Рецензия на игру «Twilight Imperium 3rd Edition»

Twilight Imperium (3rd Edition)

По результатам голосования на сайте Александра Белякова определилась следующая игра на рецензию — Twilight Imperium 3rd Edition. Обзор уже готов, и я настоятельно рекомендую с ним ознакомиться. Во-первых, он очень интересный. Во-вторых, TI — это такая игра, в которую не обязательно играть, но о которой должен знать каждый любитель настолок. 

Именно игра Twilight Imperium (2nd Edition) привела меня в мир настолок. Было это больше десяти лет назад, в клубе “Лабиринт”, который давно уже канул в Лету. Честно говоря, я совершенно не помню, как мы там оказались, и почему решили взять в аренду именно эту игру – но начав, я уже не мог остановиться. Меня заворожила ее глобальность, тем более что в 90-е я был большим поклонником компьютерной игры Master of Orion, из которой издатели явно почерпнули очень многое. Играли мы в нее часов шесть и, по-моему, даже не доиграли, а присвоили кому-то победу и разошлись по домам. Забавно то, что сейчас я ко второй редакции этой игры не притронусь ни за какие коврижки. По современным меркам, она кривая, косая, неподъемная и место ей в музее.

Именно поэтому, когда в 2005 году было объявлено о выпуске третьей редакции Twilight Imperium, я приобрел ее без лишних колебаний. Появившись на рынке, Twilight Imperium (3rd Edition) установила новый стандарт для эпических космических стратегий. Честно говоря, на мой взгляд, она держит этот стандарт до сих пор. Признаюсь, я не играл в нее уже несколько лет, и на то есть две причины – нужна куча времени и как минимум шесть игроков, которые готовы это время на нее потратить. Но, несмотря на это, продавать ее я не собираюсь. Все надеюсь, что в ближайшем будущем нахлынет вдохновение, и у меня снова получится разложить ее на столе и окунуться в мир баталий и интриг галактического масштаба. Итак…

Возможно, вас с детства завораживали “Звездные войны”, “Звездный путь” или “Вавилон-5″. Или игры типа Star Control или Master of Orion. Или многочисленные другие космические оперы, в которых огромная вселенная была заселена разнообразными расами, со свойственными этому раскладу войнами и дипломатией, политикой и закулисными интригами, экономикой и научными исследованиями, глобальными событиями вселенского масштаба и, как это обычно бывает, борьбой за власть. Если, прочитав это предложение, вы почувствовали, как ваш рот наполняется слюной, эта игра может оказаться для вас. А может и нет, ибо, помимо неоспоримых плюсов, она обладает определенными минусами, с которыми иногда сложно жить. Встречайте.

В ДВУХ СЛОВАХ

Честно говоря, об этой игре невозможно рассказать в двух словах. Дабы не превращаться эту рецензию в многостраничный трактат, я пройдусь по верхам, чтобы, скорее, передать ощущение от игры, а не углубляться в конкретные правила.

В Twilight Imperium игроки выступают в роли лидеров одной из многочисленных рас, населяющих вселенную этой игры. В базовый набор третьей редакции входит десять рас, которые известны тем, кто играл в первые две редакции Twilight Imperium. Дополнение Twilight Imperium: Shattered Empire, к которому я буду не раз возвращаться в этой рецензии, привносит в игру еще четыре расы, на этот раз совершенно новые. Все расы достаточно архитипичны – есть тут и агрессивные инсектоиды Sardakk N’orr, и львоподобные торговцы Hacan, и черепаховидные дипломаты Xxcha, и помешанные на науке Jol-Nar. У каждой расы есть свои специальные способности и, в некоторых случаях, ограничения, которые эту расу определяют и задают определенные векторы развития. Что приятно, у каждой расы есть детально прописанная история, с которой можно ознакомиться на оборотной стороне листа расы.

