Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Князья»

Камрад Антон, скрывающийся под ником koltovo прислал мне собственный обзор игры Князья. В нём очень подробно расписывается эта игра, рассказывается о стратегиях, которые предпочитают новички и опытные игроки и объясняется, почему эта настолка очень нравится Антону

Долго выбирать первую настольную игру для себя и семьи мне не пришлось – конечно же, рекомендуемые всеми и с более-менее понятными правилами «Князья»!

Немалую роль при выборе игры играет её дизайн – а оформление «Князей» выше всяких похвал! Карты не только снабжены нужными в игре текстами действий и обозначениями, но ещё и обильно украшены в древнерусском стиле – обрамлены в рамочки, шрифт выведен славянской вязью, над текстом вставлены соответствующие картинки, причем не разнородные и выдранные из недр интернета, а явно тщательно прорисованные для игры, причем и они оформлены своими рамочками, и каждый вид карт имеет свой цвет, вдобавок ко всему, как изюминка, внизу карт вставлены цитаты из старинных летописей. В общем, карты и информативны – взгляда на них достаточно для принятия дальнейших решений, и радуют глаз. Оформление «Князей» придаёт игре несомненный исторический колорит, и в игру не просто играешь, а как будто действительно погружаешься в ту древнерусскую атмосферу.

Немного про игру – здесь мы «князья», строящие свои княжества, путём и мирного строительства, и коварных войн. Набравший в конце игры больше всех Славы (очков, указанных на картах) становится Великим Князем Всея Руси.

В игре нас ждут карты городов, построек, полезных событий и летописей. Карты войск используются для захвата вражеских городов или защиты своих. Карты неприятных событий и летописей играются на кого-нибудь из противников. Карты городов выкладываются на стол перед игроком и обустраиваются картами построек – церквями, монастырями, соборами, а то и укрепляются стенами и рвами, причем стены могут «апгрейдиться» — уже имеющийся частокол можно заменить на каменные стены, а каменные стены – на кремль. Карты городов и построек имеют определённую Славу, сумма которой и учитывается в конце игры, карты стен и войск имеют определённую Силу, которая имеет значение при войнах, но не учитывается в конце игры. Несмотря на кажущуюся в начале знакомства с игрой её простоту, на самом деле она довольно многостороння и щедра на нюансы.

Начинаются «Князья» с того, что каждый игрок, начиная с младшего по возрасту (а далее – с победителя предыдущей партии, то бишь, Великого Князя), берет себе по четыре карты в руку. И затем в свой ход игрок может либо взять в руку очередную карту из колоды, либо построить город (выложить на стол перед собой карту города), либо возвести постройку или укрепить уже существующий город (положить карту постройки или стен на карту города), либо пойти войной на другого «князя», чтобы захватить себе его город (выложить перед ним карту войск; про войны – опишу подробнее ниже), либо разыграть карту летописи (исполнить на себя либо противника действие, предписанное в карте летописи).

Кончается игра тогда, когда закончится колода, либо кто-то из игроков разыграет карту «Татарское нашествие», которая заканчивает игру раньше времени (но её можно отменить, применив карту «И бысть тишина»).

Тактика у игроков может быть разной – кто-то предпочитает в начале набрать как можно больше карт в руку, чтоб ко второй половине игры начать захватывать у соперников уже готовые и отстроенные города, кто-то – честно и старательно отстраивать свои города, помня, что учитывается только то, что на столе, а карты, накопленные в руку, могут уйти напрасно в конце игры – ведь они не засчитываются.

Как показал игровой опыт, больший успех имеет, как и в исторической практике, добропорядочное строительство городов, чем и стали в конце концов заниматься игроки моего круга, ну, а к войнам мы прибегаем, чтоб использовать всё-таки полученные карты войск, или же, чтобы исправить свое безысходное имущественное положение.

Войны – очень интересный аспект «Князей», придающий игре дополнительную эмоциональность – как же, тут и обида, перемешанная с возмущением, жертвы к нападающему, тут и коварство захватчика, тут и интрига, зарождающаяся, когда один игрок-«князь» начинает рассматривать и ворошить города других «князей», явно в поисках наиболее выгодного для нападения, тут и азарт битвы, кто кого побьёт али отобьётся. Все эти действия всегда сопровождаются оживлёнными комментариями и баталиями игроков и ненавязчивыми намёками на другие города, чтоб отвести нечистые намерения от своих владений.

