В погоне за Эльдорадо. Обзор игры Wettlauf nach El Dorado

picMain

В этом году одним из номинантов на премию «Игра года» в Германии (Spiel des Jahres) стала игрушка Райнера Книциа под названием Wettlauf nach El Dorado. Это настолка про поиски Эльдорадо, основанная на механике колодостроения. И, как это часто бывает у Книциа, результат получился очень хороший. Предлагаю ознакомиться с обзором этой игрушки в переводе читательницы по имени Анна. Оригинальный материал – на BGG. 

Что может выдернуть вас из привычной размеренной жизни? Золото! Много золота! Прекрасное, вкусное, ценное золото! И теперь вы знаете, где искать.

Этот затерянный город называют Эльдорадо, и похоже вы его нашли. Так что, просите богатых наследниц о займе, нанимайте на эти деньги лучших виртуозов мачете и, надеюсь, у вас найдется достаточно вёсел, чтобы пройти эти непролазные джунгли. Слава и почет достанется только первому достигшему заветного города.

Как играть

pic01

Игра для 2-4 человек. Цель игры первым достигнуть затерянного города.

Каждый игрок получает по колоде карт. Игроки строят путь из полей по одному из вариантов, представленных в правилах, либо придумывают сами, границы нужны для состыковки двух полей.

pic06

Метка для первого игрока

Торговая планка заполняется стартовыми торговыми картами, остальные карты раскладываются над ними.

Игроки размещают свои фишки на первом поле, перемешивают свои карты и берут по четыре. Каждый игровой круг участник может двигать фишку и/или купить карту.

Чтобы сделать ход фишкой, игрок должен сыграть картой с таким же ландшафтом, как на выбранной позиции и соответствующей силой. Например, передвигаясь на позицию с двумя мачете, игрок обязан сыграть картой 2+мачете. Избыточная сила может быть применена к следующим позициям, но игроки не могут кооперироваться, чтобы достичь нужного уровня силы.

На полях есть разные виды участков:

— джунгли, требуется мачете;

— вода, нужны весла;

— деревни, нужны монеты;

— серые проплешины, требуется отбросить несколько карт;

— красные базы, нужно удалить карту(ы) из игры.

Всякий раз, когда игрок подходит к границе с препятствиями, он должен сыграть символами, указанными на препятствии. Первый игрок, который это сделает, убирает это препятствие для всех.

pic04

pic05

Игроки могут покупать карты, лежащие на торговой планке, используя карты с монетами. Также они могут обменять другие карты на полмонеты. Купленные карты кладутся лицом вверх в сброс.

После того, как игрок сделал свой ход, он может сбросить или придержать в руке карты и вскрыть до 4-х карт. Если игроку нечего вскрывать, он перетасовывает сброшенную колоду и берет карты оттуда.

Игра заканчивается в конце раунда, в котором хотя бы один игрок достиг Эльдорадо. Если таких игроков несколько, выигрывает тот, кто собрал больше границ с препятствиями.

pic09

Золотая земля Эльдорадо

Для многих номининация Эльдорадо на самую престижную игровую награду достаточно, чтобы обратить на себя внимание. Но для некоторых из нас достаточно одного имени — Reiner Knizia.

Стало модным критиковать Райнера Книция. “У него были хорошие игры раньше.”, — говорят насмешники, — “Но что он делает сегодня? Старые песни на новый лад…”, — и прочее в том же духе.

Многие из его старых игр были настолько хороши в свой первый выпуск, что многие переиздаются в обновленном дизайне, тем не менее это классика. И это важнее чем критика, которую сейчас раздувают.

Но вы, наверняка, хотите услышать о новой игре Райнера Книция – это то, чего он не создавал раньше. Хотя в игре представлены новые методы (и убраны многие математические расчеты, которыми славится Книция), его стиль чувствуется в каждой детали. И, несмотря на то, что это простая семейная игра, в ней есть, что исследовать в джунглях, окружающих золотую землю.