Twilight Imperium (3rd Edition)

В Twilight Imperium нет заданного игрового поля. В начале каждой партии игроки с нуля создают поле из картонных гексагонов, призванных символизировать различные звездные системы с основными планетами этих систем. Сначала каждый игрок получает домашнюю систему своей расы, после чего всем игрокам сдается по несколько случайных гексагонов (количество зависит от того, сколько людей участвует в игре). Далее по определенным правилам игроки выкладывают поле, руководствуясь в основном двумя мыслями – как бы поближе к себе положить хорошие системы, и как бы подгадить другим игрокам плохими системами. В конечном итоге из маленьких гексагонов получается один большой гексагон игрового поля, на котором и будут разворачиваться все остальные события.

Twilight Imperium (Third Edition)

Задача игры – набрать определенное количество победных очков, либо иметь больше всего победных очков в конце игры. В основном победные очки получаются за счет выполнения заданий – есть колода “публичных” заданий, доступных каждому игроку, плюс каждому игроку раздается по одной карте с секретным заданием. Задания могут быть совершенно разными – завладеть определенным количеством планет, открыть определенное количество технологий, уничтожить определенные вражеские подразделения, и т.д. Многие задания завязаны на центральной планете, которая называется Мекатол Рекс. По легенде, именно с этой планеты раньше правил император, и именно за нее активнее всего бьются игроки. Также, в игре есть стратегическая карточки Imperial Strategy Card, которая дает очки тому, кто ее взял – об этом чуть ниже. Дополнение Shattered Empire ввело еще несколько способов зарабатывать очки – например, контроль планет с фишками артефактов, которые тоже раскладываются на планеты в начале игры.

Twilight Imperium (Third Edition)

Игровой процесс разбит на раунды. В начале каждого раунда игроки разбирают стратегические карты, которые определяют две вещи – в какой последовательности игроки будут ходить, и какие специальные действия они будут выполнять. Те, кто знаком с механикой выбора персонажей в Puerto Rico и Citadels, поймут, о чем идет речь – в Twilight Imperium эти две механики совмещены. На большинстве стратегических карт написано два действия – основное, которое выполняется тем игроком, который эту карту выбрал, и вторичное, которое за определенную плату могут выполнить другие игроки.

Спектр специальных действий охватывает все возможные типы деятельности – дипломатия, политика, производство, торговля, военные действия, развитие технологий и, собственно, борьба за власть в виде победных очков. С помощью дипломатии можно запретить другому игроку вторгаться в твои системы. Политика позволяет играть специальные политические карты, за которые игроки голосуют в галактическом сенате – результаты голосования могут изменить правила игры, сделав жизнь легче или сложнее для тех или иных игроков. Производство дает бонусы при строительстве многочисленных военных кораблей и подразделений. Торговля позволяет обмениваться товарами, война позволяет более эффективно вести военные действия, а развитие технологий позволяет эти самые технологии покупать (а технологическое дерево в этой игре внушает легкий трепет!).

А вот последняя карта, известная как Imperial Strategy Card – одно из самых слабых мест третьей редакции Twilight Imperium. Человеку, взявшему эту карту, сразу дается два победных очка. Так как два очка в этой игре – это очень много, человек, чтобы выиграть, обязан брать эту карту, если у него есть такая возможность, что бы ни творилось в игре. Не взяв эту карту, когда такая возможность представляется, игрок обрекает себя на провал. Более того, игроки, имевшие меньше возможностей взять эту карту в процессе игры, обычно проигрывают. Более того, игрок, сидяющий следующим по часовой стрелке, обязан взять карту Initiative, чтобы в следующем раунде выбирать первым и взять Imperial Strategy Card. Такой вот замкнутый круг.

Эта проблема стала одной из основных, которую было призвано решить дополнение Shattered Empire. В дополнении вышли восемь новых стратегических карт, которыми можно частично или полностью заменить старые стратегические карты. Мое мнение – играть в Twilight Imperium стоит исключительно с новым набором карт, что, к сожалению, делает приобретение дополнения обязательным (хотя это не единственная причина, по которой дополнение рекомендуется к приобретению).

