Супруги Юшины, также известные как Юшин и Нюсечка, в 10-й раз провели слёт любителей настольных игр, называющийся «Настолкэмпом». Раньше мне всё как-то не удавалось вырваться на это мероприятие, а теперь, получилось, чем я крайне доволен. Кэмп – это очень классно, здорово, только, к сожалению, очень быстро. Кажется, вот, только что всё начиналось, и уже пора уезжать. Теперь я понимаю более опытных «кэмпщиков», предупреждавших с первого дня: время тут летит просто стремительно.
Идея проста – в одном месте, на турбазе, географически примерно равноудалённой от Москвы, Питера и Архангельска, собираются настольщики, и играют, играют, играют… По сути примерно то же самое может сделать каждый у себя по месту жительства. Отличие кэмпа от любой подобной «выездной игротеки» – это повышенная концентрация. Тут банально больше времени (что-то я больше не слышал, чтобы кто-то устраивал игротеки длиной в 5 дней), больше игр (съезжается несколько десятков человек со всей России) и больше людей (70 человек). На кэмпе можно каждый день играть в кучу новых игр с разными людьми. А ещё тут до отвала кормят, есть пляж и можно вволю выспаться. Чем не рай для настольщика? В общем-то, так эти пять дней и пролетели. Встаёшь, топаешь на завтрак, играешь, делаешь перерыв на обед, играешь, потом перерыв на ужин, играешь, потом спать. И снова.
Бытовые условия были очень даже приличными. Кэмп проходил на турбазе, часть игроков жила в двухместных номерах, часть – в отдельно стоящих домиках (везде имеется душ и удобства). Тут же присутствует ресторан. Кормили нас трижды в день, до отвала, периодически можно было брать одну порцию на двоих, чтобы не лопнуть от переедания. Например, в один из дней на обед давали огромную тарелку гречки с тремя жареными куриными ногами, и ещё суп и салат. И всё это – порция на одного.
Территория базы очень красивая, природа, листва, отсыпанные галькой дорожки. Есть качели, мангалы. Из особенностей стоит отметить тот самый огромный шатёр, где проходила большая часть игрищ. У него есть небольшой минус – дощатый пол, причём доски уложены не ровно, а со щелями, иногда достигающими сантиметра в ширину. Это неочевидный минус, который проявлялся как только кто-то ронял со стола какую-нибудь фишку или карточку. Все тут же бросались под стол в надежде, что она не провалится в щель, откуда её уже не достать. Говорят, кто-то так уронил фигурку у края шатра, а потом отдирал снаружи доски и по-пластунски заползал в подполье в надежде разыскать пропавший компонент.
Прямо рядом с шатром – песчаный пляж. В воде огромный надувной батут, на котором могут одновременно прыгать человека четыре. Можно взять в прокат велосипед, катамаран, лодку, рыболовные снасти. Повсюду установлены забавные фигурки, вырезанные из дерева. А ещё на базе есть маленький прудик с «домом бобра» и клетка с зайцами, кроликами, совмещённая с курятником. Вообще, Дима (с Ipadstory.ru) снял отличный обзорный ролик, позволяющий взглянуть на территорию, где проходил кэмп.
Обзорная экскурсия по кэмпу
Собираясь на кэмп, я испытал привычную фобию: «а вдруг приеду, и будет не во что играть», но переборол себя и взял всего лишь 7 игрушек: Quartermaster General, A Few Acres of Snow, Chicago Express, Эволюцию (новое издание), Battle Line, Deep Sea Adventure и Mall of Horror. Это очень мало. Например, когда мы с местной компанией выбираемся куда-нибудь на денёк, я обычно тащу большую икеевскую сумку, набитую коробками. А тут на несколько дней и всего 7 позиций. Но, скажу сразу, не прогадал. Игр было очень много. Удалось поиграть почти во всё, что брал сам, а также пощупать кучу новых настолок.
Вообще, хороший вопрос – зачем ехать на кэмп? Подозреваю, что ответов может быть несколько. Как говорит Юшин, тут никто никого ни к чему не принуждает, каждый занимается чем хочет и развлекает себя как может. Кто-то едет, чтобы поиграть в новинки. Кто-то – чтобы познакомиться с новыми людьми. Кто-то – чтобы собраться с единомышленниками за мощной партией в какую-нибудь глобальную игрушку, в которую удаётся набрать компанию в лучшем случае раз в год. А есть и такие, кто почти ни во что и не играет, а просто отдыхает, загорает, курит кальян, бросается на песке металлическими шариками и наслаждается ничегонеделанием.
Я, например, планировал поиграть в собственные настолки (в частности, попробовать разными составами новую Эволюцию, собрать шестерых игроков за Chicago Express и, конечно же, провести несколько партий в Quartermaster General), а также освоить новинки, прицелился на Alien Frontiers, Food Chain Magnate, Alchemists и Blood Bowl. Забегая вперёд скажу, что почти все планы получилось реализовать. Галя безостановочно играть в настольные игры не была готова и поэтому загорала, читала, а иногда усаживалась вместе с нами за стол (когда раскладывали что-нибудь не сверх-сложное).
Каждый день проистекал примерно по одному и тому же сценарию. В 10.00 подъем. В 10.30 выход на завтрак. С 11.00 до 15.00 – четыре часа игр. С 15.00 до 15.30 обед. С 15.30 до 19.30 снова четыре часа игр. С 19.30 до 20.00 – ужин. И потом с 20.00 примерно до часу ночи снова настолки. Некоторые засиживались чуть ли не до утра, но для меня 12 часов настолок в день оказывалось вполне достаточно, чтобы валиться спасть без задних ног. Удивительная вещь, казалось бы, играй – не хочу, но только в последний вечер мы засиделись до третьего часа ночи, а до этого ложились по расписанию. И ещё стабильно через каждый четыре часа очень хотелось есть, хотя из столовой всегда выходили с набитым желудком. По всей видимости интенсивная доза настолок требовала немалой подпитки и активно сжигала калории. Я даже ради интереса по возвращении взвесился и обнаружил, что ни на грамм не пополнел, хотя в обычной жизни так плотно как на кэмпе не питаюсь.
Тут можно не только кушать самим, но и кого-нибудь подкормить
Собственно, помимо настолок рассказывать особо и не о чем. В основном мы играли, пару раз выбрались с территории базы в местные магазины за мороженым, разок пожарили шашлык, да ещё купались. Вот! Местный батут – классная штука, на нём здорово прыгать! В плане игр же всё было довольно просто. На кэмпе был огромный шатёр на несколько десятков человек, целый угол (несколько столов) был отведён под настольные игры. Подходишь туда, присматриваешь что-нибудь, находишь человека, который знает правила и просишь объяснить. Ну или ещё проще: берёшь игру, открываешь правила, читаешь их соседям по столу и начинаете играть. Правда, такой подход не застрахован от ошибок. Мы, например, подобным образом самостоятельно освоили командную игрушку про спасение негров от рабства Freedom: Underground Railroad, только немного ошиблись. В процессе игры нужно помогать рабам бежать с юга США в Канаду и почти за каждое перемещение полагаются деньги из игрового банка. Мы же их не получали, а сами платили. Впрочем, это не помешало получить от игры удовольствие.
