Заключительная часть жизненных мудростей от одного из пользователей сайта Board Game Geek, который посвятил настолкам свыше 30 лет, а теперь делится своими мыслями и наблюдениями на тему картонных развлечений и всего, что с ними связано.
Игра должна на чём-то фокусироваться
«Совершенство достигнуто не тогда, когда нечего добавить, а когда нечего убрать..» — Антуан де Сент-Экзюпери.
Я ненавижу игры, где очки начисляются за всё подряд (так называемые point salad, салат из победных очков). Очки можно зарабатывать разными способами – сама по себе это старая концепция (как, например, в игре «Ра»). Но если всё, что есть в игре сводится к тому, что «тут можно зарабатывать очки разными способами», разработчик явно поленился. В «Ра» игрок может выиграть максимум три аукциона. И в ней есть разные способы подсчёта очков, чтобы было сложно оценить свои действия в первом аукционе, а в последующих аукционах ценность выигрыша для разных игроков будет отличаться.
Пожалуй, лучший пример – это комментарий Мартина Фаулера об игре Horseless Carriage. Если немного перефразировать его слова, получится вот что: «Большинство игр говорят: сделай то, получит очко, сделай это, получи очко. А у этой игры есть фокус. Она – про продажу автомобилей.»
Фокус не означает простоту
Если игра на чём-то сфокусирована, это не означает, что она простая (хотя зачастую это именно так).
В Star Fleet Battles очень объёмные правила. Но у игры есть фокус – сражения в формате «корабль на корабль» во вселенной Star Trek. Можно ли при этом уместить правила в пять страниц? Нет. Потому что в игре есть много всего. Ещё одна известная сложная игра – Magic Realm. Многие её составляющие очень просты. Обычно надо бросить два кубика и выбрать лучший результат. И ты заранее планируешь (и записываешь) свой ход, ещё даже до того, как станет известна очерёдность действий игроков. Но я её очень люблю (хотя играю редко), потому что у неё есть фокус, она сфокусирована на фентезийном мире, который тебя удивляет и ощущается живым. Её фокус – создание истории. Потребовались тысячи страниц, чтобы появилось Средиземье. Потребовалось множество правил, чтобы появилась Magic Realm.
Сюжет, вовлечённость, фокус
Вот три кита, на которых держится отличная игра. Иногда в игре хорошо проработаны только два каких-то элемента, а третий выходит более слабым. Для меня же игры, в которых есть все три вещи – это настоящие реликвии.
PS: собирайтесь вместе за едой и напитками, беседуйте об общих интересах. Это тоже важная часть хобби. Наслаждайтесь играми и общением с товарищами. Таков мой совет.
Понравился постскриптум: играйте, чтобы можно было об этом поговорить с людьми!