Высмотрев наиболее подходящий город соперника, нападающий «князь» выкладывает перед этим градом свою карту войска, которая должна быть хотя бы на одну Силу больше города. Если в городе одни постройки, то его Сила нулевая, и можно в принципе выводить войско хоть в одну Силу. Но не стоит забывать, что у жертвы может быть в руке карта ополчения, Сила которого равна Славе города без построек минимум, или сумме Слав города с постройками максимум (это прописано на картах ополчения). Некоторые игроки учитывают этот нюанс и стараются не рисковать напрасно, но выкладывать карту войск Силой больше возможной защиты.

Защищающийся «князь» отбивается либо картой ополчения, если её Сила больше хотя бы на один балл карты нападающего войска, либо картой войска, имеющего бОльшую Силу перед противником. В случае успешной защиты коварный захватчик может продолжить бой, выкладывая следующую карту войск, и так до победного конца либо позорного отступления.

Еще бОльшую привлекательность игре придают карты летописей и событий, которые весьма важны, и которые могут весьма радикально повернуть ход игры, например, в тех же войнах «князь», не сумевший защитить от захвата свой город, может ехидно напакостить вслед, применив карту «Разграбление», которая уничтожает все постройки и стены в отнятом городе (но не стоит торопиться с местью, если на руках есть карта «Митрополичий суд», позволяющая вернуть себе отнятый град), либо отбиться одновременно несколькими картами войск с помощью карты «Мудрый воевода», либо совсем прекратить братоубийственную войну, использовав карту «Митрополичье осуждение».

Одним словом, эти карты летописей и событий придают игре невероятную многовариантность, давая игроку на выбор несколько возможностей так или иначе с разными последствиями ответить на ход противника.

Игра очень быстро осваивается игроками, буквально с первой партии, и в итоге, когда собираются быстро соображающие «князья», освоившиеся с игрой, то тогда игровой процесс проходит очень динамично, игроки быстро то берут карты из колоды, говоря «Пошёл» либо «Сходил», давая знать следующему игроку, что пора ему делать свой ход, то делают сюрприз сопернику, выкладывая перед его градом карту войск и говоря при этом «Княже такой-то, иду на вы», то благопристойно пристраивая к своему городу очередной храм и монастырь.

Вообще весьма прикольно комментировать игровые действия на древнерусском языке, этим достигается полная историческая тождественность игры, и после неё у игроков такое ощущение, как будто они посмотрели хорошее историческое кино, или прочитали интересную историческую книгу, настолько содержателен и объёмен по информативности игровой процесс «Князей», это видно и по тому, что во время игры часто возникают среди нас и споры на историческую тему, инициируемые соответствующими игровыми ситуациями, то есть игра ещё и просветительско-познавательная.

Механика игры отлажена идеально, карты ни убавить, ни добавить, каждая имеет свою ценность в игре, каждой ровно столько, сколько нужно для поддержания динамичности в игре. Я, например, пытался придумать какие-нибудь дополнительные карты в эту игру или дополнения (как это развито в «Манчкине»), и ведь ничего не приходит в голову, настолько всё органично в «Князьях», что не вызывает надобности в каких-нибудь доделках.

Огромный плюс «Князей» и в том, что в этой игре никто не выбывает до самого конца, все игроки играют до упора, и никто не оказывается в итоге обделён положительными эмоциями.

Также хороша игра и эластичностью правил, в том смысле, что в ней без ущерба для игровой динамики, а даже с пользой, можно вводить свои дополнительные правила.

Например, мы, почитав, как это делают другие игроки в «Князьях», попробовали в начале игры брать не четыре карты, а шесть, чтобы избавиться от «эффекта простоя» в первые два-три хода; выигравший в предыдущей партии у нас, как «Великий Князь», берёт вообще в начале игры семь карт; также стали поощрять постройку первого города дополнительной картой из колоды; — все эти нововведения сделали игру ещё интересней и динамичней.

