Два главных компонента настольной игры

Спроси любого более-менее опытного настольщика из чего состоит игра, и тут же услышишь, мол, там, карточки, фишки, поле. Ну, правила ещё. У Юрия Журавлёва, отечественного разработчика настольных игр свой взгляд на этот вопрос. С его точки зрения у любой игры есть две составляющих: основная механика, и правила, описывающие как ею пользоваться. 

Йоханга, игроделы и игроигратели!

По названию может показаться, что статья несёт в себе провокацию, но не поддавайтесь первичному импульсу! Опытным путём многократно, и на других людях в том числе, было выявлено, что настолку с нуля, даже без предварительной подготовки, действительно можно придумать за 10 минут. Конечно, речь идёт не о строго выверенных правилах и филигранном балансе, — поборники качества могут быть спокойны. Да и 2 кило компонентов на ровном месте в игру не добавить. Всё-таки чудес не бывает. Но вот собрать из подручных костей живой скелет вполне возможно.

Для начала чуть пройдусь по теории. Любая игра состоит из двух абстрактных понятий: действий и правил. Если представить грубо, то плавание на курортах Черноморья — это действие, а плавание на Олимпийских играх — это правило. Суть действия в нём самом, в получении от него удовольствия. Оно хаотично по своей природе и ничем не ограничено, — людьми цивилизованными такое ещё называется варварством. Так что в лучших домах Европы придумали использовать вкупе с действиями ещё и правила: родились ритуалы, общественные законы, спортивные соревнования и настольные игры. Иными словами, правила ограничивают действия, упорядочивают их хаотичность. Но здесь же кроется и самый важный, на мой взгляд, постулат: сначала действие, затем правило. Ну просто потому что правило, которое описывает несуществующее действие, никому не нужно. Логично? Логично.

Действие и правило

В этом абзаце теории и кроется весь секрет «геймдизайна за полчаса». Вместо того, чтобы ходить часами по кухне в тяжёлых мыслях и ожидании озарения, начните действовать. Т.е. натурально сядьте за стол, положите перед собой компоненты из настолок, вооружитесь бумагой с карандашом и начинайте в это играть. Как играть? Да как угодно. Перекладывайте жетоны, рисуйте линии, рвите бумагу, стройте башни из кубиков… А затем начинайте строить из себя топ-коуча. Задавайте себе, как геймдизайнеру, вопросы с точки зрения игрока. Сколько жетонов здесь может лежать? Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон? Где хранятся эти жетоны в остальное время? Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон? И т.д. Главное, не забывайте отвечать(;

Дальше хитрость такая: чем проще и ленивее ваши ответы, тем проще игра. И наоборот. Давайте сравним 2 блока ответов на перечисленные выше вопросы, и вы всё поймёте.

Блок 1.

Сколько жетонов здесь может лежать?
   — Любое количество жетонов разных видов.

Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон?
   — Собрать на картах нужную комбинацию символов и сбросить их с руки и/или с рынка на столе, или купить жетоны в лавке торговца.

Где хранятся эти жетоны в остальное время?
   — Они лежат рядом с игровым полем в 5-и стопках по 7 жетонов, — верхний виден, а другие нет.

Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон?
   — Каждый вид жетона обладает своим эффектом. Часть из них облегчает тебе жизнь, а часть — осложняет её соперникам.

Блок 2.

Сколько жетонов здесь может лежать?
   — Только 1 жетон.

Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон?
   — В свой ход я могу положить его, если рядом есть другой такой же жетон.

Где хранятся эти жетоны в остальное время?
   — Они лежат на столе рядом с игроками и доступны им всегда.

Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон?
   — Когда я соберу 10 жетонов одного вида в цепочку, я выиграю.

Почувствовали, как разные ответы на одни и те же 4 вопроса создали в уме 2 совершенно разные по сложности и геймплею игры? Хотя, казалось бы, игры ещё даже и нет(: Но предвижу ваши возражения: довести до прототипа первую игру и вторую — это задачи совершенно разного уровня. И тут же на это приведу аналогию с рисованием. У художников есть всего 3 фигуры — круг, треугольник и квадрат, на основе которых создаются абсолютно все иллюстрации. Так же и у геймдизайнера есть только действие и правило, которые при правильном сочетании и должном развитии дадут игру. Скорее всего на первых порах ваши ответы будут похожи на ответы из 2-го блока, и это отлично! Ведь сколько игр было похерено только потому, что разработчики не смогли совладать со всем тем ворохом механик и правил, которые они накидали в игру в самом начале! Но как же тогда создавать большие и сложные АгриСерпы Мистики? Неужели на это нужны годы проб и ошибок?!