Если говорить о кэмпе в целом, на мой взгляд не хватало каких-то общих мероприятий. В последний вечер, например, была игра «Угадай мелодию». Она собрала человек 20. Ещё в последний день сделали общую фотку. Вот подобных событий надо бы больше. А то некоторые, вообще, как приехали, так из своих домиков в общий лагерь и не выбирались, играли только в своей компании и в свои собственные игры. В отдельно взятом домике, например, без особого оглашения постоянно шёл турнир по Риичи, победителя даже потом полупублично награждали, о чём мы, играющие в шатре, узнали только услышав бурные аплодисменты откуда-то со стороны. В этом, конечно, нет ничего плохого, но, пользуясь случаем, было бы интересно познакомиться с энтузиастами настольного движения.
Заглянул одним глазком, что они там складывают их своих костяшек…
Опять же, не мне, новичку, приехавшему на кэмп впервые, указывать людям, которые собираются там в десятый раз, как правильно организовывать досуг, но мне хотелось бы большей вовлечённости в общие мероприятия. Чтобы было некое общее расписание с событиями, собирающими значительную часть участников. А то по факту на слёт собралось 70 человек, а мне удалось увидеть от силы половину. Стабильно же общались мы буквально с десятком, максимум полутора, игроков, с которыми регулярно пересекались в шатре. Подозреваю, это были такие же новички, которые ещё не засосало ни в одну постоянную компанию. А, то, может, если бы у нас была сплочённая группа человек на 5-7, возможно, и мы точно так же сидели бы в одном месте и играли бы только сами с собой, не глядя по сторонам.
Игра «Угадай мелодию» собрала большую компанию
Когда наступит время ехать на следующий кэмп (заметьте, не «если», а «когда»), я обязательно организую как минимум пару ивентов. В задумках – провести пару игр «Что? Где? Когда?», а также несколько заездов в Formula D, за которой можно собрать сразу много людей (может даже получится реализовать мою давнюю мечту и устроить по ней чемпионат). Ещё было бы прикольно разработать систему «достижений» и выдавать всем участникам список «заданий» наподобие «Сыграть с Юшиным», «Сыграть в 10 разных игр», «Сыграть в одну и ту же игру 3 раза подряд», чтобы люди постили это куда-нибудь с хэштегом #настолкэмп, а потом выдавать приз наиболее отличившимся.
Из тех относительно немногих людей, с которыми я более-менее познакомился (или хотя бы увидел) на кэмпе хочется в первую очередь отметить Диму с Олей (iPadstory.ru), с которыми нас поселили рядом в гостинице и с которыми в основном и играли. Львиная доля новинок была опробована именно в этой компании. Причём, у Димы была чёткая установка – первый раз играем в игру, чтобы в неё разобраться, второй – чтобы понять что она собой представляет в ситуации, когда уже не тыкаешься наугад, а совершаешь осмысленные ходы. Сыграл дважды – можно переходить к следующей.
Также на кэмпе мы часто оказывались за одним столом с Романом, владельцем питерского магазина «Лавка игр». Буквально с самой первой партии, когда мы «с колёс» сели за Eclipse, и до последнего дня, когда под закрытие раскладывали City of Horror. Роман показал себя искушенным манипулятором, старающимся выжать максимум из каждой игровой ситуации. Очень интересный опыт, у нас в компании подобных игроков не водится 🙂
Большой респект хочу выразить Михаилу Лойко, хардкорщику с человеческим лицом, который заранее составил ежедневное расписание и всё время стремился играть во что-то большое и сложное. Мишу можно было увидеть то за Eclipse, то за Virgin Queen, то за Star Wars: Rebellion, то за Cthulhu Wars, то ещё за чем-нибудь масштабным. Но при этом он прерывался и на другие, более простые игры, и, вообще, как-то постоянно был и в шатре, и в компании, не выпадая из общего круга общения, хотя мог бы спокойно уподобиться примеру самых отчаянных настольщиков, запереться в каком-нибудь дальнем домике и вообще оттуда не выходить.
Упоминая о любителях игр посложнее, нельзя не отметить Юну из Одинцово, которая несмотря на хрупкий и женственный внешний вид, отважилась на целую партию в Twilight Imperium 3rd Edition. Она и ещё четыре героя посвятили партии в эту мощнейшую настолку целый день.
Сумерки Империи, 3-й час игры, начало 2-го хода
Поначалу с ними хотел сесть и я, но в последний момент испугался и отказался. Не знаю, правильно ли я поступил, потому что не представляю даже, когда ещё подвернётся шанс сыграть в последнюю актуальную версию этой самой «Сумерки империи». Но зато было очень весело когда мы позавтракали, во что-то поиграли, потом пошли на обед, а в это время «сумеречная» компания хвалилась, что у них уже наступил второй ход.
Хочу сказать большое спасибо Михаилу из Финляндии, который уникален тем, что почти не видел игр на русском языке и рассказывал о том, как сложно найти товарищей по хобби по месту жительства. Михаил не жалея времени показывал нам новые игры и, в частности, убил целый вечер на то, чтобы продемонстрировать нам Alien Frontiers. Кроме того, часто он запросто подсаживался за наш стол, когда не хватало человека для полного состава в какую-нибудь игру, например, в Quartermaster General 🙂 Также благодаря ему я смог познакомиться с Food Chain Magnate. Побольше бы на кэмпе таких людей – отзывчивых, готовых всегда познакомить с новой игрой, показать и объяснить правила.
Не могу не отметить Аню из Москвы, на которую я смотрел первые пару дней, не понимая, где мог её раньше видеть. Лицо знакомое, а откуда – не помню.
