Наткнулся на BGG на интересную статью, посвящённую судьбе живых карточных игр, эволюционировавших из коллекционных. Автор называет несколько типичных проблем ЖКИ и предлагает варианты их решения. Предлагаю мой вольный перевод статьи.
Практически каждый настольщик сталкивался с Magic: The Gathering, дедушкой всех коллекционных игр, которая была выпущена в 1993 году. Эта игра принесла на стол много новых подходов. Сама идея, что вы можете сесть и играть с кем-то, не зная что за карты есть у противника, открыла целый новый пласт игр. Плюс коллекционирование: игроков подстёгивают к покупке новых и новых карт, пополняя свои наборы.
Неудивительно, что за несколько лет на рынке появилось порядка полусотни конкурентов MTG. Почти все они быстро скончались, многие – заслуженно, но были среди них и жемчужины, заслуживающие иной участи.
Почему так вышло? Главная причина неудачи лежит на поверхности. Коллекционные игры со случайными картами в запечатанных пакетах – это способ потратить много денег. Чтобы собрать конкурентоспособную колоду и побить ею друзей вам придётся купить множество наборов или приобретать у дилеров отдельные карты. В какой-то степени в ККИ выигрывает тот, кто вкладывает в игру больше денег.
Несколько лет назад компания Fantasy Flight Games придумало решение этой проблемы, которое они назвали «живые карточные игры». В ЖКИ есть основной набор, где есть все необходимые для игры карты, а также дополнения, в каждом из которых есть известный и фиксированный перечень карт.
По большей части ЖКИ – это игры, в которых нужно заранее составить колоду и выйти с нею против оппонента, чьи карты вам неизвестны.
К настоящему времени FFG выпустила по этой модели 6 игр: Call of Cthulhu, Game of Thrones, Warhammer: Invasion, The Lord of the Rings, Android: Netrunner и Star Wars. По слухам ещё одна ЖКИ должна выйти в обозримом будущем.
Другие игры постепенно перенимают этот подход или его вариации. Mage Wars и Summoner Wars предлагают игрокам составлять собственные колоды, и у обоих этих игр есть дополнения, выпускаемые по неколлекционному принципу. В качестве примера можно также привести дополнения для Доминиона и других колодостроительных игр, хотя в том же Доминионе нужно собирать свою колоду не до, а прямо во время игры. Можно припомнить и ролевые игры, которые уже много лет распространяются по сходному принципу: есть базовый набор правил и есть дополнения с заранее известным объёмом информации — с отдельными сценариями и модификациями правил. По этому же пути идут многие игры с миниатюрами.
У ЖКИ есть несколько хороших черт. Они переняли разнообразие и ассиметричный игровой процесс у лучших коллекционных игр. Они покончили с погоней за новыми картами. Они предлагают достаточно простой способ войти в игру новичкам – через специальные стартовые наборы. Они позволяют легко расширять свои игры небольшими порциями и по умеренным ценам.
Критика
Теперь, когда мы можем наблюдать ЖКИ на примере разных игр, время сделать шаг назад и критически взглянуть на изменения, которые принесла нам эта модель.
Множество дополнений
Сегодня Fantasy Flight Games выпускает небольшие ежемесячные дополнения для ЖКИ. С одной стороны, это здорово, поскольку игроки могут медленно изучать игру, не неся при этом чрезмерных расходов. Одно дополнение стоит $10-15, это достаточно дешёво и такие покупки для большинства игроков могут быть импульсивными. И каждая из них – действительно интересное дополнение для игры.
Проблемы начинаются когда игра «возмужает». Когда в игру, существующую на рынке уже года три, приходит новый игрок, он берёт стартовый набор, как того и следует ожидать. А дальше? Если дополнения выходят каждый месяц, их уже есть 36. Что из них выбрать?
Живой пример – Игра престолов, переживающая девятый цикл расширений. Включая шесть небольших дополнений, всего к ней выпущено 54 небольших дополнительных набора и 6 больших дополнений. Таким образом, чтобы полностью освоить игру, нужно познакомиться с шестьюдесятью дополнениями.
