрой вместе с новыми органайзерами

С Костей приезжала его супруга Ирина, обеспечивающая тыл в семье, компанию за столом, а также вкусную еду у мангала. Вместе мы прошли несколько детективных игрушек и, надеюсь, в следующем году также вместе будем решать загадки в очередном сезоне «Элементарно».

Ирина Масленникова

Костя с Ириной формально москвичи, но понаехали из Кирова, откуда на кэмп прибыли уже упомянутая Вика, а также Елена Устинова. Девчонки с первого дня влились в наш клуб, а Лене мы обязаны появлению локального мема «Думай как Олег!». Это когда в «Ханаби» надо дать идеальную подсказку, помогающую понять чем ходить не только тому, кому она дана, но и другим людям! Этот слоган звучал на кэмпе достаточно часто, особенно в других «думательных» играх, например, в «Декодере». Ну а Вика помимо способностей к разгадыванию музыкальных вопросов также хорошо показала себя в детективных играх, хотя и частенько отлучалась в столовую поработать на удалёнке за компьютером (да, кому-то удалось вырваться в Пошехонье исключительно такой ценой).


Михаил Лойко оценивает «Настолкэмп-2020»

Как всегда на кэмпе был Миша Лойко, основатель паблика «Играем в настолки» и автор игры «Тортуга 2199». Как всегда он составил грандиозный лойкоплан с невероятным количеством игр и строгими дедлайнами, который старательно пытался выполнять. В арсенале Миши были серьёзные большие игры и варгеймы. На парочку я даже смотрел, например, поглядел на внутренности Hands in the Sea, но решил, что от добра добра не ищут, и можно смело продолжать наслаждаться A Few Acres of Snow. Миша был замечен, кажется, аж за двумя партиями в «Сумерки империи», а также оказался втянут в партию в Eschaton (к этому печальному событию мы ещё вернёмся).

Павел Медведев в ожидании партии в «Генералов»

Неоднократно приезжавший на кэмп Павел Медведев в этом году прибыл без своей Pandemic: Rising Tide, которая так покорила своим движком наводнения в прошлом году. В основном Паша обитал в том самом закрытом домике, но пару раз удалось его оттуда выцепить. Сперва он сыграл нами с Мишей в Keyforge (это не опечатся, не «с нами», а именно «нами»), потом обыграл нас в «Поселенцев», а затем ему удалось продемонстрировать «Генералов». Из его уст игра получила крайне лестную оценку. Паша уловил главное, «Генералы» — они как KeyForge, тут тоже надо пилотировать колоду.

Юлия Колесникова, мадемуазель «Генерал»

Юля Колесникова. Заправскую любительницу «Генералов» в этот раз удалось затащить всего на одну партию во «Вторую мировую». Как-то всё было не до того, всё не вовремя и некогда. Тем не менее, энтузиазм в отношении «Генералов» у Юли сохраняется, что крайне радует. Помимо тяги к «Генералам» Юля выделялась экстравагантным внешним видом: крашенные волосы и меховые уши делали её заметной за любым столом издалека!

Анна Бердичевская, новичок на кэмпе

Неожиданно на кэмпе встретилась ещё одна поклонница «Генералов», Аня Бердичевская из Ярославля. Насколько я понимаю, на «юшинском» кэмпе Аня впервые. Пересеклись с ней где-то в середине недели, когда нужно было набрать компанию, чтобы показать «Вторую мировую» Паше Медведеву, а других желающих и не нашлось. И пусть даже ту партию до конца мы не доиграли, всё равно всё сложилось удачно: наш клуб любителей игр для альтернативно одарённых получил пополнение, плюс впоследствии было с кем сыграть в Railways of the World (от участия в партии в которую почему-то отказался Сергей Ярушок). Ещё Аня запомнилась отличным настольным комплиментом: ты выглядишь как человек, который может играть в «Паксы» (имеется в виду серия игр Pax что-то-там).

Сергей Ярушок увиливает от партии в Railways of the World

С Сергеем Ярушком, кстати, в этот раз почему-то почти за столами и не пересекались. Рассчитывал на Railways of the World, но что-то не срослось. Были ещё какие-то мелкие и простые игры, но ничего большого и масштабного. Но, всё равно, как минимум за «поезда» огромная благодарность. ROTW мне очень нравится, но в обычной жизни почему-то в неё почти не играем. Вон, с 2014 года на полке лежит нетронутым дополнение с картой Канады. Хорошо, хоть на кэмпе есть возможность прикоснуться к прекрасному.

Алексей Бабайцев, впервые на кэмпе

Впервые на кэмп в этом году прибыл Алексей Бабайцев, экс-руководитель проектов CrowdRepublic. Наверное, в день прибытия это был самый счастливый человек, потому что остальные только-только вынырнули из рабочей рутины, а Алексей прибыл прямиком с дачи, где уже некоторое время изолировался от цивилизации и устроил себе отпуск. «От цивилизации» не означает «от её благ», дача отличная, с компьютерами, игровыми приставками и большим телевизором, так что развлечений там хватает. Алексея, кстати, тоже удалось немного приобщить к «Генералам», чему я очень рад.

Станиславас Плишкинс, на секунду отвлёкся от партии в «Сумерки империи»

Казус случился в этом году при встрече со Станиславасом Плишкинсом (он же Ortiz). Как-то так получилось, что я принял его за Александра Тараненко и представил товарищу как Тарана. Ошибку тут же исправили, заметив, что это не Таран, а Ортиз, после чего я всё равно остался в непонятках: как так-то, если это не Таран, то почему Ортиз так похож на Станиславаса? Стас – приверженец мега-игр, на кэмпе замечен за столами с Eclipse, Forbidden Stars, StarCraft и «Сумерками империи». Можно только позавидовать такой способности играть в хардкор одну партию за другой!

Иван Лашин, смотрит в светлое будущее отечественного игростроения

Не в первый раз приезжал на кэмп Иван Лашин, отечественный разработчик, известный в первую очередь своим «Смартфоном». Основное время Иван проводил, запершись в том самом душевном домике с любителями KeyForge и прочего хардкора, где показывал в том числе свои новые разработки.

Прототип отечественного Роланда Райта

В частности, уже можно было пощупать его «Индустрию», евро на промышленную тематику конца XIX века, которую вскоре выпустит Hobby World, а также «Сказки Старой Руси», приключенческую, насколько я понял, игру на механике roll’n’write.


Взгляд Никиты и надпись на соусе как бы намекают, что случится с тем, кто его попробует

Конечно же, на кэмпе был Никита «Корж» Тхоржевский, который, кстати, в этом году принял на себя часть организаторских функций (Никит, большое тебе спасибо!). Мало того, Никита ещё провёл аж два вечера «квизов», обеспечил техникой проведение ЧГК, а также предлагал обитателям хардкорного домика всякие блюда, в том числе термоядерный соус собственного приготовления, который мало кто отважился попробовать.

