Один из огромных плюсов настольных игр — это то, что они выполняют роль социального клея, сближают людей, предоставляя возможность провести время вместе, занимаясь одним делом. Но среди настолок есть и иные игры. Игры, для которых других людей не нужно. Это так называемые соло-игры или игры для одного игрока. Одна из таких игр — это Friday, о которой мы сегодня и поговорим.
Сюжетная линия
Friday, или, по-русски, «Пятница» позволяет ощутить себя в роли персонажа романа Даниэля Дэфо. Происходит кораблекрушение, Робинзона Крузо выбрасывает на берег незнакомого острова, расположенного где-то в океане, и тут ему на помощь приходит верный Пятница, готовый провести своего товарища через все опасности, уготованные островом.
В роли Пятницы нам предстоит добывать полезные вещи из обломков корабля, исследовать остров, сражаться с дикими животными и даже вступать в схватки с каннибаллами. Если все испытания будут успешно пройдены, в финале нужно будет одолеть целых два пиратских корабля.
Компоненты игры
Friday — это крайне компактная квадратная коробочка, внутри которой обнаруживаются 2 буклета правилами, 3 квадратных картонных тайла, колода карт, а также 22 деревянные фишки жизней. Все компоненты характеризуются весьма высоким качеством. Карты, правда, не «льняные», но полиграфия очень хорошая, материал приятен на ощупь, а пахнет просто обалденно. Планшеты изготовлены из плотного картона, фишки жизней — это фигурные деревянные штучки, чья форма оставляет меня в недоумении. Сначала казалось, что это человечки, но судя по всему это какие-то растения.
Два буклета правил разделены по функциональному признаку. В одном перечисляются все игровые компоненты и объясняется, что нужно сделать, чтобы подготовиться к партии. Во втором, собственно, изложены непосредственно игровые правила. Почему всё это нельзя было объединить в одну книгу, непонятно, но такой подход вполне имеет право на существование. Тем более, описательно-подготовительный буклет потребуется, считай, только один раз. После первой партии всё уже будет понятно и к нему можно будет не возвращаться.
Подготовка к партии
Перед тем как отправиться навстречу приключениям некоторое время придётся посветить манипуляциям с компонентами. Игровые карты во Friday делятся на несколько типов и их нужно правильно рассортировать.
Во-первых, тут есть стартовая колода Робинзона. Сюда входят начальные карты, с которыми мы начинаем игру. Во-вторых, есть колода приключений. Это различные напасти и опасности, с которыми нам предстоит встретиться в ходе партии. В-третьих, карты старения, это особые карты Робинзона, изначально откладываемые в сторону. Впоследствии они будут замешиваться в игровую колоду.
Все три перечисленные типа карт раскладываются колодами на специальные квадратные планшеты: планшет Робинзона, планшет острова и планшет старения. Рядом ещё располагаются две случайные карты из колоды пиратов (финальные боссы) и стопка из трёх разноцветных карт (зелёная, жёлтая, красная), обозначающая текущий уровень приключений. Тут же размещаются жизни. Всё, можно начинать игру.
Жизнь на острове
Каждый ход во Friday заключается в том, что игрок сталкивается с новым приключением и либо успешно его завершает, либо проваливает, расплачиваясь за неудачу своими жизнями. Выглядит это так: в начале хода из колоды острова вскрываются две карты. Это — два возможных приключения, из которых нужно выбрать одно. Второе помещается в сброс карт острова, а выбранное выкладывается на стол перед игроком.
Каждое приключение имеет свой уровень сложности, условное количество очков силы, которое нужно набрать при помощи карт из своей колоды. Также на каждой карте приключений указано количество карт, которое можно бесплатно вскрыть в свой ход, выполняя текущее приключение. Например, «исследование острова» позволяет вскрыть 2 карты и при этом надо набрать 1 очко.
Итак, приключение выбрано, начинаем открывать карты из колоды Робинзона. Если карты вскрыты, а необходимое количество очков не набрано, появляется две возможности. Либо мы пытаемся всё-таки, справиться с приключением и вскрываем 1 дополнительную карту, заплатив за это 1 жизнь, либо признаём своё поражение. В этом случае нужно оплатить жизнями разницу между набранными очками и числом, указанном на карте приключения.
Например, если нужно набрать 1 очко 2 картами, а вскрылись две карты с нулями, это 0 очков. Теперь можно либо рискнуть, заплатить 1 жизнь и вскрыть ещё 1 карту в надежде, что выпадет единица, либо согласиться на проигрыш и потерять 1 жизнь, т.к. вместо необходимого 1 очка набрано 0.
