Полезные советы для тех, кто хочет самостоятельно сделать себе настольные игры.Выбор игрыСначала нужно выбрать игру. Список игр, по которым уже есть какие-либо материалы на русском языке, можно взять
здесь.
Если пнп-версия игры есть в архиве (см. следующий раздел), то у названия игры помечено -
NPR, если для игры существует вассал-модуль (см. в последнем разделе) -
VAS, если есть модуль Tabletop Simulator -
TTS. Эти модули можно использовать для получения сканов компонентов игры.
Названия игр, имеющих рейтинг BGG не менее 7, указаны
зелёным, а входящие в десятку самых популярных игр в какой-либо год (больше всего игроков на BGG) -
красным. Если я сделал коробку для карт/плиток игры, то стоит метка
BOX.
У каждой игры указано количество игроков (
2-4), тип (
стратегическая), продолжительность (
60 мин) и сложность (• - средняя сложность, •• - очень сложная).
Ссылка в списке ведёт на карточку игры, в которой есть все полезные ссылки. Если пнп-материалы по игре есть на этом сайте, то у неё есть значок
. Соответствующими значками также помечено наличие модулей Vassal
и Tabletop Simulator
, и показан внешний вид коробки для карт/плиток:
Поиск пнп-материалов по играмПрактически все известные сканы и комплекты пнп-игр по 2012 год включительно собраны в архиве (там более 700 игр, общий объём 100 ГБ). Чтобы пользоваться им, необходимо установить программу для работы с торрент-файлами, например,
Deluge. После этого можно открыть торрент-файл с архивом (скачав его по
обычной или
магнитной ссылке). Торрент-клиент позволяет выбрать, какие файлы из архива скачивать. Скорость скачивания зависит от количества компьютеров, которые в данный момент раздают нужные вам файлы.
А вообще все пнп-комплекты указаны
в этой теме (кроме детских игр, которые следует смотреть в
соответствующем разделе). Игра обязательно найдётся на этом форуме, если в её карточке есть соответствующий значок
.
Печать на фотобумагеЭто - самый простой способ изготовления пнп-игр. Такие компоненты получаются долговечными, и при необходимости их можно допечатывать ещё. Фотосалоны попадаются на каждом шагу, так что иметь принтер или ламинатор при этом вообще не требуется.
Печатать следует на матовой бумаге - на ней не остаются пятна от пальцев. Точные размеры файлов, которые нужно подготовить для сдачи в печать, можно посмотреть
здесь. Печатаемые элементы следует располагать в центре, оставляя поля, поскольку после печати край может быть обрезан фотопечатающей машиной на 2-4 мм. На фотографии 10 х 15 см обычно помещается 2 карты:
Если на карте нет текста, то на фотографии 10 х 15 см хорошо помещаются 4 карты размером 4,6 х 7,1 см - тогда их суммарный размер составляет 9,2 х 14,2 см, а на поля остаётся около 5 мм (общий размер макета 10,2 х 15,2 см):
Напечатать рубашку на обратной стороне фотографий не удастся, но, если хочется получить красивые карты, можно склеить их из двух частей - лицевой и рубашки. Правда, в таком случае карты станут толще и менее удобными в игре. Напрямую склеить 2 фотографии 10х15 см трудно, поэтому нужно наклеить одну часть на обычную бумагу (например меловку, нарезанную на куски 9,5х14,5 см) клеем ПВА (намазывать клей на фотобумагу, широкой кистью, тонким слоем), разгладить через чистый лист бумаги, и оставить сушиться на пару часов:
После высыхания вырезать готовые карты - резаком или ножницами, закруглить (закруглителем углов 4 мм или ножницами) и склеить попарно, желательно под прессом (клей ПВА хороши впитывается, поэтому после высыхания склеенные им детали коробятся). После высыхания обрезать торчащие белые края. Для увеличения долговечности карт можно дополнительно промазать их торцы тем же клеем ПВА. Подробности -
здесь.
Если есть желание заламинировать карты/плитки/жетоны (чтобы продлить их срок службы и сделать более красивыми), то их в таком случае лучше печатать на глянцевой фотобумаге (к ней лучше приварится ламинирующая плёнка) размером 20х30 см (файл для сдачи в печать должен иметь размер 20,3х30,5 см - см.
