На этой неделе настольным героем по выбору Сергея Голубкина становится Пётр Тюленев, которого Сергей называет "одним из двух человек, создавших настольное движение в России". Вот что ещё говорит по поводу его кандидатуры Голубкин:
На почетную должность «Настольного Героя» у меня был сложнейший выбор из двух человек, по сути, создавших настольное движение в России и сделавших настольные игры стремительно развивающимся хобби для многих тысяч игроков благодаря работе над журналом «Мир Фантастики».
Принять решение мне помог простой факт, что Коля Пегасов недавно давал интервью для boardgamer.ru, которое по содержанию мало отличается от традиционного рассказа «Настольного Героя» о себе.
А посему передаю
микрофонэлектронное перо Петру Тюленеву – автору множества статей о настольных и коллекционных карточных играх, экс главному редактору журнала «Мир Фантастики», ныне ответственному за все релизы «Мира Хобби».
А теперь — слово нашему новому герою:
Всем привет!
Меня зовут Петр, и я работаю в компании «Мир хобби» главным редактором. Расскажу вкратце, как дошёл до жизни такой.
Первое знакомство с настольными играми было стандартным для перестроечного ребёнка: вездесущий «Менеджер» (в ташкентской версии, с Пахтакорами и Чилонзорами), «Морской бой», «Перекати-поле» и прочие электровикторины. В девяностые — настолки «Центра перспективных разработок» в длинных коробках и книги-игры — с этим жанром меня познакомил не Браславский, а Гарри Гаррисон с повестью «Стань Стальной крысой». В старших классах начал играть в ролевые игры, а на первом курсе — в коллекционные карточные.
Поворотным моментом, после которого моя жизнь оказалась крепко связана с настолками, стало открытие в Москве клуба «Лабиринт». Здесь я познакомился с Николаем Пегасовым, который тогда работал в издательстве «Хобби-игры» и вёл в нескольких компьютерно-игровых журналах колонки про настольные игры. Я написал несколько статей, Николаю они понравились, и мы стали работать вместе. В «Хобби-играх» я переводил правила игр («Каркассон», «Эво», карточные «Колонизаторы»), участвовал в тестировании («Дремучий лес», «Господин Великий Новгород»), а по вечерам изучал на практике обширную игровую коллекцию «Лабиринта».
В 2003 году Николай основал журнал «Мир фантастики», и с первого номера я вёл в нём настольно-игровой раздел. Мы писали практически обо всех серьёзных играх, выходящих в России (порой закрывая глаза на их «нефантастичность»), и за пару лет по долгу службы я познакомился с большинством российских издателей настолок. Пройдя за шесть с половиной лет все ступеньки карьерной лестницы, от внештатного автора до главного редактора, я решил попробовать свои силы в чём-нибудь новом — и с января 2010-го стал работать вместе с Тимофеем Бокарёвым в его проекте «Игрология». Мы готовили к запуску портал «Тесера», издавали настолки вместе с «Миром фэнтези» и «Мосигрой» (в частности — вторую редакцию «Эры Водолея») и придумывали всякие штуки для популяризации настольных игр в нашей стране.
Тем временем «Мир фэнтези» и «Смарт» объединились, и на свет появился «Мир хобби» — преемник тех самых «Хобби-игр», где мы с Пегасовым работали почти десять лет назад. Николай стал директором по развитию «Мира хобби», а меня позвал в кресло главного редактора, откуда я и пишу эти строки (только начальству не говорите, чем я в рабочее время занимаюсь 🙂 ). Подробно об этой работе рассказывать не стану, так как подозреваю, что большинство вопросов будут касаться именно её.
Благодарю Юрия и Сергея за возможность высказаться. А теперь — угадайка:
1) Один из моих любимых писателей — Джордж Мартин, но я не прочитал бы его книги, если бы не карточная «Игра престолов».
2) У меня есть набор счастливых фишек для «Каркассона», и я всегда играю только этим комплектом.
3) Я всегда ношу с собой двадцатигранную кость из коллекционного набора Magic The Gathering.
Поздравляю! Интересно, задаст ли Юрий свой любимый вопрос про характеристики российских издателей?:)
Петя, поздравляю!
Второе заявление — ложное.
а что с комментариями случилось? я не хочу комментить через аккаунты соцсетей. раньше было намного удобнее. комментарии — до свидания!
Эээ, может я что-то упустил, но Magic The Gathering — карточная игра. Откуда там двадцатигранная кость?