Тут есть нюанс. Когда мы проигрываем приключение и теряем за это жизни, за каждую потраченную таким образом жизнь можно выбросить из своей колоды 1 карту. А выбрасывать, поверьте, есть что. В самом начале у Робинзона карты совершенно негодные, он просто ни на что не способен. Так что чистка колоды — одна из первоочередных задач. Потому что если с «нулями» ещё можно мириться, то карты с отрицательными очками (а среди стартовых есть и такие) совсем никуда не годятся.
Внимательный читатель к этому моменту уже осознал, что перед нами колодостроительная игра, ведь выбрасывание карт это ничто иное, как формирование своей колоды. Это действительно так. Более того, каждое пройденное приключение добавляет в колоду игрока новую карту. Собственно, само приключение туда и попадает, ведь эти карты – двухсторонние.
Преодолевая различные жизненные ситуации Робинзон становится сильнее, умнее, выносиливее и получает возможность справиться с более трудными приключениями. И это немаловажно, потому как когда колода острова иссякает, игра переходит на второй уровень сложности, теперь в приключениях тем же количеством карт нужно будет набирать больше очков, что требует от Робинзона силы, ума и изобретательности. Правда, главный герой ещё и стареет, что сказывается на его боеспособности совсем не положительным образом. Каждый раз, когда колода Робинзона заканчивается, в неё замешивается дополнительная штрафная карта старения. Эти карты приносят значительные минусы, обнуляют силу других карт, заставляют терять жизни, в общем, по-всякому пакостят. Хорошо, хоть, при умелом обращении с колодой от них можно избавиться.
На картах тут помимо очков встречаются ещё и разнообразные свойства. Например, можно получить из колоды несколько карт бесплатно, сбросить одну из вскрытых и набрать взамен новую, отправить одну из разыгранных карт под низ колоды, получить дополнительные жизни, да и просто избавиться от чего-то ненужного. Способностей, с одной стороны, достаточно много, чтобы они интересно между собой комбинировались, а, с другой, не настолько много, чтобы в их многообразии можно было бы затеряться.
Вот собственно, и все правила. Вскрываем два приключения, выбираем одно из них, тянем бесплатные карты, а затем либо добираем платные и побеждаем, получая в колоду новую хорошую карту, либо сдаёмся, теряем жизни и по возможности избавляемся от плохих карт. И так — пока не будет трижды пройдена колода острова, а потом — финальные боссы, либо пока не иссякнут жизни (что случается куда чаще).
Впечатления
Я неоднократно говорил, что не люблю соло-игры. Это как-то неправильно, сидеть в одиночестве и самому с собой раскладывать какие-то карточки. Тем более, что когда ты один, всё это происходит в тишине, а для меня настольные игры всегда связаны с хорошей компанией и весёлой атмосферой за столом. Но в случае с «Пятницей» случилось что-то особенное. Я играл в эту игру снова и снова, раз за разом пускаясь на исследование острова, погибая, и начиная всё с начала. В настольных играх со мной такого не было никогда. Это как привет из юности, когда ты ночью рубишься на компьютере в Need For Speed и уговариваешь себя: «Вот ещё один заезд — и всё!». Так и Friday, затягивает и не отпускает.
Может показаться, что соло-игры сродни известным многим карточным пасьянсам, когда ты просто механически раскладываешь по столу карты и смотришь, сошлась у тебя комбинация или нет. Во Friday такого не бывает. Здесь перед игроком встают реальные интересные решения, причём происходит это постоянно.
Первое — это выбор из двух приключений. Как правило одно из них проще, другое — сложнее. Но и награда за каждое будет соответствующей. Победа над несложной картой лишь немного усилит вашу колоду. Успех в тяжелом приключении будет вознаграждён более щедро. Но и жизней потерять в непростом испытании можно немало.
Второе — это выбор на этапе приключения. Бесплатными картами набрать необходимое для успешного прохождения карты количество очков получается далеко не всегда, и, поэтому, часто приходится решать: признать поражение и потерять жизни, или открывать за те же жизни дополнительные карты в надежде на успех. Или, всё-таки, проиграть, но скинуть плохие карты.
Третье — это свойства карт. По правилам использовать их можно в любое время и в любом порядке. Поэтому крайне важно правильно и наиболее выгодно ими распорядиться. Копирование, уничтожение, удвоение, обмен — всё это при грамотном использовании позволяет справиться даже с самыми сложными приключениями. И, что немаловажно, оперировать картами – интересно.