Twilight Imperium (Third Edition)

Выбрав стратегические карты, игроки начинают совершать различные действия непосредственно на игровом поле. В основном действия сводятся к тому, что игроки активируют одну из систем, кладут на него свою фишку активации, и совершают действия в этой системе – перемещают в нее корабли, воюют с противниками, высаживаются на планеты, строят новые подразделения и т.д. Каждый игрок может активировать систему один раз за раунд – после этого все корабли в этой системе становятся недоступными для использования до следующего раунда. Поэтому часто бывает очень важно правильно выстроить цепочку действий, чтобы не пострадать от этого ограничения.

В распоряжении каждого игрока есть девять подразделений, которые можно строить. Космические доки необходимы для строительства других юнитов. Наземные отряды высаживаются на планеты. Гигантские боевые звезды – аналоги Звезды Смерти из “Звездных войн” – опасны в бою, но требуют специальную технологию и кучу ресурсов для строительства. Есть медлительные, но грозные дредноуты и скоростные крейсеры, слабые, но дешевые истребители и эсминцы, призванные с этими истребителями расправляться. На планетах можно строить системы планетной обороны, известные как ПДС (PDS, planetary defense system). Ну и, естественно, есть корабли-носители, этакие космические авианосцы, которые необходимы для перевозки наземных отрядов, истребителей и ПДС’ов.

Twilight Imperium (Third Edition)

Каждая планета, принадлежащая игроку, обладает несколькими характеристиками. Во-первых, это показатель ресурсов, абстрактной галактической валюты, с помощью которой можно строить все, что доступно для строительства. Этот показатель также определяет максимальное количество юнитов, которое можно построить на планете за один ход. Во-вторых, это показатель влияния, который в первую очередь важен во время голосования в галактическом сенате – чем больше у тебя влияния, тем больше голосов. Ну и, в-третьих, некоторые планеты обладают так называемой технологической специализацией – они позволяют дешевле вводить в игру технологии определенного цвета. У каждой планеты есть своя карточка, которую игрок получает при высадке на планету. При использовании ресурсов планеты она переворачивается лицом вниз, чтобы показать, что больше в этом раунде ее нельзя использовать.

Twilight Imperium (Third Edition)

Если уж упомянули технологии, то в игре их 24 штуки, и они разбиты на четыре группы по шесть технологий (общие, биологические, боевые и технологии движения). В игре существует дерево технологий, то есть более продвинутые технологии требует не только капиталовложений, но и знания предыдущих технологий, называемых пререквизитами. Открыть все технологии в игре фактически невозможно, поэтому одним из многочисленных решений, которые необходимо принимать в игре, является выбор вектора технологического развития. Расширение Shattered Empire добавляет еще четыре новые технологии, плюс расовые технологии, которые могут вводиться в игру только расой, которой они принадлежат.

Расскажу вкратце и о системе боя. Результаты всех боевых действий в игре определяются с помощью десятигранных кубиков. У каждого боевого подразделения есть показатель боя – для того, чтобы выстрел был успешным, надо выкинуть на кубике эту цифру, или выше. Таким образом, слабые истребители и корабли-носители попадают только на 9 или 10, в то время как смертоносным боевым звездам достаточно выбросить 3 или выше (и они стреляют три раза в боевой раунд!) Перед началом боя могут произойти некоторые специальные действия – ПДС’ы могут стрелять по кораблям противника, эсминцы стреляют по истребителям без возможности ответного огня и т.д. Затем бой продолжается до тех пор, пока либо одна из сторон ни отступит, либо ни будет разнесена в пух и прах.