Спасибо, Саша!
Этот ДисГусь просто шляпа какая-то, старая система комментов в 100 раз лучше.
А по теме, поздравляю нового героя!Каков Топ 5 любимых игр?
Когда я в своём блоге перешёл на disqus (система комментирования) — количество комментариев выросло в разы… Так что вам неудобно, но статистика говорит обратное. Думаю и тут многие хорошо воспримут. А что бы было как раньше + новые возможности это стоит около 300 долларов в месяц… Оно того не стоит.
Поздравляю!
Пётр, поздравляю с геройством.
Вот мои вопросы:
1. Если бы не настольные игры, в какой сфере ты бы работал? Кем? Чем бы увлекался?
2. Если не секрет, почему в рецензиях МФ очень часто встречались завышенные оценки игр «Звезды»?
3. Как и следовало ожидать — расскажи про работу в МХ. Что входит в круг обязанностей? Что ты считаешь критерием эффективности своей работы?
4. Назови пять своих любимых игр и для каждой одним предложением опиши за что она тебе нравится.
5. Помнишь ли ты «Господин Великий Новгород»? Когда мы играли в него, меня не оставляло ощущение, что война там крайне несбалансирована: очень зависит от кубика, причём в результате неудачных бросков ты много теряешь, а в случае удачи прибыль невелика. Не поднимались ли подобные вопросы на этапе тестирования?
Заодно, ответь, как ты, вообще, оцениваешь ГВН на фоне современных игр?
6. Вот у МХ иногда встречаются опечатки в играх. Известна ли причина, по которой это происходит? 🙂 Как с ней бороться?
7. Как относятся в МХ к другим отечественным издателям? Разрешают ли сотрудникам играть в настолки от конкурентов? 🙂
8. Не подумывал ли ты о создании собственной игры? Если бы вдруг решился создать, какую тематику ты бы предпочёл?
Второе и третье утверждения кажутся похожими, поэтому ложное — первое!
Ну и традиционный вопрос: что бы ты порекомендовал отечественным издателям (хотя, возможно, это звучит несколько некорректно) и что тебе нравится / не нравится здесь на сайте?
Для учёта жизней. В фэт-пэк, например, вкладывают нерандоминизированный кубик (у которого грань 2 рядом с гранью 1, 3 — 2, 4 — 3, и т.д.).
а что у вас за блог?
Спасибо!
Да, именно его я и имел в виду.
Спасибо!
Ну, если ты посмотришь на «МФ»-оценки настольных игр вообще, то увидишь, что в 90% случаев мы ставили отрецензированным играм балл от 6 до 9. А у игр «Звезды» в основном 6-7, то есть, нижняя половина этой усечённой шкалы. Почему шкала усечённая? По двум причинам. Во-первых, считалось, что полный треш (5 баллов и ниже) журнал, как правило, избегает рецензировать, чтобы не замусоривать страницы. Разумеется, это относилось в первую очередь к книгам (к настолкам мы были менее придирчивы в силу их малочисленности), но политика оценок должна быть единой по всему журналу. Во-вторых, большинство людей реально использует только часть десятибалльной шкалы в оценках чего бы то ни было. Я вот сейчас посмотрел 10 случайных профилей на BGG — почти во всех кривая распределения оценок имеет пик на 7.
Это объективные факторы. Если говорить о субъективных, то понятно, что «Звезда» была нашим постоянным рекламодателем, и обливать её постоянными потоками негатива было бы неправильно. С другой стороны, я не припомню ни одного случая, чтобы директор или пиар-менеджер «Звезды», прочитав рецензию перед сдачей номера, позвонил мне и потребовал поднять оценку той или иной игре. С прочими рекламодателями такое случалось время от времени 🙂
Ну и наконец, надо учитывать целевую аудиторию журнала. У любителя фантастики несколько иные критерии оценки игр, чем у гика-настольщика, и мы старались вставать на позицию первого. Поэтому, в частности, в одном и том же номере «Диксит» мог получить десятку, а «Замок на все времена» — семёрку (кстати, пример явно заниженной оценки «Звездовской» игры), — просто потому что первый куда лучше подходит усреднённому читателю журнала.