Меня всегда впечатляло то, что игры Райнера Книция можно переигрывать множество раз. Они интерактивны и заставляют игроков подстраиваться к игре других участников. Только подумайте, игры Книция самые знаменитые в своих категориях: игры-аукционы (Ra, Medici, Modern Art, Amun-Re), игры с тайлами (Tigris & Euphrates, Samurai, Through the Desert) и игры на двоих (Lost Cities and Battle Line). В аукционах цены устанавливаются самими игроками. Правил в них немного, но я готов играть в них в любое в любое время и каждая игра будет иной, потому что игроки сами определяют ценность лотов. Так же и игры с тайлами можно переигрывать бесконечное число раз, не только благодаря разнообразию доступных сил, стартовых позиций, но и потому, что я должен обдумывать каждый свой ход по новой с новым игроком. Попытаться отнять его выигрыш или я могу заработать больше, удалив себя?

Lost Cities и Battle Line стали фаворитами, потому что каждая игра требует риска и реакции, ты не можешь просто ходить своими картами, ты должен отслеживать действия соперника.

Возвращаясь к Эльдорадо, что касается дизайна, здесь есть и разнообразие, которое сейчас ожидают игроки, и взаимодействие с игроком, что делает каждую игру неповторимой. Разнообразие заключается в семи различных двусторонних тайлов местности, плюс два малых и Эльдорадо, каждый требует своей тактики для достижения цели. Можно менять направления движения игры, и после прохождения всех трасс, представленных в правилах, можно создавать свои собственные.

В чем же заключается интерактивность игры.

pi02

Во-первых, магазин карт. Эльдорадо имеет странную комбинацию подающих стопок карт, как в Dominion и принцип каждая карта в каждой игре, как в Ascension, построение колоды. В Эльдорадо 18 уникальных стопок карт, но одни и те же стопки участвуют в каждой игре. Вы, возможно, думаете, что игра очень быстро надоест, но Книция нашел способ концепцию “слишком простое должно быть скучным” сделать интерактивной и вовлекающей.  Да, карты одинаковы в каждой игре, но доступны только карты из магазина и, в отличие от Доминиона, где каждая стопка состоит из десяти карт и, если вы очень хотите карту, то у вас есть реальный шанс получить копию, в Эльдорадо только по три карты в каждой стопке.

pic07

Это означает, что, если играют четверо, по крайней мере одному игроку точно не достанется определенной карты. Если вы хотите побеждать одним и тем же средством в каждой игре, ваш выбор будет зависеть от действий остальных. Если соперники расхватали карту Миллионер, прежде, чем вам выпал шанс взять ее, то нужно искать другой путь к победе.

pic03

Второе, новые карты поступают в магазин, когда освобождается место, то есть раскупают одну из стопок. Когда это происходит, следующий игрок может купить любую карту, и стопка этих карт поступает в магазин. Таким образом, покупая последнюю карту в стопке, вы даете следующему игроку расширенные возможности. В Star Realms или Ascension, покупка карт так же открывает возможности для следующего игрока, но вы не знаете какие именно. В Эльдорадо вы точно знаете, что делаете. Может вы не станете покупать последнюю карту, чтобы другие не смогли получить нужную карту. Или, наоборот, купите, надеясь, что у следующего игрока не хватит средств на покупку новой карты. Поэтому, хотя карты одинаковы в каждой игре, ограниченное количество каждого вида карт и малая их доступность делает каждую игру неповторимой.

Третье, множество дорог к победе. Недавно мы играли вчетвером и каждый выбрал свой путь. Один решил выдвигаться раньше, не сильно улучшая свою колоду, просто пробираясь вперед грубой силой. Второй наоборот, усилил свою колоду, заменив слабые карты. Третий накупил себе мачете-карты, пошел окружным путем, добившись победы мощными мачете. Я выбрал комбинированную стратегию, исследуя пещеры, надеясь срезать путь. И мне такая вариативность по душе – в конце игры можно увидеть возможности каждого пути и каждый план сработал бы, если его чуть обтесать, но в конечном счете игроки ответственны за свой выбор.

В игре легко увидеть ваше место в гонке, но не просто понять, когда надо ускориться. Выбрать лучшую карту, чтобы продвинуться как можно дальше? Скинуть плохие карты? Делать маленький прогресс, но постоянно? Каждая местность требует от игроков разных действий, в зависимости от типа ландшафта и действий соперников. В игре есть доля удачи, но чаще выбор игроков диктует список доступных опций, доступных в отдельно взятый игровой круг.

