Коробка с Мистериумом, попавшая ко мне в руки на прошлых выходных, недолго лежала без дела. Уже в среду мы с ребятами собрались компанией из четырёх человек специально чтобы её опробовать. Я даже заранее прочитал правила и в одно лицо разложил игру так, как это положено делать. Прикинул, что тут и как, как делаются ходы, какова цель игроков, а после убрал всё в коробку до встречи с друзьями. И, вот, мы сидим за столом вчетвером (2М и 2Ж) и начинаем свою первую партию.
Предыстория
По легенде Мистериума действие игры разворачивается в древнем особняке, где живёт призрак. Когда-то здесь был убит человек, и по ложному обвинению наказание за это понёс бывший владелец здания. Его дух остался неупокоённым, он мечется между жизнью и смертью и жаждет открыть людям тайну, назвать истинного виновника. К счастью, нынешний хозяин дома разгадал намерения привидения и пригласил к себе группу медиумов, способных входить в контакт с потусторонним миром. Этим экстрасенсам предстоит вычислить убийцу, на которого им будет указывать призрак.
Мистериум рассчитан на компанию от 2 до 7 человек, один из которых всегда будет выступать в роли ведущего-призрака, а все остальные участники игры станут экстрасенсами. Перед призраком в игре стоит задача указать экстрасенсам на убийцу, а экстрасенсы, соответственно, должны воспринять посылаемые духом сигналы и верно их интерпретировать.
Компоненты
Первое, что приходит в голову, когда открываешь коробку с Мистериумом — это возглас: "Ух-ты!". Внутри солидной коробки всё устроено как в лучших домах Европы. Красивый буклет с правилами, замечательный органайзер, предусматривающий отдельные ложементы для всех игровых компонентов. Впечатляющие хрустальные шары, которыми экстрасенсы будут помечать свои гипотезы, оригинально оформленный счётчик ходов, большие жетоны из плотного картона, и, наконец, прекрасные игровые карты большого ("дикситовского") формата и маленького ("мини-европейского"). На ощупь всё очень здорово и приятно. Особенно стоит отметить карты, выполненные с тиснением. Текстура "лён" — это нечастный гость в наших палестинах и всегда очень приятный сюрприз.
С точки зрения качества исполнения Мистериум выше всяких похвал. Не подкачали ни материалы, ни цветовая гамма, ни художественная часть. В игре есть несколько колод: персонажи, локации, предметы, а также сны со всякими фантастическими рисунками. Персонажи и локации прорисованы весьма тщательно с большим вниманием к деталям. Предметы нарочито сделаны несколько упрощённо, а вот колода снов — это что-то с чем-то. Ребята в нашей компании с удовольствием рассматривали местные абстрактные рисунки на картах, отмечая, что те ничем не хуже, чем в Диксите.
Подготовка к сеансу спиритизма
Партия в Мистериум начинается с определения уровня сложности. Игра предлагает четыре варианта, отличающиеся количеством подозреваемых, возможных локаций и предметов. Чем их больше, тем сложнее сыщикам-экстрасесам будет угадать что именно имеет в виду призрак. Поэтому со страниц правил авторы игры советуют начинать первые партии с самого лёгкого уровня.
Итак, с уровнем сложности определились. Затем на стол выкладываются карты персонажей, локаций и предметов. Их количество зависит, как уже было сказано, от выбранной сложности, а также от количества людей за столом. Например, мы играли вчевером на лёгком уровне сложности и на столе было по 6 персонажей, локаций и предметов. При повышении уровня сложности количество карт каждого вида увеличивается на 1. Например, если бы мы выбрали самый сложный уровень на четверых, на столе было бы по 9 карт каждого вида.
Эти самые предметы, локации и персонажи выкладываются из колод сыщиков. В коробке есть ещё точно такие же карты, относящиеся к колоде призрака. Он выбирает из своей колоды дубликаты карт, лежащих на столе и в случайном порядке формирует из них комплекты-"тройки": персонаж-локация-предмет, по одному комплекту на каждого экстрасенса. После того, как наборы сформированы, призрак кладёт на каждый набор по цветному жетону, чтобы отметить к кому из сыщиков относится тот или иной комплект.