Спасибо 🙂
Большую часть детства я думал, что стану писателем. После школы был выбор между журфаком и авиационным институтом: выбрал первый, хотя перспектива проектировать космические корабли тоже прельщала 🙂 Пока учился, разочаровался в «большой» журналистике и чуть не ушёл в науку, однако очень вовремя появился «Мир фантастики». Работа в индустрии хобби оказалась настолько интересной, что я сейчас не представляю себя вне её. В принципе, альтернативой настольным играм могли бы стать комиксы, книги, видеоигры — в общем, то же самое, только сбоку 🙂
Опечатки встречаются везде, и ставить перед собой цель выпустить какой-либо крупный массив текста без опечаток совсем попросту бессмысленно. Можно только стремиться их минимизировать, снижать процент брака до приемлемого. Работая над игрой, я вычитываю каждый текст минимум по два-три раза (а бывало и раз десять), но даже это не гарантирует полного отсутствия опечаток. Можно, конечно, поставить дополнительные уровни контроля, но это скажется и на сроках подготовки игры, и на её конечной стоимости. На мой взгляд, главные усилия редакции должны быть сосредоточены на том, чтобы в игре не было ошибок, особенно влияющих на геймплей, — а опечатки можно и в переиздании поправить.
Хорошо сказано — исправить в переиздании. Правильно. Действительно ошибок не совершает лишь тот, кто ничего не делает. Но о каких исправлениях в переизданиях вы говорите?
Та же FFG уже в последующих тиражах исправляет ошибки и я часто замечал, что некоторые их позиции из эратты попросту теряют актуальность, т.к. все давно исправлено.
Теперь же вспомним «Ужас Аркхема». Игра уже имела доп. тиражи, а как были там «ночной страалец» и «спутник» так они и остались. Ладно, бог с ними, эрраты на них есть. А как быть с другими играми. Ошибки игроками замечены были, а эрраты так и не появились, и официальные FAQ так и не переведены на русский.
Впрочем надо признать, с вашим приходом ошибок стало вроде бы меньше. Но о поддержке игр речи пока так и не идет.
Я не знаю, как это делалось до моего прихода в компанию, но сейчас я исправляю все ошибки, о которых узнаю или которые нахожу сам. К сожалению, часто решение о переиздании какой-нибудь старой игры принимается руководством стремительно, так что у меня банально не хватает времени на полную проверку. Тогда приходится жертвовать качеством — особенно если речь идёт о зарубежном производстве, которое нельзя задержать. Но мы работаем над тем, чтобы свести такие ситуации к минимуму.
Что касается поддержки игр, то тут мы тоже делаем определённые шаги: например, собрали эррату для «Манчкина» (учитывая ляпы русских изданий), перевели правила «Эпического манчкина». Часто какие-то моменты из FAQ включается в правила (например, правила дополнений для «Каркассона»). Однако мы можем заниматься поддержкой только во время, свободное от подготовки новых игр, а такого времени не так уж и много.
В общем, увидели ошибку — пишите мне, и в следующем издании её не будет. С FAQ сложнее, поскольку руководство не всегда позволяет выделить человекочасы на поддержку, но если кто-нибудь добровольно переведёт FAQ к тому же Arkham Horror, я готов просмотреть его в свободное время и вывесить на сайт.
Честно говоря, очень давно не играл в ГВН, поэтому не рискну обсуждать его по существу. В общем — на мой взгляд, это игра девяностых, сейчас она вряд ли была бы интересна публике. Если бы мне предложили переиздать одну из тех старых игр, я бы выбрал «Дремучий лес» — неплохая адвенчура для начинающих получилась.
Всякое бывает, но в основном отношения ровные. В конце концов, рынок маленький, все друг друга знают, а устраивать войны на уничтожение из-за медведей или акул никому не выгодно. Снобизма к конкурентам тоже нет: каждый из нас занимается своим делом, и старается делать это максимально хорошо. Играть, разумеется, можно во что угодно — хоть в покер. А в игры конкурентов тем более: всегда интересно узнать, что такого они на этот раз выпустили 🙂
У меня есть пусть небольшой, но ценный опыт в создании настольных игр (когда я разрабатывал для «Игрологии» «Бойца»), и я отдаю себе отчёт в том, что это настолько трудоёмкое занятие, что браться за него можно только имея хоть какие-то гарантии того, что это время не будет потрачено впустую. Поэтому я стал бы делать игру на такую тематику, которая сейчас востребована на рынке. Практически беспроигрышный вариант — «семейка» по медиа-франшизе (фильм или видеоигра, реже книга). А вообще идей масса в голову приходит. Например, одно время думал над кооперативным декбилдингом по эпохе первых пятилеток.
