Игра года — 2009
Подходит к концу игровой календарный год и наступает особый день, день, когда я вспоминаю все игры, с которыми я познакомился в уходящем году. Я перебираю в памяти сыгранные партии, вспоминаю о впечатлениях, которые оставила после себя та или иная игрушка и называю самые-самые игры. Лучшие игры уходящего года.
Барабанная дробь!
Приготовились?
Вперёд!
Лучшие игры 2009 года по версии сайта BoardGamer.ru.
В этом году было немало неплохих и несложных настолок, претендующих на роль лучшей семейной игры. Мы играли в шикарно оформленную Stone Age, в несложную и затягивающую Dominion, в комплексную и увлекательную Agricola, но лучшей игрой семейного уровня, за которую можно сесть с родителями, братьями и сёстрами, я считаю Snow Tails. Наглядная трасса, недолгие партии, деревянные сани, карточки с цифрами и немного арифметики — вот слагаемые успеха этой игры.
На самом деле игр для двоих в минувшем году было не так много. Можно вспомнить популярную Roma, которая мне совершенно не понравилась. Стоит также упомянуть неплохие, но, всё-таки, излишне фанантские игры LOTR: Confrontation и War of the Ring: Twilight of the Third Age.
Таким образом звание лучшей игры для двоих уходит к Memoir '44 — Eastern Front. Может быть это немного нечестно, потому что Memoir '44 уже была лучшей игрой прошлого года, да и Eastern Front — это не полноценная игрушка, а всего лишь дополнение, но факт остаётся фактом — из всех опробованных мною в уходящем году игр для двоих эта — самая лучшая.
Игры для большой компании, в которые мы играли в этом году можно пересчитать буквально по пальцам. Была жёсткая и жестокая Lifeboat, эксплуатирующая низменные чувства и пороки игроков. Была весёлая Bang, весьма напоминающая Мафию, но играющаяся совершенно по-другому. И была Alias. Игра, которую мы поначалу играли с листками бумаги и карандашами, а потом открыли её коробочную версию. И пусть на самом деле она не совсем "настольная", зато играть в Alias всегда интересно.
В этом году детских игр, как и год назад, было ровно две (и если так и пойдёт дальше, придётся ликвидировать эту номинацию). В январе я познакомился с Лабораторией Доктора Миксера. Игра эта показалась мне слишком уж простой и незамысловатой, и я поставил на ней крест. В середине года в мои руки попала ещё одна детская игра — Грузи и вези. Особого восторга у меня она тоже не вызывала, но, всё-таки, стоит признать, что Грузи и вези — довольно интересная и оригинальная настолка, в которую интересно играть не только детям. Так что за неимением конкурентов она и становится лучшей детской игрой года.
Карточных игр в этом году было много, но конкуренция между ними была невысокой. Реальная борьба разгорелась всего между двумя играми — Dominion и Race for the Galaxy. Так уж вышло, что из этих двух настолок мне гораздо больше нравится именно Dominion и даже поиграв в её улучшенную и доработанную версию под названием Dominion: Intrigue, я остановил свой выбор на первой игре серии на букву D. Dominion — однозначно лучшая карточная игра года.
Несмотря на то, что филлеров я освоил не так много, считаю, что эта номинация необходима. И победитель в ней вне всяких сомнений — No Thanks!. Эта несложная и быстрая игрушка способна очаровать кого угодно всего за пару минут. Определённо, в No Thanks! невозможно сыграть всего одну партию, потому что всем обязательно захочется продолжения.
Увы, но отечественных игр в этом году хотя и было немало, достойных экземпляров среди них я не обнаружил. Пожалуй, опустив многочисленные поделки Звезды, среди более-менее достойных можно вспомнить лишь Чёрный принц и Большой куш. Однако, к сожалению, у обоих этих игр есть проблемы. У Принца — с балансом и правилами (в неё стоит играть только после небольшой доработки или с хоумрулами), а у Большого куша — с даунтаймом и общей идеей. Пожалуй, если бы не затянутый эндшпиль и не откровенное заимствование "манчкинской" механики, я бы назвал лучшей отечественной игрой именно Куш. Но зная об этих недостатках совесть не позволяет мне этого сделать.
Отечественные игроделы, ау!
В этом году, как и в прошлом, локализаторы постарались на совесть. Русскоязычные версии настольных игр выпускали не только привычные нам Смарт и Звезда, но ещё и игроведовцы (Стиль жизни), и на отечественном рынке появилось немало интересных настолок. На русском вышли 100 000 лет до нашей эры (она же — Stone Age), Кингсбург, World of Warcraft: The Adventure Game, Coloretto, Борьба за галактику и множество других игр. Но самой интересной, самой лучшей и самой качественной (ну, хорошо, так как без мелких недочётов не обошлось, почти самой качественной) локализацией я считаю Ярость Дракулы. Игра эта не так проста в освоении, но, тем, кто потрудится её освоить, она платит сторицей, доставляя массу приятных эмоций.
Русскую версию Race for the Galaxy я ждал очень долго. Но когда экземпляр этой игры оказался у меня в руках, выяснилось, что она мне совершенно не подходит. Чересчур абстрактная, чересчур сложная, чересчур требовательная к игрокам, Борьба за галактику не смогла завоевать место на нашем столе и отправилась в бессрочную ссылку на полку. Многим эта игрушка нравится и во всём мире она заслуженно считается одной из лучших карточных игр, но, так уж вышло, что я к числу её поклонников не отношусь.