Twilight Imperium (Third Edition)

В конце каждого раунда открываются новые карты “публичных” заданий (с каждым раундом их становится все больше и больше), и игроки проверяют, выполнили ли они какие-то из возможных заданий, и получают очки в том случае, если выполнили, после чего начинается следующий раунд. Таким образом продолжается до тех пор, пока либо один из игроков не наберет необходимого для победы количества очков (обычно 10 победных очков), либо пока не выйдет карточка “публичного” задания Imperium Rex – на этом игра заканчивается, и выигрывает тот, у кого на этот момент больше всего победных очков. Есть некоторые альтернативные условия победы – например, есть карточка, присуждающая победу игроку, захватившему определенное количество планет, вне зависимости от того, сколько у него очков.

Естественно, я не рассказал о многих деталях игры. Я не рассказал о сверхновых и астероидных полях, о пространственных аномалиях и командных жетонах, о многочисленных карточках действий и фишках Distant Suns. Ограничения по размеру флотиллий, товары для торговли, лидеры и специальные способности рас. Не упомянул я и о многих нововведениях в расширении Shattered Empire – туманности и ионные штормы, космические мины и тактические отступления, Shock Troops и хранители галактического трона. Для того, чтобы все это детально описать, понадобилось бы намного больше места, но, я надеюсь, мне удалось передать ощущение грандиозности происходящего.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

Одна их слабых сторон Twilight Imperium заключается в том, что полноценно играть в нее можно только с определенным количеством игроков. Официально, в нее могут играть от 3 до 6 человек (до 8 человек с использованием дополнения Shattered Empire). Посмотрим, насколько это так.

При игре втроем действие разворачивается на уменьшенной версии игрового поле, которое больше похоже на треугольник. Это явный плюс с точки зрения баланса, так как игрокам не хватает ресурсов в своем уголке галактики и приходится лезть на чужую территорию. Основная проблема заключается в том, что при игре втроем дипломатия и политика становятся достаточно плоскими и неинтересными.

При игре вчетвером возникают проблемы иного рода. Можно уже говорить о какой-то политике и дипломатии, союзах двое-на-двое или все против одного. Однако основная проблема заключается в том, что игра проходит на полноценном игровом поле, и на каждого игрока приходится достаточное количество систем для того, чтобы активно избегать военных конфликтов. В моей практике, игры вчетвером проходят очень мирно и скатываются в так называемый turtling (от англ. “черепаха”, с аллюзией на то, как черепаха прячется в свой панцирь) – все игроки сидят на своих богатствах и не вступают в конфликт, потому что тот, кто сделает это первым, скорее всего проиграет, так как на его израненный флот тут же нападут кровожадные соседи с другой стороны.

Продолжаем – игра впятером. Тут возникает проблема еще одного толка. С политикой, дипломатией и количествои ресурсов на каждую инопланетную рожу все в порядке, однако по причине своей гексагональности игра не позволяет создать сбалансированную карту на пять человек – кому-то обязательно будет более вольготно, а кто-то будет тереться локтями с соседями. В игре есть правило, которое призванно эту проблему минимизировать, однако практика показывает, что это создает определенный дисбаланс, который нравится далеко не всем.

Поэтому, как это ни обидно, Twilight Imperium прекрасен с точки зрения игрового процесса только с шестью игроками. Это дает широкое поле для дипломатии и интриганства, и рано или поздно требует ведения агрессивных действий против других игроков, так как ужиться вшестером на такой карте очень сложно.

Дополнение Shattered Empire дает возможность играть всемером или ввосьмером. При семи игроках существует та же проблема дисбаланса, что и при пятерых. Что касается игры с восьмью расами, то это второй “священный грааль” Twilight Imperium. В обоих случаях карта делается больше, чем в базовой игре.

Twilight Imperium (Third Edition)

ВРЕМЯ ИГРЫ

Время игры, к сожалению – это второй фактор, из-за которого Twilight Imperium так редко оказывается на игровом столе.

Во-первых, правила игры настолько многочисленны, что на их подробное объяснение может легко уйти несколько часов. Я специально делал для объяснения правил презентацию PowerPoint – даже с ней на этот процесс у меня уходило ровно два часа.

