Мазайцы – свежий отечественный проект от творческого дуэта Евгения Масловского и Сергея Голубкина, а также примкнувшего к ним Павла Овчинникова. Игрушка основана на известном стихотворении Некрасова и предлагает игрокам ощутить себя в роли мазаев – рассекающих на лодках по болотам и рекам – спасателей зайчат.
Поставляется игра в небольшой коробке квадратной формы, внутри которой обнаруживаются три типа компонентов: квадратные «водяные» жетоны, из которых формируется игровое поле, круглы жетончики зайцев, а также фишки игроков, выполненные в виде картонных лодок с мазаями, вставляемых в пластиковые подставки. Иллюстрации в игре приличные. Все компоненты выполнены из картона, все вполне приятные. Твёрдая четвёрка, а был бы картон чуть толще, за исполнение можно было бы смело ставить «пять».
В начале партии на стол выкладываются квадратные жетоны, из них формируется поле размером 6 х 6 клеток. На некоторых жетонах указан символ зайца, на каждую такую клетку помещается жетон зайца. В центр поля выставляются лодки игроков. Вот и вся подготовка.
Правила игры незамысловаты. В свой ход игрок может подвинуть лодку и подобрать зайца, после чего удаляет с поля один из квадратов и выставляет на его место новый. Сначала выполняется перемещение, в этой части хода игрок может совершить два действия (можно меньше). Действие — это перемещение лодки вперед на одну клетку. Ходить можно либо строго прямо, либо на одну клетку вперед по диагонали, при этом направление движения лодки (куда "смотрит" нос — это важно) не изменяется. Также за одно действие можно повернуть лодку на 90 градусов. Подбор зайцев действием не считается, тащить их в лодку можно в любой момент, до, после, или во время перемещения. Однако всего в лодке можно везти только четыре ушастых жетона. И, чтобы освободить место для новой партии, придется прибегнуть к действию "выгрузка". Его можно выполнить только когда лодка находится у края игрового поля. Жетоны зайцев имеют достоинство в 2, 3 и 4 очка. Понятное дело, охотиться выгоднее всего за "четверками".
После фазы перемещения игрок должен заменить одну карточку на поле. Нельзя заменять участки поля, на которых находятся лодки игроков, а также участки поля с зайцами. Любые другие — пожалуйста. Новый жетон может содержать символ зайца — в этом случае на него немедленно выкладывается круглый жетон, и уже в ход следующего игрока с этого участка поля можно кого-нибудь спасти. Карточка, которую нужно будет выложить на поле, известна заранее. На столе всегда лежат в открытую 4 такие карты, и берутся они строго по порядку. То есть вы в курсе какую карту нужно будет класть в ваш ход, а также знаете, какие участки поля введут в игру те, кто ходит после вас. Вот, собственно, и вся игра. Двигаем лодки, хватаем зайцев, меняем квадратные карточки, из которых складывается поле.
Далее переходим к особенностям. Во-первых, участки поля бывают очень разные. Есть "пустые" клетки, безо всяких особых свойств, по которым лодки просто плывут, и ничего не происходит. Есть заросли — непроходимые клетки, из которых на поле можно формировать целые стены. Бывают бревна, при попадании на такую карту ход игрока автоматически завершается. Есть карточки, двигающие по полю зайцев. Так, водоворот смещает всех соседних зайцев по часовой стрелке, а болото примагничивает все круглые жетоны и через ход утягивает их в трясину прочь из игры. Есть еще участки, влияющие на перемещение лодок: течения, сдвигающие плавсредство в указанном направлении, а также "воронка", примагничивающая все лодки с соседних клеток.
Таким образом, за счет разнообразия участков затопленной местности происходит изменение топографии игрового поля. Напомню, каждый ход один незанятый участок поля заменяется, на месте течений возникают болота, появляются воронки и водовороты и т.п. Кроме того, периодически из стопки новых участков вскрывается жетон Мазая. При его появлении на участках поля одного типа (какого именно — выбирает игрок, вскрывший Мазая) появляются новые зайцы, и охота за ними продолжается.
