На данный момент я собираюсь начинать переводить вот это: https://ja.wikipedia.org/wiki/Category:麻雀
Там имеется более 850 статей, но 2/3 из них о игроках в маджонг, в основном скучная и сухая писанина про профессионалов, что лично мне не интересно, поэтому я это переводить не буду. Что касается правил - там их примерно 1/9 объёма и ещё 2/9 сопутствующих статей, которые я думаю полистать, будет что интересное - переведу.
По поводу подробных правил рӣчи - там есть мелкие исправления, неособо много, в основном уточнения естественно. Полностью пересобирать и вписывать всё это я буду по окончанию перевода вики.
Думаю дописать процесс сбора руки с высоким шантеном. На самом деле там ничего сложного и страшного - все эти руки / яку в своей основе являются чӣтоицу, который был разрублен пополам вдоль и/или поперёк. За мусорное заполнение даётся 0 или 1 хан, а за дюже последовательное и красивое - 2 или 3 хан. За симметрию и красоту во второй половине руки тоже можно получить 1-2 хан. Если совсем упороться и собрать всё, что можно - будет манган, так что откравенно хреновых и бессмысленных яку там нет. Подробности выложу потом как-нить. Если кому нечего делать много подобного может найти в списках местных яку на вики. Лично я не хочу упарываться этим и просто опишу принцыпы, поэтому даже названий яку писать не буду, поскольку мне совсем неохота рыться в этом мусоре только для того, чтобы узнать названия яку - грубо говоря они все чӣтоицу в той или иной мере. Ну, например, если собрать 7 рянменов (да, такое яку существует), то оно будет называться чӣтāцу, у него есть подвид для 7 канчанов, но это уже перебор, хотя так тоже можно в сверх местных правилах стола.
А пока развлекайтесь вот этим. Ранее я не упоминал про эту писанину поскольку там не было переведено базовых правил и сами модификации были переведены не до конца, некоторые совсем коряво, кто смотрел не вошедшее в подробные правила мог видеть эти куски перевода.
Японский маджонг на четверых игроков на основе сычуаньского.
赤血の間 :: В алой крови / Кроваво-алые трения
[sekketsu no ma]
Правила основаны на правилах Чэнду́ маджонга (Сычуаньский).
Базовые правила
1. Колода из 108 плиток, то есть только масти цифр.
2. Фуритена нет
3. Рӣчи и чӣ нет.
4. Мёртвой стены нет.
5. Дополнение руки из начала живой стены.
6. Никаких дор нет.
7. Гнёта оя нет.
8. Ренчанов нет.
9. Нико-нико есть.
10. Банкрот минус.
11. Множественный рон есть.
12. Абортивной ничьей нет.
13. Объявлений канцу 5 шт.
14. Чомбо оплачивается в стоимость руки нарушителя, но не менее мангана.
Ход игры
1. Обмен тремя плитками между игроками.
2. Связывание масти.
3. Первый ход как обычно делает оя.
4. После выхода первого игрока остальные продолжают дальше.
5. Выплаты производятся по окончанию раздачи.
6. Раздача завершается при исчерпывающей ничьей или выходе трёх игроков.
7. При банкротстве игра завершается досрочно.
О точном подсчёте очков
Подсчёт очков в конце раздачи
1. Используется только ранг руки без отметок.
2. Формула: S = 1000 × 2^(Han − 1).
3. Якуман: 6 хан.
4. Агари по цумо даёт 1000 очков.
Точный подсчёт очков
1. Агари по рон полностью выплачивает накинувший.
2. Агари по цумо выплачивают все.
3. Вышедшие игроки не участвуют ни в каких расчётах с ещё не вышедшими игроками на следующих итерациях.
Выплаты при объявлении канцу
1. Выплаты производятся мгновенно при формировании канцу.
2. Анкан даёт 2000 очков с каждого.
3. Даиминкан даёт 2000 очков с накинувшего.
4. Шōминкан даёт 1000 очков с каждого при завершении плиткой со стены.
5. Вышедшие из раздачи игроки больше не производят выплат по канцу.
6. При исчерпывающей ничьей все канцу выплаты возвращаются обратно.
7. Чанкан отменяет выплаты за расформированное канцу.
О нōтен баппу :: Расчёты при ситуационной ничьей
1. Выплаты производятся только между не вышедшими игроками.
2. Нōтен делают выплаты лучшей тенпаи руке.
3. При наличии связанной / исключённой масти штраф составляет 8000 очков.
4. Однако, при наличии игрока с рукой от 16000 очков выплаты производятся ему ( вышедший игрок).
Принятые яку
1飜役
• 無番和 [ūfanhō] Ӯфанхō. Внеочередная гармония / Цыплячья рука
• 嶺上放銃 [rinshan hōjū] Канбури.
• 搶槓 Чанкан.
• 海底摸月 Хаитеи + Хōтеи
• 根 [rūto / ne] Корень.
2飜役
• 対々和 Тои-тои хō.
3飜役
• 清一色 Чин' ицу.
• 七対子 Чӣтоицу.
• 帯幺九 [tai yāo chū] Джунчан.
• 金勾釣 [kin kō tyao] Кин кō тяо / Золотистый лещ.
4飜役
• 清対 [chin toi] Чин' тои.
5飜役
• 清七対 [chin chītoi] Чин чӣтои.
6飜役
※ Это предел в якуман.
• 天和 Тенхō.
• 地和 Чӣхō.
• 清十八羅漢 / 清十八阿羅漢 [chin jūhachi rakan] Чин сӯанкō.
闇夜の戦 :: Битва тёмной ночью // Акаги
[yamiyo no ikusa / an' ya no sen]
Базовые правила
• 闇牌: Тёмная плитка: сброс в кон в закрытую – 1000 очков.
• 闇: Темнота: закрытая плитка исключается из личного кона – игнорирует фуритен и несоответствие вхождение в яку на сброшенных плитках.
• 照射 / 闇返し: Осветить плитку: раскрыть закрытую плитку в коне – 2000 очков. Агари по рон при этом даёт двойные выплаты.
• 闇維持 / 完闇: Поддержание темноты: запрет освещения плитки в коне – 4000 очков.
• Ставку забирает объявивший агари, при ничьей она разыгрывается в следующей раздаче.
• Множественный рон – атама хане.
• Не разыгранные ставки забирает лидер, при ничьей – атама хане от изначального оя.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
Отличия от базовых правил (в алой крови)
• Тёмная плитка: можно объявить агари по рон на сносе тёмной плитки, результат – двойные выплаты или чомбо за нарушение правил саишōчи.
• Поддержание темноты: объявить агари по рон невозможно.
• При игре 2 на 2 шимоча основного игрока – это вспомогательный игрок, основные игроки сидят напротив друг друга, и только основные игроки могут использовать объявления сноса тёмных плиток в кон.
• При игре каждый за себя все объявления доступны всем, при одновременном освещении плитки используется правило атама хане.
修羅の戦 :: Битва Асуры // Цепь агари
[shura no ikusa / asura no sen]
Базовые правила
• Перед первым ходом оя происходит обмен тремя плитками по одной с каждым противником.
• Раздача продолжается до конца живой стены или до выхода трёх игроков с объявлением агари. Вышедший игрок больше не принимает участия в текущей раздаче.
• При объявлении агари расчёты производятся немедленно, а агари плитка остаётся на руках. Все имеющиеся ставки со стола и выплаты по хонбе получает объявивший агари в этот момент времени, ставки сделанные позже достаются следующему объявившему агари.
• Вышедшие игроки не участвуют в выплатах (агари, канцу и простой нōтен) и за них никаких выплат нет, при этом, когда остаётся два игрока за агари по рон даётся только половина выплат.
• Если ваш камича объявил агари, то вы больше не можете объявить шунцу.
• Ренчанов нет. При агари оя (или тенпаи оя) добавляется одна хонба, но при выходе троих игроков хонба обнуляется. Если оя выходит не первым – он не получает выплаты за хонбы, поскольку их уже получил первый вышедший игрок.
