Catan: Explorers & Pirates – самое последнее из выпущенных дополнений для Колонизаторов. Оно появилось за границей в 2013 году и уже в 2014 локализовано Миром Хобби. Дополнение предлагает игрокам расширить географию базовой игры и отправиться за пределы каноничной земли Катана на близлежащие острова.
Пираты и первооткрыватели состоят из нескольких сценариев, последовательно знакомящих игроков с содержащимися в дополнении нововведениями. Пока что мы опробовали только самый первый сценарий под названием «Земля!», так что рассказывать я буду пока что только о нём.
В отличие от других дополнений для Колонизаторов, Пираты и первооткрыватели – это практически самостоятельная игра. Обычно ведь как бывает, купив дополнение, ты берёшь коробку с базовой игрой и добавляешь в неё новые компоненты, там, карточки, фишки и тому подобное. Здесь же случай иной, наоборот, в коробку с Пиратами и первооткрывателями добавляется кое-что из базы, причём, далеко не всё.
Так, в первом сценарии нам понадобились все гексы местности и жетоны с цифрами, которые на них выкладываются, карты ресурсов, кубики, а также фишки поселений и дорог. Города, карты развития, карточки «самая длинная дорога» и «самая большая армия» – всё это осталось за бортом. Ещё потребовались рамки игрового поля, появившиеся в новых изданиях игры.
Сценарий «Земля!» раскладывается по указанной в книге правил схеме. На столе выкладывается стартовый остров, где в заданных точках располагаются поселения игроков, а ещё, на некотором удалении от этого острова, находятся ещё два. Изначально они неисследованы, гексы местности на них лежат лицевой стороной вниз. В ходе партии игрокам предстоит отправлять в море корабли, найти новые острова и основывать там поселения.
Нововведения в первом сценарии следующие. Первое — это золотые монеты. Отныне игроки начинают партию, располагая двумя монетами и получают по одной каждый раз, когда на кубиках им не выпадает ни одного ресурса. Монеты — штука полезная, их можно обменивать на ресурсы по курсу 2 монетки за 1 любой ресурсы. Правда, за ход можно купить максимум 2 ресурса, то есть потратить больше 4 монет не получится.
Второе – это портовые поселения. В них можно превращать обычные поселения, построенные на берегу. Портовые поселения пришли на смену городам и стоят почти столько же: 2 пшена и 2 руды. При этом в отличие от города портовое поселение приносит по 1 ресурсу с каждого гекса, как и обычное поселение.
Зато в портовом поселении можно строить корабли (третье новшество). Стоят они 1 дерево и 1 овцу. Построенный корабль появляется на краю гекса рядом с поселением, где он был создан. С кораблями связана целая новая фаза хода. В дополнение к привычным уже броску кубика на приток ресурсов и торговле, смешанной со строительством (теперь официальном можно меняться и строить в любом порядке) в конце своего хода игрок может двигать свои корабли.
Корабли «плывут» по границам гексов и способны сделать до 4 перемещений за 1 ход. Заплатив 1 овцу корабль можно ускорить на 2 шага, сделать так можно только 1 раз за ход.
Если корабль уткнулся носом в неисследованный гекс острова, этот гекс можно перевернуть. Если там море, игрок получает 2 монеты, если земля — 1 карту ресурса, соответствующего открытой территории.
А ещё корабли умеют перевозить колонистов, которые также строятся в портовых поселениях (четвёртое новшество). Один колонист стоит как обычное поселение (1 дерево, 1 кирпич, 1 пшено и 1 овца). Нужны они чтобы строиться на других островах. Корабль с колонистом может превратиться в поселением на любом понравившемся вам берегу.
Наконец, в игре нет разбойника. При выпадении «семёрки» все как и прежде сбрасывают половину карт, если на руках 8 или более ресурсов, но воровать при этом никто ни у кого не может и никакая цифра на поле не закрывается. И портов тоже нет, но в любой момент можно меняться ресурсами с банком по курсу 3 к 1.
Сценарий «Земля!» длится до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не наберёт 8 очков. Учитывая, что все начинают партию с 1 обычным и 1 портовым поселением, которое засчитывается за 2 очка, набрать нужно всего 5 победных очков. Это не очень сложная задача, и её вполне реально решить за полчаса.
