Сегодня мы поговорим с Николаем Пегасовым, человеком, стоявшим у истоков настольного движения в России. Именно благодаря Николаю у нас в стране когда-то появились первые настолки, а теперь регулярно выходят новые локализации от Мира Хобби. И ещё – именно Николай причастен к изданию самой первой редакции Колонизаторов и Сумерек Империи, с которых и началось моё увлечение настольными играми.
Ю.Т.: Николай, добрый день. Благодарю, что согласились побеседовать! Мне очень приятно с Вами пообщаться, поскольку именно Вы невольно подтолкнули меня к этому замечательному хобби – настольным играм.
Н.П.: Привет, Юрий. Я рад, что помог многим нынешним игрокам познакомиться с их любимым хобби.
Ю.Т.: Для начала расскажите, как Вы познакомились с настолками и как ими увлеклись. Играли ли Вы в игры в детстве или пришли к ним в более сознательном возрасте?
Н.П.: С 1997 года, учась в МГУ, я с друзьями регулярно играл в настольные ролевые игры и время от времени – в Magic The Gathering. В 1998-1999 годах я учился в Германии и на полках тамошних магазинов видел огромное количество удивительных настолок. Сыграть во всё многообразие я смог, только когда в настольно-игровой клуб «Лабиринт», основанный «Хобби-играми» в 2001 году, приехала первая партия настольных игр из США.
Ю.Т.: Что это была за партия, какие в ней были игры? Кто организовывал заказ и доставку?
Н.П.: Заказ и доставку организовывали «Хобби-игры», то есть мы сами. Опирались на те игры, в популярности которых за рубежом мы были уверены. В основном это была продукция Rio Grande Games и Mayfair Games – то есть англоязычные издания немецких игр.
Ю.Т.: Расскажите о своей первой «настоящей» игре. Что это была за игрушка? Почему она Вам понравилась? Играете ли Вы в неё сейчас?
Н.П.: В детстве я много играл в «Пиратов» и «Захват колоний» — это игры Голицына, автора 30-х годов, которые публиковал журнал «Пионер». По нынешним меркам они очень примитивные, но тогда по-настоящему захватывали. Игровые компоненты делал сам из подручных материалов.
Ю.Т.: Как так вышло, что Вы стали работать в сфере, связанной с настолками? Не было ли у Вас желания податься куда-то ещё? Вообще, на кого Вы учились?
Н.П.: Я историк по образованию и журналист по образу мыслей. После получения диплома МГУ в 1999 году я пошел в аспирантуру и параллельно работал клерком в немецком представительстве консалтинговой компании. Тогда же я начал писать статьи о ролевых настолках. Летом 2001 года Илья Карпинский, только что закончивший Юридическую академию и знакомый мне по общению на «Ролемансере» (был такой сайт о настольных ролевых играх), позвал меня в свой первый бизнес — компанию «Хобби-игры». Тогда мы пытались объять сразу всё: журнал, интернет-портал, клуб «Лабиринт», розница и издательство. Я руководил издательством. От многочисленных частей бизнеса сохранилось только издательство, зато оно крупнейшее в стране.
Ю.Т.: Насколько я понимаю, настольные игры в России появились благодаря Вашему знакомству с «Колонизаторами». А откуда Вы узнали про эту игру?
Н.П.: В немецких магазинах под всевозможными «Катанами» прогибались полки. Было очевидно, что это суперхит.
Ю.Т.: Практически одновременно с «Колонизаторами» была издана русская версия «Сумерек Империи». Чем обусловлен такой выбор?
Н.П.: Мы хотели начать сотрудничество с мировыми лидерами в настольной индустрии. Если вы помните, то в 2002 году Fantasy Flight Games в основном занималась ролевыми проектами и была ориентирована исключительно на американский рынок. Их главным хитом среди настольных игр считались «Сумерки Империи» — мы её любили и «заиграли» свою первую коробку так, что компоненты превратились в хлам. Поэтому мы решили издать «Сумерки».