таблицу). Каждые 2 такие фотографии следует поместить в ламинирующую плёнку А4, прижав их тыльными (без изображения) сторонами друг к другу, и заламинировать:
После ламинирования разрезать, слегка зацепив края фотографий - они распадутся, и окажутся заламинированными только с одной, лицевой, стороны. После этого вырезать карты, закруглить их края закруглителем углом 4 мм, и склеить клеем ПВА попарно, подобрав соответствующие лицевые и оборотные части. Чтобы карты легче склеивались, одну из таких фотографий перед ламинированием можно подклеить плотным листом белой бумаги. Правда, из-за этого карты станут значительно толще и жёстче (типа банковских карточек). Но для плиток/жетонов это как раз хорошо, и правильнее проклеивать бумагой каждую фотографию.
Печать на своём принтереСамый лучший результат дают цветный лазерные принтеры, но из-за дороговизны такой печати чаще используют струйные фотопринтеры, на которые устанавливают систему непрерывной подачи чернил (СНПЧ), что существенно удешевляет печать (чернила покупаются отдельно, по мере надобности). Многие принтеры имеют встроенную защиту против использования СНПЧ, но эта проблема решается - у каждого принтера по-своему.
Печатают на матовой двусторонней фотобумаге 130 г/м2 - сначала лицевую сторону, затем, после просыхания и выпрямления листов, обратную. В настройках принтера следует правильно настроить тип бумаги (фото), качество печати (фото) и баланс цветов (визуально). Главная проблема, которая может возникнуть при двусторонней печати - смещение рисунков карт (лица и рубашки). Решать эту проблему в "Фотошопе" проще всего, поскольку там есть больше возможностей для подстройки расположения рисунка на листе (в соответствии со сдвигом, который даёт принтер). Если "Фотошоп" не используется, следует подгонять соответствие рисунков на самом принтере, перемещая край листа вправо или влево (обычно у принтера имеются для этого соответствующие направляющие - в месте подачи бумаги) - потренировавшись на простой бумаге и какой-нибудь таблице (так легче видеть возможный сдвиг на просвет).
Струйная печать боится влаги, поэтому карты придётся ламинировать. Если ламинирование не планируется, бумагу лучше использовать более толстую - 230 г/м2.
Цифровая печатьСейчас практически в каждом городе можно найти место, где печатают на плотной бумаге. Для этого достаточно найти свой город на
яндекс-карте и набрать в поиске "цифровая печать". В Москве, например, хорошо печатают на разных видах бумаги
здесь.
Уточняйте конкретные требования к предоставляемым файлам на месте, но чаще всего требуют файлы CMYK или RGB, TIF или JPG, размером 30,1х42,4 см (для печати А3), 300 dpi. Если планируете печать с двух сторон, то лучше давать файлы в вертикальном виде и с текстовой пометкой на каждом листе - где находится верх изображнения:
Если важно, чтобы не было сдвига (то есть рубашка у каждой карты своя), то требуйте, чтобы смещение не превышало 1-2 мм. Если это не гарантируется, вместо рубашки используйте текстурную заливку на весь лист. Как сделать из любой картинки рубашку с повторяющимся узором, так, чтобы не нужно было ничего совмещать при печати, описано
здесь.
Бумагу следует заказывать не менее 250 г/м2. Такие карты практически не отличаются от оригинальных (особенно, если заказана печать на бумаге "лён"), и ламинирования не требуют. Иногда дополнительно предлагают вырубку карт, но обычно это дорогое удовольствие и карты вполне можно нарезать самому резаком, а их края закруглить ножницами или закруглителем углов (см. раздел ниже).
Это - самый дорогой, но и самый качественный способ изготовления карт.
Печать за рубежомЕсть два крупнейших мировых сервиса по изготовлению карт -
PrinterStudio и
ArtsCow. В обоих требуется предоплата в долларах. Подробнее о первом можно прочитать
здесь.
ЛаминированиеЛаминированные компоненты игр более долговечны. Для этого процесса требуется ламинатор и ламинирующая плёнка. Начинать их поиски (и прикидывать цены) лучше всего
отсюда. Ламинатор лучше брать такой, чтобы при необходимости он мог заламинировать лист А3 (наиболее ходовой размер для игровых полей) - то есть ширина валика у него должна быть не менее 31 см (лист подаётся в ламинатор узкой стороной).
Плёнка для ламинирования обычно используется глянцевая, 80 мкм (для карт) и 125 мкм (для полей). Конкретные температурные режимы ламинирования подбираются экспериментально, обычно это около 140 градусов Цельсия.
