Приключения Шерлока Холмса. Обзор игры Watson & Holmes

Любите ли вы настольные головоломки? А как относитесь к произведениям сэра Артура Конан Дойля? Если оба вопроса найдут положительный отклик, то обзор игрушки Watson & Holmes очевидно заслуживает внимания. Он написан в интересной манере, так как охватывает сразу 2 игры. Плюс автором обзора является кинорежиссёр, что также добавляет ему интереса. Поэтому читайте, делайте свои выводы… На русский язык материал перевёл читатель по имени Александр.

Любой из вас может взять и привести очень веский довод, мол, любое из десятилетий является буквально золотым веком в кинематографе. Но можете ли вы поспорить с тем, что 80-е годы 20-го века подарили нам больше всего поклонников кинофильмов, чем любое другое десятилетие. Ведь и правда, были ли в другой период шедевры, подобные «Назад в будущее», «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега», «Клуб Завтрак» или «Империя наносит ответный удар»? И даже не пытайтесь спорить о том, какое десятилетие более значимо для фанатов ужастиков, научной фантастики и боевиков. Когда появляется что-то поистине захватывающее, то кажется, что поток удовольствия захватывает вас с головой, и в 80-е годы таких шедевров было очень много.

Можно также сказать, что 80-е годы были так же хороши и в мире настольных игр. Если припомнить, то Cosmic Encounter, Fury of Dracula, Survive и Sherlock Holmes Consulting Detective входят в элиту настольного мира и представляют её бессмертную классику. Эти игры прошли проверку временем и до сих пор переиздаются и привлекают к себе новых фанатов. Каждая новая редакция этих настолок несёт в себе несколько улучшений, таких как корректировка некоторых моментов в правилах, расширенный геймплей, а также косметические (обычно очень красивые) доработки дизайна. Большинство этих игр, за исключением Consulting Detective, не претерпели существенных изменений за прошедшие 35 лет. Конечно, было выпущено множество локализаций, делюксовых изданий, но в целом, покупая текущую редакцию, вы получаете ту же самую игрушку из 1982 года. И это является свидетельством того, как же она хороша, что осталась актуальной и по сей день. Ведь очень трудно улучшить совершенство, разве не так?

Если постараться дать определение для Sherlock Holmes, Consulting Detective, то получится что-то вроде «Кооперативный мультиплеер с выбором приключения, в котором перед игроками лежат сотни путей достижения цели, и в котором история не закончится, пока вы сами не решите положить ей конец».

Всё наполнение коробки – это пачка бумаг: 10 толстых брошюр, относящихся к 10 различным делам, кучка газет времён совершённых преступлений, справочник и карта Лондона, разделённая на секции. После прочтения вслух основных деталей преступления и начальных улик, вы остаетесь предоставлены сами себе. Вы можете идти, куда захотите – ведь любое место, хоть как-то косвенно связанное с преступлением, оставит свой след в деле. Вся информация прочитывается вслух, делаются заметки, а дальше принимается решение, куда отправиться дальше. Когда вы решаете, что улик вам достаточно, чтобы принять окончательное решение, вы открываете последнюю страницу дела и сверяете ответы.

Если попробовать найти простой ответ, чем же игра так радует нас, то вероятно тем, что мы реально чувствуем себя внутри круговорота событий в одной из загадочных историй про Шерлока Холмса. Всё это раскрывается благодаря сюжету, очень близкому к оригиналу. К слову, хоть он и переведён с французского на английский, но сделано это всё предельно качественно. Каждая запись выполнена в стиле сэра Артура Конан Дойля. Каждому месту или свидетелю отведено своё уникальное описание, от нескольких предложений до целой страницы – и всё это невероятно погружает в атмосферу времён Шерлока Холмса. Победа в игре приходит, как только вы становитесь способны распутать преступление, что можно сделать в любой момент, когда вы это почувствуете. (Технически, даже если вы посетите чрезвычайно мало локаций, но сможете вынести из посещения всё самое существенное, победа будет за вами). Даже если не получится распутать преступления, это не будет разочарованием из-за насыщенного процесса. Весь фан вы получаете, зачитывая заметки и записи, обсуждая с друзьями улики, споря с ними, куда же отправиться дальше. И во всём этом процессе реально ощущается, как история разворачивается вокруг вас.

Если вы ещё не догадались, мы неистово рекомендуем SHCD даже тем, кто «на Вы» с настольными играми. Ну а если ваша компания состоит из фанатов различных головоломок, игра обеспечит несколько по-настоящему улётных вечеров.