В ходе партии игрокам предстоит сначала выяснить кто был в особняке в день убийства, где эти люди находились и с какими предметами взаимодействовали. Для этого нужно разгадать все шесть комплектов, созданных призраком на этапе подготовки. Делается это поэтапно, сначала всегда угадывается персонаж, потом — локация, затем — предмет.
Игровой процесс
Главная роль в игре отводится призраку. Каждый ход он делает всяческие намёки экстрасенсам, указывая на какого-то конкретного персонажа, локацию или предмет. Это делается с помощью карт снов, которыми располагает призрак.
В начале хода призрак в открытую выкладывает перед каждым игроком одну или несколько карт. Это должна быть карта (или карты), ассоциирующиеся с персонажем в комплекте этого игрока. Например, Вася играем зелёным цветом, а в зелёном комплекте у призрака рыбак, библиотека и паук. В первый ход призрак должен указать Васе на рыбака. Для этого можно сыграть, например, карточку, где есть рыба, удочка или водоём. А лучше — три сразу, чтобы сыщик понял, что речь идёт о воде и существах, которые в ней водятся и провёл параллели с доступными персонажами.
Выложив карты перед каким-либо игроком, призрак добирает из колоды в руку до семи, после чего выкладывает карты перед другим игроком и так далее, пока не "обилетит" всех. При этом не все карты могут указывать на цель так же явно, как в приведённом выше случае с рыбаком. Например, дать наводку на художника может быть чуть сложнее, а на няню — проще. И, опять же, многое зависит от того, какие карты на руках у призрака.
Как только карты выложены перед всеми сыщиками, наступает время догадок. Игроки по отдельности и сообща ломают голову над посланными призраками видениями и пытаются угадать, кого же имел в виду дух. Сформировав какую-либо догадку, игрок ставит свой хрустальный шар на выбранного персонажа на столе. И, когда будут выставлены все шары, в действие снова вступает призрак. Он объявляет, кто из игроков угадал, а кто — нет.
Угадавшие сбрасывают полученные карты снов и в следующем ходу будут получать намёк на локацию, а угадав её — на предмет. Не угадавшие осталяют карты снов перед собой и снова будут пытаться угадать персонажа, локацию или предмет, на котором споткнулись.
Как только будут вычислены все персонажи, локации и предметы, игра вступает в заключительную фазу. Один из угаданных персонажей — истинный убийца и вычислить его должны все игроки совместно. Призрак выкладывает на стол все угаданные "комплекты" и выбирает один из них. Затем он выбирает с руки выкладывает на стол три карты, относящиеся к выбранному комплекту. Одна из карт должна указывать на персонажа, вторая — на локацию, третья — на предмет. Но чтобы сыщикам было неочевидно какая карта к чему относится, призрак их сначала перемешивает эти три карты и вскрывает их в случайном порядке.
Игроки смотрят на три вскрытые карты и должны угадать к какому они относятся комплекту. Придя к какому-то мнению они выставляют хрустальные шары на комплекты. Затем призрак объявляет, действительно ли он загадал комплект, набравший наибольшее число "голосов" в виде хрустальных шаров. Если догадка верна, все игроки (включая призрака) выигрывают. Если нет — этот комплект отбраковывается и сыщики выбирают один из оставшихся. При этом счётчик ходов сдвигается на единицу, так что простым перебором победить не так-то просто, ведь в конце седьмого хода игра автоматически завершается поражением всех игроков.
Впечатления
Ещё до знакомства с игрой я слышал, что Мистериум — это смесь из Клюэдо и Диксита. В общем-то, так оно и есть. Из старенькой детективной игры тут имеется комбинация, отвечающая на вопросы: "Кто?", "Где?" и "Чем?". Из Диксита — ассоциативная механика, когда один игрок что-то загадывает, а другие должны догадаться что именно, используя для этого карты-подсказки с абстрактными рисунками.