• Нōтен баппу есть. Каждому тенпаи игроку выплачивается по 1000 очков с каждого нōтен игрока.
• При особой ситуационной ничьей, когда имеются вышедшие игроки, нōтен баппу производится только между не вышедшими игроками.
• Ответственности нет.
• При чанкане объявление канцу засчитывается, а выплаты за канцу производятся после выплат за агари.
• Если было четвёртое объявление канцу, то после совершения всех выплат, имеющихся в этот момент времени, инициализируется абортивная ничья.
• Одновременное объявление агари по рон и рӣчи засчитывается – ставка не возвращается. Рӣчи банкрот есть.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
占星の戦 :: Битва астрологов // Саки: Токи
[sensei no ikusa / sensei no sen]
『咲-saki-』.『怜-toki-』: 園城寺怜 – 「未来視」.
Базовые правила
• При первом ходе оя может не набирать небесную плитку сразу, а раскрыть четыре плитки в начале живой стены и выбрать одну из них, оставшиеся три раскрытые плитки предоставляются для выбора следующему игроку по завершению хода оя.
• В начале живой стены по ходу игры постоянно раскрывается первые три плитки, каждый игрок может выбрать любую из них.
• Раскрывает плитки всегда игрок, набирающий плитки со стены в свой ход.
• У всех игроков перед взятием плитки со стены всегда без исключений должен быть выбор из трёх раскрытых плиток с учётом риншанпая, то есть если раскрывается риншанпаи, то в начале живой стены остаётся раскрытыми только две плитки.
• Если раскрытых плиток меньше трёх – требуется раскрыть недостающее количество следующих плиток.
• При объявлении канцу требуется добрать две плитки, для чего объявивший переворачивает риншанпаи, делая произвольный выбор из раскрытых плиток в живой стене и риншанпая, исключая случаи с ограблением кона, при котором требуется выбрать только одну из этих плиток, и завершить свой ход снося из руки одну ненужную плитку в кон.
• Все раскрываемые плитки должны быть видны всем игрокам до их взятия.
• Плитки дор в мёртвой стене в раскрытии не участвуют и используются исключительно стандартно при объявлениях канцу.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
幻界の戦 :: Битва в мире призраков // Кагуя
[genkai no ikusa / genkai no sen]
Базовые правила
Играется тонпӯсен. Нижеперечисленные правила выбираются случайно, как карточки. Выбор возможно производить перед раздачей, партией, раундом или игрой. Возможно разделение стопок карточек по типам. Возможно выбирать несколько карточек. Можно использовать разноцветный набор костей 3d6 – каждая кость свой тип карточек, выпадение шести на кости – правило данной категории отсутствует, если нужно выбрать только одну карточку – можно сделать второй бросок одной кости и сделать циклический счёт среди предыдущего выбора. Оговорите желаемый вариант отдельно. Исходное описание процесса отсутствует.
Оя
01. Строгое соблюдение дисциплины / Школьный порядок = Оя не может объявить агари по рон в даматене. Допускается сбор руки в открытую и агари по цумо в даматене.
02. Вечная ночь / Раунд 1500 = Хонба 500 с каждого.
03. Принудительный сбор / Вся речь лидера = При ничьей ставки на кону забирает оя.
04. Манипуляция обще-ственным мнением / Пропаганда = Когда оя объявляет кōцу – открывается ещё один маркер доры после сброса плитки в кон как при длинном канцу.
05. Дополнительное вознаграждение / Удачный подарок = Оя при агари по рон получает за каждую дору ещё по 1000 очков.
Шанс
06. Параллельный мир / Другой рассказ = При объявлении рӣчи все верхние доры становятся недействительными, а все нижние становятся двойными. Ака доры дают ещё 1 хан.
07. Втрое быстрее / Багряная комета = Ӣппатцу действует 3 круга.
08. Металлический блеск / Ярко / Ослепительно = Маркер доры является индикатором.
09. Сверх тан' яō / Таким образом сильнейший = Обычный тан' яō даёт 3 хан.
10. Пойти ва-банк / Быстрый шанс = Рӣчи и ӣппацу дают по 2 хан, дабу рӣчи даёт 4 хан.
Судьба
11. Громкие слова / Преувеличение = Нōтен и нагаши оплачиваются в двойном размере.
12. Излишняя подготовка / Перфекционизм = Рӣчи ставка составляет 2000 очков.
13. Смертельные песочные часы / Обратный отсчёт = При каждом сбросе плитки в кон после объявления рӣчи счёт игрока уменьшается на 300 очков.
14. Что посеешь, то и пожнёшь / Спасибо за совет = Ограбление простой плитки оплачивается в размере 500 очков.
15. Вознаграждение за любовь / Поворотный момент в любви = Ограбление дора плитки оплачивается в размере 2000 очков.
天命の戦 :: Судьбоносная битва // Код Гиасс
[tenmei no ikusa / tenmei no sen]
Базовые правила
• Играется тонпӯсен или ханчан, энчōсен нет. Гентен 50к очков. Ограничений на выплаты нет.
• Первый дабуру тонг раздаётся в открытую и остаётся таковым – это плитки судьбы. Плитки судьбы можно сбросить и заменить обычной плиткой, но нельзя ограбить. Каждая плитка судьбы кратно увеличивает выплаты при агари – P = Выплаты × (N + 1). Плитки судьбы не влияют на нōтен баппу, цумибō и ставку на кон (кйōтаку).
• Статус и использование плиток судьбы, а также идентичным им плиток:
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
詠唱の戦 :: Битва арий // Судьба: Илия
[eishō no ikusa / eishō no sen]
Базовые правила
• Играется тонпӯсен или ханчан. Гентен 25к.
• При сбросе в кон от трёх плиток каждым игроком при агари начисляются доп. выплаты.
• Подсчитывается только максимальное число плиток в коне объявившего агари игрока.
• Имеется два вида премий за однотипный снос плиток в кон – тедаши (бледная премия – снос из руки в кон) и цумогири (пунцовая премия – снос со стены в кон) соответственно:
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~
Высокий шантен руки... инфы у меня меньше, чем хотелось бы. В основе принципа лежат недособранные якуманы, в целом это всё. Пришлось много раз переписывать всё с нуля – не сразу дошло, что там два взаимоисключающих набора правил. Всё ещё проще. По итогу получилось, что использовать надо не все, а часть использовать не так. Писанина ниже – это не что-то общеизвестное или какие-то правила, а всего на всего общий принцип составления яку для рук с высоким шантеном. Используя этот принцип можно получить более 370 вариантов яку, естественно описывать каждое никто не будет. Яку – жёсткий набор правил, собранный из отдельных маленьких кусочков, поэтому на вики можно находить эти самые яку, но нельзя найти то как они были получены – это никому не нужно. Правда же лучше насыпать мусора на десятки или сотни страниц с этими вариантами яку, чем написать пару страниц с описанием того, как собрать / получить / сгенерировать их самостоятельно? Не секрет, что яку там составлены в основном по принципу взятия пучка укропа, потом кош... ладно, заканчиваю флуд.
Изменены структуры руки. Добавлены: 5 тан и 3 триплета; 10 тан и квартет. Отделены: 3 квартета и 2 тан; 2 квартета и 2 фрейма; 2 квартета и 3 парных; 1 квартет и 2 пентета; 2 фрейма и 4 парных.
Изменены заполнители: иссшоку (одноцвет) сокращён до наи чан (внутренние – плитки масти цифр достоинством от 3 до 7), йӯка (ценные) расширен до цӯ чан (благородные / иероглифы), добавлен забытый акаи' шоку (красные / кровавые – есть два варианта: ● масть ман, терминалы и чун; ● внутренние масти не ман, кроме 3 пин [вариативно], терминалы и чун.) и гассуцухō (плетение – это тоже заполнитель, а не структура фреймов).
