Вторая Мировая война – самый крупный вооружённый конфликт в истории человечества. В нашей стране больше внимания уделяется сражению Германии и СССР, хотя помимо этого были и другие фронты: Тихоокеанский, где схлестнулись Япония и США и средиземноморский, где Союзники воевали с немцами и итальянцами. Бои также велись в Африке, и, конечно же, на территории самой Европы. Познакомиться с ходом ведения боевых действий поближе, узнать, где и как велись сражения, прочувствовать особенности всех основных участников войны, а также получить огромное удовольствие в процессе поможет игра «Генералы. Вторая мировая».
КОРОТКО ОБ ИГРЕ
В «Генералах» каждый игрок выступает за одну из шести стран, участвующих во Второй Мировой войне, причём страны делятся на две команды. За «Ось» выступают Германия, Италия и Япония. Противостоят им «Союзники» – СССР, Британия и США. Начинается игра в условном 1939 году и заканчивается в условном 1945-м. На деле же исход войны определите вы сами. Возможно, получится так, что немецкий блицкриг окажется удачным, и отбивать Москву придётся Британии вместе с Америкой. А, может быть, всё получится наоборот, и уже в 1942-м советские танки окажутся в Берлине.
Игровое поле представляет собой карту мира. Вся суша и морские территории на карте поделены на отдельные регионы, за которые и придётся вести войну. Некоторые регионы помечены звёздами – это ключевые участки, которые имеют важное значение, их нужно будет захватывать в первую очередь. Также на поле есть несколько треков – счётчик победных очков по периметру и счётчик ходов в левой части. В нижней секции расположены памятки по очередности действия игроков и по фазам хода.
Игра длится 20 раундов, каждый из которых можно условно приравнять к 3 месяцам. Все действия в игре выполняются с помощью карт. У каждой страны имеется своя колода. Всего в игре есть 8 типов карт, причём, не в каждой колоде присутствуют все типы. Количество карт в колоде каждой страны также различно. Скажем, у Италии колода самая маленькая, а у Америки – самая большая.
Из 8 типов карт половина, 4 штуки, условно «простые» карты: строительство и атака на суше и на море. Ещё 4 типа карт – это разовые события; карты экономической войны, заставляющие противников сбрасывать карты из колоды; карты реакции, а также статусы. В основном все карты после использования отправляются в стопку сброса. Исключение составляют карты реакции, которые выкладываются на стол лицом вниз и вскрываются в подходящий момент, а также карты статусов, которые остаются лежать на столе до конца игры и каким-то образом меняют правила именно для того игрока, который их сыграл. Важно, что ушедшие в отбой карты никогда не возвращаются, и, если у кого-то заканчивается колода, то остаёшься играть с тем, что есть на руках, а если закончатся и эти карты – начинаешь пропускать ходы. Поэтому очень важно использовать карты с разумной долей экономии, чтобы не остаться в конце партии ни с чем, что грозит как минимум утратой инициативы, а как максимум – поражением.
В каких целях ведётся война? В основном – ради победных очков! У кого их после 20-го раунда будет больше, тот войну и выиграл. Но партия может закончится и досрочно. Если в конце раунда (после того, как сыграет Америка) разрыв на счётчике очков достигнет 30, выигрывает лидирующая команда. Ещё один вариант завершить игру досрочно – захватить 2 столицы команды противника. Наиболее вероятный вариант – это оккупация командой Союзников расположенных совсем рядом Германии и Италии, но возможен и захват Осью Москвы и Лондона. На практике наиболее часто победа достигается по разрыву в 30 очков, на втором месте – завершение игры после 20-го раунда.
Каким же образом зарабатываются эти самые победные очки? Они начисляются в конце хода каждого игрока. На поле есть сектора, отмеченные звёздами. Это – ключевые территории, приносящие очки тому, кто их контролирует. Каждый игрок в свой ход получает очки за каждый занятый сектор со звездой. Ещё один источник очков – карты статусов. Они могут вводить дополнительные условия начисления очков, например, захват конкретного региона или наличие флотов. Ещё иногда очки приносят карты экономической войны.
