Concordia. Обзор игры

Дмитрий Шугаев поделился своим обзором одной из новинок Эссена 2013 года — игрушки Concordia. Это разработка автора Империала, Марка Гердтса, который сменил свою любимую механику ронделя на колодостроение, и результат пришёлся автору обзора очень даже по вкусу. 

С пылу с жару, прямиком с Эссена в настольный клуб, в который я время от времени захаживаю, привезли несколько новинок этого сезона. Три самые серьёзные и привлекающие глаз игры я опробовал лично, и спешу поделиться с настольной общественностью своими впечатлениями.

Часть первая — Concordia (Согласие).

Мак Гердтс, известный нам по таким играм, как Imperial и Navegador – интересная персона в настольном мире. Он принадлежит к разработчикам, которые всю жизнь совершенствуют придуманную ими однажды механику. Проследив по играм такого автора его исторический путь, можно сделать немало интересных наблюдений.

Но мы оставим эти неблагодарные изыскания для зордока гиков, а сами перенесёмся на 2 тыс. лет назад и окунёмся в атмосферу периода расцвета Римской Империи. Прекрасное оформление игры отлично этому способствует. Большая красивая карта Римской империи разделена на 12 провинций, различных по цвету и  номеру. Города соединены между собой двумя видами путей.

В арсенале каждого игрока находятся: индивидуальный планшет-склад, по три деревянных фигурки сухопутных и морских колонистов, 15 домиков и картонные монеты нескольких номиналов. Игроки начинают игру с двумя колонистами на карте и по ходу партии имеют возможность выставлять туда новых. Чем больше у игрока колонистов на карте, тем больше шагов он может сделать при их перемещении.

В процессе игры игроки колонизируют города провинций и собирают с них ресурсы, которые тратят на освоение новых земель. Пять видов ресурсов, представленных в игре (кирпич, еда, инструмент, вино и ткань), достойны упоминания не столько из-за некоторой необычности их состава, сколько из-за деревянных фигурок, их олицетворяющих. По сравнению с безликими цветными кубиками, эти снопы, наковальни и графины прекрасны. Пусть ткань получилась не очень удачной, и кто-то из игроков упорно будет называть коричневый кирпич деревом, а вино – вазами, главное, что все понимают, о каком товаре идёт речь, а получать, расплачиваться и торговать ими как минимум приятно.

Теперь к главному. Действия в игре выполняются с помощью карт, сыгранных из руки игрока (все они тоже прекрасно оформлены и выдержаны в стиле игры). В свой ход игрок с обязан сыграть одну из имеющихся у него на руке карт, активировав соответствующее ей действие. Таких действий в игре девять:

— выставить нового колониста или получить деньги за уже имеющихся;

— подвинуть одного или нескольких своих колонистов и построить дома в любых городах, к которым ваши колонисты имеют доступ после перемещения;

— произвести товары в одной из провинций или получить деньги;

— произвести один указанный тип товара во всех своих городах;

— совершить куплю-продажу до двух видов товаров с банком;

— купить до двух карт;

— купить одну карту со скидкой;

— скопировать последнее действие любого из игроков;

— взять все свои сыгранные карты в руку и получить денег.

Каждый игрок обладает личным базовым набором из 7 карт (6 разных действий), к которому по ходу игры можно и нужно докупать дополнительные карты. Дело в том, что именно благодаря картам, в конце и начисляются победные очки. Учитываются заработанные деньги, количество колонистов на карте, городов и видов производимых товаров, присутствие в провинциях и несколько специальных условий. Каждая дополнительная карта определённого типа в вашей руке в конце игры удваивает соответствующие ей очки. Поэтому, ровно так же, как Империал – игра не столько про войну, сколько про деньги, Конкордия – игра скорее не в колонизацию, а в колодостроение (в коробке, между прочим, есть два комплекта карт: на английском и немецком).

Хоть здесь и важно соблюдать баланс между расширением влияния, ресурсами (склад игрока ограничен) и картами, для успеха желательно поскорее определиться и начать собирать карты того типа, которые принесут вам наибольший бонус при подсчёте очков. На столе всегда лежит конвейер из 5 карт на продажу, купленные карты замещаются соседними, на оставшиеся пустые места добавляются новые карты из колоды. Чем дольше карта лежит на конвейере, тем дешевле она становится.

Кроме того, по рукам игроков гуляет карточка двойного бонуса при получении товаров из провинции. В момент, когда каждый из игроков впервые пользуется бонусом этой карты, происходит промежуточный подсчет победных очков. После этого подсчёт очков производится только в конце игры.