Мы даже попробовали вести войны скопом, когда остальные игроки могли присоединиться к защите жертвы либо к нападению захватчика, выкладывая и свои карты войск, но этот вариант не прошёл, так как лишь ухудшил игру. Об этом я упомянул в пример того, что игра восприимчива к нововведениям и не сужает игроков строгими правилами.

В «Князья» хорошо играть как двум игрокам, так и намного большей компании (у нас доходило до пяти человек), ни в том, ни в другом случае игра не теряет своей привлекательности, и с одним, и со многими напарниками впечатления от «Князей» сугубо положительные. Но, конечно, в большой компании играется намного веселей, шумней и эмоциональней ?
Напоследок добавлю, что игра весьма легка в плане самиздата (сто карт на одиннадцати листах А4), и на её самодельное изготовление уходит не больше трёх часов в одиночку.

В постскриптум обзора я добавлю весьма интересную оценку «Князей», найденную мной на просторах интернета, которая тоже сподвигла меня к выбору игры.

P.S. Князья. Игра чисто карточная – есть большая колода и правила. Поначалу Князья кажутся достаточно случайными – вы тянете из колоды карту, что-то строите, что-то используете, нападаете или выкладываете летописи. Затем колода заканчивается, или игрок с более крупным городом играет карту «Татарское нашествие» – и заканчивается уже игра.

Через несколько партий один или два игрока обнаруживают тяготение к накоплению карт – они не строят города. Когда игра подходит к концу, они используют карту «Взять город», и просто забирают выигрыш себе. Следующее прозрение – карта престола, увеличивающая очки в три раза: фактически, с этой картой ты выигрываешь игру. Карты всего две, притом, что последняя отменяет выложенную первой – в результате выигрывает не тот, кто его в принципе построит, а тот, кто придержит до конца.

Продвинутые игроки начали копить карты и почти ничего не строить. Тут в дело вступили карты со смыслом – отобрать несколько карт соперника себе, или в «сыгранные», а также казавшаяся бесполезной карта «посмотреть карты соперника». Начинает развиваться тактика подготовки к последним раундам – все напряжённо следят за колодой, когда же она подойдёт к концу.

Победить накопительство получилось другой стратегией – выкладывать множество мелких городов и отстраивать их на 1-2 постройки. Ещё одну стратегию взяли на вооружение – играть «Татарское нашествие» где-то в начале игры, получается эдакий блицтурнир на выживание: всё равно все карты не разыграны и не взяты, и есть шанс, что карта передачи города ещё в колоде.

И тому подобное. В результате мы получаем несколько стратегий развития, исходя из начальных карт – у которых есть приблизительно равные шансы выигрыша, в зависимости даже от самых простейших действий: выложить ли город с одним очком, атаковать в конце игры войсками, сыграть карту летописи – всё это становится одинаково важным. Через 20-30 партий понимаешь, что в игре нет лишних карт и компонент, что любую битву войсками надо продумывать (терять их или нет), и т.п. Игра превращается из того, что поверхностное знакомство может расценить как «пьяницу на тему Руси», в полномасштабную карточную стратегию; в неё, благодаря быстрому старту без понимания тактики, можно завлечь играть любую девочку или даже ребёнка – а в результате получается сложная игра. В которой результат зависит целиком и полностью от игрока.

40 комментариев

  1. SkAZi

    Я по достаточно большому количеству пунктов несогласен с автором, в этой игре нельзя построить никакой тактики, игра абсолютно хаотичная, несбалансированная, говорить о какой-либо тактике или стратегии смешно. Игра про «Козырную Монтану», в общем.

    Выглядят карты, к слову, так себе, закос под этнику не на самом высоком уровне, текст легко читается людьми только с хорошим зрением, а качество колоды просто омерзительное: толщина никакая, вырубка неровная, на ощупь — дешёвые китайские календарики.

    Но при всех её недостатках, если вы играете в компании людей не склонных обижаться на везение противника — это забавный, быстрый филлер, правила которого объясняются очень быстро.

  2. ZoRDoK

    Согласен со скази — хаотичная игра, где всё зависит от прихода пары ключевых карт: престол и предательство. Никакой стратегии в игре нет — но благодаря своей рандомности она нравится новым игрокам, которые могут выиграть или проиграть, что, в общем-то, как в любой игре для детей.

