Сегодня мы побеседуем с Юрием Журавлёвым, отечественным разработчиком настольных игр. Юрий придумал Зоомагию, заработал титул «перспективный разработчик» на Игросфере в 2011 году, а сейчас занимается несколько неожиданным направлением – организовал студию разработчиков настольных игр. Об этом мы с ним и поговорим.
Ю.Т.: Привет! Давай вот так сразу, студия разработчиков настольных игр – что это? Как это работает и зачем это надо?
Ю.Ж.: Йоханга! Для начала хочу тебя поблагодарить за проявленный интерес(: Это лишний раз вселяет надежду на значимость нашей деятельности.
Идея чего-то, подобного теперешней студии, родилась у меня довольно давно. Когда я только начинал заниматься разработками настолок, я задумался над тем, как было бы здорово собраться нескольким авторам и посильно помочь друг другу — тестами, советами, опытом. Откровенно говоря, мне самому очень не хватало всего перечисленного, и потому я особенно проникся этой идеей товарищества. А тут еще появились соратники, и понеслось(:
Студия, Случайным местом мы его окрестили, в том виде, в каком существует сейчас, является площадкой для отечественных авторов, в основе своей пока москвичей, куда они приходят за общением с такими же авторами. Т.к. моей изначальной целью было помогать начинающим геймдизайнерам, то студию отчасти можно назвать даже "школой". Т.е. люди приходят, смотрят, что они не одни в своих потугах, общаются, осматриваются в индустрии, набираются опыта, после чего идут дальше. Но уже смелее и активнее.
Есть, впрочем, и опытные завсегдатаи. Таким людям я очень благодарен — они не только приняли когда-то приглашение посетить студию, но и решили, что сами могут и хотят помогать другим.
Ю.Т.: Пароли, явки, фамилии? Где располагается студия? Когда и во сколько туда можно приходить?
Ю.Ж.: Находимся мы рядом с метро Марьина роща, в 3ех минутах ходьбы от него. Адрес: 2ой проезд Марьиной рощи, д. 21/23. Это жилой дом, мы располагаемся на первом этаже.
А встречаемся мы по средам с 18и часов до 22ух, а также по пятницам и субботам с 14и и так же до 22ух. Ну и всю информацию, включая анонсы, можно проследить по группе студии вКонтакте: http://vk.com/public47208834.
Ю.Т.: Предположим, я – начинающий разработчик. Прослышал про такую студию, сижу и думаю, а оно мне надо или нет. Что бы ты мне сказал, чтобы убедить присоединиться к студии? Что она может дать разработчику-новичку?
Ю.Ж.: К сожалению, я не совсем тот человек, который будет убеждать кого-то против его воли(: Да и сама постановка вопроса — "присоединиться к студии" — не совсем верна. В Случайном месте нет никаких партийных списков, никаких регламентов и прочей так нелюбимой мной самим бюрократии. Люди хотят — приходят, играют, общаются; не хотят — никто не ставит посещение студии в обязанности.
Я знаю много "молодых", совсем начинающих авторов, и я им рассказываю о деятельности студии. И тут зачастую уже работает сам формат, идея. Известная проблема, когда автору попросту некогда или не с кем обкатать свою игру. На базе студии это можно сделать, причем с опытными игроками, имеющими за плечами уже не одну придуманную игру.
Или другой момент, автор придумывает игры, одну за одной, но все в них что-то не то, ни одна не цепляет. Мы смотрим на эти игры, начинаем понимать проблему, после чего пытаемся ее раскрыть человеку. Безусловно, мы все только учимся, но какие-то знания уже есть(:
И есть еще один ключевой момент — в июле студия закрывалась на реорганизацию. Со 2го августа студия опять работает, однако в уже более расширенном формате. Мы закупили для студии компоненты, т.е. можно уже просто приходить и придумывать игру "здесь и сейчас", если это требуется. Также я попросил для студии небольшое число уже изданных игр, и магазин Игровед, в лице Александра Пешкова, пошел мне навстречу. Впрочем, и ранее многие люди дарили игры студии, за что им низкий поклон. Это я к тому, что автор может тут же на месте во что-то сыграть, что ему раньше было недоступно по тем или иным причинам. Опять же, есть еще один, очень важный на самом деле, фактор, — люди. В студии много интересных людей, опытных настольщиков, они могут и готовы помочь, причем не всегда даже сразу поймешь, чем именно, пока с ними не пообщаешься(: Кто-то настолку интересную притащит, кто-то дизайнера посоветует, кто-то пригласит сходить куда-нибудь.
Ю.Т.: То есть прямо на месте можно получить доступ к своеобразному «конструктору»? Набрать всяких фишечек-карточек и попробовать с ними что-нибудь придумать. Или, наоборот, если уже есть задумка игры, подобрать под неё компоненты и опробовать на практике?
