Отчёт № 654. 7-13 сентября 2020. Cutterland, Pax Pamir, Blue Moon, Генералы

За отчётную неделю сыграно 4 партии в 4 различные настолки, среди них была одна новинка — Cutterland:

Blue Moon

Cutterland

Pax Pamir

Quartermaster General 2nd Edition

Опробовали тут «Резландию», она же Cutterland, российскую разработку на уникальной механике: каждый ход надо резать карточки, а потом составлять из кусочков некий как бы паззл. Сюжетно мы занимаемся не пойми чем, словно бы формируем территорию волшебного королевства, но сюжет тут вторичен, где-то на уровне «Картографов». Только в тех же «Картографах» территорию королевства мы вырисовывали на листочке, а тут складываем из тетрисных деталей, которые сами же и вырезаем.

По части компонентов тут имеется колода карт королевства, а также гость картонных жетонов, плюс памятки для подсчёта очков. Мы же своё королевство строим не абы как, а ориентируясь на то, как расположить территории, чтобы получить некие бонусы. Их начисление завязано на разные типы регионов и населяющих их существ. Скажем, тут есть кентавры, им нужны просторные пастбища, чем большее поле построишь, тем больше очков получишь. Или, например, гоблины. Они существа стадные, их надо собирать группой, чем она больше, тем больше они дают очков.

Есть и условно отрицательные персонажи. Ляшушки, отнимающие очки, драконы и кракены, съедающие других существ. И ещё парочка инструментов, обозначающихся жетонами: броня, защищающая население от монстров, и мостики/заборы, ими можно либо соединить удалённые территории, либо разделить существующие (чтобы получить выгоду в очках).

Главная фича игры – в свой ход тут надо взять карточку и разрезать её на 4 части. Как угодно, лишь бы их было четыре! Правда, надо иметь в виду, что потом из этих частей первым будет выбирать соперник, так что если сделать одну явно самую вкусную, она обязательно к кому-нибудь уйдёт. Так что имеет смысл резать на более-менее равные куски.

И тут же вопрос – как быть, если все карточки порезаны? Всё, прошёл игру и покупай её заново? На этот случай есть два варианта действий. Во-первых, можно играть уже нарезанными деталями, просто каждый ход они будут появляться не в ходе нарезки карточек, а их надо вытягивать из непрозрачного мешочка. Ну или второй вариант, можно купить новую колоду, это специально продаётся такой «набор для перезарядки» игры.

Основное ощущение от игры после первой партии – словно бы не распробовал. Самые первичные ощущения таковы, что словно придумали классную, реально оригинальную механику, но вот с самой игрой немного недокрутили. Дело в том, что процесс складывания территории из кусочков куда больше нравится мне в Kingdomino. Там же примерно то же самое: надо собирать выгодные территории, стараешься урвать более ценные кусочки местности и активно соперничаешь с друзьями.

Только в Kingdomino всё супер-тактично, вот несколько фигурок на текущий ход, среди них и выбирать. Cutterland же выдаёт тебе 4 карты на целую партию, и если играть как гроссмейстер, по-хорошему надобно крепко подумать ещё перед самым первым ходом. Внимательно посмотреть на свои карточки, проанализировать что примерно из них можно собрать, а потом уже каждый ход делать поправки не текущую игровую ситуацию. Почему-то такой уровень когнитивной нагрузки не показался не комфортным. Куда приятнее было бы просто тянуть каждый ход карточку из колоды и тут же её резать, глядя на ситуацию на поле.

Их отменных плюсов игры – это ровно тот случай, когда фарш провернуть назад не удаётся. Пока играли партию, не раз и не два было такое, что пронзает мысль как надо было сделать, а ничего уже не поделаешь. Карточка-то разрезана, склеить её обратно и порезать иначе не выйдёт! Вот где принцип «What is done can’t be undone» работает в полную силу!

В целом игрушка неплохая, но пока в моих глазах – середнячок. Центральная фича с нарезанием карт интересная, сам процесс же хороший, но особо не выдающийся. При случае поиграем ещё, может со второго-третьего подхода она раскроется как-то иначе.

