Добро пожаловать в мир настольных игр

«Генералы. Вторая мировая». Обзор игры

Вторая Мировая война – самый крупный вооружённый конфликт в истории человечества. В нашей стране больше внимания уделяется сражению Германии и СССР, хотя помимо этого были и другие фронты: Тихоокеанский, где схлестнулись Япония и США и средиземноморский, где Союзники воевали с немцами и итальянцами. Бои также велись в Африке, и, конечно же, на территории самой Европы. Познакомиться с ходом ведения боевых действий поближе, узнать, где и как велись сражения, прочувствовать особенности всех основных участников войны, а также получить огромное удовольствие в процессе поможет игра «Генералы. Вторая мировая». 

КОРОТКО ОБ ИГРЕ

В «Генералах» каждый игрок выступает за одну из шести стран, участвующих во Второй Мировой войне, причём страны делятся на две команды. За «Ось» выступают Германия, Италия и Япония. Противостоят им «Союзники» – СССР, Британия и США. Начинается игра в условном 1939 году и заканчивается в условном 1945-м. На деле же исход войны определите вы сами. Возможно, получится так, что немецкий блицкриг окажется удачным, и отбивать Москву придётся Британии вместе с Америкой. А, может быть, всё получится наоборот, и уже в 1942-м советские танки окажутся в Берлине.

Игровое поле представляет собой карту мира. Вся суша и морские территории на карте поделены на отдельные регионы, за которые и придётся вести войну. Некоторые регионы помечены звёздами – это ключевые участки, которые имеют важное значение, их нужно будет захватывать в первую очередь. Также на поле есть несколько треков – счётчик победных очков по периметру и счётчик ходов в левой части. В нижней секции расположены памятки по очередности действия игроков и по фазам хода.

Игра длится 20 раундов, каждый из которых можно условно приравнять к 3 месяцам. Все действия в игре выполняются с помощью карт. У каждой страны имеется своя колода. Всего в игре есть 8 типов карт, причём, не в каждой колоде присутствуют все типы. Количество карт в колоде каждой страны также различно. Скажем, у Италии колода самая маленькая, а у Америки – самая большая.

Из 8 типов карт половина, 4 штуки, условно «простые» карты: строительство и атака на суше и на море. Ещё 4 типа карт – это разовые события; карты экономической войны, заставляющие противников сбрасывать карты из колоды; карты реакции, а также статусы. В основном все карты после использования отправляются в стопку сброса. Исключение составляют карты реакции, которые выкладываются на стол лицом вниз и вскрываются в подходящий момент, а также карты статусов, которые остаются лежать на столе до конца игры и каким-то образом меняют правила именно для того игрока, который их сыграл. Важно, что ушедшие в отбой карты никогда не возвращаются, и, если у кого-то заканчивается колода, то остаёшься играть с тем, что есть на руках, а если закончатся и эти карты – начинаешь пропускать ходы. Поэтому очень важно использовать карты с разумной долей экономии, чтобы не остаться в конце партии ни с чем, что грозит как минимум утратой инициативы, а как максимум – поражением.

В каких целях ведётся война? В основном – ради победных очков! У кого их после 20-го раунда будет больше, тот войну и выиграл. Но партия может закончится и досрочно. Если в конце раунда (после того, как сыграет Америка) разрыв на счётчике очков достигнет 30, выигрывает лидирующая команда. Ещё один вариант завершить игру досрочно – захватить 2 столицы команды противника. Наиболее вероятный вариант – это оккупация командой Союзников расположенных совсем рядом Германии и Италии, но возможен и захват Осью Москвы и Лондона. На практике наиболее часто победа достигается по разрыву в 30 очков, на втором месте – завершение игры после 20-го раунда.

Каким же образом зарабатываются эти самые победные очки? Они начисляются в конце хода каждого игрока. На поле есть сектора, отмеченные звёздами. Это – ключевые территории, приносящие очки тому, кто их контролирует. Каждый игрок в свой ход получает очки за каждый занятый сектор со звездой. Ещё один источник очков – карты статусов. Они могут вводить дополнительные условия начисления очков, например, захват конкретного региона или наличие флотов. Ещё иногда очки приносят карты экономической войны.

Захват секторов выполняется с помощью армий – деревянных фишек в форме танков. В начале партии у каждой страны есть армия в домашнем регионе, а впоследствии с помощью карт строительства и событий можно выставлять на поле новые армии. Важно, что количество карт строительства и фишек армий у всех стран различно. Например, СССР может выставить на поле 7 танков, а Италия – только 4. Поэтому потенциальная военная мощь и возможности удерживания ключевых секторов у всех стран различны. Помимо суши война будет идти и на море. И, хотя удержание морских секторов очков не приносит, морской путь – единственная возможность попасть в некоторые регионы. Например, Атаковать Лондон Германия может только построив флот в Северном море. Не обойтись без кораблей и островной Японии.

