Недавно у меня в коллекции появилась новая настольная игра — Sid Meier's Civilization. Это оригинальное английское издание от Fantasy Flight Games, доставшееся мне в подарок от интернет-магазина btrain.ru.
Должен признаться, что я никогда не играл в Цивилизацию. Давным-давно, в начале 90-х годов я запускал самую первую Циву на компьютере, но разбираться в ней не стал. С тех пор прошло немало лет, на ПК вышла куча самых разных Цивилизаций, а цифра в названии игры добралась уже до "пятёрки". В 2002-м году Eagle Games издали настольную версию Цивилизации, про которую я прознал ещё на раннем этапе увлечения настолками. Однако уже тогда я понял, что пятичасовой игровой процесс и огромное разнообразие компонентов — это явно не для меня и обошёл эту игру стороной. И вот, в конце 2010-го года новая настольная Цивилизация выходит у Fantast Flight Games.
Не знаю как у вас, а у меня игры от FFG не в почёте. Затянутые партии, даунтайм, куча всяких жетонов и не всегда нужных миниатюрок. Ещё в коробке обычно не бывает никакого органайзера (или же встречается его жалкое подобие). Я опробовал немало настолок от FFG: Doom, World of Warcraft (оба варианта), Tide of Iron, Ужас Аркхэма, Игру престолов, но они мне или не понравились, или не прижились в нашей компании (Battlestar Galactica). Но я, всё-таки, решил познакомиться с Цивилизацией.
Почему? Ну, во-первых, мне любопытно. Правда, мне кажется, что всё-таки стоит научиться играть в эту игру и, чем чёрт не шутит, может быть потом даже попробовать сыграть в неё на компьютере. Во-вторых, у нас в компании неплохо идут мирно-строительные настолки, а Цивилизация — как раз из таких. В-третьих, время партии у новинки хоть и немаленькое, но уже более-менее вменяемое. Вдвоём можно уложиться в полтора-два часа.
Ещё до того, как игрушка попала ко мне в руки, я скачал её правила и бегло их просмотрел. Они показались мне несложными. Ход в игре состоит из пяти фаз: стартовая фаза, потом торговля, управление городами, перемещение юнитов и исследование технологий. Причём правила написаны очень хорошо. Они просты и понятны и подробно описывают каждый игровой "чих".
Правда, чтобы поиграть в Цивилизацию с друзьями, нужно преодолеть одно препятствие — языковой барьер. В игре немало карточек с текстом, так что мне придётся изготовить для них вкладыши с переводом. Но перед тем, как приступать к переводу карт, я решил перевести на русский правила игры. А потом узнал, что эта игра будет локализована Миром Хобби. Получается, что моя работа пропадает зря, но я всё равно доведу её до конца. Карточки-то мне всё равно придётся переводить, а правила, что уж там, доделаю. Тем более не исключена возможность, что как и в случае с Race for the Galaxy, мой перевод окажется ничуть не хуже официального (а может, даже и лучше).
Памятуя об огромной куче новинок, в которые я ещё не играл, я затрудняюсь назвать даже примерные сроки освоения Цивилизации. Поиграть в эту игрушку мне любопытно, но сначала нужно закончить с переводом, потом сделать для себя и товарищей памятки и только потом можно будет садиться за игру. Думаю, месяц-два на это уйдёт (хотя освоить игрушку очень хочется уже сейчас).
PS: за предоставление игры личная благодарность выносится Ивану Аржакову.
игрушка обалденная. категорически советую поиграть)
Поздравляю с пополнением!
Сам сыграть мечтаю.
Поздравляю! Вполне вероятно, что после нее твоё мнение о FFG изменится :]
У меня есть перевод карточек, сам делал для нее. Могу скинуть, если что.
Просто великолепная игра. Первая партия, хоть и длилась с обучением часа 4,5, но пролетела на одном дыхании.
Как давнишний фанат Сида Мейера и его разработок, просто не могу удержаться — Юр, он Meier, а не Meyer. Поправь, пожалуйста.
Поскорее бы обзорчик! Все-таки Цива — серия классная!
Юра, отдай игру в хорошие руки (можно в мои :-)). Фраза «я затрудняюсь назвать даже примерные сроки освоения Цивилизации» явно указывает на то, что игра будет пылится на полке :).
«у нас в компании неплохо идут мирно-строительные настолки, а Цивилизация – как раз из таких»
Мне игра показалась довольно жесткой, но я играл только 1 на 1.
Это практически агрикола, где можно ворваться в дом соперника, убить жену, сжечь комнату и унести половину еды перед урожаем.
А в остальном мир.
@AKlay
Вообще-то обзор Цивы уже давно есть http://oflex.ru/2010/11/22/nastolnaya-igra-sid-meiers-civilization-the-board-game-ves-mir-na-stole/
Ты когда-то написал, что в игре удобно подсчитывать символы торговли и производства с помощью каких-нибудь фишек или жетонов. Расскажи-ка подробнее, как это? Выставлять их прямо на поле и пересчитывать или как-то ещё?