Позже осознал, что она почему-то кажется сильно похожей на Саммер Глау из сериала «Хроники Сары Коннор». И, хотя при сопоставлении фотографий сходство может быть не столь очевидным, что-то общее в линии подбородка, глазах, овале лица есть. В какой-то момент я вспомнил, что в прошлом году Глау приезжала в Москву на Комик Кон и подумал, а что если на самом деле это была не Саммер, а Аня? 🙂
Ещё на кэмпе присутствовал Николай Пегасов. Пожалуй, самый именитый и известный отечественный российский разработчик настольных игр и по совместительству сотрудник издательства «Мир Хобби». Несмотря на свои регалии, Николай – крайне приятный и общительный человек. Мы сыграли с ним несколько партий в Codenames, в Imagine и «Соображарий» и остались очень довольны. Только вот мой совет, если кто-то будет играть с Пегасовым в придуманные им же настольные викторины (тот же «Соображарий», «Знаменитость» и т.п.), вводите домашнее правило: Николаю начисляется не по 1 очку за каждую карточку задания, а по 1 очку за каждые 3 карточки задания. Иначе он просто не оставляет никому шансов на победу 🙂
Ну и, конечно же, нельзя не отметить Юшиных. Алексея и Аню, благодаря которым и появилась традиция ездить на кэмпы. Как это не удивительно, ребята совсем не относятся к категории заядлых настольщиков. Нюсечку можно было увидеть несколько раз за столами с относительно несложными и компанейскими играми. Юшин, вообще, утверждал, что он приезжает на кэмпы отдыхать, а не играть, поэтому купается, ходит в баню, ест шашлык, курит кальян и просто получает удовольствие, будучи «членом гедонистических войск». Правда, разок я его всё-таки поймал за игрой в Codenames! Ребята, спасибо вам большое! Если бы не вы, никакого кэмпа не было бы.
Я выполнил на кэмпе свою программу-минимум. Сыграл несколько раз в «Эволюцию» и прямо там дописал её обзор, полным составом освоил Chicago Express, в отношении которой у меня теперь нет ни малейших сомнений – эта игра хорошая, куплена не зря. Также поиграл в Eclipse и City of Horror. Программа-максимум по освоению новых настолок реализована не полностью. Мне удалось познакомиться с Food Chain Magnate, Dark Moon, Deus, Room 25, но я так и не решился на партию в «Сумерки Империи», не попал за стол с Cthulhu Wars и не смог поиграть в Blood Bowl. И даже ни разу не попробовал сыграть в Риичи. Но, если честно, ничего страшного в этом нет. И за другими играми было интересно.
Лично мне пяти неполных дней оказалось мало. Как минимум на пару деньков ещё можно было бы задержаться. Поиграть ещё в какие-нибудь новинки, ещё немного покупаться, повторно разложить Eclipse, City of Horror, да те же Codenames. С другой стороны, может это и правильно, уезжать чуточку «голодным», ведь если что-то завершается когда всем хочется «ещё чуть-чуть», впечатления всегда лучше, чем если бы все разъехались только когда от настолок каждого уже начало бы воротить 🙂
Ну а теперь, если кто-то открыл этот материал в надежде прочитать во что я там играл – пришло ваше время 🙂 Всего на кэмпе получилось отыграть 36 партий в 26 разных игр. Среди них были как хорошо знакомые мне настолки (10 штук), так и новинки (16 штук).
Из «старых» игр мы сыграли вот во что (в скобках указано число партий):
- 7 Wonders: Duel (2);
- Augustus (1);
- Battle Line (2);
- Chicago Express (2);
- Codenames (4);
- City of Horror (1);
- Eclipse (1);
- Grizzled (1);
- Quartermaster General (3);
- Эволюция (2).
А вот мой список новинок:
- Above and Below (1);
- Alien Frontiers (1);
- Android: Mainframe (1);
- Arboterum (1);
- Bloody Inn (1);
- Dark Moon (1);
- Deep Sea Adventure (1);
- Deus (1);
- Fief France 1429 (1);
- Food Chain Magnate (1);
- Freedom: Underground Railways (1);
- Imagine (2);
- Istanbul (1);
- Room 25 (1);
- Viticulture (1);
- Соображарий (1);
Перед тем как перейти к рассказу о конкретных играх, отмечу один момент. Ещё на заре моего увлечения настолками я столкнулся с таким понятием как «даунтайм», или, попросту, долгое ожидание своего хода. Это началось практически сразу же, когда я купил свои первые две игры: «Колонизаторы» и «Сумерки Империи» (локализованную вторую редакцию). Партия в «Сумерки» могла запросто занять от 3 до 5 часов, ход каждого игрока длился достаточно долго, и, совершив какие-нибудь действия, приходилось ожидать пока снова наступит твоя очередь.
Позднее я столкнулся с этим же явлением и в других играх, в том же «Ужасе Аркхэма» или в World of Warcraft. The Boardgame и осознал, что даунтайм – это очень плохо. Даже писал об этом статью. Сейчас моё мнение не изменилось. Я очень люблю играть в настолки, а даунтайм – это самое ужасное, что бывает в играх. Потому что это самая ужасная ситуация: ты сидишь за столом, на нём разложена игра, а ты большую часть времени не играешь. Просто сидишь и ждёшь своего хода.
Даунтайм выглядит примерно так
Сейчас как-то проблема даунтайма для меня подзабылась и ушла в прошлое. Так получилось, что в последнее время мы играем в игры, в которых всё происходит быстро. Не успел походить, и снова твой ход. Это и в Ticket to Ride, где каждый отдельный ход делается довольно быстро, и 7 Wonders, где, вообще, все ходят одновременно, и даже в Quartermaster General и в Eclipse, где за столом могут собраться до 6 человек, а партия может длится несколько часов, каждый отдельный ход всё равно делается быстро.
Каково же было моё удивление, когда на кэмпе я вновь ощутил на себе то самое, позабытое ощущение: вот она перед тобой игра, а ты не играешь, а ждёшь свой ход.
Именно по этой причине я отказался от партии в Twilight Imperium. И по этому же критерию часть игр, которые, в общем-то, годные, я автоматически записал для себя в плохие. Потому что по моему внутреннему убеждению в игры с даунтаймом играть не следует, тем более, что в современных условиях на замен игре с даунтаймом всегда можно найти игру без него.
А теперь, наконец, переходим непосредственно к играм. Для начала я кратко пробегусь по тем, что мне уже были знакомы, а потом более подробно расскажу о новинках.
7 Wonders: Duel. Обе партии сыграли с Галей. Очень хорошая быстрая игрушка, наполненная решениями и интересными ходами. Пожалуй, лучше бы в качестве кандидата на двоих почаще раскладывать её, а не Поселенцев.
Галя радуется победе в 7 Wonders: Duel
Augustus. Простенькое лото с картами заданий и возможностью зарабатывать победные очки разными способами. По словам Гали – лучшая игра на кэмпе.
Battle Line. Отличный востребованный филлер, в неё периодически играли другие ребята. Я показал товарищам вариант на троих, сам сыграл ещё одну дуэльную партию и остался очень доволен. Как обычно, накал страстей не спадает до конца и исход партии определяется буквально в последних ходах.