Если не считать создание поля подготовкой к игре (а я считаю это частью самой игры), то на изначальную подготовку уходит где-то 20-30 минут. Выбрать расы, раздать начальные юниты и технологии, перемешать и раздать начальные политические карточки и карточки действий, подготовить колоду карт “публичных” заданий, раздать секретные задания, разложить начальные командные жетоны. После этого попить чайку и начать игру.

Ну а сама игра… ох… Скажем так, самая короткая игра Twilight Imperium, в которую я играл, длилась около пяти часов. Это была игра втроем, но мы довели ее до конца. Самая длинная – около 13 часов с перерывами, но мы не доиграли последний раунд, потому что, как нам показалось, все было очевидно, и очень хотелось спать. Если верить профессионалам, то можно закончить игру часа за три, но я бы на это не очень рассчитывал, особенно в первый раз. Средний показатель “чистой” игры – часов шесть-семь, не меньше, при этом чем больше игроков – тем длиннее будет игра.

СЛОЖНОСТЬ

Да что тут говорить, Twilight Imperium – это сложная игра. Обычно в первой партии игроки напоминают слепых котят, которые тычутся мордочками в поисках мамкиной сиськи. Первые два раунда – это вообще блеск, пока люди пытаются понять, как работает система командных жетонов. Под конец первой игры наступает понимание того, как организован игровой процесс, и выигрывает обычно тот, до кого раньше дошло. Однако если посадить вместе новичка и матерого профессионала – котенку пипец, особенно если ему не потрудились внятно объяснить, что такое Imperial Strategy Card.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Хотите вы того, или нет, но Twilight Imperium – это все-таки америтрэш. С элементами евро, несомненно, но в основном это жесткий и тематический рандом. Сколько людей проигрывало решающие битвы лишь потому, что им сыпались единицы на кубах. Сколько человек выигрывало лишь потому, что им вовремя приходила на руку нужная карта действия. Сколько игроков проклинали судьбу за то, что, вытянув слабую в военном плане расу, они получали секретное задание, требующее уничтожение соседа справа. Да что там, если в начале игры тебе “посчастливилось” оказаться последним в последовательности хода, это означается, что ты гарантировано не увидишь второй раз карту Imperial Strategy Card, и не получишь эти лишние два очка.

Twilight Imperium не притворяется честной игрой. В Twilight Imperium, оказавшись в невыгодной позиции, ты должен убедить остальных с том, что ты не представляешь для них опасности, и тихонько возделывать свой огород, идти на дипломатический уступки и всячески пресмыкаться, чтобы в решающий момент сделать рывок и внезапно выиграть, утерев нос достопочтенной публике. Кому-то это ужасно не нравится. Кто-то испытывает от этого метафорический оргазм. Twilight Imperium на элегантную сбалансированную механику не претендует. Twilight Imperium в один ход доводит до экстаза, а в другой – до нервного кусания ногтей и ругани со всеми за столом. Надеюсь, вы меня поняли, и не говорите, что вас не предупреждали.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

Вся игра построена на взаимодействии между игроками. С кем договориться, а кого прямиком отправить на свалку истории. В каком случае сдержать слово, а в каком – хладнокровно всадить нож в спину партнера. Кому что пообещать и кому что отдать, чтобы добиться своего на очередном голосовании. И не забудьте бросить карточки в лицо тому подонку, который исподтишка прыгнул в вашу домашнюю систему и скинул бактериологическую бомбу на вашу родную планету. Переверните стул, обругайте его на чем свет стоит, выйдите на лестничную клетку покурить, уймите дрожь в паьцах и вернитесь через 15 минут, как ни в чем не бывало. Ну, все же понимают, игра такая.