С точки зрения игрового процесса, Диксит, всё-таки, ближе. Ведь каждый ход в Мистериуме нужно заниматься именно угадыванием. Только если в Диксите полёт фантазии игрока был ничем не ограничен — загадываешь себе что угодно и подбираешь подходящую карту, в Мистериуме есть жёсткая привязка. На столе лежат конкретные герои, конкретные помещения и конкретные вещи, под которые призрак должен подобрать подходящие карты. А таковые есть далеко не всегда (впрочем, на этот случай правила позволяют духу иногда обновлять руку).
Несмотря на то, что Мистериум — игра полностью командная, и проиграть или победить тут можно только всем вместе, сыщики играют как бы не вместе с призраком. Он-то, с одной стороны, должен как можно прозрачнее намекать сыщикам на ключевые карты, а с другой — его задача ничем не выдать своих мыслей и намерений. В буквальном смысле — выдал всем карты и сидишь молча и с каменным лицом, никак не вмешиваясь в процесс догадок и обсуждений. Мне кажется это совсем несложно, но на всякий случай в правилах строго написано — если призрак подсказал сыщикам, игра немедленно завершается поражением.
А теперь самый тяжёлый момент. Вот, знаете, Мистериум все хвалят. И Максим Трофименко отметился, и Михаил Лойко, и Николай Фалецкий. А, вот, нам игра, так получилось, совершенно не понравилась.
Не секрет, что я не фанат компанейских настолок. Но в некоторые, мы, всё-таки играем. И для меня главный критерий хорошей игры для компании — она должна если и не ставить перед тобой интересный выбор, то хотя бы генерировать веселье и смешные ситуации. С этой задачей, к примеру, успешно справляется Privacy. Неплохо выходит у No Thanks! или у City of Horror. Но в Мистериуме мы, почему-то, не нашли ни того, ни другого.
Выбор призрака — "натянуть" карты в руке на те, что лежат в комплекте каждого сыщика. Подобрать что-нибудь, что может намекнуть на отгадку. У нас в роли призрака побывал я сам, а во второй партии — Максим Гнеушев. И ни мне, ни Максиму этот процесс — выдача карт сыщикам, не показался интересным. Как-то так выглядит, что это бинарная ситуация. Либо у тебя есть карта, которая однозначно указывает на цель, либо у тебя что-то донельзя фантасмагорическое, от чего игроки только сильнее запутываются. С точки зрения экстрасенсов получается примерно то же самое. Либо тебе с ходу ясно-понятно, что имел в виду призрак, либо ты просто гадаешь в надежде попасть пальцем в небо.
В финале второй партии у нас возникла ситуация, когда мы не могли чётко определить какой из двух наиболее вероятных комплектов имеет в виду призрак. Мы пробовали различные варианты толкования карт, но так и не пришли к общему знаменателю и, в итоге, прогадали. По идее, вероятно, это должна быть интересная игровая ситуация, возможность разнообразной интерпретации. Но, почему-то, это совсем неинтересно.
Что касается веселья, за всю игру у нас была парочка смешных ситуаций, но они связаны лишь с посторонними фантазиями, когда мы пытались придумать какую-то историю, глядя на отгаданные комплекты. Например: "няня спустилась к фонтану, увидела паука, упала от ужаса в обморок прямо в воду и утопла". Сам же игровой процесс не породил у нас за столом ни одного даже самого сдавленного смешка.
Нет, правда, мне самому сложно в это поверить, но нам было невероятно скучно. После первой партии мы даже предположили, что что-то напутали в правилах, допустили какую-то чудовищную ошибку, напрочь убивающую всю прелесть игры. Но, нет. Перелистали буклет, посмотрели даже видео от Алексея Зуйкова (хотели глянуть официальный ролик, на него на заглавной странице правил есть ссылка, но в интернете на этой страничке пока никакого видео нет, есть только пометка, скоро, мол, будет, ожидайте). В общем, правильно мы играли. А получилось неинтересно.