Спасибо
Задам наверно шкурный вопрос для украинских геймдизайнеров.
Будешь ли ты в этом году во Львове на Игросфере? Если да, то привезешь ли какую-то разработку или поедешь как журналист? Удалось ли что-то опробовать из призеров прошлогоднего украинского фестиваля настолок? В частности интересует «Ферма» от IGAMES и разработки братьев Дембицких, выложенные в ПнП.
О какие люди!
Поздравляю 🙂
Кто из «Мира Хобби» поедет во Львов, мы пока не решали. Скорее всего, там будет Николай Пегасов, и наверняка кто-нибудь ещё. В «Ферму» мы, конечно, играли — без этого мы не стали бы издавать её в России 🙂 Разработки Сергея и Михаила на очереди.
Спасибо!
Я придерживаюсь того мнения, что если какая-либо компания долго и успешно работает на рынке, то она всё делает правильно, — даже если какие-то аспекты её деятельности лично мне не нравятся. Единственное, чего мог бы пожелать издателям (в том числе и родной компании), — быть более открытыми для простых настольщиков. К сожалению, на работе с конечным покупателем многие экономят 🙂 Насчёт сайта принцип такой же: пока твоя посещаемость не падает, ты всё делаешь правильно 🙂
На мой взгляд «Дремучий лес», как раз значительно слабее «ГВН». Постоянные броски кубиков (при неудаче — ты просто теряешь ход), несбалансированные герои, противников мало и они все однотипные. Если её и переиздавать, то только после серьёзной доработки.
Я почему-то всегда думал, что в издательствах (в т.ч. и тех, где издают не книги, а настольные игры) в обязательном порядке присутствует должность корректора.
Сидит себе такая тётенька с педагогическим образованием и тщательно вычитывает книги (книги правил), придираясь к каждой запятой, к правильному построению предложений и словоупотреблению вообще.
Похоже, в жизни всё совсем не так 🙂
Ой, оказывается среди настольной фауны есть не только акулы, но ещё и медведи :))
Как, кстати, «Боец» разошёлся?
Лучше, чем можно было ожидать с такой стрёмной тематикой 🙂 Несколько месяцев его даже на складе не было, пришлось допечатку делать.
Ну, считается, что в «Мире хобби» функции этой тётеньки (наряду с функциями ещё нескольких дядечек и тётеней) выполняю я 🙂 Разумеется, отдельный специально обученный человек справился бы с этой работой лучше, но пока у нас нет возможности расширить штат. Вообще, насколько я знаком с нашими игровыми издательствами, все они низкобюджетные и редко насчитывают больше пяти-семи человек в штате (считая верстальщиков, дизайнеров и менеджеров).
У меня очень много любимых игр, причём по разным параметрам (одни — за дизайн, другие — за геймплей, третьи — за атмосферу, четвёртые — за то, что в них всегда готовы играть мои знакомые), поэтому лучше я назову пять игр, в которые играю чаще всего (и без всякого рейтинга 🙂 )
«Каркассон» (с некоторыми вариантами и избранными дополнениями) — по сочетанию простоты механики и стратегической глубины эта настолка может сравниться, пожалуй, только с классическими играми (шашки, го, шахматы). К тому же, она красивая, и одинаково хорошо играется и вдвоём, и вмногером.
7 Wonders — люблю игры-цивилизации, но на них не всегда есть время. «Чудеса» — как раз то, что надо, если хочется за полчаса прожить многовековую историю великого народа. «Инновация» в этом смысле тоже хороша, но у неё входной порог сильно выше.
Преферанс — любимая из традиционных настольных игр. Говорят, что бридж лучше, но мне пока префа хватает 🙂
Ticket to Ride, преимущественно Европа и Северные страны (а в скором времени, видимо, ещё и Индия) — не в последнюю очередь из-за того, что люблю путешествия, поезда и мир начала ХХ века.
«Цитадели» — симпатичный компромисс между «Мафией» и семейным евро.
В общем, получается, что я в основном семейный еврогеймер 🙂 Но в последние пару лет полюбил и америтреш — просто время сыграть в «Ужас Аркхэма», «Ярость Дракулы», «Цивилизацию» или Middle-Earth Quest выдаётся крайне редко. Отдельной строкой я люблю сюжетные евро на двоих — Mr. Jack, Cold War, Jaipur, Затерянные города и всё такое прочее. А вообще из настольных игр мне нравится всё, кроме совсем абстрактов и исторических варгеймов.
vdasus.com