Захват секторов выполняется с помощью армий – деревянных фишек в форме танков. В начале партии у каждой страны есть армия в домашнем регионе, а впоследствии с помощью карт строительства и событий можно выставлять на поле новые армии. Важно, что количество карт строительства и фишек армий у всех стран различно. Например, СССР может выставить на поле 7 танков, а Италия – только 4. Поэтому потенциальная военная мощь и возможности удерживания ключевых секторов у всех стран различны. Помимо суши война будет идти и на море. И, хотя удержание морских секторов очков не приносит, морской путь – единственная возможность попасть в некоторые регионы. Например, Атаковать Лондон Германия может только построив флот в Северном море. Не обойтись без кораблей и островной Японии.
В игре есть ещё несколько нюансов, на которых я не будут заострять внимание – правила снабжения, возможность сбрасывать карты из руки для поиска нужных карт в колоде и более быстрого обновления руки, а также выбор стартовой руки.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
«Генералы» предназначены компании от двух до шести игроков. Лучше всего садиться за неё строго вшестером, т.к. если игроков будет меньше, кому-то придётся играть сразу за две страны, а то и за три. Это не очень-то просто, потому что надо будет ориентироваться сразу в двух колодах и сразу в двух наборах карт. На практике вполне можно собираться впятером, тогда кто-то один берёт под управление сразу Германию и Италию. Чуть сложнее, но тоже возможно, играть вчетвером, тогда ещё один игрок будет действовать сразу и за Британию и за США. А, вот, три или два человека – это, пожалуй, слишком мало. Таким составом лучше поиграть по что-нибудь другое.
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила игры достаточно несложны. Понять суть игрового процесса можно уже в первой партии, которую для новичков следует предварить объяснением типов карт, правил снабжения, условиями размещения фишек на поле. На объяснение правил потребуется минут 10.
На изначальную подготовку нужно где-то 5 минут. Разложить поле, выдать всем по колоде и по комплекту фишек, выставить в домашние регионы по армии, разложить жетоны по счётчикам. Затем каждый игрок должен сдать себе начальные карты, просмотреть их, и сразу же убрать несколько из них в сброс. Это, пожалуй, самая драматическая часть игры, потому что сбрасывать обычно всё жалко.
Длительность самой игры зависит от того, есть ли за столом новички. С учётом времени на объяснение правил можно уложиться в полтора-два часа. Когда за столом собираются опытные игроки, партия обычно длится час, максимум полтора. Изредка случаются и досрочные победы по очкам и на 30-й минуте игры.
СЛОЖНОСТЬ
На мой взгляд «Генералы» – лёгкая игра, хотя и с небольшим подвохом. Проявляется этом в том, что правила игры достаточно просты и чтобы их освоить не нужно много времени, даже абсолютному новичку всё становится понятно уже в первой половине первой партии. Однако совершенно осознанно можно играть только имея за плечами несколько сессий, нужно знать колоду каждой страны, представлять, какие у каждого игрока есть возможности, какие бывают опасные комбинации карт, способные переломить ход войны и резко поменять ситуацию на поле.
Особенно стоит отметить Японию, которая начинающими игроками воспринимается как сложная и скучная страна. У неё в колоде много карт реакций, и чтобы обдуманно их играть, нужно представлять себе течение игры и возможности потенциальных противников, чтобы заранее знать, от чего защищаться. Поэтому новичков за Японию лучше не сажать. Если за столом собрался смешанный состав из неопытных и бывалых, новеньким лучше в первый раз дать порулить Италией или Британией, для новичка это самые дружелюбные страны.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Основной источник случайности в игре – это колода. Теоретически возможны две крайние ситуации: когда словно по заказу приходят самые сильные карты и когда рука совершенно никудышная и играть нечего. На практике же даже самые сильные комбинации карт не всегда означают автоматическую победу, а невезение можно перебороть, воспользовавшись опциональным правилом «Перераспределения ресурсов»: если позарез нужна карта строительства или атаки, а в руке её нет, можно сбросить 4 карты и найти в колоде то, что необходимо. Поэтому на мой взгляд фактор случайности в игре колеблется на нормальном уровне, хотя иногда может немного от него отклоняться.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
Взаимодействия в игре более чем достаточно – всем игрокам приходится бороться за контроль над ключевыми секторами и воевать друг с другом. Территорий со звёздами на поле не так уж много, расположены они достаточно близко друг от друга, так что игрокам очень быстро становится тесновато. Что приятно, взаимодействие проявляется не только в плане ведения боёв, но и в плане поддержки товарищей по команде. Практически у каждой страны есть карты, позволяющие сделать что-нибудь хорошее для кого-то из союзников.
