Небольшой одноэтажный домик охвачен огнём, всё в дыму, изнутри доносятся крики людей. На вызов прибывает пожарная бригада, из неё высыпают люди в касках, форменной одежде и брандспойтами в руках, и отправляются в горящее здание. Их задача – спасти людей в неравной борьбе с огнём.

Так начинается Flash Point: Fire Rescue (игра издана в России под названием 01: Большой пожар) настольная игра о суровых буднях пожарных. Перед игроками предстаёт поле с изображением одноэтажного домика с несколькими комнатами. В некоторых из них уже полыхает пламя, отображаемое жетончиками огня. Где-то внутри, возможно, находятся люди, отмеченные жетонами с изображением вопросительного знака. По периметру дома стоят миниатюры пожарных, готовых шагнуть прямо в огонь. 

Каждый игрок в свой ход может совершить несколько действий из нехитрого списка: переместиться, открыть дверь, потушить пожар, прорубить дыру в стене. Походив своей миниатюрой, игрок также принимает на себя роль бушующего пламени – бросает два кубика, чтобы определить координаты места, где в доме происходит распространение пожара. На клетку, заданную бросками костей, выкладывается новый жетон возгорания, после чего ход передаётся следующему огнеборцу по часовой стрелке. Игра длится до тех пор, пока не будут спасены семь человек. Пожарные могут проиграть досрочно, если в огне погибнут четверо жертв, или если из-за сильного распространения пожара рухнет всё здание.

Ради выполнения основной задачи – спасения людей – игрокам предстоит совершать спринтерские забеги по пресечённой местности с целью добраться до ближайшего жетона с вопросительным знаком. Оказавшись на одной с ним клетке, игрок получает возможность перевернуть жетон лицевой стороной вверх и узнать, прибежал ли он к запертому в огне человеку или просто терял время. В случае удачи несостоявшуюся (пока?) жертву пожара придётся взвалить на плечи и вынести из горящего строения. В случае неудачи пожарного ждёт забег к очередному вопросительному знаку. Увы, но заниматься прямой обязанностью спасателей, мешает хаотичное распространение огня. Рано или поздно дорогу к очередному «вопросику» преградит стена пламя, с которым придётся разбираться. Вот тольк как долго огнеборцы смогут не обращать внимание на пожар без особых последствий?

Всё дело в том, что вражеская стихия встречается в игре в двух агрегатных состояниях – в виде дыма и в виде огня. В конце хода каждого игрока на поле появляется новый задымлённый участок, через него можно спокойно перемещаться, а всего за одно действие – затушить, особой опасности для игроков он не представляет. Но лишь до поры до времени, потому как если задымление появляется рядом с огнём, то участок поля с дымом также загорается. А ещё если в дыму оказывается целая комната, она также сразу оказывается охвачена пламенем.

Много огня – это опасно ещё и потому, что если в конце хода игрока жетон дыма/огня нужно поместить на клетку, где уже есть огонь, пожар разгорается с новой силой – с каждой стороны от этого участка возникает новый язык пламени. А если там уже горит огонь – то на следующей клетке. Стихия сметает все препятствия на пути, вышибает двери и ломает стены. Может даже пострадать пожарный, если подобная вспышка пламени произойдёт рядом с ним. Так что в ходе игры постоянно приходится решать, тратить силы и время на тушение огня или сломя голову бежать к ближайшей жертве.

Flash Point – это большое красочное двухстороннее поле (на одной стороне – обучающий семейный вариант, на другой – продвинутый, более сложный), множество красивых жетонов из картона и очень привлекательные пластиковые фигурки пожарных. Компоненты выглядят впечатляюще. Пожалуй, помимо миниатюр наиболее симпатично выглядят кубики (шестигранник и восьмигранник) и жетоны дыма и огня, они двухсторонние, с одной стороны изображены серые клубы задымления, с другой – полыхающее пламя. Это очень удобно, поскольку в ходе партии покрытые дымом места периодически вспыхивают, и чтобы обозначить новое возгорание нужно всего лишь перевернуть жетон обратной стороной вверх.

Рассчитана игра на 2-6 человек, и в неё реально можно играть любым составом. Неважно, будет огнеборцев двое или пятеро, борьба с пламенем будет столь же интенсивной и напряжённой. Хотя исключительно субъективно веселее всего играть компанией от 3-4 человек.

Усадить за Flash Point можно практически кого угодно. Правила незамысловаты, у тебя есть четыре действия, двигай фигурку, да туши огонь. Небольшие сложности возникают лишь если играть по полным правилам, тут каждому игроку придётся объяснить одно особое свойство его пожарного, но и это не сильно тяжело. Просто у каждого есть какая-то специализация, кто-то быстрее бегает, кто-то умеет лучше тушить пожар, а кто-то может вытаскивать из пламени сразу несколько жертв. Игра, действительно, семейного уровня. Небольшая демонстрация и играть в неё можно и с детьми и со взрослыми. Освоению способствует и отсутствие текста на компонентах, всё, что приходится читать, это пресловутые спецсвойства пожарных, но, в крайнем случае, можно играть и без них.