Ю.Т.: Очевидно, что с коммерческой точки зрения «Колонизаторы» оказались куда успешнее «Сумерек». Как и когда Вы это поняли? Рассматривался ли вопрос о переиздании «Сумерек»? Нет ли желания выпустить на русском третью редакцию?
Н.П.: «Сумерки» тоже продавались неплохо, но произвести их было намного сложнее. Более простой производственный цикл и наличие серии игр, конечно, сделали «Колонизаторы» более приоритетным проектом. Вряд ли я сам сяду играть в «Сумерки» снова, время таких игр ушло. Но мы готовы сделать тираж Третьей редакции, когда Fantasy Flight Games задумается о переиздании. Игра имеет немногочисленную, но преданную аудиторию.
Ю.Т.: Кстати, можете назвать примерное число партий, которое Вы сыграли в «Колонизаторов» и «Сумерки»?
Н.П.: Для «Сумерек» посчитать намного проще, ведь там партия длится целый день (или ночь, как у нас часто бывало). Сыграл десяток раз, наверное. Сколько раз я играл в «Колонизаторов» — не имею понятия, но это точно та игра, в которой я провел наибольшее количество партий. Думаю, около сотни.
Ю.Т.: В числе первых изданных в России «полноценных» игр были две отечественные разработки: «Дремучий лес» и «Господин Великий Новгород». Не думали ли Вы о переиздании или переработке этих игр? Например, о том, чтобы модифицировать и перевести на колодостоительную механику «Новгород»?
Н.П.: Это были мои любимые проекты: я искал для них авторов, художников, редакторов. В общем, обе игры – первый плод моего продюсирования и, естественно, тот первый блин, который комом. Хотя оформление вышло очень интересным. Переиздавать мы их не будем из-за сложной правовой ситуации: эти продукты «Хобби-игры» выпустили совместно с АСТ.
Ю.Т.: А как насчёт возможного сотрудничества с автором «Леса» и «Новгорода» Ильёй Оказовым? Может быть, он мог бы разработать какие-то новые игры?
Н.П.: Если Илья Оказов принесет нам новые разработки – мы их обязательно рассмотрим.
Ю.Т.: Первоначально локализации выходили в России под маркой «Хобби-игры». Затем появился лейбл «Х.И.Т.» (Хобби. Игра. Творчество), в дальнейшем образовался «Смарт», а потом появился «Мир Хобби». Известно ли Вам, как родились эти наименования?
Н.П.: Лучше говорить не о товарных знаках, а о компаниях. Сперва были «Хобби-игры», которые после попытки поглощения со стороны АСТ преобразовались в «Смарт». Осенью 2010 года «Смарт» слился со своим главным конкурентом – «Миром фэнтези», и получился нынешний «Мир Хобби»: слово «мир» взяли из названия одной компании, а «хобби» — от другой.
Ю.Т.: Почему закрылся проект «Ролемансер», бывший когда-то официальным сайтом «Колонизаторов»?
Н.П.: Потому что «Хобби-играм» этот сайт стал не нужен. А нынешние владельцы потеряли к нему интерес.
Ю.Т.: В какой-то момент Вы отошли от издания настольных игр и занялись журналом «Мир Фантастики». Почему так вышло? Вам разонравились настолки?
Н.П.: Журнал «Мир фантастики» я придумал и сделал весной-летом 2003 года в – трудно поверить! – свободное от работы в «Хобби-играх» время. Проект был запущен в издательстве «ТехноМир», известном по «Игромании»; а в «Игромании» я с 2001 года вёл рубрику о настольных играх.
К концу 2003 года я попал в следующую ситуацию. С одной стороны, «Хобби-игры» теперь работали под крылом АСТ, а мне совершенно не нравилась «совковая» атмосфера, царившая в крупнейшем книгоиздательстве страны. С другой стороны, «Мир фантастики» несколько неожиданно приобрел гигантскую популярность – из издания, сделанного приятелями «на коленке», его нужно было преобразовывать в полноценный коммерческий глянец. И в январе 2004 года я сделал выбор, перейдя в «ТехноМир» и полностью посвятив себя журналу, который был моим детищем.
