Благодаря камраду Iggy вчера мне довелось сыграть в «Commands & Colors: Ancients» (Отряды и знамёна: Воины античности). Это настольная военная игра, рассчитанная на 2 человек, которую в народе также называют «Деревяшки».
Такое название игра заслужила из-за своих компонентов. Первоначально планировалось укомплектовать «Commands & Colors: Ancients» миниатюрками, представляющими различные типы войск, однако из-за небольшого тиража (6000 экземпляров) было решено заменить миниатюры деревянными фишками. Так что в коробке с игрой можно найти несколько сотен деревянный прямоугольников, на которые необходимо вручную наклеить наклейки с изображением различных видов войск.
Непосредственно игровой процесс нареканий не вызывает. Игра динамична, легка в освоении, а патрия легко укладывается в один час. Вообще, механика создателя игры Ричарда Борга, положенная в основу «Commands & Colors: Ancients» считается одной из самых лучших боевых систем среди настольных военных игр, посвящённых античным сражениям.
Отдельные претензии могут возникнуть к оформлению игры. Например, как отмечается на Форуме Ролемансера игровое поле изготовлено из мелованой бумаги толщиной около 3 мм. В результате поле выглядит гораздо менее презентабельно, чем, например, игровые поля игрушек от «Fantasy Flight Games«, такие как «Война кольца» (War of the Ring) или «Ужас Аркхема» (Arkham Horror). Более того, неплотная бумага означает, что каждый раз перед игрой поле необходимо разглаживать, чтобы избавиться от «волн». Конечно, в процессе игры этот недостаток отходит на второй план, но, всё-таки, приятнее было бы иметь качественное поле, особенно учитывая цену игру ($100). Впрочем, зарубежные игроки нашли выход из этой ситуации — они рекомендуют класть поле на стол и накрывать его стеклом и играть.
Также могут вызывать нарекания и фишки. Как я уже сказал, игра укомплектована деревянными прямоугольниками, на которые нужно самостоятельно наклеить около 700 наклеек (каждая фишка обклеивается с двух сторон). Это довольно муторная работа, которую не все с радостью будут выполнять, купив игру за такие деньги.
Отдельные эстеты высказывают претензии и к кубикам. В «Commands & Colors: Ancients» они сделаны из пластика и очень лёгкие. Ну и наклейки на грани кубиков нужно наклеить самостоятельно. Впрочем, по сравнению с обклеиванием фишек какие-то 6-8 кубиков — это мелочи.
Ещё раз повторюсь, что самое большое достоинство игры — её механика. В базовой комплектации в коробке есть 10 сценариев, в интернете их можно скачать сотни. Каждый сценарий — это уникальная местность, уникальная расстановка и состав армии и особые условия победы. Если вы любите военные игры — играть в «Commands & Colors: Ancients» можно очень и очень долго.
Резюмируя, скажу, что «Commands & Colors: Ancients» — очень хорошая военная игра, которая не рассчитана на новичков в мире настольных игр. Одинаковые с виду фишки, необходимость наклеивать на них картинки, да и цена — всё это легко может отпугнуть неопытного любителя настольных игр. Те же, кто знаком с многими играми, без труда оценят всю прелесть механики «Commands & Colors: Ancients«.
Желающих познакомиться с игрой поближе отсылаю к обзору на сайте Art of Tactics.
PS: на международном конвенте Origins 2007 «Commands & Colors: Ancients» получила награду «Лучшая историческая игра года».
Если механика игры действительно хороша, может в неё играть миниатюрами 72го масштаба?
Под рукой нет линейки, чтобы измерить длину стороны гекса на поле, но судя по фоткам на bgg.com какие-то миниатюры вместо деревяшек люди приспосабливают. Скорее всего это действительно 1/72, ведь это самый маленький размер, у таких миниатюр диаметр подставки около 1 см?