Структура руки и число шантен
綴子 [teitsu] :: 字張 [tsū chan] :: 重要張 [jūyō chan] :: 黒い色 [kuroi' shoku] :: 不塔張 [pūtā chan] :: 断紅和 [tanfonhō] :: 赤い色 [akai' shoku] :: 緑い色 [ryokui' shoku] :: 対称張 [taishō chan] :: 二個張 [niko chan] :: 合冊和 [gassatsuhō] :: 内張 [nai chan] :: 花子 [hanatsu] :: 変 [hen]
Данный момент базовых правил в подавляющем большинстве случаев полностью игнорируется, но иногда можно встретить частичное использование диаметрально противоположного края соотношения числа шантен и структуры руки. Игнорирование приводит к тому, что игроки при всём желании не имеют возможности вступить в бой и вынуждены молча наблюдать за сбором руки противников, уйдя в оборону. Правилами стола может быть разрешено использование нестандартных фреймов с плетениями (теицу) в структурированной части руки как ренцу, суджицу и другие.
Используемые структуры: 14 тан, 12 тан и джантō, 11 тан и фрейм, 10 тан и квартет, 9 тан с фреймом и джантō; 8 тан и 2 триплета; 2 септета (2 по 7); 6 тан и 2 триплета с глазами; 5 тан и 3 триплета.
Используемые заполнители: цӯ чан (благородные), джӯйō чан (важные – все терминалы и все благородные), курои' шоку (однотонные чёрные – 2, 4, 8 пин и ветра), пӯтā чан (не соседние плитки, не образующие фрейм), танфонхō (однотонные без красного – сумма хе' ӣсō с рёкуи' шоку и хаку), акаи' шоку (красные / кровавые – есть два варианта: ● внутренние масти ман, терминалы и чун; ● внутренние масти не ман, кроме 3 пин [вариативно], терминалы и чун;), рёкуи' шоку (однотонные зелёные – 2, 3, 4, 6, 8 сō и хацу), таишō чан (симметричные во всех плоскостях плитки – 1, 2, 4, 5, 8, 9 пин, 2, 4, 5, 6, 8, 9 сō, хаку, последняя плитка [выбирается только одна из четырёх] зависима от местных правил – 3 пин [стандартно], 3 сō, 7 сō или чун), нико чан (всего два любых достоинства масти цифр в минимальном количестве мастей), гассацухō (плетения), наи' чан (внутренняя часть плиток масти цифр от 3 до 7) и ханацу (цветы – дополнительные плитки).
Рука делится на две части – структурированную и неструктурированную, не структурированная должна содержать только плитки заполнителя одного типа в тан блоках, повторы допустимы, в блоке септета повторы стандартно не допустимы. Для увеличения ранга руки в заполнителе требуется наличие уникальных плиток, если ранг заполнителя допускает повторы – число повторов в таблице указано как нижний индекс. Заполнитель на основе парных плиток так же не допускает повторов пар. При использовании заполнителя на внутренних плитках требуется использовать две масти для ранга в 1 хан и три масти для ранга в 2 хан, при использовании парных плиток требуется использовать одну масть для ранга в 1 хан и две масти для ранга в 2 хан. Вы можете ограбить последнюю уникальную плитку заполнителя, если длина раскрываемого блока составляет от трёх плиток, сказав, – "Хен!" (приоритет выше кан) и вариативно сразу открыв весь блок. В две трети случаев в структуре руки может присутствовать кōцу, поэтому вы можете повысить его до канцу без изменения структуры руки. После объявления агари неструктурированную часть руки нужно отделить от структурированной.
Ранг плиток усреднён и округлён, возможно имеется некоторая инфляция в угоду простоте описания и использования. В таблице указано необходимое количество одиночных плиток, которое нужно собрать для получения указанного ранга. Заполнители не сочетаются между собой, но могут пересекаться со структурированной частью руки.
Чем слабее заполнитель, тем ниже он в списке. Таблица по выше написанному выглядит следующим образом:
Знаки "+-" в таблице означают возможность использования заполнителя данного размера. Если вы считаете заполнитель или структуру слишком простыми – отключите их или используйте штраф в 1 хан. Отключение – запрет использования одного варианта. Штраф – снижение ранга всех вариантов или строго указанного, в открытую или независимо.
Знак "x" в таблице означает необходимость использования сторонних правил, указанных в примерах ниже.
Совместимость метода 95,5÷98,77%. Если посчитать необходимое число замен плиток для случайной руки, то для получения стандартной структуры никогда не будет требоваться замена больше девяти плиток, указание числа шантен как 10÷13 является символическим для указания того, что данная структура предназначена для сборки якуманов, а имеющиеся на руках плитки для их получения может потребоваться заменить полностью. При сборе руки только из заполнителей одной из первых девяти категорий при соблюдении необходимой структуры возможно получить якуман.
Септет. Стандартно существует два способа получения этого блока на масти цифр – последовательными без пропусков и с симметричными равноудалёнными пропусками от плитки центрального достоинства. Остальные возможные варианты для упрощения сбора руки зависят только от фантазии игроков. Можно придумать следующие варианты вида 1223333, 1122233, 1112333, 1223445, 1111222 и т.п, в которых часть блока является шунцу с или без хаработе, кōцу или канцу, а остатки – тоицу или тāцу любого вида. Различные части можно собирать в разных мастях, но они должны быть идентичными или с прилеганием, или с пересечением относительно др. др. Для использования благородных плиток требуется дополнительное правило. Например, благородные должны быть прилегающими к плиткам вершин (1, 5 и 9) в соответствующей им масти в любом сочетании, делать привязку благородных к плиткам отдельных достоинств нет необходимости: красный, восток, север = ман; зелёный, юг, цветы = сō; белый, запад, сезоны = пин.
Плетение. Помимо плетения фреймов имеется плетение блоков между собой, поэтому стандартные данго блоки могут считаться переплетёнными, если они являются суджи триплетом. Ввариативно возможно применение другого вида плетения, допускаемого местными правилами (см. теицу). Учитывая выше сказанное – переплести можно даже стандартные блоки благородных, если использовать блок плиток вершин как последовательную связку. При использовании плетения требуется учитывать уникальные плитки всех блоков, участвующих в плетении.
Открытые блоки. Блоки более трёх плиток нужно делить на части, если хоть одна часть открыта – весь блок открыт. Таким образом вы можете выложить в открытую часть блока, являющуюся шунцу или кōцу, а остальные плитки оставить в закрытой части руки. При объявлении агари закрытые части блоков нужно разместить рядом с открытыми для наглядности. Если разрешены нестандартные фреймы – их так же можно объявлять частью длинных блоков.
Агари по рон в блок одиночных. Для этого требуется иметь все уникальные виды плиток заполнителя, кроме одного, если их больше, чем постоянная длина руки (техаи, 13 плиток), то достаточно 12 уникальных (на 1 меньше).
Дополнительные правила. Имеется ещё один механизм для сбора рук с высоким шантеном. Предыдущий способ с этим совершенно несовместим. Здесь в основе лежит расширение стандартных фреймов без использования заполнителей, что приводит к совершенно другим структурам руки.
Используемые структуры: 3 квартета и 2 тан; 2 квартета и 2 фрейма; 2 квартета и 3 парных; 2 фрейма и 4 парных; 2 пентета и 1 квартет. Квартет может содержать: длинный шунцу, окури кан, розу ветров (уникальные ветра), гармонию истоков (уникальные драконы) с расширителем (1 сō, цветок или сезон, возможно дора) или кōцу с расширителем. Пентет может содержать: сверх шунцу, шунцу с двукраевым хаработе, кōцу с плилегающей парой, кōцу с двуприлегающими одиночными, а с расширителем – окури кан, розу ветров и гармонию истоков. Обычные фреймы с кōцу можно повысить до канцу, объявленный канцу не может быть частью блока большего размера.