Чуть позже Илья Карпинский и Михаил Акулов спасли бизнес «Хобби-игр», преобразовав компанию в «Смарт». Мы всё время оставались с ними друзьями: я наблюдал за их успехами, они – за моими.
Ю.Т.: Чем обусловлено Ваше возвращение в настольную индустрию? Тяжело ли было расставаться с «Миром Фантастики»?
Н.П.: С начала 2008 года в «ТехноМире» я уже занимал должность издателя группы журналов, под моим руководством работало 70 штатных сотрудников. Разразившийся экономический кризис показал, что у бумажной прессы нет будущего – многие издательства из него не выкарабкались. Нужно было переориентироваться на интернет, но у «ТехноМира» не было такого желания и понимания.
Я сперва ушел заниматься компьютерными играми в «Нивал». Но вдруг выяснилось, что кризис слабо ударил по настольно-игровому бизнесу: рынок продолжал расти! Илья и Михаил, а также мой старый приятель Иван Попов (из «Мира фэнтези») пригласили меня вернуться в объединенную компанию со словами «попробуй, вдруг понравится». И когда я в феврале 2011 года вновь поехал в Нюрнберг после восьмилетнего перерыва, пообщался с руководителями мировых компаний, которых давно не видел, прошелся среди огромных и красочных стендов – я понял, как мне этого не хватало. И я сказал: «Я с вами».
Ю.Т.: Когда Вы стали снова заниматься настолками, заметили ли какие-то принципиальные изменения на мировом рынке? Как Вы оценивали состояние российского рынка на тот момент?
Н.П.: Российского рынка на тот момент не было. Рынок создали три игры, выпущенных «Хобби-играми»: «Колонизаторы», «Каркассон» и «Манчкин». До них была свалка низкокачественных игр-бродилок и клонов «Монополии», неиграбельных и морально оставшихся во временах Перестройки. Макулатуру в виде бродилок и клонов издавали десятки компаний, и у большинства это был довесок к основному прейскуранту. Мы первыми выпустили в России европейские игры европейского качества, и у нас тут же появилась преданная аудитория. По следам «Хобби-игр» кинулись прозорливые конкуренты, осознавшие, что в лицензиях игровых хитов мы нашли золотую жилу. После нас этим занялась «Звезда», а теперь и другие компании.
На мировом рынке изменения в основном в лучшую сторону. Слабые компании исчезли, а те, где был сильный менеджмент – выросли в монстров индустрии: посмотрите, например, на эволюцию Fantasy Flight Games, нашего постоянного партнера с 2002 года. Есть и очевидный негативный факт: когда талантливые компании поглощались крупными дистрибуторами, часто терялась богатая история и всё портфолио. Так, к примеру, случилось с Goldsieber и Descartes Editeur.
Вернувшись в бизнес спустя семь лет, я обнаружил жесткую конкуренцию. Зато теперь у нас есть собственное производство, эффективная система продаж и – самое главное – безупречная международная репутация, зарабатывавшаяся десять лет.
Ю.Т.: Принимаете ли Вы сейчас участие в отборе кандидатов на локализацию от «Мира Хобби»? Изменились ли критерии отбора игр со времён первых «Колонизаторов»?
Н.П.: Именно я занимаюсь поиском и отбором продуктов и поддерживаю связи с иностранными партнерами. Решение о покупке прав на игру мы принимаем на основе многих факторов на редакционном комитете, в который, помимо меня, входят генеральный директор Михаил Акулов и производственный директор Иван Попов.
Критерии отбора не могли не измениться. В 2002-2003 годах я в одиночестве ходил по стендам и скупал права на главные мировые хиты. Теперь на выставках мы толкаемся локтями с конкурентами, а большинство хороших игр давно разобрано по российским компаниям. Это не помешало мне в течение года съездить на пять зарубежных мероприятий и купить десяток отличных лицензий, которые по незнанию или иным причинам проигнорировали другие российские компании. Сейчас наше портфолио новинок на 2012 год полностью собрано, и я приобретаю лицензии с прицелом на 2013 год.
Чтобы правильно отбирать, нужно разбираться и играть. Посмотрел свой профиль на Boardgamegeek: я с апреля 2011 года, то есть за девять месяцев, сыграл в 126 новых игр, не считая не изданных прототипов. Кто больше?