Для тех, кто уже давно в игре, столь большое количество карт опьяняет. С одной стороны это привлекательно. С другой – это пугает.
Во-первых, это дорого. Если каждое дополнение стоит в среднем $12, за все придётся отдать $720. Большинство игроков, конечно, так не делают. Они просто выбирают немногое. Но и это обходится недёшево.
Во-вторых, эти дополнения наверняка придётся поискать. В ближайшем магазине наверняка будут в продаже далеко не все. И в интернет-магазинах – тоже. Отдельные востребованные на турнирах карты наверняка будет непросто раздобыть.
Неравные условия
Переизбыток дополнений порождает отдельную проблему в игровом процессе. Многие из лучших турнирных колод построены на картах из различных наборов. Чтобы собрать такую колоду, вам придётся отыскать множество дополнений. И, если этого сделать не получится, вы заранее будете в проигрышной позиции.
Если вам кажется, что это очень похоже на претензии в адрес коллекционных карточных игр, то вы полностью правы. Чтобы играть конкурентоспособной колодой, вам придётся обойти немало магазинов и потратить немало средств.
Слабая турнирная поддержка
Издатели ЖКИ демонстрируют весьма слабый интерес к организации соревнований. Не существует никакой иерархической структуры, которая занималась бы привлечением игроков в мир ЖКИ.
MTG, в меньшей степени – Pokemon, Yu-Gi-Oh и World of Warcraft TCG, были успешны во многом благодаря тому, что издатели прилагали значительные усилия для проведения турнирных игр.
И это не обязательно должны быть именно турниры. Многие увлекались игрок после таких событий как «Friday Magic Night» и предрелизных турниров.
Такие события немного снижают градус соревновательности, обеспечивая комфортное вхождение в игру новичков. Плюс есть ещё множество небольших призов, уникальные фойловые карты и разнообразные сувениры.
Эти события и акции были успешны, потому что позволяли игрокам встречаться, общаться и, таким образом, развивать сообщество. Без поддержки магазина найти новых игроков в ЖКИ может быть очень сложно. Акции и собрания помогают это сделать и, в конечном итоге, работают на процветание игры.
У игроков в ЖКИ практически нет вариантов встретиться друг с другом, разве что найтись в сети или случайно столкнуться в магазине. Или познакомиться где-то ещё в какой-то маловероятной ситуации. Без новых игроков местные сообщества не могут развиваться, а без их развития не будет будущего у игры.
Отсутствие формата «лимитед»
Одна из действительно умных вещей в MTG – это способ превратить недостаток – случайные наборы карт – в достоинство путём проведения турниров в формате «драфт» и «силед».
Эти форматы базируются на случайности при распределении карт по бустерам и превращают вскрытие этих пакетов в состязание. От вас требуется правильно оценить карты в наборе и сделать выбор из очень ограниченного их числа.
«Силед» и «драфт» — это соревнования, требующие небольших инвестиций от игроков. За цену трёх бустеров (примерно $10) игроки получают отличный вечер плюс ещё им достаются и сами карты. Это значительно увеличивает ценность бустеров.
В ЖКИ, где содержимое каждого набора известно заранее, турниры такого типа организовать куда сложнее, и они не так интересны. Без случайных наборов карт форматы «драфт» и «силед», фактически, не работают.
Этот вопрос можно было бы решить, если бы для ЖКИ собирались специальные драфтовые наборы. Создание такого набора – это огромная работа. И не факт, что это оптимальное решение.
Как издатели решают эти проблемы
Усовершенствованные магазины и поддержка конвентов
Компании Fantasy Flight Games и другим производителям игр с заданными комплектами карт следует изо всех сил помогать магазинам создавать и развивать местные игровые сообщества.
Первым шагом в этом направлении может стать проведение серии игровых вечеров наподобие «Friday Night Magic», на которых игроки могут встречаться в заданное время в магазине, знакомиться и играть друг с другом. Производителям также стоит предоставлять призы, наличие которых послужит для игроков стимулом прийти и поиграть.