Раскладываем Battle Line на троих
Chicago Express. Классная, простая и достаточно быстрая экономическая игра, в которую мне совершенно не удаётся выиграть. Обе партии продул с треском, причём, даже зелёным новичкам. Из-за этого интерес к игре только вырос, хочется научиться побеждать.
Chicago Express, половина игры уже позади
Codenames. Хит наших компанейских посиделок. Поставил на «кэмпе» личный рекорд, связав одним намёком «мелковато» сразу три слова: рак, конёк и икра. Увы, Дима, товарищ по команде угадал только одно – «ясли», в которые я и не целился (а надо бы). Позднее повторил достижение, загадав «игрушка, 3», после чего Николай Пегасов успешно вскрыл «амфибию», «пистолет» и «шоколад».
Кодовые имена, компанейский хит
City of Horror. Отличная игра на подкуп и уговоры с зомби-тематикой, которая незаслуженно редко появляется у нас на столе. Очень доволен партией, хотя все мои герои и погибли, не дождавшись прибытия спасительного вертолёта.
City of Horror, до рассвета доживут немногие
Eclipse. За неё мы сели впятером только-только заехав на кэмп. Партию безнадёжно проиграл из-за собственного недосмотра. Ушёл в развитие, но оставил неисследованным свой тайл I круга, и позволил вскрыть его сопернику и атаковать меня достаточно мощным флотом. После 6-го хода я оказался фактически уничтожен и далее только наблюдал как три других игрока несколько ходов подряд собирались вместе атаковать моего победителя, но при этом никто не решался напасть первым 🙂
В Eclipse меня (белые) основательно прижали
Grizzled. Очень приятная кооперативная игрушка. Сыграли в неё ожидая пока кто-то закончит партию во что-то более сложное, проиграли, но остались довольны.
Фотографии Grizzled нет, вместо неё – котик, такой же милый, как и сама игра
Quartermaster General. Три неплохие партии, из которых одну я категорически слил из-за совершенно никакой руки у немцев. Зато впервые увидел как Япония взяла Москву и даже дошла до Киева, получая очки, несмотря на за выжженную землю на Украине.
Quartermaster General. Невиданное! Японцы – в Москве.
Эволюция. Пара партий разным составом закрепили хорошее впечатление от новой версии игры. Единственный минус – на шестерых слишком много еды, на «водопое» валяется порядка 30 жетонов, но это не проблема. Надо либо попробовать строить больше жетонов, либо хоумрулить, например, удаляя 2 случайные карты еды каждый ход. Игра классная, хочу ещё партий, и даже начинаю задумываться, не сделать ли пнп пока не изданных в России дополнений и множества промо-карт.
А теперь переходим к новинкам.
Above and Below. Евро-игра о развитии деревни, в которой путем выставления работников нужно строить новые дома, добывать из них ресурсы, а также собирать из ресурсов наборы. Ничего примечательного если бы не одно «но» — работников можно ещё отправлять в подземелье, которое исследуется с помощью специальной книги сценариев. Каждый раз, когда кто-то отправляется под землю, из книги зачитывается вслух случайный абзац, игрок слушает про то, что он нашёл или кого увидел в пещерах, делает выбор, бросает кубики, а затем ведущий зачитывает что вышло: какие ресурсы удалось найти или получить.
Собственно, только этим моментом для меня игра и примечательна, причём, я бы сказал, что в данном случае механика рассказывания историй – это скорее минус. Подземные встречи не такие атмосферные и интересные, как, например, карты перекрёстков в Dead of Winter. А отсюда для меня ещё один минус – т.к. слушать чужие истории меня не забавляло, я ощущал тот самый пресловутый даунтайм. Из-за этого игра не понравилась. Обычное евро, к которой зачем-то приделали книгу-игру.
Above and Below, планшет игрока
Alien Frontiers. Космическая стратегия на кубиках. Эта игра давно висит у меня в вишлисте на BGG, и, вот, наконец-то довелось сыграть. Первое впечатление – всё невероятно красиво. Кубики, ракеты на счётчике очков, колонии для строительства на планете, научные вундервафли, всё это выглядит так, что остаётся только вздохнуть – в России с подобным качеством в ближайшее время вряд ли выпустят что-то подобное. А, между прочим, Alien Frontiers – это первая игра, поднявшая кучу денег на Кикстартере, с которой и пошёл весь настольный краундфандинг.
Основная механика та же, что и в Кингсбурге: в свой ход бросаем кубики и выставляем результаты на разные места поля, чтобы получать ресурсы или тратить их на строительство новых кубиков, создание колоний на планете или получение карт улучшений. Задача игрока – заработать как можно больше очков, которые начисляются в основном за строительство колоний и захват ими территорий (механика area control, надо чтобы в локациях на планете твоих планет было больше, чем у соперников).
Игра выглядит крайне привлекательно
Игрушка красивая, интересная, но ужасно долгая. Впятером партия затянулась на 3 часа, и даже со скидкой на то, что мы играли впервые, я бы не сел за Alien Frontiers повторно таким же составом. Максимум, втроём. Главное, в начале, когда у всех на руках всего по три кубика, всё идёт довольно бодро. Потом же все покупают 4-й, 5-й, 6-й куб тут-то и начинаются провисания.
Android: Mainframe. Абстрактная стратегия по типу «точек» или го. В свой ход разыгрываешь одну из общих доступных карт со стола и размещаешь на поле несколько палочек-стен, плюс можно поместить на поле одну из своих фишек. Задача – обвести свою фишку стенами, построив замкнутый «загон». В этом деле активно мешают противники, отбирая территорию своими фишками и вставляя палки (сорри за каламбур) в колёса.
Начинаем партию, поле пока пустое
Тематика тут абсолютно притянута за уши, по сути перед нами чистая абстракция. От полного просчёта игру спасает случайный выход карт из колоды плюс разовые карты уникальных возможностей на руках у каждого игрока. В целом – неплохая игрушка (у нас её могла бы локализовать «Звезда»), но лично меня не привлекла, хотя абстракты я обычно люблю.
Arboretum. Карточная игра на сбор комбинаций. Есть колода карт с несколькими мастями и картами достоинством от 1 до 8 в каждой. В свой ход нужно набрать две карты, одну сыграть и одну скинуть. Карты играются на стол: сбоку, снизу или сверху от сыгранных ранее карточек. Задача игрока — разложить перед собой карты таким образом, чтобы получились наборы.