Партия длится определенное количество раундов (конец раунда ознаменует появление Мазая). При игре втроем и вчетвером правила рекомендуют отыгрывать три раунда, вдвоем стопка новых участков пролистывается всего один раз, а Мазай замешивается не в конец (как на 3 и 4 игроков), а в ее середину.
Есть и дополнительные варианты правил. Так, можно играть с возможностью воровства зайцев из чужих лодок; есть вариант брать на замену не очередную, а любую из четырех вскрытых новых квадратных карт; можно ввести ограничение на суммарное количество победных очков, умещающихся в лодку, а также можно ввести дополнительное правило, по которому зайцы иногда исчезают с поля. Кроме того, есть вариант игры парами, двое на двое.
Игра достаточно проста. Правила не вызывают затруднений, нужно всего лишь раз их прочесть. Концепция игры доступна для самых зеленых игроков. Все тут предельно понятно, вот болото, вот твоя лодка, вот зайцы. Плавай, да собирай их. И, по возможности, тех, что приносят больше очков. Ну и смотри, что за новые участки поля приходят тебе в руку. Появилось какое-нибудь болото — подсунь его противнику, чтобы тому пришлось плыть в обход. Возник чистый новый участок с зайцами — клади его поближе к себе, авось выпадет четверка или хотя бы тройка. Накопил в лодке четыре жетона — греби к краю поля, пора их выгружать. На самих компонентах никакого текста нет, единственная сложность – уяснить значения всех тайлов (водоворот, воронка, бревно и т.п.). Но и это не так уж тяжело, за одну партию всё вполне усваивается.
Все настолько просто, что с моей точки зрения даже слишком. Игра кажется очевидной, очевидной настолько, что оптимальные ходы просто просятся и бросаются в глаза. Видишь где больше четверок — плыви туда. По возможности не пересекайся с конкурентами. Ну и меньше топчись на месте, враги-то не дремлют. Из-за этого к Мазайцам я равнодушен. Скажу даже больше, игра мне не понравилась.
Мне кажется, что здесь не нужно ничего решать, хотя правила вроде как предлагают аж три типа решений. Первое — это куда ты плывешь. Второе — куда кладешь новый участок поля (и иногда — как именно его располагаешь). Третье — куда выкладывать новых зайцев при появлении Мазая. Вот только к сожалению все эти решения не оставляют достаточно простора, чтобы привлечь к игре мой интерес. Что касается перемещения, тут я уже отметил — оно очевидно. Плыви куда плывешь, а если заяц вдруг исчез или его стащил соперник, поворачивайся в сторону ближайшего вакантного круглого жетона. В отношении новых тайлов тоже достаточно прямолинейно. Если есть какая-то польза о того, что ты положишь новый участок поля поближе к себе — клади. Если нет — подкинь его кому-нибудь из соперников. Ну а третий тип решений — куда положить новых зайцев, вообще, принимается максимум дважды за игру, так что такое решение встанет даже не перед каждым игроком. Хотя оно, на мой взгляд, потенциально самое интересное.
В Мазайцах ведь как устроено — есть модульное поле, которое постоянно изменяется, плюс перемещение фишек. Для меня такой подход в настолках не редкость. Можно привести параллели с Neuroshima Hex!, Quorridor, да даже вспомнить старенький aMAZEing Labyrinth. Только во всех этих играх в отличие от Мазайцев каждый ход ситуация на поле меняется значительно сильнее и требует повторного, пусть и не всегда глубокого, но анализа. Здесь же решения на мой взгляд либо очевидны, либо не приводят к серьезным изменениям. И в том и в другом случае получаются эдакие "псевдо-решения", когда ты вроде что-то делаешь, но на самом деле они либо очевидны, либо не влияют на игровую ситуацию. Другими словами, получается, не ты играешь в игру, а игра играет тобой.