Ранжирование рук. Используется обычные яку в сочетаниях шунцу, кōцу или канцу, являющиеся частью блоков без пересечений структуры. Две идентичных плитки в пентете могут использоваться как глаза. Три пары могут давать 1 хан, если все они благородные. Четыре пары могут давать 1 хан, если они содержат две пары благородных и две пары терминалов. Три и четыре пары не сочетаются. Две пары могут давать 1 хан, если содержат цветы или сезоны (окури кан), три пары могут давать 2 хан, если содержат цветы и сезоны. Два тан в структуре должны быть связаны с квартетами общими признаками – образовывать пентет или являться двумя из пяти плиток заполнителя.
Примеры. Названиями яку можете считать сочетания размера тан блока и названия заполнителя.
1. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 字張 [tsū chan]
Семь одиночных с благородными – в септете справа четыре последовательных можно рассматривать как шунцу с крае-вым пересечением рянмена, что в общем позволяет строить последовательности любой длины, а наличие кōцу зелёных драконов (хацу) допускается как прилегающее к 1 сō; итог – агари по цумо на 4 сō в открытый блок:
🀀🀁🀂🀃🀄🀅🀆 🀅🀅🀅 自摸 🀓 吃 🀑🀐🀒
2. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 内張 [nai chan]
Семь одиночных с внутренними – в септете справа 4 ман, 4 сō и 4 пин можно рассматривать как три идентичные разно-мастные одноплиточные последовательности, к которым присоединён канчан 3-5 пин и рянмен 5-6 ман, агари по рон на одиночную плитку заполнителя доступно поскольку рука содержит максимум минус один уникальных плиток заполнителя согласно его ранга в данной структуре, при иной интерпретации руки 4 сō можно считать одиночной плиткой, а 7 ман – частью шунцу 567 ман в септете:
🀒🀔🀕🀖🀞🀟 🀛🀜🀝🀓🀊🀋🀌 栄 🀍
3. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 二個張 [niko chan]
Семь одиночных с дуэтными – в тан блоке слева собраны все уникальные плитки, поэтому доступно шестистороннее ожидание с яку в 2 хан поскольку в септете справа шесть плиток одного достоинства (и одна соседняя) – недособранное саншоку дōкō, до стандартной руки 1÷3 шантен, но при необходимости можно объявить агари:
🀜🀓🀊🀞🀕🀌 🀞🀜🀜🀓🀓🀊🀊 自摸 🀌
4. 10単 + 1四重 [jū tan to ichi sūjū] / 合冊和 [gassatsuhō]
Десять одиночных с переплетёнными – данная рука требует исключительного наличия длинного шунцу боковые плитки которого будут копиями переплетённых плиток:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀙🀜🀟🀟 自摸 🀙 吃 🀚🀛🀜
5. 8単 + 2面子 [hachi tan to ni mentsu] / 合冊和 [gassatsuhō]
Восемь одиночных с переплетёнными – один из суджи триплетов разделён между структурированной и не структурированной частью руки, а во втором фрейме должна быть хотя бы одна копия переплетённой плитки:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀙🀜 🀟🀟 栄 🀟 吃 🀚🀛🀜
6. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 合冊和 [gassatsuhō]
Семь одиночных с переплетёнными – один суджи триплет разделён между структурированной и не структу-рированной частью руки, а септет в открытой части руки содержит 5 суджи плиток, разделённых рянменом:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀙 自摸 🀜 🀜 吃 🀟🀝🀞 🀟🀟
Здесь септет имеет две переплетённые пары и одиночную с объединением через двухсторонний рянмен-канчан – пересечение-прилегание, завершающей плиткой тут является только 2 пин и 3 пин:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀏 🀙🀙🀜🀝🀟🀟 栄 🀚
7. 6単 + 雀頭 + 2面子 [roku tan to jantō to ni mentsu] / 合冊和 [gassatsuhō] :: 組合龍 [kumiai ryū] :: 筋牌刻 [sujipaikō]
Шесть одиночных с переплетёнными – это сочетание правил двух яку кумиаи рйӯ для тан блоков и сочетания с яку суджипаикō для структурированной части руки, переплетёнными плитками считаются суджи триплеты:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏 🀙🀙🀙 🀜 自摸 🀜 碰→ 🀟🀟🀟
В этом примере четыре суджи триплета – уникальны 9 плиток. Плитки вне суджи триплета могут быть засчитаны только если являются копией плиток из суджи триплета. При замене кōцу 1 и 7 пин на шунцу с 1 и 7 пин вы получите 9 уникальных переплетённых плиток, но общее число переплетённых плиток будет 10, что мало, поэтому допустимо заменить на шунцу только одно кōцу.
8. 5単 + 3面子 [roku tan to san mentsu] / 合冊和 [gassatsuhō] :: 筋子 [sujitsu]
Пять одиночных с переплетёнными – здесь белый дракон считается переплетённым благодаря наличию соответствующей плитки вершины масти пин в структурированной части руки – 1 пин, данная рука содержит переплетённую пару плиток как подобие замене джантō, что является неким расширяющим исключением, всего уникальных плиток 8, а общий ранг руки составляет 3 хан, потеряны яку сананкō и мензен чин цумо хō:
🀑🀔🀗🀉🀌 🀙🀙🀙 🀜🀜 自摸 🀜 碰→ 🀆🀆🀆
В этом примере допустимо объявить агари по рон на 9 ман поскольку рука содержит необходимый минимум переплетённых плиток, в остальных случаях в правилах должен быть разрешён суджицу фрейм.
9. 5単 + 3面子 [go tan to san mentsu] / 二個張 [niko chan]
Пять одиночных с дуэтными – дуэтные плитки должны быть соседними и формировать шунцу и хотя бы одно кōцу, завершение руки последней уникальной плиткой заполнителя, отсутствующей в руке может быть малым призовым яку и при куи сагари яку давать ещё 1 хан, здесь это рянмен на 4-5 ман с агари на 6 ман:
🀜🀓🀊🀞🀕 🀜🀜🀜 🀓🀔🀕 🀊🀌 自摸 🀋
Там имеется более 850 статей, но 2/3 из них о игроках в маджонг, в основном скучная и сухая писанина про профессионалов, что лично мне не интересно, поэтому я это переводить не буду. Что касается правил - там их примерно 1/9 объёма и ещё 2/9 сопутствующих статей, которые я думаю полистать, будет что интересное - переведу.
По поводу подробных правил рӣчи - там есть мелкие исправления, неособо много, в основном уточнения естественно. Полностью пересобирать и вписывать всё это я буду по окончанию перевода вики.
Думаю дописать процесс сбора руки с высоким шантеном. На самом деле там ничего сложного и страшного - все эти руки / яку в своей основе являются чӣтоицу, который был разрублен пополам вдоль и/или поперёк. За мусорное заполнение даётся 0 или 1 хан, а за дюже последовательное и красивое - 2 или 3 хан. За симметрию и красоту во второй половине руки тоже можно получить 1-2 хан. Если совсем упороться и собрать всё, что можно - будет манган, так что откравенно хреновых и бессмысленных яку там нет. Подробности выложу потом как-нить. Если кому нечего делать много подобного может найти в списках местных яку на вики. Лично я не хочу упарываться этим и просто опишу принцыпы, поэтому даже названий яку писать не буду, поскольку мне совсем неохота рыться в этом мусоре только для того, чтобы узнать названия яку - грубо говоря они все чӣтоицу в той или иной мере. Ну, например, если собрать 7 рянменов (да, такое яку существует), то оно будет называться чӣтāцу, у него есть подвид для 7 канчанов, но это уже перебор, хотя так тоже можно в сверх местных правилах стола.
А пока развлекайтесь вот этим. Ранее я не упоминал про эту писанину поскольку там не было переведено базовых правил и сами модификации были переведены не до конца, некоторые совсем коряво, кто смотрел не вошедшее в подробные правила мог видеть эти куски перевода.
Японский маджонг на четверых игроков на основе сычуаньского.
赤血の間 :: В алой крови / Кроваво-алые трения
[sekketsu no ma]
Правила основаны на правилах Чэнду́ маджонга (Сычуаньский).
Базовые правила
1. Колода из 108 плиток, то есть только масти цифр.
2. Фуритена нет
3. Рӣчи и чӣ нет.
4. Мёртвой стены нет.