Ламинировать карты можно 2 способами. Первый, самый распространённый - это ламинировать неразрезанный лист с картами, после чего его разрезать острыми ножницами (резак режет ламинат плохо, но бывают исключения). Второй, при котором ничего вырезать не нужно, и карты получаются абсолютно одинаковыми - это сначала вырезать карты, а потом их ламинировать в плёнках под размер карт (65х95, 70х100 мм). К сожалению, других подходящих размеров плёнок нет, поэтому нужно специально готовить карты под имеющийся размер плёнок.
Разрезание, закруглениеИмея опыт, можно качественно нарезать карты и острыми большими ножницами (а после ламинирования других вариантов просто нет), и канцелярским ножом, но более качественный разрез даёт фоторезак. Сабельный резак может затупиться в некоторых местах и давать постоянный брак, поэтому практичнее использовать дисковый. Приноровившись, можно разрезать карты с точностью до 0,5 мм по всей длине разреза - в конце хода диска бумага обычно смещается примерно на 1 мм и это следует учитывать при начальном расположении листа на резаке.
Для закругления углов карт можно приобрести специальный закруглитель, лучше на 4 мм, но - опять же - при должном опыте можно вполне сносно закруглять карты и острыми ножницами.
Если карты не ламинируется, то больше всего у них размочаливаются торцы. Поэтому для увеличения срока службы карт следует аккуратно обработать торцы только что нарезанных карт клеем ПВА - просто провести по ним, например, ватной палочкой, смоченной в клее. После этого сушить карту несколько минут, схватив её прищепкой - чтобы она ни к чему не приклеилась.
Сохранность торцов карт также увеличивает правильное их перемешивание. Нельзя тасовать колоду, грубо всовывая одну её половину в другую: лучше, разделив её на 2 половины, слегка согнуть их, и пролистать внахлёст, после чего аккуратно вставить эти половины друг в друга.
Коробки для картИгры, сделанные своими руками, занимают меньше места, чем оригинальные, поскольку не приходится держать на полках огромные полупустые коробки. Но сами карты всё-таки лучше хранить в подписанных коробках. Самые распространённые виды коробок - с кармашком - абсолютно непрактичны, поскольку они очень тонкие (ведь коробка везде однослойная), а кармашек и сама коробка очень быстро разрываются в местах сгибов. Поэтому для карт лучше всего делать коробки, состоящие из двух отдельных частей - нижней и верхней. Они толстые во всех местах (как минимум двуслойные), не имеют движущихся частей и изготавливаются без использования клея. Каждая часть печатается на 1 листе плотной бумаги размера А4 и собирается по
видео-инструкции. Подробности описаны
здесь или
здесь.
Комплект выкроек для коробок разных размеров -
здесь.
Для более крупных карт нужно делать более крупные коробки, которые в этом случае придётся печатать на листах А3.
Готовые коробки компактно и наглядно размещаются на полках или в более крупных коробках (например, из-под современных комплектов постельного белья - подходит для этой цели идеально и вмещает 60 коробок для карт):
А если карт много и не хочется делать для них кучу коробок (в каждую влезает только 40-60 карт), можно сделать общую коробку для игры. Для этого складываем все игровые элементы в общий компактный штабель, замеряем его размеры, и вырезаем из обычного гофрированного картона простую схему коробки, с загибающимся клапаном. Потом склеиваем, а на верхний клапан приклеиваем фотографию с названием игры:
Фишки, плитки, жетоны и прочееВ хороших магазинах канцтоваров продаются наборы для творчества - специальная пластика. Из неё можно лепить разные фишки, которые после отжига в духовке становятся крепкими и очень удобны для игр. Не стоит заниматься их покраской - проще использовать пластику разных цветов.
В качестве простой и дешёвой альтернативы можно использовать
фигурки, склеенные из бумаги. Их легко изготавливать, а сами они очень компактно складываются в коробочки:
Плитки и жетоны лучше всего делать из клееной матовой фотобумаги 10х15 см, используя в качестве прокладки тонкий картон. В этом случае никакое ламинирование не требуется, но для большей надёжности от расслаивания готовые компоненты - после выравнивания торцов ножницами - можно промазать клеем ПВА на торцах. Подробнее об этом написано
здесь, а более ранняя статья находится
здесь.
Если нужно склеить большие компоненты игры (поле или планшет), то в качестве клея лучше использовать не ПВА (он впитывается, поэтому после высыхания компоненты коробятся), а "88" (аналог клея "Момент", но более дешёвый, поскольку продаётся в больших железных банках).
