«Медуза» опубликовала интересную статью про то, как в ЦРУ используют настольные игры для обучения сотрудников. Причём, это не обычные настольные игры, а специальные разработки, недоступные широкому кругу игроков. Впрочем, судя по описанию не слишком-то они отличаются от тех настолок, в которые играем мы. 

Первая игра называется Collection и немного похожа на немецкую настольную игру «Пандемия», в которой игрокам нужно сообща предотвратить распространение четырех смертельных заболеваний. В Collection могут играть от трех до семи человек; каждый игрок представляет какого-то специалиста ЦРУ — например, политического аналитика, военного аналитика, эксперта по экономике. Задача игроков — справиться с тремя кризисами в разных точках земного шара (судя по фотографиям АТ, кризисами могут стать цунами в Индонезии, голод в Северной Корее, палестинская интифада, энергетический кризис на Каспии и так далее). У каждого кризиса есть шкала интенсивности, которая постепенно возрастает. Если хотя бы один из кризисов выйдет из-под контроля — команда проигрывает.

В ходе игры агенты перемещаются по миру, устанавливают связи с информаторами и собирают разведданные. Чтобы разрешить кризис, необходимо собрать достаточное количество данных. В игре используется механика из настольных РПГ (Dungeons&Dragons или D20): так, для успешного сбора разведданных необходимо бросить игральную кость с десятью (а не с шестью, как в обычном кубике) гранями, а конечный результат броска определяется бонусами и штрафами — количеством информаторов в нужном районе, наличием поддержки других отделов и так далее. Для победы игроки должны сотрудничать между собой: за ход каждый может сделать две операции, которые ограничены его специализацией. Попытки решить кризис в одиночку почти всегда заканчиваются проигрышем.

Вторая игра называется Collection: Deck и напоминает карточную Magic: The Gathering (CNN, впрочем, сравнивает ее с карточной версией Pokemon). Здесь каждый играет сам за себя, решая определенные задачи с помощью игральных карт, лежащих на столе, при этом соперники могут использовать различные карты, чтобы мешать друг другу. «К примеру, у вас есть карта „Спутник“, — объясняет Дэвид Клоппер. — С ее помощью вы можете сделать фотографию из космоса. Но другой игрок использует карту „Отказ наземной станции спутниковой связи“, и вы больше не можете воспользоваться своим спутником».

Третья игра на SXSW — Kingpin: the hunt for El Chapo («Босс преступного мира: охота на Эль Чапо») — посвящена поимке преступников, находящихся в международном розыске. Главный элемент в ней — сотрудничество между правоохранительными агентствами по всему миру. Одна команда играет за «полицейских», вторая — за преступника. В разработке находится еще одна игра — «Собери спутник». В ней игрокам нужно вместе распределять ресурсы и бюджет, чтобы построить и поддерживать в рабочем состоянии спутниковую сеть. Трудности, с которыми могут столкнуться игроки, включают постоянное меняющиеся требования министерства обороны или решение Конгресса урезать финансирование программы на 10 процентов.