5. Дополнение руки из начала живой стены.
6. Никаких дор нет.
7. Гнёта оя нет.
8. Ренчанов нет.
9. Нико-нико есть.
10. Банкрот минус.
11. Множественный рон есть.
12. Абортивной ничьей нет.
13. Объявлений канцу 5 шт.
14. Чомбо оплачивается в стоимость руки нарушителя, но не менее мангана.
Ход игры
1. Обмен тремя плитками между игроками.
2. Связывание масти.
3. Первый ход как обычно делает оя.
4. После выхода первого игрока остальные продолжают дальше.
5. Выплаты производятся по окончанию раздачи.
6. Раздача завершается при исчерпывающей ничьей или выходе трёх игроков.
7. При банкротстве игра завершается досрочно.
О точном подсчёте очков
Подсчёт очков в конце раздачи
1. Используется только ранг руки без отметок.
2. Формула: S = 1000 × 2^(Han − 1).
3. Якуман: 6 хан.
4. Агари по цумо даёт 1000 очков.
Точный подсчёт очков
1. Агари по рон полностью выплачивает накинувший.
2. Агари по цумо выплачивают все.
3. Вышедшие игроки не участвуют ни в каких расчётах с ещё не вышедшими игроками на следующих итерациях.
Выплаты при объявлении канцу
1. Выплаты производятся мгновенно при формировании канцу.
2. Анкан даёт 2000 очков с каждого.
3. Даиминкан даёт 2000 очков с накинувшего.
4. Шōминкан даёт 1000 очков с каждого при завершении плиткой со стены.
5. Вышедшие из раздачи игроки больше не производят выплат по канцу.
6. При исчерпывающей ничьей все канцу выплаты возвращаются обратно.
7. Чанкан отменяет выплаты за расформированное канцу.
О нōтен баппу :: Расчёты при ситуационной ничьей
1. Выплаты производятся только между не вышедшими игроками.
2. Нōтен делают выплаты лучшей тенпаи руке.
3. При наличии связанной / исключённой масти штраф составляет 8000 очков.
4. Однако, при наличии игрока с рукой от 16000 очков выплаты производятся ему ( вышедший игрок).
Принятые яку
1飜役
• 無番和 [ūfanhō] Ӯфанхō. Внеочередная гармония / Цыплячья рука
- Нет яку.
- Сочетается с яку корень.
• 嶺上放銃 [rinshan hōjū] Канбури.
• 搶槓 Чанкан.
• 海底摸月 Хаитеи + Хōтеи
• 根 [rūto / ne] Корень.
- Четыре идентичных плитки в руке как канцу или окури кан.
- Сочетается между собой и с цыплячьей рукой.
- Считается подобием доры.
2飜役
• 対々和 Тои-тои хō.
3飜役
• 清一色 Чин' ицу.
• 七対子 Чӣтоицу.
• 帯幺九 [tai yāo chū] Джунчан.
• 金勾釣 [kin kō tyao] Кин кō тяо / Золотистый лещ.
- Ожидание в хадака танки.
- Не сочетается с тои-тои хō.
4飜役
• 清対 [chin toi] Чин' тои.
- Сочетание чин' ицу и тои-тои хō.
- Ахтунг! Не даёт 5 хан.
- Тои-тои хō из плиток достоинством 2, 5 и 8.
- Чӣтоицу с обязательным окури каном.
5飜役
• 清七対 [chin chītoi] Чин чӣтои.
- Сочетание чин' ицу и чӣтоицу.
- Ахтунг! Не даёт 6 хан.
- Сочетание чин' ицу и джунчана.
- Это не чинрōтō.
- Сочетание чин' ицу и кин кō тяо.
- Ахтунг! Не даёт 6 хан.
6飜役
※ Это предел в якуман.
• 天和 Тенхō.
• 地和 Чӣхō.
- Агари по цумо на первом взятии (не обходе) плитки со стены.
- Разрешается даже после ограблений.
- Сочетание чин' ицу и нико-нико.
• 清十八羅漢 / 清十八阿羅漢 [chin jūhachi rakan] Чин сӯанкō.
- Сочетание чин' ицу и сӯанкō, ранг яку такой же, но это др. яку.
闇夜の戦 :: Битва тёмной ночью // Акаги
[yamiyo no ikusa / an' ya no sen]
Базовые правила
• 闇牌: Тёмная плитка: сброс в кон в закрытую – 1000 очков.
• 闇: Темнота: закрытая плитка исключается из личного кона – игнорирует фуритен и несоответствие вхождение в яку на сброшенных плитках.
• 照射 / 闇返し: Осветить плитку: раскрыть закрытую плитку в коне – 2000 очков. Агари по рон при этом даёт двойные выплаты.
• 闇維持 / 完闇: Поддержание темноты: запрет освещения плитки в коне – 4000 очков.
• Ставку забирает объявивший агари, при ничьей она разыгрывается в следующей раздаче.
• Множественный рон – атама хане.
• Не разыгранные ставки забирает лидер, при ничьей – атама хане от изначального оя.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
Отличия от базовых правил (в алой крови)
• Тёмная плитка: можно объявить агари по рон на сносе тёмной плитки, результат – двойные выплаты или чомбо за нарушение правил саишōчи.
• Поддержание темноты: объявить агари по рон невозможно.
• При игре 2 на 2 шимоча основного игрока – это вспомогательный игрок, основные игроки сидят напротив друг друга, и только основные игроки могут использовать объявления сноса тёмных плиток в кон.
• При игре каждый за себя все объявления доступны всем, при одновременном освещении плитки используется правило атама хане.
修羅の戦 :: Битва Асуры // Цепь агари
[shura no ikusa / asura no sen]
Базовые правила
• Перед первым ходом оя происходит обмен тремя плитками по одной с каждым противником.
• Раздача продолжается до конца живой стены или до выхода трёх игроков с объявлением агари. Вышедший игрок больше не принимает участия в текущей раздаче.
• При объявлении агари расчёты производятся немедленно, а агари плитка остаётся на руках. Все имеющиеся ставки со стола и выплаты по хонбе получает объявивший агари в этот момент времени, ставки сделанные позже достаются следующему объявившему агари.
• Вышедшие игроки не участвуют в выплатах (агари, канцу и простой нōтен) и за них никаких выплат нет, при этом, когда остаётся два игрока за агари по рон даётся только половина выплат.
• Если ваш камича объявил агари, то вы больше не можете объявить шунцу.
• Ренчанов нет. При агари оя (или тенпаи оя) добавляется одна хонба, но при выходе троих игроков хонба обнуляется. Если оя выходит не первым – он не получает выплаты за хонбы, поскольку их уже получил первый вышедший игрок.
• Нōтен баппу есть. Каждому тенпаи игроку выплачивается по 1000 очков с каждого нōтен игрока.
• При особой ситуационной ничьей, когда имеются вышедшие игроки, нōтен баппу производится только между не вышедшими игроками.
• Ответственности нет.
• При чанкане объявление канцу засчитывается, а выплаты за канцу производятся после выплат за агари.
• Если было четвёртое объявление канцу, то после совершения всех выплат, имеющихся в этот момент времени, инициализируется абортивная ничья.
• Одновременное объявление агари по рон и рӣчи засчитывается – ставка не возвращается. Рӣчи банкрот есть.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
占星の戦 :: Битва астрологов // Саки: Токи
[sensei no ikusa / sensei no sen]
『咲-saki-』.『怜-toki-』: 園城寺怜 – 「未来視」.
Базовые правила
• При первом ходе оя может не набирать небесную плитку сразу, а раскрыть четыре плитки в начале живой стены и выбрать одну из них, оставшиеся три раскрытые плитки предоставляются для выбора следующему игроку по завершению хода оя.
• В начале живой стены по ходу игры постоянно раскрывается первые три плитки, каждый игрок может выбрать любую из них.
• Раскрывает плитки всегда игрок, набирающий плитки со стены в свой ход.