Например, если FFG хочет поддержать игру Android: Netrunner, можно ежемесячно выдавать магазинам несколько фойловых или голографических промо-карт для розыгрыша на вечерних игротеках. А затем каждый игрок, участвующий в «ЖКИ по четвергам», получает такую карту.
Следующий шаг – это организация лиг или турниров на местном уровне. Опять же, производитель может обеспечивать магазину призы для участников, ответный шаг со стороны игроков – покупка игр в магазине и поддержка производителя. Победителей можно допускать до участия в более крупных соревнованиях, выдавать им редкие промо-карты или сертификаты на приобретение игр.
Третий шаг – это предоставление уникальных возможностей для игр на уровне магазина. Раздача магазинам специальных «турнирных наборов» и поощрение магазинов в целях проведения турниров именно этими подборками карт. Здесь бы пригодился тот самый «драфтовый набор» для ЖКИ, он мог бы стать одним из способов притяжения игроков в магазин.
Fantasy Flight Games предпринимает некоторые усилия в этом направлении, но они могли бы сделать намного больше, причём, без существенного увеличения затрат. Нужно лишь начать работу.
«Наборы для догоняющих»
Чтобы сделать вхождение новых игроков в игру более комфортным, можно было бы предлагать специальные подборки карт из текущего цикла в отдельной коробке. FFG могло бы продолжать ежемесячно издавать отдельные небольшие наборы, а в дополнение к ним периодически, например, раз в год, выпускать большие коробочные наборы с основными картами за последние несколько месяцев.
Это бы сильно упростило жизнь тем, кто вошёл в игру не так давно и ускорило бы ознакомление с актуальным состоянием игры.
Форматы колод
Ещё одно неудобство для «догоняющих игроков» — у ЖКИ по сути есть всего один формат игры – заранее составленные колоды. По большому счёту вы можете использовать в колоде три экземпляра любой когда-либо выпущенной карты (за исключением запрещённых).
Проблема в том, что новые игроки вынуждены покупать очень много старых карт. Это отпугивает новичков от игры и сдерживает развитие ЖКИ. Новичок не может просто посмотреть в сети какой-нибудь деклист и быстренько собрать такую колоду. Для этого потребуется вложить сотни долларов в старые наборы.
Решение – это плавающий формат игры. На крупных турнирах следует разрешать использовать карты из базового набора и нескольких последних дополнений. В случае с FFG надо допускать карты из базы, из последнего крупного дополнения и небольших дополнений последнего и предпоследнего цикла.
Что это даст? Это снижает барьер для входа в игру новичков, так им будет намного проще попробовать себя в турнире, а также стимулирует более активное участие в играх. Кроме того, турнирная среда будет развиваться из-за периодического обновления карт.
Это не исключает «классические» турниры, на которые можно допускать абсолютно все карты. Издателям и продавцам следует поддерживать оба варианта, в том числе на крупных конвентах, таких как GenCon.
Заключение
Успех карточных игр с вариативной колодой, неважно «живые» они или «коллекционные», строится на индивидуализации колод, а это возможно только в условиях здорового и развивающегося игрового сообщества. Однако во многом производство и распространение ЖКИ не просто игнорирует этот аспект, но даже не позволяет сообществу расширяться.
Производители игр не должны забывать о том, что надо смотреть на свой продукт и глазами новичка. Что будет делать новый игрок, скажем, с Игрой престолов, для которой есть несколько десятков дополнений?
Производители могут сделать несколько простых шагов, чтобы создать доступную среду, привлекающую новичков и делающую клиентов и игроков счастливыми.
А я всю жизнь думал, что ЖКИ нужны чисто чтобы с женой на кухне играть, тем самым снижая «мтгшный зуд». Какбэ и семейный бюджет норм, и коллекционировать ничего не надо.
Во многом согласен с автором статьи.
