Игры, которые рассказывают истории. Как они это делают?

Я неоднократно подмечал за собой тягу к настолкам, в которых есть сюжет, раскрывающийся от партии к партии, или некий прогресс, тянущийся во времени. В первую очередь речь идёт об играх с механикой «наследия», но сюда также подпадают и игрушки с режимом кампании. А что в них такого? Чем именно они цепляют? Ответы на эти вопросы нашлись в статье Games That Tell Stories, с переводом которой предлагаю ознакомиться. 

Игнаций Тшевичек и возглавляемое им издательство Portal Games известны своим девизом «Игры, которые рассказывают истории» (Board games that tell stories). Это – главный принцип Игнация как разработчика игр, и это то, что меня привлекает.

Мне нравятся истории, и мне нравятся игры. А сочетание этих двух элементов – это идеал. Я очень люблю игры, которые рассказывают истории. И как-то я задался вопросом, а много ли таких игр, которые рассказывают истории хорошо?

Это, ведь, нелёгкая задача – рассказать интересную историю посредством настольной игры. Сегодня мы поговорим о том, что такое хорошая история, и рассмотрим игры, в которых такие истории представлены.

Как это так: игра, рассказывающая историю? Стоит ли понимать это буквально, что мы должны читать в игре много-много текста? Или имеются в виду истории, которыми вы можете делиться, когда игра завершается? «Он думал, что я – заодно с ними, но я-то был предателем, сумел всё запороть и победил!».

Я задумался. А что, если мы будем рассматривать истории в настольных играх под тем же углом, что и истории в литературе и кинематографе? В современной культуре (особенно это справедливо применительно к голливудским фильмам) множество историй имеют одну и ту же стандартную структуру. Следовать ей необязательно, но большинство самых интересных историй её придерживаются.

1. Наживка

Заставляет читателя задаться вопросом и мотивирует продолжить чтение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. Например: «Виолетта уставилась на тело, а затем на кровь на своих руках». Как погибла жертва? Убийца – Виолетта? Если нет, почему у неё руки в крови? И так далее.

2. Завязка

Нечто прерывает обычный образ жизни героя, в результате чего он начинает действовать. Например: «Когда Джордан увидел её, то понял, что его жизнь навсегда изменилась». Джордан видит девушку, которая изменяет его мир. Теперь он должен добиться её любой ценой

3. Действие первое

Некая неудача героя. Например: «Джиллиан успешно готовилась к судебному процессу, но потом выяснилось, что противостоять ей будет Генри Уолкер, лучший адвокат штата».

4. Поворотный момент

Обычно это результат первого действия. Герой меняет свой образ действий, чтобы преодолеть препятствия на своём пути. Например: «Райан решил, что больше не будет убегать от этих монстров. Он будет сражаться».

5. Действие второе

Очень похоже на действие первое, обычно это снова неудача, только большего масштаба. Вот-вот и злодей одержит окончательную победу. Задача этого элемента – усиление кульминации. Например: «Иветт была ранена. Мэтт покинул отряд, Эдвин обессилел. На что им надеяться в финальной игре?»

6. Кульминация

Финальное столкновение героя с противником лицом к лицу. Например: «Кара обнажила свой меч. Это был момент, ради которого она тренировалась всю свою жизнь. Либо она победит, либо её мир поглотит тьма».

7. Развязка

Финал. Конфликт разрешён, на все вопросы даны ответы, герою больше не нужно ничего делать. Он начинает новую жизнь или возвращается к старой. Например: «Когда поезд тронулся, Джейсон понял, что всё кончено. Назад пути нет. Но впервые в жизнь он был полон надежды».

Встречаются ли эти элементы в играх? Давайте посмотрим.

1. Наживка

Наживка есть у любой игры. Обычно это то, что изображено или указано на обратной стороне коробки, то, что побуждает людей покупать её и играть. Например: «Трансильвания – игра о строительстве замка с уникальной механикой аукциона». Что вы думаете о строительстве замков? Как работает механика аукциона?

2. Завязка

Это вводная установка и стартовые условия, причины, по которым игроки управляют своими персонажами. Во многих играх этот момент присутствует. В «Робинзоне Крузо» вы оказываетесь на необитаемом острове после кораблекрушения и должны выжить; в «Пандемии» по миру разносятся смертельные заболевания и вы должны им противостоять; в «Агриколе» вы унаследовали ферму и теперь должны её развивать, чтобы ваша семья не голодала.

Но есть много игр, в которых завязка проработана плохо или её нет вообще. Особенно этим грешат евро. Например, я понятия не имею почему я делаю то, что делаю в «Замках Бургундии».

3. Действие первое

Встречается редко. Нужно придумать какое-то серьёзное препятствие для игроков, чтобы в игре появилось первое действие. В играх, где есть кампания (например, Mechs vs. Minions), первое действие обычно представлено в виде конкретного противника, злодея, который появляется не сразу, а после нескольких миссий, в течение которых игроки освоились с правилами и научились играть.

Первое действие встречается даже в евро. Например, в In the Year of the Dragon после нескольких раундов появляются негативные события, вынуждающие игроков запасаться едой, монетами и лекарями, чтобы защититься от неурожая, налогов и чумы.

4. Поворотный момент

А вот этим всё сложно. Чтобы в игре произошёл поворотный момент, должно случиться что-то такое, что заставит игроков действовать по-другому, скажем, попробовать другую стратегию. Однако в большинстве игр предусмотрена лишь одна «сюжетная линия», ты выбираешь некую стратегию в начале и стараешься её реализовать. В результате игра становится доступной, но никакой истории в ней нет.