• У всех игроков перед взятием плитки со стены всегда без исключений должен быть выбор из трёх раскрытых плиток с учётом риншанпая, то есть если раскрывается риншанпаи, то в начале живой стены остаётся раскрытыми только две плитки.
• Если раскрытых плиток меньше трёх – требуется раскрыть недостающее количество следующих плиток.
• При объявлении канцу требуется добрать две плитки, для чего объявивший переворачивает риншанпаи, делая произвольный выбор из раскрытых плиток в живой стене и риншанпая, исключая случаи с ограблением кона, при котором требуется выбрать только одну из этих плиток, и завершить свой ход снося из руки одну ненужную плитку в кон.
• Все раскрываемые плитки должны быть видны всем игрокам до их взятия.
• Плитки дор в мёртвой стене в раскрытии не участвуют и используются исключительно стандартно при объявлениях канцу.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
幻界の戦 :: Битва в мире призраков // Кагуя
[genkai no ikusa / genkai no sen]
Базовые правила
Играется тонпӯсен. Нижеперечисленные правила выбираются случайно, как карточки. Выбор возможно производить перед раздачей, партией, раундом или игрой. Возможно разделение стопок карточек по типам. Возможно выбирать несколько карточек. Можно использовать разноцветный набор костей 3d6 – каждая кость свой тип карточек, выпадение шести на кости – правило данной категории отсутствует, если нужно выбрать только одну карточку – можно сделать второй бросок одной кости и сделать циклический счёт среди предыдущего выбора. Оговорите желаемый вариант отдельно. Исходное описание процесса отсутствует.
Оя
01. Строгое соблюдение дисциплины / Школьный порядок = Оя не может объявить агари по рон в даматене. Допускается сбор руки в открытую и агари по цумо в даматене.
02. Вечная ночь / Раунд 1500 = Хонба 500 с каждого.
03. Принудительный сбор / Вся речь лидера = При ничьей ставки на кону забирает оя.
04. Манипуляция обще-ственным мнением / Пропаганда = Когда оя объявляет кōцу – открывается ещё один маркер доры после сброса плитки в кон как при длинном канцу.
05. Дополнительное вознаграждение / Удачный подарок = Оя при агари по рон получает за каждую дору ещё по 1000 очков.
Шанс
06. Параллельный мир / Другой рассказ = При объявлении рӣчи все верхние доры становятся недействительными, а все нижние становятся двойными. Ака доры дают ещё 1 хан.
07. Втрое быстрее / Багряная комета = Ӣппатцу действует 3 круга.
08. Металлический блеск / Ярко / Ослепительно = Маркер доры является индикатором.
09. Сверх тан' яō / Таким образом сильнейший = Обычный тан' яō даёт 3 хан.
10. Пойти ва-банк / Быстрый шанс = Рӣчи и ӣппацу дают по 2 хан, дабу рӣчи даёт 4 хан.
Судьба
11. Громкие слова / Преувеличение = Нōтен и нагаши оплачиваются в двойном размере.
12. Излишняя подготовка / Перфекционизм = Рӣчи ставка составляет 2000 очков.
13. Смертельные песочные часы / Обратный отсчёт = При каждом сбросе плитки в кон после объявления рӣчи счёт игрока уменьшается на 300 очков.
14. Что посеешь, то и пожнёшь / Спасибо за совет = Ограбление простой плитки оплачивается в размере 500 очков.
15. Вознаграждение за любовь / Поворотный момент в любви = Ограбление дора плитки оплачивается в размере 2000 очков.
天命の戦 :: Судьбоносная битва // Код Гиасс
[tenmei no ikusa / tenmei no sen]
Базовые правила
• Играется тонпӯсен или ханчан, энчōсен нет. Гентен 50к очков. Ограничений на выплаты нет.
• Первый дабуру тонг раздаётся в открытую и остаётся таковым – это плитки судьбы. Плитки судьбы можно сбросить и заменить обычной плиткой, но нельзя ограбить. Каждая плитка судьбы кратно увеличивает выплаты при агари – P = Выплаты × (N + 1). Плитки судьбы не влияют на нōтен баппу, цумибō и ставку на кон (кйōтаку).
• Статус и использование плиток судьбы, а также идентичным им плиток:
- Плитки в остальной части вашей руки, идентичные вашим плиткам судьбы не являются плитками судьбы;
- Если вы получаете плитку идентичную любой плитке судьбы за столом, текущей или бывшей, то эта плитка не получает статуса плитки судьбы;
- Вариативно вам запрещено грабить плитки идентичные вашим плитам судьбы;
- Вариативно другим запрещено грабить ваши копии плитки судьбы, но разрешено грабить идентичную плитку при её сносе не вами.
• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
詠唱の戦 :: Битва арий // Судьба: Илия
[eishō no ikusa / eishō no sen]
Базовые правила
• Играется тонпӯсен или ханчан. Гентен 25к.
• При сбросе в кон от трёх плиток каждым игроком при агари начисляются доп. выплаты.
• Подсчитывается только максимальное число плиток в коне объявившего агари игрока.
• Имеется два вида премий за однотипный снос плиток в кон – тедаши (бледная премия – снос из руки в кон) и цумогири (пунцовая премия – снос со стены в кон) соответственно:
Код Выделить
+----------------------+---+---+---+----+----+ +-----------------------+---+---+---+---+----+
| Тедаши подряд, шт: | 3 | 6 | 9 | 12 | 18 | | Цумогири подряд, шт: | 3 | 5 | 7 | 9 | 12 |
+----------------------+---+---+---+----+----+ +-----------------------+---+---+---+---+----+
| Бледная премия, хан: | 1 | 2 | 3 | 5 | 12 | | Пунцовая премия, хан: | 1 | 2 | 3 | 5 | 12 |
+----------------------+---+---+---+----+----+ +-----------------------+---+---+---+---+----+
• Выплаты производятся как за сброс из руки, так и за сброс со стены. Так же подсчитываются суммарные выплаты за всю игру.• Остальные правила наследуются / без изменений / идентичные.
~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~
Высокий шантен руки... инфы у меня меньше, чем хотелось бы. В основе принципа лежат недособранные якуманы, в целом это всё. Пришлось много раз переписывать всё с нуля – не сразу дошло, что там два взаимоисключающих набора правил. Всё ещё проще. По итогу получилось, что использовать надо не все, а часть использовать не так. Писанина ниже – это не что-то общеизвестное или какие-то правила, а всего на всего общий принцип составления яку для рук с высоким шантеном. Используя этот принцип можно получить более 370 вариантов яку, естественно описывать каждое никто не будет. Яку – жёсткий набор правил, собранный из отдельных маленьких кусочков, поэтому на вики можно находить эти самые яку, но нельзя найти то как они были получены – это никому не нужно. Правда же лучше насыпать мусора на десятки или сотни страниц с этими вариантами яку, чем написать пару страниц с описанием того, как собрать / получить / сгенерировать их самостоятельно? Не секрет, что яку там составлены в основном по принципу взятия пучка укропа, потом кош... ладно, заканчиваю флуд.
Изменены структуры руки. Добавлены: 5 тан и 3 триплета; 10 тан и квартет. Отделены: 3 квартета и 2 тан; 2 квартета и 2 фрейма; 2 квартета и 3 парных; 1 квартет и 2 пентета; 2 фрейма и 4 парных.
Изменены заполнители: иссшоку (одноцвет) сокращён до наи чан (внутренние – плитки масти цифр достоинством от 3 до 7), йӯка (ценные) расширен до цӯ чан (благородные / иероглифы), добавлен забытый акаи' шоку (красные / кровавые – есть два варианта: ● масть ман, терминалы и чун; ● внутренние масти не ман, кроме 3 пин [вариативно], терминалы и чун.) и гассуцухō (плетение – это тоже заполнитель, а не структура фреймов).