Ю.Ж.: Возможно и то, и другое. Опыт показывает, что игра (я имею в виду процесс) с "пустыми" компонентами очень часто приводит к тому, что придумывается какая-никакая, но настолка. Следовательно, нужен такой вот катализатор для авторов, пусть попробуют поиграться. Ну и да, если у кого-то нет десяти d6, но надо на время тестов, можно поюзать(:
Собственно, на данный момент в студии есть несколько коробочек с деревянными кубиками, жетонами, фишками, дайсами, каунтерами. Нарезана стопка пустых карт и гексов, так что не отходя от кассы на них можно что-то сразу рисовать. Ну и для гурманов есть просто кипа бумаги А4, ножницы и фломастеры(:
Ю.Т.: Каковы условия вступления в студию? Что требуется от разработчика? Есть ли какие-то формальности: подписание каких-нибудь документов, оплата членских взносов и т.п.?
Ю.Ж.: Ну, бюрократия — совсем не мой конек, поэтому студия работает исключительно на добровольных начинаниях. Единственное, что я сам подписал — это акт об ответственности за помещение(: И опять же, мы не ООО, не ИП, ни что-то еще. Просто друзья решили воплотить свои мечты в реальность.
Если кто-то хочет прийти, он может это сделать в любой из "рабочих" дней. Таким же образом человек может решить больше никогда не появляться в студии, это его право. Я стараюсь сделать все как можно проще.
Ю.Т.: С какого момента существует студия? Каков её режим работы? Сколько сейчас человек задействовано в студии?
Ю.Ж.: Студию, именно ее реализацию, мы задумали с моим другом Лешей Осиповым в конце прошлого года. Пару месяцев покумекали над помещением, и через Лешку удалось выйти на Женю Банца, который помог контактами. Вот так с конца ноября 2012 года мы и существуем. Решили сразу не торопиться, дать себе и людям привыкнуть к новому веянию, и вот сейчас студия готовится к выходу на новый уровень.
Помещение нам дали на 3 дня в неделю — среду, пятницу и субботу. До этого были только среда и суббота, и в связи с этим наблюдался некий хаос. Все-таки студия работает еще и как клуб. А сейчас все вроде как должно встать по полочкам. В субботу обычная игротека. В пятницу авторский день, когда мы тестируем, разрабатываем, и вообще(: А вечер среды мы решили отдать под совсем новую для нас область — чтение лекций. Опять же, это попытка реализации моей давней мечты: организации настоящей школы авторов настольных игр. Лекции буду читать я и другие авторы. Также я планирую привлечь людей, тесно связанных с индустрией — издателей, блоггеров, игроков. Темы моих лекций будут касаться внутренней кухни разработок, темы других ребят еще не до конца определены, но тоже будут связаны с играми, причем я думаю не обязательно только с настольными(;
Посетителей за все время своего существования студия видела, чего уж там, совсем мало. Наверное в сумме там было 30-40 разных людей. Костяк же сейчас — это порядка 5-6 человек. Совсем чуть, но все в тельняшках(:
Ю.Т.: Кто-нибудь из известных (в том числе в сети) настольщиков, приходит? Планируете ли писать лекции на видео? Интересно ж будет посмотреть и тем, кто не из столицы и прийти послушать не может.
Ю.Ж.: Есть и известные игроки, не без этого(: Постоянно бывает Влад Чопоров (vladdrak), помогает с тестами, приносит свои игры. Паша Медведев (Slim_Slam_Snaga) приносил пару раз Munivers de Paris.
А видео да, обязательно будет сниматься. Такой опыт уже был, правда снимали не лекции, а тесты. Я даже что-то выкладывал в своем блоге. Ну и конечно, может быть не с первой же лекции начнутся публикации съемок, а чуть попозже, когда будет наработана фотогеничность и пройдет стеснение(:
Но что планирую точно, так это по ходу дела привести свои записи (и мысли) в порядок и выложить их в текстовом виде в блог. Не знаю, сколько времени мне на это потребуется, может месяц, а может и год.
Ю.Т.: Правильно ли я понимаю, что, фактически, воспользоваться предоставляемыми студией возможностями могут только жители столицы? Как насчёт авторов из других городов?
Ю.Ж.: Неправильно ты понимаешь(: Я общаюсь с большим числом авторов за пределами Москвы, и с моей стороны было бы просто по-свински проигнорировать их. Уже давно я предлагаю свои ресурсы, помогая с тестами — распечатываю их проекты, тестирую с кем-нибудь и потом отправляю авторам отчет. Если же до прототипов не доходит, то хотя бы делаю вычитку правил.
Сейчас же я занимаюсь тем, что договариваюсь с авторами о том, чтобы распечатывать их игры и оставлять "на постоянке" в студии. К этим играм будут прилагаться листы-отчеты, таким образом получится, что сыграть в прототип смогут любые заинтересованные в студии люди, после чего отписаться автору — что понравилось, что нет.
Также размышляю над тем, чтобы организовывать время от времени презентации авторских игр самими же авторами. С москвичами все понятно, а с ребятами издалека придумалась штука типа телемоста, через Скайп. Т.е. автор сидит у себя дома, смотрит в монитор, а в это время в студии люди тестируют его игру, видят автора, и вот таким образом напрямую с ним общаются. Честно говоря, не знаю пока о целесообразности подобного мероприятия, но попробуем, а там как пойдет.
