Недавно я упоминал, как мимо меня прошла игра Киклады. Когда-то она издавалась в России в числе практически первых локализаций. Позднее эта игрушка была у нас в клубе ещё примерно в 2010-м. Года два назад она лежала дома у товарища. А я так ни разу в неё и не поиграл.
Вероятно, зря. Тут на Тесере Кикладам опубликована целая ода, из которой следует, что игрушка эта чудо как хороша. Особенно с дополнениями. И, что немаловажно, хорошо подходит даже новичкам.
В общем, терпел я, терпел… Решил вот высказать мысли о том, почему я считаю Cyclades практически лучшим ареа контролем, в который я играл. Единственные игры, которые стоят особняком — это гениальнейший Cthulhu Wars и прекрасный Blood Rage. Про те игры я еще напишу, но после того, как отыграю то количество партий, которое меня на это сподвигнет.
Итак, вернемся к незабвенному древнегреческому эпосу.
Начнем с базовой игры. Красивая увесистая коробка с кучей минек меня привлекла сразу, как увидел. Я уже молчу про сеттинг, который легко погружает в детство, когда я с упоением читал мифы древней Греции.
Что мы имеем в базе:
1) Поле с островным архипелагом, которое можно масштабировать от 2-х до 5 игроков путем переворачивания двух половинок. Интересное решение, которое позволяет даже создавать дуэли. Правда, не надолго…
2) Отдельное поле — трекинг для выкладывания карточек мифических существ, которые можно покупать в свой ход.
3) Миниатюры этих самых существ, а также армий, которыми будут играть игроки.
4) Деньги как двигатель всего и вся.
5) Карты различного предназначения.
6) Всякие разные жетоны построек, метрополий, контроля, рога изобилия и т.д, что выкладывается на поле для обозначения важных моментов в игре.
Все красиво, все волшебно, но как это все играется?
Играется это отлично партий 10. Хорошо — партий 15 и… Больше, как мне кажется, я не осилил. В какой-то момент появляется ощущение, что все это уже было. Особенно если играешь в постоянной тусовке. Более того, стало ясно, что меньше, чем на 4-х игру лучше отложить и взять то, что можно играть на троих или двоих. Лучший вариант для Cyclades базы — 5 человек.
Основной моей претензией к базе является то, что партии стали повторяться, а это уже значит, что пришла пора возжелания допов. И игра была отложена… Очень надолго, кстати!
Cyclades: Hades — дополнение, которое мне подарил на ДР друган, за что ему огромное спасибо, так как оно (дополнение) является ключевым для всей серии и должно было быть изначально в базе. Но деньги все хотят заработать, поэтому доп выпустили отдельно.
Что мы имеем в Аиде:
1) Героев. Карточки + миньки для них. Интересные персонажи, учитывая то, что сразу же совсем не очевидно, чем они могут помочь в игре. Однако ж, как показала практика, почти все они могут очень значительно изменить стратегию в игре, а также насолить противникам своими возможностями. На поле битвы герой является обычной единицей, которая прибавляется к общей армии и кубику в войнах. Но это еще не все, иначе было бы неинтересно. Каждый герой имеет две возможности для "использования". Первый — в бою. Например, армия с Одиссеем игнорирует казармы. Гектор позволяет убить в армии противника одного воина до того, как началась битва, если было инициировано нападение. Таким образом, армия с героем — дополнительный сдерживающий фактор, а также тактический и стратегический ресурс.
Но не только это умеют герои! Второй их функцией является самопожертвование, которое очень сильно может повлиять на игру, а также на исход всей партии в целом. Дело в том, что каждого героя можно принести на жертвенный алтарь, чтобы их пролитая кровь приблизила к победе коварного игрока. Например, Пентесилея. В тот момент, когда вы строите метрополь (купили четвертое здание или же философа), жертвуя даму с луком, вы можете эту самую метрополь оставить вне поля. Считается, что это остров в тумане и его никто не видит. Из этого следует, что данную метрополь никто и никогда не захватит. Также есть герой для тех, кто любит удариться в экономику. Господин Мидас, зарезав которого вы скидываете 15 монет и строите метрополь. Таким образом, можно пытаться выиграть мирным путем. Ключевое — "пытаться"…
Однако за все эти удовольствия надо платить из казны. То ли жалованье, то ли просто на пожрать, но… 2 золотых владелец героя лишается каждый ход, после получения доходов. Ну или же сдать герою жрицу…
2) Новые мифические существа. Из фигурок добавили только Цербера. Также надо заменить карточку Хирона, так как в Аиде появились новые летающие варианты, которые он может сбить меткой стрелой.