Скорее всего, моя неывсокая оценка Мазайцев обусловлена тем, что эта игра скорее детская. Там, ведь, как, важен скорее не процесс, а результат. Детей можно увлечь практически любой забавой. Скажешь — перекладывать кубики из одной кучи в другую, и нормально. Скажешь плавать по болоту и собирать зайцев — тоже пойдет. Я же очень ценю в играх именно значимые решения. А они в Мазайцах в дефиците, и отсюда вытекает главное ощущение, которое я испытываю за игрой – скука.
Масла в огонь добавляет длительность игрового процесса. Заявлено, что на одного игрока нужно 10-15 минут. Это означает, что если сесть полным составом, вчетвером, партия будет длится 40-60 минут. Для такой игры как Мазайцы — это долговато. Нельзя растягивать столь ненасыщенный игровой процесс на такое длительное время.
И ладно бы это были только мои личные впечатления. В нашей небольшой игровой ячейке Мазайцев опробовали человек шесть или семь, и никто не высказался об игре положительно. На мои уговоры сесть и сыграть (мне же нужно было нормально опробовать игру перед тем, как готовить обзор) людей удалось собрать чуть ли не пинками. Особенно сильно упирались те, кто уже имел опыт знакомства с Мазайцами. Настольщики со стажем, которых я усадил за стол впервые, потеряли к игре интерес буквально через пару ходов. Такой атмосферы всеобщего уныния за новой настолкой я не припомню уже очень давно. Пожалуй, последний случай — это когда мы играли в 011. Есть шанс, что игра чуть преображается, если использовать дополнительные правила. Но, положив руку на сердце, скажу честно — еще раз садиться за Мазайцев нет совершенно никакого желания.
Некоторые вопросы вызывает текст правил игры. Некоторые моменты не совсем понятны, а отдельные формулировки так и просят уточнения. Например,
"Выгружать жетоны зайцев (действие Г) можно в любом количестве — хоть одного. Жетоны выгруженных зайцев переворачиваются и лежат перед игроком лицом вниз до подсчета очков. Любое перемещение (движение или поворот) в этот ход отсутствует".
Как мне кажется, можно было бы написать более понятно. И заодно выкинуть возможность выгружать любое количество зайцев (это очередной пример псевдорешения, которое не оказывает никакого влияния на игровую ситуацию). По факту всегда выгоднее иметь пустую лодку, так ты можешь загрузить больше зайчатины, а если используются продвинутые правила, то противнику нечего у тебя украсть. Поэтому я бы написал, например, так:
"При выгрузке (действие Г) выгружаются все зайцы. Жетоны выгруженных зайцев переворачиваются и лежат перед игроков лицом вниз до подсчета очков. Перемещать и поворачивать лодку после выгрузки зайцев нельзя."
Не совсем понятно как работает водоворот на краю поля. Все соседние зайцы должны смещаться по часовой стрелке, но некоторым смещаться некуда — вместо соседней карты у нас край игрового поля. Они остаются на месте, или-таки перемещаются на очередную свободную карту с другой стороны водоворота?
Есть еще мелкая претензия к компонентам. Жетоны зайцев достаточно велики по сравнению с участками поля и, когда на одном участке лежит жетон зайца и стоит лодка игрока, не всегда видно, какая цифра указана на жетоне.
Возвращаясь непосредственно к игре нужно отметить, что, по моему мнению, интереснее всего играть в Мазайцев максимальным составом, когда на поле оказываются сразу четыре лодки. Вдвоём, боюсь, будет слишком просторно, из-за чего отпадает один из уровней взаимодействия – «кто за каким зайцем собрался» и остаётся лишь косвенное влияние на соперника путём выкладывания на поле новых тайлов.
Относительно роли случая – она здесь присутствует. Каждый раз при выкладывании на поле нового зайца нужно держать кулачки, чтобы тебе выпадали «четвёрки», а противнику – «двойки». Разница составляет ровно в два раза. Представляете, например, за n действий можно собрать зайцев либо на 8, либо на 16 очков.