Собственно, именно в картах и заключена вся прелесть Пятницы. По сути перед нами колодостроительная игра, из которой убрали очень заметный недостаток колодостроя — других людей. Ведь, что в Dominion, что в Legendary, что в World of Tanks: Rush, везде ощущается одно и то же: походил, а потом ждёшь, пока свои ходы сделают все соперники. И пусть даже они совершают все действия неимоверно быстро, и ты не успеваешь ощутить паузу, всё равно она есть. Во Friday такого нет, здесь всегда твой ход.
Ещё Friday крайне успешно эксплуатирует ещё один элемент колодостроительных игр — набор новой руки. Каждое приключение здесь позволяет вытянуть из колоды одну или несколько карт и каждое вскрытие карты — это как маленький праздник. Что-то вроде вскрытия бустера в ККИ.
Поскольку мы говорим о колоде карт, здесь невозможно уйти от определённой роли случая. Он, конечно, не играет определяющей роли, но присутствует. И это скорее плюс, потому что партии получаются разнообразными, не похожими одна на другую, но при этом их ход определяется всё-таки не порядком расположения карт в колоде, а решениями игрока.
Что и говорить, тут возможны даже различные походы. Можно, например, в самом начале умышленно нарываться на самые сложные приключения, чтобы скорее почистить колоду. Можно, наоборот исследовать остров последовательно с линейным увеличением сложности испытаний. В общем, игра оставляет очень большой просто для решений, они являются значимыми и их много. Вот почему Friday так хороша.
Отдельно хочется отметить художественное оформление игры. У меня, честно говоря, оно не вызывает особых эмоций, потому что в ходе партии я вижу не остров, животных и каннибалов, а только лишь карты и цифры, но иллюстрации на картах очень и очень приятные. Небритая физиономия Робинзона с лёгким налётом олигофрении на лице явно заслуживает одобрения 🙂
Конечно, на самом деле это игра не про Пятницу, а про Робинзона. Просто её разработчик, Фридман Фриз, одержим идеей: все его настолки должны носить название на букву F. Вот и эта игра в оригинале по-немецки зовётся Freitag, а по-английски – Friday. Но мы-то с вами всё понимаем 🙂
Резюме
Никогда бы не подумал, что скажу такое, но мне нравится эта соло-игра. Нравится настолько, что я уже усадил за неё двух товарищей. И один из них даже после первой же партии подумал приобрести Friday себе. Более того, у меня появилась мысль, неплохо бы её кто-нибудь локализовал. Благо тут и компонентов немного, и текст, не сказать, что в изобилии.
Игрушка действительно классная. Кто не играл — очень рекомендую опробовать. Тем более, что стоит она за границей какие-то совершенно небольшие деньги, в пределах $10. Поверьте мне, удовольствия вы получите на гораздо большую сумму. Браво, мистер Фриз, у вас получилась отличная настольная робинзонада!
Сколько не играл, ни разу не выигрывал 🙂
А можно в неё играть вдвоём? Чтобы победителем стал тот, кто первым прйдёт финальных боссов?
Юрий, извиняюсь, что не в тему, как там поживает грант на книгу о настольных играх?
Как кто-то отметил на BGG, есть очень много хороших игр на двоих игроков, и не так много хороших игр на одного игрока. Friday — одна из них, и она хороша в том виде, в каком есть.
Ежели вам так хочется сыграть вдвоём, могу предложить такие варианты:
1. Играете по очереди, сравниваете набранные очки.
2. Покупаете 2 игры, играете одновременно, сравниваете очки. Особо хардкорный режим: просите кого-нибудь разложить карты во всех трёх колодах в одинаковом порядке и выбрать одинаковых боссов. Так вы сможете сравнить кто чего добился при равных стартовых условиях 🙂
3. Играете вместе одной колодой, проходите приключения по очереди.
4. Один играет, второй подаёт ему карточки и жизни 🙂
Боюсь, грант можно окончательно объявить проваленным.
Победитель давно не выходит на связь и не отвечает на письма.
Прошло уже почти два года, до сих пор ничего не сделано. Считаю, надежды уже нет.
А как насчет протекторов на карты к Пятнице? Не знаете, какие можно купить?
@Алексей
72 карты 56×100 мм. Идеально Подходящих протекторов нет.
Подходят протекторы 65х100 мм. Mayday — magnum copper или Card-Pro — CCG-L (у меня в таких болтаются).
продаю не дорого пишите на [email protected]=)
@hk
Жаль, очень жаль что так сложилось 🙁
Это не растения, это связки бананов, я думаю)
В Робинзона Крузо тоже можно поиграть соло
Если выложил всю колоду и её не хватает для победы над пиратом это проигрышь (жизни ещё остались)? Был пират сумма всех оставшихся угроз.