«Тетрархия». Обзор игры

Наверное многие знают про одну из свежих «Пандемий», посвящённую падению Рима. Куда меньшему количеству игроков известно, что есть настолка на ту же тематику, похожая на «Пандемию», только несколько другая.

Называется она «Тетрархия» и посвящена она защите Рима от варваров, чем, собственно, и придётся занимать игрокам. В «Тетрархии» есть 4 действующих лица, и все они всегда активны, вне зависимости от того, сколько за столом собралось человек (от 1 до 4).

Игрушка показалась любопытной, в принципе, есть даже вариант её опробовать, т.к. для неё нужно всего лишь поле, занимающее 1 лист А4, да небольшое количество фигурок и кубиков, которые можно позаимствовать из какой-нибудь другой настолки. Подробнее можно почтить в переводе обзора с  Board Game Geek.

За пару сотен лет до своего упадка Римская империя  столкнулась с полувековым периодом паники и поражений. Внутренние распри раскололи некогда великое государство на три конфликтующие части, захватчики-варвары разграбили сельские земли, а серия эпидемий опустошила большую часть континента. Даже императоры не чувствовали себя в безопасности, потому что один за другим отправлялись на тот свет в результате заказных убийств, болезней и сражений. Средний период нахождения правителя у власти составлял в то время около двух лет. Даже их прозвище «солдатские императоры» указывает на скорость, с которой их короновали и пускали в расход.

Спасением империи же пришлось заниматься четырём людям. Диоклетиан, осознавший, что править в одиночку – это слишком сложная задача, разделил свою власть сначала с со-императором Максимианом, а затем ещё с Констанцием и Галерием, ставшими младшими императорами. Конечно, впоследствии период вражды закончился, но в то время тетрархии Диоклеитана оказалось достаточно, чтобы спасти империю от полного краха.

На первый взгляд в «Тетрархии» Мигеля Маркеса ничего такого особенного нет. После прочтения правил кажется, что перед нами некая вариация на тему «Пандемии». Каждый император в свой ход что-то делает в окрестностях Средиземного моря, иногда действуя на суше, а иногда на море. С поля приходится удалять серые жетоны беспорядков и чёрные жетоны восстаний, но они почти всегда быстро появляются снова и могут привести к взрывному распространению. Чтобы победить, нужно сотрудничество, сотрудничество и ещё раз сотрудничество. Иногда этого будет недостаточно и потребуется ещё немного сотрудничества. Неудивительно, что проще всего победить в эту игру в соло-режиме. По крайней мере, когда ты играешь один, никто не вынашивает блестящий план, не предполагающий сотрудничества.

И «Тетрархия» удивительно свежа. Она очень точно попадает в сеттинг, потому что игра не сводится к распространению чёрных жетонов по Римской империи со скоростью чумы. В основном игрокам приходиться заниматься заселением провинций, чтобы у армий была возможность выйти за пределы страны и приструнить лидеров племен, смотрящих на Рим как на корзину с ягодами и золотом. И почти никогда это не удаётся сделать в нормальном ритме, всё из-за армий варваров.

Время от времени одно из варварских племён появляется за пределами Рима. Сперва они довольствуются тем, что шарятся по окраинам империи, поднимая восстания на своём пути. Это само по себе довольно большая проблема, особенно если появляется хотя бы пара варварских лидеров. Но настоящая беда случается в тот момент, когда они начинают смотреть в сторону Рима. В этот момент роль игрока меняется, раньше надо было просто прибираться за враждебными силами, а теперь их надо будет остановить.

Разборки с варварами – это самая приятная часть «Тетрархии», в основном, потому что это всегда вызов для игрока. В бою задействуются кубики, они определяют, что берётся в расчёт: последнее место, где происходило восстание, либо новое направление удара варваров, что обеспечивает некую неопределённость исхода сражения. Однако игра предоставляет множество инструментов для того, чтобы склонить исход боя в свою пользу. Сила армии варваров зависит от оставленного ею «хвоста» из жетонов восстания, чем их больше, тем она сильнее. У императоров ситуация та же, чем у них больше жетонов поддержки, тем они сильнее. Это означает не только то, что подготовка позволяет усилить собственные войска, но и то, что можно попросить товарища помочь в разборках и «перерезать линию снабжения варваров», либо напасть на них с фланга, что увеличивает силу в бою. Но надо быть осторожными, варвары также могут окружить ваши войска, особенно в ситуации, когда несколько племён приближаются к Риму с разных сторон.

Маневрирование, которое лишает варваров поддержки, и позволяет убрать их армию с поля, – это умный элемент игры. А победа, к которой вы пришли одновременно подавляя волнения в Африке, покоряя Персию и вовремя возвращая армию домой, чтобы защитить Галлию от остатков захватчиков, ощущается очень приятным достижением.

Основной недостаток игры – некоторое отсутствие разнообразия, которое начинает ощущаться после нескольких партий. Нет, игра не становится скучной, потому что тут есть целый набор приёмов для настройки уровня сложности (особенно мне нравится ограничение на использование только одного флота), но иногда кажется, что разработчики могли бы добавить что-нибудь ещё, например, какие-то уникальные способности для каждого игрока. А то получается, что все равны, и Диоклетиан важен не потому, что он хорош в проведении реформ и подавлении восстаний, а потому, что он играет зелёным цветом и ходит после синего и перед жёлтым.

Тем не менее, в свете всех достоинств игры это небольшой недостаток. Это просто фантастическая соло-игра, наглядно раскрывающая особенности эпохи тетрархов, сражавшихся за спасение Рима в III веке. Это сложная, но справедливая игра, в которой успех и не удача определяются не случайностями, а действиями игроков. А ещё она очень маленькая, а я всегда с трепетом отношусь к отличным играм в компактном формате.

Tetrarchia, Обзоры



Похожие записи
  • Отчёт № 523. 19-25 февраля 2018. Реверси
  • A Handful of Stars: от «акров» к звёздам
  • Неожиданные шахматы. Моды и изменения правил
  • Локализованы «Scarab Lords» и «Minotaur Lords»
  • Временной разрыв между релизами
    1. Rasti
      14 Июл 2020 из 11:26 | #1

      Звучит интересно, а правил нигде нет в открытом доступе?


    2. hk
      14 Июл 2020 из 23:15 | #2

      @Rasti


      Правила доступны на сайте издателя


      https://nestorgames.com/#tetrarchia_detail


    3. Rasti
      20 Июл 2020 из 17:08 | #3

      @hk

      Спасибо, Юра!


    1. Трекбеков пока нет.