3) Плашка Аида, его серая армия и колонна для выявления его гнева. Думаю, это самый главный модуль из всех допов, который очень серьезно улучшает игру. При этом очень изящно сделано его появление. Дело в том, что Аид — псих, и у него иногда пригорает. Для выявления степени пригара на плашке Аида стоят цифры от 0 до 9. В начале каждого кона игроки бросают два кубика и передвигают серую колонну по этому треку. При максимальном "везении" Аид может выйти на второй ход (первый раз кинуть кубики на 5, второй — на 4 или 5). Но чаще всего Аид выходит раз в три-четыре хода. Бывало, что и дольше его разрывало.
И вот, когда колонна перешла за цифру 9, Аид с ревом вылезает из-под земли и накрывает собой последнего бога перед Аполлоном. Теперь это его место на весь этап.
И что же получается теперь? А то, что в игре может оказаться два бога — Аид и Арес, которые двигают войну вперед. При этом Аид делает это локомотивом. Хотя бывает так, что Аид накрывает Ареса… Но это тяжелый случай!
Рассмотрим свирепого бога подробнее. Первое, что он может — вызывать нежить различных мастей. То есть и кораблики, и людей. Их стоимость дешевле, чем у Посейдона и Ареса. Также Арес может заниматься и логистикой, что дает ему право за один золотой передвигать войска/флотилию. Есть одно "но", как и у всех мутных персонажей. Чтобы армия живых смогла совершить переход, в ее рядах обязательно должен быть мертвец. Видимо, одних лидеров рожает адовое пекло…
За все есть расплата, и каждый уважающий себя бог мертвого царства должен собирать себе души для дальнейшей экспансии. Так как по сути Аид представлен зомбями на плодородных земли Киклад, то они в конце хода просто сгнивают и опять возвращаются в преисподнюю.
Стоит не забыть еще о здании, которое может возвести игрок, поклонившийся Аиду. Некрополь. Всего за два золотых вы строите огромное сооружение, которое занимает всю площадь под Метрополь! Зато если этот мир покидает живая душа в виде отряда или же кораблика, на него кладется золотой за каждую падшую душу. И в этапе сбора доходов владелец Некрополя все это бабло забирает себе в казну. Так что если на карте планируется замес, грех не построить столь позитивное здание.
Следующий интересный модуль добавляет полубогов, которые помогают тем, кто молится на последнего бога перед Аполлоном. То есть стопка божков кладется рядом, и каждый этап уходит старый и приходит новый. Однако в тот момент, когда у Аида разрывает пукан от гнева и он вылезает из адских чертог, полубоги боязно пятятся назад и выходят на это время из игры. Вдобавок еще и перемешиваются.
Если же игрок умудрился удержать свою ставку на последнем боге, то он просто пользуется всеми благами основного бога, а также полубога. Например, Деметра дает возможность сразу же получить за каждую территорию под контролем 1 золотой. Очень выгодно тем, кто прошелся Аидом по землям, чтобы отжать побольше рогов изобилия. Гермес же позволяет игроку накинуть жетон изобилия на любой гекс, где стоит его кораблик. И очаровательная Афродита может удвоить количество армий в указанном регионе. Не спрашивайте, как…
Все полубоги также дают бесплатно или один магический предмет, или жрицу. Карточки жрицы существует для двух действий — продление мифического существа еще на один "круг", а также "оплата" героя вместо уплаты 2-х монет жалования.
Ну и не все свойства полубогов являются бесплатными. За многие надо заплатить в божественную казну два золотых.
4) Предметы.
