«Экономикус» должен быть экономным!

Читатель Артем Платонов на этот раз рассмотрел новую игру Федора Корженкова «Экономикус» и пришел к нетривиальному выводу: эта игра лучше «Монополии»

В среде отечественных настольщиков (и игроделов) «Монополия» как-то незаметно приобрела отрицательную коннотацию. В большей степени это, конечно, мем в стиле «все побежали, и я побежал», ведь если взять сферическую «Монополию» в вакууме, то мы обнаружим, что многие люди, которые не знали, что она им должна не нравиться, играют в нее с удовольствием. Однако факт остается фактом, и если кто-то хочет плохо отозваться о какой-либо настолке, нужно всего лишь сравнить ее с «Монополией».

Однако сейчас я совершу многоходовочку: на мой взгляд, новая игра отечественного автора Федора Корженкова «Экономикус»… это «Монополия», какой она должна выглядеть сегодня. Причем в данном случае сравнение имеет положительный заряд, а не отрицательный. Каким образом?

Для понимания этого обратимся к правилам. В «Экономикусе» игроки конкурируют друг с другом за репутацию – тот, кто наберет первым ее определенное значение, побеждает в партии. Звезды репутации мы получаем за присутствие нашей корпорации в той или иной отрасли (их 12), а также за лидерство в ней, если там размещено больше, чем у остальных игроков, ваших компаний.

После стартовой расстановки компаний игроки пытаются угадать, какие знаки подает им бог рандома. Для этого первый игрок кидает два кубика и выпавшее число означает, что отрасль с данным номером нынче в тренде, поэтому всем нужно приезжать туда на гироскутере со смузи в одной руке и вейпом в другой. После этого все компании всех игроков в этой и смежной отраслях получают прибыль (или терпят убытки), размер которых указан на планшете отрасли и меняется по результатам случайных событий. Также, если там содержатся стартапы, то все пробуют превратить их в компании: для этого учитывается количество ваших компаний в этой отрасли и соседних, бросается кубик, применяются модификаторы и, если вы получили нужное значение, ходить в свитшоте и вести фэшн-блоги пора завязывать: у вас уже не стартап, а компания, и придется работать. Те же, кто так и остался со стартапом на руках, может либо заплатить денег и оставить его, либо отказаться от детища.

Далее начинается старый добрый аукцион: первый игрок обозначает, за какой тип компании идет борьба (государственную или частную) и, если есть соответствующие пустые места на планшете, игроки соревнуются, кто больше заплатит. Участие в аукционе, кстати, платное для всех, кроме инициатора. Победивший на торгах ставит свою компанию на незанятое место и, что важно, пишет новую цену – она будет стартовой на следующих аукционах, а также за нее можно будет продать компанию в любой момент. Да, также он получает карточку опций – «заклинаний», которые позволяют манипулировать различными игровыми объектами (кубиками, деньгами, планшетами, компаниями и т.д.)

Наконец, после торгов (если они состоялись, ведь если нет, цена компании в отрасли понижается на 4 единицы) можно основать один или несколько стартапов в этой отрасли за половину стоимости «взрослой» компании. Для этого игроки размещают на планшете свои фишки стартапов и корректируют стоимость компании в отрасли: она получает +2 единицы за каждый стартап.

Если во время броска кубиков для определения отрасли в тренде выпал дубль то, во-первых, ко всем приходят коллекторы и предлагают заплатить проценты по кредитам (если они у вас есть, конечно). Во-вторых, все игроки получают по карте опции. И, в-третьих, открывается и выполняется карта событий, которая в основном меняет параметры в какой-либо отрасли или накладывает ограничения.

Также в любой момент любого хода игроки могут продавать компании и сбрасывать стартапы, объявлять банкротство (то есть из ООО «Манчикин» сделать ООО «Манчикин+», простить всем свои долги и вступить в игру заново), брать и погашать кредиты, а также разыгрывать карты опций.

Наконец, в «Экономикусе» имеются альтернативные правила, состоящие из отдельных модулей, позволяющие настроить игру на свой вкус.

Возвращаясь к началу статьи, повторюсь: «Экономикус» – это «Монополия» в том виде, в котором она должна выглядеть сегодня. Оригинал все-таки был изобретен много десятилетий назад, когда уклад жизни был другой, и многочасовая партия никого не пугала. Кроме того, «Монополии» от популярных веком ранее игр типа «кинь-двинь» достался устаревший сегодня движок. Да, он присутствует и в «Экономикусе», но существенно модернизирован: во-первых, для ускорения партии игроки по броску кубиков как бы движутся все вместе, а во-вторых, на руках хватает карт для влияния на выпавший результат, который, причем, довольно сильно может повлиять на течение партии. Правда, Федор не стал менять механику аукциона, которая затягивает игру сама по себе. Более того, правилами не запрещается объявлять торги за госкомпанию, когда у игроков нет карточек приватизации, т.е. когда никто за нее не может побороться – считайте, вы потеряли время и делаете следующий ход.

Вообще, на мой взгляд, правила написаны не слишком хорошо, что особенно критично для новичков и прочей неподготовленной аудитории. Во-первых, они перегружены терминами, что затрудняет восприятие. Во-вторых, некоторые формулировки допускают двоякое толкование – как в случае с торгами за госпредприятие, которое все равно никто не приобретет, так и в случае продажи и сброса стартапов (исходя из буквы правил, вы можете продавать и сбрасывать любые, не только свои). Наконец, при верстке правил были допущены некоторые орфографические ошибки (в частности, вместо тире употребляется дефис) – кого как, а меня этот момент огорчает.

Качество компонентов отражает единство и борьбу противоположностей. В большей части листа картона с жетонами вырубка настолько идеальна, что стоит взять его в руки, как жетоны сами по себе начинают вываливаться на стол и пол. Но почему-то при этом отдельные жетоны отрываются «с мясом», после чего приходится орудовать ножом, отрезая лишнее, и с суперклеем, чтобы подклеить расслоившийся картон.

Органайзер визуально выглядит очень круто, но оказывается весьма неудобным: жетоны плохо в него засовываются и плохо вынимаются, так что на первый взгляд кажется, что по зиплокам все распихать было бы гораздо быстрее. Кроме того, вращающиеся диски «крутометра», позволяющего быстро понять, сколько нужно выбросить на кубике, чтобы превратить свой стартап в тыкву, то есть тьфу, в компанию, регулярно разваливается на составляющие, потому что центральный винт вывинчивается из гайки. Приходится постоянно его подкручивать, со стороны напоминая котика, который, бормоча «WTF», крутит в лапах кубик рубика.

К минусам игры также можно отнести однообразность процесса: из хода в ход мы кидаем кубики, участвуем в аукционе и расстаемся с деньгами или получаем их. Изредка играются карты опций или случаются кризисы. Для новичков в целом это сойдет, но более опытные игроки будут, наверное, разочарованы. Вместе с тем в игре много рандома, что как раз нравится новичкам и детям, поэтому в данной категории «Экономикус» может составить конкуренцию «Монополии» – тем более что он стоит на 30% меньше и играется едва ли не вдвое быстрее. Так что, если кто-то из неискушенных игроков при мне захочет разложить партию в «Монополию», я лучше вручу ему коробку «Экономикуса».

Автор игры (на заднем плане)

Обзоры, Экономикус



Похожие записи
  • Кто лучше соображает? Определит Соображарий!
  • «Плоский мир» в настольном воплощении
  • «Монополия» переписывает свою историю
  • Немного подробностей о Pandemic Legacy
  • К новогоднему столу: Манчкин под шубой
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.