Но нужно сказать, что есть и другие игры. Например, в Battlestar Galactica в середине партии игроки получают новые карты ролей. И может получиться так, что кто-то раньше был хорошим, а теперь становится плохим. Из-за этого все начинают подозревать всех, что существенно сказывается на игре.

5. Действие второе.

Опять же, это сложновато реализовать, но в кооперативных играх бывает, случается крупная неудача ближе к финалу, когда казалось бы, всё идёт хорошо. Скажем, в «Пандемии» всё может пойти наперекосяк очень быстро. Если вам выпадут две карты эпидемии подряд, на поле может разразиться настоящая катастрофа.

Нечто подобное может случиться и в военных играх, когда один игрок вроде бы, вот-вот, победит, а все остальные это осознают и объединяются против лидера. В такой ситуации у отстающего игрока появляется шанс подтянуться и усилить свои позиции перед развязкой.

Однако в целом сделать так, чтобы в игре на этом этапе развернулось второе действие довольно непросто. Обычно это либо случается само собой, либо не происходит вообще.

6. Кульминация

В большинстве игр присутствует кульминация. Это может быть последний раунд в евро, начинающийся после какого-то события, когда все изо всех сил стараются набрать как можно больше очков напоследок. Это может быть финальный босс в приключенческой игре. В современных играх как правило понятно, что конец партии близок и нужно выкладываться по полной.

С моей точки зрения важно сделать так, чтобы кульминация не затянулась надолго. Если все уже ожидают окончания игры, а она продлится ещё несколько раундов, они могут оказаться лишними. Кульминация должна быть понятной и краткой.

7. Развязка

Ну, уж развязка-то есть во всех играх. По крайней мере на самый очевидный вопрос – кто победил? – ответ находится всегда (даже в кооперативных играх есть победители – это все игроки). А вот чего в играх обычно не бывает, так это рефлексии, возможности оглянуться назад и подумать о том, как изменились сами игроки.

Пожалуй, это присутствует в играх о строительстве. В конце вы видите что вам удалось построить, и это наглядно отличается о того, с чем вы начинали партию. Вы видите свои достижения и чувствуете удовлетворение от достигнутых результатов, даже если и не победили.

А большинстве игр все эти элементы не встречаются. Я считаю, чем их больше в игре, тем интереснее получится история, которую игра рассказывает. Как мне кажется, ТОП-5 игр на Board Game Geek содержат достаточно перечисленных элементов (это «Пандемия: Наследие», «Сквозь века», Twilight Struggle, Gloomhaven и Star Wars: Rebellion). Людям нравятся хорошие истории.

Если вы хотите попробовать подобные игры, настоятельно рекомендую обратить внимание на настолки с режимом кампании и механикой «наследия», вот уж где прогресс точно ощутим. Например, это такие игры как Too Many Bones, The Lord of the Rings LCG, Myth и The 7th Continent.

Нравятся ли игры, которые рассказывают истории, вам? Какие настолки вы считаете лучшими в этом деле?

Геймдизайн



Похожие записи
  • «Давай ходи!». Подкаст 253. Ужасные истории в поезде
  • Видеоинтервью с Дмитрием Кибкало
  • Подкаст 134. Болезненное наследие «Маракайбо»
  • Статья «Элемент удачи в настольных играх»
  • «Настольные игры без купюр» — новый сайт о настолках
    1. Denis
      19 Сен 2017 из 11:28 | #1

      Обычные настолки с этим действительно плохо справляются — нужно браться за настольные ролевые игры!)


    2. Тумнин
      20 Сен 2017 из 13:12 | #2

      А как же стратегии? StarCraft атмосферен в полной мере.


    3. Денис II
      20 Сен 2017 из 13:30 | #3

      Почти все варгеймы.


    4. Curtis_Truffle
      21 Сен 2017 из 9:14 | #4

      Мне всегда нравится, когда механистичные элементы игры оживляются артом, флавором и прочими подручными средствами. Мне кажется, это мощное средство помочь игре рассказывать истории. В лафкрафтовских кооперативках на этом вообще держится вся атмосфера. Из игр других жанров сразу вспоминаю «Восьмиминутную Империю» и её дополнение: в первой карты действий — это просто карты действий, выполняющие свои две функции и содержащие одинаковые памятки по подсчету очков за сеты. Во второй каждая карта снабжена уникальной тематической иллюстрацией. В ходе партии игроки разыгрывают n карт по одной за ход, и если выкладывать эти карты в ряд, то в конце по ним можно прочесть историю своего народа: вначале нам не было спасения от пустынных гоблинов, потом мы встретили лесных эльфов, они дали нам кров, и мы сражались бок о бок с ними с нежитью (ну не сказать чтоб закрученный сюжет, но для филлера про расползание кубиков — очень даже ничего). В «Древнем Мире» того же автора в ходе игры мы развиваем наш античный город-государство, возводя функциональные здания и присоединяя различные земли. Количество разных зданий можно было бы без потери разнообразия сократить вдвое, если не больше. Карта, дающая монету в раунд. Карта, дающая 2 монеты. Карта, дающая монету и свиток. Свиток и стрелу. Монету и стрелу. Но опять же каждая карта обладает уникальным артом, и так же в конце игры у нас получается довольно тематичная цивилизация. У зеленого игрока получилась морская крепость, мощным флотом защищающая россыпь рыбацких деревень; у синего игрока — торговая империя, известная своими дипломатами и шпионами, и так далее.


    5. Николай
      05 Окт 2017 из 16:34 | #5

      Список таких игр гораздо шире 😉


    1. Трекбеков пока нет.