Резюме
Признак хорошей игры — в неё хочется сыграть сразу же, как только закончилась партия. У нас никто второй раз играть в Мистериум не хотел, но для уверенности отыграли её партию. Ощущения от игры не изменились. Ни одному из четырёх человек (включая меня) Мистериум совершенно не понравился. Из-за этого даже раздались ожидаемые вопросы. Как, мол, так, почему эта игра стоит 2000 рублей, если Диксит продают за 1600? И не случайно ли выбран формат карт, чтобы их можно было хотя бы использовать в том же Диксите, когда обнаружится, что в Мистериум ужасно скучно играть?
В общем, я не знаю что и думать. Получается, я в меньшинстве. Вон, игру все хвалят и даже на западе её уже собираются издавать. А мы от неё, не то, что не в восторге, вообще, никакой игры не увидели. Соревновательности ноль, а совместные угадывания сыщиками указаний призрака почему-то абсолютно неинтересны. При том, что Диксит я, хоть и не люблю, но готов разложить если подберётся подходящая компания. Может быть, это и не настольная игра вовсе? Может быть, это смежный продукт, рассчитанный исключительно на людей, которые раньше в настолки никогда не играли? Может быть, такие товарищи с удовольствием воспримут "угадайку с призраком"?
Пока что Мистериум для меня — никакая игра. Она очень красивая, в ней прекрасные компоненты, но игровой процесс вообще никуда не годится. Но я готов дать ей ещё шанс. Будем считать, что всё это — лишь первые впечатления. Завтра я планирую отыграть ещё пару партий и тогда уже будет финальный вердикт.
Ну, на вкус и цвет все фломастеры разные. =) У меня что в компании, что дома игру не отпускают до тех пор, пока каждый не отыграет призрака.
Согласен с тем, что именно веселья тут нет, антураж и механика к этому не располагают. Тут ощущения больше схожи с игрок «Пандемия», где все сидят над игровым столом и размышляют, чего и как.
Я всё жду, когда же мы приноровимся спокойно разгадывать сны, чтобы увеличить сложность. Но пока за более чем десяток партий всего 1 выигрыш.
ха, Пандемия! ха ха ха.
Спасибо Юрий, жму виртуальную руку.
«Получается, я в меньшинстве» — уверен, вы не один!
Патигеймы не для любителей карточных колонизаторов 😉
Упс. Вот меня тоже терзают смутные сомнения интересно ли это. А «пробовать» за 2 тыс. как-то не тянет. По цене все понятно — по составу Мистериум это не просто Диксит, а Диксит + доп.
Раньше в рунете были сплошь хвалебные отзывы, а реальные люди face2face пожимали плечами и говорили про игру «Ну так…»
Теперь вот явный негатив. Рискну предположить, что информационная волна от очарованных компонентами скоро схлынет и только потом можно будет что-то понять по отзывам.
Сыграл 11 партий в трех разных компаниях — вроде всем нравится. Особенно хорошо было на природе — играли под навесом, при свете лампы, в грозу. Призрак завывал, вращал глазами, топал ногами и стучал по обратной стороне столешницы в неожиданные моменты.
Обсуждение карт тоже веселое идет: «Ну вот же — тут круг, тут круг; здесь капкан — тут ножнцы; а вот тут… опять непонятно…». Как и последующий разбор полетов: «Погоди, то есть вот к этой карте ты дал нам подсказку свечу, потому что там вино и два бокала, это романтический ужин при свечах и, хотя свечи там нет, но она бы там не помешала?»
так что да — на вкус и цвет фломастеры разные.
Юра, меняй компанию, а то так и будешь в Зельеваренье играть, да Формулу D :))
Игра достойная, и хвалят её по делу.
А компоненты тут не причём, они такие, какими и должны быть, качественные.
@Vladimir
Странный совет. От перемены компании у человека поменяется вкус?
У меня такое-же чувство вызвала игра battlestar galactica пару лет назад))
от компании зависит фан от игры. я с Вовой согласен
@litvin
Если игра не понравилась, никакая компания ярых фанатов этой игры не поможет ее полюбить. У меня, например, так с Дикситом — игровая компания фанатеет, постоянно требует в нее играть. А меня за игру только силком засадить можно.