Ощущения от этого сценария отличаются от обычных Колонизаторов. Во-первых, у нас почти никто не торговался. Если в базе каждый ход – это множество предложений, выгодных и не очень, то тут у нас возникали какие-то вялые попытки поменяться. Причины тому очевидны. Отсутствие городов означает, что на руках у людей меньше ресурсов, так что предлагать можно меньше, чем раньше. А если чего-то совсем не хватает, на помощь теперь приходят монетки. За нх почти всегда можно купить критически важный ресурс.
Так как «самая длинная дорога» ушла в небытие, нет теперь и конкуренции за самую продолжительную цепочку дорог. Да и строить их, честно говоря, особо некуда, все три острова небольшие, поселения стоят чуть ли не друг у друга на головах. Да и, учитывая, что город построить невозможно, вариантов немного. Либо ты ведёшь дорогу до берега и ставишь там поселение, чтобы в перспективе развить его до портового поселения, приносящего 2 очка, либо ты активно снаряжаешь корабли в экспедиции, чтобы зарабатывать ресурсы за открытие новых земель и ставишь поселения сразу на берегу новых островов, к ним дороги тянуть не надо. Короче, дороги актуальность, похоже утратили. Если раньше, например, было активное соперничество за какую-то выгодную точку, можно было строить дороги наперегонки и блокировать соперника, сейчас ничего этого нет.
Из-за того, что больше нет карт развития, руда стала наименее востребованным ресурсом. Овцы, которые раньше были нужны только на поселения и на карты развития, по-прежнему актуальны, так как за них теперь строятся и ускоряются корабли, а вот руда нужна только ради превращения обычных поселений в портовые, да и то, если на город требовалось три штуки, на приморскую деревню хватает и двух.
Идея с кораблями в Колонизаторах не нова. Нечто подобное уже было реализовано в самом первом дополнении игры под названием Мореходы, выпущенном аж в 1997-м году, это 17 лет назад. К сожалению, с Мореходами лично я не знаком, так что не могу сказать, насколько Пираты и первопроходцы на них похожи или от них отличаются.
Пока что по итогам первого сценария ощущение одно: всё как-то слишком просто. Партия прямолинейна. Ты создаёшь корабли, исследуешь новые земли, основываешь на открытых островах поселения и улучшаешь их. Вопрос лишь в том, кто сделает это первым, кому повезёт с ресурсами. Увиденный нами первый сценарий практически полностью утратил соревновательность, присущую базовой игре. Нет ни самой большой армии, ни самой длинной дороги, исчезла возможность подгадить сопернику разбойником. Всё, что есть – это корабли и гонки к новым островам, ведь кто первый откроет землю, получит за это ресурсы.
Самое спорное нововведение на мой взгляд – это монеты. С одной стороны они здорово помогают игрокам и ускоряют развитие. С другой, есть подозрение, что во многом из-за них и умирает торговля. Когда у тебя есть страховка в виде золотых, ты уже не так сильно переживаешь нехватку леса или кирпича.
В целом ощущения от дополнение непонятны. Есть только одна мысль – нужно осваивать его дальше, потому что там должно быть ещё много всего нового. В коробке с Пиратами целая гора каких-то фишек, человечков, каких-то других кораблей, необычных гексов и непонятных треков. Глядя на всё это осознаёшь, что мы пока прикоснулись лишь к малой части новшеств и на самом деле всё ещё впереди.
PS: пользуясь случаем хочу ещё раз сказать спасибо Наталье Супрунюк, без которой моё знакомство с Пиратами и первопроходцами состоялось бы ещё неизвестно когда 🙂
Кстати, сегодня у Натальи Супрунюк день рождения. Ты ее поздравил, а Юра?
А насчет игры ты прав — вы отыграли только треть от ее состава. В каждом следующем сценарии будут добавляться какие-то новые элементы и сохраняться почти все старые. Так что к четвертому сценарию вы получите полноценное представление о новом витке Колонизаторов.
Насчет кораблей ты немного не прав — в старом допе корабли не двигались по игровому полю. Они выстраивались точно так же, как дороги, только на воде, соединяя берега островов «торговыми путями». Существует даже специальная карточка «Самый длинный торговый путь», аналог «Самой длинной дороги».
Приобрел себе это дополнение, играли пару раз только в последний сценарий. Мне понравилось, а вот компанию играть не тянет — уж больно сильно увеличивается время партии для такой простой игры.