Я познакомился с «Игрой Престолов» (ЖКИ) лишь в прошлом году, и к этому уже вышло достаточное количество дополнений. Мне повезло, я живу в Москве, и через Hobbygames смог прикупить себе базу на английском (тираж русской версии к тому моменту уже был распродан). У меня было две партии с людьми из клуба, которым просто отдельное СПАСИБО, хотя бы уже за то, что познакомили меня с этой увлекательной игрой.
Я выбрал для себя Баратеонов и начал постепенно собирать себе колоду, пополнив свою коллекцию 6-ю делюкс-наборами и затроил базовый набор. В клуб я больше не ходил, т.к. ограничен во времени, но у меня получилось вовлечь в эту игру своих коллег по работе. Кроме меня никто не захотел покупать эту игру, и все были просто счастливы играть «проксями» (распечатками карт на лазерном принтере, которые вставлены в протектеры).
Кстати, могу заявить после почти годовой практики использования «проксей», что это является наименее дешевым способом быстро отрабатывать новые механики и составлять интересные колоды. В отличие от своих коллег, я тем не менее старался, чтобы моя проксевая колода всегда была представлена оригинальными картами. С этой целью я списался с одним человеком с ресурса http://www.agotcards.org и сумел приобрести у него подборку всех баратеоновских карт всего за 9000р. (это цена с доставкой).
Сейчас могу порекомендовать использовать данный ресурс: http://teamcovenant.com/store/a-game-of-thrones-lcg/game-of-thrones-lcg-house-packs.html на котором вам также предлагаются тематически подобранные паки дополнений того или иного дома.
И так как я был после этой покупке оснащен всеми картами Баратеонов, мне оставалось докупать с одной стороны лишь новые дополнения, или только те, которые предоставляли мне карты, которые не несли на себе герба с Оленем (такие карты, как Союзники, События, Довески, карты Замыслов и Целей).
В итоге, могу сказать, что только на свою колоду я потратил суммарно больше 20000р. Да, согласен, прилично, и к этому еще надо прибавить такие приятные «мелочи», как протекторы и коробочки. =)
Но! Нам всем это нравится, а траты растянуты во времени, а потому не так уж и напряжны. Раз 1-2 месяца пересматриваю колоду, докупаю 1-3 мелких допа (и то редко) и потом тесты в боевой обстановке, для выхолащивания лишнего.
Основная фишка в том, что можно просто купить стартери сразу получить правила и все необходимое для игры с любым человеком. Без всякого выноса мозга с бустерами и коллекционными картами, турниров в мелких помещениях с кучей подростков и прочих «прелестей» коллекционных игр.
да, база очень хороша для вхождения!!! просто мне удобнее, когда мне покажут игру и расскажут, как в нее играть… 😉
Автор статьи не играл в игры которые критикует.
Автор прав.
Ну вот была ЖКИ по Вахе от ФФГ. Да, вначале интересно. Потом с каждым выпуском игра становится все преснее и преснее. Вариантов колод тира 1 совсем мало, хороших карт в принципе тоже…В Москве в нее играет активно дюжина человек. Собирать и доставать карты ужасно неудобно. Турниров нет. Вот и вся любовь.
Вышла ЖКИ по ЗВ. Опять, вскрываешь стартер — интересно. Любопытные механики, хорошая тема…А потом с грустью на это смотришь и думаешь, что опять ради комплекта нужных карты покупать по три расширения, а все оставшиеся карты будут валяться по квартире, ибо кроме тебя и твоих друзей в это никто не играет.
Мне тоже так кажется. Пока я не поиграл в Нетраннер и ЖКИ Игру Престолов, я тоже считал примерно также, как и автор, который повторяет набор устоявшихся мифов. А вот первый комментарий к статье как раз верно отражает суть ЖКИ.
Автор прав в части того что нехватает развития сообщества, но неправ в части организации турниров например предложение играть база+ последний цикл бредовое, драфт который попытались прикрутить к warhammer invasion абсрлютно бредов. Плюс жки жки рознь LotR прекрасно проживет без турниров и поддержки турниров и сообщества они там просто не нужны.