Андрей Аганов, за бортом боевого крейсера «Галактика»

А ещё на кэмпе был Андрей Аганов, обещавших чуть ли не ежедневные дайджесты и жестоко сачковавший, запершись в домике любителей хардкора. С ним, кстати, приключилась интересная история: Андрея посадили знакомиться с Battlestar Galactica, и казнили буквально на первом ходу. Оказавшись сайлоном (совершенно случайно и ничем себя не выдавший), Аганов вынужден был играть совершенно в другую игру «выбери какую пакость совершить в текущем ход» и был совершенно исключен из типичных для BSG обсуждений, обвинений и подозрений. И длилось это ещё где-то 5 часов. Познакомили, называется, человека с игрой! А что касается дайджеста, у Андрея ещё есть возможность исправиться. Ждём отчёта!

Дмитрий Зернов. Ещё один новичок на кэмпе. С Димой неоднократно оказывались как вместе за одним столом с играми, так и за едой. Те же колбаски жарили на костре тоже вместе. Запомнился Дмитрий вдумчивым отношением к происходящему в игре и буквальному толкованию правил. В частности, благодаря этому мы узнали, что для «Поселенцев. Северные империи» есть обширный FAQ, где расписаны многие спорные нюансы игры.

Всё норм, до ужина успеется, как бы говорит нам «Фонфрост»

Одно из самых ярких впечатлений кэмпа – Александр «Фонфрост». Запомнился игрой Eschaton, обещавший нам чуть больше часа (ага, успеем до ужина!), а по факту партия длилась 4 (!) часа, а также бурным обсуждением и выдвижением разнообразных версий в «Криминалисте», в том числе во время выступлений других игроков, когда правила строго воспрещают кого-либо перебивать.

Зайдя утром в шатёр, можно было здорово удивиться происходящему. Настольщики занимались там… аэробикой! Организовала всё это дело Анжела Борцова. Уж не знаю, что именно она там заставляла людей делать, но кое-кто периодически выползал из шатра утереть пот со лба и перевести дух, а кое-кто потом жаловался, что после этих занятий тяжело ходить. Но сама идея, безусловно, классная! Если бы была возможность просыпаться на час-полтора ранее, возможно и сам бы примкнул к группе физкультурников!

Начинаем утреннюю зарядку!

К концу кэмпа по традиции подтянулся и Михаил Акулов, руководитель издательства Hobby World. Несмотря на загруженный график, семейные хлопоты и прочие неотложные дела, Михаил год за годом находит возможность вырваться в Пошехонье хоть на пару дней и покормить тамошних обитателей традиционным шашлыком.

Михаил Акулов светится на кэмпе от счастья

Ну и заодно во что-нибудь поиграть, что-нибудь интересное показать и, конечно же, рассказать. В этот раз, кстати, Михаил удивил своим внешним видом, заметно, что прошлый год прошёл под лозунгом здорового образа жизни. Если кто задаётся вопросом как можно прилично схуднуть, вероятно есть вариант к кому отправиться за консультациями!

в «Русском Манчкине» есть карточки про кэмп!

Обычно вместе с Акуловым на кэмп приезжает какая-нибудь ещё не изданная либо только-только выпущенная игрушка. В этом году это был «Русский Манчкин», свежая разработка Hobby World!

Нюсечка и неожиданный торт

Ну и конечно же «Нюсечка». Хозяйка кэмпа, любительницы Риичи и просто хороший человек. Мы, вроде бы, вместе ни разу ни во что и не сыграли, но Аня всегда была где-то рядом, успевала и стучать японскими костяшками, и следить за порядком, и участвовать в вечерних командных интеллектуальных развлечениях, и подбрасывать кэмповцам приятные сюрпризы. Нюсечка – наше всё! Здорово, что ты у нас есть!

Увы, но в этот раз обошлось без Николая Пегасова и его традиционных ролевых игр, без Романа Шамолина и его «огонь»-игр и длительных переговоров в абсолютно любых настолках, без Славы Юмина с его богатым игровым опытом и интересными рекомендациями, без Димы «Спутника» с его интересным подходом «играю в новую игру ровно два раза, первый чтобы научиться и второй, чтобы нормально сыграть», без Ивана Тузовского, который наверняка привёз бы что-то новенькое, как показывал в прошлый раз свою «Акватику», и без Михаила Соколова, который обязательно бы рассказал эпичную историю своего очередного отпуска.

Кто не приехал — остался без торта!

Наверняка кого-то обязательно забыл, но, поверьте, это не со зла. Ребята, вы все были очень круты и большие молодцы, и кто смог приехать, и кто приезжал раньше, а в этот раз не срослось. Очень рассчитываю увидеться со всеми летом 2021-го!

Поскольку мы всё о слёте любителей настольных игр, уделим небольшое время и самим играм. Для статистики: на кэмпе отыграны 82 партии. Это за 6 дней, считая с воскресения. По дням партии распределились достаточно равномерно: 18-10-10-14-14-16. Столь большое количество объясняется просто, мы много и часто играли в патигеймы (аж 35 партий), а в самый первый день запоем сыграли 15 раздач в «Экипаж».

Типичная картина на втором этаже кафе

Что касается самих игр, их было 32. На самом деле можно сказать, чуть меньше, если посчитать «Декодер» и «Декодер с дополнением» как одну, а также учесть два разных дела в серии «Элементарно» за одну игрушку. Тогда получится 30. И всё равно – немало.

Вот эти 30 игр, поделённые условно на «обычные», «филлеры» и «патигеймы», а также «детективы» (поскольку на этом кэмпе была сильная детективная составляющая):

Обычные игры (12 игр, 17 партий):

  • Поселенцы. Северные империи (3)
  • Генералы (2)
  • War Chest (2)
  • В поисках Эльдорадо (2)
  • Контейнер (1)
  • Nexus Ops (1)
  • Амул (1)
  • Railways of the World (1)
  • Eclipse 2nd Edition (1)
  • Eschaton (1)
  • Formula De (1)
  • KeyForge (1)

Филлеры (6 игр, 20 партий):

  • Экипаж (15)
  • Затерянные города (1)
  • Soviet Kitchen (1)
  • Ticket to Ride: London (1)
  • Fuji Flush (1)
  • Tayu (1)

Патигеймы (8 игр, 35 партий):

  • Telestrations (9)
  • Кодовые имена (7)
  • Декодер (7)
  • Намёк понял (5)
  • Ханаби (3)
  • CrossTalk (2)
  • City of Horror (1)
  • Опасные слова (1)

Детективы (6 игр, 10 партий):

  • Элементарно. Потревоженный покой (1)
  • Детектив. Копай глубже (1)
  • Детективные хроники. Букет в багровых тонах (1)
  • Элементарно. Выстрелы на рассвете (1)
  • Карманный детектив, дело № 3 (1)
  • Криминалист (5)

Их всех этих игр многие были хорошо знакомыми, но раскладывали и кое-что неопробованное. Не секрет, что уже некоторое время я исповедую мысль о том, что новые игры не особо-то нужны, можно с успехом играть в старые проверенные настолки. Но, всё равно, нет-нет, да и что-нибудь новое попробуешь. Вот и на кэмпе новые настолки были, но в умеренных количествах. Новинки можно пересчитать буквально по пальцам руки.