Ю.Т.: С апреля 2011 года я сыграл в 50 новых игр (безо всяких прототипов), и то – считаю это очень много Когда, где и с кем Вам приходилось играть во все эти новинки? Можете ли вы оценить новую игру по одной-единственной партии или на это требуется больше времени?
Н.П.: Поясню, что моя большая цифра «126» имеет простое объяснение: я вернулся в этот бизнес спустя семь лет и мне надо было быстро узнать, как изменился рынок.
Я играл с друзьями на дому, на международных выставках, на игротеках, вдвоём с супругой, на работе сотрудниками и даже в отпуске. В большинстве случаев, чтобы принять решение о неиздании, даже не обязательно доигрывать первую партию. Ну а если мне серьезно понравилась игра и я вижу, как мы можем продвигать ее в России, то мы играем с коллегами по редакционному комитету и выносим вердикт.
Ю.Т.: В первых локализациях от «Мира Хобби» (тогда ещё – «Смарта») зачастую встречались ошибки и опечатки. В адрес издателей даже звучали призывы ввести должность корректора. Сейчас таких явлений, за редким исключением, практически не наблюдается. Расскажите, как компании удалось справиться с подобными «трудностями перевода»?
Н.П.: Одним из условий моего возвращения в «Мир Хобби» было налаживание работы редакции. Я позвал на работу Петра Тюленева, прекрасного редактора и одного из лучших специалистов по настольным играм в нашей стране. Теперь Петр стоит во главе редакции и «трудностей перевода» становится меньше с каждым продуктом. Значительная часть переизданий игр выходит с обновленными, заново отредактированными правилами.
Ю.Т.: Можете ли Вы выделить какие-то ключевые точки на пути нынешнего «Мира Хобби» (а также «Смарта» и «Мира Фэнтези»), ставшие ключевыми в развитии отечественной настольной индустрии?
Н.П.: «Хобби-игры» познакомили Россию и другие страны СНГ с современными настольными играми – этот факт сложно переоценить. Другой прорыв – полностью российское производство вместо тиража, который печатается за рубежом вместе с версиями на других языках. «Мир Хобби» старается производить максимальное число компонентов на собственных фабриках, чтобы снизить розничную цену на игры.
Ю.Т.: Как мне кажется, игроки даже не заметили, что «Мир Хобби» перешёл на отечественные компоненты? Давно ли локализации стали производиться у нас в стране? Какие из последних игр «МХ» полностью изготовлены в России?
Н.П.: «Колонизаторы» производятся в России с 2002 года (только пластиковые фишки мы закупаем у правообладателя). В «Манчкинах» с самого начала 100% компонентов – отечественные. Тут дело не в том, когда начали делать в России, а в том, что сейчас мы по качеству догнали Германию. В настоящее время почти во всех наших играх все компоненты российские, кроме пластиковых или деревянных фишек и кубиков (пластик и дерево невыгодно заказывать в нашей стране).
Исключение мы делаем только для тех игр, которые и мы сами, и правообладатель рассматриваем как премиальные. Например, в «Цивилизации Сида Мейера» только коробка и правила российского производства. А в «Агриколе» карты – немецкого. Мы идем на это, чтобы правообладатель был уверен в финальном качестве, за которое он несет финансовую ответственность перед владельцем бренда или топовым автором. Но в целом процент иностранных компонентов в наших играх всё время снижается.
Ю.Т.: Сколько человек работают в «Мире Хобби» сегодня? Сопоставимо ли это число с зарубежными издательствами?
Н.П.: Если не брать производственные фабрики, которыми «Мир Хобби» владеет совместно с другими собственниками, то в издательстве (менеджмент, редакция, продажи, маркетинг, логистика) около 40 сотрудников. Это несопоставимо с зарубежными компаниями, так как у них издательство отделено от производства (типографий) — это разные виды бизнеса. Из-за этого в зарубежных компаниях общий штат меньше. У нас же, если хочешь получить качественный продукт, приходится развивать фабрику самому.