Мне определенно по душе, что бесполезные карты могут использоваться для дополнительной покупки силы. Вы взяли карты с веслами, когда в поле зрения нет воды? Две карты равны одной монете, которая может оказаться козырем для покупки более значимой карты. И карты можно сохранять из раунда в раунд, так что бесполезные в данном туре карты, могут оказаться ценными в будущем. В отличие от других карточных игр, в Эльдорадо получается целая головоломка из нескольких задач. Нужно решить, какие карты помогут продвинуться вперед, какие нужны для покупок, а какие нужно придержать.

Я говорил много о стратегиях и принятии решений, но все-таки эта игра семейная. Она очень проста. Даже школьники могут разобраться, что ходить нужно картой требуемого ландшафта и требуемой силы, и что картой как бы расплачиваешься за этот ход. Хотя некоторые тонкости в управлении игрой могут быть упущены, дети все равно способны составить конкуренцию взрослым. В правилах не так много исключений, и передвижения исследователей по тропам более захватывающее и наглядное представление прогресса, чем абстрактные победные очки.

Чтобы усложнить игру можно удлинить карту местности, включив сложные барьеры и вариант с пещерами. Для варианта с пещерами добавляются 4 токена к каждой пещере на игровом поле, когда игрок проходит рядом с пещерой, то берет токен. Он может использоваться для дополнительных возможностей, которые не дают карты.

pic08

Есть в игре неожиданные моменты. В мою первую игру путь до Эльдорадо казался абсолютно прямым. Я точно знал, как ходить, пока на полпути я не осознал, что карты, приведшие меня до этого пункта, были не теми, которые могли доставить меня до Эльдорадо. Я попал в бутылочное горлышко, где пространство вокруг меня было большей силы, чем карты на руках. И такие неожиданности в каждой сыгранной мной игре! С каждой новой игрой, вы видите необходимость в новых стратегиях, например, прыгнуть перед соперником, заставляя его изменить намеченный курс, потому что без специального тайла он не сможет вас обойти. И такие открытия приходят только с опытом, описания в правилах игры вы не найдете.

Теперь хотелось бы сказать о паре-тройке вещей, которые могут притормозить желание заполучить игру немедленно.

Она пока доступна только на немецком языке, на английском готовится к выпуску.

Далее, хотя я и сказал, что играть можно снова и снова, но это не та игра, в которую я бы хотел играть постоянно. Для геймеров она представляет интерес, но больше ориентирована на семейную игру.

Компоненты игры хорошего качества, игровое поле и карты с отличными иллюстрациями. Но для меня они не слишком привлекательны. Я бы предпочел карты большего размера. Для игры требуется большой стол. Играется немного по-разному для двух, трех и четырех игроков.

Резюмируя все сказанное, Wettlauf nach El Dorado достойна вашего внимания и времени, особенно если вам нужна отличная семейная игра. Это увлекательная гонка, в которую можно играть снова и снова. Книция, возможно, уже не создает глубокомысленные стратегические игры, принесшие ему известность, но не сбрасывайте хорошего доктора со счетов. У него еще много сильный инновационных идей и Wettlauf nach El Dorado тому доказательство.

Wettlauf nach El Dorado, Обзоры



Похожие записи
  • «Bang! с дополнениями» — распечатай и играй
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Наперегонки в Эльдорадо. Обзор игры
  • The Lost Expedition. Обзор игры
  • Векторный «Bang!» — распечатай и играй
    1. Mazz_O
      19 Июн 2017 из 14:56 | #1

      Насколько игра языкозависима?


    2. timox
      19 Июн 2017 из 15:43 | #2

      Этот перевод лучше было бы придержать и отредактировать.


    3. hk
      19 Июн 2017 из 21:10 | #3

      @Mazz_O


      Языконезависима. Текста на компонентах нет.


    4. Pard
      20 Июн 2017 из 0:36 | #4

      @timox

      В своём обзоре месячной давности я, помимо своих впечатлений от сыгранных партий, изложил в том числе и эту статью, но в более концентрированном и понятном виде.


    5. Александр
      01 Янв 2020 из 13:33 | #5

      Есть шанс, что картинки будут отображаться в этой статье?


    1. Трекбеков пока нет.