В этом году немецкая награда "Игра года для опытных игроков" (Kennerspiel des Jahres) досталась игре европейского стиля Istanbul. Дмитрию Шугаеву довелось сыграть в эту настолку, и теперь он рассказывает, что это за игра такая и как она смотрится по сравнению с другими претендентами на "Игру года".
Экземпляр «Стамбула» уже около года пылился на полке нашей любимой пражской игротеки, и, пока эта игра не получила престижную премию «Игра года для экспертов 2014» в Германии, я ни разу не видел, чтобы в него кто-то играл. Но после победы всё изменилось: несколько раз к моему приходу в «Istanbul» уже обязательно был разложен на каком-нибудь столе, что, по-моему, довольно однозначно свидетельствует о роли премии в вопросе популяризации получившей её настольной игры. Через три недели, когда ажиотаж на «Стамбул» немного спал, и мы тоже решили опробовать его в нашей игровой ячейке. В этом обзоре я расскажу о наших впечатлениях на основе двух сыгранных вчетвером партий.
В оценочных суждениях мне кажется важным то, с какими ожиданиями человек знакомится с новой игрой. Лично я в последнее время несколько подустал от сплошного евро-мипл-плейсмента, поэтому, если бы не знаменитая премия «Spiel des Jahres», я бы, пожалуй, предпочёл «Стамбулу» что-нибудь другое из огромной коллекции игротеки. Возможно, как раз из-за того, что я не ждал от игры ничего нового и интересного, в итоге у меня осталось очень приятное общее впечатление. С другой стороны, почётная награда обязывала игру быть не просто очередным проходным середнячком, и мне было интересно, кто и, главное, чем превзошёл, по мнению немцев, мой личный хит – «Concrodia».
Цель и средства.
В «Стамбуле» игрокам предстоит стать мелкими торговцами, снующими с тележками по закоулкам города с целью разжиться 4 товарами (тремя обычными и одним специальным), деньгами (лирами) и последующей трансформации всего этого добра в победные рубины. Как только кто-то из игроков собирает 5(6) рубинов, доигрывается раунд и объявляется победитель. В случае ничьей по драгоценным камушкам, дополнительными показателями служат деньги, товары и прочие плюшки на руках.
Поле.
Игровое поле складывается из 16 тайлов локаций (4х4), которые могут быть расположены в трёх рекомендованных порядках (лёгкий, средний, сложный) и случайным образом. Симпатичное решение, одновременно увеличивающее региграбельность и избавляющее игру от большого поля (коробка меньше, цена ниже). Тут есть три склада, два рынка, почта, полицейский участок, дворец султана, чёрный рынок, чайная, фонтан, ювелирный магазин – в общем полный каравансарай. Все локации интересные и органично вписывающиеся в тему игры.
Кроме разных вариантов раскладки поля, «Стамбул» масштабируется в зависимости от кол-ва игроков. При игре вдвоём в правилах есть небольшие «костыли» в виде нейтрального торговца, а для 2-4 игроков предлагается также продвинутый вариант правил (с ничейными помощниками).
Личный планшет.
Личный игровой планшет каждого игрока есть тележка для товаров, причём, с трёхкратной возможностью апргрейда (увеличения вместимости). При покупке улучшения, в пустой слот вставляется дополнительный планшетик и максимальная вместимость для каждого товара увеличивается на один. Количество товаров обозначаются маркерами, перемещающимися по игровому планшету от пустых слотов к полным при затаривании и обратно – при продаже.
Фишки и ход.
Все фишки располагаются на игровом поле. В свой ход каждый игрок перемещает фишку своего Торговца на 1-2 тайла, после чего выполняет действия в зависимости от эффекта тайла, на котором он остановился, а также того, кого он там встретил.
Мне понравилось, как в «Стамбуле» реализован мипл-плейсмент. Фишка каждого игрока представляет собой стопку, состоящую из шайбы Торговца и 4(5) шайб Ассистентов под ним. Придя на место, для активации его эффекта игрок должен оставить там одного Ассистента из своей стопки. Зато, если вы вернулись туда, где уже оставили ранее одного из своих помощников, вы забираете его назад в свою стопку и выполняете действие тайла. Лично я был в восторге от такой находки.
Поскольку Торговец, оставшийся без Ассистентов, не может выполнять действия на тайлах локаций, в игре предусмотрено ещё несколько дополнительных способов вернуть одного или любое количество Ассистентов в свою стопку.
Кроме того, у каждого игрока есть ещё член семьи, которого, можно послать куда-нибудь вместо себя. Этот механизм тоже реализован довольно оригинально – Родственник располагается в Полицейском участке — придя туда торговцем, вы освобождаете его и отправляете на любую локацию, где Родственник применяет её эффект и остаётся. Как только на эту локацию придёт любой Торговец соперника – ваш Родственник отправляется обратно в полицейский участок. С этого момента его снова можно освободить и послать на новое задание.
Кроме Торговцев с их Ассистентами и членами семьи, по полю гуляют Губернатор и Контрабандист. Встретив кого-то из них, Торговец может воспользоваться его свойством, после чего отправляет случайным образом новую локацию.
Карты, тайлы, кости.
Дополнительные плюшки в игре дают 10 видов бонусных карт (с моментальным одноразовым эффектом при розыгрыше) и 4 типа т.н. тайлов мечетей.
Ну, и чтобы этого не было мало, в игре есть два кубика – необходимые для перемещения Губернатора и Контрабандиста и Чёрного рынка с Чайной – эти две локации предлагают проверить свою удачу, чтобы, в случае успеха, получить плюшки.