В игре есть ещё несколько нюансов, на которых я не будут заострять внимание – правила снабжения, возможность сбрасывать карты из руки для поиска нужных карт в колоде и более быстрого обновления руки, а также выбор стартовой руки.

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

«Генералы» предназначены компании от двух до шести игроков. Лучше всего садиться за неё строго вшестером, т.к. если игроков будет меньше, кому-то придётся играть сразу за две страны, а то и за три. Это не очень-то просто, потому что надо будет ориентироваться сразу в двух колодах и сразу в двух наборах карт. На практике вполне можно собираться впятером, тогда кто-то один берёт под управление сразу Германию и Италию. Чуть сложнее, но тоже возможно, играть вчетвером, тогда ещё один игрок будет действовать сразу и за Британию и за США. А, вот, три или два человека – это, пожалуй, слишком мало. Таким составом лучше поиграть по что-нибудь другое.

ВРЕМЯ ИГРЫ

Правила игры достаточно несложны. Понять суть игрового процесса можно уже в первой партии, которую для новичков следует предварить объяснением типов карт, правил снабжения, условиями размещения фишек на поле. На объяснение правил потребуется минут 10.

На изначальную подготовку нужно где-то 5 минут. Разложить поле, выдать всем по колоде и по комплекту фишек, выставить в домашние регионы по армии, разложить жетоны по счётчикам. Затем каждый игрок должен сдать себе начальные карты, просмотреть их, и сразу же убрать несколько из них в сброс. Это, пожалуй, самая драматическая часть игры, потому что сбрасывать обычно всё жалко.

Длительность самой игры зависит от того, есть ли за столом новички. С учётом времени на объяснение правил можно уложиться в полтора-два часа. Когда за столом собираются опытные игроки, партия обычно длится час, максимум полтора. Изредка случаются и досрочные победы по очкам и на 30-й минуте игры.

СЛОЖНОСТЬ

На мой взгляд «Генералы» – лёгкая игра, хотя и с небольшим подвохом. Проявляется этом в том, что правила игры достаточно просты и чтобы их освоить не нужно много времени, даже абсолютному новичку всё становится понятно уже в первой половине первой партии. Однако совершенно осознанно можно играть только имея за плечами несколько сессий, нужно знать колоду каждой страны, представлять, какие у каждого игрока есть возможности, какие бывают опасные комбинации карт, способные переломить ход войны и резко поменять ситуацию на поле.

Особенно стоит отметить Японию, которая начинающими игроками воспринимается как сложная и скучная страна. У неё в колоде много карт реакций, и чтобы обдуманно их играть, нужно представлять себе течение игры и возможности потенциальных противников, чтобы заранее знать, от чего защищаться. Поэтому новичков за Японию лучше не сажать. Если за столом собрался смешанный состав из неопытных и бывалых, новеньким лучше в первый раз дать порулить Италией или Британией, для новичка это самые дружелюбные страны.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Основной источник случайности в игре – это колода. Теоретически возможны две крайние ситуации: когда словно по заказу приходят самые сильные карты и когда рука совершенно никудышная и играть нечего. На практике же даже самые сильные комбинации карт не всегда означают автоматическую победу, а невезение можно перебороть, воспользовавшись опциональным правилом «Перераспределения ресурсов»: если позарез нужна карта строительства или атаки, а в руке её нет, можно сбросить 4 карты и найти в колоде то, что необходимо. Поэтому на мой взгляд фактор случайности в игре колеблется на нормальном уровне, хотя иногда может немного от него отклоняться.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

Взаимодействия в игре более чем достаточно – всем игрокам приходится бороться за контроль над ключевыми секторами и воевать друг с другом. Территорий со звёздами на поле не так уж много, расположены они достаточно близко друг от друга, так что игрокам очень быстро становится тесновато. Что приятно, взаимодействие проявляется не только в плане ведения боёв, но и в плане поддержки товарищей по команде. Практически у каждой страны есть карты, позволяющие сделать что-нибудь хорошее для кого-то из союзников.

ДИНАМИКА

Один из крупных плюсов «Генералов» – это быстрые ходы. В свой ход игрок должен сыграть всего 1 карту, выбрав её из 7 карт на руке. Сражения тут также разыгрываются мгновенно и не требуют каких-то бросков кубиков или других процедур, требующих времени. Сыграл карту атаки – убираешь с поля вражескую фишку. Ход каждого игрока делается очень быстро, своей очереди ждать не приходится, да и не замечаешь этого, внимание постоянно приковано к полю, т.к. действия каждой страны меняют игровую ситуацию и касаются каждого.