  3. Антон

    Подобные мнения я уже читал, но, при всем своем уважении к вам, они не изменят моего (и других) восторга перед «Князьями» 🙂
    По моему скромному мнению и тому, что я вижу, «Князья» больше всего не нравятся либо тем, кто не играл в нее и следует мнению большинства, либо предпочитающим намного более сложные и занудные игры, которые не пойдут в семейном кругу, либо кто относится к ней с пренебрежением из-за того, что игра не импортная, не модная и не стоит от 1500 руб.
    Делал я игру сам, так что про качество тут нечего говорить 🙂 Конечно, оно на высоте.
    По моим сравнениям и изучениям игр, «Князья» и сейчас даст фору многим современным модным импортным настолкам.
    Кстати, посоветуйте, пожалуйста, какую мне игру следующую попробовать сделать, чтобы была с интригами и быстрым взаимодействием между игроками? Не слишком примитивная, но и не слишком сложная?

  4. Omi

    Отличные комментарии от тех, кто в эту игру не играл.
    Мне ее подарили на НГ, и играли мы в нее уже порядка 50 игр.
    Тактика там еще как присутствует.
    Про ваш *рандом и хаотичность* смешно слушать. Это фразу можно сказать про ВСЕ игры, в которых надо вытягивать карты из колоды.

  5. VDmitry

    Ну не во всех играх есть такие карты, которые из ничего могут сразу сделать все.

  6. SkAZi

    @Omi
    Прошу прощения, откуда выводы о том, что я в неё не играл? У меня эта игра больше полугода, партий сыграно около дюжины, причины играть в неё чаще я не вижу.

    Про рандом и хаотичность слышать смешно от вас, т.к. вы видимо играли в небольшое количество игр, где надо вытягивать карты из колоды. Я могу привести сходу кучу игр, где нет такого сумасшедшего хаоса: Бонанза, Колоретто, Цитадели, да даже Бэнг!, при всём её рандоме и то в разы менее случайная игра.

    Проблема Князей не только в том что надо вытягивать карты из колоды (хотя из-за того что сильных карт всего по 1-2 копии это тоже проблема), это единственная игра из тех, что я знаю, в которой можно в последний свой ход взлететь с 6-го места на первое, убив при этом лидера на корню, только лишь одной удачной картой. Это страшный дисбаланс. При хорошей игровой механике такого быть не может вообще никак.

  7. VDmitry

    А мне таки не нравиться сама возможность накапливать карты до одурения и то что выложенные на стол карты городов ничего кроме очков не дают.

  8. Ustas

    Фишка игры — не в возможности разработать и упереться в одну-две стратегии, а необходимость создавать новую стратегию в зависимости от меняющейся обстановки и приходящих карт — явно ближе к реальности 🙂 Но согласен, возможность одной картой взлететь с 6-го места в чемпионы — перебор.
    Кстати: «соответствующие картинки, причем не разнородные и выдранные из недр интернета, а явно тщательно прорисованные для игры» Автор тупо не знаком с темой: все войска — из набора открыток «Русские доспехи X-XVII веков» художника Семенова (выложен в интернете, находится на раз) и из разных сказок, оформленных Билибиным (тоже выложены, находятся на два). Причем художником «Князей» указан совсем другой человек — просто гнусно.

  9. Xneg

    SkAZi :
    Проблема Князей не только в том что надо вытягивать карты из колоды (хотя из-за того что сильных карт всего по 1-2 копии это тоже проблема), это единственная игра из тех, что я знаю, в которой можно в последний свой ход взлететь с 6-го места на первое, убив при этом лидера на корню, только лишь одной удачной картой. Это страшный дисбаланс. При хорошей игровой механике такого быть не может вообще никак.

    Ох-ох-ох)) у меня эта игра появилась почти сразу после выпуска, то есть, черти когда. Сейчас, конечно, тоже в нее не играем — приелась, но обвинять ее в чрезмерной хаотичности я бы не стал. И у нас никогда не случалось такого, чтобы «из грязи в князи», пардон за каламбур. Просто не надо строить один здоровенный город. Несколько среднеразвитых городов — вот ключ к победе.