Подводя итоги отмечу, что как настольная игра Мазайцы мне неинтересна. Детские игры я оценивать не имею, а она, судя по всему, именно из таких. Опытным настольщикам не рекомендую пробовать. Слишком уж все здесь просто. Приличную игру делают не качественные компоненты и не хорошие иллюстрации, а насыщенный и интересный игровой процесс. И именно этого, ключевого компонента, и не хватает Мазайцам.
Люблю Юрины отчёты за прямоту и честные выводы. Несмотря на политически корректную критику компонентов и механики, понятно что игра провальная и покупать её не надо. Спасибо за честные вводы, а то кругом одна реклама. Хотел своему киндеру купить, но прочитав рецензию понял, что ну его нафиг. Согласен — игровой процесс важен, а картиночки — обычная замануха.
Спасибо, так держать с отчётами!
@Slonotop
Отличный вывод. Примерно, как в соседней новости про Барабашку 🙂
Т.е. то, что Юра честно написал — игра для детей, а он такие оценивать не умеет — этот главный вывод пропущен мимо ушей. Хорошо читаем обзоры. Особенно с учетом того, что Вы ее киндеру купить собирались.
На самом деле хорошая, простая, красивая игрушка для детей, и если хочется расслабится перед чем-то серьезным.
Ура у пожарных из Flash Point и пиратов из Шакала появились общие дети, тьфу-ты то бишь зайцы (Мазафайцы). Ну не знаю чем здесь можно привлечь моего 6-ти летнего сына, он играет в Регату, Колонизаторов Джуниор, Дракончиков и Сырный замок. Лучше бы игра была дороже, но зайцы в виде мелких миниатюр, ребенок не хуже хадкорного варгеймера, любит красивые миниатюрки даже если совсем маленькие. Мы в дракончиках Динозавров используем расскрашенных.
@azazel
Я уверен, что Вам необходимо внимательно прочесть ещё раз текст. Процитирую:
«Такой атмосферы всеобщего уныния за новой настолкой я не припомню уже очень давно.»
Отличный способ уныло расслабиться перед серьёзной игрой 🙂
Я как раз прекрасно понимаю, что Юра все шероховатости сгладил исключительно в качестве реверанса друзьям — разработчикам, приславшим игру. А мой ответ по играм совпадает с ответом NewMethod — моему 7-ми летнему сыну подобное «путешествие» по тайлам будет абсолютно неинтересно.
судя по правилам игра хорошая, особенно для детей, есть только что то типа совета, в игре важно направление лодки, но по моему для детей это достаточно сложное правило, тем более что лодки представлены как картонки у которых понять где перед где зад можно только вглядевшись в картинку, это сильно напрягает даже взрослого если фишка стоит вдоль линии взгляда, графика приятная.
По поводу фишек, правильно сделали что всё картонное, кому нужно пусть покупают что то подходящее в магазине игрушек. Дешевле выйдет. Я бы посоветовал избавится от коробки и продавать игру запечатанную в прозрачный конверт. Как это выглядит можно посмотреть например в Ашане в отделе игрушек, стоимость такой игры не больше сотни, понятно что у вас возможно компонентов побольше и тираж поменьше, но всё же подозреваю что коробка обходится дороже чем все компоненты игры, да и складировать и транспортировать будет выгоднее.
посмотрел в интернете сколько стоит игра 790р, мля, кому я всё это писал…
@DedoK
Ща по-моему ценник за любые игры в полной коробке (не формата колоды карт) ниже 690 р не падает.
@azazel
Товарищ в первом посте все верно написал. По вашему игры для детей априори не могут быть скучными и тупыми? Могут, и мазайцы реально скучная игра даже для детей.
За нее жалко 200 рублей, не то что 800 отдавать.
Утверждение основано на личном опыте, или как обычно — «не читал, но осуждаю»?
А про цену, см. мой ответ @DedoK.
@azazel
я покупал сынишке игру про человека паука, кинь двинь за 172р, мало того что бренд, да и сама коробка не маленькая 40*30 примерно сантиметров, содержание поле кубики фишки аля воткни в пластмассу, напечатано хорошо, но сам картон конечно не айс, но мля это 172р!
