Читатель по имени Михаил прислал в рамках новогоднего конкурса обзоров материал по игре City of Horror. Автор расхваливает эту настолку, но подчёркивает — за неё лучше не садить людей, которые не умеют отделять внутриигровые эмоции и ощущения от реальных 🙂
Зомби апокалипсис всё-таки наступил. Разбилась ли где-то в секретной лаборатории пробирка или упал заражённый вирусом метеорит – неизвестно, да и не так важно. Но по городским улицам шатаются толпы кровожадных мертвецов, а немногие уцелевшие прячутся кто где в ожидании подмоги. Вертолёты со спецназом уже на подлёте, но спастись с их помощью сумеют немногие.
Чем «Город Ужаса» выгодно выделяется на фоне многочисленных собратьев по сеттингу, так это отсутствием даже намёка на разудалое зомби-мочилово. Парочку прогнивших голов проломить, конечно, придётся, но на место каждого упокоенного мертвяка через короткое время встанут ещё трое. Да и не зомби тут ваши главные враги – большую опасность представляют те, кто ещё жив.
Итак, в вашем распоряжении несколько обывателей, застигнутых в городе эпидемией, да горстка карт с полезным снаряжением или событиями. Зомби каждый ход прибывают, и ваши герои вынуждены скрываться в убежищах – банке, оружейном магазине, церкви или госпитале. Проблема в том, что вместить эти островки безопасности могут заведомо меньше страждущих, чем нужно. А ваши противники тоже не прочь занять для своих персонажей тёпленькое местечко.
Тех, кому не хватило места, ждёт практически верная смерть на улице. Но и те, кто всё-таки умудрился втиснуться в убежище, не должны расслабляться. Как уже писалось выше, в город каждый ход прибывают и распределяются по локациям новые зомби. Как только в какой-то из них число мертвяков превысит определённый предел – они идут на приступ и скрывающиеся в этой локации должны решить, кого из товарищей по несчастью отдать на съедение.
Жертва выбирается путём демократического голосования, один персонаж – один голос. Очевидно, что если какому-то игроку удалось протащить в локацию двух и более персонажей, то на выборах он получит определённое преимущество. Вот только пусть не удивляется, если остальные игроки объединятся против него.
Если же у игроков по персонажам в убежище паритет, то разворачиваются нешуточные дебаты, плетутся интриги, заключаются и рвутся временные союзы. Но, сколько бы верёвочке не виться, конец будет один – кого-то выкинут на мороз к вечно голодным умертвиям.
Победителем в конце игры становится набравший наибольшее число очков, а очки, в свою очередь, начисляются за переживших жуткую ночь персонажей. Стоимость у выживших разная. Те, что подешевле, обладают, как правило, какой-либо полезной особенностью – интеллигентного вида домохозяйка может завалить мертвяка-другого своим зонтиком, вор – утянуть ценный предмет, растаман – заглянуть в будущее. Другие персонажи приносят гораздо больше очков, но особенности их приносят владельцу головную боль. Так нервная блондинка своими криками привлекает к локации дополнительных зомби, а глуховатый старичок с трудом понимает, что вокруг творится, и потому пропускает голосования. Практически в любой момент игры свойство можно применить (в случае отрицательного свойства – элиминировать), но это действие вымотает персонажа, а, уставший, он принесёт на финальном подсчёте очков существенно меньше, чем бодрый и полный сил.
Однако, просто продержаться до появления вертолётов мало – спасатели не будут эвакуировать персонажа (а значит и управляющий им игрок не получит очков), если он не вакцинирован. Шприцы с вакциной в прискорбно малых количествах появляются в убежищах каждый ход вместе с картами припасов, облегчающими выживание в этом жестоком мире. Распределяет упавшее с неба один из игроков, переживших атаку зомби, причём личность этого игрока определяется так же путём голосования. Тут надо помнить, что хотя до выборов кандидат может пообещать справедливое распределение ресурсов, но, наложив на них лапу, соблюдать своё слово совсем не обязан. Короче, всё как в жизни.
В перерывах между новыми волнами зомби, персонажи совершают перебежки из одного убежища в другое, видимо, в поисках лучшей жизни. Двигаться нужно обязательно, а цель движения выбирается игроками одновременно. Поэтому, если вы ходите не первым, вам нужно попытаться предугадать, в каком убежище освободится местечко, что бы успеть нырнуть в него своим героем.