Как я писал выше, предметы игроки могут получить только если выигрывается ставка на предпоследнем боге, который дает плюшки в тандеме с полубогами.
Сами предметы представляются карточками, которые лежат перед игроком и доступны для всех. Исключение составляет карточка, которая берется по способности Гефеста. В таком случае она остается лежать в закрытую и является неким "джокером". И в определенный момент ею можно "удивить".
А сам момент — это ход игрока. Например, можно убить существо у противника, а потом его атаковать. Можно кидать вместо одного кубика два. А можно, гнусно хихикая, запретить оппоненту, который хочет надрать вам задницу, запретить ставить на Ареса или Аида.
В общем, магические предметы позволяют внести в игру единоразовый эффект, который может знатно подорвать планы противников.
Также хотел бы отметить появление такого праздного здания, как театр. В целом достаточно бесполезное сооружение, но в определенный момент его свойство может привести к победе. А именно превращение его в любое здание, которого не хватает в момент постройки Метрополя. Например у вас стоит храм, университет, казарма и театр. Не хватает форта, но это не беда. Театр его заменяет, и вы строите Метрополь. И, возможно, это может стать победным действием.
Сам театр дает только один полубог Дионис за две монеты.
Теперь, перед последним большим дополнением, я опишу более мелкие, которые выходили как промки и как кроссовер с Kemet.
1) Плашка богини Гекаты. Эту промку сейчас достать сложно, поэтому я сделал pnp, ибо интересен эффект этой полубогини. Эта дама дает жрицу, а также за две монеты позволяет построить между двумя территориями подземный туннель. И неважно, кто будет владелец островов. Думаю, понятно, какой ад может привнести эта женщина на игровое поле.
2) Карточка мантикоры. Это мифическое существо, которое просто убивает вражеского героя. Очень злая вещь, если оппонент рассчитывает на победу благодаря герою. (Ахиллес строит Метрополь за 4 территории под контролем или же Мидас за 15 монет).
Саму карточку нет смысла покупать, так как в запасе лежит карточка Хирона из базы. Делаем ход конем: распечатываем Мантикору и запихиваем вкладышем под протектор этого Хирона. В итоге — рубашка оригинал, никто никогда не спалит ее появление. В профиле Гекаты я файлик выложил. Пользуйтесь.
Кроссовер существ из Kemet.
Необязательный, но интересный дополнительный контент. В колоду замешиваются карты существ из Kemet, и они также входят в игру, как и все остальные карты. Главное отличие в том, что эти песчаные существа не являются мифическими, и на них не распространяется скидка за храмы (впрочем, как и на героев, и на артефакты). Купив их, владелец получает отряд. Он также считается за единицу. Но! В момент атаки, когда игрок агрессивно входит на чужой участок, он может заплатить единожды одну монету и воспользоваться магической сущностью пустынных отрядов. Также один раз за ход. Например, скорпион просто сжирает одного солдата до битвы. Слон позволяет не кидать кубик в принципе, так как после активации его способности число на кубике будет всегда 3. Мумия трансформирует погибшие отряды оппонента в свои.
В общем, интересно дополнение, которое по факту дает возможность купить регулярную армию, если ты не поставил на Ареса.
Для тех, у кого нет Kemet (а у меня его нет), я в профиле дополнения выложил убогий вариант "фигурок". В идеале, если Kemet не нужен в коллекцию, 3D печать в помощь. Чем я и воспользовался.
Перейдем же к второму глобальному дополнению Cyclades: Titans, которое мне так же подарила моя "игровая ячейка". Спасибо, друзья!
Данное дополнение предлагает нам два важных изменения, которые лежат в коробке.
1) Новая карта. Теперь это не острова, а всего две материка, которые поделены на территории. Карта также двусторонняя, для масштабируемости от 3-х до 6 игроков. Да, нельзя играть на ней вдвоем и можно вшестером, но в режиме командной игры.
2) Плашка нового бога — Кроноса. Его основная функция — вызвать на поле титанов.
3) Фигурки титанов, по три каждого цвета.
4) Дополнительная армия фиолетового цвета для 6-го игрока.
5) Фигурки божественных артефактов.
6) Токены особых Метрополий.
