Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Senji»


Смотрю в превкушеньи.
Картинка за автроством Toynan:
Начало игры.

Тов. Random_Phobosis опубликовал на сайте BoardGameGeek ещё один обзор настольной игры. На этот раз под прицел попала военная стратегия Senji, информацию о которой я уже не раз публиковал. Как следует из этого обзора, Senji — это не только улучшенный вариант Игры престолов (как я считал ранее), но и усовершенствованная Цивилизация (она же — Mare Nostrum).

Что главное в стратегической игре? Продуманная и глубокая механика, многовариативность, анализ и комплексность решений. Что главное в дипломатической стратегии? Чтобы всё вышеперечисленное не мешало общению и социальному взаимодействию между игроками.

Незаслуженно малоизвестная Senji — прекрасная «переговорная» игра, предоставляющая игрокам множество рычагов влияния друг на друга и создающая идеальные условия для дипломатической активности. Заинтригованы? Тогда обо всём по порядку.

Senji переносит нас в средневековую Японию. Игроки в роли «даймё» — крупных феодалов — сражаются за честь и престиж. Каждый стремится убедить стареющего и слабеющего императора, что именно он достоин должности сёгуна — фактического правителя страны восходящего солнца. Кто первый наберет 60 очков чести — тот и выиграл.

Даймё получают в своё распоряжение несколько провинций, немного войск и по одному самураю (каждый из которых наделен уникальными способностями и тянется случайно).


 Вот все самураи.
Заснял встречу славных героев
Фотограф Jeff_Wells

Тот, кому достался самый славный самурай (с наибольшим значением чести, но, значит, и с наиболее слабой спецспособностью), зарабатывает доверие и уважение императора и становится его фаворитом.

Весна.

Самое время по традиции, бытующей в дипломатических стратегиях, тайно раздавать приказы. А приказать каждой своей провинции можно следующее:
— мобилизация — добавляет в провинцию отряды
— перемещение — двигает войска в соседнюю провинцию (можно двинуть на врага, тогда получится атака)
— экономика — очевидно, ведет к богатству и процветанию
Каждая провинция должна получить один жетончик приказа картинкой вниз.


Император за нас.
Неси приказ, быстроногий гонец!
Картинка valar12
Лето.

Вот тут-то и проявляется вся важность императорского любимчика! Дело в том, что именно он определяет порядок исполнения приказов: приказ в провинции, на которую он укажет, вскрывается и сразу же исполняется, после чего фаворит выбирает следующую провинцию и так далее, пока все приказы не будут исполнены.

Почему это важно? Представьте: вы укрепили приказом мобилизации пограничную провинцию, ожидая нападения соседа. Если приказ в вашей провинции будет исполнен раньше приказа соседней земли противника, то перед нападением врага в вашей провинции появится подкрепление, в противном случае враг ударит по незащищенным землям и может захватить их, что отправит ставший бессмысленным приказ мобилизации в сброс.

Другой пример — для массированной атаки надо вначале собрать воиска с соседних земель на одном общем плацдарме, откуда и будет проводится вторжение. Понятно дело, провинция, откуда вы хотите атаковать, должна быть активирована самой последней.

Получается, что без поддержки императорского фаворита не получится провести успешную военную операцию — именно поэтому печально известную стратегию «мочи лидера» в этой игре весьма трудно реализовать (и это, по-моему, просто здорово!). «Пригрейся, словно гадюка, на груди лидера, и выжидай момент» — вот путь истинного воина.

Осень.

Так, а что там с богатством и процветанием?

Экономика в Senji реализована весьма необычно — с помощью метаигры внутри игры. «Сельскохозяйственный» приказ позволяет тянуть из колоды специальные карты, называемые «Ханафуда».


 Jeff_Wells показал:
Лишь ветви и ленты видит вокруг
разум просветленного

Как видите, это изображения птичек, веточек и прочих подозрительных объектов, которые не имеют к рису и серебру никакого отношения. Из них требуется собирать вот такие вот комбинации:


Пять ленточек —
Славная плата за жизнь и судьбу самурая.
Снова Toynan.

Все комбинации приносят очки чести, а некоторые — еще и позволяют нанять одного или двух самураев к себе на службу… вот и вся экономика, господа!