Kingmaking, кстати, одна из самых обсуждаемых тем в Twilight Imperium. Предположим игрок А поднасрал в начале партии игроку Б. Игрок Б решил, что теперь цель всей игры (да что там игры – жизни!) – ни за что не дать игроку А выиграть, включая путем помощи игроку В. Насколько это легитимно? Легитимно ли это в том случае, если у игрока Б уже нет реальных шансов на победу, и ему остается только сладкая месть? А легитимно ли это, если игрок А насолил игроку Б в прошлой игре, и этот все никак не может забыть предательства? В общем, это отдельная тема для обсуждения в принципе, но именно в этой игре она, на моей практике, встает очень остро.

КОМПОНЕНТЫ

Компоненты этой игры прекрасны. Fantasy Flight Games известны качеством своих продуктов, и третья редакция Twilight Imperium – не исключение. Единственная жалоба, с которой я сталкивался – это то, что некоторые пластмассовые корабли оказываются слегка деформированными, и их надо сначала мочить в горячей воде, возвращать оригинальную форму, и затем сразу же подставлять под холодную воду для закрепления. Меня эта проблема сильно не волновала – да, определенная деформация была, но глаз она мне не мозолила. В остальном – никаких нареканий.

ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Без языка в Twilight Imperium, конечно, тяжело. В игре тонны карт с мелким английским текстом, нюансы которого надо понимать – это карточки действий, политические карточки и карточки заданий. Спрашивать о них – это выдавать свои возможности с потрохами. Как вариант, можно сделать многостраничный перевод всех карточек и играть с ним, но это, конечно, не так удобно, как понимать, что на этих карточках написано.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям эпических саг про космос
  • Любителям долгих, сложных и тематичных стратегических игр
  • Любителям прямого конфликта, переговоров, предательств и другого насилия над психикой
  • Людям, у которых много свободного времени и свободных друзей

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Людям, которым правила Carcassonne кажутся сложноватыми
  • Людям, которым не нравятся игры с высоким уровнем взаимодействия между игроками
  • Людям, чей мозг может выдержать максимальную длительность партии в 3-4 часа
  • Людям, которые в принципе испытывают сложность с тем, чтобы собрать вместе шесть человек на 12 часов
  • Людям с плохим знанием английского языка

РЕЗЮМЕ

Количество игроков: 3-6 (3-8 с расширением)
Время игры: 200-900 минут (правила: 120-150 минут; подготовка: 20-30 минут; игра: 180-720 минут)
Сложность:     
Тематичность:     
Фактор случайности:     
Агрессивность:     
Kingmaking:     
Компоненты:     
Языковая зависимость:     

Ну что я могу сказать в заключение. Twilight Imperium – это игра, которую хочется любить. За ее масштабность, за ее накал страстей, за прекрасный мир со своей историей и за то, что в него можно надолго погрузиться с головой. Но слишком много у этой игры недостатков, чтобы закрывать на них глаза. Время игры, необходимое количество игроков, банальное невезение в некоторых ситуациях, глюки правил, которые исправляются исключительно дополнением и требует немалых капиталовложений. Это то, что называется love-hate relationship. Вроде бы любовь, но любовь очень платоническая, издалека. Порой нахлынет, но потом покачаешь головой и подумаешь – возраст уже не тот, чтобы вот так вот с головой во все это нырять. И садишься играть в Caylus.

Моя финальная оценка:          

Twilight Imperium, Обзоры



Похожие записи
  • «Horus Heresy» в разложенном состоянии
  • Новогоднее обращение Грюна
  • Александр Беляков в онлайне!
  • Новая версия FAQ для «Twilight Imperium 3»
  • Перевод правил дополнения к Twilight Imperium 3ed
    1. VL
      10 Фев 2011 из 9:27 | #1

      «Людям, которым правила Carcassonne кажутся сложноватыми» — посмеялся =)

      Да хочется зарубиться в эту игру.


    2. iggy
      10 Фев 2011 из 9:59 | #2

      Играл в третью редакцию с дополнением один раз вчетвером. Это было феерично! Восемь часов пролетели незаметно. Победу вырвал буквально зубами — в самый последний момент, когда все ополчились на меня и уже практически растоптали, пришла карточка конца игры, а я все еще лидировал по очкам. Обязательно приобрел бы себе, если бы была надежда сыграть в нее еще хотя бы разок.


