Недавно я узнал, что у одной из моих самых любимых игр – Звёздных империй (она же Star Realms) – есть почти брат-близней, колодостроительная игрушка Chtulhu Realms. Заинтересовавшись ею, я нашёл на Board Game Geek обзор, в котором все аспекты игры подробно расписываются, правда, кроме одного, ключевого для меня: чем именно Cthulhu Realms отличается от Star Realms.
Мне всегда нравились рассказы в жанре ужасов и особенно произведения Г.Ф.Лавкрафта, создателя Ктулху, но я даже не подозревал, что на эту тему можно придумать колодостроительную игру. Для тех, кто не знаком с Ктулху, поясняю: это мощнейшее гигантское существо, придуманное Лавкрафтом и впервые появившееся в рассказе «Зов Ктулху», опубликованном в 1928 году. Внешне это помесь человека, осьминога и дракона. Его именем названы «Мифы Ктулху», вымышленная вселенная Лавкрафта, населенная различными ужасными существами. Будучи хорошо знакомым с «Мифами Ктулху», я не мог не обратить внимание на «Миры Ктулху», новую игру от издательства Ministrel Games, придуманную Дарвином Каслом (Darwin Castle), над оформлением которой работал Роб Ланди (Rob Lundy), известный благодаря иллюстрациям к таким играм как Dragonflame, Dungeon Lord и Harbour.
Cthulhu Realms – языконезависимая колодостроительная игра для 2-4 игроков продолжительностью 25-45 минут. Цель игры – отправить в небытие всех соперников, для чего потребуется призывать разнообразных приспешников Ктухлу и использовать таинственные артефакты и ужасающие локации. Все игроки начинают партию с одинаковыми колодами из 10 карт, среди которых 2 призывателя, 2 бойца и 6 последователей. Все карты делаются на три типа: существа, артефакты и локации. В ходе игры участники будут набирать всё больше и больше мощи призыва и призывать этих самых существ, артефакты и локации, дабы использовать их комбинации для воздействия на разум противников. Его значение нужно уменьшить до нуля, а показатель собственного разума – повышать как можно сильнее.
В начале партии каждый получает счётчик, где отмечается показатель разума. Изначально он равен 50. Если значение падает до 0, игрок выбывает из игры.
Повышать значение собственного разума или уменьшать значение разума других игроков можно с помощью карт. Всё как в «Доминионе» и подобных ему настолках: в начале у тебя есть колода из 10 карт, из них на руку берётся 5 (а если вы делаете самый первый ход, то 3). В свой ход игрок может использовать карты с руки и применять их эффекты. У одной карты может быть несколько эффектов, применять их можно в любом порядке. Например, сначала можно использовать первое свойство с карты А, потом первое свойство с карты Б, а затем второе свойство с карты А. В конце хода сбраываются все сыгранные карты, кроме локации (они остаются на столе, пока их не уничтожат противники). Если какие-то карты остались у игрока на руке, они тоже сбрасываются. Затем нужно набрать в руку 5 новых карт. Если колода закончилась, нужно перемешать сброс и сформировать новую колоду.
А теперь перейдём к сути игры, к тому, как работают карты. Они бывают четырёх цветов и, как уже было отмечено, делятся на три типа: (существа, артефакты, локации). У каждой карты есть стоимость призыва (цена, за которую её можно приобрести) и как минимум одно свойство. Локации отличаются от других типов карт. Они остаются на столе в конце хода, и не уходят в сброс. У них есть показатель разума (они что, живые???), который нужно уменьшить до 0, чтобы уничтожить локацию. Кроме того, на некоторых локациях есть символ щита, что означает защитное свойство. Такие защитные локации бывают двух видов: «святилища» прикрывают от атак соперников своего владельца, а «нексусы» не позволяют соперникам атаковать ещё и все остальные локации.
Некоторые эффекты карт можно применить, только если выполнено какое-то условие, например:
— сыграна другая карта определённого цвета;
— сыграна другая карта определённого типа;
— у каждого игрока в руке должно быть меньше положенного числа карт;
— карта должна быть выброшена из игры.
Свойства карт в игре бывают следующие:
— Наберите / сбросьте карты. Разыгрывая такую карту, вы выбираете, на кого применяется её эффект.
— Удалите карту. Этот эффект позволяет выбрать карту из руки, из сброса или числа доступных для покупки, и удалить её из игры
— Заберите себе карту, удалённую из игры в этом ходу.
— Получите мощь призыва. Её можно использовать на приобретение карт в текущем ходу из числа доступных на столе.
— Получите / потеряйте разум. Если на карте указано положительное значение, вы выбираете игрока, у которого увеличивается показатель разума. Если отрицательное – выбираете, у кого уменьшается (у игрока и (или) у локации).