Входной порог и оформление.
Вместе с 16 локациями, из которых почти все разные, получается куча всего. На самом деле, разобраться и начать играть совсем не сложно: правила занимают 4 страницы, индивидуальные подсказки отлично описывают все нюансы хода и эффекты бонусов. Символы на тайлах и картах очень понятные.
Сама игра отлично оформлена. Красивые иллюстрации, высокое качество компонентов, толстый картон. Разве что, не всем по душе наклейки на фишках Торговцев и Губернатора с Контрабандистом, но вообще выполнено на высоком уровне. Даже личные планшеты игроков стилизованы под тележки. В общем, за внешний вид и правила жирный плюс.
Впечатления от игры.
Игровой процесс вполне себе атмосферный и захватывает с начала и до конца партии. Носиться с тележкой по стамбульским улочкам, пытаясь успеть взять всё, что плохо лежит, и толкнуть это потом повыгоднее, очень увлекательно. Игра предполагает попытки строить не очень далеко идущие планы, но из-за того, что целей много, а условия постоянно меняются, всегда оставляет варианты для спонтанных действий по ситуации. Любой, кто хоть немного был в торговле (а я успешно занимался торговлей 10 лет), знает девиз «хочешь жить, умей вертеться» — к «Стамбулу» он применим как нельзя лучше.
Не более чем год назад я провёл в Стамбуле 10 чудесных дней, и могу заверить тех из вас, кто ещё не успел побывать в этом прекрасном городе, что название для этой игры выбрано верно: при определённом ракурсе Стамбул — это действительно большущий город-рынок, и атмосфера этого купи-продай муравейника передана в игре очень хорошо.
В игре есть 4 способа получить победные рубины, что позволяет делать упор на разные стратегии, но вместе с тем обязывает развиваться в разных направлениях, тем более что все они взаимосвязаны. Выиграть без роста своего бизнеса не получится – придётся на чём-то подниматься, получать первую прибыль, вкладывать её в расширение своего дела и уже потом трансформировать успех и достаток в драгоценные рубины. А вот путь к успеху, как и в жизни, может быть разный: простых работяг ждут склады и товары, любителей удачи – игральные кости, а прихожанам мечети — покровительство Аллаха. Комбинировать всё это можно в любых пропорциях, а для победы, как и всегда, нужно уметь оптимально использовать свои возможности и немного удачи.
В плане размещения рабочих «Стамбул» — игра не строгая. Если вы придёте на уже занятое другим торговцем место, нужно будет заплатить тому, кто пришёл раньше, 2 лиры, что по «стамбульским» меркам вполне терпимо. Обычно гораздо больше раздражает, когда кто-нибудь успевает получить или продать что-нибудь прямо перед твоим носом ходом.
Кубики приносят в «Стамбул» некоторый хаос и известную долю случайности. Но в конечном счете кости и фактор удачи довольно органично вписываются в атмосферу и тематику игры.
Несмотря на обилие возможностей, каждый ход игроку доступна лишь некоторая часть этого разнообразия. Поскольку, порядок хода довольно простой, игра идёт динамично, и провисаний почти не возникает. Мы сыграли две партии на четверых, которые, вместе с объяснением правил, заняли у нас в общем два часа.
Подведение итогов.
В общем, как вы можете видеть, игра получилась действительно симпатичная и как минимум интересная. Среди достоинств «Стамбула» я бы отметил его разнообразие и не сложность в освоении, хорошее оформление и оригинальную механику выставления/сбора рабочих. Две первых партии не выявили серьёзных недостатков, кроме разве что хилой возможности укрощения случая при бросках кубиков.
Однако, в завершении хочется сказать, что при всём этом на титул «игра для экспертов» «Стамбул» всё-таки не тянет, тем более по сравнению с другим номинантом – отличной стратегией «Concordia» от Мака Гердтса (за другого претендента — «Рококо» сказать не могу — не играл). Я бы, конечно наградил значком «для экспертов» именно «Согласие», согласившись с тем, что «Стамбул» достоин основного приза «игра года» вместо совсем уж разудалого дайсомёта/угадайки «Camel Up». Но, видимо, у немцев другие критерии и уровень «экспертности» игр.
В любом случае, игра на самом деле годная, подходящая для широкого круга настольщиков. Успеха «Терра Мистики» или «7 Чудес» ей, конечно, не повторить, но полученная благодаря немецкой премии известность определённо поможет ей не затеряться среди других евроигр и найти своих поклонников. По-моему, «Стамбул» — отличный кандидат для издания в России – такой пример увлекательного игрового процесса и идеального уровня сложности, способного удовлетворить запросы как искушённой, так и менее изощренной публики, будет как нельзя лучше способствовать развитию отечественного рынка настольных игр, особенно по сравнению с изданием середнячковых «сухарей» вроде недавно локализованной «Russian Railroads». Только вот контракт надо было заключать, наверное, до получения премии – теперь покупка прав на издание «Стамбула» существенно возрастёт.
Думал её в Германии купить, когда изучал ассортимент издательства Pegasus, но уже в магазине увидел размер коробки и передумал)
По правилам годная игрушка. Согласен
@Sputnik1818
И этот же человек купил через несколько дней в Праге корбку с Терра Мистикой ))
@Pilot63 1000 рублей экономии всё-таки и из Вишлиста) Да и, как оказалось был прав. Терра просто супер, а Стамбул даже Конкордия переплюнула судя по твоему отзыву.