К ним относятся всего 6 обычных игр: War Chest, «Поселенцы. Северные империи», «В поисках Эльдорадо», «Амул», Eschaton, KeyForge. Условно к новинкам можно отнести и второе издание Eclipse. Сюда же записываем все 5 отыгранных детективных дел, а также некоторые пати и филлеры: Soviet Kitchen, Fuji Flush, Ticket to Ride: London, CrossTalk и дополнение к «Декодеру». Когда всё это перечисляешь, кажется, что играли во много нового, но на самом деле новинки практически не ощущались. Это, в основном, недлинные игрушки, которые можно раскинуть, ну, максимум минут за 40.

Eschaton: игровое поле

Из этого ряда выбивается только Eschaton, которую нам рекламировали как декбилдинг с полем, превосходящий по всем параметром Tyrants of the Underdark. На словах всё было прекрасно, на деле же она оказалась неинтересным декбилдингом Arctic Scavengers, к которому прикрутили поле. Игра страдает, пожалуй, всеми болячками, которые только можно придумать: невероятно длинные ходы, слабая колода на старте, что-то хорошее докупить в неё крайне тяжело, при этом иногда карты приходят игрокам абсолютно случайно (и тогда такого игрока уже практически не обогнать).


Eschaton оформлена в цветах осеннего Питера

И парадокс: играли 4 часа, а ощущения как от «Восьмиминутной империи»! Блин, уж лучше бы её разложили! Fonfrost’у – лишний раз «фи», за то, что ввёл нас в заблуждение. И совет на будущее: впятером или вшестером за это садиться точно нельзя. Возможно, предельно удобоваримый состав – это вчетвером (и придётся ждать своего хода). А, может быть, в идеале эту игру вообще не надо раскладывать. Eschaton – самое большое и, пожалуй, единственное серьёзное разочарование от кэмпа.

Чья-то кружка, крайне уместная в Eschaton

Кстати, в моей шкуре чуть позже ощутил себя Миша Лойко. Не знаю как, но его тоже зазвали играть в эту мега-настолку. И он точно также с грустным взглядом сидел несколько часов и смотрел как медленно-медленно крутится плохонькая колода, которую практически невозможно толком осмысленно прокачать.

Ещё не особо понравилась игрушка Fuji Flush (вероятно её название можно перевести как «Фрухт!»), прототип которой привёз Михаил Парийчук. Это новинка от Фридмана Фриза (или, если кому-то больше нравится, Фридемана Фризе), основанная на идее «Уно»: нужно избавиться от карт на руках.

У нас есть колода из карт с числами от 2 до 20 (чем меньше число, тем больше в колоде таких карточек). Каждый получает по стартовой руке, а потом делает ход – выкладывает перед собой карту на стол. Если перед другими игроками есть карты с меньшим значением, они улетают в сброс, а те набирают по карте из колоды. Если в очередной ход перед игроком всё ещё лежит карточка, считается, что он «простоял круг», его карта уходит в сброс, а он делает новый ход. «Пhостоять круг» — это единственный вариант избавиться от карточек, так что именно через это и лежит путь к победе.

Казалось бы, старшие карты тут всегда должны выигрывать, но есть нюанс. Если на столе несколько карт с одинаковыми значениями, они все складываются. Например, если лежат 3-4-5-3, считается, что у первого и последнего игроков не «тройки», а «шестёрки». Так можно вылезти даже с низкими значениями на руках. Но это в теории. На практике игрушка показалась слишком простой, случайной, без решений и, увы, совсем не азартной. А без этого у филлера в моих глазах перспективы неважные.

Уголок любителей детективов

В части детективного блока могу сказать, что всё было вполне хорошо. Освоили новый сезон «Элементарно», сыграв в две коробочки из трёх. Они, кстати, примечательны тем, что объединены неким подобием общего сюжета. Действие всех трёх дел происходит в одной и той же локации с небольшой разницей во времени, и даже персонажи кое-где пересекаются. При этом все три дела остаются независимыми, играть в них можно в любом порядке, но такие нюансы добавляют плюсик в общую копилку: решаешь новое дело и встречаешь знакомого героя. Приятно! Сами дела показались хорошими, не прямолинейными, но и не суперсложными.

Третье дело «Карманного детектива» от Юрия Ямщикова порадовало неожиданным подходом. Его можно проходить несколькими разными способами, причём они ещё и зависят от того, в какие из двух предыдущих дел игроки играли до этого.

Кто же преступник?

По сюжету на химзаводе заложена бомба, нужно спасти жителей города от взрыва. Игроки могут стать расследующими дело полицейскими, журналистами, либо работниками завода. Основная линия расследования от этого не меняется, но та или иная роль в определённых местах даёт какие-то возможности. Дело мы успешно раскрыли, но осталось ощущение некоей смазанности, как будто всё произошло впопыхах. Не знаю, может мы сразу куда-то не туда свернули, но от первого дела в серии ощущения были лучше.

Очень много вопросов оставила коробочка «Детективных хроник». Идея с псевдотрёхмерным местом преступления, которое можно рассмотреть с разных сторон, безусловно, классная, но вот всё остальное словно местами недоработано.

Кто убил кролика Роджера графа Тюдора?

Скажем, даже правила выглядят слизанными с «Элементарно», вы должны либо играть карту на стол, либо скидывать её в сброс. Только в финале выясняется, что в отличие от «Элементарно» никаких штрафов за неправильно сыгранные карты нет. Почему бы тогда не играть на стол вообще всё? Или, тут есть ограничение, карты пронумерованы, и на стол не позволяется играть карту с номером, превышающем количество уже разыгранных карт. У нас, кажется, эта штука не сработала ни разу. Ну и, конечно, поразил сюжет. Преступника мы вычислили, но вот способ убийства выглядит крайне притянутом за уши. По крайней мере после завершения игры мы листали BGG и поражались, как там люди пишут в комментариях: very predictable case.

Наконец, «Копай глубже», дополнение для «Детектива. Игры о современном расследовании». Тут, похоже, какие-то маркетинговые уловки, потому что по сути это никакое не дополнение, а самостоятельное дело в отдельной коробке. Из базовой игры тут нужны только несколько жетонов и фишек, которые: а) непонятно почему не положили в коробку дополнения, б) можно взять из любой другой настольной игры. Мы, вообще, заменили их крышкой от бутылки пива и семками!

Крышка и семки: всё, что нужно для «Копай глубже»

Само дело годное, раскрыли хорошо. Правда, я всё ждал от «Копай глубже» каких-то откровений. Ведь к этому делу приложил руку Роб Давио, изобретатель легаси-механики, соавтор Risk Legacy и «Пандемии: Наследие». По факту же это оказался обычный, вроде бы, детектив, без каких-либо неожиданных финтов или механик.