Но обо всем по порядку.
Начнем с карты. И сразу же скажу одну вещь. Эта карта ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для 5 (или 6, если в команде) игроков. Дело в том, что сама карта на 4 и 3 игрока провоцирует к тому, что чаще всего стычки происходят более локально, чем при пятерых игроках. Сложно объяснить, но вот так. Теперь если на партию собирается 4 игрока, раскладывается островная карта.
Интересное нововведение, что в процессе сетапа игры на определённые места случайно раскладываются храм, казармы, форт и университет. Но хитрость в том, что ставятся они туда, где нет рога изобилия. И в процессе первого хода игры, когда игроки распределяют свои владения, туда вроде и хочется поставить фигурку, но колется, ибо дохода не будет.
Еще я отметил бы важную тему. На этой карте важность Посейдона теперь кроется только в том, чтобы раскинуть свои кораблики по "рыбным" местам. На островной карте Посейдон все же более ключевой.
Теперь о Кроносе и титанах.
Кронос дает титанов. Это понятно. Что же делают титаны? А титаны сокращают время игры и превращают Киклады в театр военных действий.
Дело в том, что до этого дополнения основным видом передвижения являлась благодать Ареса или Аида. Наличие же титана в отряде позволяет игнорировать этих богов и вести войну без оглядки на результаты ставок на воинственных богов.
Если титан есть в отряде, то за деньги вы его можете передвинуть сколь угодно далеко. Главное хватило бы финансов для ведения войны. Первое передвижение титана и его отряда стоит 1 золотой. Второе уже 2. Третье уже 3 и.т.д. Следовательно, игроку надо соблюдать баланс между количеством денег и финансированием войны. В общем, если есть бабло, можно пройти хоть всю карту.
Но накопить такое огромное количество золотых достаточно сложно, что еще раз говорит о тонком балансе между военными действиями и тихим существованием.
Других возможностей титаны не имеют. Они все также остаются отрядом на +1.
При игре с титанами обычно происходят лобовые столкновения игроков ради отжимания Метрополии. Например, на островной карте может быть ситуация, когда у каждого игрока уже построено по одной. На карте с титанами обычно две-три метрополии, за которые идут битвы. И именно это ускоряет игру.
Теперь о том нововведении, которое изменило подход к постройке метрополий. В титанах появились пять особенных сооружений, которые дают какие-то бонусы их владельцу. Военная дает +3 в защите вместо +1 как у казармы. Морская дает +3 к сражениям на воде прилегающих территорий. Религиозная — как два храма, следовательно, скидка на существ. Культурная позволяет следующую метрополь построить за три философа, а не за четыре. Ну и коммерческая дает 2 дополнительные монеты в фазе получения доходов.
В начале сетапа игры выбираются случайно две карточки специальных метрополий и кладутся рядом с полем. Остальные уходят в коробку.
Кажется, что просто новые возможности. Но по итогу это не совсем так. Дело в том, что до этого нововведения было опасно строить первому метрополь, так как ты сразу же становился целью для других игроков. Поэтому был смысл откладывать момент постройки как можно дальше. Теперь же получается так, что первые две построенные метрополии дают полезные бонусы и, если не построишь ты, построит кто-то другой!
Таким образом, получается, что игра подталкивает игроков побыстрее обустраивать свои владения полезными зданиями. А это, в свою очередь, не иначе как грамотное ускорение игры!
Ну и последним дополнением в игровой процесс является наличие артефактов, которые представлены офигенными белыми колоннами.
Каждая колонна имеет свою карточку, которые замешиваются в общую колоду и выходят так же, как и все остальное на трек. На игру данные нововведения влияют слабо, но иногда могут очень сильно помочь. Например, есть шлем-невидимка, которые позволяет армии с ним проходить насквозь через чужие отряды, а также перемещаться между островами через вражеские корабли. Или же большой рог изобилия, который умножает доход каждого рога на территории на два.
В целом артефакты — как и предметы. Не купил — не страшно, но если возможность есть, купить надо, может понадобиться в будущем.