Не так давно пробовал разложить Pax Pamir в соло-режиме, а теперь, вот, удалось уговорить товарища. Скажу сразу, партия не удалась. Слишком сложная игра, чтобы вот так просто сесть и нормально сыграть. В лучшем случае первая партия будет ознакомительной, а осмысленно начать получится со второй. Но – обо всём по порядку.

Сперва рассказал местную легенду. Может быть это не самая привлекательная тема, но игра повествует о политической ситуации в Афганистане в 1820-1830-х годах, когда единая страна развалилась, а на осколках схлестнулись Британская и Российская империи. Игрокам предлагают выступить в роли местечковых лидеров, каждый из которых стремится стать самым главным. И тут же нюанс – в одиночку это сделать можно, но сложно. Велика вероятность, что придётся прибегнуть к протекции России или Британии.

Механически игра несложная, мы можем покупать карты с рынка в руку, играть карты с руки на стол и активировать карты на столе. Примерно как в «Инновации». Только там каждое действие прописано на каждой конкретной карте, а тут действий штук 10, наверное, они закодированы значками и все эффекты (и алгоритмы как играется то или иное действие) нужно просто запомнить. Ну или соорудить удобную памятку, которую можно было бы всё время держать перед глазами. Пожалуй, это главное упущение. Такая памятка реально нужна, без неё играть сложно.

Ещё Pax Pamir из тех игр, что сложны непонятностью целей и возможностей. У игрока есть довольно-таки много опций, но нет понимания, какие из доступных действий ведут к победе и, вообще, на первых порах сложно оценить, что-то, что ты делаешь – это приближает тебя к выигрышу или нет?

С большой долей вероятности этот эффект накрывает новичка, но его в полной мере ощутил и я сам. Вроде есть некая ситуация в игре, нужно её переломить, перебороть соперника, но как это сделать – решительно непонятно. Есть лобовой путь – возьми на рынке прямо нужную карту и сыграй её. Но на практике это довольно редкий случай, чтобы прямо лежала нужная карточка и была возможность её взять и сыграть. Куда чаще получается так, что карт целый калейдоскоп, а вот как использовать их с выгодой для себя – совершенно непонятно.

Ну и ещё мы-то играли вдвоём, так что из игры выпал целый пласт, связанный с дипломатией, переговорами, вынужденными альянсами и подковёрными играми. Тут так-то можно играть впятером, но при этом каждый игрок может быть «за Британию», «за Россию» или «за Афганистан». А если, например, «за Россию» есть хотя бы два игрока, победить может только один из них. То есть они вроде как действуют против всех других, но и против друг друга – тоже.

В общем, такие дела. Игра вроде и хорошая, и хвалёная, и дополнение к ней выходило, и до второго издания она уже доросла, но что-то не складываются с ней отношения. Есть понимание, что это хорошая, глубокая, вариативная и сложная настолка (это даже некий «челлендж», сумеем ли мы в неё сыграть), но когда её раскладываешь, нет того ощущения, которое появляется, когда играешь в хорошие игры: вот всё хорошо, действую осмысленно, а после завершения партии – хочется повторить. Так что не знаю, вернёмся ли мы в ближайшее время к Pax Pamir.

А ещё мы сыграли в Blue Moon и достали одну из дополнительных колод. Mimix. Когда-то из продавали в американских интернет-магазинах за копейки, по 2,5 доллара за штуку. На сдачу пару раз взял себе эти колоды, они так без дела и лежат уже много лет. С одной стороны иногда думаешь, что надо было брать больше (там всего разных, кажется, штук 12), с другой стороны, честно говоря и эти-то не особо востребованы. Так что нормально. Есть 4 колоды, и, учитывая, что мы раскладываем Blue Moon несколько раз в год, этого вполне достаточно, чтобы ощущать реиграбельность.

У колоды Mimix по сравнению с двумя базовыми колодами есть отличительные черты. Самое очевидное, тут много карт со свойством «группа». Их можно играть парами вместо одной. Например, двух персонажей вместо одного, или две карты усиления вместо одной. А чтобы была возможность такие пары карт собирать, тут часто встречаются эффекты, позволяющие добирать карты из колоды или даже поднимать их из сброса. Прикольная ведь. И ещё бывают карты со звёздами, они не идут в счёт сыгранных карт в ходу. Например, можно сыграть одного персонажа, как обычно, или пару персонажей со свойством «группа», а потом выложить ещё одного, со звездой.