Автор хочет невозможного жки с турнирными форматами и поддержкой МТГ. И что бы новичек за 70 долларов смог собрать колоду турнирново уровня. так не бывае:)
Игра плохая потому что к ней много дополнений. Игра плохая потому что по ней нет турниров. Игра плохая потому что в ней нет драфта.
А еще в ней нельзя грабить корованы.
> предложение играть база+ последний цикл бредовое
потому что автор — заядлый игрок в мтг, там такое практикуется с целью «упрощения вхождения новых игроков», ну короче чтобы новые выпуски активнее покупали.
И да, я всегда думал, что на родине ффг с турнирами все ок, поэтому в целом непонятно удивление об отсутствии у нас турниров. Они что, когда-то были?)) (ну кроме мтг, берсерка, л5р) Тут нужна самостоятельная местная организация игроков. Вот во втес сообщество до сих пор еще собирается и играет, по крайней мере в блогах их видел какую-то активность)
«Усовершенствованные магазины и поддержка конвентов» и всё что под ней… Просто — автору 5+! Распечатать 10000 тиражом и отправить нашим издателям.
Информация которая просто обязана дойти до Hobby World, Звезды и Стиля Жизни!
«МТГшный зуд» снимается покупкой готовых колод и/или дуэльных наборов. Дешево и сердито. Меня в ЖКИ бесят фирменные ФФГ-шные жетончики из картона и засилие микроменеджмента на столе. Сам по себе игровой процесс в МТГ более иззящный и менее заковыристый.
В суровой реальности нашей страны (я из Киева, но думаю, что во всем ех-Совке ситуация примерно такая же) только МТГ может предложить своим поклонникам такую же поддержку, как и «там за бугром».
Я не говорю, что ЖКИ это плохо. По личному опыту, Игра престолов и Ваха интересные продукты, если к ним относить как к настольным играм «в коробке с допами». В МТГ же упор больше сделан на соревновательный элемент, а казуальные продукты появились вторично для заполнения соседних ниш и вербовки неофитов.
Счётчики жизней, существа-токены, жетоны отравы, каунтеры на существах «положите/снимите токен на/с ZZZ в начале апкипа» — нет, не слышал? 🙂 Не нужно прикидываться что в MtG нет микроменеджмента. Хватает его там.
С изящностью процесса в виде стека можно тоже долго спорить. К примеру, L5R не менее изящна по механике.
Статья, скорее всего, заказная, потому что Мэджик уже начинает чувствовать конкуренцию со стороны ЖКИ. И неудивительно, потому что игра хоть и хорошая, но до сих пор несет в себе недостатки, преодоленные в последующих играх (например, проблему «слишком много/слишком мало земель», которая в WoW TCG решена просто: любую карту можно играть как ресурс).
Надо обладать невероятным цинизмом, чтобы играть в Мэджик и утверждать, будто ЖКИ стоят дороже. Один дополнительный набор в ЖКИ стоит примерно столько же, сколько три бустера Мэджика. При этом вы получаете все карты, вышедшие за месяц, а в Мэджике, скорее всего, получите не более 2-3 карт, пригодных для Constructed.
Странно, что автор забыл упомянуть ротацию карт в Мэджике, представляющую собой «легальный способ отъема денег» у игроков. Мало того, что Компания продает игрокам раскрашенный картон за очень большие деньги, она еще и лишает их права играть купленным картоном, вынуждая покупать новый!!! Разумеется, часть награбленных денег можно пустить и на организацию турниров, а то перестанут покупать…
Единственный настоящий недостаток ЖКИ по сравнению с ККИ — это отсутствие бустер-драфтов. Хотя, если честно, я всегда считал этот формат жульническим способом поднять продажи бустеров 🙂 Турнирную поддержку любой игры делают игроки. Если в вашем городе есть серьезный человек, готовый стать судьей — у вас будут приличные турниры. Если ваши игроки готовы ездить на турниры высокого уровня — у вас будет не менее серьезная игра, чем в Мэджике.