    3. Макс
      10 Фев 2011 из 10:25 | #3

      Автору обзора — скажите, пожалуйста, а есть возможность вашу презентацию предигровую посмотреть (скачать)? А то игра лежит а подойти к ней в игровом плане страшно…


    4. Арчи
      10 Фев 2011 из 10:29 | #4

      ИМХО, сложность и навороченность ТИ настолько неадекватны, что фактически губят сам игровой процесс, и в итоге не оправдывают себя.

      То есть, фан именно от процесса игры не настолько велик, чтобы ради него терпеть это все…

      Впрочем, это свойственно многим играм от ФФГ. Огромное количество карт, жетонов,жетончиков и маркеров, к сожалению, далеко не всегда переходит в качество 🙁


    5. Phobosis
      10 Фев 2011 из 11:48 | #5


      Арчи :


      Впрочем, это свойственно многим играм от ФФГ.


      _было_ свойственно. Ti3 — одна из самых последних игр FFG, в которых атмосферность и видимая/кажущаяся глубина ставились над играбельностью. Теперь больше таких не делают.


      Дело не в «сложности и навороченности», «Сумерки» не такие уж и сложные — дело в том, что их затянутость и неуклюжесть, как правило, не приводят к интересным, значащим решениям и не ставят игроков перед сложным выбором. Бывает, что кубиков катать/жетонов перекладывать надо очень много, а стратегигя на проятежение всех шести часов очевидна — вот что в сумерках плохо.

      В общем, чтобы получать удовольствие от третьих сумерек, надо упиваться не процессом, а самим ощущением «Зомг я император галактики!». Для такой цели лучше Ti3 ничего нету, это точно.


    6. belyakoff
      10 Фев 2011 из 12:24 | #6


      Макс :

      Автору обзора – скажите, пожалуйста, а есть возможность вашу презентацию предигровую посмотреть (скачать)? А то игра лежит а подойти к ней в игровом плане страшно…


      Такие вопросы, конечно, логичнее задавать в блоге автора обзора, ибо его я намного чаще просматриваю. 🙂 Но, уж коли я тут оказался, то да, презентацию пока можно отсюда скачать: http://redpost.mts.ru/dl.php?code=nm08dCy1&hash=72ad2058300054078a3c15f62dc6d5b0185ff5cc8ab70ab4ccad1e8fa24faf9329a54e0d557de9


    7. long
      10 Фев 2011 из 15:23 | #7

      Зордок со своими «сизьгами» курит в сторонке: «Кто-то испытывает от этого метафорический оргазм», «И не забудьте бросить карточки в лицо тому подонку, который исподтишка прыгнул в вашу домашнюю систему».

      Автору обзора всяческих бенефитов и долгих лет жизни. Давно такого хорошего отчета не читал.


    8. Uncle Slim
      10 Фев 2011 из 17:43 | #8

      Мне кажется вещь в себе. Я не готов потратить два дня на то, чтобы сыграть в такую игру. Тематика МОО мне тоже как-то не сильно привлекает. Лучше купить полный старкрафт и за три часа сыграть полную партию на 6 игроков.


    9. Scorpius
      10 Фев 2011 из 20:02 | #9


      Арчи :ИМХО, сложность и навороченность ТИ настолько неадекватны, что фактически губят сам игровой процесс, и в итоге не оправдывают себя.То есть, фан именно от процесса игры не настолько велик, чтобы ради него терпеть это все…Впрочем, это свойственно многим играм от ФФГ. Огромное количество карт, жетонов,жетончиков и маркеров, к сожалению, далеко не всегда переходит в качество


      Излишняя затянутость ТИ действительно немного усугубляет процесс. Но в тоже время не выглядет особо не оправданной. Тут как раз благодаря этой неуклюжести все значащие интересные и значащие решения принимаються очень нелегко и тяжело. Отсюда и неуклюжесть. Но отсюда и весь интерес, и фан. Это парадокс, но это так.