ДИНАМИКА
Один из крупных плюсов «Генералов» – это быстрые ходы. В свой ход игрок должен сыграть всего 1 карту, выбрав её из 7 карт на руке. Сражения тут также разыгрываются мгновенно и не требуют каких-то бросков кубиков или других процедур, требующих времени. Сыграл карту атаки – убираешь с поля вражескую фишку. Ход каждого игрока делается очень быстро, своей очереди ждать не приходится, да и не замечаешь этого, внимание постоянно приковано к полю, т.к. действия каждой страны меняют игровую ситуацию и касаются каждого.
КОМПОНЕНТЫ
«Генералы» – это игровое поле, шесть колод карт и набор деревянных фишек флотов и армий. Основное, конечно, карты, поскольку на них строится весь игровой процесс. Качества они нормального, хорошего. В плане оформления к ним есть пара замечаний. Первое, субъективное, это местами мелковатый текст. Второе, объективное, бедное оформление. Уже отмечалось, что игре 8 типов карт, так вот, карты одного типа отличаются друг от друга только текстом. Это не Magic: The Gathering и даже не Twilight Struggle, где у каждого события есть уникальная иллюстрация, изображения везде одни и те же. Более того, даже солдаты и корабли на картах строительства армий и флотов у всех стран одинаковы. Отличаются карты лишь фоновым флагом.
Игровое поле хорошее, наглядное, но у него, увы, тоже есть минусы. В некоторых местах не совсем понятно примыкают ли друг к другу отдельные регионы. В правилах есть целых список пояснений наподобие «Япония и Дальний восток не считаются соседними», но запомнить их получится далеко не с первого раза. Было бы лучше, если бы поле было бы нарисовано так, чтобы таких вопросов не возникало.
Деревянные фишки и корабли мне нравятся. Выглядят они немного абстрактно, но на поле смотрятся очень хорошо, наглядно. Буклет правил тоже хорош, всё понятно, с примерами и пояснениями.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Поклонникам второй мировой войны
- Любителям игр с ассиметричными возможностями
- Людям, которые хотели бы сыграть в Axis & Allies за 2 часа
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям боёвки с кучей кубиков
- Людям, которые не могут собрать за одним столом хотя бы 5 человек
- Людям, которые не терпят военные игры, в которых Германия может победить
РЕЗЮМЕ
«Генералы. Вторая мировая» – отличная игра. Настолько прекрасная, что мы играем в неё уже более года. Приобретены оба выпущенных дополнения – Air Marshal, вводящее в игру авиацию, и Alternate Histories – добавляющее в колоду каждой страны новые карты с новыми возможностями. За плечами уже более 100 (!) партий, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, каждый раз получая от игры огромное удовольствие. Причём, что приятно, почти в каждой партии случается какая-нибудь уникальная, ранее невиданная ситуация. То американцы Москву освободят, то Япония объявится в Западной Европе, то СССР высадится на японских островах. Настоятельно рекомендую сыграть в «Генералов» всем, кому нравятся настольные игры! Она – офигенная!
Подскажите, Вы обсуждаете действия с союзниками в этой игре?
По правилам, как я понял, нельзя говорить какие карты есть на руке и тем более показывать верно? Но как тогда обсуждать план наступления/обороны и т.д.? Как Вы у себя делаете?
Юра, а как генералы играются на двоих? Вопрос к тебе как к человеку с огромным опытом в данной игре?
@Алеес
Мы в свободной форме обсуждаем, без конкретики карт на руке, в духе «ты продави восточную Европу, а я тебе помогу!» или «дайте мне еще ход пережить и мы перевернем ход истории». Как-то так.
@Liquid
Спс, т.е. у Вас есть правило, что нельзя говорить мол давить нечем, так?
или что отвечает напарник давай нападём, а нападать нечем?
И карты Вы друг другу не показываете верно?
Я так ждал твоего обзора на генералов, думал, тут-то твой писательский талант проявит себя! не зря же ты нас мучаешь ими уже второй год и заброшен эклипс, и не сыгран кемет, и не распечатаны автомобайл. Коса захейтерена по самые помидоры. И что же я читаю: «настоятельно рекомендую» и «офигенная», да стандартные фоточки.