Из предыдущих абзацев может сложиться впечатление, что детективные игры зашли не очень, а почти половина (КД, дело 3 и Хроники), вообще оказались неинтересными. Так вот, это совсем не так! Как и патигеймы, детективы идеально подходят для формата кэмпа. Они напрягают мозг, только в нормальном режиме. Ты перебираешь версии, пытаешься построить историю, ищешь подозреваемого, мотив, возможность, а не изучаешь неизвестные правила непонятной сложной игры. А ещё детектив можно разгадывать на улице под солнышком, чем мы и пользовались, да ещё и грызть при этом семечки. Много ли других настолок могут такое позволить?

«Криминалист»: выглядит не очень понятно, играется интересно

К детективным играм приписал ещё и «Криминалиста», который по сути замена «Мафии», игра для большой компании. В него получилось сыграть пяток партий запоем, чем очень доволен. Во-первых, показал его, наконец, Мише. Во-вторых, для себя понял, что будучи ведущим необязательно пытаться донести до игроков целую историю преступления, достаточно просто показать намёками две ключевые карточки. Игрушка по-прежнему нравится, готов раскладывать ещё (кто не видел – рекомендую!). И, говорят, для неё есть ещё какой-то вкусный доп. Кто знает, может, однажды, и до него доживём.

Soviet Kitchen: инновационный филлер

Переходим к филлерам. В этой части познакомились с забавной игрушкой Soviet Kitchen. Это командная игра про поваров, которые готовят еду. Выдаётся задание – сделать блюдо такого-то цвета, после чего игроки скидывают по карте с руки, пытаясь этот цвет получить. В духе новомодных тенденций всё это устроено как сплав карточной игры и цифрового приложения.

Нужен телефон или планшет с программкой, которая и подкидывает задачки, а также считывает разыгрываемые карты. Оформлено это крайне оригинально – нужно провести карточкой над экраном, и он понимает, что именно вы сыграли (фронтальная камера считывает qr-код на рубашке карты). Как опыт – забавно. Насчёт того, продержится ли игра на долгой дистанции – не уверен.

Soviet Kitchen: заказывали синюю сосиску, а получается фиолетовая

«Экипаж» хорош! Запоем сыграли 15 партий. Где-то проигрывали, где-то (чаще) выигрывали. Игрушка подкидывает интересные задания, генерирует задачки на сообразительность и стимулирует продолжать. Именно ей мы обязаны формированию клуба любителей игр для тупых. Заодно, кстати, «Экипаж» был одной из самых популярных игр кэмпа. Удалось даже сделать фото трёх коробок сразу. И это только те, что попали в кадр!

Как минимум ещё одна коробка на кэмпе точно была

«Затерянные города». Старая добрая классика. Маленькая карточная игра времён расцвета таланта Райнера Книциа. Каждый ход – значимое агонизирующее решение.

«Затерянные города», нестареющая классика

Ты либо можешь сделать плохо себе, либо хорошо товарищу, либо, что сильно реже, хорошо себе и плохо товарищу. Очень классная игрушка. Редко играем, но совершенно не надоедает. Если кто вдруг ещё не пробовал, рекомендую!

Неизвестная игрушка Tayu

В один из дней обнаружил в общей куче неизвестную игру Tayu, какое-то поле, да красные доминошки. Только вместо точек на них – фрагменты лабиринта. При более детальном изучении обнаружилось, что это как бы не лабиринты, а ручьи. Игра оказалась для 2-4 человек, в ней надо выкладывать эти костяшки, чтобы построить как можно больше путей от одного края поля до другого и параллельно мешать делать то же самое противнику. Сыграли разок вдвоём, понравилось.

Tayu, годная дуэлька

Тут как бы строишь такой лабиринт в ходе партии. Мне такие игры обычно заходят (скажем, в «Цуро»). Кстати, до последнего был уверен, что играл в Tayu впервые, а потом случайно обнаружилось, что мы её как-то уже раскладывали на «Игроконе» в 2014 году.

Отличный Ticket to Ride

Ticket to Ride: London зашла прекрасно. Вот мы недавно пробовали усечённую «Пандемию», которая Hot Zone – North America, так там с водой выплеснули как минимум пол-игры. А тут убрали половину, и совершенно незаметно. Ощущения – как от обычной Ticket to Ride, только всё укладывается в 15 минут. Годно. Такое масштабирование я одобряю!

Далее у нас по списку обычные игры. Тут за исключением уже упомянутого Eschaton всё было хорошо. Никакого секрета нет, мы играли либо в старое, проверенное, хорошее, либо во что-то новое, с приличными ожиданиями от результата. И – не прогадали (опять же, в отличие от Eschaton).

Генералы: Японию щемят, но Ось впереди!

Из старых добрых настолок играли в «Генералов». Союзники сосредоточились на Японии, уничтожили всю её колоду, почти полностью вынесли её с поля, но не сумели выбить её с ключевых территорий, приносящих очки. А в это время не сдерживаемая никем и ничем Германия максимально раскачалась, растоптала Советский Союз и без особых проблем отбила у Британии Индию. Партия была хорошей. Главное, все игроки остались довольны и, появилось как минимум два потенциальных новых адепта: Павел Медведев и Алексей Бабайцев.

Пёстрое новое издание Nexus Ops

Ещё одна годная настольная войнушка – Nexus Ops. Разложили переиздание 2011 года от Fantasy Flight Games. В моих глазах оно не идёт ни в какое сравнение с тёплой ламповой версией от Avalon Hill (на поле будто кого-то вырвало!). Но это что касается исполнения. По сути же игра как была огонь, так и осталась классной, быстрой, не занудной, не затянутой, да ещё и с вменяемыми задачами. А ведь ноги у неё растут из «Риска». Вот бы на кого равнялись создатели Axis & Allies! Никите Жукову, раскатавшему нас своими драконами в пух и прах, большой респект!

Настоящий юбилейный «Контейнер»

Ещё отыграли в две хорошие экономические игрушки: Container и Railways of the World. Настоящий «Контейнер» увидел в первый раз (до этого всегда играли в самопальное ПнП) и сразу возникло пару вопросов. Например, стоило ли делать из глины такие здоровенные и массивные баржи, что ими можно кого-нибудь убить? Зачем сами контейнеры выкрасили в классические плохоразличимые цвета: серый, светло-коричневый и тёмно-коричневый. Наконец, зачем сами контейнеры изготовили из хрупкого материала, из-за чего их все (а там порядка 100 штук) нужно после игры упаковывать в индивидуальные маленькие пакетики? А ещё, чего не вложили в коробку ещё и дополнение Second Shipment, где компонентов почти нет? Вместо него положили какой-то «Инвестиционный банк», который мы пробовать не стали.