КОМПОНЕНТЫ

«Генералы» – это игровое поле, шесть колод карт и набор деревянных фишек флотов и армий. Основное, конечно, карты, поскольку на них строится весь игровой процесс. Качества они нормального, хорошего. В плане оформления к ним есть пара замечаний. Первое, субъективное, это местами мелковатый текст. Второе, объективное, бедное оформление. Уже отмечалось, что  игре 8 типов карт, так вот, карты одного типа отличаются друг от друга только текстом. Это не Magic: The Gathering и даже не Twilight Struggle, где у каждого события есть уникальная иллюстрация, изображения везде одни и те же. Более того, даже солдаты и корабли на картах строительства армий и флотов у всех стран одинаковы. Отличаются карты лишь фоновым флагом.

Игровое поле хорошее, наглядное, но у него, увы, тоже есть минусы. В некоторых местах не совсем понятно примыкают ли друг к другу отдельные регионы. В правилах есть целых список пояснений наподобие «Япония и Дальний восток не считаются соседними», но запомнить их получится далеко не с первого раза. Было бы лучше, если бы поле было бы нарисовано так, чтобы таких вопросов не возникало.

Деревянные фишки и корабли мне нравятся. Выглядят они немного абстрактно, но на поле смотрятся очень хорошо, наглядно. Буклет правил тоже хорош, всё понятно, с примерами и пояснениями.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Поклонникам второй мировой войны
  • Любителям игр с ассиметричными возможностями
  • Людям, которые хотели бы сыграть в Axis & Allies за 2 часа

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям боёвки с кучей кубиков
  • Людям, которые не могут собрать за одним столом хотя бы 5 человек
  • Людям, которые не терпят военные игры, в которых Германия может победить

РЕЗЮМЕ

«Генералы. Вторая мировая» – отличная игра. Настолько прекрасная, что мы играем в неё уже более года. Приобретены оба выпущенных дополнения – Air Marshal, вводящее в игру авиацию, и Alternate Histories – добавляющее в колоду каждой страны новые карты с новыми возможностями. За плечами уже более 100 (!) партий, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, каждый раз получая от игры огромное удовольствие. Причём, что приятно, почти в каждой партии случается какая-нибудь уникальная, ранее невиданная ситуация. То американцы Москву освободят, то Япония объявится в Западной Европе, то СССР высадится на японских островах. Настоятельно рекомендую сыграть в «Генералов» всем, кому нравятся настольные игры! Она – офигенная!

19 комментариев

  1. Алеес

    Подскажите, Вы обсуждаете действия с союзниками в этой игре?
    По правилам, как я понял, нельзя говорить какие карты есть на руке и тем более показывать верно? Но как тогда обсуждать план наступления/обороны и т.д.? Как Вы у себя делаете?

  2. Сергей

    Юра, а как генералы играются на двоих? Вопрос к тебе как к человеку с огромным опытом в данной игре?

  3. Liquid

    @Алеес
    Мы в свободной форме обсуждаем, без конкретики карт на руке, в духе «ты продави восточную Европу, а я тебе помогу!» или «дайте мне еще ход пережить и мы перевернем ход истории». Как-то так.

  4. Алеес

    @Liquid
    Спс, т.е. у Вас есть правило, что нельзя говорить мол давить нечем, так?
    или что отвечает напарник давай нападём, а нападать нечем?
    И карты Вы друг другу не показываете верно?

  5. berezovskii

    Я так ждал твоего обзора на генералов, думал, тут-то твой писательский талант проявит себя! не зря же ты нас мучаешь ими уже второй год и заброшен эклипс, и не сыгран кемет, и не распечатаны автомобайл. Коса захейтерена по самые помидоры. И что же я читаю: «настоятельно рекомендую» и «офигенная», да стандартные фоточки.
    Обидно ж! ИгорьЖ! Где экспрессия и чувства?! Где рейх от океана до океана или 4 танка в западной европе, а совместный захват японии союзниками ссср и сша?!

  6. hk

    Алеес :

    Подскажите, Вы обсуждаете действия с союзниками в этой игре?
    По правилам, как я понял, нельзя говорить какие карты есть на руке и тем более показывать верно? Но как тогда обсуждать план наступления/обороны и т.д.? Как Вы у себя делаете?

    По этому вопросу мы руководствуемся указаниями автора игры. Вот что он говорит:

    https://boardgamegeek.com/thread/1326875/interaction-between-teammates

    Without a doubt, private conversations are a no-no. Everything said should be said aloud, at the table.

    Вольный перевод: «Вне всяких сомнений, тайные обсуждения запрещены. Всё, что говорят игроки, должно быть слышно всем за столом».