И теперь итог на основании вышесказанного:
1) Базовая коробка — исключительно для ознакомления с механикой. После определенного количества партий наступает желание отложить коробку и когда-нибудь достать. В тяжелых случаях — на продажу.
2) Аид — ключевое дополнение, которое в корне меняет игру! По хорошему, оно должно было быть в базе, но… Издатели как всегда.
3) Титаны интересны новой картой, а также особыми метрополиями. Кронос, титаны и артефакты — хорошее подспорье для отличной игры. Однако если вы решите покупать только один доп, я бы рекомендовал именно Hades.
4) Мини-дополнения. Если есть возможность купить\достать\сделать — можно добавлять. Хуже не станет, это точно. Однако стоит учесть, что Мантикору и Гекату можно добавить только с дополнением Аид. Кроссовер с Кеметом — можно везде.
Сочетание допов:
База + Аид — появляется больше возможностей для выигрыша, а так же неожиданных тактически решений. Новый бог позволяет игрокам больше действий в плане ведения войны. Появилась возможность за один ход захватить чужой метрополь на более удаленном острове.
База + Титаны — дают вторую карту + возможность добавить артефакты и необычные метрополии в базовую игру. На островной карте не поиграться с титанами будет, так как один бог может быть всегда вне игры, благодаря случайному расположению плашек богов.
База + Аид + Титаны = ОГОНЬ! Добавить больше нечего…
Ну а теперь о том, что вызовет бурю эмоций у тех, кто осилил данное полотно.
Я считаю, что Cyclades одна из лучших представителей в своем жанре. И попробую объяснить столь громкое заявление.
1) Порог вхождения и правила — очень легкие для понимания. Сколько ни обучил людей, все, со второго-третьего хода, начинали понимать механику игры. Во второй партии новички уже могут дать жару бывалым. Я к тому, что игра обладает уникальным сочетанием тонкой грани простая-сложная игра. С одной стороны, мы имеем поверхностные и очень понятные механики. С другой стороны, спустя несколько партий игра открывает новые возможности для осуществления злобных планов по завоеванию мира.
И по итогу те, кто считался новичком в этой игре, спустя пару заходов уже умею играть и могут выиграть у тех, кто играл игру гораздо больше. И это привлекает людей! В общем, игра очень дружественная. И самое главное, как сказал один настольный коллега, в игре нет эффекта "негативной доминанты". А точнее, башка не болит после каждой партии, и после победы ты радуешься, что победил, а не то, что "наконец-то это закончилось" Надеюсь, я смог понятно объяснить, что хотел донести.
2) Игра вызывает эмоции в два этапа. Для меня это важно, поэтому я не люблю евро с втыканием в планшеты. За столом люди должны общаться, а не сидеть хмурыми.
И вот что делает обозреваемая игра. Она умудряется дать нам две возможности в процессе одного этапа игры устроить истерику.
Первым является аукцион. В начале игры все тихо-мирно, но вот, под конец, когда уже есть варианты для победы, начинается огонь! Игроки начинают перебивать ставки друг друга, выражая вполне интересные эмоции от бубнежа "бл?:%….", до "СВОЛОЧЬМАТЬТВОЮ"! Это так приятно перебить ставку игрока, который рассчитывал победить. Его глаза напротив — как бальзам на душу…
Вторым этапом выплескивания сердечных высказываний является изменение обстановки на поле. Неожиданные перестановки войск, атаки, броски кубиков, покупка существ, победы или поражения. Все это обычно сильно обсуждается с разной степенью сдерживания эмоций.
И я не имею в виду сейчас те орущие эмоции, которые выходят из нас в пати геймах (привет Alias Party :).
3) Игра очень реиграбельна, так как каждый раз ситуация на поле не похожа на предыдущую. Это достигается простым сочетанием случайности выхода карт и богов. И, как показала практика, к победе может привести совершенно разная тактика и стратегия.
Я понимаю, что мое мнение сейчас вызовет кучу негодования со стороны адептов других игр. Признаюсь сразу — мне все равно. Также я понимаю, что, возможно, есть игра, которая смогла бы сместить с моего личного трона Cyclades. Но я ее пока не встретил.