Поначалу такая абстрактизация показалась мне невыносимо дурацкой. Виданое ли дело — в серьезной игре собирать цветочки? Могли хотя бы шахты с портами налепить в качестве иллюстраций! Но потом вдруг пришло понимание простоты и элегантности такого решения. Ведь путь к богатству — это и есть смесь расчёта и везения, и какое нам дело, какие именно хозяйственные указы издавал даймё, и сколько коку собрали с полей его крестьяне? Метафоричная красота тех самых веточек и птичек поведает нам о мудрости правителя. Иносказание, аллегоричность, концентрация на главном.

Помимо того, что осенью можно избавляться от ханафудных комбинаций, получая причитающиеся бонусы, еще и вздорный старикашка-император берет под покровительство того, у кого теперь стало больше чести, без зазрения совести бросая своего предыдущего протеже на растерзание затаившим злобу собратьям (ведь угодить всем, выбирая очередность исполнения приказов, ну никак не получится).

Таким образом, текущий лидер игры всегда имеет дополнительное преимущество и инструмент влияния на других игроков.

Зима.

Фаворит императора имеет не только права, но и обязанности. Например, для зимней фазы — времени дипломатических переговоров — он переворачивает четырехминутные песочные часы, и прерывает переговоры, как только время истечет.

Итак, зимой у игроков есть 240 секунд на то, чтобы сформировать коалиции, договориться и обменяться услугами и обязательствами.
А вот эти самые услуги — еще один примечательный элемент Senji.

Каждая семья имеет в своем распоряжении карты дипломатии

Силу и власть
Черного Лотоса клана
Запечатлел Jeff_Wells

Среди них мы видим военную поддержку, торговлю и родственников — каждая карта, помимо типа, имеет еще и силу, причем у каждой семьи набор карт несколько отличается от других.

Прелесть дипломатических карт в том, что они абсолютно бесполезны для своего владельца, и воспользоваться можно лишь чужой картой помощи — но ни в коем случае не своей. Таким образом игроки вынуждены меняться друг с другом — но кому помогать и в обмен на что?

Торговля (которую скорее хочется назвать «грабёж») обязует вас отдать карточку ханафуды тому игроку, который применит эту карту торговли (чем «мощнее» карта, тем больше у «торгового грабителя» будет выбор).

Военная помощь позволяет склонить в свою пользу исход боя, определяющийся, помимо количества воинов с каждой из сторон, вот этими милыми кубиками:


macike заснял:
Враг еврогеймера смертный —
Случайность судьбы.

Наконец, если вам передадут карты родственников, вы сможете использовать их двумя способами:
— почётный гость добавляет вам честь
— заложника держат в руке, и, если его семья нападает на вас, вы можете казнить бедного дедушку, или кого там к вам отпустили погостить, тогда атакующий потеряет много чести.

Обратите внимание: карты дипломатии всех семей имеют одинаковую рубашку, поэтому никто не мешает сплавить в третьи руки карты, которые отдал вам ваш добрый сосед. Наверное, он очень удивится, когда его злейший враг выведет на эшафот его любимую бабушку.

Если игроков меньше шести, скучать все равно не придется — карты семей, отсутствующих в игре, будут выставлены на аукцион.

Быть честным круглый год

Итак, честь приносят:
— победы в боях, причем атака ценится гораздо выше обороны, и чем больше будет погибших с обеих сторон, тем славней сражение
— экономика — комбинации ханафуды
— чужие родственники в гостях
— дипломатия — если удастся собрать по карточке от каждой семьи

Один год сменяет другой, пока кто-то, наконец, не накопит вожделенные 60 очков чести.

…не может ни один, ни один даймё!

— Bash the leader не пройдет. Открытая конфронтация с фаворитом императора возможна, но один-два игрока точно встанут на сторону лидера, прельстившись привилегиями выбора порядка исполнения приказов.

— Player elimination не пройдет. Если у игрока отвоевали все провинции, в обмен на честь (причем весьма дешево) он может привлечь наемников и отвоевать чьи-нибудь провинции, чтобы продолжить игру. Выбить игрока насовсем можно, но очень сложно и вряд ли кому-нибудь нужно.