Разноцветные абстрактные деревья
Набор — это несколько лежащих подряд карт, где каждая старше предыдущей. И он должен начинаться и заканчиваться картой одного цвета. Набор может быть горизонтальный, вертикальный, а также зигзагами (но не по диагонали). Игра длится до конца колоды, потом начисляются очки за наборы. Причём чтобы тебе засчитался набор какого-нибудь цвета, у тебя в руках должны остаться карты этого цвета, и чтобы их было больше, чем у любого другого игрока. На картах изображены разные породы деревьев, но по сути перед нами совершенный абстракт. Это почти что «Затерянные города» только с двухмерными комбинациями карт. Меня игра совершенно не зацепила.
Уже потом понял, что второй и третий ряды надо было собирать со смещением,
чтобы можно было считать наборы не только слева направо, но и сверху вниз
Bloody Inn. Наверное самая запоминающаяся игра кэмпа. Практически евростратегия, в которой – внимание – нужно убивать посетителей гостиницы и прятать трупы от полиции. Игрокам доступны несколько действий: возвести пристройку (в подвале которой можно будет прикопать тело), угробить постояльца, зарыть труп. После закапывания тела игрок получает содержимое карманов убитого – некое число монет.
Убивать постояльцев – это внезапно весело
Задача – заработать и накопить таким образом больше всех денег к концу партии. Механика ничего выдающегося не представляет, но тема определённо вытягивает. Игра показалась очень забавной, при случае сыграл бы пару партий как минимум. Возможно в нашей компании она могла бы прийти на смену Порт-Ройялю.
Dark Moon. Battlestar Galactica на кубиках. Командная игра, где нужно чинить общее имущество (станцию) и преодолевать кризисы, и при этом внутри команды есть предатель. Нам объясняли, что лучше всего играть всемером, и предателей в этом случае аж два.
Игровой процесс крутится вокруг несложной механики: у игрока есть ширма, за ней нужно бросать кубики, а после предъявлять окружающим что выпало. Но не на всех кубиках, а только на некоторых. Предатели таким образом могут говорить «ни на одном ничего хорошего не выпало», отводя от себя подозрение, а честные игроки, наоборот, при неудачном броске волей-неволей вызывают к себе вопросы.
Наверное самое большое удовольствие Dark Moon должна доставлять обсуждениями и уговорами, а также уверениями друг друга в собственной честности, но в нашей конкретной партии ничего этого особо не проявилось, а без болтовни игра весьма суха. Кинул кубики, вскрыл результаты, передал ход дальше, и всё. Допускаю, что потенциал имеется, но чтобы его распознать нужно сыграть ещё, а прямо на кэмпе у меня такого желания не возникло.
Deep Sea Adventure. Простенькая настолка о водолазах, ныряющих за подводными сокровищами с субмарины. В неё мы играли ещё до кэмпа, но внезапно выяснилось, что как обычно произошла путаница с правилами. Оказывается, если ты решил подняться на поверхность, это происходит не автоматически, до лодки ещё нужно доплыть, двигаясь в обратном направлении. Плюс когда ты несёшь сокровища, теряются очки движения, по одному за тайл.
Классный филлер Deep Sea Adventure
С этими правилами процесс получается крайне бодрый и, главное, напряжённый. Всё время приходится двигаться наперегонки со временем и пытаться успеть выскочить из воды пока не иссяк запас воздуха. Мне DSA очень понравилась, при ближайшей же оказии будем играть в неё ещё! Рекомендую!
Deus. Псевдоцивилизация на красивой карте и с построением карточного движка. Игроки должны зарабатывать очки, выстраивая на личном планшете комбинации карточек. Играя карту нужно занять своей фишкой одну из клеток на поле, при следующем строительстве такой же фишки у тебя срабатывают все ранее построенные карты этого типа.
В игре 6 цветов карт, что позволяет игрокам ударяться в разные специализации, набирать очки разными способами и конкурировать за разные типы территории. Игрушка наверняка понравится тем, кто любит строить карточные движки наподобие как в Race for the Galaxy. Плюс она очень красива внешне.
Мой планшет с комбами на синих картах торговли
У меня желания сыграть в неё повторно не возникло. Из всех подобных настолок я предпочитаю уже упомянутую RFTG. А ещё в Deus мне не очень понравилась необходимость все время оглядываться на поле. В целом, хорошая и красивая семейная игрушка, но на любителя.
Fief France 1429. Большая стратегия про французское средневековье, напоминающая компьютерных Heroes of Might & Magic. По полю ходят герои, таскают за собой армии, завоевывают вражеские замки. Параллельно с войной разворачивается бурная политическая деятельность. На выборные должности назначают религиозных деятелей и феодалов.
К победе придётся идти и войной, и политикой, так что нужно успевать и драться и договариваться. По накалу страстей Фиф может легко поспорить с Игрой престолов. А ещё мне она напомнила старенькую уже стратегию Warrior Knights. Но – не понравилась. Именно из-за того, что за большой стратегией тут скрывается ещё и игра в переговоры, уговорю и торговлю. Из-за этого каждый шаг, каждый ход желательно обсуждать с союзниками и противниками, пытаться себе что-то выгадать, отвести от себя атаку и т.п., из-за чего в моих глазах происходит следующее: все болтают, а в игре, на поле, почти ничего не происходит и события развиваются крайне медленно. Не моя игра.
Food Chain Magnate. Про эту настолку я много слышал. Её даже называли лучшей настольной игрой, мол, все остальные игры можно смело выбрасывать и играть только в FCM. Я хотел сыграть очень пробную партию, чтобы сделать пару ходов и хотя бы понять, как игра работает.
В FCM игроки управляют компаниями фаст-фуда, обеспечивая гамбургерами и колой жителей ближайших домов. Действие разворачивается на небольшом поле с дорогами, рядом с которыми нужно строить свои заведения, и зданиями, в которые придётся доставлять свою продукцию.
На старте все получают по одной придорожной забегаловке, а затем играют карты с руки. Половина игры разворачивается на поле, где сперва нужно проводить рекламные акции, выставляя биллборды и создавая спрос на собственную продукцию, а другая половина – в руке игрока, т.к. тут частично присутствует механика декбилдинга и управления картами в руке. Каждый ход можно приобретать себе новые карты, прокачивать ранее купленные и ещё наращивать количество действий, т.е. карт, которые можно сыграть.
Выглядит – не очень. На поле дома (тёмно-розовые) куда надо продавать то, что там лежит.
Тёмно-синие жетоны – это рекламные щиты. Они генерируют спрос.
Цветные квадраты – это рестораны игроков.
Выглядит это так: маркетологи генерируют на поле спрос – на каждый дом выкладываются фишки еды, которую нужно туда доставить. Чей ресторан ближе к заданной точке, тот первый туда и продаёт. Но если демпинговать, брать будут не у того, кто ближе, а у того, у кого выгоднее цена. Вот вкратце и ход игрока: выкладываем карты из руки, производим товары, продаём их в точки спроса и генерируем спрос на следующий ход. Плюс по мере необходимости качаем свою колоду и что-нибудь строим на поле.