И. Прошу заметить — Ктулху Ворз — вот САМАЯ лучшая настолка на свете 🙂
P.S. И немного фоточек, для созерцания.
(карта базы, относительно карты Титанов. Почувствуйте разницу!)
(Аид начинает гневаться с нуля)
(Цербер вышел в поисках Некрополя)
(Начало партии на островной карте после сетапа)
(Тут решается воля Богов)
("Мавры" — злобный народ!)
(Мумия мз Kemet. В 2D варианте)
(Пентесилея ждет своего выхода и целится в артефакт. Или мантикору…)
(Контроль морских рогов изобилия — ключевая необходимость
для финансовой независимости)(Пентесилея вышла и стало понятно, что сейчас что-то будет!)
(Тот случай, когда Метрополь был захвачен для победы)
Всем спасибо за внимание!
%boardgame% лучшая игра, лучше только ктулху ворз! (с)
Забавно, что у некоторых мнение насчёт важности дополнений прямо противоположное. Например, у тех же SUSD.
Евро без VP — бальзам на душу.
Да, да. Насчет допов не всё так просто. Поэтому продублирую здесь:
Начнем с самого «больного» места игры — допов.
Карта из Титанов (где материки вместо островов) значительно обесценивает корабли, и следовательно Посейдона. Это не так критично, играть там всё равно интересно. Но базовая карта (где острова) стратегичней и вариативней.
Далее. В базовой колоде существ очень много интересных и играбельная карт.А вот среди аналогичных карт из допов много откровенной ерунды. И так как они все
замешиваються в одну колоду, вероятность выпадение»интересных монстров»снижается. Как пример,всеми нами любимый Кракен выпал только в
последней партии, из
разыгранных нами 5-7партий. Более того, такая перегруженная колода существ несколько обесценивает Зевса, при чем по двум параметрам. Это во первых храмы, которые дают скидки, но с допами уже дают скидки не на всё карты в колоде, так как часть карт теперь не существа ( и на них храмы не распространяються) .И во вторых, особенность Зевса по прокрутки колоды тоже ослабевается, так как
«нужное существо» теперь найти менее вероятней или дороже.
Титаны. Тоже для меня пока спорное
нововведение, так как немного обесцениваю тАреса, и уменьшают кризисность ( а я её люблю в играх) конкуренции за него на аукционе. Но здесь для совсем утвердительных выводов, у меня слишком мало партий.
Лично у меня игра находиться в «открытом тесте».Понять как
отрабатывается механика игры, насколько она глубока
и стратегично, мешает куча допов которые хозяин игры туда намешал:)
С одной стороны я
люблю Киклады за минимализм (ничего
лишнего) и изящество механики, что её немножко родник с еврогеймом( а это для меня несомненный плюс). При том в игре постоянное
движуха на взаимодействии игроков. Битвы,гибель юнитов, переход островов от одного к другому, всё это находиться в очень плотном промежутки времени, скучать не приходиться. Всё это дает дикий (явно не
еврогеймский) фан.Но при этом вижу в ней пока и недостатки. В
Кикладах можно большую часть игры совершать кучу ошибок, потерять всё и вся, или вообще ничего не делать. При этом к концу игры сделать
«ход конем» и выиграть. Хотя эти «ходы конем» изрядно могут нагрузить твой
мозг, и таким образом этот недостаток не делает игру плохой. Но
«червоточинка»остается, и мешает мне вывести её из своего «открытого теста» в мою топовую игру:)
Подскажите пожалуйста, есть ли возможность поиграть в Кемет и Киклады в онлайне?
@antique
Добрый день. Поделитесь пожалуйста, как прошел Ваш тестовый режим Киклад с допами?
Видел интересное мнение, что к базе хватит добавить Кроноса с титаними и играть на карте Киклад. Остальное как бы излишне перегружает игру.
И вопрос который вообще на первом месте!!!
Очень часто играем вдвоем. Может есть у кого-то обкатаные хомрулы, чтобы Киклады сделать более играбельными на двоих? И какие допы для больше всего могут в этом помочь? Если конечно приобретение их поможет в этом.
Буду всем благодарен за советы.