Конечно, присылайте, а то я уже сам собрался их переводить!
Конечно же, сейчас поправлю. Спасибо, что указали на ошибку!
На самом деле я поймал себя на мысли, что очень хочу опробовать Цивилизацию. Подобные желания возникают у меня достаточно редко, последний раз это было с Labyrinth. The War on Terror в конце прошлого года, а когда это произошло в предпоследний раз я даже и не помню. Так что, возможно, игрушкам в очереди придётся немного посторониться 🙂
Отлично сказано! 🙂
Ага, вот ещё:
http://www.boardgamer.ru/zaochnyj-obzor-civilisation
http://www.boardgamer.ru/obzor-igry-sid-meiers-civilization-the-board-game
Ни одного негативного комментария. Неужели Цивилизация действительно настолько хороша?
Просто новая и долгая, т.е. еще всеми не сыграно такого количества партий, чтобы ее недостатки начали раздражать.
— Игра может легко вгонять людей в AP.
— Игра агрессивна на 2х. И дипломатично-агрессивна на 3х-4х «давайте бить его. а не меня!!! вдруг он выигрывает, а не я!!» как же это надоело.
— Игра никак не быстра, особенно в первые разы. Я не сравниваю с версией 2002 года — ту ни разу и не доиграли.
— К балансу условий победы есть серьезные вопросы.
— К стартовый условий есть серьезные вопросы. Особенно на 2х, когда дипломатия бессильна.
— Иногда от удачи в разведке территории зависит задержка в строительстве 2го города на 2-3 хода, это много.
Играл на 2оих и на 4ых, всего четыре партии — мне игра понравилась (есть с чем сравнивать).
Жду случая сыграть, когда все игроки будут опытными — думаю партия будет захватывающая!
Игра может быть оччень агрессивной. Условия победы разные, но по-моему все выполнимые.
Так что игра отличная, приобрету себе локализацию.
на бгг есть куча подсобных бумажек и т.п. чтобы подсчитывать это все)) находил к сожалению их не я, ссылок не смогу дать(
Многие делают так: выставляют на клеточку города два кубика, на одном отмечают производство, на другом — торговлю. Тогда значения хорошо видны не только тебе, но и оппонентам (хотя точно знать их врагам и не обязательно).
Другой способ — выделить место на краешке стола для подсчета этих значений кучками подручных жетончиков. Насчитал шесть молоточков — берешь шесть жетончиков.
Городов у каждого игрока может быть максимум три, так что несложно запомнить, какая кучка от какого города.
Этот способ нравится мне больше, потому что, жетончиками можно пользоваться как счётами и меньше чисел приходится держать в уме. Становится легче прибавлять и считать бонусы к промышленности и торговле (типа «посылок» от скаутов и эффектов карт культуры). Либо у меня арифметика атрофировалась, либо эпические по меркам этой игры рассчеты вроде 11+2+2+6-8-10 иногда действительно быстрее и удобнее выполнять «на пальцах» :]
Еще рекомендую позаимствовать из «Колонизаторов» фишечки городов и деревень и ставить их на картонные жетончики своих городов. Без пластиковых фишек города на карте очень незаметны и бывает сложно определить их центр на глаз.
@Phobosis
Отличная идея про фишки из колонизаторов! А если есть Колонизаторы с дополнением — так вообще красота: там есть и стены, и нашлёпка сверху городов для обозначения столицы… Вот только нет там зелёного цвета 🙁
@Alexey
Можно попросить и мне на почту скинуть перевод — gmaslovskiy собака gmail.com
@Ser Vershitel
Выполнимы они все. Проблема в том что у них очень разная скорость выполнения. В результате некоторые даже и не стоит пытаться выполнять. 🙂
Выложил фотку, как выглядит красота с фишками от Колонизаторов и кубиками: http://tesera.ru/game/photo/33584/ Правда, в следующей партии мы уже кубики с краю поля ставили на одной линии с соответствующими городами — так ещё более удобно.
Играл за римлян.
Так как игра шла довольно мирно, то я ударился в культуру (интересно было попробовать) — в итоге культуры не хватило всего два деления.
Противнику оставалось всего 2 хода до технологической победы, за что он и был казнён, а города разрушены, в итоге Военная победа 🙂
В общем мне кажется, что если разобраться, то культурная победа вполне досягаема (для Римлян), но кажется сложной, так как она менее прямолинейна нежели военная или научная.
@Ser Vershitel
Судя по отчётам. Сам не пробовал. За римлян культурная победа может конкурировать с экономической (это самая быстрая). Но тут надо чтобы повезло немного.
Можно вас попросить выложить перевод карточек?