Ю.Т.: После бума локализаций в 2008-2009 годах количество релизов «Мира Хобби» значительно снизилось. За последние два года компания выпускает по нескольку игр в год. Насколько долго сохранится эта тенденция? Планируется ли увеличение количества локализаций в будущем?
Н.П.: Успешно выбравшись из экономического кризиса, «Мир Хобби» осваивал новые технологические мощности и активно набирал штат. Уже сейчас мы выпускаем несколько новых игр в месяц, то есть поток новинок серьезно вырастет в 2012 году.
Ю.Т.: Можете ли вы назвать самые удачные с Вашей точки зрения, локализованные «Миром Хобби» (за исключением «Колонизаторов»)? Самые неудачные?
Н.П.: Если речь о качестве игры (ее реиграбельность, оформление и проч.), то у нас очень много хороших игр, и я затрудняюсь с выбором. Если же речь о качестве локализации (адаптация игры для российского рынка), то мне очень нравится наша версия игры Mare Nostrum, известная как «Цивилизация». В отличие от оригинала, в русском издании провинции на карте были поименованы историческими названиями, а вместо абстрактных деревянных фишек в комплект входили пластиковые античные кораблики и воины. У нас хорошие отношения с Сержем Лаже, и мы планируем переиздать игру в 2012 году. Ну и, конечно же, русские «Манчкины» не менее смешные, чем английские – что не может не веселить.
А неудачные – это то, что плохо продается. Посмотрите на товары, которые иногда предлагаются с хорошей скидкой. Такие игры мы не переиздаем.
Ю.Т.: Можете поделиться с нами дальнейшими планами «Мира Хобби»? Какие игры планируются к изданию в 2012 году?
Н.П.: Есть определенные причины, почему мы анонсируем ту или иную игру в конкретное время. Как я сказал выше, у нас собран весь пакет новинок на 2012 (но все равно в нем могут быть изменения, если вдруг найдутся еще более актуальные продукты). Boardgamer.ru будет первым получать информацию о новых играх «Мира Хобби».
Ю.Т.: На примере «Колонизаторов» и «Манчкина» мы знаем, что в России могут издаваться не только настольные игры, но и дополнения к ним. Но пока это дополнения к самым популярным продуктам. Как Вы считаете, когда стоит ли ожидать появления на русском языке дополнений к другим играм? Кстати, рассматривается ли вопрос об издании «Mare Nostrum» с дополнением, как это, например, было сделано с «Кубой»?
Н.П.: Мы полагаем, что дополнение стоит издавать, если базовая игра продана тиражом хотя бы 6000-7000 экземпляров. С другой стороны, у нас есть большое число не изданных, но очень важных проектов, и они часто получают приоритет в очереди на издание перед дополнениями.
Дополнение к Mare Nostrum мне лично не нравится – к аккуратной исторической стратегии про античную Европу слева приклеили карту Атлантиды. Меня покоробило от такого расширения.
Ю.Т.: Николай, спасибо за интервью! Было очень интересно и очень приятно пообщаться!
Н.П.: Юрий, спасибо, что позволили мне поделиться воспоминаниями и мыслями, которые раньше я держал в себе. Удачи читателям вашего сайта, которые также, я надеюсь, являются поклонниками наших игр.
Хорошее интервью, но «мы не скажем про новинки 2012 года и дополнения издавать не будем». Это печально.
Спасибо Юрию и Николаю! Всегда с удовольствием читаю Николая еще с Игромании)
С удовольствием прочёл. Спасибо.
прочел с интересом, спасибо
Спасибо, было очень интересно прочитать.
«покоробило от такого расширения» — полагаю, это означает, что переиздание-2012 русского Mare Nostrum опять выйдет в гордом одиночестве.
Жаль, придётся заказывать для себя из заграницы базу + расширение (ещё можно найти в некоторых магазинах). А фигурки взять 1:72 от Звезды + кораблики и башни из русской версии.
Без расширения эта отличная игра превращается в просто хорошую (прбовал и так и так — знаю).
Ну а превращение из «исторической» игры в «полуфентезийную» — это ведь и так не варгейм, а чистая абстракция. На одной карте и в одной игре Вавилон и Рим? Цезарь и Навуходоносор? И т.д.