А помните ли вы, что я ранее заявил, что очень трудно улучшить столь фантастический дизайн? Так вот, разработчики из Space Cowboys и их дистрибьютер Asmodee – владельцы прав на издание SHCD, не дрогнули перед задачей продолжения неоспоримой классики. И этой весной они выпустили первый набор новых англоязычных приключений. Коллекция названа «Джек-Потрошитель и приключения на западе». В то время как все предыдущие редакции игры представляли собой независимые расследования и могли играться независимо друг от друга, первые 4 дела из данного набора представляют собой цепочку нерасследованных серийных убийств того времени. Дела о Джеке-Потрошителе связаны между собой в виде мини-кампании, которую нужно проходить постепенно, и это явилось для нас новым всплеском интереса. Западные приключения похожи на предыдущие дела, как и в оригинальной игре.

При этом, издатели на сиквеле не успокоились, их честолюбие погнало их дальше, и мы встречаем Watson & Holmes, совершенно новый бренд, представляющий оригинальный подход к бессмертной классике – SHCD. И здесь вам предстоит распутать кучу новых нерешённых загадок времён великого сыщика.

Watson & Holmes

И вот, внимание: неожиданный поворот, который добавили издатели к игре – внезапно она перешла из кооператива в соревновательный жанр. Теперь каждому нужно стремиться вперёд, отталкивать конкурентов локтями и стремиться сбить их со следа.

13 дел из Watson & Holmes упакованы в индивидуальные конверты. После вскрытия карты локаций раскладываются в определённом порядке. Каждый игрок начинает с фигуркой собственного сыщика, множеством жетонов карет и жетоном полиции (кроме этого, каждому нужно запастись бумагой и карандашом, чтобы делать собственные заметки и выводы). Вдобавок, в игру опционально можно добавить специальные возможности каждого персонажа, чтобы геймплей стал ассиметричным.

Игра начинается после прочтения условий старта. Можно также сосканировать QR-код, чтобы услышать вводную часть на столь милом сердцу английском языке, озвученную профессиональными актёрами. Игроки по очереди ставят свои жетоны карет на локации, помня при этом, что количество жетонов ограничено. Тот, кто поставил больше всех жетонов получает эксклюзивное право узнать содержание улики, написанное на обратной стороне карты. Значимой информации здесь гораздо больше, чем в игре-предшественнице, поэтому и понадобятся бумага и карандаш для собственных заметок – ведь всего не упомнишь.

И вот тут обнаруживается изюминка игры – теперь все получают улики в разном порядке, и каждый строит свою собственную цепочку расследования. И гениальность дизайна в том, что к верному выводу можно прийти разными путями, так что шансы всех игроков по-прежнему остаются равными. И как же классно по окончании игры выяснить, как именно каждый из игроков пришёл к разгадке дела, потому что пути решения настолько отличаются. (Реально, очень сильно ощущается желание сбросить напряжение, но при этом переброситься словами по результатам сыгранной партии!)

В любой момент игрок может переместить свой жетон в дом 221Б по Бейкер Стрит и предпринять попытку раскрыть преступление. Если предположения оказываются верными, он становится победителем (подразумевается, что вы играете с честными людьми, а не подлецами). Ну а если была допущена ошибка, то этот игрок выбывает, а остальные продолжают свою напряжённую гонку. Итак, ставки высоки! Нужно обогнать остальных, но при этом не облажаться и не отправить в тюрьму невиновного персонажа. А, может быть, подождать ещё ход-другой, чтобы укрепить свою уверенность? Но при этом ты смотришь на своего соседа, видишь его ехидную улыбку и чувствуешь, что если не ты, то он точно предпримет попытку распутать дело. Ну же: рискуй или отступай, проверь свою удачу.

В этой бешеной гонке дедукции очень интересную роль играют жетоны полиции. Какую бы локацию вы не покидали каждый ход, у вас есть возможность «предупредить полицию», оставляя жетон на этой карте (представьте место преступления, которое обмотано жёлтой полицейской лентой, мешающей любопытному сыщику разнюхивать детали). Это запрещает остальным участникам передвигаться в эту локацию, пока они не потратят 2 других особенных жетона. А на это тратится время, поэтому при такой напряжённой гонке потеря двух ходов оказывается более, чем значительной.

Вся изюминка полицейских жетонов заключается в том, когда и где их нужно применить. Действительно ли, подсмотренная карта является очень существенной уликой? Тогда нужно применить свой жетон и не допустить соперников до столь ценной информации. А может быть, карта не содержит ничего ценного, но стоит пуститься на блеф. И тогда, если соперник проглотит наживку, можно оторваться на несколько ходов от назойливых оппонентов. Механика этих жетонов проста, но при этом очень изящна.