    Ну а сама статья, извиняюсь, смахивает на некропостинг. Уж сколько копий был сломано по поводу Князей на том же ролемансере, не сосчитать.

  10. SkAZi

    А вот у нас такая ситуация наблюдалась трижды, т.к. одному из игроков вообще не шли ни города ни войска и он был просто вынужден застраивать один единственный город, чтобы хоть как-то двигаться дальше. В первом случае его просто сожгли, во вторых двух отъяли всё что нажито (с)

    Да и в любом случае, если у всех несколько среднеразвитых городов, то отъём одного среднеразвитого города точно так же выведет одного в лидеры, а второго уронит в отстающие.

  11. Xneg

    Потеря одного среднеразвитого города не столь критична, как потеря одного большого.
    Ну а карты не шли — такое в любой игре случается. Мое имхо: конечно, игра случайна и супер-стратегию а-ля Race в ней не построишь, но далеко не все так плохо, а если играть с записью очков по несколько партий, получается вообще хорошо, т.к. шансы уравниваются.

  12. VDmitry

    Никто не говорил что она плохая.

    > нападающий «князь» выкладывает перед этим градом свою карту войска, которая должна быть хотя бы на одну Силу больше города.

    Не помню чтобы что-то запрещало атаковать город. Бывают в городах укрепления, но не похоже что речь об этом.

    > В «Князья» хорошо играть как двум игрокам

    В Князья вдвоем? Точно?

  13. VDmitry

    @Антон

    > Кстати, посоветуйте, пожалуйста, какую мне игру следующую попробовать сделать, чтобы была с интригами и быстрым взаимодействием между игроками? Не слишком примитивная, но и не слишком сложная?

    Попробуйте например Цитадели.

  14. Xneg

    @VDmitry
    Ага, и про силу в правилах ничего не было (если не считать стены), и про то, что вдвоем играть…
    С учетом того, что за последние лет пять игру разобрали по косточкам, этот некро-обзор, да еще с ошибками, выглядит несколько странно.

  15. Антон

    За совет спасибо — попробую Цитадели.
    Насчет картинок — не знал, буду знать.
    Насчет Силы — все в правилах и обзоре написано, читать внимательней надо и играть вдумчивей 🙂
    Насчет некро — не согласен, мой обзор будет лишь третьим по счету по «Князьям», и для новичков хотя бы безусловно не помешает.

  16. Антон

    Насчет двух карт престола и отнять город — преувеличение. Новички еще не знают про их значение и не берегут под конец, опытные же практически сводят на нет их силу с помощью стр-ва нескольких городов и с помощью летописей. В нашем кругу еще не было такого, что «с шестого места на первое» 🙂
    даже было такое, что пустой игрок щедро дарил в конце престол другому 🙂 Тут еще от людей зависит.

  17. Xneg

    Антон :
    Насчет картинок – не знал, буду знать.
    Насчет Силы – все в правилах и обзоре написано, читать внимательней надо и играть вдумчивей
    Насчет некро – не согласен, мой обзор будет лишь третьим по счету по “Князьям”, и для новичков хотя бы безусловно не помешает.

    Высмотрев наиболее подходящий город соперника, нападающий «князь» выкладывает перед этим градом свою карту войска, которая должна быть хотя бы на одну Силу больше города.

    Не поленился, открыл правила — если в городе нет стен, его можно атаковать любым войском. Так что, да, читать надо внимательней или верить опыту людей, не единыжды в игру сыгравших.

    По поводу некро.. Ну, я имел в виду, что большинство настольщиков эту игру уже либо купило, либо решило не покупать. В продаже коробок тоже немного осталось (имхо), в общем, это не то же самое, что писать рецензию на только что вышедшую игру, в которую еще никто не играл.
    Заметьте, тут ведь комментирующие тоже комментируют даже не ваш обзор, а оставляют свои мнения об игре, которые давно сложились. Опять же, имхо.