Колода хорошая. Не сказать, что она существенно преображает игру, но ту самую реиграбельность даёт. Тем более, что даже чтобы её освоить, неплохо бы отыграть раза 2-3-4, чтобы хотя бы понять, какие тут есть карты, что колода умеет, и какие комбинации позволяет собрать. Хорошая, всё-таки, игрушка, Blue Moon. Вот её если целиком собрать, никакой этот ваш новомодный Keyforge не нужен!

Партия в «Генералов», что приятно, снова получилась необычной. В начале Ось двинулась в сторону Лондона. Италия, а следом и Германия построили флоты в Северном море, но т.к. Британия успела дважды их потопить. Даже разок пришлось скинуть 4 карты ради атаки на море. Но вот незадача, немцы потом снова вышли в море, а снова сбрасывать карты не хотелось. Лондон пал, но тут на помощь пришла Америка, построила один флот, потопила немецкий. Британия вздохнула с облегчением.

Вообще, всю эту партию США играли такую заокеанско-вспомогательную роль. За исключением этого небольшого эпизода с разгромом немецкого флота в боевых действиях американцы практически и не участвовали.

Вот что обычно делает Америка в «Генералах»? Достаёт «Превосходные верфи», рассекает по океанам, подбирается к Западной Европе, закидывает соперника бомбами. А в этот раз что-то пошло не так, не то что верфей, кораблей, практически, не было! Да, в начале получилось разместить флот на Гавайях. Но и только. Дошло до того, что несколько раз Америке было практически нечего играть. Приходилось изощряться, разыгрывать то не особо востребованный «Ленд-лиз», то какие-то странные статусы.

В Европе тем временем установился странный паритет. Типичная ситуация – немцы атакуют Украину, русские там отстраиваются – была вывернута наизнанку: немцы строятся в Западной Европе, русские их атакуют. СССР удачно получил на старте 3 карты атаки на суше и воспользовался ими по назначению, не подпустил к себе Германию.

Италия в это время доползла до Северной Африки, но дальше продвинуться не смогла. Строилась то на Балканах, но на Ближнем востоке, но там её убивали то русские (с Украины), то Британцы (из Индии, куда скакнули по статусу в начале партии). Япония же неспешно ползла в сторону Индии. По пути выбила оттуда британцев, да ещё заняла Сычуань, в котором грозились появиться американцы, сыгравшие соответствующий статус.

В целом Союзники немного вели по очкам. В основном за счёт того, что в Европе особого давления со стороны Оси не ощущалось. После попытки взять Лондон Германия с Италией в атакую особо не выдвигались. Плюс у Германии было неважно со статусами: «Воинская повинность», да «Фолькстурм». Ничего атакующего, хотя чуть позже появились ещё «Пикирующие бомбардировщики».

США вступили в игру на поле примерно на 15-м ходу, когда СССР через Монголию дошёл до Сычуаня, зачистил территорию и освободил путь США. Тогда-то получилось вынести Японию и из Индии, и из Китая, и самому их захватить, и даже немного отбомбиться по той же Японии.

Так, в общем-то, и победили. Странно, без флотов, воюя издалека и собирая ход за ходом очки. Первую треть игры Союзники вели. Затем Ось немного сократила разрыв, но через какое-то время он снова стал нарастать и на 19 ходу достиг 30 очков. Победа Союзников.

Blue Moon, Cutterland, Pax Pamir, Quartermaster General



Похожие записи
  • No related posts
    1. Аноним
      20 Сен 2020 из 18:10 | #1

      есть пнп второй версии Pax Pamir на русском, там и памятка есть по всем действиям и дизайн лучше. мне кажется вдвоем самое то, так как тут всегда каждый за себя, то есть дипломатии не сказать что много


    2. hk
      20 Сен 2020 из 22:11 | #2

      @Аноним


      От второй редакции пока, пожалуй, воздержимся. Есть куча других игр, в которых не нужно так сильно вкладываться, чтобы получить удовольствие прямо здесь и сейчас, а не в мифической отдалённой перспективе.


    3. Yegorius
      20 Сен 2020 из 22:21 | #3

      При покупке Blue Moon: Legends исчезает необходимость собирать все колоды )

      Но карточки там меньше сделали по размеру


    1. Трекбеков пока нет.