По выбору Алека Сапонова нашим новым настольным героем определён Павел Пивоваров, один из сотрудников почившей ныне компании Взрослые дети. Вот как охарактеризовал свой выбор Алек:
Одним из самых насущных вопросов для меня как для настолкера был поиск игровой компании, с которой у нас совпадали бы игровые интересы.
В самом начале своего погружения в настольные игровые миры для меня было важно иметь доступ к различным играм и получать грамотные напутствия более опытных игроков, которые помогли бы соориентироваться во всем многообразии.
Достаточно много я получал от посещения игротек, среди которых самыми регулярными и интересными по наполнению были игротеки Триоминос. Долгое время ведущим игротек был Павел Пивоваров, человек не только опытный, но и просто увлеченный настольными играми.
Кроме этого Павел являлся блоггером и сейчас живет в другой стране, где продолжает популяризировать настолки.
Я считаю, что он отлично подходит на роль Настольного героя, и передаю ему эту эстафету 🙂
Ну а теперь — слово нашему новому герою:
То, что мне передали геройскую эстафету, не только обрадовало, но и удивило. Всё таки уже прошло 1,5 года как я уволился из Взрослых Детей (они же триоминос) и уехал из России. Далее я попробую кратко описать свой путь настольщика, и с удовольствием поиграю с вами в верю не верю.
Дети
Многие взрослые, видя современные настольные игры, говорят «У нас такого в детстве не было». И только с подсказкой они вспоминают многочисленные настолки времён СССР. У меня в детстве было с десяток разных игр, конечно, они уступали современным по качеству полиграфии, и механики теперь их видятся как минимум устаревшими. Но тогда я их любил, особенно по военной тематике.
Основной же моей страстью были солдатики, и для того что бы совместить солдатиков и настольные игры я стал придумывать правила игры в солдатики при помощи кубиков. (жаль, я тогда не знал что всё уже давно придумано). Со временем в игре солдатики из воинов стали фишками изображающими подразделение, а игры из тактических, стали стратегическими благодаря ещё одному увлечению детства военная история. Увы, детские наработки не сохранились, не думаю, что они были бы кому то интересны, но поводом для моих приятных воспоминаний точно бы стали.
Последнюю партию в варгейм собственного авторства я играл в 9-ом классе. Это была эпохальная битва народов с участием 5-ти полководцев, которая так и не закончилась, так как пришло время, бежать на свиданье. В дальнейшем игры перешли из настольной в другие плоскости.
Взрослые
Настольные игры вернулись в мою жизнь достаточно неожиданно и настойчиво примерно 15 лет спустя. Вначале я с подозрением отнёсся к предложению друзей поиграть в настольную игру , сказав что если им скучно со мной просто общаться то я могу пойти домой. Боле того первые партии меня совсем не захватили, в силу неудачного подбора самих игр. Но в дальнейшем игры становились всё интереснее, а партии более эмоциональными. Прорыв случился где то между Тигром и Евфратом, когда я с первой попытки обыграл довольно опытных соперников. Они потребовали реванш, и убедительно его взяли, а я стал регулярно играть у них в разные игры.
В нашей тусовке, был постоянный источник новых игр, наш друг Митя. Честно говоря, сперва я не задумывался от куда они у него, только обратил внимание что он часто спрашивает наше мнение о принесённых новинках и предпочитает всегда пробовать что то новое. Всё выяснилось, когда он предложил мне поработать в интернет магазине настольных игр Триоминос.ру.
Взрослые Дети
В компании Взрослые Дети, владевшей triominos.ru, работало в разное время от 3 до 8 человек, и почти всегда их не хватало. Так что я занимался там многим, но основной зоной моей ответственности было проведение игровых и выездных торговых и выставочных мероприятий. Это позволяло мне много играть и много общаться с людьми, как любителями настолок так и людьми далёким от них.