  18. Антон

    Xneg, прочитайте следующую фразу, у меня ясно сказано, что «если в городе одни постройки, то его Сила нулевая, и можно выводить войско хоть в одну Силу. Но…» и так далее. Я думаю, что и так подробно все расписал. Странно, что вы споткнулись на этом месте 🙂
    а «Князья» никогда не устареют, как шахматы, и еще для многих они будут в новинку. Среди моих знакомых никто про нее до меня не знал.

  19. Xneg

    Повторюсь еще раз, брехня это! Постройки города влияют на его славу, очки славы влияют на силу ополчения, но не более того. Если у игрока НЕТ войск вообще никаких, то сколько бы построек не было в городе, его можно захватить даже единичным войском.
    «Князья» никогда не устареют… Вы мало играли в настолки 🙂

  20. Xneg

    Да, кстати, ни в коем случае не пытаюсь наехать. Правила перечитайте еще раз внимательно. А насчет некропостинга — для друзей полезная информация, но для большинства посетителей этого блога, имхо, нет.

  21. Антон

    Если у игрока нет войск, то есть летописи, если нет летописей, то есть события, и так далее. Ключевое слово здесь — ЕСЛИ. Чем «Князья» и хороши — они предоставляют игроку большой выбор действий и ответов на ход. А вообще у меня такое впечатление, что вы прочитали мой обзор очень невнимательно, втолковываете то же, что у меня и написано, только другими словами.

  22. VDmitry

    Просто вы так обрисовали процесс нападения на города — будто пытались передать типичный уровень рулбука из отечественных игр. Специально поясню: это когда без поллитры ничего не понятно. Самый яркий пример был: Дремучий Лес. Кстати, поиграйте, если найдете.

  23. VDmitry

    Но самое интересное — как вы вдвоем играли в Князей. Если мне идут города а врагу бойцы, то какой смысл играть — он свои войска обратит в мои города. При игре хотя бы втроем ситуация — что мои войска окажутся достаточными чтобы разбить двоих — не слишком вероятна. Но при игре вдвоем она практически неизбежна. Я мог бы предположить что ситуацию спасет ополчение, то есть тот факт что только часть карт — атакующие. Но полагаю что ничего оно не спасет, т.к. будет работать в обе стороны. Пусть я ополчение и не пущу в атаку, зато оно защитит награбленное.

  24. VDmitry

    Да, и еще. Если кто-то думает, что можно просто строить одинаковые слабые города для безопасности, то я бы оспорил такое поведение сыграв на один такой _чужой_ непримечательный город свой княжеский престол. И вот уже в игре есть город равный трем другим. Нужно только оставить себе еще любую из карт чтоб забрать городишко в конце игры обратно, и можно радостно наблюдать за судьбой этого игрока и событий вокруг его города.

  25. Leks

    Да уж, как играть в неё вдвоём- ума не приложу…)) но то, что игра хорошая- соглашусь. Новичков цепляет на раз, правила легко объясняются, играется в семейном кругу- тоже плюс. Она рандомна,это да, но не столь, чтоб с шестого места в князи. И ещё- когда она появилась, на рынке не было ттакого разнообразия, как сейчас, и мы провели за ней немало славных вечеров))

  26. Антон

    Я так дотошно написал про войну, чтобы новички избежали моей ошибки вначале, когда я по невнимательности в войнах учитывал Славы города наравне с Силами.
    Вдвоем игра играется вполне замечательно — красивые карты, интересный сюжет, перекинуться с другом или подругой на досуге очень даже приятно 🙂

  27. Антон

    Vdmitry, ваша ситуация на первый взгляд интересна (отдать престол, затем забрать готовый город). Таких карт две — «Святополк» и «вернуть отнятый город». Но, пока вы будете ждать, 1) тот престол перекроют другим, 2) город завоюют, и вы не сможете его вернуть, 3) постройки уничтожат, и так далее. Не все так здесь однозначно, в чем и прелесть «Князей» 🙂

  28. Leks

    КАК?! КАК перекинуться ВДВОёМ?! Это уж нужно мазохистом ИМХО быть, чтоб в Князей вдвоём перекидываться…

  29. VDmitry

    Забрать город себе можно как минимум еще двумя способами: сыграть престол позднее на себя и захватить войной. Еще его можно сжечь вроде, что тоже весело. Если престол перекроет другой игрок своим — тем больше мне потехи. Есть и другие способы — например отдать свой город, чтоб потом его отсудить обратно. Но фишка не в этом. Фишка в том, что все решится все равно в последний ход. И даже если у вас есть замечательный план, все равно неясно кто именно сделает свой ход последним, и какой козырь у него. Разведка вроде не помогает, т.к. ее просто недостаточно.

