Простых экономических игр, в которые можно было бы играть всей семьей, мало, и тов. Pard рассказывает о новой настольной игре Blue Skies, восполняющей этот пробел.
Игроки выступают в роли владельцев авиакомпаний, осваивающих американский рынок авиаперевозок. Схема аэропортов страны с указанием стоимости аренды каждого из 4 терминалов аэропорта выглядит вот так:
Компании арендуют терминалы аэропортов, взамен получая соответствующую долю пассажиров. Пример: в аэропорту Хьюстона — 2 авиакомпании (жёлтая и фиолетовая), и 2 имеющихся пассажира (красные маркеры) распределены между ними:
Если услугами аэропорта стали пользоваться больше, то все новые пассажиры сразу же распределяются между компаниями, обслуживающими аэропорт, так, чтобы у каждой из них было одинаковое количество пассажиров. Неделимые излишки пассажиров получают терминалы, стоящие в начале списка. Например, в Хьюстоне появились ещё 3 пассажира (2 зелёных и 1 красный маркеры), и они распределились между теми же двумя авиакомпаниями:
Если вдруг этот аэропорт решит обслуживать ещё одна, третья, авиакомпания, то те же самые 5 пассажиров сразу же равномерно распределятся между ними, и их у компаний станет 2, 2 и 1 соответственно.
В каждом аэропорту могут работать: 2 компании в партии 2 игроков, 3 компании — для 3 игроков, и 4 компании — для 4 или 5 игроков. Первый арендуемый терминал аэропорта — самый дешёвый, а каждый последующий стоит столько же или на 1 единицу дороже (это указано в таблице аэропорта). В начале игры 5 случайных терминалов арендуют некие местные авиакомпании, но вы можете скупить их и заменить своей авиакомпанией, заплатив за это довольно приличную сумму — дороже, чем самый дорогой терминал этого аэропорта.
В конце раунда компания получает столько победных очков, сколько пассажиров она в данный момент обслуживает (это отражается на планшете игрока и может быть проверено простым пересчётом соответствующих маркеров на поле). Пассажиры прибывают в аэропорты довольно хаотично. В мешке есть 100 зелёных маркеров пассажиров и 20 красных. Если играется карта данного аэропорта, то из мешка берутся маркеры, по одному, до первого красного маркера. И все эти прибывшие пассажиры распределяются по действующим терминалам аэропорта. Если их в этом аэропорту ещё нет, то в конце раунда в нём появляется одна местная авиакомпания.
У игроков на руках есть 3 карты аэропортов, и каждый раунд они могут сыграть одну из них. Это помогает им планировать свои действия по аренде новых терминалов. Важно не только количество пассажиров в аэропортах (они приносят игроку очки каждый раунд), но и число аэропортов, в которых игрок успел арендовать терминалы. В конце игры по каждому региону страны считается суммарное присутствие авиалиний в его аэропортах, а лучшие 2 компании получают дополнительные победные очки.
Что мне понравилось. Простота правил. Никаких лишних заморочек с ростом доходов — каждый раунд каждая компания получает ровно 6 единиц дохода. Их можно потратить на аренду новых терминалов или на победные очки. Игра идёт до 100 очков, но как только какая-то из компаний набрала 30, в игре осуществляется маленькая, но приятная уравниловка. Все компании, которые отстают от лидера, получают гандикап: они могут добавить пассажиров в 1 город за каждые 3 очка отставания, с округлением вверх. После этого все игроки могут обновить карты руки. Добавление пассажиров в аэропорты осуществляется очень даже случайно, но для семейной игры это как раз и замечательно, поскольку добавляет азарт, без которого игра стала бы сухой арифметикой. Также на пользу семейной игре и тот факт, что игроки друг другу не пакостят, а лишь скупают абстрактные местные авиакомпании да добавляют свои терминалы в доходнее аэропорты, оттягивая себе часть пассажиров. Если хочется добавить в игру немного капиталистической жестокости, можно использовать домашние правила для действий местных компаний. Ну и, естественно, хорошо в игре то, что процесс получения и подсчёта победных очков очень прост и понятен, поскольку завязан только на числе пассажиров, приходящихся на долю компании.
Я себе сделал версию игры про отечественные компании, которые осваивают российский рынок настольных игр:
Игроки выступают в роли компаний, которые открывают свои магазины в разных российских городах. Число игроков в этих городах увеличивается по мере открытия в них настольноигровых клубов. Количество игроков, пользующихся услугами данной компании, отмечается на планшете, на котором я для справки указал и самые популярные сейчас настольные игры — из тех, что локализовала эта компания. В качестве независимой компании (аналога местных авиакомпаний оригинальной игры), открывшей магазин в городе, выступают маркеры одной из компаний, которые в партии не участвуют — я их сделал 6, а максимальное число игроков в партии 5. Стоимость перекупки существующего местного магазина равняется стоимости самого дорогого магазина в городе (того, который используется в партиях для 4-5 игроков). Правила игры понятны по памятке:
А расскажите, пожалуйста, какие есть экономические настольные игры, кроме Монополии, которые моделируют реальную экономику? Или таких нет?
Я читал, что наши советские чиновники-экономисты из Госплана, когда разрабатывали какую-то новую модель экономики в стране, «обкатывали ее, гоняя» в виде настольной системы. Или, может, я не так что-то понял? Но как мне думается, любую новую систему общественных отношений, в том числе касающуюся денежных отношений, прежде чем запустить в работу, вначале «проигрывают» на какой-то модели, обкатывая «движок» — как оно будет функционировать в ирл.
Спасибо заранее за ответ.
@Alex
Все экономические игры моделируют лишь какую-то небольшую часть реальной экономики. Чем сложнее игра, тем больше параметров реальной экономики она охватывает. В жизни, в отличие от игр, случаются события, которые влияют на идеальное течение экономики самым непредсказуемым образом. В играх для имитации этого добавляют генераторы случайностей (кубики, карты, мешки с ресурсами). О ещё одной простой экономической игре с подобными случайностями, в которую тоже можно с интересом играть всей семьёй, Owner’s Choice, мой следующий обзор.
Что касается монополии, то она чересчур долгая, и через час однообразных действий всем просто надоедает. Игра-зло, отвращающая людей от реально интересных других настольных игр.
@Alex
Обратите внимание на «Контейнер», очень классная экономическая игрушка, которая именно про деньги и как их зарабатывать. Ну и порекомендую ещё Railways of the World. Возможно стоит упомянуть и Chicago Express, но в неё мы играли довольно мало.
Спасибо за пнп-версию, но в архиве с ней я не нашел карт городов
@ML
Файлы 001-10.jpg в папке 10х15. Я их сделал в виде плиток 4,6х4,6 см, а не карт.
«Контейнер» нашел, спасибо, посмотрю (как я понял, игрушка довольно простенькая в изготовлении). А вот «Железные дороги мира» и «Чикагский Экспресс» нигде нет (либо нет совсем, либо ссылки на ПнП умерли уже давно).
Жалко, нет какой-нибудь общей базы для обновления и сбора всех сканов и ПнП, на том же ЯДиске или еще где…
Все русскоязычные пнп игр до 2013-го года см. в архиве. Также большинство игр можно попробовать в Tabletop Simulator — по сути это те же сканы игр, часто на русском. Проверить наличие русскоязычных материалов по любой игре проще всего в этом списке (его xls-версия).
@Alex
Только на форуме смотреть. Всё самое свежее там. Всякие базы неполные и обновляются нерегулярно.