Сейчас сложно кого то в Москве удивить настольными играми в кафе или тем что на любой книжной, сувенирной, компьютерной или даже вещевой выставке есть стенды настолок. Так же сложно представить крупный опен -эйр или фестиваль без игротеки. Но несколько лет назад всего было не так, мы были первопроходцами доказывающими что игры это увлекательно а не монополия и скрэбл. Своей задачей я в первую очередь считал привлечение новых людей к такому увлекательному занятию, как настольные игры, а так же знакомство опытных игроков с новыми играми. К сожалению личные обстоятельства заставили меня бросить работу, а вскоре и Взрослые Дети прекратили своё существование. О причинах кончины компании я могу лишь догадываться, надеюсь что работали мы не зря ведь мы были первыми кто привёз в Россию, Диксит, Бэнг, Сабатёра, Хали-Гали, Соло, Уно H2O и другие игры. Первое издание на русском Диксита так же наших рук дело, как и издательство русских Кикладов, Экспансии, Соло, Продоно, Пандемии, Частной коллекции.
Trendl
Последние полтора года я живу в Израиле, где настольные игры вернулись в разряд хобби, они по-прежнему занимают много моего времени. Мне удалось организовать клуб настольных игр для русскоязычной молодёжи, для которого я провожу игротеки, прочёл несколько лекций об истории развития настольных игр и вообще всячески привлекаю людей в наш замечательный мир. Израильский мир настолок я пока наблюдаю больше со стороны в силу языкового барьера. Не буду утомлять его описанием лишь скажу что он развит неплохо но с сильным креном в сторону игр для детей. Параллельно я вынашивую идеи собственных игр. Одна игра находиться в стадии тестирования, но в силу тематики её издание в России не имеет смысла, а остальные пока сырые.
Я старался что бы моя история была для кого-то интересной, а так же верю что самое интересное связанное с настолками в моей жизни ещё впереди.
А теперь три факта для игры
1. Первые деньги я заработал, будучи укладчиком настольных игр.
2. О том, что мы издали игру «Продано», я узнал, только увидев её на складе.
3. Я читал лекции про настольные игры на конференции в Берлине.
Приятно на время прочтения вернуться во времена Триоминос. Спасибо. В те времена, когда хозяева кафе на игры смотрели более чем скептически, ребята из Триоминос просто прогрызали путь настолок в массы.
Пара вопросов для затравки:
1) Остались ли моменты, связанные с Триоминос, по которым скучаешь?
2) Какие игры сейчас актуальны на столе? Топ-5 в студию.
3) Какими играми привлекаешь израильтян?
4) Доступны ли тебе игры российского производства. В какие бы отечественные новинки ты бы сыграл?
@Mazz_O
1. Да конечно. Скучаю по игротекам, хотя провожу их и сейчас но атмосфера иная. Мне нравилось что на игротеки триоминоса приходило много куда боле опытных настольщиков с кем можно было и поиграть и обсудить новинки. Так же скучаю по коллегам и офису. Там была тоже очень настольная атмосфера .
@Mazz_O
2.
Вопрос сложный, так как постоянно приходиться привлекать новичков к играм то я бы назвал два списка. Сам предпочитаю
Киклады, 7 Wanders, Доминион
С удовольствием играю с новичками в 6 корову( редкая игра которая выпущена и в России и Израиле , Сабатёра, Диксит, Манхетен.
@Mazz_O
Технических проблем с новинками нет. Я сам бываю в России и друзья ездят ко мне. Так что доставляю новинки таким путём. В послдний визит преобрёл Знаменосца. Сейчас подумываю о Космонавтах. Хотя не факт что буду покупать её в России. Вообще в Израиле сложности с покупками мировых новинок. Локализаци очень мало 1-2 в год и не всегда это новинки и самый удачный выбор. Вот только что вышли Игры Престолов, игра достойная но если учесть что предыдущим заметным изданием был Затеренный остров, то согласитесь что выбор у издателя был огромный. Магазин привозящий неплохой выбор настолок я знаю только один ассортимент там скудный по российским меркам и цены высокие. Заказывать по интернету выходит тоже дорого, так как например Амазон за доставку берёт 40 евро, а если посылка дороже 75 евро (включая доставку) надо платить ввозную пошлину.
Даже не буду в очередной раз ворчать, что нарушено правило выбора героев:) Достойный герой выбрал достойного героя! Все три факта настолько правдоподобно, что трудно выбрать из них неверный. Думаю, что 3 — это точно правда, о чем говорить в Германии, если не о настолках:) Из остальных двух методом тыка поставлю на первый.