@DedoK
Вопрос с каких мохнатых времен эта коробка лежала в магазине? + скорее всего это продукция «остатков» советского игропрома (а-ля завод «Огонек»). Сами ведь про качество картона написали. Такие «динозавры» уходят в прошлое. Но тенденции современного ценообразования и меня не радуют.
@azazel
Человек паук с советских времён??? не , свежак.
http://www.e5.ru/image/big/79/93/russkiy-stil-geroi-marvel-otvajnyie-geroi-art-03691_6049379.jpg
Тем более в Ашане брал, там не лицензированных, брендовых товаров не встречал.
@DedoK
Я не имел ввиду, что игра лежит с советских времен 🙂 Я про фабрики игрушек, оставшиеся с советских времен. Которые такие игры выпускают. Судя по дате создания данной фирмы (92 г.) это именно такой случай — скупленные по дешевке в лихие 90-е советские фабрики. Они же пишут — у них 4 своих фабрики. Могут себе позволить делать такие цены. А наши «ведующие» игроделы своих фабрик, насколько я знаю, не имеют и печатают на стороне. Отсюда и цены значительно выше. + конечно, качество компонентов все же другое.
@Slonotop
Я так понимаю, каждый прочел в этом обзоре то, что хотел прочесть. Вы сомневались, и нашли оправдание своим сомнениям. Я как игравший в игру, с Юрой не согласен в такой оценке. Юра вон WoT расхваливал, а у нас в компании она полное недоумение и уныние вызвала. На вкус и цвет, как говорится.
@azazel
«Я как игравший в игру, с Юрой не согласен в такой оценке. Юра вон WoT расхваливал, а у нас в компании она полное недоумение и уныние вызвала. На вкус и цвет, как говорится»
Вообще то судя по обзору с Юрой согласны еще с десяток человек которых он кое как уговорил сесть по второму разу. Что то вы все на Юрином мнении зациклились.
Я свое мнение по личному опыту излагаю, опробовал с дочерью в клубе. Совершенно не понял чем эта игра от обычного кинь двинь отличается, никаких усилий для мозгов. Например у нас есть игра «Эй это моя рыба», так там несмотря на похожий принцип все гораздо динамичнее, есть стратегия отрезания соперника на отдельных льдинах и тд, а главное время партии минут 10, тут же часовая тягомотина .
Что касается цены то ценообразование исходя из размеров коробки я не приветствую, скоро плюнут в коробку и тоже будут за 800 рублей продавать.
Цена должна быть близка потребительской аудитории, а игры для той аудитории, на которую расчитана эта шняга стоят рублей 100-300, не более.
Ничего материалозатратного там нет, куча картона.
Печально это слышать как художнику этой игр, но критика есть критика.
@Дмитрий Капустин
По поводу цены — большую часть цены это банальная печать компонентов и сами материалы. Вряди кто может дешевле напечатать, если только сумашедшим тиражом. Даже детская книжка на пружинке с парой десятков картонных страниц отпечатанная в Китае будет стоить примерно столько же.
По поводу цены — большую часть цены это это банальная печать компонентов и сами материалы. Даже обычная детская книжка на пружинке с парой десятков плотных страниц отпечатанная в Китае будет стоить примерно столько же. Цену можно снизить за счет сумасшедшего тиража.
@Дмитрий Капустин
да ладно про цену рассказывать, посмотрите как продают «кинь двинь»-и не дороже 100р есть игры с коробочками небольшими тоже меньше сотни,
купил про грузовики (92р), правила отвратительные, так там три маленькие машинки и поле и даже кубик не стандартный помимо обыкновенного.
http://soven-ok.ru/uploadedFiles/eshopimages/big/gonki_v_peskah.jpeg
заказывать тогда у китайцев нужно если печатать самим дорого. Вообщем зайцев походу будут играть только коллекционеры-ценители.
azazel -несмотря на примитивизм, игра про человека паука ценой в 25 процентов от деда мозая на полках не залёживается однозначно (дата изготовления январь 2012,фирма «русский стиль» покупал летом )
http://www.e5.ru/image/big/79/93/russkiy-stil-geroi-marvel-otvajnyie-geroi-art-03691_6049379.jpg
поинтересуйтесь у них что ли как они печатают.
