Одна из самых ожидаемых новинок этого года – настольная игра Era: Medieval Age, которая открывает серию из трёх стратегий про цивилизации. Она является развитием известной игры 2008-го года Roll Through the Ages: The Bronze Age. Тов. Pard рассказывает о своих впечатлениях от новой версии. 

В новой версии игроки по-прежнему развивают свою цивилизацию, используя результаты бросков своих кубиков. Каждый кубик соответствует одной условной единице населения, и все они выполняют разные функции:

– крестьяне (жёлтый кубик) занимаются производством и древесиной, выращивают пшеницу и кормят население,

– горожане (синий кубик) тоже строят, добывают руду и занимаются финансами,

– армия (чёрный кубик) защищает свою нацию и плющит слабых соседей,

– священнослужители (белый кубик) тоже заняты производством, а также развивают науку.

Если в начальной версии все действия игроков просто записывались на игровом бланке, то сейчас у них имеется персональный планшет для размещения весьма красивых построек – это намного увлекательнее и приятнее:

Территория каждой нации – это 14х14 условных клеток, и использовать их нужно с умом, поскольку перестраивать что-то не там построенное нельзя. Игрок может обнести часть своей территории каменной стеной, и тогда все его постройки, оказавшиеся в таком кремле, будут защищены от некоторых напастей, а также принесут игроку полагающиеся за них победные очки, но уже в двойном количестве.

Хотя игра по-прежнему осталась слегка пасьянсной – каждый игрок всё-таки больше занят своим личным хозяйством, – в игре есть несколько видов косвенного взаимодействия игроков. Главный – это борьба за доступные постройки. Их в игре ограниченное количество, поэтому расслабляться не надо. В начале игры у каждого игрока есть 3 кубика крестьян, и в среднем за раунд они суммарно вырабатывают 2,5 пшеницы. Ещё 1 пшеницу даёт 1 начальная ферма. Всё это позволяет прокормить 3,5 кубика (единицы населения), а у игрока на старте – 4 кубика. Получается, что уже с самого первого хода надо думать об обеспечении населения едой и строить новые фермы (их в общем запасе всего 12) и избы (6), для обеспечения прироста населения и увеличения мощи нации. Конечно, можно рассчитывать на свою армию и отбирать еду у более слабых наций, но ведь и армию тоже нужно кормить, да и не факт, что противники будут оставлять в своих закромах для разграбления именно пшеницу, а не другие виды ресурсов. Кроме того, непрерывная гонка вооружений, в ущерб всем остальному, ни к чему хорошему не приведёт.

Ещё один вид взаимодействия игроков – соревнования в площади построенного кремля и накопленных знаниях. За победу в каждом из них полагается небольшая, но прибавка победных очков.

Автор игры пока что собирает идеи для построек во втором и третьем наборах игры, действие которых будет происходить позже (первая, как понятно из названия, охватывает только средние века). Но очевидно, что уже сейчас каждый может модифицировать свою игру, наделяя имеющиеся виды построек новыми свойствами – для этого достаточно напечатать себе новую памятку, в которой эти свойства будут перечислены. Получается, что перед нами – своеобразный игровой конструктор, с помощью которого можно пробовать играть в десятки вариантов игры, если кому-то вдруг окажется маловато начального (в котором, к слову, есть и замечательный соло-вариант).

Из недостатков игры мне видится всего один. Каждый игрок бросает и перебрасывает свои кубики, пряча их за персональной ширмой. Для бросков существуют определённые правила, а проследить за их соблюдением при этом невозможно. Кроме того, ширмы дополнительно разделяют игроков в этой игре, в которой и так не слишком много взаимодействия. Для себя я эту проблему решил просто: заменил кубики мини-картами (2х4,5 см) в стиле дорожной версии Rummikub (и из неё же взял подставки для карт). В моём варианте игры также дополнительно имеется общее поле, на котором размещён рынок со всеми доступными постройками, а также колоды карт (бывшие кубики).

В соответствии с имеющимся населением игрок в начале раунда берёт из нужных колод карты, размещает их на своей подставке и размышляет, какие из них он хотел бы заменить (перебросить кубики). Для этого он сбрасывает (открыто) выбранные карты (и всем игрокам видно, что черепов на них нет), и взамен берёт из колод новые карты.

Кроме того, на поле я добавил счётчик очков – можно использовать его при подсчёте в конце игры или делать это по её ходу (так сложнее, но зато видно, кто лидирует). Также можно пробовать открытый, шахматный, вариант (без случайностей), когда за каждую постройку с населением ты берёшь себе ровно одну карту и эта постройка до конца игры вырабатывает только то, что указано на этой карте (у одного игрока карты не должны повторяться). Этот вариант более сложный и менее азартный, чем с выбором карт в каждом раунде, но он ближе к реальной жизни – в ней построенный завод всегда вырабатывает одну и ту же продукцию в одном и том же объёме, а армия обладает постоянной мощью.

В любом виде – исходный кубиковый или изменённый карточный – перед нами весьма достойная игра, в которую приятно играть как в семейном кругу, так и с опытными любителями стратегических игр. В ней всё логично и понятно, а развивать свою империю с самого нуля и до небывалых высот нравится всем.