@vladdrak
я пока подержу интригу. А правило да не выполнено. Я то же хотел нарушить и выбрать тебя, но удержался. Надеюсь палочка героя к тебе всё таки попадёт.
@OS
Забыл указать ещё две игры часто оказывающиеся на столе Пандемия и Цитадели.
да, везде блат. =)
Я бы и сам не против, чтобы герои придерживались этого правила. Так, нет, через раз слышу: «больше выбрать некого» 🙂
Павел, поздравляю с геройством. Нынче это звание выдаётся значительно реже, а, значит, стало более ценным. Мои вопросы:
1. Как сейчас общаетесь с бывшими сотрудниками Триоминоса? Переписываетесь, переговариватесь? Может, встречаетесь и отмечаете день рождения компании?
2. Как настолки воспринимают в Израиле? Нет ли стереотипа, что они — исключительно для детей? Играют ли там в кафе?
3. Что думаешь о настольных играх в цифре? Нравится ли что-нибудь под iOS или андроид? Какую ощущаешь разницу между бумажными и электронными версиями?
4. Расскажи подробнее, как в Израиле с покупками настольных игр на русском и на английском языке? Достать российские локализации можно только так, как ты описал — привезти из России? И, кстати, среди русскоязычного сообщества настольные игры насколько известны?
5. Если бы тебе сейчас предложили локализовать какую-нибудь новинку (игру, выпущенную в последние год-два), что бы ты выбрал и почему?
6. При разработке собственных игр на какие принципы ты опираешься? Смотрел ли лекцию Пегасова с Мипла? Что о ней думаешь?
7. Почему собственная разработка не пойдёт в России из-за тематики? Что это за тема и нельзя ли её сменить на нечто удобоваримое?
По традиции — расскажи, что ты думаешь о сайте BoardGamer.ru. Насколько он интересен и удобен, часто ли ты его посещаешь, если ли мысли, что можно улучшить?
@hk
1. Ну так как живу теперь далеко, то вижусь только в интернете. Пока кампания ещё жила то общался больше. Сейчас реже в основном с Владом. Когда был летом в Москве виделся со Степаном Чижовым.
@hk
2. В кафе не играют. Вообще судя по ассортименту в основном играют дети. Есть один специализированный магазин который находиться в торговом центре и соседствует с футкортом на чьих столах люди играют, там же например проходят турниры по MTG. В интернете существвуют сообщество в котором люди общаются на тему игр. В том числе проводят регулярные встречи которые проходят у кого то дома. Ни разу не попал правда на такие встречи вс
@hk
2. В кафе не играют. Вообще судя по ассортименту в основном играют дети. Есть один специализированный магазин который находиться в торговом центре и соседствует с футкортом на чьих столах люди играют, там же например проходят турниры по MTG. В интернете существуют сообщества в которых люди общаются на тему игр. В том числе проводят регулярные встречи которые проходят у кого то дома. Ни разу не попал правда на такие, так как при удобном случае организовываю собственные но только для русскоязычных.
@hk 3
Я играл только на PC, так как не имею планшета. Играть по сети конечно можно, но это не заменит реальность. Мне всё таки не хватает живого соперника и картона и дерева в руках.
@hk
4.
Да к сожалению пока всё выглядит так как я описал. Единственное дополнение что один издатель иногда вкладывает в свои игры правила на русском. Надеюсь что это измениться в том числе возможно и благодаря мне. С удовольствием бы занялся распространением русскоязычных игр в Израиле. Так что если кто то из издательств прочтёт этот комментарий, буду рад помочь. Что касается проникновения игр именно в русскоязычной среде то оно не равномерное. Старшее поколение озабочено поиском игр помогающих детям сохранить язык, в первую очередь эрудит. Молодёжь в основном ориентирована на патигеймах. Но в последнее время из России, Украины и Белоруссии стали приезжать люди вкусившие что такое хорошая настольная игра. Ну и я зря время не теряю постепенно втягивая знакомых в наш круг.