ещё вот что интересно, напечатать лист А4 в еденичном экземпляре качество ФОТОГРАФИИ и плотность фотобумаги, стоит 20 рублей, правда отдают на следующий день после заказа. Вот взять этого Мазая, на сколько он листов А4 потянет? Ладно, пустой разговор.
На Бумстаркере дед мазай тоже уверенно набрал 55 000р набрал ) за 100р людям предлагали » Мне просто нравится проект, вознаграждение мне не нужно.» Вы бы им ПДФ что ли выслали бы.
@DedoK Не берите это так близко к сердцу, новый год впереди все будет хорошо! 🙂 Для вас обязательно найдется интересная, стоящая игра именно под ваш вкус и кошелек.
К оформлению никаких претензий, у меня по крайней мере, очень красиво и на мой взгляд для детской аудитории подходит в самый раз, здесь критикуют скуку к коей вы отношение не имеете.
Подпишусь под каждым абзацем Юры, но хоронить игру заживо считаю преждевременно. В нашей компании столкнулись тоже и с кривыми правилами, и с непонятными ситуациями в игре (их озвучил Юра), но за две-три партии мы выплыли на домашних правилах. Мы играем теперь по сути в кооператив, когда зайцев собираем в общую «копилку», а каждую игру усложняем (в прошлый раз спасли 37 штук, например, а в следующей должны минимум 38 и тд.). Также мы отменили трату действий на развороты лодок и упразднили перемещения — теперь перемещаемся на диагональные тайлы на ровне со смежными. Получилось не идеально, но динамичнее.
Опять же хочется повторить, что нужно учитывать аудиторию игры. Если ребенку подать не голую игру, а придумать с ним на месте целую историю про Ивана Саввича Мазайхина, то может получиться очень даже интересно. Здесь простор для собственного творчества.
P.S.
Контраст впечатлений:
Порадовало качество, сломал мозг о правила, допилил напильником и вышло на «сойдет».
Т.е. игры теперь xfcnj такие, что после их покупки — нужно их доделывать ^_~
Не залеживается на полках — это когда тираж «игры престолов» пришел весной, а к лету его весь распродали, и к осени следующий заказали, привезли и почти сразу опять весь распродали. А когда игру напечатали в январе 12 и она еще летом 13 лежит — это даже не нормальные, а так себе продажи.
Как они печатают, могу себе представить — на заре своей «карьеры» по роду деятельности пришлось около года поработать на фабрике настольно-печатных игрушек.
Вы не путайте — печать А4 даже на плотной фотобумаге и двусторонняя печать с вырубкой на картоне с изготовлением и печатью упаковки. Цена отличается почти в разы. Это я узнавал, когда пнп себе делал. На заметку — если делать пнп базы доминиона по «фабричным» стандартам (двусторонняя печать на картоне, с ламинацией и резкой (даже не вырубкой) карт), то цена будет в районе 1000р Почитайте, как люди себе пнп делают — дороже оригиналов получается. Только не забывайте, что кроме печати еще есть работа художника, редактора, верстальщика. Да и маржа типографии поболее будет, т.к. я уже писал — в отличии от Русского стиля и подобных компаний, у наших игроделов нет своих типографий. У этой игры себестоимость получается больше 200р.
@azazel
я не знаю что да как,я вижу игры по нормальной стоимости и с качеством которое достаточно что бы играть, но с ужасными правилами.
Кстати, я, сколько ни всматривался в фотки, так и не смог.
На днях открыли на игротеке. Правили очень тяжело написаны, начали играть и бросили. Согласен игра простая тем хуже выглядит качество написания правил.