    Для себя мы определяем это правило так: говорить можно всё, что угодно. Запрещено только показывать карты, которые у тебя в руке.

    Разработчик игры, кстати, предлагает ещё вариант. Когда все молчат и демонстрируют свои намерения разыгрывая карты. Например, если Германия хочет идти на Москву, то первым ходом строит армию в Восточной Европе, чтобы намекнуть Италии на такой план. Но с моей точки зрения это скучно, просто сидеть за столом и молчать, и пытаться раскусить замысел товарища по команде.

    Сто с лишним наших партий подтверждают наш вариант: говорить можно всё, что угодно, только карты не показывайте.

  7. hk

    Сергей :

    Юра, а как генералы играются на двоих? Вопрос к тебе как к человеку с огромным опытом в данной игре?

    За сто с лишним партий мы ни разу не рискнули попробовать сыграть вдвоём. Была одна партия на троих, где я управлял сразу Британией, США и СССР. И, пожалуй, я бы не стал повторять этот опыт. Тяжеловато.

  8. hk

    @berezovskii

    Эх, придётся делать ещё один обзор…

  9. berezovskii

    hk :

    Сергей :

    Юра, а как генералы играются на двоих? Вопрос к тебе как к человеку с огромным опытом в данной игре?

    За сто с лишним партий мы ни разу не рискнули попробовать сыграть вдвоём. Была одна партия на троих, где я управлял сразу Британией, США и СССР. И, пожалуй, я бы не стал повторять этот опыт. Тяжеловато.

    Врёшь! 🙂 Сыграли один раз. Не зашло совсем, то ли мозг порвали к трём часам ночи, то ли правда «сложна».

  10. wil_low

    hk :
    За сто с лишним партий мы ни разу не рискнули попробовать сыграть вдвоём. Была одна партия на троих, где я управлял сразу Британией, США и СССР. И, пожалуй, я бы не стал повторять этот опыт. Тяжеловато.

    Тогда вдвоем еще труднее. Я как-то спросил на БГГ, не задумывался ли кто о игре соло, мне сказали: «Это ж просто, играй за каждую сторону поочередно» 🙂 и я понял, что в эту игру мне поиграть не суждено 😀

  11. tolya21

    Явно лишний обзор на этом сайте:)

  12. Виталий

    Приветствую. Подскажите, пожалуйста, по правилам Генералов. Возник вопрос
    акой картой флот может уничтожить сухопутую армию? Из правил мы поняли, что карта «Атака на суше» работает при атаке сухопутными войсками, аналогично и «Атака на море». В этом случае получается, что Австралию, Великобританию, Японию можно захватить только с помощью каких то других карт. Или мы в чем то «ступили»?

  13. hk

    @Виталий

    Атака на суше = уничтожить армию (танк)

    Атака на суше = уничтожить флот (корабль)

    Танки могут стрелять в корабли, корабли — в танки.
    В вашем случае нужно иметь флот* рядом с Австралией и сыграть карту «Атака на суше» против вражеской армии в Австралии.

    * — флот должен быть снабжаемый

  14. Аноним

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста у Великобритании должно быть по 5 карт атака на суше и атака на море? Просто потерялась одна карта не могу понять какая именно!

  15. Александраноним)

    Добрый день! Возник вопрос по разнице терминов «Уничтожение»- «Атака». Допустим, Япония играет ответ против Бретании, где указано «Уничтожьте» флот противника. Британия может сыграть свой ответ, где указано » не убирайте флот с карты»? Или ответы играются только когда идёт именно Атака сектора?

  16. hk

    @Аноним

    Если ещё актуально — у Великобритании должно быть 4 атаки на суше и 5 атак на море. А, вообще, в конце правил игры есть таблица с раскладкой по количеству и типам карт для каждой страны.

  17. hk

    @Александраноним)

    Реакция «не убирайте» срабатывает во всех случаях (и при атаке, и при уничтожении).

  18. Аноним

    А может Япония разыграть после атаки на море транспортировку на эсминцах и внезапную атаку провести с уже высаженного десанта?

  19. hk

    @Аноним

    Да.

    По правилам если после какого-то действия возможно выполнить несколько реакций, игрок сам выбирает в каком порядке их выполнять.

    Это как раз такая ситуация, после атаки на море можно разыграть две карты реакции: транспортировка на эсминцах и внезапная атака. Какую играть первой решает главнокомандующий Японии. Выгоднее транспортировку, т.к. потом можно атаковать сектор, которые изначально, может, атаковать и некем.

    Единственное, если разыгрывается несколько реакций, они срабатывают по одной и после каждой у соперника есть возможность сыграть что-то в ответ. Хотя в рассматриваемом случае маловероятно, что есть что сыграть против этой комбинации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