Watson & Holmes поддерживает от 2 до 7 игроков, но если состав невелик, то лучше взять Sherlock Holmes Consulting Detective (или его сиквел). Игры похожи по ощущениям, но SHCD работает также эффективно и как соло-игра, и как кооператив с небольшим составом участников. Здесь вы будете совместно обсуждать теории и шаг за шагом приближаться к разгадке преступлений. А когда наберётся приличное количество участников лучше использовать соревновательный вариант так как в кооперативном режиме есть риск погрязнуть в пучину споров и противоречий.

И в случае состава от 3-х и выше следует выбрать Watson & Holmes. Здесь с каждым новым игроком будет всё более ощущаться теснота и напряжение, и соревнование за локации будет более активным. И здесь ваши подозрения о продвижении конкурентов в расследовании могут выйти на параноидальный уровень, так что вы неистово будете рваться к финишу. Стоит заметить, что Watson & Holmes играется довольно быстро – около часа с небольшим. Всё это из-за сравнительно небольшого числа улик на каждое преступление. В SHCD вам придётся посетить дюжины локаций, так что на каждое расследование вам придётся потратить целый игровой вечер. Из-за более короткого времени в Watson & Holmes легче привлечь новичков. Но несмотря на всё вышеперечисленное, обе игры очень достойны, и они принесут много игрового фана.

Давайте определим так: Watson & Holmes подходит для яростной интеллектуальной схватки с друзьями, в то время как SHCD приятно окрасит уютный домашний вечер в тесной компании. И в последнем случае не забудьте употребить бутылочку красного вина в процессе, чтобы подчеркнуть тепло и радость процесса.

Watson & Holmes, Обзоры



Похожие записи
  • Реклама «Civilization: The Board Game»
  • Кэмп окончен
  • Видео-обзор игры «Майя»
  • Лекция о современных настольных играх
  • Нужны знатоки правил «Guardians of Graxia»
    1. СанСаныч
      11 Июл 2017 из 9:05 | #1

      Вот бы за локализацию кто-нибудь взялся бы! Очень здорово было бы!


    2. Random_Phobosis
      11 Июл 2017 из 9:15 | #2

      На мой взгляд Watson & Holmes гораздо слабее SHCD, и вот почему:

      1. Весь вкус SHCD именно в совместном обсуждении зацепок и версий. При соревновательной игре W&H все, во-первых, сидят в полной тишине и сосредоточенно хмурятся час-другой, а во-вторых, бывает существенный даунтайм.


      2. Кроме того, обсуждение облегчает работу с двусмысленными или мутными местами в текстах, потому что всем вместе понять суть всё-таки удаётся. А вот если играть в одиночку, часть игроков может увести совсем не в ту степь где-нибудь в середине игры, и всю остальную партию они будут заниматься не тем и думать не о том.


      3. В W&H нет ощущения открытости и свободы SHCD. Вместо иллюзии бесконечности вариантов — краткий список карт, которые надо тупо открыть по одной.


      4. В W&H я не заметил нелинейности, какая встречается в SHCD. В SHCD избыток энкаунтеров позволяет добраться до итога очень разными способами.


      5. В W&H много ненужных механик. Сражаться на аукционе за право первым прийти на карту, на которой понятия не имеешь, что именно окажется (может, и ничего) — очень странно. Тем более, что все всё равно побывают везде, и конкретный порядок особого значения не имеет. Честность соревновательности сомнительная — при таком-то рандоме получаемой информации — но при этом механики усложняют вхождение для новичков. SHCD не только проще но и, как и в большинстве кооперативных игр, в ней правила достаточно знать только одному игроку.


      В общем, с моей точки зрения, W&H не нужен.


    3. hk
      11 Июл 2017 из 21:34 | #3

      @Random_Phobosis


      У SHCD есть только один недостаток, зато очень существенный. Чтобы в неё играть, нужно более чем хорошее знание английского. У нас, увы, не получилось игру осилить 🙁


    4. azazel
      23 Июл 2017 из 8:19 | #4

      По описанию W&H чем-то напоминает выпущенную пару лет назад Звездой игру «Шерлок Холмс» Книции. Тоже бегаешь по локациям (только в Звездовский варианте есть игровое поле, на котором в случайном порядке жетоны выложены) и с помощью определенных действий собираешь улики (отмечая в блокноте где твои, где чужие), а кто быстрее насобирает, бежит «делать обвинение».


    1. Трекбеков пока нет.