    10. belyakoff
      10 Фев 2011 из 21:47 | #10


      Uncle Slim :

      Мне кажется вещь в себе. Я не готов потратить два дня на то, чтобы сыграть в такую игру. Тематика МОО мне тоже как-то не сильно привлекает. Лучше купить полный старкрафт и за три часа сыграть полную партию на 6 игроков.


      Ну тут сколько людей, столько мнений — я, например, сыграл один раз в Starcraft, и больше не захотелось. Но тут надо отметить, что я и компьютерный Starcraft, когда он только вышел, забросил через два часа игры.


    11. Uncle Slim
      10 Фев 2011 из 21:51 | #11

      Это да, а мы сидели часами в легендарных Орках и умилялись от того как закапываются гидры.


    12. Scorpius
      10 Фев 2011 из 22:21 | #12

      Кстати, насчёт резюме….Автор в точку попал. Даже добавить нечего. У меня точно такое отношение. ТИ хороша. Но раз в неё сыграешь, и потом месяц на неё даже смотреть не хочется. Но со временем желание снова появляется.


    13. Braveden
      11 Фев 2011 из 16:49 | #13

      Ключевое слово этой игры АТМОСФЕРА ! Непередаваемое ощущение эпичности, глобальности происходящего на столе. После игры воспоминания такие же как после просмотра мощного фильма по космической тематике.

      И за этот размах ей можно простить и затянутость (хотя время пролетает незаметно и только встав из за стола понимаешь что 6-8 часов прошло), и сложность (хотя на мой взгляд там все логично и интуитивно понятно даже новичку), и все остальные минусы!


    14. Frontier
      19 Мар 2011 из 17:16 | #14

      Прекрасный обзор 🙂 Не прибавить, не отнять. Респект автору.


    15. petrosha
      19 Мар 2011 из 20:18 | #15

      Спасибо за обзор.


      Есть несколько замечаний. У вас в обзоре слишком много мест, где стоило бы поставить imho 🙂 Не знаю правил ресурса, может быть тут так принято.


      Игра в 4 человека — самая динамичная и мобильная. Каждый получает по две стратегии. За этот счет она получает массу моментов, недоступных другим вариантам. Ну и наш рекорд игры как раз приходится на 4 человека. 3.5 часа без раскладывания. Правда, все игроки были опытные.


      Правила легко объясняются за пол часа. Основа — которая требуется, чтобы начать. Остальное новичок добирает в первые пару раундов. Ну если конечно он не совсем тупень.


      Про баланс: количество вариантов победы в игре такое, что просто ой. От очередности первого хода зависит вообще слабо. Особенно в расширении. Зато стоило бы упомянуть, что расы сбалансированы куда хуже. Жол Нары и Ксча сильно выбиваются. Особенно в расширении. Первые становятся просто убер (если у них есть хоть 2-3 хода на развитие), а дипломатические плюшки вторых совсем блекнут.


      Все имхо.


      Собственно, я не ругаюсь. Я обожаю эту игру! Готов говорить о ней очень долго:)


    16. petrosha
      19 Мар 2011 из 20:23 | #16

      @Phobosis

      «стратегигя на проятежение всех шести часов очевидна – вот что в сумерках плохо.»


      Лол. Вы часом со второй редакцией не спутали?


    17. Laaahmaty
      01 Дек 2011 из 10:44 | #17

      Главная сложность этой эпической (как на коробке и написано) игры не столько в англоязычности ее многочисленных правил (ибо уже перевели практически все на русский любители http://twilightimperium.tw1.ru/). Проблема собраться в четвером-шестером на 6-8 часов 🙂 Но уж когда удается… искры летят, мозг скрипит, атмосфера над столом воспламеняется. А потом еще неделю ведутся разговоры «а вот если бы я так тогда сходил, то ты бы…» 🙂


    1. Трекбеков пока нет.