@hk
5. Локализавать где в России или Израиле?
В России я бы конечно занялся бы расширением к Пандемии и возможно к Кикладам. Так как они того стоят с одной стороны, это то что мы начали но не закончили во Взрослых Детях. Так же я бы локализовал несколько игр израильских авторов. С Израилем дело обстоит сложнее, я бы издал 7W с новым расширением. Тем которого нет, дело в том что по странному стечению обстаятельств даже полсе расширения числа чудес до 12 ( считая Катан) в их число не попал Иерулалимский Храм ))). А так локализации с английского не так уж и нужны так как в Израиле знание этого языка намного распространённее чем в России. Разве что что то с русского локализовать))).
6. Я смотрю всё что выкладывается. Что касается полдней лекции мне она показалась немного спорной. Что касается самого Николая, то лично я с ним не знаком, могу лишь сказать что он один из ведущих профессионалов в нашей области.
Я всегда пробую придумать игру которая не будет похожа на то что есть, но пока до тестирования дошла лишь одна идея. Те кому я её показывал считают её вполне интересной и оригинальной. Но пока даже она далека от издания.
7. Игра полностью посвящена жизни еврейского местечка в России 19-века. Для человека не просвещённого она изобилует новой информацией. В целом помимо чисто игрового момента в ней есть образовательный, знакомящей участников с еврейским календарём, праздником и образом жизни. Для не еврейской аудитории это не представляет какого то особого интереса. Я рассчитывал получить грант на её издание и возможно некоммерческое распространение, но пока мне это не удалось сделать.
В целом там есть интересные с моей точки зрения механизмы которые можно переложить на более популярную тематику, но это отдельная и не малая работа.
@hk
По поводу сайта могу сказать что часто его читаю. Так как я плохо знаю английский то он на ряду с Teserой является для меня главным источником информации. Пожелания сейчас высказывать не стану, так как не задумывался над этим а советовать на ходу не вижу смысла. Спасибо что столько сил тратите на сайт и за то что предоставили мне возможность высказаться тут и вспомнить свой настольный путь.
Возможно даже половина настольных героев не помнит что такое Триоминос,что такое игротеки от него.А ведь вклад клуба был огромен для продвижения настолок в нашей стране!Ведь именно там (у Степана Чижова) можно было заказать стоящую настольную игру (правда нужно было иметь не дюжее терпение,пока игра дойдет до вашей почты) ,когда Игровед всего лишь навсего торговал только Уно и заполонял этим филлером Россию.Когда в блоге Юры Тапилина довольствовались обзорами партий в изготовленную им самим Пандемией и глотали слюну смотря фото прототипа игры Агрикола.Эх,были времена!
@Reline
Эх, было время )
Смотри-ка, пять лет прошло, а мы всё время от времени нет-нет, да и отправимся на поиски вакцин (хотя тут во многом сыграло дополнение). А я не помню даже, куда дел тот самопальный экземпляр Пандемии.
@Reline
А ещё помню, Степан хотел клеить на коробки стикеры с моей «Игрой года» 🙂
@Reline
Спасибо за добрые слова, хотя я появился в компании когда ситуация была не столь драматичной))).
@hk
Ох те коробки нам дались немалой кровью. Тот самый опыт который пришёл слишком поздно))).
@OS
Там же целая история какая-то была, народ предзаказанную Пандемию ждал около года, причём, кажется, кому-то даже предлагали забрать просто компоненты в пакете, потому что реально всё было готово, а коробки никак напечатать не могли.
Расскажи про это подробнее, как всё изнутри выглядело?