— «Открой пять карты развития в последний ход, обгони всех и победи Катан-стайл» не пройдет. Если не «обналичивать» комбинации ханафуды, приносящие очки чести, до самого конца игры, то можно оставаться в тени и не привлекать лишнего внимания — но так никогда не получить титул императорского фаворита (он ведь определяется по текущему публичному показателю чести). В погоне за лидерством приходится играть более открыто и агрессивно.

— Все остальные грязные приемы проходят на отлично.

Количество игроков формально от трех до шести, реально же самое интересное бывает впятером-вшестером.

Время игры полтора-два часа. Сыграть пару раз подряд — не проблема.

Плюсы

thumbsup элегантные в своей простоте, но при этом хитро взаимосвязанные игровые механики
thumbsup практически нету даунтайма: все фазы проходят одновременно
thumbsup качественные и стильные компоненты, одно удовольствие держать в руках
thumbsupсильная тема и прекрасно поддерживающие ее тонкости в правилах (за бой, в котором погибло больше ваших воинов, вы получите больше чести. Сражение, выигранное малыми силами — бесславно)
thumbsup у фаворита императора достаточно власти, чтобы предотвратить выбивание игрока или давление коалицией. Хороший фаворит вполне способен сделать игру интересной для всех, так что в этой игре есть место не только подлости и предательству.

Минусы

thumbsdown абстрактность и упрощенность могут оттолкнуть игроков. Ни крепостей, ни трудной местности, ни даже улучшения собственных провинций вы тут не найдете.
thumbsdown игру не стоит брать, если нет возможности собрать 5-6 игроков.

Для кого эта игра?

star для любителей DiplomacyA Game of Thrones и прочих прирождённых бэкстабберов политиков
star для фанатов Mare Nostrum, которую делал тот же самый Serge Laget. Хотя Mare Nostrum (та самая, которую у нас издавали под названием «Цивилизация») мне совершенно не понравилась, Senji вполне можно назвать «Mare Nostrum, сделанная правильно»
star для еврогеймеров, которым вдруг захотелось интерактива и взаимодействия между игроками

Итог: я большой любитель сложных, тяжелых игр. Я ничего не имею против навороченных правил, громоздкой арифметики и перекладывания фишечек, но… когда речь заходит о социальных играх, я считаю, очень плохо, когда вместо взаимодействия друг с другом люди вынуждены «играть в игровой движок» (как это бывает, например, в Battlestar Galactica).
Именно поэтому я рекомендую Senji — не сборник правил ради правил, но интереснейший набор условий для социального взаимодействия и дипломатии.

В Senji играют не с кубиками и жетончиками, а с людьми.

7 комментариев

  1. Al'tair

    Я бы хотел поиграть! И народ есть, и время найдется. Вот бы еще кто сканы подбросил! :))

  2. Qwerty

    Очень бы хотел локализацию этой игры, а лучше — аглицкий вариант с русскими правилами. Главное — шоб компоненты остались оригинальными.

    К сожалению, счас ее вообще нереально купить в онлайн-магазинах. Даж под заказ. 🙁

  3. oranged

    Qwerty :
    К сожалению, счас ее вообще нереально купить в онлайн-магазинах. Даж под заказ.

    Гм, вот же:
    http://boardgame.com.ua/ru/virtuemart?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&category_id=28&product_id=126

    И вроде как в продаже. (: Я конечно не спрашивал, точно ли есть на складе…

  4. Qwerty

    oranged :
    Гм, вот же:
    http://boardgame.com.ua/ru/virtuemart?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&category_id=28&product_id=126
    И вроде как в продаже. (: Я конечно не спрашивал, точно ли есть на складе…

    Хм, сенкс. Значит в российских, походу, нету…
    2600… Я, как бы, примерно такую цену и ожидал, в целом…

  5. Олег

    таки есть в наличии и не 2600, а 2400…
    http://boardgame.com.ua/ru/virtuemart?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=126&category_id=28

  6. angelo

    А никто не подскажет, где можно найти правила на русском языке?

  7. vrough

    здесь http://www.igroved.ru/games/senji/rules_senji.zip
    (если еще не нашел)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