Взаимодействие между игроками во Flash Point проявляется как и в других кооперативных играх – в обсуждении совместных действий в текущем ходу и планов на будущее. Если играют достаточно много игроков, можно говорить о некоем разделении труда: кто-то ездит на улице на пожарной машине и заливает водой крышу дома, кто-то мечется внутри и спасает людей, а кто-то вытаскивает из помещений взрывоопасные предметы от греха подальше. И, что немаловажно, происходит всё это весьма быстро и оперативно. Двинул свою фигурку, потушил пламя, кинул кубики за огонь и ход переходит к следующему игроку и так далее. Даже если играть вшестером, долго ожидать своей очереди не приходится.

Поскольку в игре присутствуют кубики, которые, к тому же, надо ещё и кидать каждый ход, фактор случайности здесь имеет довольно большое значение. Огонь может разгореться в любой точке дома и никто не гарантирует, что если вы полностью затушили какую-то комнату, она не вспыхнет вновь в следующий же ход. А ещё кубиками определяются вероятные места появления новых жертв, которые могут оказаться как очень выгодными для спасения, так и крайне неудобными.

Про Flash Point невозможно рассказывать в отрыве от Пандемии, между этими играми есть очевидное сходство и касается оно не только «цепных реакций» пожара, но и ролей бойцов. Вот только в отличие от игры про спасения человечества от неведомых инфекций симулятор пожарных куда как более конкретен, просто и понятен. Как усатый пожарный против лабораторного учёного. Во Flash Point не придётся строить различные хитроумные комбинации, продумывать планы на 2-3 хода вперёд и изобретать невероятные схемы выигрыша. Тут всё просто, горит – туши, видишь человека – спасай, можешь копать, а можешь – не копать.

С этим моментом связана ещё одна особенность Flash Point. Если вы играли в Пандемию, то от борьбы с огнём остаётся впечатление детской песочницы. Всё  действие игры разворачивается как будто на крохотном пятачке территории и  во многом это обусловлено механикой появления на игровом поле людей. В каждый момент времени в доме должно быть три человека или вопросительных жетона, обозначающих места возможной дислокации жертв, и, когда кого-нибудь выносят из дому, нужно бросить кубики, чтобы определить где появляется новый «вопросик».

Из-за этих случайных бросков новые люди могут появиться совершенно где угодно, хоть рядом с кем-то из пожарных, хоть там, откуда только что спасли предыдущую жертву. Логика здесь, безусловно нарушается в угоду игровому процессу. И из-за этого остаётся какое-то странное чувство. По-хорошему ведь пожарным стоит прочесать все помещения от стены до стены, вынести из огня всех найденных, а потом со спокойной совестью тушить возгорание, так нет, они бегают внутри горящего дома туда-сюда. Получается, что в одну и ту же игру как будто бы приходится играть снова и снова, вынес человека из огня – беги за следующим в произвольную точку карты. По сравнению с той же Пандемией тут чувствуется некая слабина. Там от начала и до конца партии разворачивается цельная история, вот учёные борется с заболеваниями, вот ищут лекарства, вот строят лаборатории. А во Flash Point ты всё время бежишь через огонь непонятно куда, испытывая острое чувство дежавю. Хочется более цельного процесса, а не зацикливания одной и той же ситуации вновь и вновь.

Тем не менее, игрушка получилась весьма качественной и как минимум почти такой же популярной, как Пандемия. Привлекательные компоненты, неабстрактный игровой процесс, простые правила и незаезженная тематика – вот слагаемые успеха Flash Point. И, хотя лично мне куда более по душе Пандемия с её глобальной картой и развитием внутриигровой ситуации (заражение городов, распространение инфекции), уверен, Flash Point понравится многим настольщикам, и в особенности тем, кто только недавно познакомился с миром настольных игр или предпочитает не очень сложные игрушки.

PS: Flash Point впервые была издана собственными силами разработчика игры Кевина Ланцига в 2010 году. Год спустя стартовала кампания по выпуску игру через систему Kickstarter. Игра привлекла к себе внимание и быстро собрала необходимые средства. В последующем к ней проявили интерес различные издательства а в 2012-м вышла вторая редакция игры, в которой на смену деревянным безликим фишкам пожарных пришли детализированные пластиковые миниатюры. В последующем разработчики выпустили ещё несколько дополнений, среди которых Urban Structures, состоящее из нового игрового поля и дополнительной карты роли, а также Second Story, где нужно тушить многоэтажные дома с лестницами и лифтами.