Один ход. Карта с тремя действиями и ещё 3 карты.
По итогам первой партии я бы не сказал, что перед нами лучшая игра из всех, но она определённо достаточно глубокая и интересная. Вот только в неё нужно сыграть хотя бы раз 5, чтобы хоть как-то освоиться. А то штук 30 карт на рынке сразу доступны, штук 30 уникальных постоянных бонусов, да и сама механика генерации спроса и правил продажи даётся не сразу. В общем, потенциально интересно. Хотя при всём при этом игра выглядит как собственный прототип. Кроме фишек ресурсов всё остальное крайне не радует глаз.
Freedom: Underground Railways. Игра про спасение негров от рабства. Переносит игроков в США в 19 век и предлагает совместными усилиями спасать чернокожих, переправляя их с плантаций из южных штатов, где они трудятся на благо своих хозяев, на территорию Канады, где ни обретут свободу.
Кубики рабов почему-то не тёмно-коричневые
Действие разворачиваете на поле с изображением территории США. С одной стороны поля расположены плантации, на противоположной — Канада, куда и нужно переправлять рабов. Параллельно также надо тратить деньги на пропагандистскую кампанию за отмену рабства. Игра построена вокруг того, что на поле есть дороги из юга на север, по ним нужно двигать рабов, располагая ограниченным количеством перемещений. Причём периодически нужно заходить в крупные города, так как появление там беглых чернокожих приносит игрокам деньги, необходимые для пропагандистской работы.
Игрокам противостоит встроенный таймер (победить надо за ограниченное число ходов), а также перемещающиеся по полю охотники на беглых рабов, способные свести на нет усилие всей команды. Кроме того, каждый ход на плантации завозят новую партию рабов, и если игроки не успеют организовать побег соответствующего числа чернокожих, это также приближает общее поражение.
Игра интересна тем, что заставляет сообща прокладывать маршруты передвижения рабов по полю и придумывать как обвести вокруг пальца охотников на беглецов, постоянно балансируя между желанием как можно скорее передвинуть очередного негра на территорию Канады и необходимостью заглянуть по пути в «денежные» города, которые не всегда находятся на кратчайшем маршруте.
На мой взгляд как кооперативная игра Freedom хороша, хотя есть сомнения в её реиграбельности. Стартовые условия тут одни и те же, отличия заключаются только в хаотичном движении охотников за рабами и периодически случайно вскрывающихся картах негативных событий. В целом игрушка приятная. Сыграл бы при оказии ещё.
Imagine. Одно из приятных открытий кэмпа. Игра, фактически не настольная. Это «крокодил на картах», тут нужно объяснять слова и фразы с помощью прозрачных карточек. Это позволяет собирать как целые картины и миниатюры, так и демонстрировать анимацию, что здорово веселит окружающих. При случае с удовольствием поиграл бы ещё.
Так кто-то изобрализ «Собор Парижской Богоматери»
Istanbul. Традиционное такое евро, где нужно бегать по полю, добывать разные ресурсы и обменивать их на победные очки, которые символизируют красивые кристаллы. Игра шикарно оформлена, очень привлекательна, использует достаточно редкую механику движения башни (видел такую же только в Traders of Genoa), когда ты ходишь стопкой фишек и после каждого перемещения оставляешь на поле нижнюю, до тех пор, пока стопка не кончится.
Стамбул. Пёстрая, красивая, но меня не захватила.
Как современная семейная игра, Стамбул, пожалуй, неплоха. Как игра в моих глазах – не очень. В плане евро тут ничего особо выдающегося нет, а мне подобные настолки давно приелись.
Room 25. Любопытный полукооператив про побег команды из лабиринта с перемещающимися комнатами (как в фильме «Куб»). Несколько героев оперируют простейшими действиями (посмотреть соседнюю комнату, перейти в соседнюю комнату, вытолкнуть в соседнюю комнату товарища) и должны найти выход и успеть до него добраться. Им противостоит предатель-охранник, чья задача – не допустить побега.
Комната 25. Приятный полукооператив.
Игрушка интересна концентрированным геймплеем и быстрыми партиями. Помимо вычисления охранника тут ещё можно исследовать случайно генерируемое поле, а также придумывать, как быстрее пробраться к выходу.
Viticulture. Большая евроигра про изготовление вина с механикой выставления рабочих. Игроки сажают на персональных планшетах виноград, собирают урожай, делают из него вино и обменивают готовые напитки на победные очки. Все это выполняется путём выставления рабочих на общее после с ограниченным набором доступных действий.
Помимо производства можно заниматься развитием собственного хозяйства, возводя на своей винодельне всякие постройки. Ещё можно получать и разыгрывать карточки действий. В целом все вполне традиционно для евро-игр. Есть производственная цепочка, есть большой выбор действий и небольшой разрыв между игроками по очкам в финале. Как евро виноделие вполне нормальная игра.
Единственное, что она мне показалась немного затянутой (но это можно списать на первую ознакомительную питию и 5 игроков за столом) и ещё из-за случайного прихода карт действий и заданий иногда может критически не повезти. Я бы предложил выкладывать карты в открытую, чтобы можно было брать или что-то известное, или рискнуть и тянуть сверху колоды.
Соображарий. Патигейм на быстроту реакций и сообразительность. На столе вскрывается две карточки заданий, после чего нужно как можно скорее назвать слово, отвечающее условиям задания.
Назовите предмет одежды на букву «П»
Задания состоят из 2 частей. Первая – это карточка условия, например «То, что можно увидеть в деревне» или «Предмет одежды» или «То, чего не было 100 лет назад». Вторая часть – это карточка с буквой, на которую должно начинаться слово. Открывается, например, «можно увидеть в деревне» и «ж». И тут же кто-нибудь кричит: «Жеребёнок!». Этот игрок получает одну карточку и открывает две следующие. И так пока не закончится колода.
Игра веселая, напряженная и хорошая. Она построена на тоже самой идее, что и Знаменитость, но проще и доступнее. Потому что в Знаменитости нужно называть только известных личностей, а в Соображарии задания бывают про все, что угодно. Приятная игрушка для компании.
Помимо тех игр, в которые играл сам, хочу отметить ещё несколько настолок, которые периодически попадались на глаза. В первую очередь это Сумерки Империи, про которые я уже упоминал. Ещё была какая-то ужасная игрушка Kingdom Death: Monster, очень странно выглядящая со стороны: поле в клеточку, на нём какие-то фигурки и вокруг много таблиц и листов героев. И народ играет часами. Выглядит как будто это словесная ролевая игра.