@DM
Не цепляйтесь к словам;)
В целом же действительно игры от FFG более казуальны, чем лучшие ККИ
Если токены так раздражают, никто не мешает полистать гугл и выбрать колоду не менее топовую, но без жетончиков) Или если речь не о мировом первенстве, то перебирая картон можно соорудить с десяток колод заточенных специально против колоды друга\жены\сотрудника. Из них хоть одна да будет лишена микроменеджмента)
Хм. Попробуй турнир хорошего уровня по Престолам или Ктулху. За ним скорее всего придётся ехать куда-то за границу, но хоть сказки про казуальность LCG перестанете рассказывать.
Daemonis :
Gotcha! 🙂
@DM
Правда?)))))))
Играл в Престолы, ЗВ, Ваху, ЛОТР и везде процесс не делает вызов мозгу ни декбилдингом, ни вариативностью действий.
В Ваху играл с самого начала. Контроль убили почти сразу, слай был мертв к Легендам.
Збс, дети играйте в битдаун и радуйтесь картинкам.
Больше 20к за колоду… Интересно, кто-нибудь играет на Октагене? Я вот именно там освоил Вархаммер, а сейчас активно играю в Нетраннер, пока только в базу, и даже 2 колоды составил. Вот там то и надо тестить свои задумки, очень удобная вещь.
MtG хамло детектед. Пшёл в сад с такими ответами. Эх, зарекался я с этой сектой связываться, да всё забываю о том какие там дивные люди.
когда я пришел в магию, Урза был в типе…
Дома лежат 3 базы WHI и ранние допы по 2-3 экземпляра, наверно тыщ 10 отдал. Наверно имею право на суждение?
Наверное можешь. Только хамить не надо, ок? Т.к. если начнёшь меряться сколько чего у тебя есть и когда ты что начал — могу и огорчить.
@DM
А я и не хамил. Мне реально обидно за продукты. Из хороших карточных игр ФФГ вечно старается сделать какую-то «ваниль». У ЗВ тоже уже видны такие тенденции, когда игра из сухого «евро» (будем говорить аллегориями) превращается в классический «америтреш» (то бишь тематика превалирует над механикой).
Если же Вы сотрудник любимой мною американской компании, то прошу учесть vox populi))))
@Эктор
Вы реально про заказ?))))))
Турниры в формате лимитед являются одним из лучших форматов, так как реально требуют хороших навыков от игрока. В ЖКИ, увы, один констрактед и колоды построены по одному принципу.
Ну вот сравнивают теплое с мягким. Играть МТГ на кухне с жаной нереально уже потому, что
1. В МТГ есть соревновательность-то есть, надо докупать наборы и пр., а это порой влом.
2. Малая реиграбельность. Собранные колоды, если мы исключаем пункт первый, быстро приедаются. Тогдкак тот же Доминион можно играть очень по разному.
3. Задр… особое внимание к декбилдингу за деньги
Микроменеджмент в МТГ решается парой д20 и 5-8 д6, ну и МТГ-шными же токенами (картами!). Вам ли не знать.
ДА(!), карточки МТГ стоят в полтора раза дороже ЖКИ-шных, но и отдачи от потраченных денег на бустера МТГ будет больше (особенно если правильно распоряжаться теми картами, которые не идут в колоду) чем от ЖКИ-шных паков на ту же сумму.
Зато в МТГ нет никому не нужных player board’ов (за которые тоже платит игрок) или пластиковых прибамбасов (как в ЖКИ игра престолов).
Я пробовал только три из пяти ЖКИ — ИП, ВХ и ЗК, но меня «зацепила» только ИП, и то, только из-за возможности играть вчетвером (а Вы попробуйте собрать четверых фанов Песни льда и пламени в одном месте за одним столом))).
Из всех форматов МТГ наиболее интересным считаю лимитед форматы, когда игроки стартуют в одинаковых условиях, и только их навыки (и немного удачи Ж)) помогают им победить.
Все вышесказанное мое личное мнение, и только жизненный опыт в силе его изменить.
Под страхом смерти, забыл написать.