А теперь посмотрим как Cthulhu Realms выступает в привычных категориях:
Компоненты:
Разнообразие компонентов в Cthulhu Realms невелико. Это карты, счётчики разума и жетоны, которыми отмечаются значения на этих счётчиках. Небольшое количество составляющих означает, что разработчики и иллюстраторы могут сосредоточить свои усилия на том, чтобы сделать компоненты максимально привлекательными. Насколько это получилось? Говоря об оформлении карт, могу сказать, что это совсем то, что ожидаешь от игры про Ктулху. Иллюстрации сделаны так, чтобы преподнести тематику максимально широкой аудитории, поэтому карты имеют ужасающие наименования, но при этом оформление у них очень даже весёлое. Ниже вы можете видеть несколько примеров.
Замысел разработчиков понятен, такой подход расширят потенциальный круг игроков, хотя лично я предпочёл бы более тёмные и серьёзные иллюстрации.
Отдельного упоминания заслуживают указанные на картах символы. Большая их часть хорошо различима, но некоторые несколько сливаются с фоновым рисунком. Кроме того, символы, обозначающие условия для срабатывания эффектов карты зачастую мелковаты. А когда их цвет совпадает с цветом эффекта, то ещё и плохо различимы. То же самое справедливо и в отношении символа удаления карты со стрелкой. Эта стрелка слишком маленькая, её можно легко проглядеть. В общем, у людей с ослабленным зрением могут быть проблемы.
Счётчики разума выполнены из плотного картона. Каждое значение на счётчике – это цифра внутри символического изображения головы. Кроме того, в правой части счётчика приводится расшифровка значений всех игровых символов. Это достаточно полезно, по крайней мере в первые несколько партий к ней нужно будет обращаться. Жетоны разума тоже выполнены из очень плотного картона, они сделаны в форме головы и как раз подходят под поля на счётчике.
В общем, компоненты в игре очень хороши и привлекают взгляд. 7/10.
Игровой процесс:
Сейчас издано много колодостроительных игр и наверняка ещё многие будут изданы. Поэтому чтобы выпустить успешный проект нужно сделать такую игру, которая предложит игрокам что-то новое, отличное от конкурентов. Давайте посмотрим, что есть в «Мирах Ктулху».
Первое – это интересная тематика, ещё не затронутая колодостроительными играми, и способная привлечь фанатов вселенной Ктулху. Второе – некоторые эффекты карт уникальны, работают не так, как в других играх и придают игровому процессу элемент стратегии. У карт есть условия срабатывания тех или иных эффектов, что заставляет сфокусироваться на построении колоды, в которой карты хорошо комбинируются. А ещё правила позволяют использовать эффекты карт в произвольной последовательности, из-за чего нужно внимательно относиться к сыгранным картам и подбирать максимально выгодную очерёдность использования их эффектов. С точки зрения «паралича анализа» это можно рассматривать и как плюс, и как минус. Плюс в том, что пока ходят другие игроки, вы можете обдумывать свои действия, и заранее спланировать в каком порядке будете разыгрывать карты. Ещё один оригинальный элемент – локации, карты, остающиеся в игре после розыгрыша. Их эффекты можно использовать каждый ход. Некоторые локации дают защиту вам и другим локациям, что само по себе здорово.
Ещё одно важное отличие Cthulhu Realms от других колодостроительных игр – прямое противостояние и взаимодействие игроков. В большинстве других игр нужно набирать победные очки или всем вместе решать какие-то задачи. В «Мирах Ктулху» всё иначе. Здесь цель одна и она очень простая: уничтожить всех врагов! Для меня, как для фаната игр со взаимодействием, это более чем привлекательная задача. Подводя итог вышесказанному, на мой взгляд в Cthulhu Realms достаточно много инноваций, она значительно отличается от других колодостроительных игр.
Ещё одна вещь, которая мне нравится: «Миры Ктулху» отлично работает на 3 и 4 игроков. Сделать игру на троих и четверых столь же напряженной и соревновательной, как и на двух игроков, – достаточно непростая задача, а тут она ещё и усложняется элементом прямого противостояния.
Вот какое найдено решение: вместо одного ряда из 5 карт между соседними игроками выкладывается по 3 карты. Таким образом, каждый игрок имеет доступ к покупке 6 карт. Если кто-то выбывает из игры, сидящие рядом с ним игроки, теперь считаются соседями, между ними выкладываются 3 новые карты. При атаке можно уменьшать разум обоих соседей, также можно атаковать базы игроков слева и справа, и способности карт можно разыгрывать только на себя и двух соседних игроков. Тем самым партия на четверых превращается в соревнование между игроком и двумя его соседями. Такой вариант кажется мне интуитивно понятным и способным предотвратить потенциальный хаос за столом, которого не избежать, если разрешить всем игрокам сражаться друг против друга.
Что можно сказать о слабых сторонах? Должен сказать, что не обнаружил никаких минусов. Игра отлично продумана, партии проходят очень динамично и быстро (даже при четырёх участниках, если каждый заранее обдумывает свой ход). 9/10.