Появление Атлантиды только чётче обозначило жанровую принадлежность игры.
Кстати, в Сенджи того же автора после смерти японских самураев могут оставаться ками — их духи. В общем, лёгкий мифологический налёт здесь к месту. Имхо.
P.S. Интересно всё-таки будет взглянуть на качество издания-2012. В своё время для рынка это было отличное событие — полноценная стратегическая игра за 800 рублей. Но, согласитесь, качество карт и жетонов просто вымораживало. Эти грубо вырубленные листы и треугольные (!) жетоны из тонкой (!) бумаги помнятся до сих пор.
Вопрос, оставшийся не освещённым, но очень важный для игроков — почему постоянно невозможно приобрести многие (в том числе, даже самые ходовые) товары? Тех же «Колонизаторов» не было в продаже больше года! Неужели нельзя лучше планировать стартовые тиражи и допечатки?
Господа единомышленники, спасибо, что прочли интервью.
По производственным причинам пластиковые фишки мы можем заказывать у провообладателя раз в году, и нам нужно угадывать, сколько экземпляров мы продадим за год. Несмотря на наш оптимистичный прогноз на 2011-й, фишки для «Колонизаторов» закончились на нашем складе в августе — то есть рынок потребовал гораздо больше игр, чем мы полагали. На 2012-й мы обзавелись гораздо большим запасом фишек.
В 2011-м мы выпустили отдельной коробкой дополнения к «Каркассону», а также переиздали «Королевскую почту» с новым дополнением внутри. На очереди — новые дополнения к «Манчкину», «Манчкин-Квесту», «Колонизаторам», «Свинтусу» и — опять к «Каркассону». Некоторые игры, которые мы планируем на 2012-й, будут сразу изданы с дополнением внутри, как это мы сделали ранее с «Цитаделями» и «Кубой».
Наша «Цивилизация» (Mare Nostrum) вышла, если не изменяет память, в 2004 году — за это время качество российских компонентов выросло в разы. Будет дороже, но намного лучше.
Хорошо бы заранее опубликовать какие Манчкины готовятся к выпуску. Думаю, всем стало бы только лучше.
Также интересно узнать, бдут ли цветные выпуски первых четырёх Манчкинов. Потому что сейчас брать цветного пятого с непонятными перспективами…
Цивилизация действительно была одной из первых, ей можно было простить такое качетство компонентов. Правда, играть всё равно было противно.
Новое издание обязательно купил бы, если бы была возможность приобрести и русскоязычное дополнение. А так — увы.
Уважаемый Николай!
Вы, как человек, безусловно, имеете право на собственный вкус. Но как бизнесмен, тут надо иногда через себя переступать. Я имею Циву «новая редакция». Как ни странно, у меня в руках издание с достаточно хорошими компонентами. Причем я держал в руках коробки с худшими — тем самым тонким картоном :).
Что касается дополнения — имея на руках базу, тем не менее я бы точно купил издание, включающее в себя дополнение. Было бы замечательно, если бы издание включало в себя базу и доп. вариант — «мифология». Тогда желающие смогли бы играть и в классический вариант, и в расширенный.
На мой взгляд, базовая версия на сегодня хороша, но морально устарела. Из русских изданий есть Кликады, из импортных — Senji. Это близкие игры. Подобных, но в более современной упаковке, навреняка, тоже немало.
Эх, а так хотелось Цивилизацию с Мифологией… Теперь прямой путь к ПНП.. Тут ещё идейка кружит в голове, если карточки товаров и податей заменить на фигурки, интересно — можно будет играть???
PS: Являюсь владельцем более 12 игр с очень жёстким отбором по играбельности, но всё одно лучше «Цивилизации» пока ни во что не играл. А поиграл уже более чем 200-250 игр. Причём это уже мнение не одного человека. Огромное спасибо Сержу Лаже. А ещё очень под Цивилизацию необходимо протекторы, поэтому внимательнее к размеру карт ))))
Levran
А можно на список взглянуть? Я планирую тоже редуцировать свою коллекцию до нескольких десятков.