Так получилось, что я раз 30 играл в разных компаниях. Всегда на «ура!» с давайте еще раз, и еще раз…
Думаю, что от настроя человека, рассказывающего правила, зависит во многом как пойдет игра и пойдет ли вообще. Мне приходилось оказываться в ситуации «дали игру, надо сыграть, но если честно, не очень хочется».
Результат как правило «я был прав — зря потратили время».
Хотя после прочтения обзора пришла в голову мысль: «видать, не всегда был прав…»
Вот согласен с Юрой, играл только одну партию, -не мое. Задумка замечательная, исполнение на уровне, но мне играть было совсем не интересно, хотя в Диксит играл довольно много.
На настолкемпе, мы раз пять садились играть, меняли шамана, играли играли…. и не разу не выиграли! В нее вообще можно выиграть?
сорри призрака
Черт, теперь я просто должен сыграть в это дерьмо! Откуда столько противоречивых отзывов? По уровню противоположности мнений прямо новая «Эволюция»!
@Celsior
У меня винрейт 100% после 1 партии:)
Играла несколько раз с разными компаниями. Игра всем нравится в том числе и мне, хотя Диксит не очень люблю. Интересно быть и призраком и экстрасенсом.
Залезла в сеть, чтобы найти дополнение к игре и наткнулась на этот обзор. Мягко говоря, поражена. Не могла бы подумать, что игра может кому-то не понравиться. У нас подобрался коллектив семейных пар и нескоьких холостяков. Постоянно играем в самые разные игры: Колонизаторы, Дракула, Каркассон, Манчкин, Зелеваренье, Игра престолов, Активити и очень много менее известных игре. Они достаточно разнообразны, сложно сказать, что мы придерживаемся какой-то одной направленности. И обычно всегда есть кто-то, кому определенная игра не нравится. Но вот Мистериум завоевал сердца абсолютно всех! Это была как будто любовь с первого взгляда. И остановиться невозможно. Расходимся под утро, когда уже просто нет сил думать. Смех стоит непрекращающийся.
Играли разным составом, на всех уровнях. Выиграть ее абсолютно реально, но далеко не всегда и сильно зависит от призрака. Призраком жаждут побыть все участники, на эту роль занимают места и ждут ее с нетерпением :о)
Про качество исполнения говорить не буду. Оно отличное! Никак не ожидали от нашего производителя :о)
Что еще хочется сказать, в этой игре нет места злости, агрессии, обидам друг на друга, соперничеству. Тут все игроки сливаются в одно целое, фантазирующее, думающее, смеющееся. И в итоге масса позитивных эмоций.
Очень хотим дополнение, но его, похоже пока нет. Будем делать пока свои карточки, как вариант колоду карт таро используем.
И да, тут говорили о том, что восприятие игры зависит от компании. Это факт. Чем менее творческий и позитивный человек, тем скучнее ему будет играть, и с ним играть в том числе.
Подведу итог. Из нескольких десятков, заигранных нами до дыр, настольных игр, Мистериум — это первая игра, которая вызвала такой живой восторг и признание абсолютно всех игроков.
А почему всем так хочется убедить автора, что игра хороша? Почему она должна ВСЕМ нравится? @OlgaSH, «Чем менее творческий и позитивный человек, тем скучнее ему будет играть, и с ним играть в том числе.» — это уже вообще переход на личности и оскорбление. Я тоже могу сказать, что те, кому не нравится Клаустрофобия, просто не позитивные тупари. Но зачем? 🙂
Про игру — нормально на пару раз. Реиграбельность у нее не очень. Покупать ее точно не буду, но если в гостях кто-нибудь предложит сыграть, упираться тоже не стану.
У меня интерес к игре снижает тот факт, что убийцу выбирает ведущий на своё усмотрение и только на финальной стадии игры, то есть получается что большая часть времени тратится игроками на фарс, бессмысленное угадывание.
Сыграл уже неймоверное количество партий. Самая любимая игра.
@Олег
Очень рад за вас. Поди все дополнения уже изучили и перепробовали?