Нуар – это чёрно-белое кино про крутых детективов середины XX века. А ещё Нуар – это настольная игра — конструктор, выпущенная издательством GaGa Games. В ней всего лишь 2 колоды по 25 карт, несколько памяток, да россыпь картонных жетонов, но этот нехитрый арсенал предлагает вниманию игроков целых 6 различных игр-сценариев с разнообразными условиями и рассчитанных на разное количество игроков.
Базовые игровые компоненты – это 2 колоды по 25 карт персонажей. Одна из них всегда используется для формирования некоего подобия «игрового поля» — на столе раскладывается вся колода в 5 рядом по 5 карт. Затем распределяются роли. Например, в первом сценарии, рассчитанном строго на двух человек (в других сценариях число игроков возрастает до 9) один играет за нарушителя закона, а другой – за сыщика. Задача преступника – убить 14 человек или убить сыщика. Сыщик должен арестовать убийцу, пока тот не выполнил свои условия победы.
Позиционируется Нуар как детективная игра и поэтому тут есть место для размышлений и вычислений. Весь игровой процесс сводится к тому, что нужно угадать роль соперника, не давая ему сделать то же самое. В плане игры это заключается в том, что в начале партии каждому участнику выдаётся карточка персонажа из второй, дублирующей колоды. Таким образом, на столе лежит 25 персонажей, один из них коп, и ещё один – преступник.
Начинается партия с того, что убийца убивает одного невиновного героя. Это должен быть один из 8 персонажей, расположенных рядом с преступником («соседством» признаётся расположение по диагонали, горизонтали и вертикали). Таким образом, в начале игры сыщик получает «намёк» и имеет начальный круг подозреваемых. Убийца же понятия не имеет, кто выступает в роли его противника.
Затем в ходе партии начинаются «танцы». Герои перемещаются по столу с целью подобраться к сопернику. При этом арсенал доступных действий немного отличается. Преступник может продолжать убивать, тыкая пальцем в соседних с собой героев, а также может менять личину, скидывая карту своего персонажа. Полицейский же может проводить допрос – вытягивать из колоды карту персонажа и указать на него, после чего преступник должен сказать, находится он рядом с этим персонажем или нет. Кроме того, оба игрока могут перемещаться.
Перемещение выполняется нехитрым способом: берётся любой ряд карт и сдвигается на одну позицию в сторону. При этом крайняя карта «вылезает» за пределы поля и подкладывается с другой стороны сдвинутого ряда. Собственно, на этом перемещении и построена вся игра, т.к. двигая карты оба игрока должны одновременно и подбираться друг к другу, и не выдавать своего персонажа. Плюс ещё есть возможность убирать лишние карты из рядом, если в каждом есть по убитому герою. В этом случае карты погибших удаляются, а ряды «смыкаются» словно в какой-нибудь компьютерной головоломке из серии «собери три в ряд».
Вот такая вот игрушка: получаем по роли, а затем вычисляем друг друга. Полицейский ведёт, пытаясь вычислить преступника и проводя допросы. Убийца увиливает, периодически умертвляя соседей. Так они и «танцуют», пока, наконец не сблизятся. Этот момент либо убийца наносит удар по сопернику, либо коп успевает его арестовать. Ну, или, если сыщик оказался не слишком расторопным, убийца может успеть погубить 14 человек и победить. Времени на одну партию уходит ровно столько, сколько и заявлено – в пределах 15 минут.
Небольшое количество компонентов, никакого текста на карточках, достаточно простые правила и быстрые партии – вот что такое Нуар. Хорошая ли это игра? Пожалуй, да, хотя лично мне она не понравилась. Не понравилась потому, что я хоть и люблю абстрактные головоломки, вот именно в данном конкретном случае абстракция смешана ещё и с блефом и необходимостью перехитрить противника. Мне подобные ментальные игры a-la «я могу походить так, он ответит так, поэтому я похожу так» почему-то в настолках не очень нравится. Вот если бы классический крепкий абстрактный движок, как, например, в Коридоре, Yinsh или Камисадо – вот это я понимаю.
Тем не менее, игра довольно-таки хорошая. Тут есть простор для тактики и, теоретически, стратегия также присутствует. Знаю, что в Нуар много играют в сети. Понятно почему – тут есть над чем подумать, можно устроить противнику западню (в том числе с использованием приёма «смыкания рядов» при выбрасывании убитых героев с поля), да и просто, довольно-таки многим механика блефа как раз нравится.
Ещё в активе у Нуара целых 6 различных сценариев с разнообразными ролями, количеством игроков и даже возможностью игры командами. Насколько я понимаю, все они тем не менее строятся вокруг той же самой схемы: 25 карт на столе, секретные роли, возможность двигать карты рядами, а также «тыкание» в соседних с собой персонажей.
Помимо первого сценария мы пока опробовали только ещё один, позволяющий играть втроём, где вместо копа и убийцы присутствуют шпионы, вычисляющие друг друга. Смысл примерно тот же: получаем карту роли, двигаем карты на поле, а также можем опросить или обвинить персонажа рядом с собой. В случае успешного вычисления шпиона получаем его карту себе. Побеждает тот, кто первым наберёт N-ное их число.
Вот такая маленькая оригинальная игрушка. В плане компонентов тут всё в порядке, GaGa своё дело знает. А в плане игрового процесса, будем считать, на любителя.
Сегодня играли в клубе настольных игр с приятелем в эту игру. Давно такого не было ощущения — мир перевернулся! Я был в шоке — насколько интересная идея и как прикольно вычислять врага среди мирных жителей. Всем рекомендую!
Уже иду искать ПнП комплект, а в планах сделать и редизайн.