Игра заканчивается в двух случаях: если куплена последняя карта из колоды или если один из игроков построил все свои 15 домов. Игрок, закончивший игру, получает бонус в виде карты Согласия, приносящей 7 победных очков.

Игра изобилует элементами, направленными на то, чтобы сделать каждую новую партию хотя бы немного непохожей на предыдущую. Токены ресурсов перед началом игры разделяются по городам по группам, но вслепую. Колода покупных карт разделена на 5 эпох, каждая из которых замешивается случайным образом. Ну, и самый главный и приятный сюрприз – двухсторонняя карта! Первый вариант — Imperium (для 3-5 игроков), второй — Italia (для 2-4). На мой взгляд, это ещё один несомненный плюс.

Сам автор характеризует свою новую игру как мирную стратегию. Правила написаны лаконично и занимают 4 страницы. Игра, несмотря на кажущуюся громоздкость, осваивается легко. Уровень случайности и взаимодействия игроков невысокий, для меня – в самый раз. Прямого конфликта почти нет: колонисты могут проходить маршрутами, занятыми соперниками, запрещено лишь останавливаться на занятой части дороги. Строить дома в городе может любое количество игроков (правда, каждый следующий – с денежным штрафом). Нужно следить за выложенными картами соперников, чтобы вовремя и удачно скопировать одно из их действий, успеть прикупить подешевевших картишек и произвести товары в нужной провинции быстрее конкурента.

За исключением небольшого текста на картах, игра языконезависимая. Коллективное изучение правил заняло у нас три четверти часа, чтобы научить одного-двух новичков достаточно 10-15 минут. Партия в Конкордию вместе с подготовкой и раскладкой игры займёт около двух часов времени. Знающая правила компания, отыгравшая хотя бы одну-две партии, управится ещё быстрее. Возможность совершить только одно действие за ход и ограниченность ресурсов в большинстве случаев позволяют избежать паралича анализа, поэтому даунтайм невелик.

После первой партии мне сразу захотелось сыграть ещё. Мне понравилось маневрировать вектором своих усилий в зависимости от текущей ситуации, потребностей и возможностей. В игре есть много элегантно взаимосвязанных между собой моментов, поэтому партия идёт интересно и напряжённо. В общем, кризис менеджмент во всей красе.

Колодостроительный элемент в механике Конкордии мне тоже пришёлся неожиданно по вкусу и понравился больше столь любимого автором «ронделя». Видов карт немного, поэтому ориентироваться в них не составляет особого труда. Откровенно сильных и слабых действий тоже нет, судя по всему, игра вообще неплохо сбалансирована: на моей памяти отрывы между игроками никогда не были катастрофическими.

В общем, как я писал в начале, если механика интересная, то её отшлифованная годами и играми версия вместе с качественным оформлением дают на выходе очень приличный результат.

А дизайн и атмосфера игры прекрасно выдержаны: игровое поле, исторические регионы и города, карты действий, монетки-систертии, ответственные за подсчёт очков боги и все деревянные компоненты – всё это радует сердце, глаз и руки. В коробку, кроме правил, вложен исторический буклет. На мой взгляд, единственный недочёт при всём этом вкусном содержимом – несколько блеклая коробка.

Я не являюсь фанатом ни Империала, ни Доминиона, но новинка этого года Конкордия неожиданно пришлась мне по вкусу. Рекомендую обратить на игру внимание всем любителям сбалансированных исторических и невоенных стратегий среднего уровня сложности. Главное впечатление: после первых партий в неё хочется сыграть ещё. Я вряд ли я добавлю Конкордию в свой вишлист для Секретного Санты, но в клубе с удовольствием продолжу колонизировать имперские земли и дальше.

Concordia, Обзоры



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
    1. Монуил
      13 Ноя 2013 из 14:28 | #1

      Весьма вкусно звучит. Спасибо за обзор!


    2. Terjul
      13 Ноя 2013 из 15:29 | #2

      Всё думала, купить или нет эту игру. После прочтения вашего обзора окончательно решила, что надо брать :)))


    3. pilot63
      13 Ноя 2013 из 17:08 | #3

      Спасибо за отзывы.


    4. Юрий Ямщиков
      14 Ноя 2013 из 9:42 | #4

      Да, описание очень заинтересовало — спасибо автору обзора!


    1. Трекбеков пока нет.