Но, вот, что касается игрового процесса, тут всё отлично. Строим заводы, производим контейнеры, торгуем друг с другом, отгружаем их на остров. Даже ещё бы с удовольствием сыграл, потому как за долгие годы, что к игре не подходили, уже всё забылось, как тут можно пробовать зарабатывать. Классная, классная игрушка! Олегу Мелешину стоило везти её из Самары, чтобы сыграть на кэмпе практически самарской компанией!

Красота в Railways of the World

Ну и Railways of the World. На неё даже получилось набрать полный состав, 6 человек. Сергей Ярушок играть в неё отказался, но удачно подвернулась Аня Бердичевская, и даже усадила за стол дочку. Сперва ещё все переживали, действительно ли игра хорошая и не затянется ли партия на несколько часов. Уверил, что в час уложился, может чуть больше. Так и вышло. С объяснениями правил, вшестером, сыграли за полтора часа. Очень приличный результат. Тем более, что как только все «въезжают» в игру, процесс начинает идти крайне бодро.

По традиции юго-западный угол поля мало кого интересует

Строили дороги на карте восточного побережья США, все как обычно кучковались в правом верхнем углу поля, а низ и левую часть оставили практически без внимания. Но даже если к полю и есть вопросы, игрушка всё равно клёвая! Тем более, что так у нас есть возможность играть на карте Британии, плюс сколько уже ждёт своей очереди дополнение с картой Канады. ROTW – классная! Зря мы в неё играем так редко.

Трасса в Сочи

Ну и традиционный заезд в Formula D! Гонялись вдесятером на трассе Сочи. Что-то по этому треку остались сомнения. Он довольно несложный, все повороты «единички», только один «троечка», и получается, что почти всю гонку можно ехать на 4 скорости, бросая зелёный кубик. А дальше – как повезёт. Если броски удачные, ты лихо скачешь от поворота к повороту и несёшься вперёд. Если же пару раз не прокинул и не доехал до поворота, грустишь, переходишь на пониженную скорость и теряешь ход. И так-то в адрес «Формулы» периодически слышны обвинения в том, что тут мало решений, а с таким подходом всё становится печальнее. Стандартный ответ: надо гонять минимум 2 круга. На такую дистанцию обычно ни покрышек, ни тормозов толком не хватает, все становятся сильно осторожнее, но на практике 2 круга – это 2 часа времени. Столько за такой игрой люди обычно не выдерживают.

Esclipse 2.0

Теперь что касается новинок. Условно к ним можно отнести вторую редакцию Eclipse, которая на деле представляет собой то же самое первое издание. Доделки и допиливания, считай, не ощущаются. Да, вроде бы поправили баланс космических систем, где-то добавили планет. Поменяли ценники и требования к некоторым технологиям, но в целом игра осталась той же. Годной, хорошей, динамичной. Из плюсов – партию на 6 человек сыграли за 4,5 часа. Результат более чем достойный.

Старые жетоны древних были куда нагляднее

Порадовали изменения боевых компьютеров, они теперь не дают инициативу в бою, так что чтобы стрелять первым, надо исследовать движки. Не порадовало разделение планшета игрока на собственно планшет и ещё спецкоробку для подсчёта ресурсов. Мало того, что она не такая наглядная (когда кубики лежат у всех по линейке, видно лучше, чем когда они расположены по кругу), так ещё и кушает дополнительное место на столе.

Раскладываем второе издание Eclipse сразу на двух столах

Вообще, чтобы в эту вторую редакцию сыграть, мы сдвинули два здоровенных стола. Как такое раскладывать в домашних условиях – не знаю. Покупать ли новую версию? Пожалуй, нет. Приспичит, проапгрейдим первую редакцию.

Штатный органайзер для компонентов космических кораблей

Под чутким руководством Паши Медведева сыграли ознакомительную партию в Keyforge. Вот это всё, типичные ККИ и Hearthstone, играем карты на стол, существа ходят в атаку, события дают разовые эффекты, усиления кладутся на существ и т.п. Из неожиданностей – сама механика янтаря. Почти каждое существо при розыгрыше даёт тебе в копилку янтарь, как только набралось 6 единиц, можно сковать ключ. Сделал 3 ключа – победа. То есть по факту даже убивать противника не надо.

Пробуем Keyforge

Из игры выкинули ресурсы, каждый ход можно играть все карты одной из выбранных мастей. Удобно, здорово, и никакого дисбаланса, ведь карточек много, часто все вкусные, решаешь, что взять. И ещё у существ тут лишь один показатель – он и атака и защита. Несколько неожиданно, привык уже видеть условных юнитов отдельно с атакой и защитой, например 1-2, 4-3 и так далее. А тут если 5, значит 5 атаки и 5 защиты.

Карта, посвящённая кэмпу

Сама же игра не привлекла. Не готов я погружаться во все эти нюансы, изучения эффектов, типов колод, а уже тем более к постоянной покупке новых карточек (в данном случае – колод). Да и в обычной жизни не с кем в такое играть. Тем более, что про пилотирование колод у нас есть другая отличная настолка!


Поселенцы. Северные империи

Опробовали новых «Поселенцев», которые «Северные империи». По факту это оказалась совершенно другая игра. Да, тут схожее оформление, похожие типы карт, почти те же ресурсы, но сердце игрового процесса совершенно иное. Игра стала более кризисной, всего часто не хватает, появилась новая механика исследования островов (заменившая получение карт из общей колоды).

Появилась новая механика исследования островов


Карты почти как в обычных «Поселенцах»

Стали ли «Северные империи» лучше? Вопрос спорный. Старые «Поселенцы» более дружелюбны к игрокам, правда имеют проблему пятого раунда, когда всего становится в избытке. Новые более требовательны, чуть более соревновательны (игра заканчивается когда кто-то наберёт 25 очков), но, как мне кажется, рассчитаны на чуть более другую аудиторию. И, конечно же, во многом они остались пасьянсом. Не знаю, может с какими-то дополнительными нациями это будет чувствоваться не так сильно, но у нас было именно так.

Так на столе выглядит «Амул»

Разок сыграли в «Амул», карточную новинку от Hobby World. Слышал, её нахваливают, мол, чуть ли не лучше чем 7 Wonders. На деле игра оказалась довольно простой в части процесса. Каждый ход все скидывают по карте с руки, после чего все скинутые карты поворачиваются лицом вверх, и все начинают по одной разбирать. Затем каждый разыгрывает карту с руки на стол. И так – 9 раундов.

Середина партии в «Амул»

Суть – набрать на столе комбинации карт, приносящие очки. А комбинаций много! Не сказал бы, что это прям лучше 7 Wonders, тут всё более абстрактно, да и та же «Хадара» показалась приятнее и проще, но в целом игрушка неплохая. Сыграл бы ещё.

В поисках Эльдорадо

Поиграли в приключенческий колодострой с полем «В поисках Эльдорадо» от «Лавки игр». Тут есть модульные поля в клеточку, из них складывается путь, который нужно пройти 2 путешественниками. Двигать их нужно за розыгрыш карт, а чтобы быстрее бежать можно прикупить более мощные карты. При этом на пути к финишу встречаются различные типы местности, требующие разных видов карт, плюс есть интересные моменты, когда можно запирать друг друга, создавая на пути «пробки».

