Тцолкин. Календарь майя. Обзор игры

Ещё один из обзоров, подготовленных в рамках весеннего конкурса, посвящён игрушке Tzolkin. Его автор, Юрий Дорофеев, рассказывает о том, что игра привлекла его внимание с первого взгляда, попала на стол далеко не сразу, но в итоге — не разочаровала. 

Когда я в первый раз увидел эту игру в интернет-магазине, у меня появились две мысли: 1) судя по всему – отличная игра; 2) стоит дороговато. Однако через год все же решился ее приобрести и, забегая вперед, скажу, что не пожалел об этом.

Игра представляет собой, на первый взгляд, типичное евро: выставляем фигурки на поле, собираем ресурсы, строим, получаем очки. Однако несколько элементов не только существенно преобразуют знакомую механику, но и делают игру действительно захватывающей.

Открыв коробку, обнаруживаем достаточно большое количество разнообразных элементов: большое поле, фишки, множество жетонов, маркеры, деревянные кубики ресурсов … хрустальные черепа (конечно, на самом деле из пластмассы, но выглядят потрясающе). Наконец, жетоны зерна (кукурузы), которые выполняют роль универсального средства обмена, то есть денег, хотя при этом используются и по прямому назначению – для кормления рабочих (такой выбор тоже не случаен, как известно, именно с маисом связаны многие верования древних индейцев). Когда видишь все это в первый раз, начинает казаться, что разобраться в правилах будет непросто (брошюра, в которой эти правила излагаются, также наводит на эту мысль, все-таки тридцать страниц текста!).

Нет смысла говорить о том, что все компоненты игры выполнены на высоком уровне (от Rio Grande другого и не ждешь), но нужно обязательно сказать о некоторых из них.

Главный и основной компонент – это шесть шестеренок, которые делают игровой процесс не только увлекательным, но и создают очень наглядную картину движения времени, которое отводится игрокам для реализации их целей. По центру поля располагается самая большая шестеренка – календарь майя, разбитый на 26 секторов, определяющих количество раундов в игре (когда эта шестеренка совершит полный оборот, партия заканчивается и начинается финальный подсчет очков). «Календарь» расположен таким образом, что при его вращении двигаются все остальные пять шестеренок (они разного размера). Эти последние символизируют те действия, которые может совершить игрок: сбор ресурсов, постройка, совершенствование технологий, служение богам… Самые интересные действия можно выполнить при помощи шестеренки «Чичен-Ица», однако чтобы получить ее бонусы, необходимо принести в жертву хрустальный череп, который после этого заблокирует возможность использования данного действия для всех остальных игроков. Благодаря тому, что шестеренки вращаются с разной «скоростью», игровые комбинации становятся максимально разнообразными, а реиграбельность становится очень высокой. Привлекает и определенная «атмосферность»: несмотря на достаточно высокую степень абстракции, все-таки названия и атрибуты в игре не случайны, названия шестеренок, символизирующих города, взяты из соответствующей эпохи, имена богов тоже. Действия, которые доступны игрокам, характерны для определенного этапа развития человечества. Оформление игрового поля также способствует погружению…

Что же получается? Игрок должен не только выставить свою фишку, но еще и проследить, через сколько оборотов шестеренки он сможет получить необходимый бонус. А так как шестеренки разного размера, то планирование становится очень тщательным. Чтобы эта механика могла реализоваться достаточно полно, раунд протекает не совсем традиционно для евроигр: во время хода игрок может или выставить фишки, или снять их (в любом количестве), то есть можно оставить фишку одного рабочего, пока он не совершит почти полный круг (однако нужно вовремя его снять, чтобы действие не пропало). Но эта же механика позволяет другому игроку опередить соперников: например, можно занять более дешевое деление на шестеренке (да, бесплатным в течение хода может быть только одно размещение, да и то в случае, если свободно соответствующее деление на шестеренке, если же хочется «застолбить» сразу несколько действий то придется расплачиваться зерном), и тогда у других, во-первых, не хватит зерна, чтобы заплатить за размещение рабочего, во-вторых, рабочий может оказаться напротив нужного действия не в тот момент. Нужно следить и за тем, чтобы к определенному моменту у вас была возможность накормить всех рабочих, иначе потом можно остаться с большим количеством работников, которых некуда ставить из-за отсутствия нужного количества зерна.