    С другой стороны фишка игры именно в большой силе карт, что приводит к резкой смене ситуации неоднократно за игру.

  30. VDmitry

    Leks :
    КАК?! КАК перекинуться ВДВОёМ?! Это уж нужно мазохистом ИМХО быть, чтоб в Князей вдвоём перекидываться…

    Без понятия. Я как-то хотел с сыном поиграть, но представив в уме что выйдет за бред, не стал пробовать. Может попробую на деле как-нибудь.

  31. Антон

    От людей зависит. Кто-то может ловить кайф от четырехчасовой политики в Twilight Struggle (сужу по обзорам), кто-то — от Коровы, Уно и Дуо (которые нам показались примитивными), а нам нравятся Князья. Для того, чтоб с пользой расслабиться — самое то. Что вдвоем, что впятером — одинаково.

  32. Xneg

    Так Twilight Struggle с ее ста абсолютно разными картами, довольно точно моделирующими ситуацию Холодной войны, и заточена под три часа (максимум) и двух игроков. Это чисто дуэльная игра, в которой как раз масса комбинаций, которые в свою очередь действительно в какой-то мере передают дух эпохи.
    А вдвоем играть в Князей не пытался, честно говоря, никогда. На безрыбье, конечно, и рак рыба.

  33. Xneg

    И тем не менее, еще раз, в описании у вас явная ошибка. Если вы играете так, что сила войска должна быть на единицу больше силы города (кстати, что такое сила города?!), то вы играете НЕПРАВИЛЬНО.

  34. VDmitry

    Не, там нет ошибки. просто вводятся понятия которых в игре нет. Речь идет о Силе, а не о Славе. А потом объясняется что такое Сила 🙂

  35. VDmitry

    > Если в городе одни постройки, то его Сила нулевая, и можно в принципе выводить войско хоть в одну Силу

    и т.д.

  36. Xneg

    @VDmitry
    Ну, я понял, что речь про Славу.
    Так все равно принцип как в дурака. Ходи хоть с самой младшей карты, никто не запрещает (Слава не играет роли), другое дело, может ли атакуемый отбиться.

  37. Анна

    @Xneg
    про некро и никому не нужно

    не согласна 🙂
    мы купили игру только что — сын только вырос. и покупали как раз ориентируясь и на этот пост 🙂

    и вдвоем тоже играли. Да, оно иначе получается, чем если играть втроем. но кайф тоже есть.

  38. Аноним

    @Антон
    А у тебя и ще есть князья

  39. Аноним

    @SkAZi
    А вы можете её продать

  40. игорь

    случайно наткнулся
    удивлен таким обилием негативных отзывов

    на мой взгляд это одна из лучших игр
    смесь покера с карточной цивилизацией
    сыграны сотни партий, примерно половина вдвоем, в походах
    жаль, что ее больше не выпускают

    и довольно сбалансированная

    да, в начале игры есть момент, когда надо набирать карты (и это немного утомляет)

    но есть большая вариантивность, несколько примеров:

    1. ну да, все гадают, у кого будет Татарское нашествие и Бысть тишина и первый этап игры зависит от этого
    но блеф никто не запрещает, ведь

    2. ну да, можно взять и лишиться главного города — а зачем засраивать толькро один город?

    3. ну да, есть княжеский престол — ну так сделай человеку гадость, подари ему стены (правила это позволяют, в свое время авторы даже отдельно каментили этот пункт, что они не думали о таком варианте, но он полностью в логике игры)

    4. да в игре есть рандом — есть примерно десяток карт, которые могут изменить ситуацию, но есть и стратегии, которые позволяют перехитрить эти карты

    Всем приятной игры )

    ЗЫ: если у кого есть ненужные наборы — моргните плз на
    [email protected] — думаю я знаю людей, кому можно пристроить парочку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