Структура руки и число шантен
綴子 [teitsu] :: 字張 [tsū chan] :: 重要張 [jūyō chan] :: 黒い色 [kuroi' shoku] :: 不塔張 [pūtā chan] :: 断紅和 [tanfonhō] :: 赤い色 [akai' shoku] :: 緑い色 [ryokui' shoku] :: 対称張 [taishō chan] :: 二個張 [niko chan] :: 合冊和 [gassatsuhō] :: 内張 [nai chan] :: 花子 [hanatsu] :: 変 [hen]
Данный момент базовых правил в подавляющем большинстве случаев полностью игнорируется, но иногда можно встретить частичное использование диаметрально противоположного края соотношения числа шантен и структуры руки. Игнорирование приводит к тому, что игроки при всём желании не имеют возможности вступить в бой и вынуждены молча наблюдать за сбором руки противников, уйдя в оборону. Правилами стола может быть разрешено использование нестандартных фреймов с плетениями (теицу) в структурированной части руки как ренцу, суджицу и другие.
Используемые структуры: 14 тан, 12 тан и джантō, 11 тан и фрейм, 10 тан и квартет, 9 тан с фреймом и джантō; 8 тан и 2 триплета; 2 септета (2 по 7); 6 тан и 2 триплета с глазами; 5 тан и 3 триплета.
Используемые заполнители: цӯ чан (благородные), джӯйō чан (важные – все терминалы и все благородные), курои' шоку (однотонные чёрные – 2, 4, 8 пин и ветра), пӯтā чан (не соседние плитки, не образующие фрейм), танфонхō (однотонные без красного – сумма хе' ӣсō с рёкуи' шоку и хаку), акаи' шоку (красные / кровавые – есть два варианта: ● внутренние масти ман, терминалы и чун; ● внутренние масти не ман, кроме 3 пин [вариативно], терминалы и чун;), рёкуи' шоку (однотонные зелёные – 2, 3, 4, 6, 8 сō и хацу), таишō чан (симметричные во всех плоскостях плитки – 1, 2, 4, 5, 8, 9 пин, 2, 4, 5, 6, 8, 9 сō, хаку, последняя плитка [выбирается только одна из четырёх] зависима от местных правил – 3 пин [стандартно], 3 сō, 7 сō или чун), нико чан (всего два любых достоинства масти цифр в минимальном количестве мастей), гассацухō (плетения), наи' чан (внутренняя часть плиток масти цифр от 3 до 7) и ханацу (цветы – дополнительные плитки).
Рука делится на две части – структурированную и неструктурированную, не структурированная должна содержать только плитки заполнителя одного типа в тан блоках, повторы допустимы, в блоке септета повторы стандартно не допустимы. Для увеличения ранга руки в заполнителе требуется наличие уникальных плиток, если ранг заполнителя допускает повторы – число повторов в таблице указано как нижний индекс. Заполнитель на основе парных плиток так же не допускает повторов пар. При использовании заполнителя на внутренних плитках требуется использовать две масти для ранга в 1 хан и три масти для ранга в 2 хан, при использовании парных плиток требуется использовать одну масть для ранга в 1 хан и две масти для ранга в 2 хан. Вы можете ограбить последнюю уникальную плитку заполнителя, если длина раскрываемого блока составляет от трёх плиток, сказав, – "Хен!" (приоритет выше кан) и вариативно сразу открыв весь блок. В две трети случаев в структуре руки может присутствовать кōцу, поэтому вы можете повысить его до канцу без изменения структуры руки. После объявления агари неструктурированную часть руки нужно отделить от структурированной.
Ранг плиток усреднён и округлён, возможно имеется некоторая инфляция в угоду простоте описания и использования. В таблице указано необходимое количество одиночных плиток, которое нужно собрать для получения указанного ранга. Заполнители не сочетаются между собой, но могут пересекаться со структурированной частью руки.
Чем слабее заполнитель, тем ниже он в списке. Таблица по выше написанному выглядит следующим образом:
Код Выделить
Степеня возле цифр сложите и используйте как нижний индекс, форум не дружит с нужными шрифтами
+---------------------+-------------+------+------+------+------+--------+------+------+--------+------+
| Разница структур: | Ранг, хан | 7÷9 | 6÷8 | 7÷9 | 7÷9 | 7÷9 | 5÷9 | 7÷9 | 4÷9 | 3÷9 |
+---------------------+---+----+----+------+------+------+------+--------+------+------+--------+------+
| Плитки заполнителя, | 1 | 2 | 3 | 14x1 | 12x1 | 11x1 | 10x1 | 9x1 | 8x1 | 7x1 | 6x1 | 5x1 |
| штук / Структура: | | | | | | +1x3 | +1x4 | +2+1x3 | +2x3 | +1x7 | +2+2x3 | +3x3 |
+----------------+----+---+----+----+------+------+------+------+--------+------+------+--------+------+
| Благородные | 7 | 4 | 7 | 10³| +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | ++x | +++ | +++ |
| Важные | 13 | 4 | 8 | 12²| +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | ++− | ++− |
| Чёрные | 7 | 5 | 9²| + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
| Не соседние | 16 | 5 | 9 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
| Не красные | 14 | 5 | 10 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
| Красные | 12 | 6 | 11 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
| Зелёные | 6 | 6 |²11³| + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
| Симметричные | 14 | 6 | 12 | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
| Дуэтные | 6 | 6 |³12³| + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | +x | ++ | ++ |
| Переплетённые | ³9²| 7 |²12²| 14 | +++ | ++ | ++ | +x | +− | +x | +x | xx | xx |
| Внутренние | 15 | 7 | 13 | – | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | +x | ++ | ++ |
| Цветочные | 2 | 4 | 6 | 7 | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ | +++ |
+----------------+----+---+----+----+------+------+------+------+--------+------+------+--------+------+
Знаки "+-" в таблице означают возможность использования заполнителя данного размера. Если вы считаете заполнитель или структуру слишком простыми – отключите их или используйте штраф в 1 хан. Отключение – запрет использования одного варианта. Штраф – снижение ранга всех вариантов или строго указанного, в открытую или независимо.
Знак "x" в таблице означает необходимость использования сторонних правил, указанных в примерах ниже.
Совместимость метода 95,5÷98,77%. Если посчитать необходимое число замен плиток для случайной руки, то для получения стандартной структуры никогда не будет требоваться замена больше девяти плиток, указание числа шантен как 10÷13 является символическим для указания того, что данная структура предназначена для сборки якуманов, а имеющиеся на руках плитки для их получения может потребоваться заменить полностью. При сборе руки только из заполнителей одной из первых девяти категорий при соблюдении необходимой структуры возможно получить якуман.
Септет. Стандартно существует два способа получения этого блока на масти цифр – последовательными без пропусков и с симметричными равноудалёнными пропусками от плитки центрального достоинства. Остальные возможные варианты для упрощения сбора руки зависят только от фантазии игроков. Можно придумать следующие варианты вида 1223333, 1122233, 1112333, 1223445, 1111222 и т.п, в которых часть блока является шунцу с или без хаработе, кōцу или канцу, а остатки – тоицу или тāцу любого вида. Различные части можно собирать в разных мастях, но они должны быть идентичными или с прилеганием, или с пересечением относительно др. др. Для использования благородных плиток требуется дополнительное правило. Например, благородные должны быть прилегающими к плиткам вершин (1, 5 и 9) в соответствующей им масти в любом сочетании, делать привязку благородных к плиткам отдельных достоинств нет необходимости: красный, восток, север = ман; зелёный, юг, цветы = сō; белый, запад, сезоны = пин.
Плетение. Помимо плетения фреймов имеется плетение блоков между собой, поэтому стандартные данго блоки могут считаться переплетёнными, если они являются суджи триплетом. Ввариативно возможно применение другого вида плетения, допускаемого местными правилами (см. теицу). Учитывая выше сказанное – переплести можно даже стандартные блоки благородных, если использовать блок плиток вершин как последовательную связку. При использовании плетения требуется учитывать уникальные плитки всех блоков, участвующих в плетении.