Ю.Т.: Идея интересная. Полагаю, многие авторы сталкивались с ситуацией, когда нужно игру протестировать, а не с кем. «Телемосты», действительно, могут в этом помочь. Но это же дополнительное оборудование понадобится, как минимум – компьютер или ноутбук, как максиму – проектор. Есть такие идеи?
Ю.Ж.: Пока рассматривается вариант с ноутбуком, но все равно это еще не финальный вариант. Свои условия, как и возможности, накладываются возможностями помещения.
Например, одно время мы все на радостях ловили в студии бесплатный незапароленный Wi-fi. Потом он куда-то вдруг пропал. Позже при разговоре с администрацией выяснилось, что ни о каком Wi-fi они не знают, т.к. в помещение студии вообще не проведен интернет. На что нам осталось только поблагодарить неизвестного донора и пожелать ему успехов по жизни(:
Ю.Т.: В каком формате происходит общение и тестирование в студии? Как разработчики показывают свои проекты? Как строится обсуждение?
Ю.Ж.: Формат чайный, помещение-то маленькое, всего 4 стола и 16 стульев(: Так что если кто-то приносит с собой игру, то набегает какая-то компания на тесты, занимает один стол, ну и чаи там, печенюшки, все дела. Зачастую автор сам рассказывает о своей игре, т.к. не продумана еще схема заочного знакомства с проектом.
Само обсуждение идет в зависимости от автора, компании, типа игры. Но что радует — каждый тестер стремится как можно больше высказаться о прототипе, подкинуть идей, сказать, что в игре плохо, предложить альтернативы, посоветовать сыграть в ту или иную изданную вещь.
Я думал одно время ввести обязаловку на заполнение анкет во время партии, чтобы не перебивать автора на середине игры, а записывать свои замечания, но не прижилось, люди подобрались темпераментные(:
Ю.Т.: Как ты оцениваешь перспективы студии? Есть ли какой-нибудь план на ближайшие 12 месяцев? Какие результаты ты хотел бы увидеть по итогам первого года работы?
Ю.Ж.: Есть основания полагать, что студия будет жить. Наивно конечно, но я хочу, чтобы Случайное место для настольщиков стало тем же, чем стал Tamtam в 90ых для наших рокеров. Только без гитар, пьяных дебошей и наркоты(:
В связи с этим есть лишь некое эфемерное представление того, что же я хочу от студии. В первую очередь студия останется стартовой площадкой для начинающих авторов. А остальное — как пойдет. В этом плане я доверяю миру, он умней меня(:
Ю.Т.: Взаимодействует ли студия с какими-нибудь настольными организациями или объединениями, с кем-нибудь из производителей, с настольными клубами, с АКНИ?
Ю.Ж.: Случайное место вполне себе самостоятельная общественная ячейка, выросшая на энтузиазме буквально пары людей. Мы изначально стремились сократить взаимодействие со всеми, чтобы во-первых, дать себе самим время на раскачивание, а во-вторых, попробовать свои силы.
Сейчас мы начинаем немного вылезать из панциря(: Позволяем себе чуть громче говорить о себе, планировать более смелые вещи. Только в последний месяц, закрывшись как раз на реорганизацию, студия стала налаживать контакты с существующими организациями. Так, Игровед пошел нам навстречу, предложив свою помощь и поддержку. Думаю, что-то интересное может получиться с недавно созданной Гильдией разработчиков. Общение с клубами тоже было бы интересно, над этим идет работа. А так, мы всегда открыты для предложений и новых идей.
Ю.Т.: Ок, вопросов больше не имею. Спасибо и удачи «Случайному месту». Было бы здорово, если бы в ближайшие год-полтора мы услышали о первых успехах выходцев из студии!
Ю.Ж.: Спасибо и тебе(:
Уникальный кадр теста BSG
@Янг
Должен же был кто-то это сделать 🙂
удачи Юрке и студии
Спасибо за материал и респект Юре — на собственном энтузиазме делает такое отличное дело!!!
Так держать!
А лица-то какие все одухотворённые
ого, чувак, видимо, увлекается творчеством «Пилот»а)
ура, попал в бложик Юры ^_^
Юра долго шёл к осуществлению этой мечты, и просто замечательно, что он сумел воплотить её в жизнь. Подобных мест в России ещё не было, и появление первого профессионального сообщества разработчиков и тестеров говорит о том, что зарождение культуры настольных игр в нашей стране идёт полным ходом. Так что всяческих удач Юре и его замечательным сподвижникам.
Очень приятно читать интервью с коллегой по станку. Наконец-то начали вытягивать разработчиков на публику.
Юре большой респект, сбор вместе разработчиков — это очень нужное дело. А конструктивная работа с людьми и чужими разработками еще и вдвойне емкое и кропотливое.
А артикулировать проблемы отечественной разработки и пути их решения нужно больше. Это позволит активнее накапливать опыт и передавать его другим. Но это скорее запрос к автору блога.
@oberstdan
Ты — следующий? Получилась бы интересная серия интервью!!
@Slim Slam Snaga
Я не в курсе, кто следующий.