В самодельных играх можно широко использовать обычные швейные заклёпки, например для изготовления всевозможных
счётчиков.
В играх с картами удобно использовать
бумажную подставку для карт.
Выпуск своих пнп-комплектовСуществует две главные разновидности пнп-игр: точная копия оригинальной игры (с оригинальными картинками и оформлением) и клон (по сути та же самая игра, но в ней картинки и оформление полностью или частично заменены на другие).
В первом случае требуются качественные сканы оригинальных компонентов (не менее 300, а лучше 600 dpi) и кропотливая работа по устранению растра, возникающего при печати (проблему усугубляет текстура, если использована бумага "лён" - подробнее о её устранении см.
здесь), а затем и аккуратное удаление оригинального текста. Это - самый худший по качеству (поскольку даже хорошо обработанные сканы не позволяют вернуть оригинальные картинки) вариант, но зато позволяет получить максимально близкую к оригиналу версию игры:
Оригинальная картинка, скан, немного обработанный для удаления офсетного растра скан. Самая большая проблема при таком копировании игры заключается в шрифтах: русский текст значительно длиннее английского и после втискивания его в то место, в котором находился оригинальный текст, становится менее читаемым (при том, что порой и оригинальный текст с трудом можно разобрать).
Во втором случае у вас развязаны руки и вы можете делать игру так, как считаете нужным и удобным, и получая любое желаемое качество. Для начала работы достаточно иметь представление о компонентах игры - что на них расположено и в каком количестве. Эту информацию часто можно получить из официальных правил игры, из любительских фотографий игры, а также - из вассаловских модулей или модулей TTS. Эти модули обычно делаются фанатами для того, чтобы можно было поиграть в любимые игры по сети. В модулях чаще всего используются плохонькие сканы. Игры, у которых есть такие модули, отмечены в списке (см. начало темы) метками TTS и VAS, а также соответствующим значком в карточке игры. Вассал-модуль представляет собой обычный zip-архив и легко распаковывается на отдельные файлы, а скачанные файлы модуля TTS располагаются в папке ...\Мои документы\My Games\Tabletop Simulator\Mods\Images.
Карты для игры лучше делать стандартного, покерного, размера - 2,5х3,5 дюйма, что при 300 dpi даёт файл 750х1050 пикс. Если вы собираетесь печатать карты на PrinterStudio (см. выше), нужно будет добавить белые или чёрные поля - так, чтобы размер карт стал 822х1122 пикс.
Сначала нужно определиться, как вы собираетесь делать рубашку. Проще всего запечатать обратную сторону листа какой-нибудь непрерывной текстурой (подробнее -
здесь), вот примерные рубашки для А4:
1-й комплект - 445 шт. (959 МБ),
2-й комплект - 150 шт. (693 МБ).
3-й комплект - 162 шт. (710 МБ).
Но красивее сделать персональную рубашку для каждой карты. Поскольку при печати всё равно возникнут небольшие сдвиги (а также для удобства восприятия отдельных карт веера руки), у карты должны быть поля - белые или чёрные (в заготовке это - слой "белый" папки "верх"). Для удобства разрезания карт после печати, им следует добавить тонкую обводку (слой "обводка") - но ТОЛЬКО на одну сторону карты (лучше на лицевую - всё-таки карты мы больше видим лицом). В нижней папке "фон" можно расположить необходимые фоны, а все картинки и тексты располагать в промежуточных папках, создавая их между папками "верх" и "фон". Следует заранее подготовить все элементы карты - текстовые и цифровые блоки, значки - и потом уже компоновать каждую карту, просто добавляя нужную картинку и включая-редактируя тот или иной элемент. Подготовив карту, сводите все слои в один слой и копируйте его в другой файл, на котором располагаются 9 готовых карт. При необходимости можно легко переделать ошибочную карту.
Файлы с готовыми картами в конце работы сводятся в jpg-файлы, а они, в свою очередь, компонуются в единый pdf-документ - например, с помощью программы
"Nitro Pro 7". Если карты будут печататься в цифровой лаборатории на листах А3, то файлы с готовыми картами кладутся точно в центр листа (размер 30,1х42,4 см, вертикальная ориентация) - при этом не забываем о правильной ориентации рубашек (на всякий случай также делаем надпись в верхней части листа)!
Для комплектов игр, подготовленных под печать на фотографиях 10х15 см, используются заготовки размером 15,2х10,2 см, 300 dpi, которые - после помещения на них нужных материалов - сохраняют в jpg, RGB. В этом случае после печати получится правильный размер.