Карточки несложные: столько-то очков по такой-то местности

По ощущениям всё это почему-то напоминает «Картахену», где тоже надо несложно бежать вперёд несколькими фишками. От игры остались хорошие впечатления. При случае сыграл бы ещё большим составом (мы пробовали только на двоих).

Warchest. «Нормандия», откуда убрали всё лишнее

Ну и War Chest. Из «нормальных» настолок, это, пожалуй, открытие кэмпа. «Нормандия» (Undaunted: Normandy) здорового человека, из которой выкинули раздражающий случайный кубик. Отличная тактика с отрядами на поле на механике построения мешка (bagbuilding). Иы покупаем покерные фишки солдат, тянем их из мешка и либо выставляем на поле, либо активируем такие же фишки, которые уже выставлены. Цель – добежать из захватить ключевые точки (прям как в Undaunted).

По двум партиям впечатления остались самые радужные, причём, мы играли дуэли, а, говорят, можно ещё пара-на-пару, где всё ещё лучше. Здорово, что такую хорошую игру выпустят на русском (скоро будет релиз от Crowd Games). И даже как-то жаль, что в «Нормандии», где практически тот же самый движок, так сильно рулят кубики.

На большие игры не особо налегали не только мы

В общем-то, по части серьёзных настолок в этом году всё. Повторюсь, в этот раз мы необычайно много времени уделяли патигеймам и детективам и практически не притрагивались к большим и мощным играм. И ни капельки об этом не сожалею. Голова не кипела, мозги не перегружались, отдых получился отличный. А подумать всё равно хватало над чем, тех же детективных дел разобрали 5 штук!

В это время вокруг бурлила настольная жизнь. Народ играл в «Сумерки Империи, в Tapestry, в Starcraft, в Forbidden Stars (кстати, с каким-то неофициальным дополнением аж из 4 новых рас, с новыми наборами фигурок), в Food Chain Magnate и в другие игры.

Сумерки Империи

Tapestry

Starcraft

Новые фракции в Forbidden Stars

Food Chain Magnate

Pax Pamir, второе издание

Кто-то играл в «Агриколу» с милыми анимиплами

Я же старался держаться от подобных игр, которые работают в формате «утром сел — к вечеру доиграл» подальше. Слишком это долго, обычно ещё и не быстро, да, и, не так важно по сути во что именно играть, если компания хорошая. А у нас она подобралась отличная. И время мы проводили за подходящими развлечениями, за компанейскими настолками!

Из патигеймов в первую очередь надо отметить «Ханаби». Сама по себе это игра хорошая, но в случайно подобравшейся в первый же игровой вечер компании она прям заиграла. И функцию свою выполнила: мы к ней больше и не возвращались, зато как социальный клей и фундамент, на котором и зародился клуб любителей игр для тупых, она отработала на 100%!

City of Horror. К 4 утра почти все эти люди погибнут

Про City of Horror не знаю, что и думать. Так-то всё хорошо. Сыграли толпой аж в 21 человек. Было весело, кого-то съели сразу, кого-то потом, кого-то вытолкнули на съедение живым мертвецам по результатам демократического голосования, а кто-то дожил до утра, но всё равно проиграл, т.к. не получилось раздобыть шприц с антидотом. Одна классная партия в год – это хорошо, но что делать со своей коробкой? В обычной жизни мы в такое не играем. Насколько такая настолка нужна?

Чтобы играть в «Опасные слова» игра на самом деле не так и нужна

В «Опасные слова» сыграли всего раз. Игрушка хорошая, но надо признать, что в нашей компании она проигрывает «Кодовым именам» и «Декодеру». Да и в этот раз были другие настолки на общение и объяснение, которые тоже были более востребованы. А тут… даже что-то не припоминается ни одного весёлого объяснения.

Про «Кодовые имена» ничего нового не скажешь – огонь! Вот только в первый день кэмпа чуть не разгорелся скандал, никто Codenames не привёз. Видать, все привыкли, что всё время есть куча коробок, и в этот раз каждый оставил свою дома. Но, к счастью, один экземпляр всё же отыскался, и получилось вволю в него наиграться. Да ещё и внутри лежали карточки от Pard’а, хорошая подборка многозначных слов.

Играли, как обычно весело, ассоциации были всякие, да и обсуждения проходили бурно и со смехом. «Будем брать бонусный выстрел в собаку?».

«Валяться, 3»!

Ещё одна любопытная игрушка – «Намёк понял». Я бы сказал, что она менее всего похожа на настольную игру, т.к. тут нет никакой соревновательности, просто весёлое времяпрепровождение, загадывай слова, пока не надоест. Игра сделана из колоды карт со словами, а также пластиковых подставок и маркеров. Выглядит это так: один из игроков становится ведущим, он берёт карточку со словами и ставит рубашкой к себе, чтобы слова были видимы всем остальным, но не ему.

К какому слову все эти ассоциации?

На карточке 5 слов. Ведущий называет любое число от 1 до 5, слово под этим номером играет в текущем раунде. Все остальные игроки смотрят на это слово и пишут к нему ассоциацию. Затем все показывают друг другу свои ассоциации. Одинаковые ассоциации «сгорают», уникальные остаются. Их показывают ведущему, он на них смотрит и должен угадать исходное слово. Тут получается примерно как в «Опасных словах», нужно прикинуть наиболее явные вещи и попытаться их обойти, но не забредать далеко в дебри, чтобы исходное слово, всё-таки, можно было отгадать.

Задачка полегче
(«Колонизаторы» и «Катан» на самом деле должны сгореть)

«Намёк понял» пользовалась большой популярностью. В один из вечеров за столом собралось человек 15. Придумывали даже какие-то варианты усложнения игры, с предателем, с ассоциациями только из существительных, и так далее. Было очень здорово, хотя, повторюсь, это не совсем настольная игра, а развлечение для компании.

С компонентами из «Намёка» попробовали сыграть и  в Crosstalk. Идея похожая, нужно объяснять слова намёками, только появляется соревновательность: играют две команды. Оба ведущих получают одно и то же исходное слово. Затем каждый ведущий пишет секретную подсказку для своей команды, а после оба начинают по очереди выдавать подсказки-ассоциации. Подсказка называется вслух, её слышат обе команды, и чужая команда первой может отгадать слово.

Звучит это всё неплохо, идея кажется перспективной, но на деле получилось уныло. Слова отгадывались за 1, максимум за 2 хода. Ни напряжения, ни веселья. Не знаю, может в оригинальной Crosstalk какой-то специальный набор слов, или есть какие-то ограничения по ассоциациям, но у нас что-то совершенно не зашло.