Как обычно, фишек рабочих ограниченное количество (максимум – шесть), поэтому действия нужно планировать достаточно тщательно, иначе будет трудно разыграть необходимые комбинации. Например, к концу игры нужно следить, чтобы в последний ход не остался рабочий, задействовать которого не получится, иначе может оказаться, что последний раунд пропал зря.

Интересно, что нет однозначной стратегии, которая приводит к победе. Вовсе не обязательно развивать каждую технологию до предела, или подняться на высший уровень в храмах всех трех богов, или построить все доступные здания… Но, конечно, нельзя и сосредотачиваться только на чем-то одном, иначе сильное отставание по какому-либо параметру приведет к тому, что в нужный момент не сможешь получить необходимое количество ресурсов. Главное, не запутаться в том разнообразии, которое предлагает игра…

Однако правила написаны настолько четко и последовательно, что весь процесс сразу предстает как хорошо организованна система, в которой каждому элементу отводится свое уникальное место. А чтобы сделать игру языконезависимой, авторы использовали наглядные и интуитивно понятные пиктограммы, наличие которых на игровом поле практически избавляет от необходимости постоянно заглядывать в правила.

Партия проходит достаточно активно, поскольку каждый ход игрок выполняет не такое уж большое количество действий (как правило, все фишки редко снимаются одновременно), и хотя даунтайм бывает, его можно использовать для планирования своих действий другим игрокам. Никаких ширм нет, поэтому ресурсы каждого игрока открыты обзору и можно анализировать стратегию соперников в любой момент. Впрочем, иногда полезно сосредоточиться только на себе, иначе в процессе создания помех другим игрокам можно пропустить возможность самому сыграть выгодную комбинацию (а комбинаций может быть бесконечное число!).

На коробке заявлен возраст от двенадцати лет, однако сын, которому только девять, вполне успешно справляется с управлением своими рабочими и иногда умудряется обыграть всех остальных. И, думается, что эта игра вполне подходит под определение семейной (между прочим, решить, кто будет проворачивать основную шестеренку, не так просто!).

К числу минусов игры, по моему мнению, можно отнести только то, что камни, дерево и золото представлены в виде кубиков соответствующих цветов, и они рядом с черепами смотрятся очень уж условно.

Возможно, игра мне понравилась только потому, что еврогейм – это мой жанр, мне нравится в них экономическая и стратегическая составляющая, возможность планирования, почти полное отсутствие рэндома, логичность и последовательность действий, наконец, возможность в процессе игры не нападать на конкурентов прямо, а действовать таким образом, как будто и не мог поступить иначе. Однако я бы рекомендовал попробовать игру и любителям других жанров. Все-таки есть что-то завораживающее в повороте «календаря» и в перемещении «рабочих» по кругу. Может быть, это просто очарование древнейшей цивилизации, в атмосферу которой нас погружает игра, а может, это символ нашей собственной жизни, шестеренка которой вращается под действием неведомого нам Тцолкина.

Tzolk'in: The Mayan Calendar, Обзоры



Похожие записи
  • Съедобные настольные игры
  • Весёлые картинки, № 36 — «Комикс-обзор игры «Ужас Аркхэма»
  • Весёлые картинки, № 43 – «Комикс-обзор игры «Tobago»
  • Весёлые картинки, № 152 — «Pussy Riot»
  • Весёлые картинки, № 38 – «Комикс-обзор игры «Fluxx»
    1. gazza
      29 Июл 2014 из 11:30 | #1

      Хороший обзор. Захотелось снова поиграть.


    2. Цухрабой
      29 Июл 2014 из 11:37 | #2

      Удивительная игра. Я 6 раз проигрывал своей девушке в эту игру, но при этом играть все равно интересно.


    3. SSS
      30 Июл 2014 из 21:59 | #3

      игра называется Цолькин (ударение на посл слог)

      автор хоть бы почитал об объекте своей статьи


    4. lesnik
      31 Июл 2014 из 8:28 | #4

      @SSS

      Паш, взял из Википедии: Цольки?н, или тцолки?н (англ. Tzolk’in)


    5. SSS
      31 Июл 2014 из 8:32 | #5

      @lesnik

      По всем отечественным правилам — Цолькин (более устаревшее — Тцолькин; обрати внимание на Кукулькана или Кецалькоатля).


    1. Трекбеков пока нет.