Открытые блоки. Блоки более трёх плиток нужно делить на части, если хоть одна часть открыта – весь блок открыт. Таким образом вы можете выложить в открытую часть блока, являющуюся шунцу или кōцу, а остальные плитки оставить в закрытой части руки. При объявлении агари закрытые части блоков нужно разместить рядом с открытыми для наглядности. Если разрешены нестандартные фреймы – их так же можно объявлять частью длинных блоков.
Агари по рон в блок одиночных. Для этого требуется иметь все уникальные виды плиток заполнителя, кроме одного, если их больше, чем постоянная длина руки (техаи, 13 плиток), то достаточно 12 уникальных (на 1 меньше).
Дополнительные правила. Имеется ещё один механизм для сбора рук с высоким шантеном. Предыдущий способ с этим совершенно несовместим. Здесь в основе лежит расширение стандартных фреймов без использования заполнителей, что приводит к совершенно другим структурам руки.
Используемые структуры: 3 квартета и 2 тан; 2 квартета и 2 фрейма; 2 квартета и 3 парных; 2 фрейма и 4 парных; 2 пентета и 1 квартет. Квартет может содержать: длинный шунцу, окури кан, розу ветров (уникальные ветра), гармонию истоков (уникальные драконы) с расширителем (1 сō, цветок или сезон, возможно дора) или кōцу с расширителем. Пентет может содержать: сверх шунцу, шунцу с двукраевым хаработе, кōцу с плилегающей парой, кōцу с двуприлегающими одиночными, а с расширителем – окури кан, розу ветров и гармонию истоков. Обычные фреймы с кōцу можно повысить до канцу, объявленный канцу не может быть частью блока большего размера.
Код Выделить
+---------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+
| Разница структур: | 3÷9 | 1÷9 | 3÷6 | 7÷9 | 2÷6 |
| Структура: | 3x4 + 2x1 | 2x4 + 2x3 | 2x4 + 3x2 | 1x4 + 2x5 | 2x3 + 4x2 |
+---------------------+-------------+-------------+-------------+-------------+-------------+
Ранжирование рук. Используется обычные яку в сочетаниях шунцу, кōцу или канцу, являющиеся частью блоков без пересечений структуры. Две идентичных плитки в пентете могут использоваться как глаза. Три пары могут давать 1 хан, если все они благородные. Четыре пары могут давать 1 хан, если они содержат две пары благородных и две пары терминалов. Три и четыре пары не сочетаются. Две пары могут давать 1 хан, если содержат цветы или сезоны (окури кан), три пары могут давать 2 хан, если содержат цветы и сезоны. Два тан в структуре должны быть связаны с квартетами общими признаками – образовывать пентет или являться двумя из пяти плиток заполнителя.
Примеры. Названиями яку можете считать сочетания размера тан блока и названия заполнителя.
1. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 字張 [tsū chan]
Семь одиночных с благородными – в септете справа четыре последовательных можно рассматривать как шунцу с крае-вым пересечением рянмена, что в общем позволяет строить последовательности любой длины, а наличие кōцу зелёных драконов (хацу) допускается как прилегающее к 1 сō; итог – агари по цумо на 4 сō в открытый блок:
🀀🀁🀂🀃🀄🀅🀆 🀅🀅🀅 自摸 🀓 吃 🀑🀐🀒
2. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 内張 [nai chan]
Семь одиночных с внутренними – в септете справа 4 ман, 4 сō и 4 пин можно рассматривать как три идентичные разно-мастные одноплиточные последовательности, к которым присоединён канчан 3-5 пин и рянмен 5-6 ман, агари по рон на одиночную плитку заполнителя доступно поскольку рука содержит максимум минус один уникальных плиток заполнителя согласно его ранга в данной структуре, при иной интерпретации руки 4 сō можно считать одиночной плиткой, а 7 ман – частью шунцу 567 ман в септете:
🀒🀔🀕🀖🀞🀟 🀛🀜🀝🀓🀊🀋🀌 栄 🀍
3. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 二個張 [niko chan]
Семь одиночных с дуэтными – в тан блоке слева собраны все уникальные плитки, поэтому доступно шестистороннее ожидание с яку в 2 хан поскольку в септете справа шесть плиток одного достоинства (и одна соседняя) – недособранное саншоку дōкō, до стандартной руки 1÷3 шантен, но при необходимости можно объявить агари:
🀜🀓🀊🀞🀕🀌 🀞🀜🀜🀓🀓🀊🀊 自摸 🀌
4. 10単 + 1四重 [jū tan to ichi sūjū] / 合冊和 [gassatsuhō]
Десять одиночных с переплетёнными – данная рука требует исключительного наличия длинного шунцу боковые плитки которого будут копиями переплетённых плиток:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀙🀜🀟🀟 自摸 🀙 吃 🀚🀛🀜
5. 8単 + 2面子 [hachi tan to ni mentsu] / 合冊和 [gassatsuhō]
Восемь одиночных с переплетёнными – один из суджи триплетов разделён между структурированной и не структурированной частью руки, а во втором фрейме должна быть хотя бы одна копия переплетённой плитки:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀙🀜 🀟🀟 栄 🀟 吃 🀚🀛🀜
6. 7単 + 1七重 [shichi tan to ichi chījū] / 合冊和 [gassatsuhō]
Семь одиночных с переплетёнными – один суджи триплет разделён между структурированной и не структу-рированной частью руки, а септет в открытой части руки содержит 5 суджи плиток, разделённых рянменом:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀙 自摸 🀜 🀜 吃 🀟🀝🀞 🀟🀟
Здесь септет имеет две переплетённые пары и одиночную с объединением через двухсторонний рянмен-канчан – пересечение-прилегание, завершающей плиткой тут является только 2 пин и 3 пин:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏🀏 🀙🀙🀜🀝🀟🀟 栄 🀚
7. 6単 + 雀頭 + 2面子 [roku tan to jantō to ni mentsu] / 合冊和 [gassatsuhō] :: 組合龍 [kumiai ryū] :: 筋牌刻 [sujipaikō]
Шесть одиночных с переплетёнными – это сочетание правил двух яку кумиаи рйӯ для тан блоков и сочетания с яку суджипаикō для структурированной части руки, переплетёнными плитками считаются суджи триплеты:
🀑🀔🀗🀉🀌🀏 🀙🀙🀙 🀜 自摸 🀜 碰→ 🀟🀟🀟
В этом примере четыре суджи триплета – уникальны 9 плиток. Плитки вне суджи триплета могут быть засчитаны только если являются копией плиток из суджи триплета. При замене кōцу 1 и 7 пин на шунцу с 1 и 7 пин вы получите 9 уникальных переплетённых плиток, но общее число переплетённых плиток будет 10, что мало, поэтому допустимо заменить на шунцу только одно кōцу.
8. 5単 + 3面子 [roku tan to san mentsu] / 合冊和 [gassatsuhō] :: 筋子 [sujitsu]
Пять одиночных с переплетёнными – здесь белый дракон считается переплетённым благодаря наличию соответствующей плитки вершины масти пин в структурированной части руки – 1 пин, данная рука содержит переплетённую пару плиток как подобие замене джантō, что является неким расширяющим исключением, всего уникальных плиток 8, а общий ранг руки составляет 3 хан, потеряны яку сананкō и мензен чин цумо хō:
🀑🀔🀗🀉🀌 🀙🀙🀙 🀜🀜 自摸 🀜 碰→ 🀆🀆🀆
В этом примере допустимо объявить агари по рон на 9 ман поскольку рука содержит необходимый минимум переплетённых плиток, в остальных случаях в правилах должен быть разрешён суджицу фрейм.
9. 5単 + 3面子 [go tan to san mentsu] / 二個張 [niko chan]
Пять одиночных с дуэтными – дуэтные плитки должны быть соседними и формировать шунцу и хотя бы одно кōцу, завершение руки последней уникальной плиткой заполнителя, отсутствующей в руке может быть малым призовым яку и при куи сагари яку давать ещё 1 хан, здесь это рянмен на 4-5 ман с агари на 6 ман:
🀜🀓🀊🀞🀕 🀜🀜🀜 🀓🀔🀕 🀊🀌 自摸 🀋