Надежда Полуэктова за работой

Кстати, кажется как раз примерно тогда я заприметил, что в кафе есть одна девочка, которая особо как-то ни во что не играет, а сидит в сторонке с каким-то блокнотом. Пригляделся – а она в нём рисует. В общем, оказалось, среди настольщиков затесалась художница. Надежда Полуэктова. Её можно было ещё увидеть на улице, на пляже, и везде она пыталась поймать красивый момент и запечатлеть его.

Кэмп глазами Надежды

Но вернёмся к нашим пати-играм. Далее идёт, «Декодер». В него на кэмпе играют не первый год, пожалуй, это одна из самых популярных настолок для такого формата. С него мы начали, самая первая партия была в хардкор-домике, практически им и закончили. Почти каждый вечер хоть на разок, да раскладывали. Заодно опробовали дополнение «Лазерный диск», которое единодушно отвергли. Ну, ладно, не единодушно. Вика, хозяйка допа, была против и всё призывала попробовать ещё, но мы не соглашались.

Декодер: Лазерный диск

Дополнение так-то неплохое. Это колода карточек, каждый ход тянется одна и задаёт условие минимум одной подсказки. Например, подсказка должна быть названием фильма. Или названием книги. Или музыкантом. Но на деле у нас вышло, что с допом ходы длятся дольше, игра теряет в динамике и становится унылой. А это прямое противопоказание для «Декодера», в которой в этот раз высшим шиком было не просто дать три подсказки, но составить из них мини-рассказ, небольшую историю. И это зачастую получалось настолько удачно, что в печатном виде воспроизведению не подлежит!

Очередной мозголомный вечер за «Декодером»

Короче говоря, «Декодер» в очередной раз подтвердил своё звание одной из главных игр кэмпа. Пожалуй, главная тому причина – потому что именно за партиями в него генерируются всякие смешные штуки, которые потом ещё долго вспоминаются. Чего у нас только не родилось! И двустишие «Кенгуру границ не знает, а тюлень ограничен кожей» и «Орден тамплиеров имени Ленина» и подсказка в форме самого короткого рассказа, способного растрогать кого угодно: водка, ласка, кольцо.

Ну и Telestrations. Наверное, в последние дни все привыкли, что если в кафе с первого или второго этажа звучит громкий ржач, это мы играем в Telestrations, или «Телевизор», или, если по смыслу – «Испорченный телефон» с блокнотами.


Простой пример результата

Игрушка крайне проста. Все получают блокнот и маркер (маркеры стираемые, листы ламинированные, всё можно использовать много раз). Каждый пишет слово в блокноте и передаёт его соседу слева. Сосед читает слово, рисует его и передаёт блокнот дальше. И далее по кругу. Кто-то смотрит в рисунок и его описывает, кто-то читает и зарисовывает прочитанное. На примерно 6-7 итерации блокноты заканчиваются, сдаются ведущему и устраивается мини-презентация, с чего мы начали и чем закончили. Особенно весело получается, если кто-нибудь задаёт стартовую запись «с огоньком» или же домысливает что-то такое там, где это и не обязательно. Как, скажем, у нас, когда кто-то отказался рисовать «первый раз», хотя достаточно было изобразить, как дети идут в школу 1 сентября. В общем, игрушка зарекомендовала себя крайне хорошо, мы даже сам кэмп закончили именно партией в Telestrations.

Конечно же, как обычно поиграть получилось не во всё задуманное. Например, я совершенно забыл взять с собой Homeland, которая достаточно давно собирает пыль на полке, т.к. в обычных условиях собрать компанию на неё не получается. На кэмпе был реальный шанс освоить игрушку, тем более, что были те, кто знает правила. Увы, не вышло. Или же случай с Undaunted: North Africa. Я её даже разложил, но к игре так и не приступили. Кто-то или что-то отвлекло, потом сели играть во что-то другое, короче, так и не попробовали. Кстати, в North Africa, говорят, сценарии поинтереснее, чем в «Нормандии». Там и цели у сторон отличаются, и не всегда всё сводится к банальному, кто кого перекидает на кубике. Короче, жаль, что игра прошла мимо.

Так и не опробованная Undaunted: North Africa

Не нашлось какого-то часа, чтобы пройти третью коробочку нового сезона «Элементарно». «Выстрелы на рассвете» и «Потревоженный покой» мы раскрыли, а с «Проклятой шахтой» не познакомились. Ну, ничего. Наверстаем!

Несколько больших и сложных игр я пропустил сознательно. Теоретически можно было бы сыграть в «Сумерки Империи», но я не могу сказать, что хорошо знаком с игрой, так что не стоит травить опытных настольщиков новичком, пусть играют на одной волне, без постоянных расспросов и уточнений. Тем более, что на смельчаков, усевшихся за игру, оглядывались весь день. Они начали после завтрака, а закончили, кажется, когда уже стемнело. Это часов 8-9. Всё же многовато. Да и после такой партии встанешь, наверняка, убитый весь. Мы, всё же, проводили время более весело.

Игровое поле Hands in the Sea

Прошёл мимо Hands in the Sea, военной игры на колодостроительном движке, которая как A Few Acres of Snow, только более навороченная. Воспользовался народной мудростью: от добра добра не ищут. Коль нам нравятся «Акры», зачем другая, почти такая же, но чуть иная игра? Вот если (и когда!) надоест в них играть, когда изучим все сценарии, попробуем все варианты, может тогда и обратим внимание на «Руки-море». Но сейчас-то зачем нагружать голову новыми правилами?

По той же причине не стал даже изучать внутренности Struggle for Europe, стратегии про Вторую мировую войну, построенной на интересной идее разрушения колоды (deck-destruction), которую внедрил Мартин Уоллас в одной из своих последних игр Lincoln. Тем более, что про Вторую мировую у нас есть другая хорошая игра 🙂

«На шагу назад!», локализация

Немного жалею, что не освоил «Ни шагу назад!». Миша Лойко посвятил этой игре целый день, почти как в «Сумерках», партия шла с утра до вечера, но как я потом уточнил, это играли полноценную кампанию. Там так-то есть вариант отыгрывать сценарии, они укладываются в 1-2 часа, всего сценариев, кажется, 6. Вот если все последовательно играть, и получается, полный день.

Сейчас начнут кидаться друг в друга штукой из центра стола

Из того, во что не жалко, что не сыграли — непонятная игра с карточками и поролоновым буррито. Со стороны выглядит странно: народ сидит, играет карты, а вдруг кто-то хватает эту поролоновую штуковину и давай швырять её друг в друга. Мы примерно тем же самым занимались в школе в младших классах на переменах.


«Сифа: Kickstarter Edition».

Костя Масленников звал на кампанию в Hero Reamls. Там всё как полагается, уникальные колоды персонажей, большой набор боссов, командный режим, когда все играют заодно, прокачиваются, но заодно становится мощнее и противник. Выглядит всё это очень вкусно, но на что-то я это всё променял (кажется, на «Контейнер»).

