Каждому любителю настолок приходилось кого-нибудь обучать правилам новой игры, будь то несложные Колонизаторы, прекрасная Ticket to Ride или масштабная Eclipse. Не всегда презентация новой игры проходит идеально, и помочь объяснить правила новинку новичкам помогут советы с сайта Mechanics & Meeples в переводе читателя по имени Андрей:
Хотите научить кого-то правилам настольной игры? Вот вам мой совет, основанный на многолетнем опыте обучения различным играм. Конечно это не единственный способ обучения, но, по моему мнению, приведенные ниже советы будут очень полезны.
Будьте готовы учить
Для начала вы должны изучить игру. Это самое важное требование для того чтобы обучать других. Необходимо проштудировать правила, ознакомиться с компоненты игры, чтобы точно знать, как они должны использоваться. Я не заостряю внимание на каждой карте или элементах игрового поля, необходимо донести до игроков общий смысл правил игры.
Если вы какое-то время не играли в игру, лучше снова прочитайте правила. У меня есть несколько десятков игр, с которыми я очень хорошо знаком и могу с легкостью научить в них играть. В остальных случаях обычно я хотя бы пролистываю правила, перед чем положить игру в сумку и отправиться к друзьям.
Презентация игры
Прежде чем приступить к игре вы должны рассказать о ней, дать игрокам общее представление об игре и создать основу для дальнейшего обучения правилам.
Для начала расскажите, какого жанра эта игра и каковы ее цели. В большинстве евроигр нужно просто зарабатывать победные очки, но вы можете также рассказать о том, как это делается.
Пример: «Это игра про построение маршрутов. Цель игры — заработать победные очки, прокладывая длинные маршруты и выполняя задания, указанные в билетах» — TickettoRide
Пример: «Цель игры — заработать победные очки, контролируя самые большие города, дороги и поля вашими миплами» — Каркассон
Следует также описать, действия во время хода. Это поможет понять игровую механику. Не нужно вдаваться в детали, дайте игрокам общее представление о том, как проходит игра.
Пример: «Во время хода вы будете производить товары, затем торговать ими, чтобы собрать нужную комбинацию и что-нибудь построить». — Колонизаторы
Если игрокам следует узнать, что-нибудь об игровом поле, то сейчас самое время им об этом рассказать. Если нет, то можно переходить непосредственно к изучению правил.
Обучение игре
Теперь, когда вы представили игру, нужно объяснить ее правила. Я уверен, что лучше всего это делать непосредственно во время игры. Другими словами, если ход делается таким образом, что каждый игрок принимает в нем участие, то объясняйте, как разыгрывается раунд шаг за шагом, если же игра сфокусирована на действиях каждого отдельного игрока, объясняйте правила в его ход.
Иногда имеет смысл пропустить часть правил, чтобы вернуться к ним позднее. Это может быть полезно, когда раунд начался с ситуации, подходящей для более поздних стадий игры. Рассказывать о всяких вспомогательных фазах, отыгрываемых в начале или в конце хода также не имеет смысла для обучения правилам.
Пример: «Вы начитаете каждый раунд со строительных карт, но в начале игры у вас их нет, поэтому вернемся к ним позднее» — Tournay
Поскольку вы обучаете игре необходимо самому понимать, что в ней наиболее важно. Я стараюсь определить важнейшие моменты в правилах и сконцентрироваться на них.
Пример: «Затем вы выбираете две карты действия. Это самая важная часть игры, на которую вы потратите большую часть времени» — любая игра Мартина Уоллеса.
Я пришел к выводу, что использование нескольких способов обучения облегчает понимание.
Во-первых, наглядные примеры. Я показываю элементы игрового поля, на котором применяются различные правила. Объясняю, что значат те или иные части карт. Рассказываю о фишках и других элементах игры.
Если правила очень сложные покажите наглядно, как необходимо действовать. Если вам лень, покажите пример изображенный в брошюре с правилами, но лучше не ленитесь достать компоненты игры и объяснить.
Во-вторых, используйте аналогии. Если правила кажутся сложными, не интуитивными и скучными сравните их с чем-нибудь из реального мира. Это поможет игрокам лучше запомнить, особенно если аналогии будут интересными и неожиданными.
Пример: «Пассажир — толстый, ленивый американец, поэтому он все время ездит на поездах, вместо того, чтобы ходить пешком. Он готов сделает десяток пересадок и проехать через весь города лишь бы не идти пешком.
Пример: «Вы — государственный подрядчик и строите максимально неэффективно, поскольку оплата зависит от того, как много времени занимает ваша работа, а не от ее качества». — Метро
В-третьих, будьте интересным. Я прямо говорю, что быть интересным во время того как вы объясняете правила настольной игры очень сложно, особенно когда игрокам не терпится начать. Но старайтесь, все же, следить за тем, чтобы игроки не заскучали. Если это произошло, постарайтесь приукрасить свой рассказ или перейдите к более интересным частям правил.