Однажды я раздумывал над очередным заказом настольных игр и подумал о Container. А потом вышло так, что заказывать эту игру я не стал, а изготовил её сам из подручных материалов и компонентов других настолок. И кто бы мог подумать, что малоизвестная, в общем-то, игра окажется настолько интересной. Мы играли в неё в разных компаниях и не было никого, кому бы она не понравилась. Игр, которые умеют подстраиваться под игроков и адаптируются под их поведение, наверное, совсем немного. Но Container — из их числа.
Несмотря на то, что Battlestar Galactica, в общем-то, не нуждается ни в каких наградах, ввиду своей высокой популярности, я решил намеренно ввести номинацию "Лучшая игра для заядлых игроков" (Gamer's Game) специально чтобы отметить эту игру. Так получилось, что наши отношения с Battlestar Galactica не сложились. После единственной сказочной и напряжённой партии больше мне не удавалось по-настоящему сыграть в BG, и не похоже, что такой шанс появится в обозримом будущем.
И, тем не менее, нельзя не отметить — Галактика — по-настоящему интересная, оригинальная, необычная и увлекательная игрушка. Да, она требует к себе особого похода. Чтобы прочувствовать её нужно хорошо изучить правила, собрать 4-5 единомышленников, вжиться в роли и посвятить пару часов своей жизни бегству к Земле. Но, поверьте мне, это того стоит.
Почему лучшей игрой года я считаю Агриколу? Вопрос хороший, а вот ответить на него не так-то просто. Возможно, потому что в игре есть два режима: простой, в который можно играть всей семьёй и продвинутый, подходящий для опытных игроков. Возможно, потому что развитие фермерского хозяйства в ней смоделировано настолько привлекательно, что каждый раз волей-неволей начинаешь переживать за судьбу своих подопечных, и стараешься обеспечить им максимально комфортные условия жизни. Возможно, из-за отличной масштабируемости, позволяющей раскладывать партии как в одиночку, так и впятером. Возможно, из-за того, что ради Agricola я даже вылепил из термопластика миниатюрки животных. Однако, наверное, ни один из этих ответов не будет правильным, так как каждый отвечает на этот вопрос по своему.
Боюсь, Agricola — это не просто лучшая игра года. Это лучшая игра как минимум пятилетки. Агрикола подняла планку качества настолько высоко, что потребуется не один год, чтобы её преодолеть. Вне всяких сомнений титул Игра года — 2009 заслуживает именно Agricola.
В заключении отмечу ещё несколько игр, которые хотя и не стали "самыми-самыми", но запомнились как яркие, неординарные настолки.
- Intrigue;
- Lifeboat;
- Neuroshima Hex!;
- Quoridor;
- Stone Age.
Agricola, Alias, Battlestar Galactica, Container, Dominion, Fury of Dracula, Intrigue, Lifeboat, Memoir '44 - Eastern Front, Neuroshima Hex, No Thanks!, Quoridor, Saint Petersburg, Snow Tails, Stone Age, Ticket to Ride, Грузи и вези, Эра Конана, Ярость Дракулы
Похожие записи
А зря вы про P’n’P игры говорите, что все теперь можно напечатать да поиграть. Но вспомните Чем отличаются материалы Пандемии от оригинала, или «Темной борьбы»(Tw. Struggle). Ну или работы Михайло…(простите забыл как далее) с дружественного украинского сайта. То есть проиходит изминение материалов оригинальной игры на более интересные, и здесь уже можно выдавать премию.
А почему «лучшей для двоих» не стала BattleLore? По механике она похожа на Memeoir 44, но в то же время уже и не дополнение. =)
Лучшей для двоих надо было Claustrophobia делать ^_~
Она как раз вышла в декабре.
А вообще кажися игр для 2-оих в этом году полно было, но очень немногие доползли до наших «пенатов»
здесь представлены игры в которые Юра играл, а не те которые просто «вышли в декабре». клаустрофобии пока нет ни у кого из русскоязычного сообщества, как можно ее делать лучшей игрой на двоих?!
Вы говорите о премиях за дизайн и переработку. Напрямую к играм это не относится 🙂 Я считаю, что любая игра либо плоха либо хороша сама по себе и смена оформления ей не поможет стать намного лучше 🙂
Dominion не менее (а может даже и более) абстрактна, чем RFTG, однако механика в Dominion как-то гораздо дружелюбнее. Осваивается она быстрее, проще и, опять же, в отличие от RFTG, в Dominion периодически тянет поиграть 🙂
Потому что я пока что сыграл в Battlelore только один раз и не могу сказать, что она так прям сильно мне понравилась. По моим ощущениям пока что Memoir ’44 как минимум на голову выше.
Юра, а ты макеты наклеечек можешь выслать? Мы бы на Snow Tails понаклеивали =)
@Степан Чижов
Нет проблем.
Поиграли в игру «Грузи и вези» — в целом понравилось. Действительно, с детскими (интересными) играми настольными — целая проблема. Много однотипных, уже надоевших игр, типа лото, ходилок — либо самых простых, либо чересчур запутанных, а вот так чтобы новая игра, да еще оригинальная, да еще интересная, и еще желательно чтобы стоимость была не запредельная :)) — не найти …
Race for the Galaxy чересчур сложная? OMG…
Neocen vasha agricola… 😀 Le Havre bolshe po dushe