Вот и всё

Ну и немного обидно, что так и не получилось собрать народ на «Капитана Сонара» и на «Эволюцию. Новый мир», но тут как в анекдоте про Абрама, что хотел выиграть в лотерею, но ни разу не купил билетик: мы эти игры даже никому не предлагали. И в последний вечер случился казус, когда оказалось, что как минимум на «Эволюцию» желающие-то были.

Пора по домам!

Вот такой был кэмп в плане игр. С уклоном в детективы и пати, в смех, общение и веселье, без большого количества новинок, без ежедневного хардкора. И это было хорошо. И неважно, что за окном пасмурно, вода в речке холодная, в шатре играть некомфортно, а кто-то не приехал из-за коронавируса. Кэмп состоялся и получился отличным. Всё было круто! Мы будем скучать!

Последний взгляд на местечко, ставшее таким родным на эти пять дней…

Кафе, с буфетом и вторым игровым этажом

Грустный Юшин объясняет котам, что пора уезжать

Спасибо всем за приятную компанию и новые знакомства. Было очень приятно, и очень вкусно (это в первую очередь домашняя шаурма и кировский кетчуп). Мы много трепались, часто толпились у мангала, щупали вкусные коробочки для карт от Meeple House, играли в квизы и ЧГК. И про настольные игры тоже не забывали!

Домашняя шаурма

Не покидает только мысль, что это немного несправедливо. Знаете, бывает, ждёшь какого-нибудь события, например дня рождения, а потом — хлоп! — и вот он уже пролетел. Но это ещё можно понять, когда один день, а когда, считай, целая неделя мелькает словно миг, это просто как-то нечестно!

«Как это кэмп уже закончился?!!!»

А больше всего, конечно же, запомнилась обратная дорога. Порядка 1300 км и 18-19 часов в пути – это немало, а тут навигатор подкинул новый более быстрый маршрут, обещающий экономию в полтора часа.

Каких-то 18 часов, и мы дома!

И зачем я на это согласился? Вместо привычной трассы Ярославль-Иваново-Нижний-Ульяновск-Самара с хорошими дорогами мы пробирались через Кировскую область, Марий Эл, Йошкар-Олу и Казань. Особенно памятными оказались первые 600 км, когда ровного асфальта, кажется, не было вовсе. Ехать приходилось по чему угодно: по стиральной доске, по стиральной доске с ямами, по щебёнке, по грунтовке, но только не по хорошей дороге. Мы проезжали деревни, где дети играли на дороге (видать, непривычные к автомобилям) и перебирались через речку по деревянному мосту. Дважды! А когда ближе к Йошкар-Оле выехали на асфальтированную трассу, начался ливень. Потом ещё был ливень с градом, а когда стемнело начался туман, но мы доехали. Тьфу-тьфу-тьфу!

Но зато отдохнуть получилось на все сто. Спасибо всем за это прекрасное мероприятие. Юшину и Нюсечке за идею. Коржу за помощь с организацией. Мише Парийчуку за то, что решился и поехал. Олегу с семьёй – за приятную компанию. Паше Медведеву – за знакомство с Keyforge. Михаилу Акулову – вообще за всё, что он делает. Вике – за то, что не дала забыть коробку с «Криминалистом». Аня – ты супер. Лена, ты знаешь: ДУМАЙ КАК ОЛЕГ!!!

PS: И, знаете, даже и не страшно, что в этом году не будет «Игрокона». Потому что главное настольное событие года всё же состоялось. Даже не смотря на коронавирус!

Репортаж



Похожие записи
  • Съедобные настольные игры
  • Весёлые картинки, № 36 — «Комикс-обзор игры «Ужас Аркхэма»
  • Весёлые картинки, № 43 – «Комикс-обзор игры «Tobago»
  • Весёлые картинки, № 152 — «Pussy Riot»
  • Весёлые картинки, № 38 – «Комикс-обзор игры «Fluxx»
    1. Michael
      14 Сен 2020 из 10:10 | #1

      Юра, отличный отчет!

      Крутой кэмп! Рад был повидаться!


    2. Игорь
      14 Сен 2020 из 11:25 | #2

      Сколько же знакомых лиц:))


    3. ivan111
      14 Сен 2020 из 11:33 | #3

      Юра, спасибо за интересный отчёт!


    4. Аноним
      14 Сен 2020 из 13:09 | #4

      Спасибо за отчет, это конечно не те дни в настольном раю, но он помог пережить некоторые моменты повторно. Рад был познакомиться :))


    5. Kraltaras
      14 Сен 2020 из 13:18 | #5

      Ух, наконец-то! Спасибо за подробный и развернутый отчет!


    6. volt
      14 Сен 2020 из 15:02 | #6

      Спасибо за такой огромный отчет! Прочитал с интересом.


    7. pegasoff
      14 Сен 2020 из 15:36 | #7

      В следующем году, надеюсь, смогу поводить ролевые игры на кэмпе. 🙂


    8. Ильшат
      14 Сен 2020 из 19:02 | #8

      А Юра то был на этом кэмпе или он просто фото попросил скинуть?)


    9. ИГРОКРАТИЯ
      14 Сен 2020 из 22:24 | #9

      Отличный отчёт! На счёт Эклипса согласен (сам не стал его заказывать хотя и мог) решил прообгрейдить свой до версии 1.5 а то жалко игру в ящик откладывать долгий.

      Не понравились столы. Из ламинированного дсп уже давно могли бы сделать в помещении и это не дорого да и сидеть на втором этаже лучше так как можно сетки москитные повесить а в шатре нет.


    10. Аноним
      17 Сен 2020 из 23:15 | #10

      Попасть на кэмп — моя большая мечта! Живу в Украине, но надеюсь, что может в следующем году выйдет. Может подскажете, где можно зарегистрироваться?


      А по поводу статьи, спасибо огромное, очень тёплые ощущения! Получилось немного прикоснуться) Рэспэкт!


    11. Ди
      18 Сен 2020 из 10:46 | #11

      знаете, чем плохо дополненение лазерный диск? в базе было требование, что все подсказки должны быть общедоступными. Выпадает подсказка музыка и команда на бегемот может дать подсказку «гроул» что некоторым будет очевидно и полностью лишает команду соперника информации

      Выкинул это дополнение, больше с ним не играем


    12. Юшин
      19 Сен 2020 из 8:43 | #12

      @Аноним


      За открытием регистрации нужно следить здесь https://vk.com/bgcon


    13. Archy
      19 Сен 2020 из 14:55 | #13

      Не, ну так нельзя!!!


      Надо было разбить отчет хотя бы на три части. А лучше на 6-7 частей.


      Как вот его сейчас за один раз прочитать, а?


    14. Archy
      19 Сен 2020 из 19:31 | #14

      «не стоит травить опытных настольщиков новичком» — это какой-то мем, который я пропустил?


    15. ORTIZ
      15 Окт 2020 из 7:36 | #15

      Плишкинс, вместо Пликшнис) ну бывает, Юра никак не может меня запомнить))


    1. Трекбеков пока нет.