Фреско и Азул

И да, и нет. Да, потому что с каждым принятым в процессе разработки решением ваш скилл будет расти, и после 5-и лет вы сможете делать простенькие семейки в уме. Нет, потому что есть простая схема искусственного раздутия игры. Как, впрочем, имеются и более распространённые методы лезвия Оккама, но сейчас не о них, — сокращать будем потом, а сейчас попробуем из получившегося абстракта сделать.., ну хотя бы пресловутую семейку.

Для этого возьмём любое сочетание действие+правило — пусть оно называется «процесс» — и усложним его. Это как в литературе. Автор может написать «путь Фродо до Ородруина занял 13 месяцев», а может расписать эпопею на полторыщи страниц. Во втором случае и будет то самое усложнение, о котором я говорю. Так что берём, например, процесс выставления жетона на поле и меняем его на что-то более комплексное. Ну, добавляем закрытый аукцион за право выставить конкретный жетон. В таком случае в игру добавляется нечто, чем ведётся аукцион, пусть это будут монеты. Игрокам нужен источник их получения, причём отличный от процесса выставления жетона на поле, иначе у нас получится петля позитивной обратной связи — чем больше игрок выставляет жетонов, тем больше монет он получает, тем больше денег он может поставить на аукционе. Давать всем равное количество денег в начале хода? В начале кажется, что идея плохая, ведь и ставки тогда будут равны, но это мы пофиксим «конвеером» из жетонов, чтобы игроки могли видеть их появление на несколько ходов вперёд. Тем самым мы дадим игрокам разную мотивацию на получение конкретных жетонов, исходя из выбранной ими стратегии. Которая, к слову, появится, ведь мы естественным образом усложним и условия победы в игре, или добавим в игру эффекты жетонов. Ну и в довершение придумаем, куда ещё игроки могут тратить деньги, кроме как на аукцион. Ведь это добавит игре вариативности: в качестве эксперимента я предлагаю позволить за 1 монету передвинуть по полю 1 жетон.

Вот и получилось вывести игру на новый уровень восприятия, усложнив всего 1 процесс. А чтобы нам ярче почувствовать разницу, ещё раз ответим на 4 вопроса.

Блок 3.

Сколько жетонов здесь может лежать?
   — Только 1 жетон.

Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон?
   — Выиграть закрытый аукцион, отдав больше всех монет.

Где хранятся эти жетоны в остальное время?
   — 5 открытых жетонов лежат друг за другом рядом с полем, а остальные неподалёку в закрытом виде.

Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон?
   — Я смогу применить эффект жетона или локации. Также за некоторые сочетания я получу победные очки, которые приблизят меня к победе.

Гарантирую, что в такую игру будет приятнее играть, чем в ту, из которой она выросла посредством усложнения. Кое можно делать практически до бесконечности — верхней планкой является только человеческая способность обрабатывать некоторый объём информации. Ну.., помимо сроков разработки, цены на полках, вашего личного интереса и наличия других дел.

Как вы можете заметить, я только сейчас упоминаю модные слова воркерплейсмент, декбилдинг, хэндменеджмент. Почему? Отвечу в следующей статье, если будет настроение и я не забуду это обещание(;

Спасибо, что дочитали эту статью! Надеюсь, она была вам полезна. Если вы хотите ближе познакомиться с хитростями геймдизайна, то я даю частные уроки и оказываю сопровождение проектов вплоть до издания. По всем вопросам пишите на yuracontraveto@mail.ru

Геймдизайн



Похожие записи
  • Подкаст 136. Новогодний выпуск 2021
  • Подкаст 127. Secret Santa — 2020
  • Нетронутые настолки
  • Подкаст 131. Бомбический выпуск
  • Подкаст 145. Индустриально-космическое Алое восстание
    1. wait
      06 Фев 2019 из 14:52 | #1

      Статья уж больно поверхностная и больше походит на рекламу частных уроков автора ))


    2. Юрий Журавлёв
      06 Фев 2019 из 16:47 | #2

      @wait

      Это компиляция 9-летнего опыта разработки. А проверить её практичность вы можете самостоятельно за полчаса у себя дома без частных уроков.


    3. Аноним
      06 Фев 2019 из 18:28 | #3

      Моя дочь придумывает настольные игры мимоходом, не задавая себе никаких вопросов. И к новым играм раньше, чем распечатает коробку, уже диктует свои правила. Может, это только проблема взрослых:так заморачиваться расчётами и размышлениями? Потому что все,что приходится делать мне для «доведения идеи до ума» её и её друзей мало интересует, они играют.


    1. Трекбеков пока нет.