Пример: Эй! Обратите внимание, вам необходимо это знать! – возможно, это не лучший пример.
В-четвертых, придавайте большое значение правилам, в которых легко ошибиться. Если какие-нибудь элементы правил вызвали у вас затруднения, при первом их изучении, необходимо уделить им особое внимание при обучении. Также обращайте внимание на ошибки игроков в предыдущих партиях и помогайте им избегать ошибки в будущем. Самый простой способ это предупредить игрока — «Осторожней, здесь вы можете ошибиться».
Пример: Вы знаете, что необходимо соединять одиночные трубы с одиночными, двойные с двойными, но убедитесь, что устанавливаете пустую стену напротив пустой стены. Очень легко ошибиться, установив трубу в глухую стену». — Galaxy Trucker
Иногда нужно обращать внимание на правила, которые игроки нарушают потому, что похожие моменты в других играх разыгрываются по-другому.
Пример: «В большинстве игр все проигравшие получают свои ставки назад, но не здесь. Если вы сделали ставку, она пропадает. — Taj-Mahal
В-пятых, обращайте внимание на правила, которые можно легко забыть. Это бывает актуально, когда какие-то элементы правил встречаются редко. В настоящее время большинство игр в конце брошюры с правилами содержат памятки. Если такая памятка есть, я всегда знакомлю с ней игроков, а после продолжаю обучение.
Я сталкивался с таким мнением: нужно ли вообще учить игроков специфическим особенностям игры и неочевидным нюансам. По моему мнению обучение в этом и состоит. Вы же не хотите, чтобы учитель знал лишь о том, как разыгрывается партия – я считаю это дурной тон.
Я допускаю два исключения из этого правила: когда учитель сам не играл в игру или когда это кооперативная игра, в которой все участники действуют сообща.
Завершение обучения
В конце обучения вы должны рассказать, как игра заканчивается, и как в ней победить. Сначала вы рассказывали общие условия победы, а теперь расскажите, что именно нужно для этого сделать. Расскажите о способах избежать ничьей. Обычно я пытаюсь рассказать о всех таких способах, это пригодиться.
Пример: «В случае ничьей, сначала победителя определяют по количеству ресурсов, затем по количеству монет, если все еще ничья победителем становится игрок, сделавший последний ход. Другими словами это тот, кто использовал свои ресурсы наиболее эффективно». — любая игра где нужно добывать ресурсы.
Я уверен, что в конце обучения следует также рассказать о стратегиях игры — если вы таковые знаете. Тут не нужно переусердствовать: позвольте людям самим исследовать игру. Тем не менее, расскажите им об основных путях к победе и подводных камнях, на которые можно наткнуться. Постарайтесь уложить свой рассказ в пару предложений.
Пример: «В основном вы получаете очки за города и поля. Но помните, чтобы получить очки за поля ваши фишки должны стоять на них всю игру, поэтому убирайте их только тогда когда это действительно необходимо». – Каркассон без дополнений.
Наконец, обучение это ответственность до конца игры. Во время партии нужно быть готовым помогать игроками, напоминать какие варианты хода у них есть, давать советы, если вы видите, что игрок делает что то не то, поскольку не понял правила. Но не мешайте, если игрок сам хочет разобраться.
Дополнение: Как научиться играть
Если есть уроки по обучению игре, то есть и уроки по ее изучению. Вот мои короткие советы ученикам:
1. Будьте внимательны, не отвлекайтесь.
2. Задавайте вопросы если вам что-то не понятно. Я не говорю о том, когда вы не понимаете, как элементы игры взаимодействуют друг с другом на данный момент. Если учитель объяснил, а вы не поняли, спросите его как можно скорее.
3. Не бегите вперед паровоза. Учитель из-за этого может сбиться с мысли и сделать ошибку. Имейте терпение, он обо всем расскажет. Возможно, именно ваш вопрос он собирался объяснить следующим. Не торопитесь.
4. Не делайте предположений. Постарайтесь придерживаться сведений об игре, которое дал вам учитель, а не которые вы прочитали на обратной стороне коробки с игрой. Если вы начнете играть, самостоятельно, основываясь на предположениях как должна работать игра, вы можете с легкостью ошибиться.
Вот такое мое руководство по обучению и изучению игры. Спасибо моему другу Брэду за то, что предложил написать на эту тему. Если у вас есть дополнения, основанные на своем опыте обучения, пожалуйста, пишите о них в комментариях.
Добавить комментарий