Ещё была Cthulhu Wars, расхваленная Зордоком масштабная стратегия про войны адских существ из мифологии Лавкрафта. Выглядит игра ей-ей, здоровенные фигурки богов размером с кружку! Ребята сыграли в неё один раз, кажется, полным составом, вчетвером. Набиться к ним не удалось, а так бы – попробовал.
Вот, в общем-то, и все мои впечатления от кэмпа. На нём было много людей, много хороших игр, достаточно интересных партий. Удалось и поиграть, и поесть до отвала, и даже немного погулять и покупаться. Плюс я ещё установил личный рекорд, проехав за рулём 17 часов в день, и теперь знаю: Пошехонье – это недалеко. Можно собраться на следующий кэмп!
Клёвый отчёт! С огромным удовольствием прочитала! Спасибо, что вы с Галей выбрались 🙂
Смутило только 2 момента. Во-первых, пассаж про то, что я играла в основном в компанейские игры :)) Я вроде села всего пару раз в такие сыграть. А в Codenames только под утро последней ночи, когда я по традиции вообще не спала. Время еще занимал турнир по риичи, поэтому меня было мало видно. И жаль, что я в этот раз сыграла в мало новых игр. По-моему, только в 4.
И второе — что не хватало массовых мероприятий. Я, как человек, который практически в одиночку кэмп устраивает, не имеет ни сил, ни времени, заботиться о придумывании массовых развлечений. В день приезда я устала настолько, что даже играть толком не могла. Но я категорически приветствую, если кто-то что-то будет делать в части доп.массовых развлечений 🙂 ЧГК и Угадай мелодию зимой были очень круты.
Про Food Chain Magnate: «…и зданиями, в которые придётся доставлять свою продукцию» — доставлять не надо, жители сами хотят по забегаловкам;)
В сумерки зря не сел играть)
Хочу в следующем году съездить)
Мои 3 копейки про винтажный дизайн Food Chain Magnate. Я, начав делать пнп, сразу же сделал более красочное поле города, поскольку оригинал выглядел примитивно. Но, как ни странно, на форуме народу захотелось напечатать себе более простой, оригинальный вариант. Сейчас и мне он больше нравится. Когда в середине партии анализируешь игровую ситуацию вот такой насыщенности https://www.boardgamegeek.com/image/3115744 , то понимаешь, что от более красивой, но пёстрой, картинки просто обалдел бы. Так что подобная аскетичность для ОЧЕНЬ сложных игр — скорее плюс (вспомним хотя бы все игры серии 18XX, не говоря уж о многочисленных войнушках, войска в которых представлены простыми квадратными картонками с буквами и цифрами). Ну и всё остальное — карты сотрудников и достижений — тоже удобнее анализировать, когда они простые, наглядные и запоминающиеся — их ведь тоже много разных (штук 50).
Игру все встречают по одёжке: сначала обязательно облив грязью, после нескольких партий непременно отмечают её уникальность — она медленно, но верно движется в «Топ 10» БГГ.
Спасибо Юрию за обстоятельный отчет!
А у Парда, смотрю, по-прежнему искрит в районе седалища при упоминании FCM без эпитетов типа «игра-которая-затмевает-собой-всё».
З — Зависть
А был анонс мероприятия или это закрытая тусовка?((
@Pard
Фуд Чейн Магнат после партии решила ПнП сделать (спасибо огромное за материалы!), изучить эти 8 стратегий с БГГ (или сколько их там) 🙂 Игра по-хорошему интригует. А грязью обливают, потому что игра крайне специфична и из-за проигрыша в первой партии (часто довольно эпичного) с не-новичками порождает негативные эмоции. Потому что это похоже на избиение тебя лежачего ногами… 🙂
@BaBuin
Наверное, полузакрытой можно назвать… Хотя, все, кто ОЧЕНЬ хотел, в результате поехали. И те, кто ранее не был.
@BaBuin
Анонс нет смысла делать, потому что из «старичков» сразу забивается под завязку…
Freedom — мы сами увеличили реиграбельность, играя по усложнённым правилам. Думаю, по правилам геймплей в корне поменяется:) Пускай Нюся кубики в чёрный покрасит и на следующем кэмпе сыграем.
В защиту Deus — она очень реиграбельна. Партии редко похожи одна на другую. А поле — необходимая часть. Поверь человеку, который сыграл уже под 20-25 партий.
Android Mainfraim — 2 раза выиграл из двух. Но не в восторге. И с лицензией будет совсем печально, если у нас захотят издать. Там андроидом, согласись, не пахнет.
В защиту Alien Frontiers — игра прекрасна, но не на пятерых. Это факт.
О, узнал откуда взялся Роман:) У него интересный типаж игрока, стремящегося к победе любой ценой, но по правилам. Привет, Роману)
В защиту Нюсечки — я видел её в шатре несколько раз. А в столовой она сокрушалась, что записалась в турнир по Риичи и не хватает времени на другие игры. Так и не смог вырвать её на New Era. Хотя если бы постарался…
Про активности: я бы сам провел турнир по какой-нибудь 7 Wonders: Duel (или другой быстрой дуэльной игре), параллельно играя. Следующим летом организую — все готовьтесь:)
Отчёт, как обычно, отличный!
🙂
@Njuse4ka
Подключайся в онлайн-игру http://play.boardgamecore.net/main.jsp и ко мне в текстовый скайп (камеры нет) — mr.pard — сгоняем несколько партий с параллельными обсуждениями наших ходов и быстро всему научишься.
@sputnik1818
Блин.. В Эру не сыграли, точняк.. Причем, я то в Эру сыграла. Мы с Игорем RAVE как-то случайно в шатре столкнулись глубоким вечером и почему-то сели играть.. Рядом с TI. В Штат МастерСет тоже играли, но втроём с Мишей и Людочкой 🙂
@Pard
Про онлайн знаю, но я пока стесняюсь 🙂 Я пока тут с моими пораскладываю..
По поводу патигеймов, кстати.. У нас такая смешная партия в Пуэрто-Рико была, реально патигейм. Я так давно не смеялась. Хорошая традиция — обязательно играть в неё одним и тем же составом каждый кэмп. Для нас это не игра, а сплошной мем.
@sputnik1818
Деус очень клевый, а Фридом все же суховата, даже для меня… Мейнфрейм — просто хороший абстракт, каких пруд пруди.
Мне кажется, 7WDuel идеальна для турнира. Быстрая, интересная, азартная.
@Njuse4ka а ты возьми кубики. Раскрась их в чёрный, нарисуй им глазки, рот. Дай имена. И спасай не абстрактные кубики, а человечков:)
Мы весело партию провели.