Обидно ж! ИгорьЖ! Где экспрессия и чувства?! Где рейх от океана до океана или 4 танка в западной европе, а совместный захват японии союзниками ссср и сша?!
По этому вопросу мы руководствуемся указаниями автора игры. Вот что он говорит:
https://boardgamegeek.com/thread/1326875/interaction-between-teammates
Without a doubt, private conversations are a no-no. Everything said should be said aloud, at the table.
Вольный перевод: «Вне всяких сомнений, тайные обсуждения запрещены. Всё, что говорят игроки, должно быть слышно всем за столом».
Для себя мы определяем это правило так: говорить можно всё, что угодно. Запрещено только показывать карты, которые у тебя в руке.
Разработчик игры, кстати, предлагает ещё вариант. Когда все молчат и демонстрируют свои намерения разыгрывая карты. Например, если Германия хочет идти на Москву, то первым ходом строит армию в Восточной Европе, чтобы намекнуть Италии на такой план. Но с моей точки зрения это скучно, просто сидеть за столом и молчать, и пытаться раскусить замысел товарища по команде.
Сто с лишним наших партий подтверждают наш вариант: говорить можно всё, что угодно, только карты не показывайте.
За сто с лишним партий мы ни разу не рискнули попробовать сыграть вдвоём. Была одна партия на троих, где я управлял сразу Британией, США и СССР. И, пожалуй, я бы не стал повторять этот опыт. Тяжеловато.
@berezovskii
Эх, придётся делать ещё один обзор…
Врёшь! 🙂 Сыграли один раз. Не зашло совсем, то ли мозг порвали к трём часам ночи, то ли правда «сложна».
Тогда вдвоем еще труднее. Я как-то спросил на БГГ, не задумывался ли кто о игре соло, мне сказали: «Это ж просто, играй за каждую сторону поочередно» 🙂 и я понял, что в эту игру мне поиграть не суждено 😀
Явно лишний обзор на этом сайте:)
Приветствую. Подскажите, пожалуйста, по правилам Генералов. Возник вопрос
акой картой флот может уничтожить сухопутую армию? Из правил мы поняли, что карта «Атака на суше» работает при атаке сухопутными войсками, аналогично и «Атака на море». В этом случае получается, что Австралию, Великобританию, Японию можно захватить только с помощью каких то других карт. Или мы в чем то «ступили»?
@Виталий
Атака на суше = уничтожить армию (танк)
Атака на суше = уничтожить флот (корабль)
Танки могут стрелять в корабли, корабли — в танки.
В вашем случае нужно иметь флот* рядом с Австралией и сыграть карту «Атака на суше» против вражеской армии в Австралии.
* — флот должен быть снабжаемый
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста у Великобритании должно быть по 5 карт атака на суше и атака на море? Просто потерялась одна карта не могу понять какая именно!
Добрый день! Возник вопрос по разнице терминов «Уничтожение»- «Атака». Допустим, Япония играет ответ против Бретании, где указано «Уничтожьте» флот противника. Британия может сыграть свой ответ, где указано » не убирайте флот с карты»? Или ответы играются только когда идёт именно Атака сектора?
@Аноним
Если ещё актуально — у Великобритании должно быть 4 атаки на суше и 5 атак на море. А, вообще, в конце правил игры есть таблица с раскладкой по количеству и типам карт для каждой страны.
@Александраноним)
Реакция «не убирайте» срабатывает во всех случаях (и при атаке, и при уничтожении).
А может Япония разыграть после атаки на море транспортировку на эсминцах и внезапную атаку провести с уже высаженного десанта?
@Аноним
Да.
По правилам если после какого-то действия возможно выполнить несколько реакций, игрок сам выбирает в каком порядке их выполнять.
Это как раз такая ситуация, после атаки на море можно разыграть две карты реакции: транспортировка на эсминцах и внезапная атака. Какую играть первой решает главнокомандующий Японии. Выгоднее транспортировку, т.к. потом можно атаковать сектор, которые изначально, может, атаковать и некем.
Единственное, если разыгрывается несколько реакций, они срабатывают по одной и после каждой у соперника есть возможность сыграть что-то в ответ. Хотя в рассматриваемом случае маловероятно, что есть что сыграть против этой комбинации.