Сложность:
По уровню сложности Cthulhu Realms относится к средней или даже лёгкой категории. Самое главное – запомнить, что означают символы. С этим могут быть сложности в первых ходах. Типичный вопрос на этом этапе: «А что означает эта картинка? Напомни ещё раз!». Частично проблему решает расшифровка всех условных обозначений на счётчике разума, лежащим перед каждым игроком. А ещё не все игроки сразу понимают как работают свойства карт, например, у нас в компании дольше всего запоминали как карты удаляются из игры. В общем, чтобы освоиться нужно некоторое время, которое также зависит от опыта игроков в целом и в колодостроительных играх в частности. 7/10.
Реиграбельность:
Имея за плечами несколько партий могу сказать, что благодаря увлекательному процессу каждый раз после завершения игры мне хотелось сразу же разложить её ещё раз. Тут есть большой простор для экспериментов, можно очень долго подбирать различные комбинации, чтобы найти карты, которые максимально эффективно взаимодействуют друг с другом. Как и в других колодостроительных играх, каждая партия складывается по-особенному, потому что в самом её начале для приобретения всегда доступен разный набор карт. Ну и ещё раз надо отметить, что свойства карт можно использовать в любом порядке, так что тут тоже есть возможность проявить свои уменья, выбирая максимально выгодный порядок срабатывания карт. Научиться играть достаточно просто, научиться хорошо играть – уже посложнее. Реиграбельность гарантирована. 8/10.
Тематика:
Самое сложное для любой настольной игры – это максимально уложиться в определённую тематику. Мне кажется, существует не так уж много настолок, способных полностью погрузить участников в ту или иную разыгрываемую ситуацию. И Cthulhu Realms здесь – не исключение. Несмотря на то, что мне нравится тематика игры, я не могу сказать, что прочувствовал её в процессе. Правила ставят много вопросов, на которые игра ответить просто не способна. Например, зачем, вообще, надо лишать других игроков разума? Это можно было бы понять, если бы кто-то из игроков выступал в ролик Ктулху, но ведь, это не так. И как именно используются локации, люди и артефакты, в достижении поставленной цели? Люди отправляются в локации? Собираются в компании? За исключением оформления, всё остальное весьма далеко от мифов Ктулху, так что по большей части нужно фокусироваться на построении колоды, а тематику игры можно вообще игнорировать. Как бы то ни было, заявленная тема меня привлекает, и я бы предпочёл её многим другим вариантам. 6/10.
Интерес:
Это ключевой аспект каждой игры! Прямое противостояние и взаимодействие игроков для меня интересны сами по себе. Поиск лучших комбинаций карт для своей колоды – тоже. Ещё более интересно прикидывать в каком порядке стоит разыграть свойства карт, чтобы получить максимально выгодный результат. Оформление, местами мрачное, местами весёлое, также подстёгивает к игре интерес. Единственное, что может не понравиться, особенно если играют 3-4 человека, это ожидание своего хода. Это вполне возможно, особенно если игроки будут долго размышлять как им сыграть свои карты. В целом же у Cthulhu Realms всё хорошо. 7/10.
Вердикт:
Если вы фанат Ктулху или любите колодостроительные игры, Cthulhu Realms – отличный кандидат на пополнение вашей коллекции. Это ни в коем случае не просто «ещё одна колодостроительная игра», а уникальная настолка с оригинальными и свежими механиками, которая бросит вызов вашему разуму. Помимо выбора карт в свою колоду тут важно и умело их использовать. Некоторые карты остаются в игре после применения и их можно задействовать и в следующий ход. Некоторые карты защищают вас или другие карты. Если вам нравится взаимодействие игроков, Cthulhu Realms вас не разочарует.
Цель проста и понятна – вывести из игры всех соперников. Оформление в Cthulhu Realms уникальное. На первый взгляд это типичные иллюстрации на тему Ктулху, но если присмотреться, в большинстве случаев вы обнаружите забавные и даже комические сюжеты. Игра слабо связана с вселенной Ктулху, особенно в плане игрового процесса, но это не делает её ни капельки хуже. Я рекомендую её всем любителям настольных игр. Новичкам, возможно, перед тем как насладиться ею в полной мере придётся потратить некоторое время чтобы освоиться с правилами и механиками.
Плюсы:
— увлекательный игровой процесс с оригинальными механиками;
— прекрасное оформление и продуманные варианты для любого числа игроков (2-4);
— игра про Ктулху!
Минусы:
— механика игры слабо связана с темой;
— рекомендуется любителям Ктулху, колодостроительных и стратегических игр.
Общая оценка: 7,9 из 10.
Ну вот, а я уж думал, кто-то привёз наконец в наши широты коробочку и собрался просить отсканить, сфоткать или перечислить свойства разных видов карт. Люблю Star Realms, люблю мифы Ктулху, но блин, мне совершенно не нравятся иллюстрации (хотя это не худшие юмористические арты к лавкрафтианским играм). С самого релиза пытаюсь отрыть где-нибудь сканы, чтобы запилить редизайн с безысходностью, чернильной тьмой и устрашающими фигурами, но всё тщетно. И да, спасибо за перевод, приятный обзор!