Спасибо за отчёт! Так приятно снова и снова переживать моменты кэмпа, особенно те, в которых физически не смогла поучаствовать. И я поражена: сколько партий некоторые смогли отыграть! У меня всего 19 набралось…
@TataFrost
У меня чуть больше 30.. Но среди них много игр, которые тупо быстро играются. Та же Эра — максимум час. Правда 6 партий из них — это риичи, а 3 — это Гриззлд :):) Ты наверняка в тяжелятинку играла большую часть времени. Я в этот раз активно старалась не залипать на несколько часов.. Моему больному позвоночнику хотелось плавать 🙂
@sputnik1818
Людочка всегда даёт им имена 🙂 Особенно тем, кого мы безвозвратно потеряли..
Юра, спасибо за крутейший отчет!
Очень был рад поиграть с тобой, это были отличные запоминающиеся партии!
Насчет общих активностей: на прошлом кэмпе я проводил в первый день City of Horror на 18 человек. Отличное мероприятие, новичкам помогает быстро познакомиться с коллективом. Но вот на зимнем кэмпе мероприятие желающих не набрало, и я подзабил. Может на следующем кэмпе устрою какую-нибудь массовую игру.
И да, 4.5 дня мало! Нужно разъезжаться в воскресение!
Конспирологическая теория про Анечку доставила :)))
@Njuse4ka
Ну да, игры такие, не сильно лёгенькие у меня были, это правда 🙂 Даже 51 штат: Мастер сет как-то долго у нас отыгрывался. Плавала я как раз после длинной партии: очень хорошо освежало и прочищало мозги.
Как-то получилось, что за столом с хардкором ты замечена не была 🙂 Ладно хоть, вообще, во что-то играла, а не как Юшин!
По поводу массовых мероприятий я думаю всё организуется к зиме. В первый день надо обязательно City of Horror на 18 человек. Ещё будет ЧГК, я два дня сделаю. Устроим турнир по 7 Wonders: Duel и «Угадай мелодию» если ещё раз организуется. Надо будет прикинуть, чтобы каждый день массовка была, тогда будет ещё круче, чем в этот раз!
Полузакрытая. Желающих более чем предостаточно, так что приглашают немногих.
Делись ссылкой на ПНП!
Спасибо за отзыв! Вместе сделаем следующий кэмп ещё лучше!
Миш, тебе тоже спасибо за совместные партии. City of Horror на 18 человек — нужна!
@hk
Конечно, я играла 🙂 Но хардкора было немного, да. У меня в планах и было только в Фуд Чейн Магната сыграть (давно на неё смотрела), а остальное так.. чего захочется «здесь и сейчас». Нас с Юшиным в плане потребления настолок сравнивать странно.. Тут мы очень разные. Так как я играю каждую неделю, а он практически нет, так как работает 24/7. На кэмпах он ест, спит, играет в петанк и пару настолок. Поэтому со своими выводами ты слегка мимо 🙂 Кстати, какое-то время мы провели в номере болеющего ребенка, развлекали её Ghost Stories.
@hk
По поводу массовых какие-то штук — конечно, делай! Правда, учти, что зимой будет почти в 2 раза меньше народу, треть из которых будет играть в риичи, хи :):):)
@hk
Так про пнп FCM уже была новость от 5 мая — http://www.boardgamer.ru/food-chain-magnate-raspechataj-i-igraj
А по поводу Codenames очень советую регулярно читать (и участвовать!) наши игры на форуме — сейчас ежедневно играется 10-й сезон http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,12615.0.html У нас подсказки до 5 доходят. Правда, следует признаться, что набор слов у нас получше в плане подсказок, чем в официальной версии — никакие чехи нам руки не связывали 🙂
Юра, а какие хотелки так и остались хотелками? Вот, я заметил, что в COIN-ы ты так и не сыграл.
Привет, всем. Да, было ну очень круто. От лица всех участников, заявляю, нам тоже, Юра, очень приятно было с тобой познакомится, ты отличный игрок и просто хороший человек:)
(Сорри за суровый геноцид в эклипсе, сам понимаешь,уж больно ты круто начал, если бы тебя не остановили, ты бы выиграл просто закрывшись в своей системе:) Почему при этом не останавливали меня, загадка. Кароч, надо повторить партию на следующем кэмпе).
Кстати, такая мысль пришла. Кэмпы-хорошо, но мало, всего 2 раза в год, да и то бывают ситуации когда записаться не успел или отпуск не дали. А что если добавить несколько мини-кэмпов (пятница-воскресенье) в промежутках? Например, на конец августа, ноябрьские праздники и тд. Если есть желающие, могу попробовать организовать где-нибудь тут под Петербургом, природа тоже тут красивая, да и баз отдыха полно. Приехать желающим из Москвы/Подмосковья также несложно. Как вам мысль? Изучить мне вопрос?
Мини-кэмп под Питером был бы весьма кстати. А то почитаешь их отчеты с Настолкэмпа — потом целый день слюной обливаешься 🙂
Однозначно, да!!!
@Роман Лавка
Ну, пара миникэмпов уже существует:) Тверькэмп мы, собственно, расчитывая на питерских и проводили в Твери. В этот раз осенью планируем уже во Владимир. Но если замутишь ещё что-то под Питером — обеими руками за!!!
@Red Meeple
Red Meeple тоже не может не поддеть Игоря)))
@Njuse4ka
Во Freedom нужно погружаться, читать, что за события играешь, как ни странно, отыграв около 10 партий, не было ни одной похожей. За счет разной последовательности вышедших карт. Правда показалось, что от них зависит, сможешь ли ты выиграть или оглушительно провалишь игру.. Еще одно достоинство — одинаково интересна и полным составом и соло.
Игру все встречают по одёжке: сначала обязательно облив грязью, после нескольких партий непременно отмечают её уникальность — она медленно, но верно движется в «Топ 10? БГГ.
Вряд ли дотянется до 10-ки или даже 20-ки, игра не рассчитана на массового игрока.
У Парда свои собственные методы подсчета популярности игры.
@hickname
5 баллов!
Кстати:
А что не так? Разве надо играть как-то по другому? Никогда не понимала людей, утверждающих, что «главное получить удовольствие» — одно другому ведь не мешает, а совсем наоборот. Ладно ещё, когда речь идёт про примитивные пати-геймы «под пивко». А люди лениво-индифферентно делающие ходы во что-нибудь более-менее приличное, вызывают у меня лёгкое негодование. Раз уж сел, будь добр, рви жилы, напрягайся, думай на ход вперёд — партии от этого получаются запоминающиеся и во сто крат интересней. Главное не читить 🙂
Круто. 🙂
@TataFrost
Во Владимире? А можно с вами?
@DS26
Думаю, что да. Вот тут у нас тема по этой поездке: https://new.vk.com/vladimircamp