Но главное в «Городе Ужаса» всё-таки не блеф и манипуляции с персонажами а общение. Даже так, с большой буквы – Общение. Будьте готовы, что ваша самая хитрая комбинация развалится просто потому, что пара игроков сговорилась за вашей спиной и выбросила вашего человека на съедение мертвецам, хотя объединившись, вы смогли бы снизить поголовье зомби в локации до приемлемого количества малой кровью. Или кто-то, обозлившись на вас, жертвует своими персонажами, но и вам портит все карты.
Важное предупреждение – не стоит садиться за эту настолку с людьми, которые не могут оставить негативные эмоции внутри партии и переносят полученные за игрой обиды в повседневную жизнь. Здесь нет постоянных союзов – любое временное сотрудничество закончится в самое короткое время коварным предательством одной из сторон и умение убедить другого игрока пойти за вами, а потом его ненавязчиво кинуть – ключ к победе. А тут вы рискуете, что обиженный вами человек будет дуться на вас до конца вечера.
Другую непредвиденную опасность для игрового баланса представляют «сладкие парочки». Дело в том, что ресурсы в игре весьма ограничены. И если один человек начинает подыгрывать другому в ущерб своим интересам, то второй получает солидное преимущество, а его шансы на победу возрастают в геометрической прогрессии. Подобный кингмэйкинг лечится только долгими разъяснительными беседами, в игровой механике сдержек и противовесов такому непростительному поведению, увы, не предусмотрено.
Но, зато, изгнав из своих рядов излишне впечатлительных граждан и несознательных влюблённых, вы сможете сполна окунуться в море подковёрных игр, коварства, предательств, подлости и манипуляции в компании таких же беспринципных интриганов. На поле словесных баталий, уловок и пререканий, «Город Ужаса» легко заткнёт за пояс всячески мафие-подобные и кооперативные игры. А ведь у него, помимо дискуссионного базиса, есть прекрасная надстройка в виде элегантной механики со свойствами и перемещением персонажей, популярная тематика зомби-апокалипсиса и симпатичное оформление.
Кстати, пару слов о нём. Авторы не стали наполнять коробку сотней миниатюрок разлагающихся трупов, а выполнили зомби и живых персонажей в виде плоских фигур на подставках, ala «Повелитель Токио». Не могу сказать, что этот подход меня сильно расстроил – картинки получились красочные и весьма детализированные, а по стоимости игра только выиграла. Вот только после выдавливания из типографских листов, все эти многочисленные фигурки размещаются в коробке с большим трудом. Другой сомнительной находкой стала частичная языконезависимость игры – на картах снаряжения совершенно нет текста, все действия обозначены пиктограммами. Учитывая, что действий этих преизрядно, с ходу запомнить значение каждой пиктограммы – задача весьма нетривиальная и поэтому постоянно приходится сверяться с памяткой. Что мешало вдобавок к значку поместить на карту пару строк с разъяснением – совершенно непонятно.
И всё же, даже с этими незначительными огрехами, игра по яркости впечатлений и нетривиальности игрового процесса, стала для меня главным открытием прошлого года. И, хотя сам её автор честно предупреждает, что благодаря «Городу Ужаса» вы не приобретёте новых друзей, а скорее нескольких потеряете, он, конечно, преувеличивает. Не смотря на достаточно напряжённый геймплей, тяжёлого послевкусия не остаётся – уже через несколько минут после финала, вы с товарищами, которым ещё несколько минут назад готовы были глотки перегрызть, будете увлечённо разбирать прошедшую партию, обсуждая достоинства и недостатки стратегии того или иного игрока. Да к тому же, вы теперь будете знать, к кому из них, в случае нападения зомби, спиной лучше не поворачиваться.
Отличный обзор. Легко читается и хорошо раскрывает впечатление. Хотя чуть больше информации о механики не повредило бы.
Тоже не уловил механику. Думаю, что лучше в Спартака наверно поинтригую, чем в City of Horror. Хотя и там и тут лучше с обидчивыми не играть.
«…лучше не садить людей…»
Меня коробит… а вас?
Советую поиграть Zombicide, там очень круто