@hk
Было дело так. Пандемия печаталась в Китае, уж не помню народном или на Тайване. От туда игры доставляются морем и доставка составляет значительную часть себестоимости,и платиться не столько за вес сколько за объём. Думаю все представляют что большинство игр без коробки занимают в разы меньше места чем в коробке. Вот мы и решили с экономить и сделать игру подешевле заказав только компоненты. Когда компоненты были на подходе, мы стали искать кто бы нам напечатал коробку и тут выяснилось что почти ни кто не умеет печатать коробки приемлемого для нас качества. Компоненты пришли а коробок всё не было. В итоге договорились с МХ, который находился в процессе слияния. У нас были очень хорошие отношения с одной частью и плохие с другой будущего целого. Не буду вдаваться в подробности. Но и из за этого всё происходило долго и дорого и с нанесением их лого на коробку, хотя они просто печатали её а не издавали игру. В итоге мы получили пустые коробки и сами их упаковывали. Часть компонентов мы отдали МХ и они быстро упоковав выпустили в продажу свою часть тиража. Я ни когда не имел отношения к финансам компании но есть полное ощущение что издание пандемии не принесло нам особой прибыли, да ещё и подпортила имидж. Но это всё из за наших ошибок, партнёров особо обвинить не в чем. Если бы не МХ, то не известно увидел ли покупатель Пандемию на прилавках, но думаю их наша договорённость устроила на все 100.
@hk
Да и ещё история с предзаказами вообще оказалась не удачной. Денег собрали мы мало, а геморроя нажили много. Даже при условии соблюдения сроков поставок недовольных хватает.
Насколько я помню «Взрослые дети» планировали ряд локализаций.Одной из таких игр,если мне не изменяет память была игра Inca?!
Можно ли узнать, что планировалось издать,но мы так и не увидели выхода этого в свет?
Во всяком случае книга Александры Бруштейн со схожим сюжетом в свое время была бестселлером;)
@Reline
мне известны только Инки, расширение Пандемии и Сабатёр. Это из того что собирались нового, планировались вторые тиражи Соло и Кикладов. Так же рассматривался вариант издание собственных игр.
Даже был видеосюжет РИА Новости о компании, где процесс упаковки снят весьма подробно.
@vladdrak
Игра карточная. Представь что в каждой второй карточке тебе попадается слово которое ты раньше не слышал ( ну не ты именно а среднестатистический игрок) и вряд ли услышишь вне игры. Я собираюсь глоссарий прикладывать, но это мало спасает ситуацию.
@OS
Изучил сейчас специально коробку Пандемии. На обратной стороне внизу действительно есть небольшой логотип «Hobby World». Ранее никогда его не замечал. Так это из-за такой крошечной надписи весь сыр-бор?
А чем были недовольны покупатели при соблюдении сроков?
Где можно посмотреть этот сюжет?!
@hk
Нет на надпись то мы согласились без особых проволочек или обид. Вопрос был в большей степени в цене вопроса и объёме и сроках. Они же тоже не сидели и ждали кому бы коробок напечатать, у них свои планы по загрузке мощностей.
@hk
Ну бывало что люди элементарно передумывали. Но главное это конечно то что финансового эффекта не было для нас, а ответственность по срокам возрастала.
@hk
http://weekend.ria.ru/entertainment/20110422/367177575.html
@hk
Вот тут http://weekend.ria.ru/entertainment/20110422/367177575.html
Что то мало кто решил поиграть со мной в верю не верю. А я так старался такие истории находил в своей жизни. Ну ладно если сегодня ни кто не рискнёт, завтра будет поздно расскажу как всё было на самом деле.
@OS
Мне кажется, первые два утверждения очень похожи на правду. И третье похоже. Но допускаю, что на укладке компонентов были заработаны не первые деньги 🙂
По повод верю не верю. Все правы.
1. Не правда
2. Правда
3. Правда
Позже расскажу как всё было
История 1.
В 7-ом классе на зимних каникулах у нас была практика. Я попал в группу которую направили на Фабрику Офсетной печати №1. В цех по производству игрушек. Меня поставили на место комплектовщика игры «в Атаку» фото которой есть в моём рассказе. Это была моя первая работа, только вот зарплат пионерам не платили.
2. В For Sale впервые я сыграл у друзей, ещё не работая во Взрослых Детях. Затем работая в компании я знал про все игры которые мы ожидаем и старался на игротеках представить новинки ещё до появления в продаже с помощью не локализованных версий. Так я активно приносил на игротеки Экспансию и Частную Коллекцию, какого же было моё удивление когда вместе с ними пришёл тираж Продано.
3. В мае 2012 года я читал лекцию под названием «Евреи и игра» на Берлинском фестивале Лимуд.